Маргаритинская ярмарка в архангельске что это

Маргаритинская ярмарка в архангельске что это

Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть картинку Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Картинка про Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это

Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть картинку Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Картинка про Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это

Кстати, множество заморских товаров впервые попали в Россию именно через Архангельск, среди них и «кофий», и табак, и даже картофель. «Ростить картофель» поморы-старообрядцы начали в своих скитах задолго до первого появления в Архангельске Петра I, которого почему-то считают инициатором появления этой культуры в России. А, например, знаменитые рыбные блюда «лаборданъ», и «корзанъ» (несмотря на «европейское» звучание), пришли из традиционной поморской кухни и означают всего лишь треску приготовленную по старым поморским рецептам

Первая международная торговая ярмарка в России!

Крупнейшая в России

Товары, проданные и купленные на Маргаритинской ярмарке расходились впоследствии не только по всей западной Европе, но и по всему восточному миру. Так, например, в росписи товаров, которые привез из России в Иран кизылбашского Аббас-шаха купчина Магомет, значится: 12 сороков соболей, 2 сорока соболей, 22 портища горностаев, 4 пуда рыбья зуба (моржовой кости), 3 пуда слюды. Все эти традиционные поморские товары были куплены на Маргаритинской ярмарке в Архангельске и вывезены в Персию. («Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией, т.11 СПб, 1892, стр. 58.).

История Маргаритинской ярмарки

(Кстати, множество заморских товаров впервые попали в Россию именно через Архангельск, среди них и «кофий», и табак, и даже картофель. «Ростить картофель» поморы-старообрядцы начали в своих скитах задолго до первого появления в Архангельске Петра I, которого почему-то считают инициатором появления этой культуры в России. А, например, знаменитые рыбные блюда «лаборданъ», и «корзанъ» (несмотря на «европейское» звучание), пришли из традиционной поморской кухни и означают всего лишь треску приготовленную по старым поморским рецептам).

Источник

В Архангельске стартует Маргаритинская ярмарка

В этом году у нее юбилей — она проходит в раз подряд

Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть картинку Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Картинка про Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это

Так уже с утра выглядит площадка на Чумбаровке — ради нее перекрыли

В Архангельске сегодня открывается Маргаритинская ярмарка. Она будет работать на четырех площадках города, а мы расскажем вам о том, что там продают и какие необычные товары можно встретить в прямых эфирах: подключайтесь к нашему Instagram и страничке во «ВКонтакте».

Ирина Бажанова также отметила, что подобные мероприятия дают большую возможность для развития местных производителей:

— Это возможность посмотреть, в каких районах области что производится, в каком ассортименте, нащупать спрос, потому что ярмарка дает все-таки толчок к увеличению объемов производства. Если это востребовано в Архангельске, значит, есть возможность выхода на внешний рынок из отдельно взятого муниципального образования. Я думаю, торговля пройдет неплохо, так как она сегодня уже велика, а впереди еще несколько дней.

Как ярмарку открыли у Облпотребсоюза, мы показали в прямом эфире — загляните в наш эфир.

У Облпотребсоюза продают также северные пряники. Эта сладость, кстати, стала главной темой ярмарки — ей посвящены самые разные мероприятия программы Маргаритинки:

— Образовательные мероприятия культурной программы будут направлены на осмысление и понимание, что такое северная козуля и чем она отличается от сегодняшнего современного городского пряника. Для погружения в тематику оформление сцены, торговых павильонов для мастеров будет выполнено с использованием пряничной росписи, — объясняют в Министерстве экономического развития региона.

А сейчас ведем стрим с площадки у Центрального рынка — говорим с покупателями и спрашиваем о привезенных товарах продавцов.

СЮЖЕТ

Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть картинку Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Картинка про Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это

Напомним, что ХХ юбилейная Маргаритинская ярмарка проходит с 23 по 27 сентября на четырех площадках Архангельска. Уже определена тема культурной программы этого года — северный пряник. Организаторы объявили, откуда приедут региональные и иностранные гости: в этот раз их будет больше.

В прошлом году мы рассказывали, какие необычные товары на ней можно было купить, оценили стоимость товаров и провели прямой эфир из «Мастерового дворика» у Драмтеатра. Позже в региональном оперштабе заявили, что на ярмарке нарушались антивирусные правила защиты.

