Мариинский или михайловский театр что лучше

Когда за занавесом скрывается пустота

Почему Мариинский и Михайловский уступают поляну театральным площадкам второго эшелона?

Это вам не «Онегина» спеть!

«Неуверенное бормотание» в «доме Вагнера»

Вторая жена Безрукова на первых ролях

Что касается остальных премьер театра, создается впечатление, что в Мариинском просто не знают о грядущих решениях Гергиева. А может, и он сам тоже.

Начо Дуато больше никто не обидит?

А пока, в начале октября, в Михайловском театре состоялась балетная премьера: на смену «Баядерке» Минкуса в постановке Михаила Мессерера, которого не смогли удержать в Петербурге, пришла версия Начо Дуато, бывшего пару сезонов худруком балетной труппы Михайловского театра и нынче вернувшегося на прежнюю должность.

В основу таких карьерных метаний легли события, о которых в скандальном интервью газете «Московский комсомолец» поведал в свое время сам Кехман.

Возвращение Дуато, видимо, свидетельствует о том, что все неприятности, связанные с Петербургом, для него с годами, пардон, рассосались, и теперь никто, снова пардон, не встанет между публикой, воспитанной на классических примерах хореографии, и вполне предсказуемыми откровениями постановщика-модерниста.

Шанс для других площадок

Очень интересна творческая заявка Театра «Буфф». Сегодня здесь представят мюзикл Максима Дунаевского «Коломба, или Бумажные розы», который создан композитором в содружестве с режиссером Исааком Штокбантом по пьесе Жана Ануя специально для этой сцены. Но о дальнейших планах в театре тоже пока не распространяются, что вызывает определенное беспокойство.

Великолепно отработавший прошедший сезон и встретивший девяностолетний юбилей Театр музыкальной комедии покажет в декабре романтическую оперетту Сергея Баневича «Стойкий оловянный солдатик» в постановке Анастасии Удаловой. А в мае будущего года голландский режиссер Корнелиус Балтус, перенесший на сцену Музкомедии такой безусловный хит, как «Бал вампиров», выпустит здесь мюзикл Клода-Мишеля Шенберга и Алена Бублиля «Мисс Сайгон». Спектакль отталкивается от сюжета оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» и никогда ранее не ставился в России. Предполагается, что вместе с Балтусом будет работать интернациональная команда из России, Японии, Венгрии и Италии, но переговоры еще ведутся.

Музыкальное меню всё-таки будет разнообразным

Константин КАЮКОВ,

интернет-журнал «Интересант»

Источник

Театры Петербурга: на какие места лучше покупать билеты

Как выбрать билет по соотношению цена-качество и не прогадать? «Литтлван» подготовил небольшой гид по залам ведущих площадок города: Мариинский (Старая и Новая сцены, а также Концертный зал) и Михайловский театры, Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова и Филармония им. Д.Д. Шостаковича (Большой и Малый залы).

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Какие места лучше выбрать в Мариинском театре (Старая сцена)

Есть мнение, что прославленная старая сцена Мариинского театра — неудобная. Здесь, как и во многих старых зданиях театров, есть противоречие между «вижу» и «слышу»: лучше видно внизу и/или близко к сцене, а лучше слышно, наоборот, наверху и в центре зрительного зала. Где лучше сидеть в Мариинском театре?

Билеты в партер, особенно зрителям с детьми, покупать нет особого смысла: дорого, звук часто плохой, так как оркестр «глушит» голоса, видно не очень хорошо из-за невысокого подъема. Но если все-таки выбрать места здесь, то оптимально брать те, что ближе к проходу, или на первый ряд.

