Манщик у эскимосов что это
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ И БЫТА ЭСКИМОСОВ
Опыт изучения жизни и быта эскимосов
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Г.А.Ушаков
Пища эскимосов
«И в прежнее время, то есть до прихода европейцев, и теперь эскимосы питаются в основном мясом морских животных. Первое место среди них занимает морж, второе – тюлень (нерпа, лахтак) и третье – кит. Особенно лакомым считается оленье мясо, но его выменивают у соседей чукчей-оленеводов, и поэтому оно редко попадает в меню эскимоса. Кроме мяса этих животных, эскимосы едят мясо медведя, а в момент нужды – мясо песца и даже собаки.
Летом немалым подспорьем в питании служит мясо птиц. Эскимосы едят всех птиц, водящихся на Севере. Исключение составляют ворон и журавль, к которым относятся с предубеждением, но отнюдь не потому, что считают их «погаными». «Мясо очень крепкое», – говорят эскимосы, а они вообще предпочитают мясо мягкое, сочное и жирное. Но когда наступает голодовка, то и мясо ворона поедается с охотой, так как оно все же не крепче старых моржовых шкур, снятых с яранги, или ремней с упряжек и вкуснее мяса собаки, которыми приходилось питаться во время все более и более частых голодовок.
Вообще эскимосы не знают «поганых» зверей и птиц, которых нельзя было бы употреблять в пищу.
До своего знакомства с эскимосами я часто сталкивался с широко распространенным мнением, что они любят пить топленый жир. Среди известных мне эскимосов я не встречал ни одного такого любителя, И когда они слышали о таком мнении, то обычно говорили: «Врот!» (Врет!) – или же весело смеялись, принимая это за шутку.
Всякое мясо эскимосы охотнее едят, когда оно немного начинает издавать запах.
Кулинарные приемы эскимосов замечательно просты. Мясо в большинстве случаев едят сырым или замороженным, иногда – в вареном или сушеном виде.
В сыром виде в пищу идет и китовая кожа с прилегающим к ней слоем жира – «ман’так’». Большинству европейцев с непривычки «ман’так’» покажется неаппетитной, но на самом деле она обладает вкусовыми качествами, способными удовлетворить многих гурманов. По вкусу она несколько напоминает свежее сливочное масло, а еще больше – сливки. «Ман’так’» употребляется и в вареном виде. Тогда она менее вкусна и хрустит на зубах, как нежный хрящ. «Ман’так’», которая уже начинает издавать запах, называется «эквак».
Как «ман’так’», так и мясо вообще эскимосы варят в воде без соли и каких бы то ни было приправ. Обычно мясо вытаскивается из котла, лишь только хорошо прогреется, оно даже не успевает потерять сырой, кровяной цвет. Дичь варится таким же образом. Приготовляя к варке птиц, эскимосы не ощипывают их, а сдирают с них кожу. Потом кожа очищается от жира и выбрасывается, а жир идет на приготовление особого блюда, называемого «пуг’-нык’».
Во время своих поездок по острову мне часто приходилось отсиживаться от непогоды в эскимосских ярангах, питаясь «ман’так’». Когда свежей «ман’так’» не оказывалось, гостеприимные хозяева предлагали не менее вкусное блюдо – сушеное мясо, именуемое «ныфкурак’». На «ныфкурак’» идет мясо моржа, лахтака, нерпы и медведя. Способ приготовления очень прост. Из туши зверя вырезают вместе с позвонками ребра, между ними делают надрезы и вывешивают на солнце. Солнцу, слабому в этих местах, усиленно помогает ветер, и через три-четыре недели «ныфкурак’» готов. Особенно вкусным мне казался «ныфкурак’» из мяса лахтака. Морж и медведь слишком жирны, а жир на солнце приобретает неприятный горьковатый привкус.
Рыба, как и дичь, служит немалым подспорьем в питании эскимосов. Она, так же как и мясо, поедается большей частью в сыром или мороженом виде, реже – вареной и сушеной.
Из растений эскимосы употребляют и пищу листья ивы, луговой лук, сладкий съедобный корень и листья «нунивака», «сюк’-лъяк» (вид съедобного корня), «к’угылн’ик’» (щавель) и ягоды «ак’авзик» (морошку), «сюгак’» (голубику) и «пагунг’ак’» (шикшу).
Ягоды едят сырыми. Идут они и на приготовление лакомого блюда, о котором с восхищением отзывались мои спутники, но мне за отсутствием на острове оленей не удалось его испробовать. По описанию эскимосов, это блюдо нечто среднее между компотом и винегретом. Для его приготовления берется содержимое оленьего желудка и к нему подмешиваются ягоды – морошка, шикша или голубика. «Нык’нипих’тук’!» (Очень вкусно!) – говорили мои спутники, вспоминая об этом блюде. Не испробовав этого деликатеса, я не могу высказать своего мнения, но, несомненно, он необходим и полезен для эскимосов, так как здесь вообще очень мало растительной пищи.