Источник

Основные площадки Маргаритинки-2021: куда идти и ехать за покупками и весельем

Где в Архангельске разместятся торговые ряды и что на них будут продавать

Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть картинку Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Картинка про Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это

По традиции Маргаритинка будет работать сразу в нескольких местах Архангельска

Инфографика: Евгения Бикунова

Второе место — это городской рынок, где в этом году появится рыба.

— Жители сказали: «Мы не хотим только в «Норд-Экспо» рыбный базар, хотим, чтобы был еще и в городе», — объясняет заместитель министра АПК и торговли Поморья Елена Говорова. — Поэтому для удобства горожан у нас будет два рыбных базара, в том числе на площадке розничного рынка. Будет продукция и с Дальнего Востока. Если в прошлом году мы покупали горбушу на этом рыбном базаре за 250 рублей, в этом мы увидим ее за 150 рублей. Будет в широком ассортименте и окунь, и пикша, и другие рыбные вкусности.

Инфографика: Евгения Бикунова

Инфографика: Евгения Бикунова

Еще одна площадка — в Петровском парке — представит народные и художественные промыслы: там появится ансамбль из 21 домика, в которых и разместятся мастера. В этом году появится также и дополнительная площадка у ЦУМа — там откроют семь палаток с народными художественными промыслами и продукцией гастротуризма.

Инфографика: Евгения Бикунова

В рамках ярмарки пройдут и культурные мероприятия. На площади у театра драмы запланирована выставка-ярмарка мастеров народных художественных промыслов «Мастеровой дворик», ярмарка пряников и традиционной выпечки «Пряничная аллея», а также выставка «Пряничный дом».

— Остальные мероприятия состоятся в учреждениях культуры, — комментирует заместитель начальника управления культуры и искусства Минкультуры Анна Фофанова. — Ключевой площадкой станет Дом народного творчества — там пройдет выставка «Наследие России», мастер-классы по росписи козули: участие в них предусмотрено по предварительным заявкам. Концертные программы с участием творческих делегаций Архангельской области и приглашенного коллектива «Гармонь Драйв» из Москвы состоятся в Доме народного творчества, в культурном центре «Соломбала-Арт» и Ломоносовском дворце культуры 25 и 26 сентября. Кроме того, в Доме народного творчества запланирована концертная программа с участием творческих делегаций Архангельской области. Вход на мероприятия — бесплатный, по пригласительным билетам: за их получением нужно обратиться в те учреждения, в которых будет проходить концерт.

Напомним, ХХ юбилейная Маргаритинская ярмарка пройдет с 23 по 27 сентября на четырех площадках Архангельска. Уже определена тема культурной программы этого года — северный пряник. Организаторы объявили, откуда приедут региональные и иностранные гости: в этот раз их будет больше.

СЮЖЕТ

Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть картинку Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Картинка про Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это

В прошлом году мы рассказывали, какие необычные товары на ней можно было купить, оценили стоимость товаров и провели прямой эфир из «Мастерового дворика» у драмтеатра. Позже в региональном оперштабе заявили, что на ярмарке нарушались антивирусные правила защиты.

Источник

Маркиз и Маргарита или Как военный губернатор ярмарке имя дал

Скоро в Архангельске вновь развернется Маргаритинская ярмарка. Об истории этого главного городского торжища написано уже много, хотя загадка происхождения названия до конца не разгадана. О том, имя какой Маргариты носит ярмарка, спорят историки и краеведы.

Иван Иванович де Траверсе

Восемнадцатый век прошел под знаком соперничества Англии и Франции в океанах и колониях. Чтобы успешно противостоять владычице морей, Франции нужны были толковые флотоводцы. И такие нашлись. Одним из наиболее талантливых был Жан-Батист Прево де Сансак маркиз де Траверсе.

Понятно, что человек с таким длинным именем и титулом маркиза имел аристократические корни, уходящие глубоко в толщу столетий. Недаром получил привилегию ездить в одной карете с королем и участвовать в монарших охотах. Но история знает множество таких вот знатных и титулованных особ, которые на поверку оказывались никуда не годными на войне или в гражданском управлении. Но Жан-Батист де Траверсе был не таков: за свою жизнь он успел верно послужить двум великим державам, одержать ряд блистательных побед на морях.