В бенуаре заслуживают внимания центральные ложи (с 8-ой по 10-ю справа, с 13-ой по 15-ю слева) и 1-й ряд в них. Ложи 11-ю и 12-ю некоторые театралы не очень любят: говорят, что неприятное ощущение вызывает «нависающая» Царская ложа. При ограниченном бюджете можно рекомендовать в бенуаре приобрести билеты на 3-й ряд в ложи 10-ю и 13-ю. Обзор там лучше, чем на втором ряду, из-за находящейся под ним ступеньки. А в ложах 11-ой и 12-ой видимости в 3-м ряду мешают украшения Царской ложи.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Как видно с бельэтажа Мариинского театра?

Лучшие места в бельэтаже — первый ряд и центральные ложи, но и цена на них «кусается». В ложах 11 и 12 хорошо видно и со 2 ряда. Но и здесь плохо сидеть совсем рядом с Царской ложей — мешают декоративные элементы убранства. А из-за прочих украшений плохо во 2 и 3 ряду остальных лож. Также не рекомендуется покупать билеты в крайние к сцене ложи бельэтажа — мешают колонны соседних «закрытых» лож («Директорской» и ложи «О»).

Истинные меломаны часто предпочитают галерку — центральные места 1-го (иногда 3-го) ряда 1–3 яруса. Как видно с 3 яруса Мариинского театра? В середине 2 и 3 ярусов звук более сбалансированный, и сцена видна целиком. Однако стоит обратить внимание на то, что во 2-м ярусе центр занимает балкон, где сидят на соединенных стульях. Места для ног здесь больше, чем в центральных ложах 1 яруса. Но для детей бортик может оказаться высоким. При этом стул находится довольно далеко от самого бортика, и придвинуть его нельзя, так как он скреплен с соседними. Также лучше не приобретать здесь билеты на самые центральные места (для 1 ряда балкона это 22-23 и 24-25) — там смотреть мешает корона над Царской ложей.

В боковых ложах есть некоторый дисбаланс звука, и срезается часть обзора. Но зато они ближе к сцене, и сидя там, можно рассмотреть лица артистов. Середина 3-го яруса оптимальна по звуку. При этом там относительно хорошая видимость из любого ряда, поскольку есть подъем. Но деталей на сцене не разглядишь, и вместо мягких кресел придется довольствоваться узкими и жесткими скамьями. Билеты на эти места стоят дешево, и они не продаются вместе с другими. Их, как правило, «выбрасывают» неожиданно за несколько дней до спектакля.

Мариинский театр (Новая сцена)

Это современный зрительный зал, однако акустика здесь не везде идеальная, поэтому и противоречия между «увидеть» и «услышать» также достаточно велики. Хотя стоит признать, что «слепых» зон намного меньше, чем на старой сцене.

В партере подъем достаточно высок, а это значит, что видно здесь достаточно хорошо везде. Какие лучшие места в Мариинском театре-2? Балетоманы стремятся попасть на 15-й ряд — считается, что там идеальная видимость. А вот звук на первых рядах партера многих не устраивает, поэтому советуют приобретать билеты не ближе 12-15 рядов.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Про места в бенуаре и бельэтаже можно встретить полярные мнения: от «звук идет как через вату» до «самые лучшие места». Мы сделали вывод, что здесь видимость и слышимость (в большей степени) зависит от личного восприятия конкретного зрителя, а также постановки, которая идет на сцене.

Меломаны по соотношению цена и качество предпочитают здесь места в 1-м и 2-м ярусе! Здесь отличный звук, однако, сцена находится далеко, и без бинокля не обойтись. Кроме того, в первых рядах ярусов обзору несколько мешают ограждения — закрывают часть сцены. Поэтому здесь лучше покупать билеты на 2-й или даже 3-й ряд.

Неплохие боковые места в 1-м ярусе, но билеты на них «поймать» достаточно трудно. Обратите внимание, что на этих одинарных боковых местах лучше сидеть подальше от сцены — первые 4 места с ограниченным обзором.

Полезные отзывы-подсказки от форумчан: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Концертный зал Мариинского театра

В концертном зале звук практически везде хороший, особенно если покупать билеты на симфонический концерт. Видимость тоже неплохая, но есть нюансы, которые зависят от конкретного действа.

