Мариинская арфа что такое
Арфы звучание – мое вдохновение
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Елизавета Александрова (арфа)
Артемий Измайлов (арфа)
Софья Кипрская (кельтская арфа, арфа)
Елизавета Нефедьева (арфа)
Марина Цимбал (арфа)
Денис Кашин (контрабас)
Дмитрий Попов (контрабас)
Ольга Котлярова (орган)
Федор Хандриков (античные ударные)
Брасс-ансамбль «Seven+» при участии Владимира Маслова (ударные)
Артисты ансамбля Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Художественный руководитель Академии – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов
Режиссер концерта – Александр Пономарев
В ПРОГРАММЕ:
Валерий Кикта
«Шотландская рапсодия»
Иоганн Пахельбель
Канон ре мажор
Луиджи Боккерини
Интродукция и фанданго
Джоаккино Россини
Ария Коринны из оперы «Путешествие в Реймс»
Пьетро Масканьи
Сицилиана Туридду из оперы «Сельская честь»
Петр Чайковский
Адажио из балета «Лебединое озеро»
Ариозо Иоланты из оперы «Иоланта»
Антон Рубинштейн
Эпиталама Виндекса из оперы «Нерон»
Жак Оффенбах
Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»
Ари Баррозу
«Бразилия»
Сергей Прокофьев
Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Фантазии на музыку Клауса Бадельта из кинофильма «Пираты Карибского моря»
Вход для зрителей откроется за 45 минут до начала концерта
Концерт пройдет без антракта
Мариинская арфа что такое
Арфа считается символом гармонии, изящества, спокойствия, поэзии. Один из самых красивых и загадочных инструментов, похожий на большое крыло бабочки, веками дарил поэтическое и музыкальное вдохновение своим мягким романтичным звучанием.
Что такое арфа
Музыкальный инструмент, выглядящий как большая рама треугольной формы, на которой закреплены струны, относится к струнной щипковой группе. Этот вид инструментов обязательно участвует в любом симфоническом выступлении, причем арфу используют для создания и сольной, и оркестровой музыки в разных жанрах.
В оркестре звучат обычно одна или две арфы, но случаются и отступления от музыкальных стандартов. Так, в опере русского композитора Римского-Корсакова «Млада» используются 3 инструмента, а в произведении Рихарда Вагнера «Золото Рейна» – 6.
В большинстве случаев арфисты аккомпанируют другим музыкантам, но бывают сольные партии. Солируют арфисты, например, в «Щелкунчике», «Спящей красавице» и «Лебедином озере» Петра Ильича Чайковского.
Как звучит арфа
Звучание арфы роскошное, благородное, глубокое. Есть в нем что-то внеземное, небесное, у слушателя возникают ассоциации с древними богами Греции и Египта.
Звук арфы мягкий, негромкий. Регистры не выражены, тембровое разделение расплывчатое:
В арфовых звуках отмечаются незначительные шумовые оттенки, характерные для щипковой группы. Звуки извлекаются скользящими движениями пальцев обеих рук без использования ногтей.
В арфовой игре нередко применяется эффект глиссандо – быстрого движения пальцев по струнам, благодаря чему извлекается чудесный звуковой каскад.
Тембровые возможности арфы поразительны. Ее тембр позволяет сымитировать гитару, лютню, клавесин. Так, в испанской увертюре Глинки «Арагонская хота» арфист исполняет гитарную партию.
Число октав – 5. Педальное строение позволяет воспроизводить звуки от контроктавы «ре» до 4-ой октавы «фа».
Устройство инструмента
Треугольный инструмент состоит из:
Количество струн у разных инструментов неодинаковое. Педальная разновидность 46-струнная, причем 11 струн выполнены из металла, 35 – из синтетического материала. А в небольшой леверсной арфе 20-38 жил.
Арфовые струны диатонические, то есть бемоли и диезы не выделяются. А чтобы понизить или повысить звучание, применяют 7 педалей. Чтобы арфист быстро ориентировался в выборе нужной ноты, делаются разноцветные струны. Жилы, дающие ноту «до», красного цвета, «фа» – синего.
История арфы
Когда появилась арфа, неизвестно, но история ее возникновения уходит в глубокую древность. Считается, что прародитель инструмента – обыкновенный охотничий лук. Возможно, первобытные охотники подметили, что натянутая с разной силой тетива звучит неодинаково. Тогда кто-то из охотников решил вставить в лук много жил, чтобы сравнить их звучание в необычной конструкции.
Каждый древний народ имел инструмент оригинальной формы. Особой любовью арфа пользовалась у египтян, которые называли ее «прекрасная», щедро украшали золотыми и серебряными вставками, драгоценными минералами.
