Маркетинговое агентство это что такое
«Кризис оказал нам большую услугу»: как устроено и на чём зарабатывает маркетинговое агентство
«В какой-то момент я поняла, что большой штат мешает нам расти и развиваться»
IT-инструменты, которые использует Анастасия Комарова
Свой первый бизнес – промоутерское агентство – Анастасия Комарова открыла в 16 лет. Для этого ей пришлось в управе района получить документ о досрочной эмансипации и дважды подать пакет документов для оформления ИП в налоговую службу.
На тот момент у неё уже был опыт в сфере промо-акций: она два года отработала в качестве промоутера и координатора промоутеров. По словам Анастасии, в этом возрасте она уже чувствовала себя взрослой и стеснялась просить у родителей деньги на карманные расходы.
Чтобы выплатить эту сумму, она несколько лет работала в найме: днём – в рекламном агентстве, а вечером – администратором в салоне красоты. Также она продолжала сотрудничать с узким пулом клиентов, которым доверяла. Тот заказчик, из-за которого деятельность агентства была резко сокращена, так и не рассчитался с ней.
Полноценно вернуться в бизнес Анастасия Комарова смогла только в конце 2011 года. Но она уже больше не хотела заниматься только промо-акциями – по её мнению, этот инструмент рекламы уже отходил в прошлое.
Поиск заказчиков облегчался тем, что к Анастасии вернулись многие клиенты, которые уже с ней работали. Но к выбору клиентов она теперь относилась с большой осторожностью.
Новые маркетинговые инструменты, перед тем, как предлагать клиенту какую-то услугу, предпринимательница сначала тестировала на собственной компании. А первые несколько заказов на новую услугу выполняла сама. И только когда технология была обкатана, привлекала к заказам сотрудников.
В 2019 году средняя выручка агентства составляла около 2 млн. рублей в месяц. Одновременно в работе находилось около 10-12 проектов.
Около 70% клиентов Cleverra – малый и средний бизнес. Это и стартапы, и уже сложившиеся проекты. По словам Анастасии, небольшие компании обращаются в основном за каким-то конкретным инструментом: SMM, таргет, контекстная реклама. Но у таких заказов есть один серьёзный минус. Когда настраиваешь лишь один из рекламных инструментов, сложно в полной мере влиять на всё продвижение заказчика и на его результаты.
Крупные компании обычно обращаются в её агентство, чтобы вывести на рынок новый бренд. Среди других задач – выяснить причину падения продаж, протестировать и внедрить новые рекламные инструменты.
Ещё одно направление работы Cleverra – локальные исследования. По словам Анастасии, крупный российский бизнес чаще всего сотрудничает с известными европейскими исследовательскими агентствами. Но когда в конкретной торговой точке или сети возникает серьёзная проблема, её нужно решать оперативно. Крупные агентства здесь не помогут: пока они «раскачиваются», проблема может усугубиться. Задача Cleverra – понять, в чём проблема и найти способы её решения.
Результат такого исследования – информация, которая помогает выстроить маркетинг и продажи. Как правило, вместе с исследованием клиенты заказывают разработку стратегии продвижения либо вывода товара на рынок.
В 2019 году у её агентства появились первые зарубежные клиенты. Они хотят выходить на российский рынок, но не знают, с чего начать, и не понимают, стоит ли это делать. Для них Cleverra предлагает мониторинг российского рынка, расчёт перспектив товара или услуги и разработку стратегии выхода на рынок. Сейчас агентство сотрудничает с несколькими клиентами из Италии – для них уже подготовлено больше десяти стратегий.
С наступлением корона-кризиса количество клиентов агентства начало уменьшаться. Сейчас в работе у Cleverra одновременно три-четыре клиента в месяц – в три раза меньше, чем до кризиса. Тем не менее, Анастасия рассчитывает выйти по итогам года на прошлогодние экономические показатели. В наступившем кризисе она видит не только серьёзные проблемы, но и новые возможности.
По утверждению основательницы Cleverra, цены агентства – чуть ниже, чем в среднем по рынку. Комплексная разработка маркетинговой стратегии стоит 300 000 рублей, создание интернет-магазина – 150 000 рублей, ведение аккаунта в Instagram – от 16 до 40 тысяч рублей в месяц. Индексация цен происходит примерно раз в полтора года.
Минимальный чек одного клиента – 15-25 тысяч рублей в месяц, максимальный – до 300 000 рублей. В среднем один клиент приносит агентству 50-100 тысяч рублей в месяц.
В каждом договоре прописывается, каких показателей необходимо достичь. В случае отсутствия результата деньги возвращают клиенту, такие случаи уже были. Оцениваются такие показатели, как количество лидов (потенциальных клиентов, оставивших заявки со своими контактами), количество покупателей или объёмы продаж. Если клиент ставит целью финансовые показатели, агентство должно иметь доступ к его CRM-системе.
Первые наёмные сотрудники появились в компании ещё в 2011 году. В дальнейшем с ростом проекта штат постоянно расширялся. К 2017 году в агентство уже числилось около 50 штатных сотрудников. После этого Анастасия сменила принцип формирования команды. Сейчас в штате всего четыре человека, а остальных специалистов привлекают по мере необходимости.
Сейчас большинство маркетологов, которые задействованы в проектах Cleverra – фрилансеры, сотрудничающие с несколькими агентствами. Также среди них есть и штатные сотрудники крупных компаний, которые подрабатывают в свободное время. По утверждению Анастасии, с агентством продолжает работать большинство специалистов, которые были у него в штате до 2017 года.
Основной проблемой при работе с малым бизнесом Анастасия считает отсутствие у многих клиентов понимания комплексного подхода в маркетинге. Большинство из них ищут «волшебную таблетку», с помощью которой они смогут решить все проблемы с продвижением. Но серьёзные задачи, как правило, решаются только комплексом различных инструментов и услуг.
В поисках идеала: на что обращать внимание при выборе маркетингового агентства
Сооснователь и генеральный директор агентства High-End Роман Жук — о выборе партнера, который поможет успешно выйти на рынок, настроить каналы продаж, привлечь клиентов, опередить конкурентов и получить прибыль, которая оправдает затраченные средства.
Сегодня каждый бизнес нуждается в эффективных маркетинговых инструментах, а следовательно, и в услугах тех профессионалов, которые этими инструментами владеют.
Компании, находящиеся в поиске специалистов, обычно испытывают понятные и обоснованные опасения. Они касаются таких моментов, как:
На основании опыта работы нашего агентства, знания рынка и анализа потребностей клиентов выделю несколько ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание, чтобы найти для своего бизнеса надежную команду поддержки.
Как правило, знакомство с маркетинговым агентством начинается с его сайта, на основании которого уже можно сделать предположения о квалификации компании. Оцените, насколько сайт креативен, структурирован, содержателен, понятен и привлекателен.
Ведь если рекламщики не способны выгодно подать и продать сами себя, то возникает вопрос — как они справятся с задачей продвижения клиента? Посмотрите на образцы жанра — сайты мировых грандов отрасли: Grey, CPB Group или BBDO. Уровень их самопрезентации впечатляет не меньше, чем перечень осуществленных проектов с глобальными брендами.
Результативные кейсы — один из важнейших критериев оценки перспективности сотрудничества. Не стоит поддаваться магии громких брендов, особенно если речь идет о небольших локальных агентствах, а из портфолио неясна суть выполненных работ. Может оказаться, что компания лишь выступала субподрядчиком на узком участке, а теперь пытается пустить пыль в глаза.
Гораздо лучше о реальном опыте и квалификации специалистов расскажут содержательные кейсы для пусть и небольших фирм, но из которых ясно видны первоначальные задачи, предложенные пути их решения, реальные шаги по реализации утвержденного плана и полученные результаты, желательно с цифрами.
Другими словами — ищите в портфолио конкретику, ведь по-настоящему качественную работу не прячут за громкими названиями и обтекаемыми фразами.
Это общее правило, которому следуют компании, вне зависимости от их места в мировом или национальном рейтинге.
Если уж одно из крупнейших независимых агентств Wieden+Kennedy считает нужным не просто напомнить о своем сотрудничестве с Nike, но и в деталях рассказать о последних реализованных идеях, а отмеченное многочисленными международными наградами e:mg размещает видеоотчет об успешной промокампании для IKEA, то менее известные фирмы тем более должны быть готовы подтвердить свои компетенции.
Многие фирмы являются агентствами полного цикла лишь на словах, а в реальности специализируются лишь на нескольких ключевых направлениях. Поэтому важно убедиться в том, что потенциальный партнер действительно способен решить стоящие перед вами конкретные задачи.
Оцените с этой точки зрения уже завершенные проекты, а также спектр заявленных на сайте услуг и их описание. Запросите у специалистов более подробную информацию по интересующим вас направлениям.
Как и в случае с портфолио, обращайте внимание на конкретику. Она может быть дана в виде развернутого пояснения к услуге, как у одного из лидеров отрасли, агентства Ketchum. Или же представлена лаконичным списком входящих опций, которые будут доступны клиенту, решившему воспользоваться тем или иным сервисом, — как у известного российского агентства Ark Connect.
Главное то, что профессионалы обычно считают необходимым не только перечислить сами услуги, но и указать, что именно они понимают под «аналитикой» или «дизайном».
Как правило, компании стараются открыто декларировать те принципы, на которых строится их работа. Присмотритесь, насколько они близки вашим бизнес-ценностям, по возможности, убедитесь, что красивые обещания соответствуют реальности.
Самый простой пример — если среди принципов указан индивидуальный подход к каждому клиенту, а пришедший на встречу менеджер даже не удосужился зайти на ваш сайт и плохо представляет сферу вашей деятельности, то это повод задуматься.
Индивидуальный подход — важная часть работы любого агентства. Если вам сразу после обращения вышлют коммерческое предложение и назначат встречу в самое ближайшее время, значит, скорее всего, вся работа поставлена на поток и вам будет предложен стандартный набор инструментов, который, возможно, не будет оптимальным именно для вашего случая.
Как показывает наша практика, заинтересованные в результате агентства сначала разработают и подготовят персонализированное коммерческое предложение и перед встречей один-два дня будут активно собирать о вас информацию, чтобы максимально подробно раскрыть реальные потребности вашего бизнеса и предложить их оптимальное решение.
Отсутствие налаженной системы коммуникации, промежуточных согласований и отчетности, невнимательность и необязательность — это те вещи, которые должны насторожить сразу же.
Нет ничего хуже, чем менеджер, который пообещал перезвонить или прислать информацию и коммерческое предложение и исчез. Если это происходит уже на начальном этапе общения с агентством, то не нужно надеяться, что ситуация исправится после заключения договора.
В нашей компании мы поддерживаем постоянную связь с заказчиком, начиная с первого обращения. Все этапы работы подтверждаются документами определенной формы (брифами, КП, отчетами), причем любая их отправка клиенту, как и получение входящей документации, сопровождается подтверждающим звонком.
Мы максимально оптимизировали и автоматизировали работу по проектам, чтобы свести к минимуму возможные ошибки и чтобы все участники процесса четко понимали, что происходит и что предстоит сделать в ближайшее время. Соответственно, и клиент в любой момент может получить полную картину текущей работы над его задачами.
Вопрос бюджета волнует любую компанию, и здесь, как всегда, важно найти баланс цены и качества. Стоимость услуг заметно выше среднего по рынку еще не гарантирует столько же высокое качество. Это может быть наценка за раскрученный бренд или даже попытка «отпугнуть» небольшие фирмы с некрупными заказами.
Но и обращение в дешевое агентство вряд ли позволит получить сервис выдающегося качества. Впрочем, если вам нужна разовая услуга с предсказуемым результатом, а у недорогой фирмы по этому направлению хорошие отзывы, то экономия может себя оправдать.
Если же вы настроены на длительное сотрудничество в нескольких направлениях, запросите у агентств, прошедших первоначальный отбор, коммерческие предложения.
В них должны быть перечислены работы, необходимые для достижения ваших целей, указаны сроки их выполнения, а там, где это возможно, — и количественные показатели, которых планируется достигнуть (например, число кликов в месяц для контекстной рекламы). Хорошо, если на выбор предлагаются несколько просчитанных вариантов той или иной услуги с разными бюджетами.
Если вы только приступаете к поиску агентства, не пренебрегайте мнением знакомых. В нашей компании первый год работы строился практически полностью на рекомендациях клиентов, которые остались довольны нашими услугами.
Любая фирма, заинтересованная в своем развитии и росте, будет выполнять свои обязательства так, чтобы ее хотелось посоветовать как ответственного, порядочного и эффективного исполнителя. Пусть даже вам нужны иные услуги, нежели те, которыми воспользовались ваши знакомые, но по их опыту вы сможете оценить качество сервиса, соблюдение сроков и бюджетов, креативность, гибкость.
Если вы самостоятельно определились с пулом потенциальных партнеров, то поищите о них отзывы и упоминания в сети. Возможно, удастся получить информацию и от менеджеров компаний, которые указаны в портфолио агентства.
Хорошая репутация и позитивный имидж фирмы, нацеленной на долгосрочное сотрудничество со своими клиентами, — это главная гарантия исполнения ею своих обязательств, поскольку при современном уровне конкуренции, почти любому бизнесу дешевле выстраивать с клиентом долгие отношения, чем постоянно искать новых.
Поэтому мы рекомендуем запросить отзывы у клиентов, которые компания перечисляет на сайте. Впрочем, разумеется, не стоит забывать и о закрепленных на бумаге договоренностях и штрафных санкциях в случае их несоблюдения.
На какие критерии вы бы посоветовали обращать внимание при первичном знакомстве с агентством?
Маркетинговое агентство: каких видов бывают и какие услуги можно заказать?
Что такое агентство маркетинга и как правильно его выбрать?
Рынок маркетинговых услуг переполнен различными маркетинговыми, рекламными, digital, performance агентствами. Как понять, чем они отличаются и к кому общаться?
Маркетинговое агентство: что это такое и какие бывают агентства?
Маркетинговое агентство, в самом общем понимании, — это компания, которая оказывает услуги по продвижению другим организациям.
Разберемся, какие бывают агентства маркетинга и чем они отличаются.
В первую очередь, агентства делятся на виды в зависимости от спектра услуг, который они оказывают:
1. Агентства полного цикла. Они предоставляют все возможные маркетинговые услуги и проходят с клиентами весь путь от разработки маркетинговой стратегии и ее реализации до оценки эффективности проведенной рекламной кампании. Например, Apollo-8 – как раз такое агентство.
2. Специализированные агентства. Как следует из названия, эти компании оказывают одну-две конкретных услуги, на которых они специализируются. Это может быть только SMM, только наружная реклама и т.д. Их преимущество заключается в глубоком понимании сферы и высоком профессионализме в конкретной области.
3. Многопрофильные агентства. Они расположились где-то посередине между двух полюсов. Такие компании могут оказывать довольно широкий набор услуг, но не проходят с клиентом все этапы рекламной кампании.
Более интересная классификация – по специализации.
Комплексный интернет-маркетинг – это продвижение с использованием сразу нескольких каналов рекламы, объединенных специально разработанной под проект маркетинговой стратегией.
1. Digital-агентства. Это эксперты по продвижению в интернете. К ним можно обратиться, когда вам нужно раскрутить сайт, привлечь пользователей из социальных сетей или просто разместить рекламу в сети. Как правило, они оказывают такие услуги как SEO, SMM, разработка сайта, его редизайн, ведение контекстной рекламы, ведение баннерной и медийной рекламных кампании и т.д.
2. Креативные агентства. Они занимаются всем, что связано с творчеством и креативом. Зачем к ним обращаться? Если вам нужно разработать фирменный стиль или логотип, провести брендинг и ребрендинг, разработать необычные рекламные материалы. Например, к ним можно прийти за разработкой видеорекламы. Специалисты составят и обоснуют креативную концепцию, напишут сценарий и сформируют подробное ТЗ для съемочной группы.
3. Медийные агентства. Это, как правило, крупные компании, которые занимаются размещением рекламы в СМИ. Какие услуги они предоставляют? В первую очередь, это разработка и распространение рекламы для носителей с большим охватом аудитории (телевидение, печатные издания, радио, наружная реклама и т.д.). Основное преимущество таких агентств – это более выгодная стоимость размещения материалов. Как правило, они сотрудничают со многими СМИ, которые по партнерской программе предоставляют им скидки на размещение рекламы.
4. Агентства маркетинговых исследований. Как следует из названия, здесь работают специалисты-аналитики. К ним можно обратиться, когда вы ищете новые пути развития или чувствуете, что у вас недостаточно данных для формирования грамотной бизнес-стратегии. Как правило, клиентами таких агентств становятся представители крупного и среднего бизнеса. Это обуславливается относительно высокой стоимостью исследований. Какие услуги можно заказать? Это различные аудиты, исследования рынка и ниши, исследования потребителей, в том числе фокус-группы, опросы и интервью, а также исследования самого бизнеса и эффективности работы сотрудников. Таким образом, у них можно узнать все, что нужно бизнесу.
5. PR-агентства. Они занимаются всем, что связано с репутацией и образом бренда в глазах потребителей, а также связями с общественностью. Оказываемые ими услуги довольно дорогие, так что чаще всего к ним обращаются крупные компании. Что делает PR-агентство? В первую очередь, проводится анализ текущей ситуации и разрабатывается коммуникативная стратегия. После этого устанавливаются контакты с прессой и лидерами мнений. Дальше ситуация развивается индивидуально, в зависимости от специфики бизнеса заказчика. Как правило, разрабатываются уникальные PR-проекты, которые призваны сформировать определенное мнение о фирме у целевой аудитории, повысить узнаваемость и лояльность, а также «замять» весь негатив.
Маркетинговое агентство как бизнес. Плюсы и минусы
Что происходит в современной России в сфере предпринимательства? Какие основные метаморфозы переживает рынок? Не будем говорить о плохом, сконцентрируемся на самых амбициозных вещах и сделаем вывод, как извлечь из этого плюсы.
В период с 2016 и по 2017 года мы наблюдаем следующую тенденцию: активный рост количества предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса. Что самое интересное, рост числа предпринимателей в 2018 году не только сохранит нынешний темп, но и ускорится. Благодаря этой тенденции происходит стремительный рост конкуренции практически в каждой нише. Для потребителя это однозначный плюс, так как конкуренция способствует формированию наилучшего продукта и предложения по лучшей цене, но для предпринимателей условия как никогда тяжелые.
Как же выжить бизнесу в условиях жесткой конкуренции? Как бы не был хорош продукт, нужно правильно идентифицировать целевую аудиторию и максимально эффективно выстраивать коммуникации. На помощь этому приходит маркетинг. Благодаря маркетинговым стратегиям, бизнес может узнать, как выйти на рынок с наибольшим выхлопом, какие клиенты платят больше, и как сделать так, чтобы они больше платили, как миновать острые углы в плане прямой конкуренции. Маркетинговые исследования так же ответят на такие вопросы как дешевле всего связываться и привлекать клиента, какие каналы продаж работают наиболее эффективно, и куда следует вкладывать деньги. Специалисты в этой области все больше ценятся, а спрос на маркетинговые услуги несказанно растет, начиная с малого и заканчивая крупным бизнесом. Поэтому это отличная возможность построить успешное дело на данной потребности.
Важно понимать, что сам маркетинг тоже претерпел значительные изменения, на смену классическим инструментам пришел интернет-маркетинг, и именно специалисты в этой области наиболее ценны. На дворе 21 век, по факту мы давно отошли от газет, многих оффлайновых инструментов, а в 2017 году интернет-маркетинг и вовсе обогнал телевидение по количеству рекламодателей и бюджетам. Современный человек уже не представляет свою жизнь без ежедневного серфинга социальных сетей, поиска информации и виртуального общения. Бизнесу это тоже интересно. Поэтому сейчас наиболее востребованные услуги это:
Какие плюсы маркетингового агентства как бизнеса?
— огромная емкость рынка. Абсолютно каждый бизнес нуждается в маркетинговых решениях. Помимо этого, в следствии того, что представителей бизнеса становится все больше, емкость рынка также растет из года в год;
— большие чеки. Маркетинговые услуги высоко ценятся, так как это инструмент, который приносит бизнесу деньги. Помимо этого, рынок практически не сформирован, очень мало компаний, которые могут оказать действительно качественные услуги;
Какие минусы маркетингового агентства как бизнеса?
— На рынке рекламных услуг тяжело выжить и занять свою долю рынка. Так получается, потому что компании выходящие на рынок и не предлагают ничего нового, поэтому клиенты предпочитают работать с прежними агентствами.
— Сложность открытия рекламного агентства в мелких городах заключается в отсутствии квалифицированных кадров.
— Большая конкуренция на рынке рекламы, где есть большие игроки. Чтобы противостоять конкурентам придется тщательно продумать не только план реализации своего бизнеса, но и саму концепцию его существования, цели и задачи.
— Высокий уровень экспертности у топ-менеджмента. Необходимо постоянно обновлять и интегрировать новые знания в работу.
Готовый бизнес по франшизе
Проанализировав всех участников рынка, которые имеют франчайзинговое предложение, мы отдельно выделили франшизу маркетингового агентств Jast Agency. И на это есть ряд причин.
Во-первых, условия, которые предлагаются партнерам наиболее лояльные. Это касается, как и старта работ (стартовые инвестиции и цена одни из самых низких на рынке) так и формата в целом. Приобретя франшизу, Вам будет с нуля поставлена фирма, будут налажены бухгалтерия и весь документооборот. Головной офис займется подготовкой своего нового партнера, наладит структуру работы и в течение 10 дней выведет на рынок. То есть по истечению этого срока партнер Jast Agency уже сможет полноценно вести деятельность, продавать и реализовывать услуги.
В-третьих, Jast Agency регулярно проводит обучение партнеров и интегрирует новые инструменты, что позволяет партнерам агентства всегда быть конкурентоспособными.
На данный момент компания поставила перед собой новые глобальные цели:
Подводя черту, можем сказать, что если у Вас есть интерес к данному роду деятельности и амбиции компании для Вас близки, то Вы имеете реальную возможность стать партнером перспективной команды.