Из партера завсегдатаи советуют слушать вокальные концерты и оперы. Однако стоит иметь в виду, что в 8 и 15 рядах (сразу после прохода) обзору мешает бортик, то есть они совсем не удобны для зрителей с детьми. А если ставят литерные ряды, то стоит избегать и первого.

Места в бельэтаже и амфитеатре сбоку и сзади сцены для вокала неудачны. На фортепианных концертах тоже лучше не оказываться за сценой или в ложе Б амфитеатра и бельэтажа — крышка рояля глушит звук в этих направлениях. К слову, если вы собрались на оперу «Сон в летнюю ночь», то также не стоит покупать билеты на «обратную сторону» сцены (амфитеатр и ложи А и Б) — она скрыта полиэтиленом, через который находящимся там зрителям и придется смотреть все время. Зато на симфонических концертах места за сценой (середина амфитеатра) позволяют следить за работой дирижера, что бывает иногда очень интересно.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

В бенуаре с детьми советуют выбирать места крайние к стенам — на центральных мешает высокий внутренний бортик. Но видимость там может быть слегка ограничена.

На балконе не рекомендуется покупать билеты на 1-3 ряды — это неудобные «боковушки», где бортик мешает даже взрослым. На 4 ряду бортик сможет создать помеху детям. Однако на балкон пускают всех опоздавших на первое действие, это неплохо для них самих, но остальных зрителей отвлекает.

Полезные отзывы-подсказки от форумчан: 1, 2, 3, 4, 5.

Михайловский театр: где лучше сидеть?

Зал Михайловского театра: какие лучше места?

В Михайловском театре, как и на Старой сцене Мариинского, классический зал: есть партер, бенуар, бельэтаж, три яруса с ложами и, конечно, Царская ложа. И та же проблема выбора между «вижу» и «слышу». Как говорят многие завсегдатаи, основной недостаток зала этого театра — резкое закругление ярусов при небольшом пространстве, из-за чего видимость в «боковушках» по всей высоте очень плохая. Поэтому всегда при возможности стоит покупать места в центральном сегменте.

Партер имеет очень небольшой плавный подъем, поэтому видимость может быть плохая из-за впереди сидящего человека. С детьми рисковать не стоит — можно испортить впечатление от действа. Исключение, конечно, первый ряд.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Какие лучшие места в Михайловском театре?

Гарантировано видно и слышно будет в бенуаре, особенно на центральных местах — там везде хороший подъем. Однако высоким людям стоит обратить внимание на то, что в этой части зала в 3 ряду достаточно низкий потолок — сидеть может быть неудобно. Ну и детей сажать лучше на первый ряд или брать их на колени.

В боковых ложах на первых рядах бенуара обзор хороший, практически ничего «не срезается». Хотя есть и несогласные, которые утверждают, что все-таки на этих местах видимость плохая. В любом случае, сидеть приходится практически над оркестровой ямой и, например, на балете рисунок танца увидеть будет сложно.

По соотношению цена-качество оптимальны билеты на места в середине бельэтажа. С детьми лучше брать центр 1 ряда.

На первых рядах 1 и 2 яруса видимость и слышимость неплохая (конечно, бинокль будет нелишним). Однако в центре 1-го ряда 1-го яруса некоторым может быть слишком тесно. На ближайших к Царской ложе местах колени упираются в борт даже у зрителей среднего роста. В крайних ложах 2 яруса обзор затрудняют осветительные приборы.

