Марганцевое стекло ссср что это
«Зеленая смерть»: как радиация убивает нас дома
Радиоактивная Богемия
Антиквары по всему миру гоняются за раритетными бокалами и салатницами, за которые платят десятки тысяч рублей. Разумеется, как посуду они это уже продавать не будут. Подобный трофей станет экземпляром коллекции поклонника давно ушедшей эпохи, когда все боялись ядерных кнопок, но при этом ели из атомных тарелок.
Урановое стекло было настолько популярным, что его вручали даже августейшим персонам. Например, королеве Виктории преподнесли два урановых подсвечника. Однако не все зеленое стекло урановое. Опасную посуду легко можно узнать по специальному дозиметру. Но можно обойтись и без него.
«Определить это можно, подсвечивая стекло ультрафиолетом. Оно сразу начинает светиться», —поделился с передачей «НашПотребНадзор» вице-президент союза коллекционеров России Валерий Архипов.
В средневековой Европе было два крупных стекольных концерна: Венецианский и Чешский. Техники итальянских стеклодувов впервые были зарегистрированы на острове Мурано, поэтому все изделия называют муранским стеклом. А большая часть современной Чехии называлась Богемией. Отсюда и всем известное название «богемское стекло». Идеальное тело: как менялись взгляды на женскую фигуру
Секреты Византийского стекла стеклодувы выдали только в XIII веке после захвата их государства. Византийское стекло поэты и философы приравнивали к золоту за его тонкость и изящество. Однако чехов хрупкость материала не устроила. Они решили создать стекло, прочное, как алмаз и поменяли рецептуру.
Именно в Богемской области, на серебряных рудниках Габсбургов, было обнаружено крупнейшее в области месторождение зеленого минерала, который местные стекольщики тут же стали использовать в качестве натурального красителя при производстве посуды. Это была урановая руда. Только спустя 200 лет был выяснен вред подобной посуды.
Делали урановую посуду и в СССР на знаменитом Гусевском хрустальном заводе, причем задолго до образования СССР, а точнее — с 1830 года. Остановили конвейеры только в 50-х годах ХХ века, но к тому времени стекольные комбинаты выпустили тысячи тонн урановой посуды, которая или используется до сих пор или стоит на полках в качестве украшения интерьера.
«При использовании такой посуды, особенно при нагреве может произойти выщелачивание урана и вместе с едой это может попасть в организм», — рассказал руководитель отдела независимой экологической экспертизы Сергей Сысоев. Но делали из урана не только посуду, но и пуговицы для одежды.
«При попадании в ультрафиолетовый свет пуговицы становились зеленоватыми, что тоже являлось декоративным эффектом», — рассказала доцент РГУ имени Косыгина Алла Курденкова. Подобные пуговицы в Советском Союзе были дефицитом и ценились едва ли не как броши.
Бомба с часовым механизмом
С годами облучение не только не рассеивается, а только набирает силу. Сначала излучение идет от самого урана, а затем — от продукта его распада. Но радиоактивными в квартирах советских граждан были не только фужеры и графины, но и часы.
В часах фонит радий. Им покрывали циферблат часов, создавая эффект подсветки. Для солдат, летчиков и подводников это было необходимостью для того, чтобы видеть в темноте. О том, насколько это опасно стало известно, когда девушки, которые разрисовывали циферблаты стали одна за другой умирать. Выяснилось, что только после 50-го летального исхода проблемой всерьез заинтересовались. Дозы радиации: где облучается городской житель
Оказалось, что для раскраски стрелок и циферблатов смешивались вода, клей и радиевый порошок, а затем, с помощью кисточки вручную наносили полученную светящуюся краску на детали часов. Но после того, как кисточка растрепывалась после пары мазков, работницы облизывали ее, как было велено по заводской инструкции. В результате работницы умирали от рака гортани и рака желудка, поскольку за 10-часовой рабочий день они должны были расписать 250 циферблатов.
Кроме часов радиацию использовали и в ювелирном производстве, например, при обработке топазов. Многие камни обработаны промышленным способом при помощи мощнейшей радиации от реактора. После такой огранки радиация выветривается не один год, но некоторые ювелирные салоны сразу пускают камни в оборот.
Для чего это делается? Дело в том, что природные камни часто имеют дефекты. После радиоактивной обработки (иррадиации), драгоценные камни приобретают совершенно другой вид, и даже цвет. Тот же топаз из невнятно-серого станет ярко-голубым, а алмаз может обрести пронзительно-желтый цвет.
Чтобы обезопасить себя при покупке драгоценности следует руководствоваться простыми правилами. Запомните, что неестественно яркий цвет камня, скорее всего, говорит о том, что минерал прошел через иррадиацию. К тому же природный розовый бриллиант стоит сотни тысяч долларов за карат, а облученный камень стоит гораздо дешевле. Требуйте радиационной экспертизы, поскольку подобную информацию от клиента чаще всего утаивают.
