Маримба что это такое
Значение слова «маримба»
Возникла маримба в Южной Мексике, это инструмент, созданный по типу африканского балафона, затем маримба стала распространённым инструментом в Африке, Центральной и Северной Америке. Используется в основном в академической музыке, чаще всего как сольный инструмент либо для игры в ансамбле. Также встречается в американской популярной музыке. В оркестровой музыке встречается редко по причине относительно негромкого звучания и несколько специфичного тембра.
На сегодняшний день существуют маримбы различного диапазона:
1) четыре октавы, от «до» малой октавы до «до» третьей.
3) четыре с половиной, от «фа» большой октавы до «до» третьей.
4) пятиоктавная концертная, от «до» большой октавы до «до» третьей.
Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Современная техника игры на маримбе подразумевает игру несколькими палочками одновременно. Обычно используются 2-4 палочки, реже — 5-6. На инструменте можно исполнять мелодии, гармонии, виртуозные пассажи.
Чаще всего пластины инструмента сделаны из натуральной древесины розового гондурасского дерева или палисандра, расположены и настроены по принципу клавиатуры фортепиано.
Как правило, наконечники палочек для маримбы обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Подбор палочек позволяет музыканту получить целый спектр различных тембров, от резкого щелкающего, «ксилофонового», до мягкого, напоминающего церковный орган.
Родственные ударные инструменты — ксилофон, вибрафон, колокольчики. Оригинальный вариант маримбы встречается в музыке народов Африки, Южной Америки, Индонезии, Дальнего Востока.
Маримба
Мари́мба — клавишный ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона. На маримбе играют специальными палочками (с обмотанными нитками головками, реже резиновыми головками). Маримба отличается от ксилофона тем, что звук, издаваемый каждым бруском, усиливается деревянным или металлическим резонатором либо подвешенной под ним тыквой (традиционный инструмент). Возникла маримба в Малайзии и затем стала распространённым инструментом в Африке, Мексике, Центральной и Северной Америке. Используется в американской популярной музыке.
На сегодняшний день существуют маримбы различного диапазона:
1) четыре октавы, от «до» малой октавы до «до» третьей.
2) четыре октавы + 3 ноты Ля-Си бемоль-Си большой октавы.
3) четыре с половиной, от «фа» большой октавы до «до» третьей.
4) пятиоктавная концертная, от «до» контроктавы до «до» третьей.
Маримба обладает богатым, мягким и глубоким тембром, позволяющим добиваться выразительного звучания. Современная техника игры на маримбе подразумевает игру несколькими палочками одновременно. Обычно используются 2-4 палочки, реже — 5-6. На инструменте можно исполнять мелодии, гармонии, виртуозные пассажи.
Чаще всего пластины инструмента сделаны из натуральной древесины розового гондурасского дерева или палисандра, расположены и настроены по принципу [клавиатура|клавиатуры]] фортепиано. Пластины расположены над металлическими трубами-резонаторами, делающими звучание густым и объёмным.
Стандартный диапазон инструмента — 4 или 4,3 октавы. В последние годы появились инструменты с 5- и даже 6-октавными клавиатурами. Инструменты этого класса встречаются редко, предназначены исключительно для сольной игры и часто изготавливаются индивидуально.
Для игры на маримбе выпускается множество видов палочек (mallets) с наконечниками из резины, дерева или пластика. Как правило, наконечники обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Подбор палочек позволяет музыканту получить целый спектр различных тембров, от резкого щелкающего, «ксилофонового», до мягкого, напоминающего церковный орган.
В настоящее время маримба известна как сольный инструмент. Используется в разных музыкальных жанрах, от классической музыки до авангардной, эстрадной и джазовой. Некоторые композиторы использовали маримбу в произведениях для симфонического оркестра.
Родственные ударные инструменты — ксилофон, вибрафон, колокольчики. Оригинальный вариант маримбы встречается в музыке народов Африки, Южной Америки, Индонезии, Дальнего Востока.
Содержание
Маримба в современной академической музыке
Маримбу использовали в своих сочинениях Дариюс Мийо (Концерт для вибрафона и маримбы с оркестром), Оливье Мессиан (Преображение Господа нашего Иисуса Христа, Франциск Ассизский), Тору Такэмицу (Rain Tree), Франко Донатони, Карен Танака (Tales of Trees), Дженнифер Хигдон (Splendid Woods), Небойша Живкович (два концерта для маримбы с оркестром), И Чен (Sound of the Five), Марьян Марьян Мозетич (Концерт для фагота, маримбы и струнного оркестра), Андрей Дойников (Frolic-romance), Стив Райх (Six Marimbas) и другие современные композиторы.
Маримба в рок-музыке
Маримба использована группой Rolling Stones в песне Under My Thumb (играет Брайан Джонс).
Маримба музыкальный инструмент
Маримба (Маримбафон) близкая родственница ксилофона. Этот ударный музыкальный инструмент имеет невероятно красивое звучание.