Полезные отзывы-подсказки от форумчан: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова

Все хоть однажды побывавшие там отмечают гораздо более скромные, по сравнению с Мариинкой, интерьеры и убранство, простую советскую лестницу с плиткой и возможность попасть на представление под фонограмму.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Однако если вас не пугают негативные отзывы, то смело берите билеты в середину партера либо бельэтаж. Имейте в виду, что балет лучше смотреть чуть в отдалении, не прямо у сцены, чтобы можно было охватить взглядом всё происходящее на сцене сразу. Пресловутый подъём, беспокоящий многих театралов, в консерватории не страшен: начиная с 5-6 ряда партера всё отлично видно.

Полезные отзывы-подсказки от форумчан: 1, 2.

Филармония им. Д.Д. Шостаковича. Большой зал

В Большом зале Филармонии по акустике хороши практически все места. Хотя завсегдатаи отмечают наличие акустических ям в партере в районе 12-16 рядов, справа от центрального прохода. На первых рядах видно лучше (правда, помним, что зрительный зал здесь также находится ниже сцены), чем сзади — подъем очень небольшой. Кому важна «слышимость», а не «видимость», следует выбрать, последние ряды партера.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Единственный ярус здесь называется «хоры». Там много слепых зон (почти весь задний ряд и выборочные места в первом) — обзору мешают колонны. Однако слышимость от этого не страдает, напротив, знатоки отмечают, что звук там самый лучший в зале. Отличить такие места можно по цене билетов. Они, как правило, дешевле. Самые лучшие по обзору — места в торце напротив сцены. Причем там хорошо видно и в 1, и во 2 ряду. Исключение — место 165. Сидящие на нем доступна к обзору лишь левая половина сцены. Сидя на хорах, будьте готовы к стоящим и даже ходящим слушателям!

Видимость в первом ряду лож лучше, чем на хорах. Однако не всегда оптимальна. А стоимость билетов дороже. Рекомендуется воздержаться от покупки билетов в боковые нижние ложи — звук туда не всегда хорошо «доходит».

Филармония им. Д.Д. Шостаковича. Малый зал

В Малом зале слышно хорошо везде. Правда, некоторые замечают, что в первых 3-х рядах партера иногда «фонит» от инструментов. Зато там отлично видно, хотя и приходится сидеть, задрав голову, — сцена находится высоко. Дальше видимость ухудшается, так как подъем в зале практически отсутствует. С детьми рекомендуется покупать билеты на центральные места первых пяти-шести рядов партера. Также неплохо будет на 12 и 18 рядах либо на местах у центрального прохода. Для тех же, кто хочет сэкономить и «видимость» не принципиальна, можно приобретать более дешевые билеты в конце зала — с акустикой проблем не будет.

Полезные отзывы-подсказки от форумчан: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Александринский театр

Где лучше видно в Александринском театре? Отзывы на форуме «Литтлван» сходятся в одном — почти со всех мест в партере сцену хорошо видно и слышно. Ряды в партере идут под значительным наклоном, поэтому впереди сидящие зрители почти не мешают обзору. Места за креслами — противоречивый вариант. С одной стороны — видно хорошо, но с другой — очень неудобные жесткие сиденья.

Почитать отзывы о театрах Санкт-Петербурга, а также высказать свое мнение о постановках можно в базе отзывов «Литтлвана».

Источник

«Мариинский театр — машина, которая поедет и без меня»

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Закончив сезон гала-концертами культурной олимпиады в Сочи, дирижер Михаил Татарников готовится к масштабным свершениям на посту музыкального руководителя Михайловского театра. В чем Татарников опередит коллег из Большого и почему не собирается соревноваться с Мариинским — молодой маэстро рассказал обозревателю «Известий».

Что предложите в будущем сезоне публике Михайловского театра?

― 26 октября будет новая постановка «Евгения Онегина». У нас есть неплохой старый «Онегин», но ехать с ним на гастроли нельзя — нас за него отругают, да и просто никуда не возьмут. Это все-таки немножко вчерашний день. Новый спектакль сделает Андрий Жолдак, для которого это первый опыт в оперном театре, он всегда был драматическим режиссером. С нашим выдающимся хореографом Начо Дуато в декабре мы ставим «Ромео и Джульетту». Это, пожалуй, единственный балет, который любой дирижер хочет поставить как музыкальный руководитель. Потом будет опера «Билли Бад» Бриттена — перенос постановки Вилли Деккера из Венской государственной оперы. Еще планируется «Летучий голландец» Вагнера.

