Маркетмейкер на бирже что это такое
Кто такой маркет мейкер на бирже?
Сегодня я максимально простым языком расскажу, кто такие маркетмейкеры и чем они занимаются на примере Фридом Финанса и ЗПИФ ФПР (Фонда первичных размещений), а также попробую объяснить, в чём заключаются логика и нюансы их работы.
За моими действиями и размышлениями можно следить в Telegram и на YouTube.
Для наглядности представлю следующую схему. Есть фондовый рынок, есть покупатели, которые приходят покупать, есть продавцы, продающие бумаги, и всё это формируется в стакан.
С одной стороны – цена, по которой покупают, с другой – количество заявок. Есть цена, которая постоянно скачет, что видно по биржевому графику.
Бывают разные типы заявок, когда человек выкупает из стакана, есть лимиты (как раз вот это наполнение выше), есть стоп-лоссы, есть тейк-профиты. Когда достигается определённая котировка, выставляется лимитная заявка, и она либо переставляется, либо выставляется, когда цена до определённого допустимого диапазона пойдёт в стакан.
Сейчас, для понимания работы маркетмейкера, нам достаточно знать, что есть график цены, стакан, а также биржа с продавцами и покупателями. Маркетмейкер играет роль некоего «хранилища» тех активов, к которым они относятся. Например для ЗПИФ ФПР маркетмейкером является Фридом Финанс.
Это значит, что Фридом Финанс держит активы ЗПИФ ФПР и по договоренности с биржей, на которой торгуются бумаги, не допускает серьёзных движений цен вверх и вниз. Тут грустно улыбнутся текущие пайщики ЗПИФ ФПР, глядя на график ниже.
В обмен на определённые комиссионные от биржи ММ управляет движением цены и поддерживает ликвидность, удовлетворяя спрос, и сохраняет цены на примерно одном уровне, согласованном с биржей, не допуская её болтанку.
Для маркетмейкера такое, понятно, не очень выгодно: цена идёт вверх, а он должен её сдерживать, выставляя невыгодные для себя заявки на продажу, чтобы удовлетворить растущий спрос. При движении цены вниз он выставляет заявки на покупку, снова нивелируя колебания.
При этом возможны спекуляции: у маркетмейкера есть доступ не только к стакану лимитных размещённых заявок, которые видят все трейдеры, но и к тейк-профиту и стоп-лоссу, т.е. он видит полную картину того, куда и какие «ставки» делают трейдеры и куда пойдёт цена. В случае ЗПИФ ФПР Фридом Финанс видит всех трейдеров: не только тех, что в стакане, но вообще всех, кто выставил заявки.
Задача маркетмейкера по умолчанию – сделать максимально выгодные сделки для всех, то есть допустить цену до того уровня вверх или вниз, где бы удовлетворились все заявки. Либо, если таких продавцов и покупателей нет, выступить в их роли самому. Обратите внимание: если вы видите в ЗПИФ ФПР заявку на 1111 акций на продажу или покупку, это маркетмейкер.
Эта заявка висит всегда, она иногда передвигается, когда маркетмейкер отпускает цену, но чаще всегда висят двумя котлетами вверху и внизу. Иногда, из-за большого количества дробящих заявок, они не видны, но они есть. Если заметите, знайте: это маркетмейкер сдерживает или поддерживает цену.
По идее, маркетмейкер не должен быть аффилирован с той компанией, чьи бумаги торгуются. Например, у Сбербанка не может быть маркетмейкером сам Сбербанк. У Фридом Финанса не может быть маркетейкером Фридом Финанс. Но поскольку ЗПИФ ФПР формально принадлежит не Фридому, а управляющей компании «Восток-Запад» и не является активом Фридом Финанса, последний имеет возможность быть маретмейкером, коим и является.
С учётом того, как активно в прошлом году Фридом Финанс активно зазывал людей в ЗПИФ ФПР, мы с вами понимаем, что есть определённая заинтересованность и аффилированные лица. И хотя формально бумага не относится к Фридом Финансу, он всё равно, мягко выражаясь, рассматривает её «несколько иначе», чем если бы вместо него был другой маркетмейкер.
