Маркетинг что изучают в университете
Изучаемые дисциплины (Маркетинг)
Перечень преподаваемых дисциплин по направлению «Менеджмент» профиль «Маркетинг»:
Методы принятия управленческих решений (аннотация к дисциплине)
Информационные технологии в менеджменте(аннотация к дисциплине)
Статистика(аннотация к дисциплине)
Теория менеджмента
История управленческой мысли(аннотация к дисциплине)
Теория организации(аннотация к дисциплине)
Организационное поведение(аннотация к дисциплине)
Маркетинг(аннотация к дисциплине)
Финансовый менеджмент(аннотация к дисциплине)
Управление человеческими ресурсами(аннотация к дисциплине)
Стратегический менеджмент(аннотация к дисциплине)
Корпоративная и социальная ответственность(аннотация к дисциплине)
Инвестиции и инвестиционный анализ(аннотация к дисциплине)
Управление проектами(аннотация к дисциплине)
Бизнес-планирование(аннотация к дисциплине)
Планирование на предприятии(аннотация к дисциплине)
Инновационный менеджмент(аннотация к дисциплине)
Антикризисное управление(аннотация к дисциплине)
Поведение потребителей(аннотация к дисциплине)
Маркетинг взаимоотношений(аннотация к дисциплине)
Управление маркетингом(аннотация к дисциплине)
Маркетинговый анализ данных
Маркетинг услуг(аннотация к дисциплине)
Мерчендайзинг(аннотация к дисциплине)
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности(аннотация к дисциплине)
Маркетинг территорий(аннотация к дисциплине)
Маркетинговые исследования(аннотация к дисциплине)
Методы прогнозирования в маркетинге(аннотация к дисциплине)
Маркетинговые коммуникации(аннотация к дисциплине)
Психология коммуникаций(аннотация к дисциплине)
Маркетинговые консультирование
Маркетинговый аудит
Правовое регулирование маркетинговой деятельности
Коммерческое право
Управление продажами(аннотация к дисциплине)
Управление в розничных сетях(аннотация к дисциплине)
Обучение маркетингу в вузах: за и против
“Как можно в Интернете 50 000 зарабатывать, это нереально! Развод этот ваш фриланс!”.
Подобные комментарии часто пишут в тематических сообществах ВКонтакте и Facebook, а в период карантина их стало в три раза больше. Чтобы зарабатывать больше, надо владеть основами Интернет-маркетинга.
Я 7 лет работаю в этой сфере, училась на маркетолога в трех университетах и знаю, где лучше освоить эту профессию.
Я хотела поступать на филфак в украинский вуз, но реальность дала понять, что рынок лингвистов переполнен. Журфак не рассматривала: ненавижу писать «как надо», по методичкам.
В итоге выбор был сделан в пользу специальности «Менеджмент в непроизводственной сфере».
На втором курсе выиграла конкурс и поехала учиться по обмену в Чехию, в Силезский университет (г. Карвина). На третьем – в Литву, Вильнюсский университет, тогда же стала работать копирайтером. И через год перевелась в ВУ окончательно на специальность «Маркетинг и бизнес-администрирование». За время учебы участвовала в международных и, как правило, не студенческих научных конференциях.
Большинство вузов в СНГ учат слепо выполнять указания
В украинском вузе я в сумме проучилась 3 года, из которых полтора – заочно (когда находилась за границей). Полгода ушло на разъезды по конференциям.
Но суть уловить за год очного обучения я успела, а заодно поговорила с выпускниками других высших учебных заведений с дипломами по смежным специальностям.
Вот как студентам помогают в большинстве вузов стран СНГ стать крутыми специалистами в бизнесе.
Освоить базу бизнеса и маркетинга в целом
В нашем вузе была корпоративная культура: старост называли «менеджерами». Были заместители менеджеров по спортивной, культурной, научной и учебной части.
Первый семестр нам проповедовали, что мы будущие бизнесмены, элита общества, потому выделяемся и подаём пример. В том числе и в одежде: поощрялся деловой стиль, галстуки. Такой подход задал правильное настроение среди студентов, а некоторых даже очень воодушевил. Ребята первые месяцы ощущали себя бизнесменами (насколько позволял опыт 17-18 лет и фантазия): носили костюмы чуть ли не каждый день, рвались в студсовет, ответственно подходили к обязанностям.