Две последние оперы стоят и в плане Большого театра. Как-то вы параллельно движетесь.

― Но мы все-таки слегка опережаем. А оркестр Михайловского театра будет выступать как симфонический коллектив, поскольку он сейчас сильно набирает вес, чему я очень рад.

За счет чего он набирает? Лет десять назад никто не мог назвать этот оркестр выдающимся коллективом.

― Больше того: это был ужасный оркестр. Дело вот в чем: когда руководство ставит амбициозные задачи, стремится конкурировать с ведущими коллективами, это передается всем, в том числе оркестрантам. Когда все спокойно и тихо, неизбежно начинается деградация. Я очень благодарен своему предшественнику Петеру Феранцу, который ввел здесь немецкую дисциплину. Музыканты очень хотят играть. Не все — оркестр большой, но один состав есть очень сильный. Ну и, конечно, немного свежей крови приходится вливать.

На предложение возглавить Михайловский вы сразу ответили «да»?

— Это было не единственное предложение из театров, которое мне поступило. Но я выбрал Михайловский, потому что быть главным дирижером в знаковом театре, в родном городе — это шанс от которого не отказываются.

Вам не жаль, что ради Михайловского театра вы покинули Мариинский?

― Я буду продолжать там дирижировать. Но вообще Мариинский — такая машина, которая поедет и без меня, и без любого другого. «Отряд не заметит потери бойца».

Пикантность вашей эмиграции в том, что Михайловский театр и его директор Кехман неизбежно соперничают с Мариинкой.

― Нет, уже давно нет. Понимаете, конкурировать с Мариинским театром в наше время невозможно. Можно идти параллельно, немножко другим путем — этим мы и занимаемся. У нас разные подходы.

В чем разница?

― Трудно так сказать, чтобы не обидеть оба театра. Михайловский — более европейский, ажурный театр. Упор здесь делается на репетиции. Главная цель — качество любого спектакля. Неготовый спектакль ни в коем случае не будет выпущен, скорее всего его отменят. А Мариинский — мощный репертуарный театр, где с открытием Новой сцены будет по три спектакля в день.

Дирижируя разными сочинениями, вы то берете дирижерскую палочку, то откладываете ее. В этом есть определенная логика?

― Что-то хочется дирижировать с палочкой, что-то — без. Не знаю, почему так происходит. Я Василия Синайского (музыкальный руководитель Большого театра. — «Известия») об этом спрашивал, он тоже не знает. Вот берешь палочку, а через две минуты понимаешь, что не надо, — и откладываешь.

Как вы восприняли новость о назначении Василия Петренко главным приглашенным дирижером Михайловского?

― Вы думаете, это для меня новость? Я с Васей еще в футбол играл. Мы с ним в хороших отношениях, тут не надо никакой интриги искать. Надо думать о том, что хорошо для оркестра. А Петренко как дирижер всегда интересен. К тому же мы с ним абсолютно разные.

Вы завершили сезон гала-концертом в сочинском Зимнем театре. Играли с подзвучкой. Зачем это оркестру?

― Мы долго думали и все-таки решили сделать подзвучку. В прошлом году я выступал здесь с оркестром Мариинского театра без звукоусиления, но мы несколько иначе сидели на сцене. Поймите, выдающимся коллективам выступать в залах с плохой акустикой непривычно и некомфортно. Как говорит Валерий Абисалович Гергиев, наша страна — рекордсмен по числу абсолютно бесполезных концертных залов с плохой акустикой. Даже в Москве в последнее время появлялись такие залы. Зато в Омске недавно был возведен великолепный зал. Очень надеюсь, что и в Сочи появятся такие же. Важно, чтобы культурная олимпиада не ограничилась гастролями выдающихся музыкантов в Зимнем театре, а превратила Сочи в настоящий культурный центр с достойными площадками. Нужен зал, нужен свой оркестр, а в идеале — и свой оперный театр. Все возможности здесь для этого есть.