Фридом Финанс, как маркетмейкер, имеет возможность не только управлять ценой, но и влиять на неё. Что наталкивает на определённые размышления. Вспомните февральскую историю, когда блогеры разогнали биржевую стоимость на 30% больше расчётной стоимости пая.
По идее, маркетмейкер должен всё это срезать, и этот поток он тоже был обязан нивелировать. Тем не менее, этого не произошло, из чего можно сделать вывод, что Фридом, пользуясь положением маркетмейкера по условно своей же бумаге, может влиять на цену. Все эти допэмиссии и прочие телодвижения простых инвесторов по большему счёту ничего не значат: они, конечно, колеблят цену, но не настолько, насколько разрешает Фридом.
Если бы он разрешил упасть бумаге, она бы упала и до тысячи, если бы разрешил расти до 4000+, был бы рост. Так что нужно иметь в виду, что к нынешним колебаниям Фридом тоже прикладывает руку, а потому и за его позицией, и за тем, что он говорит по поводу фонда первичных размещений, нужно внимательно следить.
Не нужно полагаться на «чистую руку рынка»: рынок здесь не разрулит, разруливает управляющая компания, которая постоянно выпускает (или не выпускает допки), выход на IPO, который повышает размер фонда за счёт прямых инвестиций – и, конечно, Фридом Финанс, причём даже не через компанию «Восток-Запад», а напрямую, в роли маркетмейкера.
Я очень много раз наблюдал ситуацию, когда котировка очень сильно шла вверх, и маркетмейкер всё продавал – либо исходя из своих соображений, либо на основе договорённости с биржей, чтобы цена не слишком поднималась вверх и не слишком опускалась вниз. По поводу вниз – понятно, потому что иначе инвесторы побегут за бумагой, она будет непрезентабельной. Почему не пускают вверх – пока не очень ясно. Моё предположение, достаточно конспирологического плана, в следующем.
В феврале тестировали блогеров, чтобы понять, насколько они могут влиять на общее мнение. Увидели скачок на 30%, все, кто хоть немного разбирался в бумаге, понимали, что будет коррекция. Она произошла, сейчас бумага стоит 2570, в пике доходило до 3600, грубо говоря, 30% бумаги срезали.
Почему не пускают вверх и постоянно проводятся допэмиссии? На мой взгляд, кому-то, кто имеет очень много денег, нужно войти в фонд. Пока он не получил свою допэмиссию, не купил эти пои по приемлемой цене на бирже, о которой договорился условно с Фридомом, он цену вверх не отпустит.
Как только эта процедура завершится, и нужный человек получит нужное количество паёв, цена будет отпущена. Здесь важно предугадать, когда этот человек будет выходить из фонда. Это может случиться и через месяц, и через полгода и через 5 лет.
Однако активный рост самой бумаги будет остановлен только в момент, когда крупные пайщики будут сливать свои паи. А это произойдёт, когда IPO перестанут давать должную доходность.
Тут я никаких рекомендаций не даю, следите за моим каналом в телеграм и выпусками на Ютубе, буду там выкладывать свои умозаключения. Скажу лишь, что тем, кто сейчас закупился, начиная, как и я, «в низине», важно дождаться, когда нужные люди наберут нужное количество бумаг, и вся эта штука полетит вверх.
На мой взгляд, этот частичный скачок между приёмом заявок и выпуском новых паёв должен был случиться где-то в конце апреля. Но этого не произошло, т.к. обычные инвесторы, кто држит в фонде от 50 тыс до нескольких миллионов начали нервничать и выходить с убытком, перестав верить в фонд.
То есть, пока фонд не пробьёт исторический максимум в 3 600р, мы будем видеть периодические выходы пайщиков. Основной пик должен прийтись на диапазон 2800-3000р за пай.
Кто такие маркетмейкеры CME? Маркейтейкеры VS Маркетмейкинг
Кто такие маркетмейкеры? (Определение CME Group)
Маркетмейкер является авторизованным участником рынка, которому разрешено выставлять двухсторонние заявки, как на покупку, так и на продажу (в то время как все остальные участники рынка могут открываться только в одну сторону — однонаправленно). Основная функция маркетмейкера заключается в обеспечении ликвидности на рынке (договорное соглашение с CME), обычно в обмен на снижение торговых сборов. Маркетмейкеры часто получают прибыль от спреда, разницы между ценой покупки и продажи по большому количеству транзакций.