В Европе компактный предок современной арфы появился в VIII веке. Его использовали бродячие артисты. В XVII веке европейская арфа стала выглядеть как тяжелая напольная конструкция. Средневековые монахи и служители храмов использовали инструмент для музыкального сопровождения богослужений.
В дальнейшем над строением инструмента многократно экспериментировали, стараясь расширить диапазон. Изобретенный в 1660 году механизм, позволяющий с помощью натяжения и отпускания струн ключами менять высоту звучания, был неудобен. Тогда в 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер создал педальное устройство, в котором педали давили на крюки, натягивающие струны.
В 1810 году во Франции ремесленник Себастьян Эрар запатентовал тип двойной арфы, воспроизводящий все тона. На основе этой разновидности началось создание современных инструментов.
В Россию арфа попала в XVIII веке, почти сразу стала популярной. Первый инструмент смогли привезти в Смольный институт, где был сформирован класс арфисток. А первой в стране арфисткой стала Глафира Алымова, портрет которой написал живописец Левицкий.
Существуют следующие разновидности инструмента:
Интересные факты
Арфа имеет древнее происхождение, за многие века ее существования накопилось множество легенд и интересных фактов:
С античности до нашего времени арфа – волшебный инструмент, ее глубокие и проникновенные звуки очаровывают, завораживают, исцеляют. Ее звучание в оркестре нельзя назвать эмоциональным, сильным и первостепенным, но и в сольном, и в общем исполнении она создает настрой музыкального произведения.
Мариинская арфа что такое
Художник Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой. 1773
Арфа произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы.
Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объём (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то на арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педалей можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючков, приводимых в движение рукой.
Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером в 1720 году. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объёме инструмента хроматические повышения.
Художник Евгений Монахов Песня для сына
Арфа является атрибутом царя Давида: через символику десяти струн Давидовой арфы святой Августин разъяснял смысл десяти заповедей. По арфе имели каждый из 24 старцев, упоминаемых в Апокалипсисе.
Художник Рембрандт Харменс ван Рейн. «Давид играет царю Саулу»
Арфа также символизирует циклическое развитие мира. Кельтский бог изобилия Цернун производил смену времен года посредством игры на этом музыкальном инструменте. В скандинавской мифологии предстает как образ моста между двумя мирами. Согласно Эдде, погибших погребали вместе с их арфами, чтобы тем самым облегчить им путь в иной мир. Также наделяется функцией миросотворения, подобно другим музыкальным инструментам.
В кельтской мифологии бог Дагда играет на арфе-дубе, и в соответствии с характером его игры свершается смена времен года.
Художник Гюстав Моро Гесиод и муза 1891 г
Аналогично другим струнным инструментам (струны которых могут быть уподоблены человеку, его страстям), арфа также выступает в качестве символа мистического напряжения и стремления к трансцендентному
Арфа была политическим символом Ирландии на протяжении многих веков. Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Король Англии Яков I), и с тех пор фигурировала во всех Королевских Флагах Англии, Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.
Известная партия из двух арф в «Вальсе» из «Фантастической симфонии» Берлиоза положила начало тому виртуозному стилю, который стал ведущим в трех последних веках. Раньше, с момента своего появления в симфоническом оркестре 18 столетия вплоть до Берлиоза, арфа имитировала звук лютни, гитары (как у Глинки в «Арагонской охоте») или клавесина. Арфу использовали также в тех случаях, когда нужно было вызвать ассоциацию с античностью. Примерами могут служить «Орфей» Глюка или «Прометей» Бетховена.
«Уеду в Крым и буду работать там. Играть с дельфинами на арфе». Софья Кипрская о музыке и своих планах на будущее
На этот раз историю вспомню я. Когда-то был я молод и полон чувств. И все мои друзья были такими же. Вот и один мой товарищ — постоянно ошивался возле Консерватории. Он долго встречался с одной виолончелисткой, но потом бросил её: «надоело таскать ее бандуру». Да, мужчины! Возмутительно скоро и там же он встретил другую, привлечённый невесомостью нотной папки в её руках. Их роман развивался молниеносно: она пригласила его к себе — помочь с переездом. В назначенный час он явился по адресу и увидел, как она тянет к грузовику испуганно мычавшую арфу. Мой друг бежал! Преследуемый хохочущим призраком виолончелистки. Потом ему, конечно, объяснили, что арфу — как рояль — не носят с собой. Но уже не случилось. С тех пор и поныне, арфистки рождают во мне щемящее чувство ускользающей красоты. Может быть его вызывают звуки, которые мы должны были бы слышать лишь в раю, а может сам силуэт — напоминающий нам античность.