При таких масштабах спортивного строительства можно было заложить в программу не один зал.

― Я надеюсь, что хотя бы все спортивные объекты будут сданы вовремя. Видя, с каким удовольствием наши чиновники подмечают недостатки лондонской Олимпиады, я серьезно переживаю за Сочи. Не уверен, что у нас все пройдет гладко.

То есть на концертный зал к Олимпиаде вы уже и не надеетесь?

― Я делаю все, чтобы встречаться с людьми, от которых это зависит. Очень надеюсь, что зал будет.

Источник

Гастроли Михайловского в Москве Как театр бизнесмена Кехмана стал одним из лучших в стране

В рамках фестиваля «Золотая маска» в Москву едет Михайловский театр — с танцовщиками, сбежавшими из Большого, и режиссером Начо Дуато во главе. Эдуард Дорожкин объясняет, что случилось с Михайловским за последние пять лет.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

«Поездка на балетный уикенд в Петербург становится классикой жанра»

На самом деле для того чтобы понять, зачем Владимиру Кехману Михайловский, достаточно провести пару часов в директорском кабинете и поговорить с сотрудниками. Ну нравится ему музыкальный театр, нравится общество музыкантов, хореографов, критиков. Доставляет удовольствие наклейка на афише: «Все билеты проданы». Но «нравится» — не значит быть профессионалом. Однако в построении академического театра нового типа (а в этом и состоит, кажется, его задача) Владимир Кехман — разумеется, не в силу озарения, а с багажом западного опыта — предпринял вполне точные шаги.

Был создан «Клуб друзей» театра, дающий участникам привилегии — от раннего бронирования билетов до возможности присутствовать на оркестровой репетиции. Перед началом представлений в Михайловском читают лекции; история создания спектакля, герои, редакции, немного об исполнителях — вводят зрителя в курс дела. Сайт театра — как телетайпная лента ТАСС, только с твиттером. От других театров не добьешься состава исполнителей и за неделю до спектакля, а в Михайловском заявленные звезды — часть контракта. Заболела, не смогла приехать звезда — вернем деньги. Это особенно важно для балетного зрителя, потому что билет на балет стоит дороже, чем на оперу, и, разумеется, театр продает Наталью Осипову и Ивана Васильева дороже, чем, скажем, Олесю Новикову и Леонида Сарафанова. Это естественно. Мариинка поступает так же: Лопаткина и Вишнева стоят дороже Терешкиной и Образцовой.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Переход звездной пары из Большого, лучшего Спартака и лучшей Китри мира, Ивана Васильева и Натальи Осиповой, в Михайловский наделал много шума. Он случился в самый неудачный для Большого момент: только открылась основная сцена, и лучшие силы, казалось бы, должны были изо всех сил рваться на нее. А они взяли и написали в разгар сезона заявление об уходе. Сами артисты объяснили свой поступок стремлением к большей творческой свободе и большему числу выступлений. Творческая свобода — ценность относительная, а вот с выходом на сцену у двух виртуозов теперь проблем точно нет. Они приняли участие и в премьерой серии «Спящей красавицы», и в «Баядерке», и в «Лауренсии». Пожалуй, именно «Лауренсия» стала для питерского зрителя их визитной карточкой. Виртуозность за гранью возможностей человеческого тела, артистизм, молодость и естественность воспламенили зал, составленный преимущественно из традиционной петербургской публики — людей с претензиями, вялых, словно лишенных витамина А. И все эти мрачные люди двадцать минут не могли освободить помещение — били в ладоши и неистово кричали «Браво». Были в зале и москвичи: поездка на балетный уикенд в Петербург становится классикой «комильфошного» жанра.