Грибов эскимосы не едят, называя их «туг’ныг’ам сигутн’ат» – чертовы уши.
Из морских водорослей эскимосы употребляют в пищу морскую капусту, выбрасываемую на берег прибоем, но едят ее с интересной предосторожностью. Дело в том, что, по их убеждению, морская капуста может расти в желудке человека и этим вызывать боли. Предупредить такое явление, по мнению эскимосов, очень легко. Стоит только стеблем похлопать себя по голому животу, и тогда можно есть сколько угодно.
Любят эскимосы полакомиться различными морскими моллюсками. Собирают их в полосе прибоя или извлекают из желудка моржа. Мне не раз приходилось наблюдать во время охоты, как эскимосы, свежуя только что убитого моржа и распоров ему желудок, с удовольствием поедают извлеченных оттуда моллюсков».
«Все едят руками, нагибаясь над «к’аютак’ом» за каждым куском и делая своего рода слойки из ломтиков мяса и жира.
Полужидкие блюда, например, описанное выше угощение из ягод и содержимого желудка оленя, а у нас на острове – какую-нибудь кашу, едят без ложек. Кушанье выливается на «к’аютак’», и каждый погружает в него три пальца правой руки – указательный, средний и безымянный – и облизывает их. После насыщения хозяйка подает «вых’лъюк» – тряпку, и все вытирают губы и руки.
Посуда, как правило, не моется.
В настоящее время эскимосы привыкли к европейским продуктам и уже не могут жить без чая, сахара и табака, с трудом обходятся без муки. Но все же эти продукты являются второстепенными в их питании.
Чай эскимосы пьют до десяти раз в сутки, преимущественно кирпичный. Заваривают его очень крепким и редко дают воде вскипеть. Если вода нагрелась настолько, чтобы заварился чай, то этого достаточно. Когда же по недосмотру хозяйки вода закипит, то в нее опускают комок снегу, а иногда и холодный камень. Сахар употребляется только вприкуску.
Мука идет на приготовление «хавустак». «Хавустак» – это лепешка, сваренная в моржовом или нерпичьем жире. Хлеба эскимосы не пекут, но при случае едят его с большой охотой. «Хавустак» приготовляется следующим образом: мука заливается холодной водой, замешивается – и тесто готово. Если есть, кладут соду, если нет, прекрасно обходятся и без нее. Вот из такого теста делают лепешки и хорошо проваривают их в кипящем жире. Румяные с виду, эти лепешки тверды и безвкусны».
Из других «достижений» цивилизации среди эскимосов привилась водка. О «благотворных» последствиях проникновения водки в быт эскимосов говорить не приходится. Можно только приветствовать запрещение Правительством ввоза подобных продуктов в район Чукотки».
Табакокурение у эскимосов
«Другой не менее достойный продукт – тоже дар цивилизации – табак. От недостатка табака эскимосы теперь страдают не менее, чем от отсутствия мяса. Эскимос, не курящий и не жующий табак, – редкость. Мужчины поголовно не только курят, но и жуют его, женщины – преимущественно жуют. Жуют табак даже дети, и уже в десятилетнем возрасте едва ли на сотню ребятишек можно найти десятерых, не имеющих этой привычки. Мне много раз приходилось наблюдать, как эскимоски успокаивали плачущего грудного ребенка, засовывая ему в рот табачную жвачку. «Без табака рот сохнет», – оправдывают эскимосы свое пристрастие к нему».
Жилище эскимосов
Одежда эскимосов
«Основной материал, из которого делается одежда эскимосов, – олений мех. Для полярного климата это, безусловно, самый практичный материал. Одежда, сшитая из него, – легкая, мягкая, не стесняет движений и в самые сильные морозы прекрасно сохраняет тепло.
Все полярные путешественники сходятся на том, что мягкий, легкий, бархатистый мех северного оленя – лучший из всех мехов для одежды и спальных мешков.
Не менее ценное качество оленьего меха – его упругость, благодаря чему снег, набивающийся в шерсть во время метелей, не смерзается, как в любом другом мехе, и легко выбивается, поэтому одежда остается совершенно сухой.
Кроме того, эскимосы шьют одежду из тюленьих шкур, моржовых и тюленьих кишок и привозной хлопчатобумажной ткани, которую они начали использовать относительно недавно.
Шапки обычно носят лишь мужчины. Женщины зимой и летом чаще ходят с непокрытой головой. Самый распространенный вид головного убора – «насяпрак’» (малахай). По своему покрою он близок к шапке-шлему, но спереди более открыт. Обычно «насяпрак’» шьется из оленьего меха, как правило, снятого с головы животного. Оторочен он бывает преимущественно собачьим мехом, и только наиболее состоятельные эскимосы делают оторочку из меха росомахи.