Розовые очки разбились о суровую учебную реальность с первых лекций.
В большинстве вузов стран СНГ студенты изучают бизнес в теории, которую я обозначила как «болтология». Уходит по десять лекций на рассмотрение базовых терминов с позиций разных исследователей. Практической пользы информация не несла.
Пример: если студенту понятно, что такое «ЦА» и что с этим знанием делать, разве есть разница, какое определение этому термину дали Иванов, Петров или Сидоров?
В жизни целевая аудитория определяется с помощью логики и рекламных инструментов, в том числе парсеров. Знание же десятка определений этого термина клиенту прибыль не принесет.
Однажды нам рассказывали 3 часа о подходе в экономической теории. Студенты писали, запоминали, а в конце преподаватель сказала: «Но в таком-то году такой-то человек доказал, что этот подход не работает. А тот, который работает, мы рассмотрим в следующий раз». Зачем было тратить время на то, что никогда не пригодится?
Работать на результат
Помните фразу Стива Джобса «Работать надо не 12 часов, а головой»?
Маркетологи и предприниматели должны мыслить креативно, быть готовыми к форс-мажорам, принимать быстрые решения, своевременно улавливать перемены на рынке и ещё кучу всяких штук, которые либо приходят с опытом, либо являются врожденным талантом. Фраза избитая, шаблонная, но честно: актуальная и в 1950-е, и в 2020. Не зря маркетологам платят за работу головой:
Компания Kodak была лидером в фотоиндустрии, и все упустила потому, что не смогла вовремя среагировать на появление цифровой техники на рынке. Она обанкротилась, а её место заняли Nikon и Canon, которые дышали ей в спину. Маркетологи Kodak проглядели новые тренды и провалили свою работу.
От студентов, которые в будущем непонятно откуда должны взять эти навыки, требовали послушания и невероятного трудолюбия – не того, который «головой», а который «12 часов». По каждому предмету выполнялись СРС (самостоятельная работа студента): писались от руки развернутые ответы на огромный перечень вопросов. Это не сложно, информация есть и в учебниках, и в Интернете, но отнимает дикое количество времени.Представьте: в неделю 10 семинаров, из них к 8-ми надо подготовить СРС по 10 вопросам. Ответ на один вопрос занимает лист бумаги. За неделю необходимо написать 80 листов текста. Плюс подготовка к самому семинару, другие задания (рефераты или решение задач). Тяжело, а толку-то нет.
Может, маркетологов Kodak тоже заставили писать 80 листов, вместо того, чтобы искать решение проблемы?
Эффективно планировать своё время
Самое веселое – учебный график с непрофильными предметами — философией, физкультурой… Требовать от студентов присутствовать на занятиях и отмечать этот факт в журнале глупо.
Кто-то учится как ботаник и в какой-то момент настолько устает, что не может встать с кровати. Кто-то с учебой совмещает не менее поощряемую вузом научную деятельность, участие в праздниках, членство в студсовете и едва все успевает. Кто-то работает.
И несколько пропущенных лекций при умении планировать время хуже не сделает: напротив, студент либо восстановит силы, либо восстановит пробелы в других направлениях.Например: у студента подтвержденный уровень английского C1. А по политологии тройка, и необходимо сдать сессию. Что логичнее: ходить на лекции по английскому или готовиться к трудному экзамену?
Как студент научится планировать время и отвечать за решения, если все решено за него даже в мелочах?
Мне однажды привели в пример аналогию с рабочим временем: если разрешить студентам свободное посещение, пусть и во взрослой жизни в офис приходят, когда вздумается?
Тут вопрос в другом. Студент должен выделять основные задачи и второстепенные. Причем для каждого студента они отличаются.
На первом курсе я считала самым главным получать по предметам оценки «А» («5»). На втором уже зачетка стала работать на меня, но в приоритете были научные исследования. В то время как другому студенту наплевать и на оценки, и на науку, но зато ему важно поскорее получить диплом, иначе на рабочем месте не повысят до менеджера.
