Маркетолог или веб дизайнер что лучше
Маркетолог или веб дизайнер что лучше
Приветствую всех! С вами Ольга Струговщикова и проект «Мамина карьера».
Сегодня мы беседуем с Ольгой Колчановой, выпускницей второго потока «Работа в интернете для мам: с нуля до первых заработков».
Ольга – интернет-маркетолог и веб-дизайнер. Её опыт будет интересен тем, кто ищет свою дорогу и своё место в мире онлайн-работы, но не знает, как сделать первый шаг.
Из интервью вы узнаете:
О поисках работы в интернете до тренинга
Оля, расскажи, пожалуйста, о себе. Нашим читателям будет интересно узнать, почему ты решила работать в интернете, как училась такой работе и чем занималась раньше.
Меня зовут Ольга Колчанова, мне 30 лет. Я – молодая мама, моей доченьке Ульяне уже почти 3 годика.
До своих 28 лет я достаточно долгое время работала в сфере недвижимости. Потом, в 28, узнала, что жду ребёнка. И поняла, что моя прежняя жизнь не вписывается в рамки материнства. Мне хотелось быть со своим новорожденным ребёнком. Я стала искать занятие, чтобы не разлучаться с малышкой. Почти сразу обратила внимание на работу через интернет и приступила к поиску подходящей.
Я много читала форумов на эту тему, искала, где можно зарабатывать, изучала вакансии. Выбрала профессию «руководитель интернет-проектов». Она мне понравилась, и я пошла тренинг. Но сразу устроиться на работу не получилось. Теперь, спустя время, скажу честно, что это было скорее неприятие новой действительности. И ещё не было сильного желания, поэтому находились какие-то отговорки.
После было ещё несколько тренингов. За два года я смогла освоить несколько профессий, дополняющих друг друга: интернет-маркетолог (я сейчас получаю второе высшее образование по данной специальности); руководитель интернет-проектов; лид-менеджер; специалист по созданию лендингов; копирайтер.
В какой-то момент я поняла, что если стану уделять больше времени на своё развитие, то смогу добиться хороших результатов. И я училась. Но до получения реального дохода было ещё далеко. Это пришло позже.
О преодолении трудностей и результатах
Каких результатов ты достигла сейчас?
Думаю, многих интересуют результаты в цифрах. И я могу ответить на этот вопрос так. Если выделять на работу в интернете совсем немного времени и не очень напрягаться, то можно заработать 10 тысяч рублей в месяц. И уж 5 тысяч точно можно зарабатывать. А если работу из дома воспринимать всерьёз, регулярно проходить обучение и много трудиться, то вполне можно получать за месяц 35-40 тысяч. Можно и больше. Все зависит от выбранной профессии, от интенсивности нагрузки и насколько вы готовы принимать деньги, т.е. как цените свой труд.
Оля, что ты можешь рассказать о трудностях – они у тебя были? И как ты с ними справлялась?
Был период, когда мне пришлось потерять хороших заказчиков, потому что ребёнок требовал максимального внимания. Бывало, что некоторых заказчиков я не устраивала из-за небольшого тогда опыта, другие не подходили мне. Но всё же заказчики находились. Радует, что те клиенты, чьи заказы я раньше выполняла, вновь обращаются ко мне, даже спустя 5-6 месяцев. И я для них могу сейчас сделать работу гораздо лучше, используя накопленный опыт.
Всем, кто думает о работе в интернете и кто читает это интервью, я хочу сказать, что будут периоды подъёма и спада, будут моменты, когда у вас не будет сил что-то делать. В такие моменты вам надо просто отпустить ситуацию. И всё же – не останавливаться. Пускай даже в замедленном темпе, но продолжать вашу деятельность.
О сегодняшних результатах и планах на будущее
Поделись, пожалуйста, своими планами – собираешься ли ты заняться каким-то новым делом, ещё чему-то учиться?