Современный срочный биржевой рынок не может функционировать без такого профучастника как маркетмейкер, т.к. круглосуточные торги включают неликвидные периоды, когда происходят резкие дисбалансы в спросе и предложении, и если позволить рынку самостоятельно определять цены в такие периоды, то мы сможем наблюдать повышенную волатильность и манипулирование ценами, которые могут быть весьма значительными, что расценивалось бы участниками рынка как повышенный риск торговли, равносильно неликвидному инструменту, поэтому биржа, в нашем случае CME Group, заинтересована в присутствии маркетмейкеров, предоставляя им привелегии, взамен на соблюдение установленных обязательств по формированию и поддержанию ликвидности.
Обязанности маркетмейкеров
В течение указанного периода торговой сессии (американская, азиатско-тихоокеанская, европейская) маркетмейкеры должны непрерывно выставлять и поддерживать двусторонние котировки по фьючерсу, соблюдая согласованные с биржей минимальный объем собственных заявок и спред между данными котировками (возможно расширение спреда котировок покупки-продажи для периодов повышенной волатильности).
Выступая контрагентами большей части исполненных заявок, маркемейкеры занимают противоположную сторону в сделках. Другими словами, когда вы продаете, маркетмейкеры покупают, и наоборот.
ВАЖНО. Почему маркетмейкеры выступают контрагентами большей части заявок, а не всех? Остальная часть сделок может временно оказываться у других участников рынка, как у спекулянтов, так и у хеджеров, однако со временем все открытые позиции перетекают к маркетмейкерам, когда одна из сторон сделки, в которой не участвует маркетмейкер, решает закрыть позицию.
Возможности маркетмейкеров
Для понимания возможностей маркетмейкеров, стоит понимать доступную ограниченную глубину рынка любому участнику: 1) Данные по близжайшим выставленным 10 bid и 10 ask лимитированным ордерам в виде цены и количества контрактов (Level 2). 2) Данные о каждой совершенной сделке в виде цены, времени и количестве контрактов (Time & Sales).
Маркетмейкеры CME Group используют полную глубину рынка, доступную бирже, а именно:
Рисунок. NET-Позиции (buy+sell) книги ордеров маркетмейкера (Open orders, Open positions).
Маркетмейкеры коллективно создают рынок по каждому фьючерсу, управляя своим общим пулом позиций централизованно, для предотвращения конфликта интересов, который возникал бы при работе по отдельности, когда вместо зарабатывания на спреде и самостоятельного выставления котировок маркетмейкеры набирали бы себе большой объем позиций, которые не имели бы контрагента для закрытия до экспирации фьючерса.
Что такое маркетмейкинг? (Определение Tom Leksey)
Маркетмейкинг (на CME Group) — это централизованная компьютерная система размещения ордеров от участников рынка, имеющая общий пул из Commercial и Non-commercial счетов, которая предоставляет ликвидность на фьючерсе, одновременно набирая новые позиции (покупки и продажи) и закрывая уже имеющиеся позиции, чтобы в результате доли прибыли распределялись между каждым участником согласно установленным пропорциям.
Исключительно маркетмейкеры знают текущие открытые позиции (объем, сторона сделки), так как выступают контрагентами всех заявок, а нам остается только предсказывать, но этого достаточно для прибыльной торговли, которая основывается на Locked-in Ranges (Диапазон заблокированных позиций), Degree of imbalance (Степень дисбаланса), TPSL Levels (TPSL уровни).
Маркетмейкер на бирже — кто это, их функции и услуги
Большинство участников биржевых торгов с небольшими объемами капитала и размерами позиций («толпа») твердо уверены, что на рынке присутствуют игроки, которые точно знают, куда будет двигаться цена актива в ближайшем будущем. Более того, именно они определяют это направление и всегда играют против «толпы», обогащаясь за счет ее убытков. Такое явление приписывают участникам рынка, называемым маркетмейкерами. Действительно, они обязательно присутствуют на каждой площадке и в торгах по каждому активу. Однако их функции и деятельность имеют мало общего с такими предрассудками.