Я привела в пример ситуации, когда вузовское образование не помогает, а вредит. Время тратится впустую, и а не на полезные вещи.
Учеба в европейском вузе
Мне помогла расставить приоритеты учеба в Европе. В работе я применяю навыки, полученные в Силезском и Вильнюсском университетах.
В ВУ среди педагогов есть предприниматели и бизнесмены, а не теоретики.Менеджер по работе с клиентами Radisson Blu, он же преподаватель предмета “Управление гостиничным бизнесом”, провел одну из лекций в отеле и показал, чем занимается на рабочем месте.
Много материала давалось по работе предприятия, аналитике данных до рекламной кампании и по её результатам, формированию отчета и методах решения выявленных проблем. Дополнительно были простые предметы по международному ведению бизнеса, особенностям культурных различий и деловой этики.
Чтобы информацию усвоить на практике, мы создавали исследования на примере реальных компаний и данных.
Однажды проводился международный конкурс L’Оreal Brandstorm, участвовали в котором все студенты. Суть: проанализировать одну из линеек бренда, составить отчет, выявить проблемы, предложить решение и презентовать его.
Это было обычным заданием для любого предмета в европейском вузе, но победители конкурса получали право поехать на стажировку во Францию. Остальные получали заслуженную оценку за семестр.
Ещё одна особенность — сравнительно свободный график посещения занятий. Одни преподаватели позволяют не ходить на лекции, а прийти на экзамены и в дни презентаций. Другие требуют посещения занятий. Но целью ставили сдать экзамен.
Никто не бегал за студентами-”прогульщиками”: им не ставили оценку, а в отдельных случаях отчисляли. Пересдача платная, но нужно повторно пройти курс и выполнить задания по предмету.
Договориться нереально: коррупции нет, а учебный процесс регламентирован. Студент обязан сдать экзамены по предметам до начала практики во втором семестре 4 курса бакалавриата. Иначе не допустят к защите диплома. Это учит ответственности и навыкам time-менеджмента.
Подход, который применяется в университетах СНГ, губителен для работы в бизнесе и маркетинге. Человек выходит из университета с дипломом, но с неготовностью работать. Он не обладает необходимыми знаниями и умениями. В сфере digital это особенно заметно: учиться надо постоянно.
Например, месяц назад не было VK Donut, а теперь контент-менеджеры и интернет-маркетологи тестируют сервис и думают, как сделать на нём прибыль.
Я не дискредитирую отечественное образование и не ставлю перед собой цели отговорить кого-то поступать в университеты. Во время учебы в таких условиях нужно постоянно думать, что на самом деле нужно и пригодится в дальнейшем, а что — пустая трата времени.
Профессия: маркетолог
Чем занимаются маркетологи, какие навыки нужны и какое будущее у этой профессии
Кто такой маркетолог и чем он занимается
Маркетолог — это человек, который отвечает за правильный ввод продукта на рынок, его продвижение и позиционирование. Суть этой профессии хорошо отражает модель четырёх «пи» (4P), которая включает четыре основных «столпа» маркетинга.
Продукт (product) — товар или услуга, ассортимент, качества и свойства этого товара, его дизайн, эргономика; согласно маркетинговой теории, продуктом может быть всё что угодно, в том числе люди и идеи.
За эти четыре основных направления и отвечает маркетолог.
Виды маркетологов
Корпоративные маркетологи
Для крупных компаний характерна, с одной стороны, узкая специализация, а с другой — поощрение ротации и горизонтальная карьера, то есть перемещение специалиста из одного отдела в другой для получения нового опыта и знаний. Задача маркетолога крупной корпорации — обеспечивать достижение необходимых коммерческих и брендовых KPI (key performance indicators) и реализацию бренд-стратегии.
В международных корпорациях чаще всего работает 2 вида маркетологов:
бренд-менеджеры — занимаются всем вышеперечисленным, а также могут отвечать за наполнение портфеля корпорации: какие товары оттуда убрать, какие добавить, как его позиционировать, где размещать для продажи;
трейд-маркетологи — занимаются тем, что происходит в торговых точках, следят за динамикой продаж (как она меняется в зависимости от цены, позиционирования, расположения товара), организовывают промоакции и разные программы неценового продвижения: конкурсы, розыгрыши призов, рекламные акции, например «Купи зубную пасту и выиграй айфон!».
Интернет-маркетологи
В небольших компаниях понимание работы маркетолога может быть различным, на него могут возлагаться разные задачи. Чаще всего востребован интернет-маркетинг.
Интернет-маркетологи специализируются на продвижении товара в интернете. В небольших компаниях они, как правило, сами занимаются настройкой контекстной рекламы, разбираются в том, как продвигать товар с помощью таких инструментов, как «Яндекс.Директ» или Google.Adwords. К интернет-маркетологам порой относят и SMM-менеджеров, то есть специалистов по продвижению продукта в социальных сетях.
Маркетинговые аналитики, ресёрч-менеджеры
Занимаются сбором данных, необходимых для создания стратегий, а также проводят маркетинговые исследования. Есть, например, крупная исследовательская компания «Нильсен», оно на постоянной основе собирает данные от всех крупных ритейлеров, проводит оценку мелких и составляет общую картину, что творится на рынке, кто лидер, а кто нет, у кого лучше продаётся товар. Маркетологи-исследователи используют в своей работе математические и статистические методы, базы данных.
Маркетологи-практики пользуются маркетинговыми исследованиями для разработки собственных стратегий продвижения и позиционирования товара, определения его целевой аудитории.
Где учат на маркетолога
Строгого набора направлений обучения и специальностей нет. Среди бренд-менеджеров чаще всего можно встретить выпускников направлений «Экономика» и «Маркетинг».
Для успешного освоения профессии, однако, важна не только теория, но и практика. У будущих маркетологов, как правило, есть возможность подрабатывать по специальности начиная с 3-4 курса. Молодых специалистов без диплома охотно берут небольшие компании и рекламные агентства. Для студента это прекрасная возможность набраться опыта и попробовать себя в разных направлениях рекламы и маркетинга.
Кроме того, ещё на студенческой скамье важно участвовать в конкурсах кейсов, подавать заявки на летние стажировки крупных компаний.
Следующая возможная ступень после вуза — менеджерские программы крупных компаний и корпораций. В зависимости от компании программы предполагают две или три ротации, то есть перемещения в разные отделы — логистики, маркетинга, продаж. Длительность программы — в среднем 1,5 года, но бывают и программы, рассчитанные на 2,5, а то и 3 года. Иногда участники менеджерских программ получают возможность поработать в другом городе или даже стране.
Как я стал маркетологом
Мне кажется, в 16–17 лет довольно сложно выбрать будущую профессию, ведь в этом возрасте недостаточно жизненного опыта и нет ясного представления о реальной работе. Однако определиться с направлением вполне реально, если хотя бы приблизительно оценить свои склонности, сильные и слабые стороны, интересы.
Выбирая вуз, я ориентировался преимущественно на его место в рейтинге. Хотел уехать учиться в Москву или в Санкт-Петербург. В итоге я поступил в НИУ ВШЭ на направление «Реклама и связи с общественностью». По итогам могу однозначно рекомендовать этот вуз школьникам, которые интересуются экономическими профессиями. Во-первых, здесь дают очень хорошую гуманитарную базу, а во-вторых, очень много внимания уделяют практике: у студентов есть возможность ещё до получения диплома получить реальное представление о том, чем занимаются специалисты той или иной профессии.
На третьем курсе нам преподавали дисциплину «Медиапланирование». Медиапланнеры занимаются планированием рекламных кампаний товаров и услуг посредством медианосителей, то есть определяют, в какой период и с какой частотой целевая аудитория будет видеть, слышать или читать рекламное сообщение.
Занимаясь медиапланированием, я познакомился с миром FMCG — от английского fast moving consumer goods (товары повседневного спроса). Это товары, которые покупают обычные потребители для своих нужд и которые быстро используются и требуют замены. В нашей стране их ещё называют «товары широкого потребления». Увидев, какие широкие возможности открывает работа в этой сфере, я решил сменить специализацию. Мне удалось попасть на менеджерскую программу компании L’Oreal, которая предполагала две ротации — в отделе продаж и в отделе маркетинга. Сначала я попал в отдел, который занимается работой с ритейлерами, а потом 9 месяцев работал в отделе маркетинга, после чего устроился в компанию «Колгейт-Палмолив» на должность младшего бренд-менеджера, где сейчас и работаю.
Чем занимается бренд-менеджер крупной корпорации
Разрабатывает стратегию позиционирования и продвижения товара. Представляет интересы локального рынка перед отделами, ответственными за разработку продукта, даёт рекомендации, по какой цене, где и как его лучше продавать. Например, компания производит какой-либо продукт, который маркетолог рекомендует продавать только в аптеках, потому что если его поставить на полку в обычном супермаркете, продукт перестанет восприниматься как высокотехнологичный и «экспертный». Когда у покупателей закрепляется такое представление о продукте, места его продаж могут расширяться, поскольку на имидж продукта это уже не повлияет.
Организует рекламные кампании. Бренд-менеджеры крупных компаний обычно не занимаются настройкой рекламы, их работа — сформировать запрос для рекламных агентств, которые непосредственно занимаются созданием и продвижением рекламного продукта, и дать свои рекомендации.
Адаптирует рекламные материалы для российских реалий. Материал присылают из «головной компании». Это может быть простой перевод рекламных материалов или полная их переделка, например, пересъёмка клипа в интерьерах, близких российскому потребителю.
Решает смежные задачи с другими отделами компании. Он общается с отделом логистики, чтобы знать, как скоро продукт придёт, занимается обновлением информации на упаковке продукта. Идёт работа и с отделом продаж — бренд-менеджер должен обеспечивать его качественными «продающими историями», то есть аргументами в пользу того, чтобы продукт был заведён в ту или иную торговую сеть.
Работает над построением бренда. Его задача — обеспечить нужную динамику брендовых показателей (имиджевых, коммерческих, финансовых).
Какие качества и навыки нужны маркетологу
Умение работать с большими объёмами информации, анализировать. Многие думают, что для маркетолога как-то особенно важна креативность, способность придумывать какие-то необычные рекламные ходы, сюжеты роликов и тому подобное. На самом деле, маркетолог должен уметь принимать идеальные решения на основе всей той информации, которая у него есть, быть хорошим аналитиком.
Многозадачность. Бренд-менеджер в течение дня может решать вопросы, связанные с логистикой и с продажами, согласовывать креативные макеты, участвовать в воркшопе по созданию большой идеи и работать над упаковкой.
Стрессоустойчивость. Как правило, у маркетолога всегда много работы, он координирует деятельность многих людей и вынужден постоянно решать внезапно возникающие проблемы, исправлять ошибки и недочёты. Кроме того, в международных компаниях примерно два раза в год случается визит вышестоящего начальства из головной корпорации, к которому все готовятся в авральном режиме, и без стрессоустойчивости тут не обойтись.
Умение общаться с людьми. Важны все коммуникативные навыки — умение слушать, умение доносить свою мысль до окружающих, договариваться, находить компромиссные решения, работать в команде, руководить и подчиняться в зависимости от ситуации.
Понимание современных тенденций. Маркетолог просто обязан улавливать существующие культурные коды, тонко чувствовать дух времени, знать, какие тенденции возникают в профессиональной среде, чтобы предлагать соответствующие им стратегии продвижения.
Карьера, график работы, зарплата
Карьера. Горизонтальная карьера в крупной компании предполагает переход из одного отдела в другой. Крупные корпорации активно внедряют этот вид карьеры среди своих сотрудников. Один и тот же человек может работать в отделе логистики, оттуда перейти в маркетинг, оттуда — в продажи. Это помогает компании снизить текучку кадров, а сотрудникам — решать новые интересные задачи, получать новый опыт и избежать профессионального выгорания.
Вертикальная карьера маркетолога в крупной корпорации может начаться с участия в менеджерской программе или с должности специалиста (иногда — младшего бренд-менеджера). Следующая ступенька — просто бренд-менеджер, затем старший, тимлид и так далее, в зависимости от особенностей конкретной структуры. Вершиной карьеры маркетолога может стать и должность генерального директора корпорации.
График работы. Девятичасовой рабочий день (с 9:00 до 18:00 или с 10:00 до 19:00), но могут быть исключения в виде ивентов. На самом деле, никого обычно не интересует, во сколько ты пришёл и ушёл, главное — чтобы проекты завершались в срок. В целом, переработки — вполне нормальное явление.
Профессия маркетолога теоретически позволяет работать удалённо, но есть множество вопросов, которые гораздо удобнее решать, находясь в одном здании с коллегами.
Зарплата. Зависит от места работы. Участник менеджерской программы крупной корпорации получает от 60 до 100 тысяч рублей, младший бренд-менеджер — от 90 до 120 тысяч рублей, бренд-менеджер — от 130 до 170 тысяч рублей.
Маркетологи в небольших компаниях могут зарабатывать поменьше, но, с другой стороны, подход к зарплатам в этом секторе бывает более гибким.
Примечание редакции: средняя зарплата маркетолога в Москве примерно 83–94 тысяч рублей. Минимальные предложения для молодых специалистов начинаются от 25–35 тысяч рублей. Больше всего получают GR-менеджеры — в среднем 125 тысяч рублей, за ними следуют бренд-менеджеры — 103 тысячи рублей и работники в сфере торгового маркетинга — 98 тысяч рублей. Средняя зарплата ивент-менеджера в Москве — 89 тысяч рублей, специалиста по маркетинговым исследованиям — 87 тысяч, SMM-менеджера — 82 тысячи рублей.
Будущее профессии
Есть основания верить, что профессия маркетолога не только не устареет в будущем, но станет более актуальной: возникнут новые направления, пути и способы анализировать потребительскую активность покупателей, их предпочтения, появятся новые возможности продвижения продукта. Уже сейчас внедряются технологии нейромаркетинга, когда информация о реакции потребителя считывается напрямую из его мозга.
В мире растёт интерес к маркетингу, к различным способам продвижения товаров и услуг. Всё больше компаний хотят не просто привозить и реализовывать товары, а строить бренды — нематериальные активы, обладающие реальной ценностью. Если смотреть шире, то маркетинг нужен не только крупным корпорациям и небольшим бизнесам, но и отдельным людям, которые хотят продвигать свои товары и услуги и таким образом зарабатывать. Это направление будет развиваться и видоизменяться.
Какие предметы проходят в вузе по специальности маркетинг?
Специальности «Маркетинг» не существует. Чаще всего это профиль специальности «Менеджмент», поэтому список изучаемых дисциплин может сильно варьироваться: где-то будет больше менеджмента, где-то других дисциплин. Все зависит от конкретного профиля.
Согласитесь, что списки дисциплин профилей «Маркетинг в коммерческой деятельности» и «Маркетинг и менеджмент в ракетно-космической технике» будут значительно различаться.
Если брать во внимание просто профиль «Маркетинг», то основные дисциплины:
Иностранный язык (английский)
Правовое регулирование управленческой деятельности
Математика
Экономическая теория
Теория менеджмента
Безопасность жизнедеятельности
Правовая среда бизнеса
Искусство презентаций
Социология
Психология
Культурология
Политология
Логика и теория аргументации
Русский язык и культура речи
Современная российская политика
Социальная психология
Информатика
Интернет-технологии
Бухгалтерский учет
Управление человеческими ресурсами
Бизнес-планирование
Финансовый менеджмент
Поведение потребителей
Маркетинговые исследования
Коммерческая деятельность
Маркетинговые коммуникации
Английский язык для бизнеса
Стратегический менеджмент
Корпоративная социальная ответственность
Правовое регулирование маркетинговой деятельности
Кросскультурный маркетинг
Маркетинг услуг
Мерчандайзинг
Второй иностранный язык (немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский)
Управление продуктом
Международный маркетинг
Лаборатория менеджмента: проектные практики
Интернет-маркетинг
Событийный маркетинг
Управление бизнес-процессами
Деловые коммуникации / Business Communication
Финансовые рынки и институты
Лидерство
Коммуникационная политика компании
Управление качеством.