Маркетплейс что это простыми словами

Что такое маркетплейс

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Выясняем, что представляет собой одна из наиболее быстрорастущих и прибыльных форм торговли в сети. Поговорим о маркетплейсах: какими они бывают, как работают, почему так популярны и стоит ли примыкать к ним.

Как работают маркетплейсы

Маркетплейс (дословно переводится как «торговое место » ) – это площадка для торговцев, рукодельников, арендодателей и производителей, помогающая разыскать подходящую платежеспособную аудиторию. А для покупателей администрация маркетплейса выступает в роли агрегатора, собирающего всех продавцов (бренды, компании и индивидуальных предпринимателей) в единую базу. Получается что-то в духе цифровой ярмарки с унифицированным методом оплаты, удобной доставкой и повышенной безопасностью.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Также создатели маркетплейса курируют, наращивают, модерируют базу торговцев и иногда помогают партнерам в распространении товаров/услуг. Наличие одной или нескольких перечисленных выше опций зависит от специфики конкретной площадки, ее направленности и целевой аудитории.

Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина? Два ключевых фактора

Они действительно похожи. Но как это выглядит для покупателя? Он заходит на сайт, видит там список товаров, добавляет в корзину все, что ему понравилось, затем вводит платежные данные, указывает адрес доставки и ждет, когда ему привезут заказанные гаджеты/одежду/еду. Простой алгоритм, который действительно не отличить от аналогичного в случае с онлайн-магазином.

Разница заметна на стороне владельца маркетплейса. Есть два существенных отличия.

Первое отличие: нет складов и своих товаров

Интернет-магазины зачастую продают товары, которые были приобретены ими у поставщика. То есть товары, продающиеся на стандартных онлайн-площадках, хранятся у их владельцев, а дополнительные поставки осуществляются через партнеров.

У маркетплейсов зачастую нет даже складов для товаров. Взять к примеру Amazon. Большая часть товаров, которые продает эта компания, ей не принадлежит. Это десятки тысяч партнеров, выбравших Amazon в качестве площадки для торговли.

Такой подход упрощает расширение бизнеса, внедрение новых категорий товара, подключение новых партнеров и т.п. Но в то же время растет степень ответственности. Площадка для торговли не может проверить каждую единицу товара, а это повышает уровень брака и риск быть обманутым при покупке товара или услуги. Могут доставить сломанный гаджет или не предоставить такси в назначенное время.

Второе отличие: собственные механизмы оплаты и доставки

Если маркетплейс не несет ответственности за качество товара, то чем он вообще занимается? Берет на себя организацию торговли. Разработчики платформы создают пространство, в котором бренды могут найти покупателей, а покупатели товар.

Администрация маркетплейса создает для обеих сторон следующие механизмы:

Эти три аспекта обычно сложно даются отдельным онлайн-магазинам, ведь это требует больших вложений, в то время как крупные торговые площадки становятся все более технологичными и «доступными» в плане комфорта для пользователей за счет упрощения выбора, оплаты и доставки.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Lamoda, например, не владеет товаром, который продает, но обеспечивает клиентов бесплатной доставкой одежды, возможностью примерить ее и вернуть. Классические магазины одежды таким похвастаться не могут.

Некоторые маркетплейсы не предоставляют своих курьеров, а пользуются услугами других компаний. Некоторые доставляют товары почтой, кто-то использует ТК. Иногда работают курьеры и водители по найму.

Разновидности маркетплейсов

Помимо четырех тематических групп, маркетплейсы делят еще по двум признакам.

По типу предоставляемых услуг

Вертикальные – в эту категорию относятся маркетплейсы, которые продают товары из разных источников, но при этом работают только в одной нише. Опять же приведу в пример Lamoda. У площадки много партнеров-поставщиков: всем известные H&M, Native, Converse и даже GUCCI предлагают свои товары на Lamoda, но сам сервис не уходит за пределы продажи одежды.

Горизонтальные – сюда относятся сервисы и магазины, предоставляющие разные виды услуг с общей характеристикой. В их числе платформа Etsy, помогающая мастерам со всей планеты продавать товары ручной работы, или же сервис UpWork, объединяющий фрилансеров из разных стран.