Александр Иванович де Траверсе (1791-1850)

В честь святой Маргариты?

На главной городской ярмарке поморы продавали рыбу, из более южных уездов и губерний ввозился хлеб. Свои товары выставляли и гости из стран Северной Европы. Долгое время ярмарка действовала без официального соизволения, а значит, волей какого-нибудь начальственного самодура ее могли запросто прикрыть. Тем более что на торговлю поморов с заграницей официальные власти смотрели косо. Вот и обратились поморы к военному губернатору с просьбой узаконить ярмарочный торг. А он, идя навстречу их пожеланиям, дал добро. Но почему ярмарку окрестили именно Маргаритинской?

Логичней выглядит другая: ярмарка получила имя святой Маргариты.

В то же время Маргарита – католическая святая. Да и день, когда открывалась ярмарка – 14 (1-го по старому стилю) сентября, Новолетие в традиционном русском календаре, носит название Семенова дня (в честь святого Симеона). Так что правильнее было бы дать ей имя Симеоновской.

Есть и другие версии, связывающие ее то с жемчужиной, от греческого «маргаритес» — «жемчуг» (в Поморье исстари добывался пресноводный жемчуг), то с германскими языками (напомню, что на ярмарке широко были представлены и европейские товары) – от «мар гарда» — «морской город», от «маркета» («торговое место») и т. д. Так что стопроцентно достоверную версию происхождения названия определить проблематично.

Кстати, Маргарита Карловна по обычаю жен губернаторов активно участвовала в благотворительной и попечительской деятельности: в частности, среди ее подопечных учреждений было Архангельское училище для образования девиц, по ее инициативе в Соломбале открылся Константиновский приют для детей-сирот (в память визита великого князя Константина Николаевича ).

А утром, когда предрассветный морозец

Источник

День Святой Маргариты: чье имя носит самая известная ярмарка Архангельска?

20-24 сентября Архангельск вновь станет местом проведения Маргаритинской ярмарки, основные мероприятия которой пройдут на новой площадке – в выставочном центре «Норд-Экспо». В преддверии большого события особенно интересно обратиться к историческим источникам. Почему, когда и при каких обстоятельствах возникла эта ярмарка? Как получила свое название? Какие товары пользовались большим спросом? Пролить свет на рождение традиции позволяют исторические документы, хранящиеся в Государственном архиве Архангельской области.

Норвежская рыба и русский хлеб

Одним из традиционных видов торговли в России XVI – начала ХХ вв. была ярмарочная торговля. Само слово «ярмарка» пришло к нам из немецкого языка через польский. Jahrmarkt – переводится как «годовой рынок» или «ежегодный рынок». В северном диалекте русского языка это слово произносилось как «ярмонка». Само слово как бы подчеркивало периодичность этого мероприятия.

Особенность Архангельска заключалась в том, что, будучи основан как торговый пункт, он весь короткий период навигации представлял собой одну большую ярмарку. Летом в город стекались, с одной стороны, торговцы с верховьев Северной Двины, с другой – промысловики-поморы с побережья Белого моря, с третьей – иностранные гости. Здесь каждая из сторон получала то, что считала необходимым, продавая свои излишки. Однако ярмарки в буквальном смысле этого слова, строго ограниченной определенным отрезком времени, не было, как не существовало и ее названия.

До 1840-х гг. XIX в. особой необходимости в какой-либо официальной регламентации торгов не было, но с активизацией товарообмена между Поморьем и Северной Норвегией (поморы обменивали хлеб на рыбу) возникли трения между архангельской торговой депутацией и рыбопромышленниками, торговавшими привезенной рыбой в Архангельске. Местное купечество требовало от поморов особых свидетельств на торговлю либо же устанавливало акцизный сбор на их товар, что заставляло торговцев увеличивать цены. Это побудило русских поморов обратиться к военному губернатору маркизу Александру Ивановичу де Траверсе с просьбой об установлении официальной ярмарки.

Военный губернатор предпочел действовать через своего гражданского «заместителя». 21 июня 1844 года «состоящий в должности Архангельского гражданского губернатора» Викентий Францевич Фрибес обратился к Архангельской градской думе с предложением представить ему сведения о торговле в Архангельске, в числе прочего интересуясь, «если бы представилась мысль для поощрения торговли, учредить здесь ярмарку, то не произойдет ли каких-либо неудобств, или ущерба для города и казны, в чем сие будет заключаться и… при удобности учредить здесь ярмарку, когда и сколько времени полезно ей быть».