За классическое наследие в Михайловском отвечает Михаил Мессерер, представитель великой балетной династии, обладатель звучной фамилии, огромного опыта и, что для взрывного Владимира Кехмана, должно быть, очень важно, весьма спокойного характера. Ему Михайловский обязан отличными «Лебединым озером» и «Лауренсией». После прихода в театр Васильева и Осиповой перед Мессерером естественным образом возникли новые задачи: привести всю классику, имеющуюся в репертуаре, в вид, достойный таких исполнителей. Первой подверглась лифтингу «Баядерка», за ней следует «Дон Кихот» Петипа–Горского, который Михаил Григорьевич избавляет от наслоений последующих времен. Его следующая большая работа — «Пламя Парижа» — намечена на следующий, юбилейный, сто восьмидесятый сезон, и хореограф обещает быть значительно ближе к букве блистательного оригинала, чем Алексей Ратманский, сделавший эту вещь в Большом.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Балетные репетиционные классы «классик» Мессерер делит с главной хореографической надеждой Михайловского театра — испанцем Начо Дуато. Это самая серьезная ставка нового директора. В Москву приедет вечер одноактных балетов мастера — «Прелюдия», «Дуэнде», «Nunc Dimittis», два из которых выдвинуты на «Золотую маску», и «Спящая красавица», вызвавшая неоднозначную реакцию балетной критики.

Известие о том, что Дуато колдует над партитурой Чайковского и либретто Всеволожского, вполне тянуло на сенсацию: легенда работает над легендой, да еще где — в Петербурге, то есть в городе, непосредственно причастном к рождению великого балетного мифа. «Спящая» у Дуато вышла очень зрелищная — со знаменитой лесной панорамой-задником, со свежими костюмами, с дорогими декорациями. От Светланы Захаровой и Натальи Осиповой в партии Авроры глаз было просто не оторвать — хотя, конечно, танцуют они очень по-разному. Леонид Сарафанов, бывший солист Мариинки, теперь работающий в Михайловском, выдал образцового принца Дезире. Феи вышли подготовленными, способными творить добро вполне квалифицированно.

«Феи вышли подготовленными, способными творить добро вполне квалифицированно»

Но концепция Дуато «ни па из Петипа» оказалась реализованной лишь на бумаге: среди имен создателей спектакля фамилии Мариуса Ивановича действительно нет. Владимир Кехман считает балет Дуато «очень хорошим», так же настроена и питерская публика, расхватавшая билеты на «Спящую» до конца сезона. Однако по большому счету этот новый спектакль является конкурентом именно старинной постановки, ни шатко ни валко, с тремя мучительными антрактами идущей в Мариинском театре. Где не заимствована буква — там пахнет духом Петипа. Образ феи Карабос, высоко оцененный некоторыми экспертами, тоже что-то напоминает. Что же? Ответ подсказывает сам Дуато: «Как известно, злая королева в «Белоснежке» отличалась удивительной красотой. Поэтому я хотел, чтобы Карабос была привлекательна, обаятельна и в то же время отпугивала». Такова королева-мачеха в «Белоснежке» Анжелена Прельжокажа. Идеи носятся в воздухе, что уж говорить.