Обладательница «Золотой арфы» и множества других наград, артистка Мариинского театра и просто красавица — Софья Кипрская — прекрасный пример того, как обманчиво впечатление молодости. Особенно, если считать молодость и красоту — помехой для серьёзной работы. Список её наград и концертов на известнейших площадках пополняется день ото дня, более того — с её подачи в Мариинке был организован фестиваль «Северная лира». Убеждающий слушателей в том, что арфа может соединить любую музыку. Даже классику и рок. Если уж о личном — то в чистосердечной, хотя и не слишком серьезной анкете, отвечает сама Софья Кипрская.
Меня зовут Софья Кипрская.
Я — первая арфа Симфонического оркестра Мариинского театра.
В детстве я мечтала стать тренером в дельфинарии.
Был поход в дельфинарий, я настолько влюбилась в этих животных, что до сих пор не теряю надежды, что когда-нибудь уеду в Крым и буду работать там. Играть с дельфинами на арфе.
Любимая книга — это «Возвышенное и земное» Дэвида Вейса про жизнь Моцарта. Очень интересная.
В детстве я засыпала под Баха.
Французские и английские сюиты Гленна Гульда — это было самое лучшее для меня. Мама мне ставила, я любила слушать.
Лучшее решение, принятое в жизни — прийти работать в Мариинский театр.
Получила я приглашение рано — в 16 лет. Я считаю, что театр — это мой дом родной, который меня воспитал, я продолжаю учиться и впитывать в себя всё хорошее.
В Петербурге мне не хватает солнца.
У меня папа — военный, у него род идёт из Греции. Видимо, мои корни греческие очень хотят побольше солнца в Петербурге!
Идеальная музыка для свидания — Стинг.
Очень люблю этого исполнителя, он потрясающий музыкант. Стинг — это на все времена.
Героиня оперы/ балета/ книги, которая похожа на меня — Татьяна Ларина.
Я интроверт, тоже люблю читать в тиши, мне очень близка эта героиня.
Музыка, от которой мне не по себе — электронная музыка.
И музыка в клубах, я не понимаю, как это можно слушать. Но у каждого свои предпочтения. У меня начинает болеть голова от такой музыки…. Туц-туц-туц.
Это бывает у соседей. Но мне с соседями повезло, у родителей дома в одной комнате стояла арфа, в другой — рояль. И соседи сверху и снизу всегда спрашивали: «Ну что у нас сегодня в программе?!».
Если бы я выбрала не арфу, я бы выбрала ударные.
У нас замечательная команда Renaissance Percussion в театре — банда ударников. Я с ними часто играю, иногда дают побаловаться на каких-нибудь ударных инструментах.
Мне страшно, когда темно.
Я очень боюсь темноты. Мы с братом в детстве очень любили смотреть «Секретные материалы» с Духовны — это влияние этого фильма, наверное.
Я не могу простить своих обидчиков.
Шучу! Я стараюсь прощать, я вообще отходчивый человек, но память у меня хорошая.
В последний раз я чувствовала себя счастливой 6 ноября на концерте.
У нас был концерт с моим любимым оркестром Мариинского театра под руководством дирижёра Заурбека Гугкаева. Мы играли концерты Хоакина Родриго и Эмиля Дельтура. Я в этот день была очень счастлива!
Мариинская арфа что такое
Содержание
Устройство арфы
Арфа имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиной приблизительно 1 метр, расширяющегося к низу; прежняя его форма была четырёхугольная, нынешняя — закругленная с одной стороны; он снабжен плоской декой, выделываемой чаще всего из клёна, в середину которой по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твердого дерева, в которой пробиваются отверстия для пронизывания жильных струн; во-вторых, из верхней части (в виду больших размеров грифа), змееобразно изогнутой, прикрепленной к вершине корпуса, образующей с ним острый угол; к этой части приделаны колки для укрепления струн и их настраивания; в-третьих, из переднего бруса, имеющего форму колонны, назначение которого — оказывать сопротивление силе, производимой струнами, натянутыми между грифом и резонансным корпусом.
История
Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объём (пять октав), а помещение для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то на арфе натянуты струны только для добывания звуков диатонической гаммы. На арфе без педалей можно сыграть только одну гамму. Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючков, приводимых в движение рукой. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретенным Якобом Хохбрукером в 1720 году. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших на проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объёме инструмента хроматические повышения.
В 1810 году Себастьен Эрар усовершенствовал механизм Хохбрукера и запатентовал в Париже арфу с двойной педалью, которая и используется в настоящее время.
В России музыку для арфы пишет композитор Олеся Евстратова.
Известные арфисты
Государственный символ Ирландии
Арфа была политическим символом Ирландии на протяжении многих веков. Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Король Англии Яков I), и с тех пор фигурировала во всех Королевских Флагах Англии, Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.
С 1922 года Ирландское Свободное государство продолжало использовать арфу как государственный символ, запечатлённый на Большой государственной печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, а также в ряде других государственных символов и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых, и до современных ирландских монет евро.