Мануальный объектив что это
Сравнение мануального объектива Samyang 85mm f/1.4 с Canon EF 85mm f/1.8 USM
Вернусь в недалекое прошлое. Когда у меня была «кропнутая» зеркалка, в роли портретника успешно выступал Canon EF 50mm f/1.8 II, который я в свое время очень удачно купил б/у за полцены. Однако, как ни крути, этот объектив стал мне «мал» — не сколько в плане светосилы, сколько в плане четкости картинки на открытой диафрагме — на f/1.8 объектив дает слишком «мягкую» картинку. Автофокус также не отличался особой точностью, тем не менее, зная его особенности, вполне можно было получить неплохой результат.
Начитавшись форумов, пестрящих фразами — «светосильный портретник 85 мм должен иметь любой уважающий себя фотограф», я загорелся купить себе такой объектив. Не то что я решил переквалифицироваться в портретиста, просто безумно хотелось попробовать, что же это такое. А тут еще, как назло, наступил праздник 23 февраля и жена спросила — «Дорогой, что тебе подарить?» У меня золотая жена! 🙂
На новый объектив был выделен бюджет в 400-450 долларов. В обозначенный ценовой коридор входят два объектива — Canon EF 85mm f/1.8 USM и Samyang 85mm f/1.4. Стоят они примерно одинаково — 11-13 тысяч рублей. Я тщетно пытался найти в интернет хоть какое-то сравнение этих объективов, это и натолкнуло меня на мысль написать эту статью.
Статья разбита на две части — теоретическую и практическую.
Теоретическая часть. Анализ тестов и обзоров
Этот раздел писался мной на том этапе, когда я еще не держал в руках ни тот ни другой объектив. В качестве источника исходных данных был использован зарубежный сайт photozone.de, с него я взял табличные данные о разрешающей способности, виньетировании, аберрациях и прочих вещах, которые можно измерить в лабораторных условиях.
Итак, приступаем к сравнению характеристик объективов.
Внешний вид
У Canon 85/1.8 все что нужно есть — удобное кольцо фокусировки, шкала дистанций в окошечке, выключатель автофокуса. У Samyang более широкое кольцо ручной фокусировки, что безусловно удобно, учитывая отсутствие автофокуса. Диафрагма выставляется отдельным колечком с шагом 0.5EV (промежуточное значение отсутствует между f/1.4 и f/2).
Samyang больше и тяжелее, чем Canon — 513 грамм против 425 грамм. Диаметр светофильтра у Samyang 72 мм, у Canon — 58 мм.
Минимальная дистанция фокусировки у Canon — 85 сантиметров, у Samyang — 1 метр.
Оптические характеристики
Важной вещью для портретного объектива является отсутствие дисторсии (выгнутых углов). У обоих объективов дисторсия менее 0.5%, то есть, невооруженным глазом ее разглядеть невозможно
Что касается разрешающей способности, вот графики с photozone.de:
Canon имеет замечательную резкость начиная с открытой диафрагмы. На диафрагмах до f/4 Samyang включительно имеет ощутимо худшее разрешение, особенно по углам кадра. При закрытии диафрагмы резкость улучшается, но до уровня конкурента все равно не дотягивает. Однако, в портрете «звенящая» резкость в углах не особо нужна.
Виньетирование
На диафрагме 1.4 Samyang виньетирует так же, как Canon на 1.8. На диафрагме 2 — существенно его превосходит.
Хроматические аберрации
«На бумаге» — замечательные показатели! Однако, ХА у объектива весьма ощутимо проявляются на открытых диафрагмах вокруг ярко освещенных объектов, например бликов на воде. Об этом неоднократно упоминается в отзывах пользователей.
Терпимо, но ощутимо хуже, чем у конкурента. На практике — есть та же самая проблема, что у Canon — хроматические аберрации вокруг слишком ярких объектов на открытых диафрагмах.
Боке на открытой диафрагме
При съемке этих тестовых картинок у объективов была установлена на минимальная дистанция фокусировки и максимально открытая диафрагма. Расстояние до фона — около 3 метров (снималась витрина со светодиодной подсветкой). Более сильное размытие у Canon обусловлено тем, что минимальная дистанция фокусировки у него меньше, чем у Samyang. В реальных «полевых» условиях Samyang даст более сильное размытие из-за большей светосилы.
Основное отличие боке в том, что у Samyang картинка более контрастна.
Как видим информации немало, но от этого не легче. Нет явного лидера — каждый объектив хорош по своему. У Samyang больше светосила и лучше боке (в равных условиях), но нет автофокуса. У Canon автофокус, лучше резкость. Эстеты жалуются на «слишком техническое» боке у Canon 85/1.8. Что это такое — спросите у них 🙂
Лично я больше склонялся именно к Samyang, так как уж больно хотелось иметь светосилу f/1.4. Опыт работы с «мануальной» оптикой (старые добрые Гелиос 44М и Зенитар 16) у меня есть, поэтому отсутствие автофокуса меня не пугало. Canon 85mm рассматривался как альтернативный вариант, который я куплю, если Samyang по какой-то причине мне не понравится.
Осталось только отправиться в магазин и подержать в руках оба этих объектива с целью выбрать тот, к которому душа ляжет больше.
Часть 2. В магазине.
Итак, имея в кармане нужную сумму денег, я отправился в фотомагазин Фотосклад.ру, цены в котором оказались самыми приемлемыми в Нижнем Новгороде и оба объектива были в наличии.
Что касается Samyang, у него есть две разновидности — с чипом и без чипа. Чип — это пресловутый «одуванчик», который активизирует функцию подтверждения фокусировки, которой все так одержимы. Тем не менее, у объектива с чипом выяснились две неприятные особенности:
Добавлено 13.03.2013 г. Оказывается, этот неприятный момент можно обойти! Надо выбрать в меню следящий автофокус, тогда съёмка будет возможна в любой момент.
Благодарю Игоря Егорова за поправку!
Именно по этим причинам я отказался от чипованной версии объектива. Обычная версия объектива хоть и давала некоторый проигрыш в оперативности, но вела себя более честно.
Подержав объектив Samyang 85mm f/1.4 в руках я отметил для себя, что объектив сделан весьма добротно. В конструкции преобладает металл. Обрезиненное кольцо фокусировки поворачивается с ощутимым усилием, я бы сказал, слишком большим. У кольца фокусировки очень длинный ход — с одной стороны, это позволяет сфокусироваться более точно, с другой — на фокусировку требуется больше времени.
Неприятный момент — если пытаешься быстро повернуть кольцо фокусировки, чувствуется небольшой вращательный люфт в области байонета.
На пластмассовых деталях Samyang, видимо, решил сэкономить. В комплекте с объективом идет бленда — довольно хрупкая на вид, крепление к объективу выглядит не очень надежным. Крышка объектива из наидешевейшего и противного на вид пластика — хоть и не ходовая часть, но все равно немного обидно.
Пришло время опробовать Canon 85mm f/1.8 USM. Объектив этот ощутимо легче, чем Samyang, что говорит о большем количестве пластмассы в конструкции. Тем не менее, никаких шатаний и болтаний выявлено не было. Объектив ощутимо компактнее, чем Samyang — это понятно, каждый лишний стоп светосилы склонен увеличивать диаметр объектива. Кольцо фокусировки ходит с гораздо меньшим усилием и диапазон его вращения намного меньше, чем у «мануального» Samyang.
Canon поскупился и в комплекте с объективом бленда отсутствует. В целом, когда подержишь объектив в руках, создается ощущение добротного среднего класса, но не более.
В ходе проверки, не отличающейся особой оригинальностью — фронт/бэкфокус, были забракованы все без исключения объективы, кроме самого простого Samyang без чипа. У двух экземпляров Canon был промах автофокуса — у одного бэк-, у другого — фронтфокус (по 1 см). Samyang с чипом вел себя не совсем предсказуемо и также выбыл из соревнования.
В результате я взял нечипованный Samyang 85mm f/1.4.
Первый опыт использования (и последний)
Когда «поюзаешь» объектив хотя бы один день, получаешь о нем гораздо больше информации, чем при прочтении 10 обзорных статей и лабораторных тестов — это факт.
Во время семейной прогулки в парке мы устроили небольшую фотосессию, в ходе которой были выявлены плюсы и минусы объектива Samyang 85 mm f/1.4.
Что понравилось?
1. Замечательная резкость начиная с диафрагмы 1.4. По сравнению с Canon 50mm f/1.8 — небо и земля, да и сравнивать не хочется.
2. Отличная цветопередача и контрастность картинки — цвета яркие и сочные. С ужасом вспоминаю 50/1.8, который на открытой диафрагме был намного менее контрастным.
3. Объектив замечательно размывает задний план.
Собственно, этих трех вещей достаточно, чтобы влюбиться в этот объектив!
Что не понравилось?
На легком морозе ход кольца фокусировки стал еще туже. Из-за этого оперативность при съемке стала вообще никакой.
Резюме
Объектив великолепен! Если вас не смущает отсутствие автофокуса, вы по достоинству его оцените! Но лично у меня эйфория быстро прошла. Связано это, прежде всего, со спецификой моего творчества — я пейзажист и мозги у меня лучше работают в «широкоугольном» направлении. Тем не менее, я получил новую порцию опыта и многое понял.
1. Для съемки «домашних» портретов (собственно, для этого объектив и покупался) качество картинки Samyang 85mm f/1.4 хватает с огромным запасом, однако, отсутствие автофокуса — серьезный недостаток, который способен превратить непринужденную прогулку в нудную постановочную фотосессию. Пока портретируемые ждут, что ты сфокусируешься, на лицах пропадают живые эмоции (особенно это касается детей).
Истинное предназначение объектива Samyang 85mm f/1.4 — неторопливая художественная портретная съемка!
2. Светосила f/1.4 — это вещь! Но снимать с полностью открытой диафрагмой очень непросто — ГРИП мизерная, очень легко промахнуться, особенно когда снимаешь с близкого расстояния. При ручной фокусировке здорово помогает LiveView с увеличением области фокусировки. Можно фокусироваться и по зеркальному видоискателю, однако, даже на Canon EOS 5D с его крупным видоискателем правильно сфокусироваться с первого получается не всегда. Что уже говорить об аппаратах с трех- четырехзначным индексом модели, у которых видоискатель ощутимо меньше. Выход — делать несколько кадров, каждый раз чуть поворачивая кольцо фокусировки, а потом выбирать самый удачный.
3. Если вдруг в интернете найдете фразы вроде «Объектив ****** — must have!» или «Каждый уважающий себя фотограф должен иметь такой объектив», не нужно воспринимать их как руководство к действию и бежать покупать этот объектив, особенно, если нет лишних денег. С другой стороны, опыт, полученный на своих ошибках — самый лучший. Возможно, кто-то сейчас вспомнит пословицу про то, что дурак учится на своих ошибках, а умный — на чужих, это его право. Покупка мной данного объектива была экспериментом — «а вдруг приживется?» Не прижился. И теперь я точно знаю, что хоть я и «уважающий себя фотограф», светосильный портретник мне не нужен. Я больше не буду тратить свое время на чтение статей про подобные объективы и разглядывать картинки с боке, лучше займусь чем-нибудь более полезным.
На следующий день я вернул Samyang 85mm f/1.4 в фотомагазин и поменял его с небольшой доплатой на сверхширокоугольный Samyang 14mm f/2.8, но это уже совсем другая история!
Выбор первого мануального объектива для камеры
Многие фотолюбители приходят со временем к желанию попробовать ручные объективы, среди которых есть масса «стекол», превышающих качеством современные китовые «зумы», идущие в комплекте с камерой, но при этом по смешной цене. Благо переходников с одного стандарта байонета на другой на Али полно…
Обычно начинают со старых советских объективов – это самый бюджетный способ попробовать – нужно ли оно вам.
. но многие забывают, что фокусное расстояние старого мануального объектива нужно умножать на кроп-фактор камеры, который у большинства фотоаппаратов составляет 1,5.