Почему перестали выпускать урановое стекло
Вокруг уранового стекла всегда много домыслов – раз его перестали производить, ведь это же неспроста.
Многие слышали, что большую коллекцию посуды из уранового стекла собрала Людмила Гурченко, но связь красивой антикварной посуды с какими-то проблемами актрисы, конечно, байки.
Урановое стекло – это обычное боросиликатное стекло, в которое добавлены окислы урана. Эти добавки придают стеклу красивый цвет, разный, в зависимости от того, какое именно соединение ввели в стеклянную массу.
Цвет уранового стекла обычно варьируется от канареечно-желтого до почти изумрудного, иногда делали коричневое или оранжевое стекло. Это стекло имеет особые преломляющие свойства и поэтому очень красиво блестит, подобно хрусталю – именно поэтому оно было таким популярным в 19-м и первой половине 20-го века, когда его производили много.
Уже после окончания производства этого стекла выяснилось, что оно еще и флюоресцирует в ультрафиолете – поэтому коллекционеры хранят его в особенных витринах со специальной подсветкой.
Посуда из уранового стекла в обычном свете и в ультрафиолете
Вообще урановое стекло известно с античных времен, в средние века его изготовляли, добавляя в стекольную массу настуран, минерал урана, добываемый в Богемии. Это был распространенный краситель, в 19-м веке, когда «канареечное» стекло было в моде, его выпускали тысячами тонн.
Даже знаменитые витражи на станции метро Новослободская по самому первому проекту собирались сделать из уранового стекла – по замыслу проектировщиков оно создавало бы совершенно особенное освещение станции и интересные световые эффекты. Но государство урановое стекло запретило, и пришлось сделать витражи из обычного (это было в начале 1950-х годов).
Коллекция посуды из уранового стекла, собранная Людмилой Гурченко и хранящаяся в ее доме-музее
Так вот, когда рассуждают о том, почему перестали выпускать такое красивое стекло, выдвигают три основные версии:
— это вредно для потребителей;
— это вредно для изготовителей;
— перестали выпускать, потому что слово «урановый» приобрело негативный оттенок, и никто не хотел покупать.
Все три версии верны лишь частично. Вред от уранового стекла для потребителей совершенно незначителен. Хотя в составе стекла содержится солидный процент окислов урана, и стекло имеет радиоактивное излучение, это совершенно безвредно в бытовом плане.
Сила флюоресценции стекла зависит от процентного содержания окислов урана, максимальное свечение достигается при 6%-содержании, а дальше уменьшается.
Уровень излучения невелик (оно растет со временем, но по настоящему интенсивным должно стать через несколько тысяч лет после изготовления стекла), и это излучение не уходит дальше 15 см от поверхности урановой посуды. Так что стоящая в серванте ваза из такого стекла никогда не нанесет ущерба здоровью своего владельца.
Теоретически, радиоактивный уран может выщелачиваться из посуды и так способен попасть в организм человека. Но реально выщелачивание наступает, если в посуду наливать кислоту, причем в такой концентрации, употребление которой делает вред от урана смешным.
Урановое стекло, произведенное в Чехии в 19-м веке (музейная витрина)
Для стеклодувов, изготовлявших урановое стекло вред действительно был огромный – средний срок жизни стеклодува в 19-м веке редко превышал 35-38 лет. Но это никого тогда не волновало, профсоюзы были не в чести. В викторианское время большинство технологий были очень вредными, я писала, как шляпники сходили с ума от паров ртути а трубочисты умирали от сажи.
А в 20-м веке посуду из уранового стекла начали делать промышленным способом, и она стала очень дешевой. Ее даже прозвали «депрессивной посудой», потому что во времена Великой депрессии в Америке правительство поддерживало производителей стекла, скупая их изделия и буквально раздавая бесплатно населению.
Но это продолжалось ровно до 40-х годов.
Настоящая причина, почему урановое стекло перестали производить – это то, что урану нашли новое применение в середине 20-го века, военное и мирное. Уран вдруг стал поистине драгоценным и стратегическим сырьем, теперь о растрате его на изготовление посуды не могло идти и речи.
Потому советское правительство и не разрешило урановые витражи в метро, архитекторам пообещали любое сырье, но уран – ни за что, стратегический ценнейший минерал.
Колье из уранового стекла, 1930-е годы
К тому же, такая посуда теперь стала бы очень дорогой в производстве, ведь рыночная цена урановых соединений скакнула в космос.
Да и маркетинг такой посуды находился бы в зоне риска – ведь про радиоактивность урана известно всем.
Но при этом антикварное урановое стекло можно купить довольно недорого, если есть желание – его производили очень много.
Друзья, коллекционируете что-нибудь? Много тратите на пополнение коллекции?