Кто такой маркетмейкер
Фактически это профессиональный участник торгов (в основном, наиболее уважаемые банки, инвестиционные компании и фонды, брокеры), который должен обеспечить исполнение заявок клиентов за счет собственных активов. Для выполнения этих условий договора он идет на риск, приобретая и храня определенные объемы объекта торгов, выставляя их в нужные моменты на покупку и/или продажу.
Интересный факт! На некоторых площадках термин «маркетмейкер» не используют. Например, на NYCE (New York Stock Exchange) такого участника торгов называют «биржевой специалист».
Участие ММ в торгах и его функции определены законодательно. Так, для российского рынка это прописано в законе № 325-ФЗ (21.01.2011, последняя редакция 02.07.2021).
Функции маркетмейкера
Важное по теме! Выдержка из закона «Об организованных торгах«.
Таким образом, функции ММ определены не только договором с биржей, но и законодательством. Хотя определение достаточно лаконично, оно позволяет понять, какие задачи решает маркетмейкер в ходе торгов. Основные из них:
Маркетмейкер как посредник
ММ получает информацию о всех заявках участников рынка и фиксирует ее в Книге специалиста. Сюда включаются не только лимитные заявки, но и рыночные, и ордера, выставленные для фиксации прибыли или ограничения убытков. Таким образом, он видит полную картину рынка и влияет на нее так, чтобы поступившие заявки были исполнены по лучшей цене.
Соответственно, именно через маркетмейкера заключается любая сделка по активу (это также закреплено в законодательных актах, касающихся финансовых рынков).
Создание котировок
Поскольку все сделки на рынке заключаются только через ММ, совершенно логично, что все текущие котировки требуют его подтверждения. Именно после ее объявления маркетмейкером котировка считается действительной.
Информирование участников торгов
Маркетмейкер аккумулирует все заявки от всех трейдеров, подтверждает котировки. Поскольку маркетмейкер является единственным на рынке, кто обладает всей полнотой информации, в его задачи входит довести ее до всех остальных участников торгов (подразумевается та часть, к которой они должны иметь доступ). Причем касается это не только полноты сведений, но и их своевременной публикации.
Это обеспечивает всем равные условия и гарантирует упорядоченность и честность рынка.
Определение цен открытия
Те, кто хоть раз видел ценовые графики любого финансового инструмента, обратили внимание, что на них иногда образуется разрыв между ценами закрытия предыдущей сессии и открытия текущей (гэпы). Это связано с одним из условий биржевых торгов: цена нового торгового дня должна максимально соответствовать интересам большинства продавцов и покупателей.
Поддержание баланса рынка
С этой целью ММ может:
К сведению! Договор с биржей может регламентировать конкретные обязанности ММ по поддержанию баланса. Например, оговариваются время нахождения на рынке с разнонаправленными позициями для поддержания спреда (например, 90% времени торговой сессии), минимальные объемы заявок для ограничения резких движений, минимум открытых в течение торгового дня позиций и пр.
Последнее фактически означает, что при отсутствии необходимых объемов (ликвидности) на текущих ценах для исполнения заявок трейдера на покупку или продажу их исполнит ММ за счет собственных активов (средств). За счет действий маркетмейкера в этом случае нивелируются значительные скачки цен. Практически делает вмешательство специалиста невозможной и такую ситуацию, когда на рынке есть только продавцы или покупатели. Он будет выступать второй стороной сделок до тех пор, пока баланс спроса и предложения не восстановится.
Замечание! В этом случае ММ выступает против рынка, покупая, когда актив падает, и продавая, когда его цена растет. Ситуация потенциально убыточна для любого трейдера, в том числе и маркетмейкера. Но в ней есть и положительная сторона. Такой подход позволяет накапливать позицию к развороту, что может принести весьма существенную прибыль. Кроме того, потери компенсируются вознаграждением, получаемым ММ по договору с биржей.
На чем зарабатывает маркетмейкер
Все же считать ММ альтруистом-бессребреником не стоит. Зарабатывают компании, выполняющие такие функции, весьма неплохо, поскольку роль предполагает сразу несколько источников дохода:
Чтобы забота о стабильности рынка не свалилась в манипулирование ценами, к ММ на всех площадках применяются достаточно жесткие требования. Именно поэтому среди крупнейших маркетмейкеров только наиболее уважаемые банки, инвестиционные компании и фонды, брокеры с солидной репутацией и огромными капиталами.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Записки маркет-мейкера или почему Вы никогда не заработаете себе на пенсию, торгуя на бирже
Данный текст является художественным произведением, проблемным очерком, где главный герой от первого лица описывает преимущества работы маркет-мейкера и всю тщетность бытия трейдеров на бирже.
Данный текст является художественным произведением, плодом воображения автора. Все совпадения случайны, все имена вымышлены.
Вечер пятницы. Весенняя Москва. В моем кабинете периодически слышны взрывы разрывающихся снарядов, предсмертные вопли умирающих зергов из первого старкрафта. В конце дня, когда сознание затуманено наблюдением за торгами на бирже, люблю запустить на одном из терминалов эту старую игрушку.
В общем, старые компьютерные игры позволяют держаться в тонусе, причем не только мне: иногда через открытую дверь кабинета вижу как от звука игровых баталий, испуганно вжимается голова в плечи у очередного новичка, зашедшего в приемную. Далее следуюет строгий взгляд Марии Николаевны, моего секретаря. Развожу руками, что на нашем с ней языке означает «Ох, опять забыл. » и делаю звук потише. Не знаю откуда пришел этот глупый стереотип о том, что секретарша должна быть юной и красивой девицей. Настоящий секретарь должен уметь своевременно выполнять возложенные на него обязанности, а самое главное… обладать такой харизмой, при которой когда она говорит тебе что ты должен что-то сделать, эта информация не вызывала бы в тебе противоречивых чувств, а лишь благодарную мысль «о, спасибо, что напомнили!».
Кто я и о чем я хочу написать этот очерк? Начну с последнего вопроса: наверное это единственный для меня способ развеять Ваши иллюзии по поводу того, что Вы сможете заработать существенный для Вас капитал на бирже. Впрочем, сомневаюсь, что мне это удастся. А с учетом того факта, что я избегаю публичности и не стремлюсь к дешевой славе «финансового пророка», будем считать, что я просто пишу для своего личного удовольствия.
Я маркет-мейкер. Точнее, я работаю в организации, выполняющую в том числе и функции маркет-мейкера. Из интереса, я подписан на многие телеграмм-каналы по околобиржевой тематике, иногда пишу в форумах от вымышленных имен. Заметил, что очень многие считают, что термин «Маркет-мейкер» (дословно с английского market maker — создатель рынка) — это некий «серый кардинал» — лицо неявно управляющее рынком и находящаяся всегда в «тени обезличенных сделок».
На самом деле все явно и публично, маркет-мейкер — это вполне определенная и строго регламентированная биржей функция, такая же как и брокер.
Сайт московской биржи содержит огромный объем полезной и интересной информации для аналитика. Например, посмотрите у каких организаций, участников рынка — самой большой оборот на бирже? Думаете у банков? Или у организаций с непримечательными именами, которые выполняют наши функции? Вообщем, «ищите и обрящете»
К каждому инструменту на бирже, будто то акции, облигации, что угодно — привязан маркет-мейкер (на основании договора обязательств маркет-мейкера). В рамках договора мы поддерживаем ликвидность и следим за тем, чтобы цена «не улетала в космос» ну и соответственно не падала ниже определенного порога.
Постараюсь объяснить принцип нашей работы простым языком. Начну с загадки, посредством которой я обычно проверяю смекалку новичков: представьте что мы играем с Вами игру «Орел и решка» без ограничений по времени (важный ньюанс), до полной победы одной из сторон. Кидаем монету, если вы угадали ее сторону — монета Ваша, если нет — то моя. Внимание, вопрос знатокам: кто победит?
Победит тот, у кого больше денег. Исходим из того, что вероятность выпадения одной из сторон 1/2. Важна последовательность событий, ну т.е. серия из побед, пусть даже с единичными случаями поражений. С учетом того, что у нас нет ограничений по времени, то в какой-то момент дельта (разница) между победами и поражениями у одного из участников станет равна числу монет участника. Ну а если у другого участника на порядок больше денег, то и его дельта выше, следовательно и вероятность его победы существенно выше.