Кто такая Святая Маргарита?

В журнале заседания Архангельской градской думы за 7 июля 1844 года сохранилась запись о том, что «По объявлении сего предложения Градскому обществу в собрании его 6 числа сего июля, оное учинило по этому предмету приговор, утвердив таковой собственноручным подписанием». Сама же дума вынесла заключение: «приговор сей в засвидетельствованной копии представить к г. исправляющему должность Архангельского гражданского губернатора – во исполнение означенного предложения г. состоящего в должности гражданского губернатора за №2919 вместе с требующимися этим предложением сведениями относительно здешнего купечества изъяснив притом, что учреждение здесь ярмарки под наименованием Архангело-Михайловской с 1 сентября по 1 октября дума со своей стороны признает полезным».

В ответ на это уже сам военный губернатор сообщил думе 23 августа того же года, что «г. Министр внутренних дел основываясь на удостоверении моем, что учреждение в г. Архангельске ярмарки с 1 сентября по 1 октября для жителей здешнего края полезно, и что местных препятствий к тому никаких нет, предоставляет мне сделать распоряжение о приведении предположения сего в исполнение, присовокупляя, что для объявления об открытии ярмарки во всеобщее известие, донесено им Правительствующему Сенату». Заметим, что военный губернатор ни словом не упомянул название ярмарки, о котором прямо говорится в решении градской думы.

«Архангельские губернские ведомости» от 4 октября 1844 г. сообщают, что ярмарка «с согласия господина Архангельского военного губернатора наименована ярмаркою Св. Маргариты, так как память сея святыя празднуется в день начатия этой ярмарки, то есть 1-го сентября». Это сообщение стало одним из самых крупных подлогов за время существования Архангельска. Мало того, что военный губернатор самовольно изменил название «Архангело-Михайловская» на «Маргаритинская», что было, конечно, в его власти, так еще ради этого была выдумана целая святая (что, как нам думается, было за гранью его полномочий).

Как бы необычно это ни звучало, в XIX веке в православных святцах не было никакой Святой Маргариты. Имя Маргарита в католической традиции носила святая, которую в православной церкви звали Святая Марина Антиохийская. До 2000-х годов всех Маргарит православные священники крестили с именем Марина. Но даже учитывая это, память Святой Марины отмечалась в дореволюционной России 17 июля, никак не 1 сентября! Даже и в католической церкви день Святой Маргариты – 20 июля: опять несовпадение!

На то, что ярмарка названа не в честь святой, а в честь жены военного губернатора – Маргариты Карловны де Траверсе, обращал внимание в своей работе историк и краевед Г.П. Попов.

Естественно, указать в официальном документе то, что ярмарку называют в честь жены местного военного губернатора, было нельзя, и любящий супруг, обращаясь к городской думе, просто не упомянул подмененное название ярмарки. Однако тот факт, что информацию о некой «Святой Маргарите» в официальной печати «приняли» все читающие жители города и губернии, в том числе духовенство, говорит о многом. Ведь священники знали святцы, пользовались ими в повседневной профессиональной деятельности. Но появление «непредусмотренной» святой если и удивило духовных пастырей, то возразить они не посмели.

Так или иначе, но новоявленная святая прочно прописалась в истории Архангельска. Версия о том, что Маргаритинская ярмарка названа в честь святой, наряду с информацией о том, что истинной виновницей такого названия стала Маргарита Карловна де Траверсе (урожденная Гельман), вторая жена военного губернатора, была укоренена в историографии, публицистике и народной памяти.