Я пока ещё нахожусь в декретном отпуске. Но уже точно знаю, чего я хочу, и что буду делать потом. Даже хорошая должность, место в отличной компании не сравнятся с радостью быть рядом со своей малышкой или возможностью в любое время года съездить к родным. Я уверена, что отличное место работы должно максимально удовлетворять творческие амбиции и приносить тот доход, который бы меня устроил. А ещё такая работа не должна мешать быть заботливой мамой.
Всё, чем я занималась последние два года, привело меня к мысли освоить ещё одну сферу деятельности. И я обучилась профессии « визажист». Теперь с огромным удовольствием совмещаю деятельность в интернете и работу визажиста. При этом ребёнок рядом со мной.
В планах у меня дальнейшее развитие своего интернет-магазина товаров для здоровья и качественного образа жизни. Ещё я буду продолжать помогать моим друзьям и тем, кто ко мне обращается, развивать их проекты в интернете. А ещё хочу открыть совместный с моей подругой «makeup-островок» и дарить женщинам красоту. Хочу показать им, что немного «игры теней» – и даже самые грустные глаза заискрятся необычным светом!
Можешь рассказать нам, чем конкретно ты занимаешься сейчас?
У меня сейчас есть в работе несколько проектов, которые я помогаю реализовывать как интернет-маркетолог. Это требует достаточно много времени и усилий, но иначе не будет хорошего результата.
Продолжаю давать объявления о своих услугах и нахожу новых заказчиков. Я перестала соглашаться на каждое предложение о работе. Сейчас выполняю только те заказы, которые мне нравятся и подходят по условиям. Так работать интереснее, да и для накопления опыта это более действенно, чем выполнять всю работу подряд.
Я продолжаю обучаться, регулярно просматриваю рассылки от ведущих инфобизнесменов, посещаю их бесплатные вебинары, и иногда даже иду на платные тренинги. Ещё я веду свой личный блог, читаю много книг, слежу за новостями интернет-маркетинга, постоянно изучаю различные сервисы, которые улучшают качество моей работы
Инструменты и приемы, помогающие в работе в интернете
Расскажи о самых важных для себя инструментах или приёмах, которые ты внедрила в свою работу и жизнь. Что хочешь освоить в ближайшее время?
Я завела для себя несколько важных правил, которые мне помогают справляться со всеми делами. Первое и главное – это не нервничать, избавляться от напряжения и стараться работать только в хорошем настроении. Потому что если у вас голова забита проблемами – ничего хорошего из работы не выйдет, понимаете? Энергетика не та.
И потому я каждое утро просыпаюсь и говорю себе: «Улыбаемся и пашем!» Ведь мне никто ничего просто так не даст. Нужно самой выходить из зоны комфорта и каждый раз делать то, что ещё год назад казалось невозможным.
Ещё одно важное для меня правило – общение. Я стараюсь много общаться с разными людьми – нередко они помогают решить половину моих вопросов.
Очень хочу научиться всё делать в срок. Нехватка времени – это мой бич. Получается не всегда, но я стараюсь выполнить много дел сразу.
Впечатления от тренинга «Работа в интернете для мам: с нуля до первых заработков»
Ты можешь рассказать нашим читателям о своих впечатлениях о тренинге? С какими ожиданиями пришла на него, они оправдались?
Я очень хорошо помню то время, когда я решила пойти к Ольге на курс «Работа в интернете для мам: с нуля до первых заработков». У меня на тот момент был небольшой кавардак в голове – ведь я уже училась, то на одном курсе, то на другом. И я решила, что это последний тренинг, на который трачу деньги. Если, конечно, ничего и в это раз не добьюсь.
Но у меня начало получаться. И я поверила в себя благодаря одному упражнению на тренинге. Надо было написать объявление о своих услугах на Авито, что для меня оказалось морально очень сложно сделать. Когда я всё же написала и опубликовала его, это как бы зачеркнуло моё «не могу». И можно двигаться дальше.
Конечно, было страшно начинать, особенно, когда ты мало знаешь, и опыта почти нет. Но говорят: «Когда ты готов хотя бы на 1/3 – уже можно стартовать», – потому что моментально довести до совершенства свои знания невозможно. А появятся клиенты – появится и опыт.
Знаю, что у многих, когда они что-то начинают, есть страх, который я называю «страшно-стыдно»: страшно-стыдно написать кому-то и рассказать о себе; страшно-стыдно, что не справишься с заказом, и тебя будут воспринимать как плохого специалиста; страшно-стыдно признаться родственникам и близким, что хочешь работать в интернете – а что они скажут?
Выбросьте это из головы уже прямо сейчас, потому как это всё неправда! На деле оказывается, что твои страхи – это всего лишь твои выдумки, и часто они не имеют ничего общего с реальностью.
Возможно всё – так говорилось всем нам на тренинге, и это оказалось правдой. Оля, ты и вся отличная команда, которая вела тренинг, помогала поверить в свои собственные возможности.
Пожелания и советы читателям интервью
Что ты посоветуешь тем, кто читает наше интервью?
Всем, кто хочет работать в интернете, я советую в первую очередь решить, для чего вам нужна интернет-работа, какую цель вы себе ставите, чего хотите достигнуть? Запишите это на листке бумаги и прикрепите где-нибудь так, чтобы он всё время был на виду. И каждый раз, когда у вас возникнет мысль, что вам трудно и, может быть, не так уж надо – смотрите на этот маленький листочек бумажки, проговаривайте вслух свою цель. И продолжайте!
Меняйте свой образ мыслей, образ жизни и меняйтесь сами – вы будете интересны окружающим. Не делайте поспешных выводов и не додумывайте за других. Не старейте раньше времени – двигайтесь и живите, узнавайте больше, развивайтесь и делитесь своими знаниями и талантами с вашими друзьями и теми, кто в этом нуждается.
Я бы хотела процитировать слова Харуки Мураками, которые являются для меня внутренней мотивацией: «Пока играет музыка — танцуй!» Это означает, что нельзя останавливаться.
И пока можете – действуйте, ставьте цели и идите к ним. Шаг за шагом получается результат – хороший или не очень, но это уже в любом случае опыт. Который вы непременно обернёте себе на пользу!
На это мы попрощаемся с Ольгой и пожелаем ей успехов и отличных результатов!
А вы уже сделали свой первый шаг в работе в интернете? Поделитесь в комментариях вашими успехами, сомнениями, результатами.
Наша гостья:
Ольга Колчанова, интернет-маркетолог и веб-дизайнер
Как стать дизайнером, маркетологом или копирайтером, если раньше не работал в креативной индустрии?
Карантин внес свои коррективы в и до этого не очень спокойную жизнь. И пока одни жалуются, как им плохо без работы, другие ищут возможности и действуют. Надеемся, вы из второй категории и уже, если не сменили профессию, то хотя бы интересовались, как это сделать.
Если посмотреть сайты с вакансиями, фриланс-биржи, можно заметить большой спрос на таких специалистов: дизайнеров, копирайтеров, маркетологов. Первые делают так, чтобы было красиво и удобно, вторые доносят ценность предложений и объясняют, почему оно выгодное, третьи — привлекают новых клиентов.
В этом материале расскажем, как получить новую профессию (дизайнера, маркетолога, копирайтера) и где искать первых клиентов.
Эти 3 профессии хороши тем, что, на самом деле, очень похожи по сути. Ведь, чтобы быть классным дизайнером, копирайтером, маркетологом нужно не только уметь работать с функциональными инструментами (Фотошоп, Гугл Аналитика, антиплагиаты), но и:
3 этих специалиста работают со смыслами, но каждый их доносит по-своему. И думая о том, как получить новую профессию и выбрать ее из этих 3, нужно знать еще кое-что.
Дизайнер — тот, кто делает так, чтобы визуал хорошо смотрелся и воспринимался так, как выгодно бизнесу. А еще, чтобы было удобно и понятно (в этом ему еще помогает верстальщик или разработчик).
Копирайтер — тот, кто цепляет, убеждает, помогает принять решение словами. В зависимости от профиля, делает это одной фразой, через ряд постов или статей. Он работает с разными форматами рекламных, продающих текстов.
Маркетолог — тот, кто знает, что нужно потребителю на рынке и как ему это продать на условиях, выгодных компании.
Давайте по шагам разберем, как получить новую профессию на карантине и после него.
Почему это важно? Потому что сразу стать профессионалом в большом спектре деятельности сложно. На это нужно больше времени, которого у вас может не быть.
О каких направлениях работы нужно знать, прежде чем определиться, как получить новую профессию?
Есть такие дизайнеры:
Есть такие копирайтеры:
Есть такие маркетологи:
Дизайну, копирайтингу, маркетингу, тому, как получить новую профессию, рассказывают все, кому не лень. Но вот проверенные компании, где есть курсы, вебинары, прямые эфиры по всем 3 направлениям:
Допустим, вы уже более-менее освоили профессию и даже немного попрактиковались. И теперь вы не просто думаете, как получить новую профессию, но и где найти первых клиентов или первую работу по профилю.
Вот несколько способов:
Но прежде чем пробовать каждый из вариантов, не забудьте о портфолио. Оно должно быть и у копирайтера (примеры текстов разных форматов — пресс-релизов, постов, статей в блог, описаний на сайты), и у дизайнера (работы, оформленные в полноценные кейсы), и у маркетолога (лучше всего показать результаты работы через аналитику и цифры). И, конечно, же можете пробовать и другие инструменты для продвижения себя как специалиста.
Профессии в диджитал: как выбрать и не пожалеть
Мы живем в век тотальной цифровизации. Все больше людей переходят на работу в диджитал, каждый день появляются все новые и новые профессии и направления деятельности, а привычные специализации меняются и трансформируются со скоростью света. Чтобы не остаться позади паровоза, специалистам и тем, кто только готовится ими стать, необходимо непрерывно учиться, следить за трендами и осваивать новые компетенции. По следам открытой лекции Максима Попова, представителя проекта LeaderCup по взаимодействию с компаниями и студентами, рассказываем, как правильно выбрать профессию в диджитал и на что нужно обратить внимание в этой области с самого начала.
Главные тенденции
Есть несколько общих требований ко всем профессиям в диджитал. Во-первых, современный специалист должен быть Т-образным: то есть иметь широкий и разноплановый опыт и набор компетенций и при этом быть экспертом в своей области. Большинство современных успешных бизнесов действуют не в какой-то одной узкой сфере, а на стыке нескольких иногда совершенно, казалось бы, несочетаемых направлений. Поэтому у людей, которые развиваются не только вглубь, но и вширь, гораздо больше возможностей как трудоустроиться, так и продвигаться по карьерной лестнице.
Во-вторых, не важно, кто вы — программист или дизайнер, ученый или художник — абсолютно всем необходимо развивать навыки soft-skills. Это не только навыки, касающиеся общения с коллегами, партнерами, работодателями, которые обеспечивают успех в командной работе, но и навыки продвижения себя. Реальность такова, что недостаточно быть крутым специалистом и делать какие-то крутые штуки — нужно уметь рассказывать об этом так, чтобы было интересно другим людям.
Еще один важный совет — не учиться по книгам. Все так стремительно меняется, тренды рождаются и умирают иногда в течение пары месяцев. Пока книга будет написана, издана, доставлена в магазин и куплена вами — вся изложенная в ней информация потеряет свою актуальность. Гораздо эффективнее следить за онлайн-курсами, блогами, каналами и постоянно находиться в потоке свежей информации.
Максим Попов
Образование в современном мире
Все специальности в диджитал можно разделить на пять категорий: маркетинг, бизнес-управление, дизайн, программирование и аналитика. Но, конечно же, все они так или иначе пересекаются между собой.
Плюс всех этих профессий в том, что им можно научиться самостоятельно и в довольно короткие сроки. Порог вхождения в них также весьма низкий: так как специалисты очень востребованы, новичкам довольно легко найти стажировку в компании, заняться фрилансом или попробовать присоединиться к стартапу. Так можно быстро набрать себе необходимое портфолио, заработать опыт и профессиональные связи.
Сейчас существует огромное количество онлайн- и офлайн-курсов, платных и бесплатных — срок обучения на них обычно длится от трех месяцев до года.
Диджитал-маркетолог — это общее название для специалистов, которые занимаются продвижением товаров и услуг в интернете. В задачи маркетолога входит анализ рынка, веб-аналитика, создание рекламных стратегий. Поэтому спектр его компетенций весьма обширен: он должен не только владеть инструментами аналитики, определять позиционирование продукта и компании, его аудиторию, но и разбираться в трендах, дизайне, контекстной рекламе, таргетинге и SMM.
Digital развивается настолько быстро, что знания приходится постоянно обновлять. Хороший маркетолог разбирается в трендах и умеет пользоваться актуальными инструментами для привлечения аудитории. Компаниям требуется все больше хороших специалистов, поэтому зарплаты digital-маркетологов растут с каждым годом.
В подчинении у диджитал-маркетолога обычно находятся более узкие специалисты: SMM, SEO, копирайтеры, таргетологи и дизайнеры.
SMM-специалист отвечает за контент в соцсетях: он пишет тексты для постов, статьи для блогов, снимает и выкладывает фото и видео. Также он занимается развитием коммьюнити — в его обязанности входит следить за комментариями, которые оставляют пользователи, оперативно отвечать на них, а также повышать вовлеченность аудитории, нивелировать негатив. Он же ищет партнеров для сотрудничества — блогеров, лидеров мнений. Зарплата такого сотрудника может вырасти с начальных 35 до 70 тысяч, а срок обучения составляет всего лишь три месяца или даже меньше.
SEO-специалисты отвечают за поисковую оптимизацию: они создают или редактируют текстовые сообщения на сайте или в постах в соцсетях так, чтобы их было очень легко найти через поиск по ключевым словам. Грамотный SEO-специалист может получать до 80 тысяч.
Специалист по контекстной рекламе занимается продвижением продукта в рамках рекламных систем Google Adwords, Google Analytics, Яндекс.Директ и Яндекс.Метрика. И Google, и Яндекс обучают рекламным инструментам совершенно бесплатно — сертификат от них является практически обязательным требованием у работодателей. Зарплата такого специалиста — от 30 до 60 тысяч рублей.
Копирайтеры отвечают за все виды текстов: наполнение сайта, e-mail-рассылку, статьи для блогов тексты рекламных брошюр и каталогов и т.д. Главное в работе копирайтера — это создавать заманчивые, интересные, одним словом, продающие тексты, которые не только дадут всю информацию о продукте или услуге, но и зацепят внимание потенциальных клиентов. Несмотря на то, что работа требует определенного писательского таланта, журналистских навыков и безупречной грамотности, оплачивается она достаточно скромно — от 25 до 55 тысяч.
Но в последнее время на смену всем этим специальностям приходит общее понятие контент-маркетолога. Ведь, как мы помним, в тренде сейчас многофункциональные специалисты, которые умеют все и при найме закрывают сразу несколько должностей.
Если диджитал-маркетологи занимаются продвижением самого продукта, товара или услуги, то контент-маркетолог отвечает за продажу идеи. Для контент-маркетинга не так важно продать единичный продукт, как создать имидж бренда, сделать его узнаваемым, вездесущим — в идеале, вирусным. Делается это за счет контента, которым заполняется как можно большее количество каналов коммуникации.
Главные требования к любому контенту сегодня — это полезность, высокое качество исполнения, креативность и необычность. Если у вас получился, например, очень смешной рекламный ролик, в котором упор не на прямую продажу, а на развлекательный потенциал самого видео — его даже не нужно будет продвигать, пользователи сами разнесут его по всему интернету.
Бизнес и управление
Главные управляющие должности в компаниях — это проджект-менеджер и продакт-менеджер (об отличиях этих двух профессий мы не так давно рассказывали в нашем материале — прим. ITMO.NEWS). Именно они формируют направление, в котором будет двигаться вся команда, работающая над продуктом или проектом.
Проджект-менеджер — фактически руководитель команды, который отвечает за реализацию проекта в рамках работы над продуктом. Его задача — составить сроки, бюджет, ресурсы для выполнения конкретного задания и следить за тем, чтобы команда в эти рамки уложилась.
Проджект-менеджер не должен быть программистом, дизайнером, проектировщиком или продажником, но он должен достаточно хорошо ориентироваться во всех этих сферах, чтобы, во-первых, понимать кто, что и как делает в его команде, во-вторых, ставить конкретные задачи и правильно указывать сроки их исполнения. Если менеджер не знает, как происходят процессы в его команде, вряд ли он сможет хорошо ими управлять.
Продакт-менеджер, в свою очередь, разрабатывает стратегию развития для всего продукта. И набор его компетенций уже не ограничивается лишь софт-скиллами, как у проджект-менеджера. Он должен уметь составить бизнес-план, проанализировать рынок и определить потенциального клиента, владеть инструментами аналитики и метрики, уметь составлять презентации и разговаривать с инвесторами, понимать в дизайне и разбираться в интерфейсе, владеть навыками юнит-экономики, A/B-тестирования, customer development — и многое, многое другое. В общем, на его плечах лежит не только создание и развитие продукта в соответствии с запросами пользователей, но и его успешное продвижение на рынке.
Существует несколько разновидностей дизайна: графический, продуктовый, веб-дизайн, дизайн интерфейсов, моушн-дизайн.
Графический дизайнер отвечает за визуальную часть бренда. Он создает фирменный стиль: разрабатывает логотип, подбирает цветовую гамму и шрифты, продумывает дизайн упаковки, верстку, иногда рисует иллюстрации, но вообще для этого обычно есть иллюстраторы.
Уметь хорошо рисовать в случае дизайнера не обязательно — вся работа происходит в графических программах. А вот знать и уметь работать в пакете программ от Adobe — первостепенное требование. Выучиться на графического дизайнера можно за полгода — год, а вот набивать руку и собирать портфолио придется подольше. Зарабатывают дизайнеры от 50 до 70 тысяч.
Веб-дизайнер занимается визуальным оформлением сайтов. Веб-дизайнеру не нужно знать языки программирования и даже не так важно владеть HTML и CSS — этим занимаются веб-программисты и верстальщики. К тому же, сейчас существует множество конструкторов сайтов, избавляющих от необходимости разбираться во внутреннем устройстве веб-страницы.
Задача веб-дизайнера — разрабатывать макеты сайтов и веб-интерфейсов, подбирать визуальное наполнение сайта: шрифты, иллюстрации, цветовые решения. Для этого, опять же, нужно освоить пакет графических программ, а также платформу Figma, в которой обычно и собирается макет. Средняя зарплата веб-дизайнеров — около 85 тысяч, а срок обучения составляет от четырех месяцев до полугода.
Моушн-дизайнер работает с анимацией. Анимация логотипов, заставки перед видео на ютуб-канале, отрисованные ролики и подвижные элементы сайта, даже символ загрузки страницы или анимированный клик по значку корзины — это все его рук дело. В основном моушн-дизайнер работает в Adobe After Effects, но также он должен владеть программами векторной графики и Photoshop, без которого в дизайне вообще никуда. Средние зарплаты для моушн-дизайнеров — в районе 100 тысяч рублей. Обучение длится от года до полутора лет.
Мы не будем касаться VFX и 3D-дизайна — хотя эти отрасли более чем перспективные, но там требуются весьма специфичные и глубокие знания и умения.
Когда мы говорим о дизайнере интерфейсов, мы сталкиваемся с понятиями UX и UI-дизайна. User Experience (дословно: «опыт пользователя») — это то, какое впечатление получает пользователь от работы с интерфейсом приложения, сайта или программы: насколько он удобен и интуитивно понятен.
Продуктовый дизайнер — это специалист, который сочетает в себе компетенции дизайнера, веб-дизайнера, проектировщика интерфейсов, продакт-менеджера и аналитика. Это лидер команды разработчиков, который отвечает за внешний вид продукта, который будет одновременно удобным и привлекательным для пользователя.
Это сложная работа, требующая большой базы знаний, опыта и навыков, но и зарплаты в этой сфере соответствующие — в среднем 120 тысяч рублей. Срок обучения — от одного года.
Есть ли более востребованная профессия, чем программисты? Пожалуй, нет, ведь на программистах сейчас держится весь мир. И при этом их всегда не хватает.
Как и в других областях диджитал-профессий, в программировании так же высоко ценятся многозадачные работники. Специалисты, которые разбираются и в backend, и во frontend называются fullstack-разработчиками. Нужно ли говорить, что их востребованность на рынке и, соответственно, зарплата гораздо выше?
Но самыми высокооплачиваемыми специалистами на рынке IT являются DevOps-инженеры. Это гибрид разработчика и системного администратора, человек, который отвечает за то, чтобы программный код скомпилировался и упаковался без ошибок и был доставлен пользователю в рабочем состоянии. DevOps должен не только уметь программировать, но и знать специфику обработки пакетов ядром операционной системы, правила маршрутизации пакетов, аспекты безопасности хоста и т.д. Средняя зарплата DevOps-специалистов, даже на начальном уровне — около 120 тысяч рублей.
В интернете только и говорят, что о Big Data. Миллионы людей ежесекундно генерируют тонны контента, оставляют цифровые следы. Благодаря развитию «интернета вещей» окружающие нас объекты — фитнес-трекеры, GPS-навигаторы, телевизоры и даже холодильники — тоже производят непрерывный поток информации.
Все это невероятно ценные данные — для ученых и исследователей, маркетологов и бизнесменов, полицейских и криминалистов, журналистов и политиков. Но все эти неподъемные массивы информации нужно кому-то обрабатывать.
Поэтому невероятно востребованными становятся аналитики данных, дефицит которых на рынке ощущается во всех областях. Освоив эту профессию, можно легко устроиться в крупную компанию даже без опыта работы.
Аналитик данных собирает сырые данные, анализирует их и преобразует в статистические модели, с которыми можно работать. Его главные инструменты: описательная статистика, математический анализ, SQL — язык программирования для управления базами данных и Python для создания скриптов обработки массивов данных.
Как пройти собеседование
Хорошо, допустим, вы окончили какой-то курс, собрали портфолио и готовы устраиваться в компанию мечты. Как сделать это правильно? Начнем с азов.
Резюме — это ваш входной билет, с которого может начаться ваша карьера. Поэтому очень важно составить его правильно.
Главное правило: не стоит приписывать себе те навыки и достижения, которыми вы не владеете. Обмануть вы никого не сможете — ваши пробелы быстро обнаружатся во время собеседования.
Второе — навыки, которыми вы владеете, надо указывать конкретно. Если это английский — указывайте свой уровень, если программирование — указывайте конкретные языки, которыми владеете, если дизайн — программы, в которых умеете работать и так далее. Писать абстрактно и неконкретно — довольно проигрышная ситуация. Также не стоит указывать базовый набор программ, которыми владеют все, и которые вы освоили на уровне обычного пользователя. Не надо писать, что вы знаете Microsoft Office или умеете пользоваться браузерами. Звучит смешно, но многие продолжают указывать это в резюме.
Также нет необходимости указывать софт-скиллы такие, как пунктуальность, обучаемость, доброжелательность и так далее. Поверьте, все эти качества перечислены в каждом резюме, которые HR получает сотнями. Если в самой вакансии не указаны какие-то специфические требования вроде умения общаться с людьми или работать в команде, такая самопрезентация будет излишней.
Конечно, не стоит заниматься веерной рассылкой одного и того же резюме всем подряд. Каждую компанию, в которую вы хотите устроиться, нужно подробно изучить: чем именно они занимаются, на чем специализируются, какие у них требования от кандидатов, что именно им нужно. И подгонять свое резюме под эти требования.
Мотивационное письмо — практически неотъемлемая часть устройства на работу. Оно значительно повышает ваши шансы быть замеченным и приглашенным на собеседование. Письмо пишется в более свободной форме, чем резюме, поэтому в нем можно подробно расписать, чем вас заинтересовала вакансия, почему вы хотите устроиться именно в эту компанию, чем вы можете быть полезны ей.
Хотя сейчас наличие профильного образования, особенно полученного на каких-то краткосрочных курсах, сильно обесценилось, указывать его все равно не будет лишним. Но только в том случае, если вы можете подтвердить его практическими навыками. В любом случае в резюме лучше указать все дипломы и сертификаты об образовании — естественно, те, которые относятся к делу. Не нужно указывать, что вы прошли курс по фотографии, если устраиваетесь программистом. А вот для дизайнера, например, это будет не лишним.
Конечно же, портфолио — без него вас, скорее всего, могут взять разве что на стажировку. Портфолио — это важнейшая часть вашего резюме, оно подтверждает, что ваши знания не просто теоретические, но и практические. Именно по нему работодатель будет оценивать ваш профессиональный уровень.
Портфолио не обязательно должно быть связано с непременным опытом работы в какой-либо компании. Это могут быть проекты, выполненные во время обучения, прохождения курсов, просто для себя. Не так важно, что ваши работы не были использованы в коммерческих целях, главное — продемонстрировать ваши профессиональные навыки. Хотя наличие внедренных проектов повышает шанс быть принятым на работу. Поэтому можно для начала попробовать сделать что-то на фрилансе.
Не приходите на собеседование неподготовленным. Изучите деятельность компании, в которую устраиваетесь, готовьтесь задавать вопросы — так вы продемонстрируете свою заинтересованность и четкое намерение трудоустроиться именно в эту компанию, а не то, что вы просто проходили мимо.
Ну и последнее — правильно оценивайте свою стоимость. Обязательно посмотрите средний уровень зарплат в вашей профессии. Многие новички сильно преуменьшают ценность своей работы и часто декларируют готовность работать «за еду». Поверьте, надолго вас не хватит, вы очень быстро выдохнетесь и потеряете интерес к профессиональному развитию и работе в целом, если она будет малооплачиваемой.
Другая распространенная ошибка — называть слишком высокую зарплату для своего уровня. Если вы только месяц назад окончили онлайн-курсы, не нужно замахиваться на зарплату опытного специалиста — никто не воспримет вас всерьез.
Стажировки и работа в стартапе
Что делать, если вас не берут на работу из-за недостатка опыта? Тут есть несколько путей.
Ну и не стоит забывать, что если вы хорошо себя покажете, после стажировки вас могут принять в эту же саму компанию — они всегда заинтересованы в талантливых специалистах.
Еще один хороший вариант — это стартап. Обычно в стартапах большая нужда в креативных молодых работниках, но часто они физически не могут платить зарплату, так как доходов нет или они нестабильны. Но работа в стартапе — это прекрасная возможность быстро прокачаться и проявить себя, ведь чаще всего в них приветствуется инициативность, нестандартное мышление и творческий потенциал. Другими словами, в рамках стартапа можно реализовать любую, даже самую дикую идею и получить уникальный опыт ее реализации. В других компаниях такой свободы действий, скорее всего, не будет.