А ведь сам Дуато в определенном смысле тоже Петипа. Впервые с той грандиозной поры в России на постоянной основе работает столь успешный западный хореограф. Директор Михайловского называет 2014 год «годом Дуато», Мессерер отмечает, что Начо — «феноменальный педагог современного танца», петербуржцы его работам рукоплещут, труппа — в восторге от такого художественного руководителя. Чего еще желать? У нас вот, в Москве, нет теперь Спартака, нам тоже не до жиру.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

Отношения Михайловского с Мариинкой, чрезвычайно важные для оперной части, могли бы вообще стать темой большого приключенческого романа, если бы недавно не произошло чудо. Маэстро Гергиев, до того не одобрявший сотрудничества своих солистов с Михайловским театром, вдруг изменил отношение к этому вопросу. Видимо, переход на должность главного дирижера музыкального руководителя Михаила Татарникова, ведшего в Мариинке значительное количество спектаклей, заставило его по-новому взглянуть на коллег-конкурентов. «Нетребко завтра же у нас петь, конечно, не будет, но молодежь рвется вся», — радуется Владимир Кехман. Молодой, изящный Татарников заменил в Михайловском крупного, опытного Петера Феранеца, дирижера-постановщика той самой «Богемы», которую Михайловский показывает в Москве жюри «Золотой маски»: спектакль выдвинут на главную театральную премию аж по восьми номинациям. Однако Феранецу, по мнению директора театра, «не хватало амбиций» — и теперь от оркестра, в котором есть абсолютно выдающиеся солисты, следует ждать нового музыкального качества. «Именно музыкальным качеством должны отличаться оперные премьеры Михайловского», — считает Владимир Кехман, которого несложно заподозрить в большей любви именно к опере, а не к балету. Однако и постановочные решения не должны быть скучно прямолинейными, поэтому на 2013 год запланировано сотрудничество с такими режиссерами, как Люк Бонди, Вера Немирова и Вилли Деккер. Дмитрий Черняков? Василий Бархатов?

«Повторяю: мы не идем путями других театров. У музыкального театра номер два в России — своя дорога». — «А кто же первый?» «Это пусть они сами между собой решают», — отмахивается Кехман, подписывая очередной лист гастрольного графика.

Главные постановки Михайловского. Выбор Юлии Яковлевой

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

«Лебединое озеро»

Михаил Мессерер не сделал ничего вызывающего — обычную редакцию классического спектакля. Но умудрился перессорить и критиков, и балетоманов. Все согласились, что балет Михайловского здесь как-то по-особенному «задышал». Но что сделал это с петербургской труппой москвич — такого просто принять не смогли.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

«Лауренсия»

За этот спектакль театру страшно благодарны все: один из лучших советских балетов теперь можно увидеть живьем. А Михайловский еще и подсыпал сенсацию: вывел в главных ролях бывших премьеров Большого — Наталью Осипову и Ивана Васильева, чей переход в эту труппу стал главным скандалом сезона.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

«Спящая красавица»

На премьере зал чуть не лопнул от аншлага: Начо Дуато не редактировал русский классический спектакль, а ставил свой. Его версия не подорвала первоисточник, не стала вровень и вообще оказалась скорее полуудачей, но ее испанцу простили так охотно, что стало ясно: Алексей Ратманский теперь не единственный любимец русской публики.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

«Прелюдия»

Первый по-настоящему петербургский балет Начо Дуато, после которого он из почетного гостя, смешивающего на репетициях испанский и английский, вмиг стал «нашим Начо Ивановичем»: тончайший и точнейший балет про Петербург, белые ночи и Достоевского, хотя ничего такого в программке не стоит.

Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть фото Мариинский или михайловский театр что лучше. Смотреть картинку Мариинский или михайловский театр что лучше. Картинка про Мариинский или михайловский театр что лучше. Фото Мариинский или михайловский театр что лучше

«Nunc Dimittis»

Последний раз иностранец стоял во главе петербургской труппы сто лет назад, и это был Мариус Петипа в Мариинке. Приглашение Начо Дуато главным хореографом в Михайловский — сенсация, от которой долго не мог оправиться никто. А первые работы испанца в Петербурге доказали, что и хореограф, и труппа способны обеспечить свои амбиции.

Спектакли Михайловского театра «Спящая красавица», «Nunc Dimitris» и «Богема» можно увидеть в Москве 2, 3 и 4 апреля на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Точное расписание смотрите здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *