Маркетинговые исследования что это такое простыми словами
О маркетинговых исследованиях от А до Я: зачем проводят, методы и этапы
Маркетинговые исследования нужны для эффективного ведения бизнеса. Исследования дают информацию, а это главная ценность бизнеса. Организация маркетинговых исследований лежит на плечах маркетолога. Если специалист умеет правильно собирать, анализировать и применять полученную информацию, компания всегда будет конкурентоспособной.
Маркетинговые исследования – что это
Маркетинговые исследования — это такая работа маркетолога, которая дает компании нужную для работы информацию. Конкурентоспособность компании определяется умением работать на основании точных данных, а не полагаясь на одну интуицию.
Задача маркетингового анализа рынка — изучить потребности целевой аудитории. Тогда компания предложит потребителям именно тот продукт, который они хотят. А значит, компания получит прибыль и хорошую репутацию.
Процедура включает поиск, сбор и анализ информации. Она нужна для того, чтобы сделать продукт ценным для потребителя. Исследования нацелены на изучение потенциального покупателя, а именно его:
Полученная информация позволяет компании понять своего потребителя. На основании этого разрабатывается продукция и ее реклама.
Главная цель маркетинговых исследований — дать бизнесу исходную информацию для принятия рабочих решений с минимизацией рисков. Складывается эта цель из маленьких шагов:
Каждая цель отражает конкретную проблему. Например, цель «оценить емкость рынка» звучит расплывчато. Эти данные не помогут решить проблему падения продаж. Цель должна быть сформулирована иначе — «изучить предпочтения потребителя и определить работающий путь увеличения продаж».
Какие задачи решают маркетинговые исследования
Критерии, которым должна отвечать цель маркетингового исследования:
Проведение маркетинговых исследований необходимо для решения множества задач:
Решение задач возможно только при постоянном получении актуальной информации. Исследовать можно рынок, потребителя, конкурентов, товар, цены.
Виды маркетинговых исследований
Есть два основных вида маркетинговых исследований:
Проводить маркетинговые исследования может собственный отдел компании или специализированное агентство. Преимущества проведения анализа «своими силами» — меньшие затраты и конфиденциальность. Недостатки — нехватка знаний, низкая объективность анализа, несовершенное техническое оборудование.
Преимущества обращения в специализированное агентство — объективность результатов, работа квалифицированных специалистов. Недостатки — высокая стоимость работ, риск утечки информации.
Классифицируют процедуру по специфике цели:
Процедура бывает постоянной, для регулярного мониторинга проблем. Отдельные процедуры применяют для решения эпизодических проблем.
Качественные исследования
Качественные маркетинговые исследования дают информацию о товаре со стороны потребителя. Они отвечают на вопросы «как», «почему», «зачем». Информация нужна для составления портрета целевой аудитории. Она позволяет понять предпочтения и взгляды потребителя.
Качественная процедура способна выявить те глубокие предпочтения, которые находились в подсознании потребителя. Если они будут внедрены в производство, товар будет покупаться чаще.
Методы
Качественные маркетинговые исследования проводят следующими методами:
При необходимости качественные результаты могут быть переведены в количественные.
Количественные исследования
Количественные маркетинговые исследования выражают рыночную ситуацию в цифрах. Это исследования рынка, отвечающие на вопросы «кто», «сколько». Преимущество — возможность изучать большое количество людей, повышая достоверность и объективность информации. Полученные данные обрабатывают статистическими методами, экстраполируют результаты на всех потребителей.
Количественные маркетинговые исследования дают возможность:
Для проведения количественных методик применяют специальные опросники — анкеты.
Методы
Методы количественного маркетинга:
Сложность методики опросов заключается в том, что не все покупатели хотят отвечать на анкеты, особенно по телефону или при личном контакте.
Комбинированные исследования
Соединяют качественные и количественные методики. Позволяют создать широкую выборку потребителей и глубоко изучить их предпочтения.
Методы
Методы проведения маркетинговых исследований:
Комбинированная методика требует наибольших затрат.
Этапы маркетинговых исследований
Процедура проводится поэтапно:
Изучение потребителей дает информацию о тех факторах, которые стимулируют людей совершать покупки. К ним относят социальное положение, образование, уровень доходов. По завершении процедуры появляется возможность сегментации потребителей.
Пример готового плана маркетинга для торговой компании:
Информацию обрабатывают с помощью стандартных программ, результаты сводят в таблицу.
Анализ рынка
Маркетинговое исследование рынка включает анализ рыночной отрасли, конкурентов, ценовой политики, товарооборота. Изучение товародвижения необходимо для поиска эффективных путей сбыта продукции. Объектами процедуры являются:
На основании полученных данных маркетолог определяет возможность увеличения товарооборота, оптимизации складов, разрабатывает критерии подбора каналов сбыта.
К рыночному анализу относят изучение системы стимулирования сбыта:
Полученные данные позволяют формировать спрос на продукцию, повышать эффективность связи с потребителем.
Рынок бывает отечественным и международным.
Анализ конкурентов
Маркетинговое изучение конкурентов дает информацию для получения преимущества на рынке. С помощью этих данных можно найти точки соприкосновения с конкурентами, определить возможность сотрудничества.
Из полученной информации можно почерпнуть идеи для улучшения работы собственной компании.
Анализ компании
Анализ предприятия проводят с целью оценки конкурентоспособности. Здесь применяется методика SWOT, определяющая сильные и слабые стороны, внешние угрозы, реальные возможности компании.
Главные направления аудита компании:
Получить объективную оценку по этим пунктам можно с помощью тайного покупателя.
Анализ продукта
Анализ товара проводят для оценки соответствия качества продукции запросам потребителя. Анализ дает информацию с точки зрения покупателей. На основании этих данных компания может подкорректировать свою продукцию, разработать новую рекламную кампанию.
Во время анализа товара изучают:
Одновременно с анализом продукта анализируют цены. Задача анализа цен — найти такое ценовое соотношение, которое позволит получать максимальную прибыль при минимальных затратах. Исследовать нужно затраты на разработку и производство, распространение товара. Понадобится мониторинг цен конкурентов, реакции покупателей на ценовые колебания.
Что в результате
Результат изучения продукции — определение сильных и слабых сторон, повышение ее конкурентоспособности. Производитель может скорректировать ассортимент, повысить качество продукта.
Готовый пример изучения продукции магазина тортов ручного изготовления:
Магазин удерживает покупателей качественными тортами с оригинальным оформлением, доступной ценой. Чтобы отличаться от конкурентов, нужно проводить акции, делать скидки постоянным покупателям.
Маркетинговые исследования нужны компании, желающей добиться успеха. Грамотная процедура снижает риск принятия неправильного решения, повышает продажи товаров, закрепляет место организации среди конкурентов.
Что такое маркетинговое исследование: Руководство
Узнайте о целях и видах маркетинговых исследований
Маркетинговое исследование — это вид социологического исследования, который заключается в сборе и анализе информации для изучения ситуации на рынке, потребностей потребителей, преимуществ конкурентов.
Содержание
Без такого исследования не обойтись, если вы планируете принимать глобальные бизнес-решения.
Чтобы организовать маркетинговое исследование, важно знать:
Цели маркетинговых исследований
Виды маркетинговых исследований
Типы методик маркетингового исследования
Количественные методики
Количественные методики исследования так называются, потому что в исследовании принимает участие большое количество людей, которые отвечают на небольшое число вопросов. Проводят, чтобы получить общую картинку видения потребителями бизнеса: узнать их отношение, привычки, как видят имидж компании, как реагируют на рекламу. Количественные методы включают опросы, анкетирования, тестирования, эксперименты.
Качественные методики
Качественные методики исследования позволяют получать большое количество информации от небольшого количества респондентов. Такие методики помогают глубоко разобраться в вопросе, узнать о мотивах поведения клиента, о которых открыто не говорят. Такие исследования не имеют строгих стандартов.
Качественные методики используют методы фокус-групп, глубинных интервью, экспертных интервью, конструирования ситуации, завершения ситуации.
Типы данных для маркетинговых исследований
Маркетинговые исследование предполагают использование первичных и вторичных данных.
Первичные данные
Этот вид сбора данных требует больше времени и бюджета, однако позволяет собрать полезную информацию. В его рамках используют такие методики, как эксперимент, наблюдение, выборочное обследование.
Вторичные данные
Этот вид сбора данных базируется на ранее собранной информации, обязательной для изучения в первую очередь. Первичные данные позволяют узнать о ситуации на рынке, текущих трендах и составить прогнозы на будущее.
Ресурсы
Как увеличить конверсию интернет-магазина
Как составить портрет клиента и где брать данные
NPS: как использовать формулу лояльности клиентов
Также искали с «Маркетинговое исследование»
Оценка: 4 / 5 (14)
Начните пользоваться сервисом SendPulse прямо сегодня
Если вам интересно, что такое «Что такое Маркетинговое Исследование: Определение», вам может быть интересен наш сервис рассылок.
Маркетинговые исследования: цели, задачи и правила проведения
Информация – самый ценный ресурс маркетолога. На основании достоверной информации маркетолог построит маркетинговую стратегию и запустит результативную рекламную кампанию без риска для бизнеса. Добыть ценную информацию помогают маркетинговые исследования.
Что такое маркетинговое исследование
Маркетинговое исследование (marketing research) – это сбор, обработка и анализ информации о рынке в целом и о каждом его элементе: цене, потребителях, конкурентах. Данный вид исследований обходится компаниям недешево, однако это справедливая плата за снижение рыночной неопределенности. Компания может провести research самостоятельно или с привлечением специализированных фирм и агентств (например, проведением маркетинговых исследований занимаются Deloitte и BCG Group). Основная цель исследования – вывести на рынок именно тот продукт, который актуален для потребителя, а не продать всеми правдами и неправдами то, что уже было произведено.
Задачи маркетинговых исследований
Безусловно, все компании ведут внутреннюю аналитику, чтобы своевременно заметить наметившуюся негативную тенденцию. С помощью нее они понимают: что-то произошло. Маркетинговые исследования позволяют ответить на вопрос, почему так произошло.
Например, менеджер замечает, что 30% потенциальных покупателей не доходят до конца оформления покупки в интернет-магазине, и товар «оседает» в многочисленных корзинах. Печально. Но почему это происходит? Можно провести мозговой штурм среди сотрудников, выявить более десятка возможных причин и начать исправлять ситуацию перебором… Маркетинговый анализ действует точечно: предложение конкурента дешевле. Пора прорабатывать ценность или цену своего продукта.
Таким образом, задачи маркетинговых исследований следующие:
По предварительным расчетам экспертов, к 2023 году объем рынка маркетинговых исследований увеличится до 83 млрд долларов (против 76 млрд в 2019 году). Это говорит о том, что авторитет и интуиция менеджмента компаний уступают место цифрам и расчетам.
Типы маркетинговых исследований
В зависимости от методов сбора информации маркетинговые исследования разделяют на два типа: первичные и вторичные.
Виды marketing research
Видов маркетинговых исследований насчитывается несколько десятков. С развитием digital-технологий появляются новые. Ниже приведена классификация самых распространенных из них.
Описание классических методов исследований
Методы маркетинговых исследований подразделяются на количественные (опрос, эксперимент) и качественные (наблюдение, фокус-группы, интервью). Поговорим о них подробнее.
Метод наблюдения – это качественный метод маркетинговых исследований, заключающийся в фиксации определенных событий в определенных условиях для последующего анализа. Исследователь может быть как частичным участником процесса, так и полностью сторонним наблюдателем. Проводиться может в полевых или смоделированных условиях.
Опрос заключается в разработке анкеты, которую предлагают заполнить потенциальным покупателям для дальнейшего анализа. Чем больше и качественнее выборка респондентов, тем более достоверные результаты можно получить. Данный метод относится к количественному типу, он сравнительно простой и дешевый. Сегодня опросы проводить особенно удобно с помощью цифровых технологий. Онлайн-опросы широко используются на сайтах компаний и в социальных сетях.
Хороший опрос способствует запуску прицельной рекламы и привлечению новых клиентов. Знание о недовольстве потенциальных потребителей – залог выживаемости фирмы в рыночных условиях, поскольку только знание дает возможность своевременной реакции. Именно для этих целей Altcraft разработал платформу автоматизации маркетинга Altcraft Platform, где сервис «Формы» позволяет создавать опросы, заявки и анкеты.
Интервью – это личная беседа с респондентом. Респондентом выступает «типичный» представитель целевой аудитории. К поиску респондентов относятся очень серьезно, поскольку от их профессионализма и личностных качеств сильно зависят итоги исследования. Анализ ответов и невербальных сигналов может показать неожиданные результаты.
Исследование посредством фокус—групп – это групповое интервью. Респонденты в количестве 6–10 человек участвуют в беседе на заданную модератором тему. Для получения максимально полной картины в рамках одного исследования используют 3-4 фокус-группы. В данном методе есть риск искажения результатов ввиду зависимости респондентов от мнения друг друга.
Эксперимент – это установление причинно-следственных связей в изучаемой системе. Последовательное изменение одного или сразу нескольких привычных параметров и фиксация реакции потребителей – вот суть проведения эксперимента. Меняться может упаковка, цена, комплектация, расположение и так далее.
6 шагов успешного маркетингового исследования
Шаг 1. Определяем проблему
От осознания того, какую именно проблему должно решить исследование, зависит корректность полученного результата. Почему рекламная кампания не принесла желаемого результата? Почему снижается спрос на продукт? Как сделать новый продукт востребованным? Следом формулируют цель и задачи исследования.
Например: после появления нового продукта у конкурентов продажи компании N резко упали. Цель исследования можно сформулировать следующим образом: изучить конкурентный продукт, выявить его преимущества и модернизировать собственный. Задачи: провести маркетинговый анализ цен, SWOT-анализ, изучить отзывы, обозначить векторы развития.
Шаг 2. Составляем план исследования
План поможет структурировать деятельность, внести определенность и последовательность. Не забудьте отразить в плане бюджет, источники информации, описание целевой аудитории для корректности выборки, выбор метода маркетингового исследования.
Шаг 3. Собираем информацию
Самый важный, длительный и скурпулезный шаг. От качества собранной информации – достаточности, достоверности, честности и «профпригодности» респондентов (если их подразумевает используемый метод исследования) – зависит надежность результата. Минимизировать ошибки поможет тщательная подготовка.
Шаг 4. Анализируем собранные данные
Собственноручно или с использованием электронных средств добытая информация очищается, выверяется, систематизируется, преобразуется в удобный для анализа вид, после чего проводится непосредственно сам анализ.
На этом этапе может потребоваться свести к однообразию ответы респондентов на открытые вопросы из анкет, убрать из выборки ответы неподходящих респондентов, иногда требуется исключить дубли.
Анализ проводят как экспертным путем, через обобщение собранной информации, так и с помощью математических моделей и расчетов.
Шаг 5. Оформляем результаты
Результаты исследования должны быть понятны не только самим исследователям, но и тем, кто это исследование будет просматривать. Чаще всего оформляется отчет с учетом требований заказчика. Туда включают описание цели, задач и методов исследования, а также точные выводы и рекомендации.
Шаг 6. Принимаем управленческие решения
На основании полученных результатов заказчик волен принимать бизнес-решения, призванные преодолеть проблему, поставленную во главу исследования. Бывает так, что в ходе исследования вскрывается новая проблема, прямо или косвенно связанная с предыдущей.
Заключение
Доказано, что цифры и факты – надежные советчики бизнесу. Маркетинговые исследования призваны показать верные векторы развития и роста, раздвинуть границы рыночной неопределенности и избавить компанию от HiPPO Effect – эффекта гиппопотама. Конечно, ни один из описанных методов не гарантирует 100% результата, однако корректность обоснованных бизнес-решений несомненно выше, чем в ситуации, когда на первый план выступает одна только интуиция руководителей.
Маркетинговые исследования: что это такое и как проводить
Здравствуйте. Меня зовут Людмила, я маркетолог в компании Altcraft. Сегодня поговорим с вами о маркетинговых исследованиях.
Начинать рекламную кампанию и строить маркетинговую стратегию без информации — это риск для бизнеса. Маркетинговое исследование («marketing research») поможет перед стартом запускать те продукты, которые интересны аудитории.
Проводить исследование не всегда бюджетно, но выйти на рынок с неправильным продуктом, который не нужен потребителю, — еще большая потеря денег.
Маркетинговые исследования — это сбор, классификация и анализ информации о ситуации на рынке: ценах, конкурентах, пользователях и других. Данные о рынке позволяют бизнесу строить стратегию и минимизировать неопределенность. Исследование рынка проводят отдельные компании и специализированные агентства, например, Deloitte, BCG Group и другие.
Пример маркетингового исследования BCG Group
Если внутренняя маркетинговая аналитика отвечает на вопрос «что происходит», то маркетинговые исследования расскажут, «почему именно так происходит».
Представьте, некие аналитические данные показывают, что 20% пользователей бросают товар в корзине интернет-магазина. Маркетинговый анализ объяснит, с чем это связано: очень высокая стоимость доставки, неудобные условия, у конкурентов дешевле и так далее.
Маркетинговые исследования нужны, чтобы:
По прогнозам объем рынка маркетинговых исследований вырастет до 83 миллиардов долларов к 2023 году по сравнению с 76 миллиардами долларов в 2019. Это значит, что компании все меньше доверяют интуиции и авторитету руководителей, и больше — данным.
Маркетинговые исследования рынка разделяют на два типа: первичные и вторичные. Отличаются они по способу сбора информации.
Такие исследования компании проводят сами с нуля и не используют информацию из сторонних источников. Первичные исследования отвечают на конкретные вопросы, а цель исследования всегда сопоставляется с бизнесом компании. Такой тип исследования надежный, потому что компания точно знает, как данные собирали и какие способы подсчета использовали. Однако проводить исследования «в полях» не всегда бюджетно.
Вторичные исследования — это поиск информации в уже существующих материалах, официальных и неофициальных источниках: отчетах других компаний, агентств, консалтинговых компаний и государственных организаций (Росстат, Центробанк). Минус в том, что нельзя быть уверенными в достоверности информации и правильности подсчетов. Также данные таких исследований быстро устаревают.
Существуют десятки видов маркетинговых исследований. Из-за развития digital-технологий появляются потребности в новых. Рассмотрим самые популярные виды исследований.
Изучение возможностей, механизмов и тенденций рынка, чтобы принимать верные бизнес-решения. Оценивают также положение конкурентов, потенциальные трудности. В результате компания может найти правильную нишу и оценить рентабельность бизнеса в текущих условиях.
Анализ внешних условий — все рынки отрасли, которые могут косвенно влиять на результаты компании.
Нужно для правильной сегментации аудитории, выявления целевой аудитории: возраст, пол, уровень дохода, социальный статус, интересы, образование и другие параметры. Исследование помогает понять проблемы аудитории, чтобы предложить решение в виде продукта или услуги.
Позволяет выявить слабые стороны и преимущества конкурентов, оценить возможности сотрудничества. Анализируют цены у конкурента, рекламные кампании. Данные о конкурентах помогают найти способы отличиться от конкурентов и обогнать их, понять свое место на рынке.
Изучают особенности использования продукта пользователями: как они реагируют, какие у них появляются трудности в процессе. Исследование способствует усовершенствованию продукта.
Исследование цены — это изучение стоимости аналогичных товаров на рынке, какую цену ожидает покупатель, а какую готов заплатить на самом деле. Цель исследования — найти такую цену, при которой компания получит максимальную прибыль в текущих условиях.
Поможет понять, знает ли ваш бренд целевая аудитория, правильно ли потенциальные клиенты вас воспринимают, или ваше позиционирование неверное.
Оценивают уровень удовлетворенности клиентов товаром, услугой или компанией. Исследование показывает, совпадают ли ожидания клиента с реальностью, какие есть минусы у вашего продукта. В итоге компания получает ответ, как сделать степень лояльности такой, чтобы клиент возвращался за повторной покупкой. Также данные исследования способствуют корректировке рекламных кампаний и поиску способов улучшения клиентского опыта.
Компания определяет сегменты потребителей в отрасли и может предложить каждому сегменту продукт по интересам, привычкам, требованиям к продукту. При анализе можно определить узкие ниши и создать продукт полностью под клиента.
Исследование и анализ прошедших кампаний происходит через эксперимент, который проводят с действующими клиентами и потенциальной аудиторией. Изучают элементы кампаний, которые дают наибольший отклик, чтобы использовать их в будущих проектах.
Классические методы маркетинговых исследований — наблюдение, фокус-группы, опросы, интервью и эксперименты.
Наблюдение — исследователи наблюдают за человеком, который использует продукт в реальных или смоделированных условиях.
Фокус-группы — несколько людей в группе по 6-10 человек используют и обсуждают продукт компании вместе с модератором. Это достаточно дорогой метод, при котором есть риск нечестности участников из-за влияния других людей в группе и авторитета модератора. Также фокус-группы охватывают узкую аудиторию.
Опрос — самый популярный и простой способ исследования. Респонденту предлагают ответить на серию вопросов: с вариантом ответа или открытых. Есть вероятность ложных результатов, потому что покупатели могут отмечать в опросе одни бренды, а покупать другие.
С развитием технологий методы исследования рынка становятся цифровыми, и процесс исследования ускоряется. Опросы онлайн проводить очень легко, и компании активно пользуются этой опцией на сайтах и в соцсетях.
Пример опроса на сайте Aviasales, который появляется, пока идёт загрузка поиска билетов
Эксперимент — метод, который рассматривает изменение каких-то привычных параметров: упаковки, цены, элементов, комплектации. Меняется одна или несколько переменных. Метод может оказаться затратным, особенно, если для эксперимента менять цену.
Интервью — беседа один на один с респондентами. Такой способ помогает глубже погрузиться в трудности клиента, а при офлайн-встрече ещё считывать невербальные сигналы. Метод помогает получить неожиданные выводы — узнать мнения о продукте, о которых компания даже не догадывалась.
В классическом маркетинговом исследовании выделяют 6 шагов.
Обозначаем, какую проблему мы должны решить с помощью исследования: неэффективно работает рекламная кампания, снижается спроса на продукт, выпускается новый продукт, который нужно сделать успешным, и так далее. Потом определяем цель исследования, которая должна ответить на вопрос, как решить проблему или правильно ее обозначить. Из целей ставят задачи — конкретные действия, которые приведут к цели.
Например, конкуренты компании N выпустили новый продукт, и продажи компании N упали. Целью исследования может стать определение конкурентных преимуществ продукта конкурента, благодаря которым получится доработать свой продукт. Задачи — сравнение цены, анализ отзывов о каждом продукте и другое.
Чтобы избежать возможных ошибок, план должен быть подробным и включать следующие пункты: бюджет исследования, методы, источники информации (первичные или вторичные), описание аудитории для выборки, способы сбора информации.
Самый долгий этап, где происходит больше всего ошибок. Здесь можно столкнуться с недобросовестностью респондентов, предвзятостью исследующих и даже неправильно собрать данные. К минимизации ошибок приведет детальная подготовка к исследованию.
Исследователи анализируют полученные данные с помощью электронных средств и самостоятельно при обработке, например, открытых вопросов в опросах. По итогам формируются результаты.
Готовые данные получает заказчик исследования. Это уже понятные и оформленные результаты и выводы. В отчет входит также описание целей, методов исследования, рекомендации.
После проверки результатов заказчик делает выводы и принимает бизнес-решения по проблеме, которую исследование должно было преодолеть. Также исследование может выявить новую проблему.
Маркетинговые исследования — опора для бизнеса и своеобразный компас, который указывает верное направление движения. Никакой способ не даст 100% гарантии правильности ваших бизнес-решений. Но с исследованиями больше шансов получить объективную картину, избежать HiPPO Effect («эффект гиппопотама»), когда бизнес принимает решения на основе мнения и интуиции руководителей. Данные — более надежный советчик.