История возникновения
Родиной музыкального инструмента маримба является Западная Африка. Вместе с рабами попал на побережье Южной Америки, а затем и в Центральную Америку. На акварели во второй половине XIX века Мануэль Паз изобразил двух людей, один из которых играет на маримбе, а другой слушает. Эта картина ещё раз доказывает, что уже два столетия назад инструмент имел широкое распространение в Боливии, Колумбии, Венесуэле.
Афро-эквадорцы считают его своим национальным инструментом. У них существует танец с таким же названием «маримба», своеобразное выражение свободы и самобытности.
Где используется
В настоящее время музыка и танец используется в различных театральных постановках, которые сочетают их для показа несгибаемости и гордости потомков эквадорцев. В других странах благодаря уникальности звучания ему находят применение в целых оркестрах, может звучать в сочетании с ксилофоном и вибрафоном. Неподражаемую музыку можно услышать на музыкальных вечерах, концертах известных групп.
Устройство инструмента
Мягкий глубокий тембр создается благодаря прикрепленным к низу конструкции деревянным или металлическим резонаторам. Клавиатура состоит из деревянных брусков, которые укрепляют на раме. В традиционных моделях используют в качестве — резонаторов плоды баобабов или полые сухие тыквы.
Способ игры
Играют на музыкальном инструменте маримба ударяя по инструменту специальными колотушками. Правильно подобрав палочки, можно получить широкий спектр различных тембров от щелкающего звука до мягкого и нежного оттенка. Характер звука непосредственно зависит от материала, из которого сделаны колотушки. Дерево, резина, синтетические и натуральные материалы оказывают влияние на громкость и четкость звучания. Одновременно на маримбе могут играть несколько человек. При этом исполняются более сложные и замысловатые композиции.
Диапазон от 4 до 6 октав. Выделяют: 4 октавы, 4 и 1/3 октавы, 4,5 октавы, пятиоктавная концертная. Гораздо реже встречается инструмент с 6-октавной клавиатурой, который используют только для сольной игры. В 1894 году С.Уртадо создал первую двойную маримбу. Это два соединенных вместе, но разных по размеру и звучанию инструмента, на которых могут играть 7 человек сразу.
Оркестровые маримбы называют маримбафонами. Они состоят из пластин, которые расположены в два ряда, под ними подвешены резонирующие трубы с дном.
На маримбе исполняют выразительные пассажи, гармонии и мелодии.
Маримба
Мелодичные переливы этого афро-эквадорского идиофона завораживают, оказывают гипнотическое воздействие. Более 2000 тысяч лет назад туземцы африканского континента изобрели маримбу, используя всего лишь дерево и тыкву. Сегодня этот ударный музыкальный инструмент используется в современной музыке, дополняет популярные произведения, звучит в этнических композициях.
Что такое маримба
Инструмент является разновидностью ксилофона. Широко распространен в Америке, Мексике, Индонезии. Может использоваться сольно, нередко применяется в ансамбле. Из-за негромкого звучания редко входит в состав оркестра. Маримба устанавливается на пол. Исполнитель играет, ударяя палочками с резиновыми или обмотанными нитями наконечниками.
Отличие от ксилофона
Оба инструмента относятся к семейству ударных, но имеют конструктивные отличия. Ксилофон состоит из планок разной длины, расположенных в один ряд. У маримбы решетки расположены по типу пианино, поэтому диапазон и тембр обширнее.
Разница ксилофона и африканского идиофона и в длине резонаторов. Их функцию ранее выполняли высушенные тыквы. Сегодня резонирующие трубки изготавливают из металла и дерева. У ксилофона они короче. Спектр звучания маримбы от трех до пяти октав, ксилофон воспроизводит звучание нот в пределах двух-четырех октав.
Устройство инструмента
Маримба состоит из рамы, на которой располагается рамка из деревянных брусков. Традиционно используется розовое дерево. Акустик и мастер создания инструментов Джон К. Диган в свое время доказал, что древесина гондурасского дерева лучше всего проводит звук. Бруски располагаются, как клавиши у пианино. Также они и настроены. Под ними располагаются резонаторы. Диган же заменил традиционные деревянные резонаторы на металлические.
Чтобы играть на маримбе, используются колотушки. Их наконечники обвязывают хлопковыми или шерстяными нитями.
От правильного подбора колотушек зависит спектр звучания. Он может напоминать ксилофонный, быть резким, щелкающим или протяжным органным.
История возникновения
Художник Мануэль Паз на одной из своих картин изобразил музыкальный инструмент, напоминающий маримбу. На холсте один человек играл, другой слушал музыку. Это доказывает, что уже несколько веков назад африканский идиофон был популярен в Северной Америке.
Ученые считают, что история его возникновения была еще более ранней. На нем играли представители племени мандиго, используя удары по дереву для увеселения, ритуалов, во время погребения соплеменников. В Северном Трансваале люди из племени банту придумали располагать деревянные брусочки на дуге, а под ней подвешивали деревянные трубки в виде «колбас».
В Южной Африке существует легенда, согласно которой богиня Маримба развлекала себя игрой на удивительном инструменте. Она подвешивала деревяшки, а под ними располагала высушенные тыквы. Африканцы считают его своим традиционным инструментом. В прошлом жителей континента развлекали странствующие маримбьеро. В Эквадоре есть национальный танец с одноименным названием. Считается, что в процессе танца исполнители выражают свободолюбие и самобытность народа.