На, практике мы конечно «монетку не кидаем» и времени у нас фиксированный промежуток. Но у нас на несколько порядков больше денег и акций (к примеру), цену которых мы регулируем.
Итак, берем обычный стакан:
Нет, не этот. Вот этот.
На практике, такой «праздник» возможен до момента, пока Вы не привлечете внимание регулятора, т.е. нас. А с учетом того, что у нас все автоматизировано, при превышении заданного порога, у нас включается робот (программа), который очень быстро продаст Вам столько, сколько Вы сможете купить… а потом может продолжить продавать дальше опуская цену ниже и ниже…
А вот так обычно выглядит демонстрация наших возможностей. Посмотрите, я отметил крупную заявку. Если смотреть на акции, то обычно в заявке ровно 1000 лотов или чуть больше (в стакане по заданной цене указывается суммарное число заявок от всех участников). На сленге трейдеров, такая крупная заявка называется «плитой».
И это лишь один из наглядных примеров того, как мы можем регулировать рынок. Инструментов на самом деле — множество. Мы быстрее, т.к. наши сервера с софтом расположены в непосредственной близости к бирже. У нас больше возможностей. Если Вы считаете, что сможете заработать на бирже за наш счет, попробуйте ночью в лесу с зубочисткой в руках напасть на дикого волка. Кстати аналогию между маркет-мейкерами и волками, а также между биржой и лесом — считаю весьма удачной.
Хорошая новость для Вас: если Вы долгосрочный инвестор, который покупает акции на срок от полугода и выше в расчете на дивиденды — наша деятельность происходит параллельно с Вашей, мы в лесу ходим разными тропами 🙂 И персонально Вы, мой читатель, тоже. Мы не занимаемся поисками и выявлением деятельности особо успешных трейдеров с дальнейшей попыткой «вернуть его в стойло», отслеживая и играя против сделок конкретно этого трейдера.
Конечно, если Ваши успехи стали особо настолько выдающимися, что Вы в состоянии двигать цену наших инструментов более чем на 1%, мы с большим позитивом воспримем Вашу активность. С таким же позитивом мы воспринимаем адептов «стратегий следования за сильнейшим». Как если бы одна овечек в силу своего авторитета гнала все стадо в логово волков. Облегчит ли эта овечка работу волкам? Конечно. Но волком она не станет, да и «коллегой» тоже.
Ответ Вас удивит, т.к. причина не в биржевой системе, а в Вас. Конкретно в Вашем сознании. Поясню на практическим примере. Давайте посчитаем. Вы хотите заработать «себе на пенсию», т.е. на протяжении длительного срока, к примеру 30 лет, получать стабильный ежемесячный доход, например 50 тыс. руб. Мы сейчас не будем рассматривать вопросы годовой инфляции и способов сбережения и хранения, речь не об этом. 50 тыс. руб умножаем на 12 месяцев и умножаем на 30 лет, получаем 18 млн. руб. Вот примерно столько Вам надо заработать, чтобы не думать о пенсии. Конечно, в этот пример Вы можете поставить любую цифру из Ваших расчетов, я не против. Кому-то нужно больше, кому-то меньше. Также представим что Ваш ежемесячный доход по состоянию на сегодняшний день — 100 тыс. руб. Но Вам надо «отбивать ипотеку», закрывать кредит за машину, кушать, одеваться ну и т.д. И чистыми ежемесячно остается тысяч 25. Достаточно быстро Вы осознаете, сколько Вам придется работать, чтобы обеспечить себе ожидаемую пенсию и понимаете что «нужно что-то делать!»