Новые времена – новые товары

Губернские ведомости каждый год уделяли несколько строк этой ярмарке в сентябрьских номерах. Так, в № 37 и 38 за 1848 г. главная и на тот момент единственная газета губернии писала: «8-е сентября есть главный торговый день здешней Маргаритинской ярмарки, продолжающейся во весь сентябрь, к этому числу прибыло и на сей раз с верховьев Двины и с притоков значительное число народа за покупкою морской, сухой и соленой рыбы, составляющей главную статью торговли на этой ярмарке. Вслед за сим 8 и 9 числа прибыло с моря более 300 промышленных судов, а с ними вместе оживилась и развилась ярмарочная деятельность. Вообще рыбы привезено довольно, и цены на нее умеренны, а на некоторые сорты даже низки». Особенно отмечалось, что в текущем году «уже неслышно того вонючего запаха, который распространялся прежде по городу с приходом рыболовных судов», так как рыба хорошо просолена иностранной солью, более качественной, чем местная беломорская. Пуд (примерно 16,38 кг. – В.Т.) крупной соленой трески продавался по 1 руб. 20 коп. ассигнациями, а мелкой – от 20 до 10 коп. серебром.

Судя по отчету, который был составлен по завершении ярмарки в 1849 году, самыми востребованными товарами были мука и рыба. Муки разных злаковых культур было привезено на продажу на 310 000 рублей, соленой рыбы всех видов – на 76 198 рублей, сушеной рыбы всех видов – на 27 480 руб. Кроме того, продавались и покупались многие другие товары: шкуры и кожи зверей, масло коровье, сало (тресковое, ворванное и говяжье), свечи сальные, мыло и перо птичье, шелковые, шерстяные, бумажные, льняные и пеньковые изделия, соль, смола, уголь и другие товары из леса. Однако, если брать общую стоимость товаров, привезенных на ярмарку, 88% из них составляла стоимость муки и рыбы. Это был практически в чистом виде обмен продукции рыболовства на продукцию сельского хозяйства.

Судя по всему, такая ситуация сохранялась до начала 1870-х гг. Когда в 1873 году центральные власти запросили у местной администрации, необходим ли в местных условиях специальный ярмарочный комитет (в других крупных городах таковой занимался распределением ярмарочных площадей между торговцами), городской голова в своем рапорте сообщил, что «на открываемую здесь ежегодно с 1 сентября Маргаритинскую ярмарку преимущественно приезжают в Архангельск лишь только жители поморского края, для которых ярмарочные места вовсе не требуются, так как привозимый ими товар продается прямо с судов, с другими же товарами иногородних торговцев почти не бывает, почему городская дума не усматривает необходимости в образовании ярмарочного комитета».

Постепенно, однако, ассортимент товаров увеличивался, что было связано, в том числе, и с развитием отечественной промышленности. По документам городской думы можно проследить, что к концу 1870-х было все же организовано ярмарочное пространство. Так, в них упоминается «чертеж распланирования торговой площади, для размещения шалашей на ярмарку 1879 г. и последующие за тем годы», составленный городской управой, по которому были установлены расценки «на предмет определения взимания в доход города платы за занятие шалашами городской земли». Самой дорогой была арендная плата с шалашей, в которых торговали посудой и церковной утварью – по 8 рублей за сажень (порядка 2 м. – Прим. ред.), самыми дешевыми были места для шалашей, в которых торговали мылом, свечами, железом и калачами, – по 6,5 рубля за сажень, за торговлю на ярмарочной площади без шалаша, а также с продавцов глиняной посуды брали по 2 рубля за сажень.

Таким образом, из идеи упрощения процесса товарообмена для поморских предпринимателей, желавших без платы лишним инстанциям закупать в Архангельске хлеб, продавая норвежскую рыбу, выросла полноценная классическая ярмарка с торговлей на площади, распределением мест, ярмарочным комитетом и пользой для города и горожан. Этот процесс был характерен для периода развития национальной промышленности, постепенно превращавшейся из сырьевой компрадорской в самостоятельную капиталистическую, который пришелся на середину – вторую половину XIX века.

Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Смотреть картинку Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Картинка про Маргаритинская ярмарка в архангельске что это. Фото Маргаритинская ярмарка в архангельске что это

Попов Г.П. Старый Архангельск. Архангельск, 2003.
Архангельские губернские ведомости. – 1848. – № 37. – С. 298.; № 38. – С. 304.
Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 1. Оп. 10. Д. 27. Л. 3об.
ГААО. Ф. 50. Оп. 2. Д. 570. Л. 27-27об.
ГААО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 96. Л. 1-4.
ГААО. Ф. 49. Оп. 3. Д. 440. Л. 35об.-36.
ГААО. Ф. 49. Оп. 2.т.1. Д. 813. Л. 71.; Д. 812. Л. 348-349.
Орфография и пунктуация источников сохранены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *