Маркетолог что входит в обязанности
Профессия маркетолог: 8 специализаций. Чем они занимаются?
Маркетолог — человек, отвечающий за создание цепочки взаимодействий между компанией и конечным потребителем. Такое взаимодействие достигается через рекламные кампании, направленные на увеличение продаж.
Не сложно догадаться, что маркетолог отвечает за то, что связано с маркетингом. Он принимает решения, которые в дальнейшем приносят компании прибыль и новых клиентов.
Такому специалисту нужно ориентироваться на каждого покупателя, чтобы укрепить его отношение к бренду, а также частично представить его интересы в компании.
Главная задача маркетолога ⸺ грамотно использовать время каждого покупателя, и сформировать мнение о продукте или услуге.
Помимо этого, представители данной профессии работают над расширением рынка и предоставлением клиентам необходимых продуктов, производимых компанией.
Работа маркетологом, впрочем, как и любая другая, имеет плюсы и минусы. Давайте на них посмотрим.
Для того, чтобы выстраивать работу с коллегами по цеху и аудиторией, маркетологи обладают определенным набором навыков и умений.
Создает креативный и интересный контент, ориентированный на целевую аудиторию. Этот контент должен либо отвечать на вопросы, либо помогать аудитории, либо решать её проблемы, при этом его должно быть интересно читать, смотреть или слушать.
Контент-маркетолог это и рассказчик, и аналитик данных в одном лице. В конечном итоге, его цель ⸺ работать как часть стратегии цифрового маркетинга компании, выявлять и взаимодействовать с целевой аудиторией.
Работает с онлайн продуктами и услугами компании, используют разные методы и платформы для контакта с аудиторией: веб-сайты, социальные сети, электронную почту или интернет-рекламу.
Очевидная цель интернет-маркетинга ⸺ продвижение товаров и услуг в интернете, но это не единственное, чем занимаются такие специалисты. Они помогают компаниям заявить о себе или провести исследование. Например, определить целевую аудиторию, выявить потребности и желания потребителя или показать авторитет и опыт в отрасли.
Главная задача представителей этой профессии ⸺ управлять брендом. Это функция маркетинга, которая использует различные методы для увеличения воспринимаемой ценности линейки продуктов или бренда с течением времени. Эффективное управление брендом позволяет поднимать цены на продукты и создавать лояльных клиентов за счет положительных ассоциаций с брендом или за счет сильной осведомленности о нем.
Такое эффективное управление повышает узнаваемость компании, стимулирует инициативы, выявляет и адаптирует новые продукты и позиционирует бренд на рынке.
Отвечает за связь с аудиторией. Такие менеджеры создают и поддерживают благоприятный общественный имидж работодателя или клиента, сообщая о программах, достижениях или точках зрения.
PR-менеджерам поручено взаимодействовать со СМИ и организовывать пресс-конференции. Помимо пресс-релизов, они пишут речи для руководителей организаций, разрабатывают материалы для рекламы и маркетинговых акций и готовят статьи для корпоративных информационных бюллетеней. Эти специалисты также публикуют информацию, опровергающую или сглаживающую негативную рекламу и берут на себя общение с аудиторией в кризисных и чрезвычайных ситуациях.
Помогает компании ответить на три вопроса: какие продукты и услуги продавать, кому продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы специалист получает исходя из анализа рыночных условий, конкурентов и поведения потребителей.
Помимо этой задачи, маркетологи-аналитики постоянно изучают рынок конкретной отрасли и помогают компаниям лучше позиционировать себя на нём. Они используют знания и исследования, чтобы помочь организации разработать продукты и услуги, которые будут выгодно оцениваться и продаваться.
Специализируется на создании списков адресов электронной почты, создании электронных писем и привлечении потенциальных клиентов с помощью письменных сообщений.
Эти профессионалы работают с программным обеспечением для автоматизации электронной почты, рассылают сообщения, информационные бюллетени и многое другое. Такими методами повышается узнаваемость бренда и за ним закрепляется место на конкурентном рынке.
Планирует и консультирует по вопросам проведения маркетинговых кампаний. Как правило такой специалист творчески и технически подкован, он новатор и способен выявить тенденцию до того, как она достигнет пика. Впоследствии его идеи используются для информирования международных маркетинговых стратегий и кампаний для брендов, с которыми он работает. Цифровой стратег объединяет соответствующие маркетинговые каналы и платформы в один действенный план, который затем используется для запуска рекламы продукта или услуги.
В первую очередь отвечает за управление цифровыми учетными записями и за диверсификацию набора каналов рекламы. Он сосредотачивается на результатах конкретных кампаний и управляет коммерческой эффективностью отдела маркетинга. В его задачи входит: стимулировать и оптимизировать рекламные и маркетинговые кампании.
Маркетолог ⸺ многогранная и сложная профессия. В то же время она позволяет всегда держать мозги в тонусе, не отставать от современных тенденций и постоянно развиваться. В маркетинге нельзя выучить всё, потому что в этой сфере каждый день появляется что-то новое, таким образом профессия всегда будет актуальной. Реклама будет видоизменяться, менять подходы и способы подачи, но она будет всегда. А где реклама, там и маркетологи.
😏 Материалы о создании и развитии цифровых продуктов для предпринимателей, менеджеров и специалистов на канале Цифровая ферма единорогов. Очные встречи в мастермайнд группе: Мышление предпринимателя.
Должностная инструкция маркетолога
1.1. Маркетолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность маркетолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж по специальности в области маркетинга не менее одного года.
1.3. Маркетолог назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора организации.
1.4. Маркетолог должен обладать аналитическими, коммуникационными способностями, способностями к перспективному планированию.
1.5. Маркетолог должен знать:
1.6. Маркетолог в своей деятельности руководствуется настоящей должностной инструкцией.
1.7. Маркетолог подчиняется непосредственно начальнику отдела маркетинга.
1.8. На время отсутствия маркетолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное приказом генерального директора. Это лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность согласно настоящей инструкции.
2. Должностные обязанности
2.1. Изучение рынка выпускаемой продукции
2.1.1. Проводит исследования основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
2.1.2. Проводит маркетинговые исследования, связанные с изучением сегментации рынка, анализом ценообразования и предпочтений потребителя, прогнозом продаж и каналов реализации, открытием новых рынков, оценкой эффективности рекламы, деятельностью конкурентов.
2.1.3. Анализирует потребности клиентов и границы ценообразования.
2.1.4. Формирует потребительский спрос на выпускаемую продукцию, выявляет наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикам товара (способу его производства, сроку службы, правилам пользования, упаковке).
2.1.5. Исследует факторы, влияющие на сбыт товара, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательной способности населения.
2.1.6. Разрабатывает программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами.
2.2. Деятельность в области рекламы
2.2.1. Принимает участие в разработке стратегии проведения рекламных мероприятий.
2.2.2. Контролирует проведение рекламных кампаний в средствах массовой информации, прямой почтовой рассылке, Интернете и т. д.
2.2.3. Организует разработку печатных рекламных материалов собственными силами или силами сторонних организаций, проводит тестирование этих материалов, дает предложения по дизайну печатных рекламных материалов или исходную информацию для их разработки, контролирует пополнение запасов этих материалов. Ведет предварительную оценку разработанных сторонними организациями рекламных материалов.
2.2.4. Анализирует эффективность рекламных мероприятий.
2.2.5. Готовит предложения по формированию фирменного стиля компании и фирменного оформления рекламной продукции.
Маркетолог имеет право:
3.1. Запрашивать у руководителей структурных подразделений компании, специалистов и иных работников информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.2. В необходимых случаях представлять организацию в отношениях с другими организациями в целях оперативного решения вопросов производственно-хозяйственной деятельности, входящих в его компетенцию.
4.1. Маркетолог несет ответственность, предусмотренную трудовым и гражданским законодательством:
5.1. Режим работы маркетолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.
5.2. При возникновении производственной необходимости маркетолог может выезжать в служебные командировки, в том числе местного значения. Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от 26 мая 2005 г. N 19.
Должностная инструкция маркетолога
Общие положения
Должностные обязанности маркетолога
Маркетолог выполняет следующие должностные обязанности:
1. Готовит стратегию продвижения товаров и услуг компании по результатам маркетинговых исследований.
2. Исследует главные факторы, которые влияют на изменение потребительского спроса на товары и услуги, отношение предложения и спроса на аналогичные виды товаров.
3. Прогнозирует перспективы развития сегмента рынка, возможности компании по выходу на определенные сегменты рынка и деятельности в них.
4. Оценивает бюджет на исследование рынка, продвижение товаров и услуг.
5. Производит целевое расходование финансовых средств на маркетинговую деятельность.
6. Устанавливает, классифицирует приоритетные группы потребителей товаров и услуг для определения целевой аудитории на рынке сбыта.
7. Определяет приоритетные каналы сбыта и их характеристики, разрабатывает подходы к их созданию и использованию.
8. Готовит рекомендации по созданию дистрибьюторской сети.
9. Готовит мероприятия по передаче информации о товарах потребителям. Придает товарам индивидуальные характеристики и описания.
10. Устанавливает необходимый ассортимент товаров в местах сбыта.
11. Налаживает сбор сведений об удовлетворенности товарами и услугами, о рекламациях, претензиях, жалобах на товары.
12. Разрабатывает формы, методы ликвидации недостатков, которые изложены в претензиях и жалобах.
13. Определяет меры по стимулированию продаж.
14. Налаживает коммуникации с участниками рынка посредством рекламы, службы информации.
15. Готовит стратегии рекламных кампаний, позиционирования товаров, услуг.
16. Исследует результативность маркетинговой деятельности компании.
17. Наблюдает, анализирует маркетинговые кампании конкурентов, вносит изменения в собственные маркетинговые программы.
18. Разрабатывает меры по созданию фирменного стиля компании и оформления рекламной продукции.
Права маркетолога
Маркетолог имеет право:
1. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
2. Представлять интересы организации в установленном порядке.
3. Получать необходимую информацию для выполнения своих должностных обязанностей.
4. Требовать от руководства организации создания нормальных условий для исполнения своих полномочий, сохранности материальных ценностей, документов.
5. Выдвигать предложения в адрес руководства, которые относятся к деятельности организации.
6. Принимать самостоятельные решения в рамках своих должностных обязанностей.
7. Обращаться к специалистам по вопросам, которые выходят за пределы компетенции маркетолога.
8. Получать сведения о решениях руководства организации, которые касаются деятельности отдела маркетинга.
9. Не выполнять свои должностные обязанности при появлении опасности для жизни или здоровья.
10. Вступать в коммуникацию с сотрудниками структурных подразделений организации по рабочим вопросам.
11. Информировать непосредственного руководителя о выявленных недостатках в деятельности организации. Выдвигать предложения по их устранению.
12. Предъявлять в адрес руководства предложения по улучшению своей работы и деятельности организации.
Ответственность маркетолога
Маркетолог несет ответственность за:
1. Неправомерное обращение с коммерческой тайной, разглашение личных сведений работников, конфиденциальной информации.
2. Нанесение ущерба организации, ее сотрудникам, контрагентам, государству.
3. Качество ведения отчетной документации.
4. Несанкционированное руководством представление интересов организации.
5. Нарушение норм этикета, делового общения.
6. Нарушение требований противопожарной защиты, норм техники безопасности, положений трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка.
7. Ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
8. Нарушение положений руководящих документов организации.
9. Предоставление руководству, клиентам заведомо недостоверных сведений.
10. Последствия самостоятельных действий и решений.
11. Не целевое расходование бюджетов.
Маркетолог: профессиональный стандарт и должностная инструкция
Для регламентации прав и обязательств, вытекающих из трудовых функций специалистов по маркетингу, разрабатывается должностная инструкция. В законе представлены косвенные ссылки, свидетельствующие о ее функциональности и назначении. На практике сложились общепринятые форма и структура документа, отражающие права и обязанности менеджера по маркетингу.
Профессиональный стандарт
Стандарты применяются при ведении кадровой политики, разработке аккредитационных программ и объективной оценке умений.
Квалификационные требования к специалисту по маркетингу отражены в Профстандарте 08.035, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты №366н от 04.06.2018., где к обобщенным функциям маркетолога относят:
К функциям приводятся расшифровки, определяющие действия и обязанности сотрудников, направленные на выполнение поставленных задач. Для маркетологов это:
В каждой категории представлены необходимые умения, знания и действия. По уровню квалификации, в соответствии с Приказом Минтруда и соцзащиты №148н от 12.04.2013, деятельность маркетолога определяют как самостоятельную и направленную на управление бизнес-процессами. Исходя из положений Профстандарта составляется должностная инструкция.
Кто должен разрабатывать ДИ маркетолога?
Если руководитель не участвует в операционной деятельности организации, то разработка ДИ поручается уполномоченным лицам или рабочей группе. К первым относятся специалист по бизнес-процессам, начальник или руководитель отдела маркетинговых исследований. В рабочую комиссию могут входить:
Правила оформления ДИ маркетолога
Документ оформляется на листе формата А4 с эмблемой организации. В ходе разработки необходимо руководствоваться Профстандартом, а также ГОСТом 7.0.97-2016. В шапке документа под словом «Утверждаю» перечисляются:
Посредине указывается наименование «Должностная инструкция менеджера по маркетингу». Конструктивная часть инструкции представляет из себя разделы, пронумерованные римскими цифрами и структурированные списком. Они классифицируются на:
Унифицированной формы ДИ законодательством не предусмотрено, поэтому работодатель вправе самостоятельно определять структуру и положения документа. Пункты, ущемляющие интересы работника и противоречащие трудовому законодательству, признаются недействительными.
Общие положения
В разделе «Общие положения» отражаются обобщенные условия ведения трудовой деятельности, а также требования к соискателю и критерии оценки его квалификации. Важные аспекты:
В пункте, касающемся подчиненности, указывается должность. Условия передачи полномочий определяют порядок перехода прав и обязанностей другому лицу в период отсутствия основного работника (на основании приказа).
Обязанности
В разделе представлен перечень действий, направленных на выполнение трудовых функций. Большинство обязанностей формируется исходя из положений Профстандарта. Среди них:
В обязанности маркетолога также входят:
Права
При разработке раздела надлежит руководствоваться ст. 21 ТК РФ, а также предусматривать иные прерогативы сотрудника, вытекающие из трудовой деятельности и функций. К таковым относятся:
Участие в принятии решений по организации маркетинга, участие в работе коллегиальных органов и обеспечение деятельности отдела также относятся к правовым гарантиям менеджера по маркетингу.
Ответственность
Положения раздела «Ответственность» устанавливают основания для дисциплинарного взыскания в случае уклонения от обязательств или их ненадлежащего исполнения. Маркетолог несет ответственность за:
К дополнительным критериям относятся имущественная и материальная ответственность.
Должностная инструкция разрабатывается руководителем или уполномоченным сотрудником в соответствии с нормами ТК РФ, Профстандартом «Маркетолог» и ГОСТом 7.0.97-2016. В структуре перечисляются общие положения, права, обязанности и ответственность. Подготовленная инструкция заверяется подписью руководителя и отметкой сотрудника об ознакомлении, затем утверждается приказом.
Маркетолог
1. Общие положения
1.1. Маркетолог относится к категории специалистов.
1.2. Маркетолог назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора.
1.3. Маркетолог подчиняется непосредственно генеральному директору.
1.4. На должность маркетолога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное образование по специальности «Маркетинг» или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку по специальности, стаж работы в соответствующей области не менее года.
1.5. На время отсутствия маркетолога его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.6. Маркетолог должен знать:
— основы маркетинга, его принципы, задачи и методы маркетинговых исследований;
— основные технологические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства реализуемых товаров;
— методы изучения рыночной конъюнктуры и разработки прогнозов потребности в реализуемых товарах;
— методы изучения мотивации отношения потребителей к товарам;
— основы менеджмента и бюджетирования.
1.7. Маркетолог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности маркетолога
Маркетолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Выполняет работу по исследованию основных факторов, влияющих на динамику потребительского спроса на товары, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды товаров.
2.2. На основе результатов маркетинговых исследований разрабатывает общую стратегию маркетинга компании.
2.3. Разрабатывает бюджет маркетинга и распоряжается выделенными финансовыми средствами.
2.4. Проводит категоризацию и выявляет приоритетные группы потенциальных потребителей для разработки мероприятий, способствующих расширению рынка продаж товаров.
2.5. Оценивает перспективы развития рынка, перспективы компании по освоению и завоеванию того или иного сегмента рынка; разрабатывает стратегию выхода на рынок.
2.6. Определяет требуемый ассортимент товаров, ценовую политику на товары.
2.7. Разрабатывает предложения по индивидуализации товаров для передачи информации производителям или самостоятельному приданию товарам индивидуализирующих характеристик (упаковка, пр.).
2.8. Определяет каналы товарораспределения — их типы, характеристики, политику создания и использования; разрабатывает концепции создания дилерской и дистрибьюторской сетей.
2.9. Организует сбор информации от потребителей об удовлетворенности товарами, претензиях и жалобах на товары; определяет формы и способы устранения недостатков в поступающих от потребителей претензиях и жалобах.
2.10. Поддерживает связь с рынком с помощью рекламы, службы информации для информирования потребителей и продвижения товаров; организует разработку стратегии рекламных мероприятий.
2.11. Разрабатывает меры по стимулированию (как активному — через систему скидок, поощрений и т.д., так и пассивному — через качество и дизайн товара, имиджевую политику) продаж.
2.12. Готовит предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.
2.13. Анализирует эффективность проведения маркетинговых мероприятий; наблюдает за маркетинговыми кампаниями конкурентов, анализирует их, вносит коррективы в собственные маркетинговые мероприятия.
3. Права маркетолога
Маркетолог имеет право:
3.1. Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, сторонними организациями по вопросам маркетинга продаж товаров.
3.2. Запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.3. Взаимодействовать с руководителями всех структурных подразделений по вопросам маркетинга.
3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.5. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.6. Требовать от руководства торгового предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность маркетолога
Маркетолог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.