Кроме «насяпрак’а», эскимосы носят «макакаки» и «насяг’ак’». Последние более распространены среди оленеводов-чукчей. Эти головные уборы, по существу, представляют собой разновидность «насяпрак’а»: «макакаки» несколько уменьшенная его копия, но верхушка у него срезана, так что сверху голова открыта. «Насяг’ак’» напоминает наш вязаный шлем, перед его опускается на грудь, а сзади он доходит до половины спины; под мышками он бывает перехвачен ременными завязками.
Летом, как правило, и мужчины шапок не носят, довольствуясь узким ремешком, придерживающим волосы.
Последнее время появились под общим наименованием «лък’-ик’» фуражки и кепки. Но большой необходимости в них нет, и они скорее являются роскошью и показателем материального благополучия.
Верхней одеждой мужчины служит «аткупик» (кухлянка). Девается она двойной: нижняя – «илюлик’» – надевается мехом внутрь прямо на голое тело, а верхняя – «к’аслъик’» – мехом наружу. Она имеет прямой покрой, напоминая рубаху без клиньев в подоле, с вырезом, в который можно только просунуть голову. К «илюлик’у» пришивается воротник (обычно из собачьего меха). Надевая «к’аслъик’», воротник выпрастывают поверх него. «Аткупик» достигает колен или даже закрывает их; подпоясываясь, эскимос высоко поднимает подол и собирает его в большую складку под поясок, который держится над самыми бедрами. Таким образом надежно прикрывается живот. Кроме того, складки заменяют карманы, эскимосы прячут в них трубку, кисет, спички, патроны, а в поездках даже бутылку с водой для намораживания льда на полозья нарты.
Штаны – «к’улъиг’ыт» – шьются из разного материала: оленьего меха, оленьих лапок и нерпичьих шкур, но по покрою все они одинаковы. Пояса на таких штанах нет, и стягиваются они не на талии, а на бедрах шнурком. Шнурком же стягиваются штаны и у щиколоток. Сзади они шьются несколько длиннее, спереди – короче, так что живот весь открыт. Никаких разрезов на штанах нет.
В зависимости от назначения и качества материала штаны делятся на «сюпак’ак’» – верхние, из оленьего меха, которые носят мехом наружу; «илыпх’аг’ык» – нижние, из того же материала, но сшитые мехом внутрь; «к’алнак» – верхние штаны из оленьих лапок; «тумк’ак’» – из нерпичьих шкур; «тунук’итылг’и» – из нерпичьих шкур, отделанные сзади вышивкой из красной и белой мандарки.
«Сюпак’ак’» и «к’алнак» носят только в холодное время года, «илыпх’аг’ык» – круглый год, а «тумк’ак’» – летом, «тунук’итылг’и» надевают только по праздникам. Это парадный костюм самых сильных борцов, так сказать, их отличительный признак…
Рукавицы, как правило, шьют с одним пальцем. Они не отличаются красотой, как и обувь эскимосов, предназначенная для зимних поездок и летней охоты, но не менее удобны и практичны. Зимой обычно носят «аг’илъюгык» – рукавицы из оленьих лапок шерстью вверх, а летом – не боящиеся воды «айыпх’атак» из нерпичьей шкуры. Фасон у тех и других одинаковый. Весной и осенью, когда нужно предохранить руки и от сырости, и от мороза, часто очень чувствительного, носят «аг’илъюгык». Тыльная сторона у них сшита из оленьих лапок, а передняя – из нерпичьей шкуры. Перчатки с пятью пальцами носят очень редко, больше по праздникам. Очевидно, они заимствованы у русских. Эскимосы их называют «ихыраг’ык», что дословно означает «ручники» («иха» – кисть руки).
В зимнюю дорогу эскимос надевает нагрудник – «манун’итак». Он обычно делается из нерпы или короткошерстного собачьего меха и предохраняет ворот от намерзания инея. В особенно холодное время надевают еще налобник – «к’агуг’итак’» – полоску из тонкого оленьего меха шириной в 3 – 4 сантиметра».
Обувь эскимосов
«В эскимосском языке насчитывается до двадцати терминов для обозначения разнообразных видов обуви. Обувь же вообще называется «камгыт». Судя по обилию названий, некогда эскимосская обувь была, вероятно, весьма разнообразна, Теперь же ассортимент ее значительно сократился. Современную обувь можно разделить на три основные группы: зимняя обувь, летняя обувь для морской охоты и сырой погоды, летняя обувь для сухой погоды и домашнего обихода.
Наиболее характерная деталь эскимосской обуви – ее подошва. Она всегда делается из лахтачьей шкуры. Шкура очищается от жира, вытягивается и высушивается. Дальнейшей обработке она не подвергается. Изготовленные из нее подошвы, намокнув, сильно садятся, и если подошва по размеру будет соответствовать ноге, то вскоре обувь станет негодной. Поэтому подошва всегда делается с большим запасом с каждой стороны. Загнув этот запас вверх (работа производится зубами), подошве придают форму корытца и в таком виде подшивают ее к голенищу. Намокнув и сев, она быстро теряет форму, но служит долго.
Особенно большой запас оставляют в летней обуви, предназначенной для сырой погоды.
Наиболее распространены в настоящее время «стулъюг’ык», «акугвиг’асяг’ык», «куильхихтат» и «муг’ник’ак». «Стулъюг’ык» шьют в виде короткого чулка, немного заходящего за щиколотку, перед и короткое голенище делают всегда из оленьих лапок. Голенище заправляют под штанину и туго стягивают шнурком последней, что исключает возможность попадания внутрь снега. В местных климатических условиях «стулъюг’ык» по праву можно считать идеальной зимней обувью. Это же название эскимосы присвоили и другому виду обуви, заимствованной ими, очевидно, у тунгусов и якутов, а именно – торбасам. От «стулъюг’ыка» они отличаются только более длинным голенищем, так что чулок закрывает колено. Эта обувь носится поверх штанов. Распространена она мало: для ходьбы и езды на нарте она неудобна, а при метели в голенище набивается снег.
Летом эскимосы преимущественно носят «куильхихтат» из нерпичьей шкуры с оставленной на ней шерстью. Голенища у них короткие, наверху имеется шнурок, который затягивается поверх штанины. Перед делается широким и от носка идет по прямой линии к щиколотке. Это позволяет надевать обувь, даже если, намокнув, она сильно ссохлась. Излишек переда завертывается в складку и затягивается оборой. «Акугвиг’асяг’ык» и «акугвыпагыт» очень между собой сходны. Только первые доходят до колена, и наверху их завязывают шнурком, а вторые выше колена и шнурка не имеют. Как те, так и другие шьют из нерпичьей шкуры, но шерсть с нее предварительно снимается. Перед так же широк, как и у «куильхихтат».
Создавая описанные выше типы обуви, эскимос заботился всецело о ее практичности, и надо признать, что он этого добился, хотя и в ущерб внешнему виду.
Зато не лишена изящества обувь, предназначенная для домашнего обихода и сухого времени года – «паяк’ык» и «муг’ник’ак». Эту обувь шьют из нерпичьей шкуры, перед делается из оленьего меха шерстью внутрь и украшается вышивкой».
Бытовые обычаи эскимосов
Астрономические знания эскимосов
По мнению автора, астрономические понятия эскимосов очень ограниченны. «Созвездия у них имеют свои названия: Большая Медведица – Северные Олени, Плеяды – Девушки, Орион – Охотники, Близнецы – Лук, Кассиопея – Медвежий След, Цефей – Половина Бубна».
Исчисление времени у эскимосов
Счисление времени ведется у эскимосов по луне, причем «единственной единицей времени является месяц – «танк’ик’» (луна). Понятия недели, года у них отсутствуют, ни один эскимос не знает, сколько ему лет.
Месяцев считается двенадцать, но так как лунный месяц имеет только 27,3 суток, то эскимосский месяц не представляет собой точно определенного периода времени, а постоянно передвигается. Из-за этого получается путаница, и нередко можно услышать, как двое стариков спорят, какой сейчас идет месяц. Спор большей частью разрешается обращением к жизни природы, которая, в сущности, и является истинным календарем эскимосов, что подтверждается названиями месяцев:
к’уйн’им к’алг’иг’вига – гон у домашних оленей – октябрь;
туп’тум к’алг’иг’вига – гон у диких оленей – ноябрь;
пынъиг’ам к’алг’иг’вига – гон у диких баранов, или ак’умак’ – месяц сидящего солнца – декабрь;
канах’таг’ъяк – месяц инея в ярангах – январь;
ик’алъюг’вик – месяц рыболовной сетки – февраль;
назиг’ахсик’ – месяц рождения нерп – март;
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Оле Йорген Хаммекен: Почему «эскимос» стало звучать оскорбительно?
Оле Йорген Хаммекен в каком-то смысле — посол культуры гренландских эскимосов в мире. Охотник и полярный путешественник, он провел несколько сложных экспедиций по арктическим территориям, в том числе пересек на собачьих упряжках ледниковый щит Гренландии и обогнул на открытой лодке Северный Ледовитый океан. Оле Хаммекен снялся в главной роли охотника на белого медведя в самом известном фильме на гренландском (эскимосском) языке Angry Inuk, выдвигавшемся на «Оскар» в качестве лучшего иностранного фильма в 2013 году.
Многие проекты и путешествия Оле Хаммекена сейчас посвящены проблемам резкого изменения климата Гренландии в связи с глобальным потеплением. Но наш разговор — не только о климатических проблемах, но и о повседневной жизни современной Гренландии и народа эскимосов, который теперь все чаще называют инуитами. В беседе принимает участие жена Оле Йоргена Хаммекена Галя Морелл — американка, бывшая гражданка СССР, художник, театральный режиссер и основатель культурного проекта Arctic without borders/«Арктика без границ», помогающего коренным народам Арктики сохранять свои традиции в меняющемся мире, и постоянно действующей культурной экспедиции Avanaa.
Собакам здесь не место
Ɔ. Новости о тающих в результате изменения климата ледниках Гренландии теперь становятся приметой каждого лета. Мы знаем, что климат в полярных широтах меняется быстрее и драматичнее, чем в других регионах планеты. Что означает потепление для эскимосов Гренландии?
Ответить на этот вопрос непросто. Все зависит от того, где именно живут эскимосы. Гренландию представляют единым регионом, но надо учитывать, что ее протяженность с севера на юг больше двух тысяч километров. С юга Гренландию огибает Гольфстрим. Поэтому на юго-западе острова, где живет большинство населения, зимы никогда не были особенно суровыми. Действительно суровая территория начинается к северу от залива Диско. Там к январю устанавливается устойчивый (не плавучий) лед. Чем дальше к северу, тем он толще. А разные условия к северу и к югу от залива Диско сформировали разные охотничьи культуры эскимосов. Южные эскимосы, как правило, охотились на каяках на открытой воде, северные же пользовались собачьими упряжками для того, чтобы добраться по льду до морского зверя. И я боюсь, что культура охотников с собачьими упряжками может исчезнуть.
Ɔ. С чем именно это связано?
Охотничьи экспедиции с использованием собачьих упряжек возможны только по твердому зимнему льду. А теперь, благодаря потеплению, этот лед отступает. Там, где раньше он стоял больше полугода, теперь он едва держится два месяца. У нас осталось не так много навыков и умений от тех славных предков-эскимосов, которые могли самостоятельно выживать в Гренландии. Теперь мы полностью зависим от тех продуктов, которые привозят сюда из самых разных частей света. То, что еще сохранилось, помимо нашего языка, — это культура каяка и охотничья культура с собачьими упряжками. Если она исчезнет, это будет самым тяжелым ударом, который может нанести потепление по эскимосам.
Ɔ. Вероятно, исчезновение навыков изолированного выживания в Арктике связано не только с потеплением. Все-таки цивилизация влияет на остров не только концентрацией парниковых газов в атмосфере Земли.
Думаю, поворотным для нас стал 1941 год. Тогда здесь появились американцы — они оккупировали Гренландию после того, как Данию заняли немцы и связь с метрополией прервалась. Собственно, тогда эскимосы познакомились с благами американской цивилизации. Здесь, например, появилась жвачка, изобилие шоколада и разных консервов. И позже большинство населения просто разучились обходиться без привозных продуктов. Правда, это не касалось небольших поселений к северу от залива Диско, поскольку там во время войны американцев не было.
Ɔ. Сохранялась ли традиционная эскимосская культура во времена вашего детства?
Думаю, что в значительной степени да. Поскольку, несмотря на завозимые продукты, другие элементы цивилизации приходили сюда медленно. Например, электричество в столицу Гренландии Нук пришло уже на моей памяти. В принципе жизнь оставалась изолированной даже с приходом новых средств массой информации. В частности, телевидение на острове появилось в 1970-е годы, но фактически мы здесь смотрели датские передачи с задержкой в четыре-пять месяцев, по мере того как записи доставлялись на кассетах. Смотреть рождественские программы в мае или июне было привычным делом.
Ɔ. Что вы можете сказать о состоянии этой культуры сейчас? Особенно об охотниках с собачьими упряжками?
Охотничья культура с использованием собачьих упряжек еще жива. Пожалуй, в наиболее полном виде она сохранилась в дальних северных поселениях. В частности, возле Туле (местность на крайнем северо-западе Гренландии. Прим. ред.) — там решением местной общины даже запрещено использование снегоходов. Впрочем, эскимосы Туле используют и каяки для летней охоты на морского зверя. Это последние хранители охотничьих традиций. Но сейчас их сохранение находится под угрозой даже там, ведь и около Туле становится все теплее. А для более теплого климата эта культура просто не приспособлена.
Ɔ. За счет чего живут те эскимосы, которые по-прежнему сохраняют свои охотничьи традиции? Из чего складываются их доходы?
В принципе, они живут довольно неплохо. Лучшее, что они могут добыть, — это шкура кита-нарвала. Сейчас она хорошо ценится, и они продают шкуры на юг Гренландии за вполне приличные деньги. К тому же, поскольку лед тает, теперь и там можно добывать рыбу. Пока ее много, и она очень хорошая.
Ɔ. Значит, с потеплением приходит и что-то хорошее, например, рыба и возможность рыболовства?
Отношения эскимосов с рыбной ловлей складывались непросто. Еще в 1920-е годы, когда к берегам Гренландии стало приходить много трески, датская колониальная администрация стала убеждать охотников-эскимосов попробовать ловить рыбу. На тот момент охотой занимались почти все обитатели Гренландии, и они отнеслись к этому предложению с подозрением. У нас тогда считалось, что рыбу могут вылавливать только женщины или дети — и то больше для развлечения, а для мужчины-охотника это унизительно. К тому же даже те, кто соглашались этим заняться, первое время пытались ловить рыбу со своих каяков, поскольку никаких других судов у них просто не было. Однако постепенно на острове появились деревянные лодки, люди поняли, что ловить рыбу выгоднее, чем охотиться, хоть и чертовски скучно. Но вы правы: развитие рыболовства, возможно, единственное преимущество, которое получает Гренландия вместе с потеплением. На островах сейчас есть неплохой рыболовецкий флот. С каждым годом по мере таяния льдов он может уходить все дальше на север. Сейчас мы — один из крупнейших добытчиков креветок. Кстати, многие креветки, продающиеся в России, пойманы у нашего острова. Ведь Гренландия, как и другие северные владения Дании — Фарерские острова, не попала под введенные Россией санкции на европейские продукты.
Оле Хаммекен и Галя Моррелл Фото: Личный архив
Эскимосы и инуиты разных стран
Ɔ. Территории, где живут эскимосы, принадлежат разным странам. В каких отношениях находятся эскимосы Гренландии, Канады, Аляски и России? Есть ли между ними какая-то солидарность? Понимание общих интересов?
В принципе, у нас существует Inuit Circumpolar Council — организация, которая объединяет всех эскимосов. Нам есть что обсудить и чего добиваться. Главная проблема заключается в том, что нас очень мало. Например, сейчас между Гренландией и Северной Канадой, провинцией Нунавут, где живут эскимосы, не существует прямого авиасообщения. Когда-то оно было, но решили, что здесь живет слишком мало людей, и линии закрыли. Корабли там тоже практически не ходят.
Ɔ. Не вызывает ли эта деятельность беспокойство у правительств тех государств, которым принадлежат арктические территории?
Оле: Да нет. Мы же только культурная организация. И потом, речь идет о таких маленьких поселениях, где живет так мало людей, что властям, кажется, нет до них особенного дела.
Ɔ. Организация, объединяющая эскимосов, называется Inuit Circumpolar Council. Ваш народ называют там инуитами, поскольку, с точки зрения борцов за права коренных народов, название «эскимос» оскорбительно. Но вы, кажется, свободно его употребляете и не чувствуете дискомфорта.
Не знаю. Я всегда считал себя эскимосом. Слово «инуит» в нашем языке действительно существует, но оно значит просто «человек». Так можно было кого угодно назвать, в том числе и белого человека.
Ɔ. А нет ли для белых людей особого слова в эскимосском языке?
Мы называли их Qalunaat. То есть людьми с большими бровями и животом. Но в принципе это не мешало им быть и «инуитами». О том, что мы должны называть друг друга инуитами, я услышал где-то в конце 1970-х и, надо сказать, удивился. Что случилось? Не знаю, кто и почему вдруг решил, что эскимос — это оскорбительное слово. Оно пришло из индейских языков и означало там «люди, едящие сырое мясо». Ну и что? Мы действительно его ели. Сами аляскинские эскимосы называли индейцев Egillit — это вообще значит «люди с гнидами в волосах».
Ɔ. А как смотрит на это молодое поколение? Оскорбляются ли они, если их называют эскимосами?
Многое зависит от страны. В Канаде, скорее, оскорбятся. На Аляске это воспринимается нормально. В Гренландии может получиться по-разному. В Нуке могут оскорбиться, а в северных поселениях до этого никому нет дела.
Фото: Galya Morrell
Комары и датчане
Ɔ. Сколько европейцев живет сейчас в Гренландии?
Точно не знаю. Думаю, около 8 тысяч.
Ɔ. Кто они? Все ли из них приехали сюда временно, на работу, или есть семьи, которые живут на острове несколько поколений?
Ну, о поколениях говорить не приходится. До 1970-х годов европейцев можно было тут пересчитать по пальцам. Но потом началась модернизация, в столице острова появились современные здания, и сюда приехало довольно много датчан. И, да, кажется, они теперь здесь живут и не очень хотят возвращаться в Европу.
Ɔ. А как складываются отношения между датчанами и эскимосами?
Знаете, у нас есть теперь поговорка, что разница между комарами и датчанами в том, что комары достают тебя только летом. Но думаю, что это все же отношения любовь — ненависть. Дания оставила большой след в нашей культуре. Вообще теперь к нам пришла цивилизация. На острове появились бездомные, а вскоре должна открыться первая в истории тюрьма. Мы все следили за ее строительством — ради нее у нас в Нуке отняли огромный кусок общественного пространства, где раньше все гуляли.
Ɔ. А что делали с преступниками до строительства тюрьмы?
Да ничего особенного. Их переселяли в специальные домики, где они должны были ночевать, а днем выпускали и они могли делать что угодно: работать, если есть работа, учиться, охотиться. Только если не приходили к 8 вечера назад, то дверь запиралась и им надо было ночевать на улице. А самых опасных отправляли в Данию. Но теперь Гренландия повышает независимость, и тюрьма у нее будет своя.
Фото: Galya Morrell
Компьютер по-эскимосски
Ɔ. Не будем больше про тюрьму. Как выглядит гренландская школа? На каком языке обучаются дети?
Учителя в основном датчане. И во времена моего детства мы с первого класса учили датский язык, а гренландский/эскимосский — только с третьего. Но теперь все поменялось. Теперь решено, что на острове эскимосский язык имеет приоритетный статус, поэтому обучение начинается на нем, а к датскому приступают позже — как иностранному. Но вообще считать датский язык иностранным для Гренландии, разумеется, некорректно. В конце концов, все, что связано с рекламой, тут все равно идет на датском языке.
Ɔ. Но все-таки люди общаются на эскимосском?
Да. И в этом отличие Гренландии от других населенных эскимосами территорий — в Канаде, на Аляске и Чукотке. Там люди во многом утратили родной язык и говорят на английском или русском.
Ɔ. А как поступают в эскимосском языке с новыми понятиями, как тут называются различные предметы современной технической цивилизации?
Вообще у нас существует специальный совет, который решает, как назвать на эскимосском ту или иную новую вещь. Например, компьютер по-эскимосски будет qarasaasiaq. Это можно перевести как «что-то, имеющее отношение к мозгам». А «мобильный телефон» будет attaveqaat nassar tagaq. Но как раз это слово не прижилось: все всё равно говорят mobile (мобиле).
Ɔ. Говорят, что вместе с изменением климата в Гренландии появилось много животных, которых раньше здесь не встречали, и это тоже филологическая проблема, поскольку слов для их наименования в эскимосском языке нет?
Да, это так. Например, у нас появилось много косаток, которые прежде обычно не заплывали в эти широты, но все же иногда они добирались до южной оконечности Гренландии и прежде, так что какое-то слово для них нашлось. А вот для появившихся здесь новых птиц и насекомых названий пока действительно нет. Это просто «птицы» или «насекомые». Но эта проблема решится. Например, мышей на острове тоже не было. Они приплыли на датских кораблях, но мы в конце концов придумали, как их назвать.
Фото: Galya Morrell
На своем острове
Ɔ. У потепления есть и другая сторона. Например, упрощаются условия для горных разработок. А это может создавать новые дилеммы — сохранять ли остров как уникальную малонарушенную экосистему или привлечь сюда побольше денег.
Пока горных разработок здесь немного. У нас добывают немного золота, цинка, есть планы разработки меди и редкоземельных металлов. Местные политики хотят повысить финансовую независимость страны, а значит, и заинтересованы привлечь сюда инвестиции, в том числе и в горные разработки. Правда, у них не все идет гладко. Например, недавно островные власти почти договорились с китайскими подрядчиками о реконструкции нашей системы аэропортов. Но это очень обеспокоило американцев, которые оказались не слишком рады тому, что китайцы будут строить взлетные полосы у американского континента в Арктике. Америке пошли навстречу, китайцев из проекта выкинули, а мы теперь должны платить за этот проект американские цены.
Ɔ. Если уж говорить о независимости, то насколько гренландские эскимосы к ней стремятся? Чисто с географической точки зрения страна может получиться немаленькой.
С 1979 года в Гренландии учрежден так называемый Homerule, то есть ей предоставлена автономия во внутренних делах. В 2009 году мы получили Selfrule — то есть гораздо более широкое самоуправление. Теперь некоторые наши политики говорят о том, что хорошо бы получить полную независимость к 2021 году, то есть к трехсотлетию провозглашения Гренландии владением Дании. Но этого, разумеется, не произойдет. Дания в хороших отношениях с Соединенными Штатами, здесь расположены американские базы. Так что, думаю, если Дания убедит эскимосов не думать о независимости, американцы против не будут. Кроме того, нас слишком мало — здесь живут 56 000 человек. Этого вряд ли достаточно для большой независимой страны. Правда, по этому поводу высказываются разные идеи: например, некоторые предлагают объединиться с Нунавутом — канадской провинцией, населенной эскимосами, и создать федерацию.
Ɔ. То есть вы перейдете от датской королевы к английской?
Можно сказать и так. Хотя некоторые политики строят другие планы — есть те, кто предлагают объединение с Исландией.
Ɔ. Насколько чувствуется на острове притяжение Америки? Если говорить не в географическом смысле, что ближе для жителя Гренландии — Дания или США?
Разумеется, Дания. В конце концов оттуда мы получаем порядочные субсидии. Про Америку мы сейчас особенно не думаем. Правда, с начала нулевых США говорили о режиме особых отношений с Гренландией. Тогда нам много чего пообещали — например, прямое авиасообщение с США, но ничего из этого так и не сделали. Так что про США все как-то забыли. Правда, теперь они немного засуетились, но главным образом, потому что боятся Китая.
Ɔ. Как можно понять, с Россией Гренландию, кроме продающихся в наших магазинах креветок, практически ничего не связывает?
Наверное, так. Разве что какие-то культурные вещи. Например, в Гренландии много лет жил американский художник Рокуэлл Кент — он известен своими лаконичными северными пейзажами и вошел в историю как классический иллюстратор «Моби Дика». Он придерживался социалистических взглядов, за что после войны его преследовали в США, и в 1950-е годы он подарил всю гренландскую коллекцию своих картин СССР, в том числе и многие из тех, что написаны в Гренландии. Можно, наверное, считать это какой-то связью.
Галя: Надо сказать, что судьба этой коллекции незавидная. В СССР ее разбили и раздали по самым разным музеям. Я находила следы этой коллекции на всем пространстве бывшего СССР от Киева до Чукотки. Все это грустно, особенно с учетом того, что на многих картинах изображены конкретные люди, мы знаем их детей, но они никогда не видели этих картин, поскольку они лежат по провинциальным запасникам.
Оле Хаммекен Фото: Galya Morrell
Самая христианская страна в мире
Ɔ. Как устроено эскимосское общество в Гренландии? Есть у эскимосов какие-то семейные кланы — группа родственников, связанных между собой и сохраняющих связь во многих поколениях?
Скорее, нет. У нас есть известные и уважаемые семьи, но это вопрос обычной соседской памяти. Многие могут помнить, что вот это внук того знаменитого охотника. Но чего-то похожего на племена или кланы в Гренландии нет.
Ɔ. В каких отношениях гренландские эскимосы находятся с христианством?
Формально мы одна из самых христианских наций в мире. 98% эскимосов Гренландии принадлежат к лютеранской церкви. Датчане в этом смысле были очень эффективны.
Ɔ. И что, они все ходят в церковь по воскресеньям?
Когда я был маленьким, ходили все. Мой отец был лютеранским пастором. В 70-е годы интерес к религии понизился, но сейчас возвращается. Правда, наша служба не похожа на датскую. В ней меньше формальности и чопорности. Все проходит «по-человечески».
Ɔ. А что такое «традиционное эскимосское Рождество»?
Оно очень похоже на традиционное датское. Сейчас из Дании даже привозят рождественские ели. Раньше елки изготавливали самостоятельно из деревянных шестов и особых тундровых растений, которые остаются зелеными круглый год. Их специально собирали осенью до выпадения снега.
Ɔ. Какие проблемы особенно беспокоят эскимосское общество, если не говорить о потеплении?
Их много. Например, Гренландия сейчас занимает первое место в мире по уровню самоубийств. Причем особенно высок этот уровень у молодежи и, прежде всего, у мальчиков-подростков. Это печальное и уникальное явление для современной Гренландии. Многие специалисты пытаются понять причины происходящего, и однозначного ответа пока не найдено. Конечно, для того, чтобы лишить себя жизни, нужна смелость, и по крайней мере можно сказать, что у подростков-эскимосов она есть. Но думаю, что связано это в том числе с разрушением традиционной охотничьей культуры. Так что виновато в этом может быть, в том числе, и глобальное потепление.
Галя: Мне приходилось разговаривать с учителями, работавшими в Нунавуте — эскимосской провинции в Канаде. Они отмечали, что эскимосские дети не очень заинтересованы в усвоении отвлеченных знаний — их интересует окружающий мир, природа и способы ее преобразования. То есть пока они не очень приспособлены к тому, чтобы искать работу и занятие в новом мире, и слишком привязаны к старому. Например, сейчас в Гренландии очень нужны геологи. Я спрашивала учителей на острове, не думает ли кто-то из местных школьников о такой работе, но, кажется, они не слишком заинтересованы. Поэтому геологов приходится привозить из Европы или из Китая. Возможно, это вопрос смены поколений, северные люди всегда адаптировались к переменам. Но для нынешнего поколения это действительно серьезная проблема.
Ɔ. В России и Америке алкоголизм — довольно большая проблема среди северных народов. Как складывается обстановка в Гренландии?
Здесь с этим тоже серьезные сложности. Борются с этим по-разному. Например, есть поселения, в которых торговля алкоголем запрещена. В последние годы потребление падает, люди учатся. Здесь действует американская программа помощи алкоголикам «12 шагов». Кажется, для местных жителей она довольно эффективна. Но вообще алкоголь появился на острове поздно. Его свободная продажа началась только в 1955 году. До этого у эскимосов использовались лишь шаманские снадобья, которые позволяли войти в опьянение.
Ɔ. Вероятно, на основе галлюциногенных грибов?
Скорее всего. Секрета никто не знает. Это использовали только шаманы наших великих предков. Они могли летать, поэтому и открыли Гренландию.