И вот, после серии семинаров, коучтренингов, ретриров и последующих откровений Вашего сознания, в силу обстоятельств, Вы появляетесь на бирже. Неважно чем Вы будете торговать: акциями, облигациями, валютой, чем угодно. Вы ошибаетесь, теряете, приобретаете, снова теряете. При достаточном упорстве и системном подходе — Вы начнете планомерно зарабатывать. Уйдет страх, появится иллюзия стабильности дохода. А потом Вы все или много потеряете, потому что когда уходит страх, появляется жадность. И вот, единицы из Вас снова встают, начиная с малого капитала — сначала очень медленно а потом быстрее и быстрее начинаются двигаться вверх, зарабатывая все больше и больше… пока не упрутся в некий воображаемый потолок, например в 5 млн. руб. У всех эта цифра разная, так сказать — «своя». Заработать больше не получается, ну т.е. заработать на 1-2% еще можно, но нельзя заработать еще 100% сверху. Почему? Когда Вы начинаете играть на бирже, у Вас небольшой капитал, скажем 100 тыс.руб. Предположим Ваша стратегия подразумевает доход в 1% ежедневно. 1% от 100 тыс. руб — это тысяча рублей. Ваше сознание легко переваривает эту сумму, т.к. Вы ежедневно зарабатываете или тратите больше. Когда Вы приближаетесь к Вашему воображаемому потолку, придерживаясь Вашей стратегии в 1% ежедневно, то Ваше сознание уже не спокойно, т.к. 1% от 5 млн. руб. — это 50 тыс.руб. Еще раз: 50 тыс… ежедневно… незаметно для себя, Вы начинаете больше тратить. Ведь Вы зарабатываете больше, значит можете себе позволить питаться лучше, одеваться лучше. А любая неудача на рынке воспринимается как личное оскорбление и отвергается с презрением.
Лишь ненормальные (или избранные) в этот момент полностью останавливаются, забирают все деньги с биржи и даже не думают о ней 1-2 месяца. А большинство… в связи с порывом жадности совершают серьезную ошибку. Потом совершают еще более серьезную ошибку, в попытке отыграться. Потом меняют стратегию на более рисковую и теряют еще половину капитала. Дальше депрессия, если хватает сил — разбор ошибок, осознание и «снова в бой». Воображаемая граница сдвигается чуть выше, но… она осталась и… снова потери, конфликты в семье, депрессия. Как так? Кто виноват и что делать?
Ваш основной враг — не мы. Мы скорей «сердобольные друзья» в этой ситуации. Мы спасли Вас от еще больших ошибок. Ваш враг — Вы сами. Ваше сознание. Задумайтесь, все Ваши прибыльные сделки Вы осуществляли не «на кураже», а со спокойным ясным умом, планомерно работая и полагаясь на Вашу личную систему. Все Ваши самые серьезные ошибки Вы совершали, когда Ваше сознание буквально вибрировало, будто Вы в казино и все поставили на черное… Получается, что Ваше сознание лучше Вас знает, сколько Вы можете зарабатывать? Ну… Вы помните выражение «Можно вытащить девушку из деревни, но нельзя вытащить деревню из девушки«? Ну вот это примерно тоже самое, только в плане денег.
Рассмотрим фантастическую ситуацию, когда мы в силах взять воображаемого олигарха Романа, лишить его всего заработанного и поместить на должность рядового менеджера банка в каком-нибудь провинциальном городе, с зарплатой в 25 тыс./месяц. И чтобы о нем никто не помнил и не знал. Как считаете, сможет ли Роман достичь прежних высот? Отвечу так: прежних высот он возможно и не достигнет, но то что через 10 лет его уровень дохода будет на порядки выше — не сомневаюсь. И наоборот — берем гипотетического Ивана из провинциального города и с должности рядового менеджера банка перемещаем его на место олигарха Романа. Как думаете, сколько… проживет Иван? В чем разница между этими персонажами? В сознании, брат, в первую очередь в сознании, а уже потом — в понимании системы.
Эх, каких только басней не услышишь в курилке..
Тема «коллективного бессознательного» очень хорошо описана в произведениях нашего современника Виктора Пелевина. А я, простите — отвлекся. Впрочем, пора закругляться. Полагаю, надо подвести какой-то итог.
Надеюсь, мне удалось расширить Ваш кругозор. Надеюсь, мои призывы к Вашей осторожности не пролетят мимо и Вы заберете 90% Вашего капитала с биржи и пообещаете мне, что не будете вносить деньги до конца 2021 года? А, потом скажете «Спасибо, волчара!».