Иными словами, Гелиос-44 (который, к слову, даже не полтинник, а 58 мм), при умножении на 1,5 становится на большинстве популярных Кенонов, Никонов, Сонь и пр. уже объективом с фокусным расстоянием 87 мм. С ним уже, к примеру, не снимешь большую компанию за столом в среднестатистической комнате в квартире, и т.п. – угол «выстрела» объектива сильно сужается в сравнении с «полтинником», который ожидалось увидеть…
Этот совет не претендует на последнюю истину и не является откровением. Он отчасти из разряда «спасибо, Кэп!», однако моя практика показывает, что многие начинающие мануальщики нередко забывают про пересчёт фокусного расстояния и приобретают объектив не совсем с теми свойствами, какие ожидались.
Как снимать мануальным объективом на Никон, Кенон и любой другой фотоаппарат
Краткое пособие для новичков
Для начала поймите одну простую вещь.
При съемке все мануальные объективы ведут себя одинаково. Неважно, какая фирма выпустила объектив: Никон, Кенон или Самьянг с Сигмой.
Удобство, качество и комфорт использования различен, но принцип работы и способ съемки одинаков для всех мануальных объективов.
Я расскажу вам, какие неприятности могут подстерегать при использовании мануального объектива и как их можно обойти.
Нужен ли мануальный объектив?
Не нужно себя обманывать.
Мануальные объективы покупают только в двух случаях:
Как изменить значение диафрагмы для мануального объектива
Не все мануальные объективы позволяют управлять диафрагмой с фотоаппарата. Нередки случаи, когда диафрагма нужно устанавливать вручную, что создает много неудобств и лишает скорости оперирования.
Кольцо переключения диафрагм может быть тугим и небольшим, что приводит к расширению словаря матных слов у несдержанных новичков при попытках переключения диафрагмы.
Современные объективы позволяют изменять диафрагму настройками фотоаппарата.
Старые мануальные стекла могут потребовать специальные переходники для подключения к фотоаппарату и подтверждения фокуса. Как старые советские объективы Гелиос.
Покупать ли старые мануальные объективы
Я бы советовал не торопиться выбирать старое мануальное стекло.
Если отбросить россказни техноманьяков о красивом рисунке старых объективов, непревзойденном боке и светосиле, то большая часть этих объективов легко заменяется современными недорогими автофокусными фиксами.
Уверяю вас, они гораздо удобнее и практичнее.
Старые мануальные объективы немного выигрывают в светосиле и стоимости, но полностью проигрывают в скорости фокусировки.
Не забывайте, старые мануальные стекла разрабатывались под пленку и пленочные фотоаппараты. На современном цифровом фотоаппарате старый объектив может подарить большое количество хроматических аберраций.
Как фотографировать мануальным объективом
Известно, мануальные объективы не умеют фокусироваться автоматически. Их фокусируют вручную, вращая кольцо фокусировки до появления резкости в нужном месте кадра.
Из-за отсутствия автофокуса вы не можете быстро сфокусироваться.
Чем быстрее двигается объект съемки или меньше глубина резкости, тем сложнее навестись на резкость.
Темный оптический видоискатель и съемка в сумерках осложняют ручное наведение резкости.
Возникает вопрос, как не промахиваться фокусом?
Увы, но вариантов немного:
У меня есть мануальный объектив Samyang 85 мм.
Признаюсь, я не успеваю наводиться и попадать фокусом в играющего ребенка, если использую диафрагму меньше f/2,8.
Прикрытая диафрагма снижает количество снимков вне фокуса, но кардинально проблему не решает.
Красота этого неплохого мануального фикса раскрывается, когда ребенок спокойно позирует. В моем случае, это большая редкость.
Съемка мануальным объективом ничем не отличается от съемки любым другим объективом с поправкой на отсутствие автофокуса.
Мануальные объективы бывают и фиксами и зумами. Этими объективами снимают также, как и любым автофокусным зумом или фиксом.
Все, что нужно для съемки на мануальном объективе это правильная экспозиция, композиция и замысел фотографа.
Снимая мануальной оптикой невозможно промахнуться фокусом из-за самого объектива. Фокусом промахивается только фотограф.
Мануальный объектив не умеет фокусироваться автоматически и фокусироваться на нем нужно вручную, вращая соответствующее кольцо фокусировки.
На первый взгляд невелика проблема, но достаточно сложно попасть в фокус при открытой диафрагме ниже f/2,0.
Здесь сказывается малая глубина резкости, что дополнительно может усугубляться близкой дистанцией фокусирования, плохим оптическим видоискателем или плохим зрением фотографа.
Когда я столкнулся с тем, что очень часто промахивался фокусом на столь открытых диафрагмах, то я просто перестал их использовать. 🙂
Позже, когда я вовсю фотографировал на диафрагменных числах от 2,0 до 5,6 на мануальном объективе, пришло понимание того, что открывать диафрагму до f/1,4 уже и не зачем.
Столь малая глубина резкости оказалась ненужной, а съемка на прикрытых диафрагмах обеспечивала большее удобство и комфорт.
Если вы уверены, что у вас есть время на возню с ручной фокусировкой и ваша модель стоит спокойно, то можно использовать диафрагму 2,0 и ниже.
Если же вы снимаете репортаж на ходу, то съемка на диафрагме 3,6 и выше выглядит более надежной и снижает вероятность промаха фокусом.
К слову сказать, чем сильнее закрыта диафрагма, тем проще попадать в фокус из-за большей глубины резкости.
Промах фокусом при недостатке освещения
При недостатке освещения промах фокусом, практически, гарантирован.
Проблема заключается в том, что тяжело увидеть в оптический видоискатель тот момент, когда объекты становятся резкими при настройке резкости на мануальном объективе.
Дополнительно проблема усугубляется открытой диафрагмой т.е. съемкой с малой глубиной резкости и плохим зрением фотографа.
Сложно дать какой-либо дельный совет в данной ситуации.
Либо не снимать в полутьме, либо делать большее количество кадров, уточняя подстройку фокуса на каждом кадре и надеясь, что какой-нибудь кадр окажется резким.
Можно также попытаться сфокусироваться по дисплею в режиме LiveView, но я сего способа фокусирования избегаю и поэтому ничего посоветовать не смогу.
Стоит ли работать с мануальным объективом
С высоты своего опыта использования я считаю, что основная проблема заключается в сложности фотографирования подвижных и динамичных сцен.
Во всем остальном современный мануальный светосильный объектив предлагает качество рисунка не уступающее автофокусным аналогам. Но стоимость будет значительно ниже автофокусных собратов.
Прикрепленная выше фотография показывает возможности недорого автофокусного кита 18-55 мм при небольшом умении обрабатывать фотографии.
Нужно ли страдать, снимая недорогими или старыми мануальными стеклами, которые не предложат значительно лучшей картинки?
Как правильно фокусироваться на мануальном объективе и не промахиваться фокусом
Я не буду вам сейчас рассказывать, что такое мануальный объектив и как на нем нужно снимать.
Для любопытствующих есть отдельная статья, посвященная вопросу, как снимать на мануальную оптику.
Маленький спойлер: Снимают также, как и на любой автофокусный объектив с поправкой на ручную фокусировку.
Наибольшую проблему при съемке на мануальные стекла доставляет их фокусирование.
В идеале это легко и просто.
По факту же, существует большое количество ограничений, что затрудняют правильное фокусирование на мануальных объективах.
Неопытным фотографам сложно попадать фокусом, снимая на мануальные стекла.
Список возможных причин промаха фокусом невелик.
Прежде, чем вы начнете читать дальше, поймите одну простую вещь:
Все мануальные объективы ведут себя одинаково и совершенно не важно, что за фирма выпустила этот объектив: Никон, Кенон или Самьянг с Сигмой.
Удобство и комфорт использования может быть разным, но принцип работы и использования будет один и тот же.
С абсолютно любым мануальным объективом придется делать следующее:
Список причин ошибок фокуса небольшой, но проблем доставляет изрядно, особенно новичкам, что попались на вау-эффект при просмотре фотографий, кои были сделаны тем или иным мануальным светосильным стеклом.
Мануальный объектив не умеет фокусироваться автоматически и фокусироваться нужно вручную, вращая соответствующее кольцо фокусировки.
На первый взгляд фокусироваться несложно, но достаточно сложно попасть в фокус при съемке на открытых диафрагмах ниже f/2,0.
Суть проблемы кроется в узенькой полоске резко изображаемого пространства, которую очень сложно разглядеть в темном видоискателе.
Плохое освещение и плохое зрение фотографа дополнительно усугубляют проблему.
Фотограф получает либо расфокусированный снимок, либо снимом с фокусом не в том месте.
Если у вас есть время на возню с ручной фокусировкой и ваша модель стоит спокойно, то можно использовать открытую диафрагму f/2,0 и ниже.
Однако если вы снимаете репортаж на ходу, то съемка на прикрытых диафрагмах от f/3,6 и выше выглядит более надежно и снижает вероятность промаха фокусом.
К слову сказать, чем сильнее закрыта диафрагма, тем проще попадать в фокус, благодаря большой глубине резкости.
Ситуацию промаха фокусом на мануальном объективе, несколько спасает подтверждение фокуса на современных зеркальных фотоаппаратах.
Когда фотоаппарат фокусируется правильно, фотограф видит появление красного маркера подтверждения фокусировки в видоискателе.
Но в моем случае, при использовании мануального фикса Samyang 85 мм на Pentax K5II, подтверждение фокуса работало некорректно. Оно загоралось раньше, чем фотоаппарат оказывался сфокусирован в нужном мне месте.
Итогом было нахождение точки резкости не в том месте, где хотелось бы.
Как будет в вашем случае, мне предсказать сложно.
Подтверждение наступления фокуса не работает на старых советских объективах, вроде Гелиоса. Для его корректной работы, впрочем как и для установки объективов Гелиос на фотоаппараты Кенон или Никон, требуется переходник с чипом.
Честно говоря, я не понимаю стремления использовать старые мануальные стекла на современных фотоаппаратах.
Недорогой автофокусной светосильной оптики продается очень много. Достаточно вспомнить знаменитый автофокусный фикс 50 мм 1,8.
Промах фокусом в условиях недостатка освещения
Точному фокусированию на мануальных стеклах может помочь режим LiveView.
В этом режиме фокусирование происходит по дисплею фотоаппарата. Вы можете увеличить снимаемый фрагмент на дисплее и уточнить фокус.
Способ хорошо работает в условиях недостатка освещения, но он крайне медленный.
В инструкции вашего фотоаппарата подробно описывается, как включить и использовать режим LiveView.
Чаще всего режим LiveView используют при съемке макро или предметки.
При недостатке освещения промах фокуса гарантирован, если вы пытаетесь разглядеть появление зоны резкости в оптическом видоискателе.
И чем меньше зона резкости, читай глубина резкости, тем сложнее разглядеть ее появление в оптическом видоискателе.
Сложно что-то посоветовать в подобной ситуации.
Либо не снимать в полутьме, либо делать большее количество кадров, уточняя подстройку фокуса на каждом кадре и надеясь, что какой-нибудь кадр окажется резким.
Режим LiveView в условиях недостатка освещения может быть спасением для фотографа.
Фронт фокус и бэк фокус на мануальном объективе
Как я уже указал, подтверждение фокуса может срабатывать раньше или позже, нежели фокус окажеться в нужном месте.
Неопытных фотографов это наводит на мысль, что у манульного объектива есть фронт фокус или бэк фокус в зависимости от того, где оказывается фактическая зона резкости.
Мануальная оптика не обладает фронт- или бэк фокусами.
Есть только ошибка автоматики фотоаппарата в подтверждении фокуса или фотограф не увидел появление резкости в нужном месте кадра.
Не докрутил. Или перекрутил.
Это можеть быть проблемой системы фотоаппарат-мануальный объектив, но говорить о проблемах фронт фокуса или бэк фокуса самого объектива неверно.
Мануальные объективы не страдают ошибкой фокусирования.
Ошибаться может только фотограф или автоматика фотоаппарата с подтверждением фокуса.
Разумеется, чем меньше глубина резкости и сильнее недостаток освещения, тем сложнее разглядеть в оптическом видоискателе появление резкости в нужном вам месте.
Это приводит к расфокусированным снимкам, и укрепляет начинающего в мнении, что его мануальное стекло неисправно или неотъюстировано.
Если вам любопытно мое мнение относительно мануальных объективов, то я предпочитают родную недорогую автофокусную оптику.
Лучше заморачиваться над тем, что снимать, вместо как и чем.