Древний образец инструмента
Использование
После экспериментов Джона К. Дигана расширились музыкальные возможности маримбы. Инструмент пошел в массовое производство, стала использоваться ансамблями, оркестрами. В середине прошлого века он попал в Японию. Жители Страны Восходящего Солнца были покорены звучанием необычного идиофона. Появились школы по обучению игре на нем.
В конце прошлого столетия маримба прочно закрепилась в европейской музыкальной культуре. Сегодня существуют уникальные экземпляры с диапазоном звучания до шести октав. Исполнители используют различные палочки, чтобы расширить, изменить, сделать более экспрессивным звук.
Для маримбы написаны музыкальные произведения. В своих сочинениях ее использовали композиторы Оливье Мессиан, Карен Танака, Стив Райх, Андрей Дойников. Они показали, как может звучать африканский инструмент в сочетании с фаготом, скрипкой, виолончелью, фортепиано.
Удивительно, но многие люди устанавливают на телефоны рингтоны, записанные на маримбе, даже не подозревая, что за инструмент звучит во время вызова. Услышать его можно в песнях групп АББА, Qween, Rolling Stones.
Техника игры
Среди других ударных музыкальных инструментов маримба считается одним из сложнейших в освоении. Играть на ней может один или несколько человек. Исполнитель должен не только знать устройство и строй идиофона, но и виртуозно владеть сразу четырьмя палочками. Он держит их в обеих руках, удерживая в каждой по две. Колотушки могут располагаться в ладони, пересекаясь друг с другом. Такой метод называется «перекрестным». Или удерживаться между пальцами – метод Мессера.
Знаменитые исполнители
В 70-е годы Л.Х. Стивенс внес огромный вклад в адаптацию маримбы в академическую музыку. Он исполнил множество произведений, писал способы игры на инструменте. В числе знаменитых исполнителей японский композитор Кейко Абе. На маримбе она исполняла классическую и народную музыку, путешествовала по всему миру, участвовала в международных конкурсах. В 2016 году она дала концерт в зале Мариинского театра. Среди других музыкантов, выступающих с этим инструментом, Роберт Ван Сайз, Мартин Грубингер, Богдан Бокану, Гордон Стаут.
Маримбу самобытен, его звучание способно завораживать, а движения колотушек создают ощущение, подобное гипнозу. Пройдя через века, африканский идиофон достиг значительных успехов в академической музыке, его используют для исполнения латино, джаза, поп- и рок-композиций.
История маримбы
Маримба – музыкальный инструмент семейства ударных. Имеет глубокий, приятный тембр, благодаря чему можно получить выразительное звучание. Играют на инструменте палочками, головки которых изготовлены из резины. Ближайшие родственники вибрафон, ксилофон. Маримбу называют еще африканским органом.
Появление и распространение маримбы
Предполагается, что история маримбы насчитывает более 2000 лет. Родиной ее считают Малайзию. В дальнейшем маримба распространяется и становится популярной в Африке. Есть сведения, что именно из Африки инструмент перекочевал в Америку.
На маримбе одновременно может играть один, два и более музыканта, при этом использовать от 2 до 6 палочек. На маримбе играют с помощью небольших колотушек, с резиновыми, деревянными и пластиковыми наконечниками. Чаще всего наконечники обматываются нитками из хлопка или шерсти. Исполнитель, применяя разные варианты палочек, может получить разный тембр звука.
Первоначальный вариант маримбы можно услышать и увидеть во время исполнения народной музыки Индонезии. Этнические композиции американских и африканских народов также наполнены звучанием этого инструмента. Диапазон инструмента – 4 или 4 и 1/3 октавы. В связи с ростом популярности можно встретить маримбу и с большим количеством октав. Специфический тембр, негромкий звук не позволяют включать ее в оркестры.
Звучание маримбы в современном мире
Академическая музыка в течение последних десятилетий активно использует маримбу в своих композициях. Чаще всего акцент делается на партии маримбы и вибрафона. Такое сочетание можно услышать в произведениях французского композитора Дариюса Мийо. Больше всего в популяризации маримбы сделали такие певцы и композиторы, как Ней Розауро, Кейко Абэ, Оливье Мессиан, Тору Такэмицу, Карен Танака, Стив Райх.
В современной рок-музыке авторы часто используют необычное звучание инструмента. В одном из хитов Rolling Stones «Under My Thumb», в песне «Mamma Mia» группы ABBA и в песнях группы Queen можно услышать звучание маримбы.
В 2011 году правительство Анголы наградило ученого и поэта Хорхе Маседо за вклад в возрождение и развитие этого древнего музыкального инструмента.
Звуки маримбы используют для мелодий вызовов на современных телефонах. Многие люди даже не догадываются об этом.
В России музыкант Петр Главатских записал альбом «Ненайденный звук». В котором он виртуозно играет на маримбе. На одном из концертов музыкант исполнил на маримбе произведения известных русских композиторов и деятелей искусств.