Мап сенсор что это
MAP сенсор — что это?
MAP сенсор — что это?
Давайте поговорим о том,что такое MAP сенсор и как он работает.
MAP сенсор (Manifold Absolute Pressure) или же ДАД (Датчик Абсолютного Давления), устанавливается на впускной коллектор и является ключевым устройством для отправки нужного сигнала для блока управления двигателем (ЭБУ). Согласно значениям, полученным от MAP, блок управления двигателем «знает» как управлять углом опережения зажигания и корректирует работу двигателя,согласно своим топливным картам, прописанным в нём заводом-изготовителем.
Принцип работы основан на подсчете вакуума, образуем ого двигателем в процессе работы. Рассмотри м на простом примере.
Двигаясь в спокойном режиме, когда дроссельная заслонка немного приоткрыта и не требуется никаких резких ускорений или нагрузок на двигатель, потребление воздуха двигателем крайне мало, а разрежение, созда ваемое внутри, имеет достаточно большое значение. При таких условиях работы, MAP отправляет сигнал на блок управления двигателем, который, опираясь на топливные карты, заставляет его работать с меньшим потреблением топлива.
Реклама (для поддержания штанов)
Другими словами, MAP сенсор измеряет давление внутри двигателя. Когда двигатель не запущен, то MAP видит барометрическое давление,которое нас окружает. Но стоит запустить двигатель, как он начнет измерять давление внутри себя, а когда заслонка полностью открыта, то значение между внутренним давлением и наружним барометрическим постепенно сокращается.
Автомобили марки JEEP, оснащенные инжекторными двигателями 2.5L, 4.0L, 5.2L, оснащены MAP сенсорами аналогового типа.
Датчик МАР состоит из двух камер, разделенных гибкой диафрагмой. Одна камера является «воздушной», кото рая может быть либо герметизирована, либо связана клапаном с внешней средой, а другая камера абсолютно вакуумная и она соединена с впускным коллектором трубкой или же стоит непосредственно на коллекторе.
Чувствительная схема внутри датчика MAP, контролирует движение диафрагмы и генерирует сигнал, изменяющийся пропорционально давлению. В результате этого процесса,образуе тся аналоговый сигнал напряжения, который обычно находится в диапазоне от 1 до 5 вольт.
Аналоговые датчики MAP обычно имеют три контакта в разъеме: землю, опорный сигнал 5 вольт от ЭБУ и обратный сигнал. Выходное напряжение обычно увеличивается, когда дроссель открыт и вакуум внутри двигателя падает. Теперь, когда мы с вами понимаем основной принцип и знаем как работает MAP сенсор, давайте поговорим об устройстве, которое способно внести коррекцию в работу двигателя,незави симо от его нагрузки.
Реклама (для поддержания штанов)
Мы знаем, что ЭБУ получает сигнал от MAP, который генерирует вольты. Так давайте обманем MAP и дадим ему те вольты, которые мы сами хотим. Это может быть необходимо для экономии топлива, путем обеднения смеси или же получения большего КПД для обогащения смеси. Это устройство может быть полезно, если вы модернизировали впускной коллектор и установили форсунки с большей производительнос тью, либо просто хотите сэкономить топливо при движении по трассе.
Датчики абсолютного давления газа (МАП сенсор) ГБО 4-го поколения: причины поломок и их устранение
В состав современного газобаллонного оборудования (ГБО) входит ряд электронных устройств, призванных обеспечить его надёжное и эффективное функционирование. Одним из таких приборов является мап сенсор ГБО 4 поколения, он же датчик абсолютного давления (ДАД), разрежения и часто температуры.
Назначение
Мап датчик ГБО представляет собой аналоговый или цифровой прибор, контролирующий абсолютное давление (АД) в системе ГБО, иными словами, степень разрежения воздуха во впускном коллекторе ДВС.
Полученные от датчика сведения поступают к системе управления газовыми форсунками для расчёта плотности и расхода воздуха при приготовлении газо-воздушной смеси. По величине АД определяется нагрузка на двигатель в конкретный момент времени при любом угле открытия дроссельной заслонки.
От корректной работы датчика абсолютного давления газа зависит соотношение воздуха и подаваемого газа в газо-воздушной смеси, поступающей к камере сгорания ДВС. В случае передачи некорректных данных на электронный блок управления (ЭБУ) ГБО качество смеси не будет соответствовать оптимальному значению (то есть смесь будет либо обогащённой, либо обеднённой), что приведёт, как минимум, к потере мощности и перерасходу топлива.
Общепризнанные производители ГБО 4 поколения обычно комплектуют свою продукцию датчиками давления газа. Однако эти устройства можно приобрести по отдельности и встроить в уже установленную систему.
Устройство и принцип действия
Несмотря на важность выполняемой работы, МАП сенсор является весьма надёжным, неприхотливым устройством. В корпусе прибора расположены пьезорезистивные преобразователи (датчики). Прибор сопоставляет давление в подводящем штуцере с давлением в этих датчиках, в зависимости от полученной разности посылает сигнал ЭБУ в виде выходного напряжения. По мере снижения АД (иными словами, с увеличением степени разрежения) в коллекторе значение выходного напряжения постепенно уменьшается.
Хотя МАП сенсор принято называть датчиком давления (поскольку это и есть его основное назначение), на самом деле он выполняет ещё дополнительные функции, а именно: измеряет разрежение воздуха, а иногда и температуру газа. То есть, в корпусе прибора фактически находятся два или три датчика, следящие за соответствующими параметрами.
Неисправности и проверка работоспособности
Практика эксплуатации МАП сенсора показывает, что нарушение его работоспособности нередко связано с неправильным монтажом. Необходимо понимать, что устанавливать прибор следует в точке, находящейся выше входного коллектора, а также рампы газового распределителя и фильтра тонкой очистки, к низу разъёмом (фишкой). Это исключает скопление пара, загрязнений и конденсата в корпусе датчика, повышает надёжность, корректность его работы.
Первыми признаками того, что МАП сенсор вышел из строя, являются:
Помимо субъективной оценки можно применить «научный» подход с использованием вольтметра (для измерения напряжения) и медицинского шприца (для создания вакуума). Однако вряд ли найдётся много желающих утруждать себя подобным экспериментом.
Самый точный метод проверить работоспособность прибора (по давлению) — с помощью сервисного диагностического оборудования.
Чаще всего причиной неполадки является пробой датчика давления, он перестаёт фиксировать изменение давления газа. Однако и датчик разрежения может дать сбой, например в том случае, если перепутаны шланги давления и разрежения. Но есть производители, которые объединяют эти датчики для управления одним контроллером, тогда подключить шланги к map sensor можно в любом порядке.
Другой причиной может стать окисление проводов или утечка газа из-за износа резиновых уплотнителей (колец), потеря герметичности пластикового штуцера-тройника. Дефект не сложно обнаружить путём визуального контроля, а также исправить (в продаже имеется ремкомплект).
Большинство автомобилистов при возникновении малейших проблем с нормальной работой ГБО 4 поколения не стремятся проверить мап сенсор, а торопятся его поменять. В то же время во многих случаях есть реальная возможность «реанимировать» этот прибор, после чего он способен успешно проработать не один год. Таким образом, можно сэкономить порядка 3 тыс. рублей. Стоит ли игра свеч, каждый решает сам.
Ремонт своими руками
Отремонтировать МАП сенсор своими силами может даже не очень искушённый в этом деле автолюбитель. В частности, предлагается следующий порядок замены датчика давления и/или разрежения.
PS-02 марка датчиков давления MPXHZ6400A
Map-сенсор фирмы Стаг (Stag) PS-02 plus маркировка датчика — S030/bg9-15
После сборки остаётся поставить МАП сенсор на прежнее место, подсоединить разъём и проверить работоспособность ГБО.
Датчики абсолютного давления PS-01 и PS-02 – возможна ли взаимозамена
Эти популярные электронные устройства польского производства предназначены для ГБО 4-го поколения и устанавливаются в системах распределённого впрыска например Digitronic, Stag с целью передачи частотного сигнала ЭБУ. Оба прибора работают как на метане, так и на смеси пропан-бутан.
Их различие состоит в том, что МАП сенсор PS-01 измеряет лишь два параметра: давление газа у газовых форсунок, степень разрежения (вакуум) во впускном коллекторе, в то время как температура газа измеряется отдельным датчиком. А вот PS-02 более универсален: помимо давления и вакуума он определяет ещё тепловой режим (т.е. имеет в своём составе три разных датчика), что позволяет формировать более точный сигнал на ЭБУ.
При выходе из строя датчика PS-01 возникает естественное желание поменять его на более совершенный аналог. На первый взгляд, ничего сложного здесь нет, однако различная распиновка приборов может вызвать некоторые затруднения при решении данной задачи.
Что касается оранжево-чёрного и чёрного провода, то тут всё ясно: вместо температурного датчика они присоединяются к разъёмам PS-02 соответствующего цвета. А для правильного подсоединения белых проводов нужно обратить внимание на маркировку клемм PS-01. Она выглядит так: 1 — P1 (supply +), 2 — P2, 3 — P3 (MAP). Это значит, что клеммы Р1, Р2, Р3 соответствуют клеммам 1, 3, 4 на PS-02.
После подсоединения PS-02 остаётся демонтировать датчик температуры и ставший ненужным PS-01. Их можно выбросить, но лучше оставить – вдруг ещё пригодятся.
Как выбрать датчик абсолютного давления
Коротко о назначении
Напоминаем, что двигатель является самым крупным потребителем воздуха среди автомобильных агрегатов. Для нормального формирования топливно-воздушной смеси ему требуются большие объемы воздуха. При этом чем больше воздуха (до определенной доли), тем качественнее будет смесь – она лучше и быстрее сгорит, после нее останется меньше вторичных продуктов сгорания. Датчик абсолютного давления во многом напоминает расходомер, но у него есть одна очень важная особенность: в качестве исходной точки для определения давления атмосферного воздуха он использует давление вакуума (абсолютное давление).
Датчик абсолютного давления, как уже было выяснено, использует параметр абсолютного давления при расчетах, т.е. разницу между давлением вакууме (условно 0) и текущим давлением во впускном тракте. Как и прочие датчики, он отправляет ЭБУ сигналы, которые блок расшифровывает. Учитывая давление воздуха и его температуру во впускном тракте, ЭБУ сам рассчитает плотность подаваемого к двигателю воздуха и его возможный расход. Исходя из этих расчетов, блок управления начнет регулировать подготовку топливно-воздушной смеси, а также отрегулирует работы форсунок впрыска. Стоит отметить, что ДАД устанавливается с обычным расходомером совместно, хотя попытки отказаться полностью от ДМРВ были. Еще один важный момент: в автомобиле с турбонаддувом такой датчик измеряет величину избыточного давления, которое нагнетается компрессором. И кроме того, этот датчик обычно имеет общий корпус с датчиком температуры воздуха.
Особенности устройства и работы ДАД
Говоря простым языком, ДАД помогает отследить объем воздуха, поступающего через приоткрытую дроссельную заслонку. Постоянно отправляя сигналы ЭБУ, но помогает управляющему блоку формировать команды-импульсы на создание наиболее оптимальной по составу горючей смеси. Однако вернемся чуть назад. Это абсолютный датчик, учитывающий разницу между текущим давлением и давлением вакуума. Сразу скажем, что речь идет о техническом вакууме, давление которого не равно нулю. Разумеется, автомобильная электроника учитывает этот момент. Состоит ДАД из таких элементов:
Несмотря на довольно простую конструкцию, в датчике абсолютного давления есть чему выходить из строя. Например, диафрагме, которая рвется или вытягивается. По этой причине подобные датчики периодически приходится менять – их эксплуатационной ресурс крайне ограничен. Предлагаем рассмотреть наиболее частые неисправности MAP-сенсора, а также признаки выхода датчика из строя.
Подробнее о неисправностях
Как показывает практика, датчик абсолютного давления имеет невысокую ремонтопригодность. К примеру, если он выдает неверные показания, то ремонт не даст результатов. Чистка контактов от грязи и окислов в некоторых случаях дает положительный результат. Для доступа к «начинке» датчика необходимо разрезать скальпелем его крышку, прочистить, а затем высушить устройство, залить силиконовым герметиком, просушить снова и собрать.
Поиск нового датчика
Наиболее популярным способом является поиск по параметрам транспортного средства. Не все интернет-магазины позволяют использовать VIN-код при поиске, а артикула нужной запчасти у автолюбителя наверняка нет. На Avto.pro система поиска по параметрам авто и ДВС реализована следующим образом: покупатель переходит в каталог, выбирает марку и модель транспортного средства, выбирает категорию запчастей (тормозная система, электрика, оптика и т.д.), выбирает нужную запчасть из выпадающих списков. Как видите, это поэтапный поиск, так что ошибиться трудно – на каждом из этапов просто нужно быть внимательным. Не забывайте проверить, для какой модели двигателя выбран датчик. Хоть разные модели ДАД нередко являются взаимозаменяемыми, мы советуем выбирать устройство, которое гарантированно совместимо с двигателей вашего авто.
На вторичном рынке автозапчастей нетрудно найти аналоги оригинальных датчиков абсолютного давления. Если вести поиски в зарубежных каталогах, то там их можно найти под именем “MAP-sensor”. Зачастую аналоги вдвое-втрое дешевле оригиналов. Обращать внимание стоит на продукцию компаний, являющихся поставщика на конвейеры автомобильных концернов. Стоит выделить такие бренды:
Также в ходе поиска датчика автолюбители могут найти продукцию таких фирм, как Era (Италия), Autlog (Германия), Delphi (США). Это фирмы-упаковщики, качество запчастей которых может быть как низким, так и вполне удовлетворить. В среде автолюбителей такое явление получило название «лотерея». Если ваш бюджет ограничен, но вместе с тем спустя некоторое время вы гарантированно сможете купить более дорогой и гарантированно качественный датчик, на продукцию вышеуказанной тройки упаковщиков стоит обратить внимание.
Вывод
Датчик абсолютного давления имеет не самый маленький эксплуатационный ресурс, однако многие автолюбители сталкивались с необходимостью его замены уже спустя несколько лет эксплуатации автомобиля. Выявить его поломку без помощи специалиста довольно сложно – неисправности могут указывать как на выход из строя датчиков массового расхода или температуры воздуха, так и на неполадки двигателя. ДАД сложно назвать ремонтопригодным. Простейшая чистка контактов – единственное, что можно сделать для «реанимации» датчика. Если вам нужно подобрать новое устройство, то советуем обращать внимание или на оригиналы, или на дорогостоящие автозапчасти от наиболее известных фирм. Бюджетные датчики с высокой вероятностью выйдут из строя в течение года-полутора лет, однако и они окажутся хорошим решением для ремонта, если более дорогие изделия вам сейчас не по карману.
Что нужно знать о МАП-сенсоре
Датчик массового расхода воздуха нужен двигателю, а точнее, блоку управления, для расчёта правильного количества впрыскиваемого топлива.
1.Назначение устройства. Виды МАП-сенсора. Его основные функции
MAP Sensor (Manifold Absolute Pressure, МАП сенсор, МАП датчик) он же датчик абсолютного давления газа, в основном, используется в 4-ом поколении ГБО. Он необходим для контроля давления.
МАП-датчик исполняет 2 основные функции:
2.Принцип работы датчика абсолютного давления (ДАД)
От правильности работы МАП-сенсора зависит корректность пропорции газовоздушной смеси (ГВС), которая впоследствии поступает в цилиндры, а значит, и общая производительность двигателя.
При всей кажущейся сложности, это довольно простое устройство. Датчик абсолютного давления (ДАД) представляет собой небольшой корпус, внутри которого находятся преобразователи. На корпусе имеются специальные входы и выходы в виде подводящих штуцеров.
После чего посылается частотный сигнал в ЭБУ.
Когда абсолютное давление снизилось, а разрежение увеличилось, то выходное напряжение МАП-датчика снижается.
ЭБУ обрабатывает полученную информацию и осуществляет коррекцию газовой смеси.
Микромеханическая более современная, так как осуществляет более точные измерения. Если в двигателе есть турбонаддув, то между компрессором и коллектором ставят дополнительный датчик. Он будет регулировать давление наддува, если в этом появится необходимость.
3.Признаки поломки MAP-сенсора
Одной из главных причин неисправности МАП-сенсора является его неправильная установка. Этим должны заниматься только квалифицированные специалисты в условиях оборудованного сервисного центра.
Признаками поломки МАП-сенсора могут быть:
Если вы заметили один или несколько этих признаков поломки МАП-сенсора, то незамедлительно обратитесь в сервисный центр.
4.Возможные причины поломки устройства МАП-сенсора
В основном, датчики давления отличаются высокой надежностью и качеством, а большинство поломок случаются из-за неправильной установки. Давайте рассмотрим самые распространение причины поломок МАП-сенсоров:
Теперь вы знаете, что такое МАП-сенсор, для чего он нужен, причины его поломки и как понять, что он вышел из строя.
Мы сделаем проверку и диагностику ДАД. Если поломка МАП-сенсора мелкая и поддается ремонту, то мы его отремонтируем и оставим. В случае, если прибор дает неправильные показания, то потребуется полная замена МАП-сенсора.
Если вы заподозрили, что у вас неправильно установлен МАП-сенсор или появились признаки поломки, то мы ждем вас в наших сервисных центрах Сервис Газ в Одессе, Николаеве и Черноморске.
Рекомендуем посмотреть видео: Ремонт МАП-сенсора