Глобальные – думаю, из названия понятно, что речь идет о крупных площадках-мастодонтах из серии Amazon, Ebay, Ozon, Wildberries и т.п. Они торгуют буквально всем, что может купить человек – о т продуктов питания и игрушек для взрослых до ноутбуков с автомобилями, причем это могут быть как новые товары от производителей, так и Б/У.

По типу участников торговли

Аббревиатура расшифровывается как Customer to Customer, то есть «покупатель покупателю». Этот тип подразумевает продажу чего-либо или оказание услуг физическими лицами. Крупные бренды и корпорации здесь обычно не задействованы. В числе таких платформ Авито, где большую часть позиций составляют Б/У-товары от обычных пользователей. Аналогичная ситуация в Airbnb – л юди сдают и арендуют жилье других физлиц.

Да, возникают прецеденты, когда на Авито или в Airbnb приходят бренды, но они все еще составляют меньшую часть пользователей. Более того, они зачастую принимают условия маркетплейса и не уводят клиентов оттуда.

Аббревиатура расшифровывается как Business to Customer, то есть «бизнес покупателю». Под эту категорию попадает большая часть названных ранее компаний. Модель B2C действует на всех площадках, где крупные компании и бренды продают свои товары физическим лицам. Это всеми любимый Aliexpress, наш аналог Amazon в лице «Беру», та же Lamoda и все в этом таком духе.

Business to Business, то есть «бизнес бизнесу». Из названия понятно, что один бренд/производитель будет взаимодействовать с другим брендом/продавцом. Такая модель используется в оптовых закупках.

Плюсы размещения на маркетплейсах

Большой поток трафика. Аудитория у маркетплейсов действительно внушительная. В сутки через них проходят миллионы пользователей. Добиться таких цифр для собственного онлайн-магазина сложно – у йдет много ресурсов на продвижение и разработку технических решений. Маркетплейс же возьмет на себя всю пыльную работу. Достаточно заплатить за размещение, и гигантская аудитория у вас в руках.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Торговля на международном рынке. Чтобы запустить свой онлайн-магазин в другой стране, придется вложить много денег и потратить кучу времени. В случае с маркетплейсами все проще. Они уже работают в других странах, и вам для вывода своего товара за границу нужно лишь подписать договор с торговой площадкой и заплатить комиссию.

Не нужны свои технические решения. Независимо от того, какую платформу вы выберете, у нее уже есть сайт, приложение, система оплаты товаров, логистическая контора, служба доставки и т.п. Есть готовая инфраструктура, вам же остается лишь стать ее частью.

Также благодаря маркетплейсам можно наткнуться на новую аудиторию, потому что ваш товар могут заметить люди, изначально не планировавшие его покупать или даже не знавшие о его существовании. При развитии собственного сайта такое вряд ли случится. А еще маркетплейсы умеют удерживать аудиторию и заставлять ее возвращаться за счет продуманных маркетинговых инструментов.

Минусы размещения на маркетплейсах

Высокая конкуренция. Торговая площадка не делает преференций в пользу кого-либо участника торговли. На ней могут уживаться несколько сотен брендов, занимающихся реализацией товаров из одной категории. И тут уже за маркетинг придется отвечать продавцу: либо пропихивать свой товар на главную страницу маркетплейса за деньги, либо cнижать цену.

Зависимость от правил торговой площадки. Нельзя устраивать распродажи, когда вздумается. Нельзя отказаться от распродаж, когда это вздумается маркетплейсу. Вы ничего не решаете и практически не распоряжаетесь товаром.

Отсутствие контакта с клиентом. Люди будут покупать не у вас, а у маркетплейса. Поэтому впечатления от хорошей одежды будут связаны с Lamoda, а не с брендом, который изготавливает эту одежду. Но и плохие эмоции тоже будут связаны с торговой площадкой, а не поставщиком.

Кому стоит размещаться на маркетплейсах, а кому нет?

Изучив минусы и плюсы платформы, вы наверняка и так уже поняли, нужен вам маркетплейс или нет, но вот еще пара советов:

Вместо заключения

Маркетплейс – не панацея, спасающая бизнес, а лишь дополнительный инструмент. Не стоит полагаться лишь на один канал продаж и забывать про другие направления. Важно всесторонне развивать бизнес и адаптироваться под требования именно вашей компании.

Источник

Что такое маркетплейс. Объясняем простыми словами

Проще говоря, маркетплейс можно сравнить с рынком, где в одном месте собираются различные продавцы с разными товарами, люди «ходят» по рынку и выбирают всё, что им нужно — от одежды до продуктов питания.

Теперь поставщикам не обязательно создавать собственный интернет-магазин, тратить средства и время на разработку и продвижение в интернете — за них это сделает маркетплейс.

Наиболее известные маркетплейсы в России — Ozon, Wildberries, «СберМегаМаркет», «Яндекс.Маркет».

Маркетплейсы бывают и трёхсторонними. Например, Delivery Club объединяет три стороны: рестораны, курьеров и пользователей.

Пример употребления на «Секрете»

«На «Авито» достаточно высокая доля новых товаров, в ряде категорий она достигает 60%. Поэтому мы приняли решение сделать площадку ещё удобнее для предпринимателей, интегрировав маркетплейс внутри «Авито»».

(Управляющий директор «Авито товары» Алексей Куракин — о том, почему «Авито» решил стать маркетлейсом.)

Ошибки в употреблении

Не путайте с агрегаторами. Они не продают товары, а только информируют о них. Чтобы совершить покупку, нужно перейти по ссылке на интернет-магазин поставщика и совершить покупку там. Маркетплейсы продают товары на собственном сайте или в приложении.

С английского языка слово «marketplace» переводится как «рыночная площадь», «место для рынка». Первой площадкой-маркетплейсом считается компания Amazon, которая появилась в 1995 году и начинала свою деятельность как онлайновый ретейлер книг. Сегодня это один из крупнейших маркетплейсов в мире.

Нюансы

Существует четыре ключевых уровня услуг, предоставляемых маркетплейсом:

Понять модель работы можно, прочитав договор. Он может предусматривать любую комбинацию указанных услуг или вариативность в зависимости от выбора продавца. Об этом и о других юридических тонкостях работы с маркетплейсами для бизнеса «Секрет» рассказывал здесь.

Источник

Маркетплейс: что это такое, самые лучшие и популярные платформы электронной коммерции в России

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

В этой статье мы разберем, что это такое — маркетплейс, приведем список лучших торговых площадок России в интернете. Многие начинающие бизнесмены налаживают с этими платформами отношения, чтобы реализовывать свою продукцию. Это достаточно выгодный бизнес, так как продажа товаров через популярных «посредников» приносит прибыль и не требует времени на налаживание организационных моментов — общение, оплаты.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Определение простыми словами

По сути, это торговая площадка, на которой совершается торговля товарами и услугами различных компаний. Это своего рода гипермаркет, так как на одном прилавке находятся продукты разных брендов и марок. Данные платформы являются связующим звеном между потребителем и поставщиком. Основная ее цель — обеспечить успешное взаимодействие.

Структура стандартного market place:

Главные особенности данных торговых площадок:

Отличие маркетплейсов от интернет-магазинов услуг и товаров

Место в поисковой выдаче

Одно из лидирующих позиций.

Чтобы быть в ТОП-10 надо приложить максимум усилий и вложить большую сумму.

Осуществление международной торговли.

Функционируют внутри страны, так как выбраться за рубеж достаточно трудно.

Получает прибыль за успешное посредничество между покупателем и продавцом.

Возможность поддерживать связь с заказчиком при помощи бонусов, акций и скидок.

Карточки товаров размещаются за один день.

Разработка веб-ресурса может занять 2 месяца.

Источник

Маркетплейсы убивают онлайн-магазины? Рассказываем, стоит ли торговать на площадках

Что ждёт e-commerce? Сложно ли торговать на маркетплейсе? Какую площадку выбрать для старта? Разбираемся вместе с экспертами.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Фото: Andrey Rudakov / Bloomberg / Getty Images

Популярность маркетплейсов растёт с каждым годом: площадки вроде Ozon стартовали с книг и музыки, а теперь продают всё что угодно. Есть прогнозы, что однажды они полностью захватят интернет-торговлю, оставив онлайн-магазинам только несколько процентов рынка.

Как маркетплейсы изменят e-commerce? Нужно ли небольшим магазинам срочно осваивать этот канал? Трудно ли торговать на этих площадках, какие проблемы могут возникнуть? Мы задали эти вопросы экспертам и представителям отрасли.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Копирайтер и SMM-специалист. Пишет про бизнес и технологии, работает с «Билайном», Yandex.Cloud и TexTerra.

Что такое маркетплейсы и как они появились

Маркетплейс — это платформа электронной коммерции, которая выступает посредником между покупателями и продавцами. Вот несколько известных примеров: Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress, Wildberries, eBay. Такие площадки могут предлагать и собственные товары, но заработок на продажах партнёров — обязательная часть их бизнеса.

Маркетплейсы не стоит путать с агрегаторами и досками объявлений. Агрегаторы (Aviasales, Banki.ru) тоже собирают на своих сайтах предложения других продавцов, но чаще всего берут плату за трафик. Доски объявлений (Avito, «Юла») размещают сообщения пользователей бесплатно, а деньги берут только за дополнительные услуги по продвижению.

В отличие от первых и вторых, маркетплейсы — это полноценные онлайн-супермаркеты с доставкой и складами. К тому же маркетплейсы работают только с юридическими лицами. Однако чёткую грань провести можно не всегда, площадки могут смешивать разные модели.

Маркетплейсы развиваются с середины 1990-х годов, когда на рынок вышла компания Amazon. Сначала это был интернет-магазин литературы, который опробовал инновационную модель. Вместо того чтобы покупать книги крупными партиями с предоплатой, основатель Amazon Джефф Безос решил размещать на своей площадке товары других магазинов. Партнёры платили маркетплейсу комиссию с каждой продажи. Уже в 1999 году у Amazon было 350 тысяч партнёров, а из книжного компания превратилась в «магазин всего».

Успехом Amazon вдохновились в России — в 1997 году на рынок вышла компания Ozon. Как и «старший брат» из США, российский магазин стартовал с книг, видеокассет и CD-дисков, а потом расширил ассортимент. В двухтысячных на рынок вышли игроки fashion-ретейла — платформы KupiVIP и Wildberries. В 2017–2018 годах свои маркетплейсы запустили «Яндекс», Mail.ru и Сбербанк.

Заменят ли маркетплейсы интернет-магазины?

В 2020 году маркетплейсы росли почти в два раза быстрее всего рынка онлайн-торговли. В 2020 году объёмы продаж через интернет увеличились почти на 60%, в то время как суммарный оборот Wildberries, Ozon, «AliExpress Россия» и «Яндекс.Маркета» вырос на 108%. Объём рынка без крупных маркетплейсов и сервисов по продаже еды и лекарств увеличился всего на 38%.

По данным Data Insight, на маркетплейсы приходится около 30% оборота онлайн-продаж и 49% всех покупок в интернете.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Структура рынка интернет-торговли в России повторяет азиатский и европейский сценарий, говорит основатель школы электронной коммерции iWENGO Юлиана Гордон. Доля маркетплейсов в Европе и Азии — около 60%, на продажи по модели direct-to-consumer приходится 40%.

«Сейчас деление на рынке между маркетплейсами и независимыми интернет-магазинами составляет 50 на 50. Спрос на обучение в обоих направлениях тоже примерно равен», — говорит эксперт. Она прогнозирует, что доля маркетплейсов может вырасти до 60–65%.

Площадки вроде «Яндекс.Маркета» вытеснят обычные интернет-магазины, считает создатель школы продвижения на маркетплейсах Market Manager Иван Скориков. По его мнению, через десять лет 90% всех покупок будет происходить именно там. Маркетплейсы удобнее, так как у них сильнее UI и UX-дизайн.

«Даже у крупных интернет-магазинов может не быть сотрудников, которые бы постоянно работали над улучшением пользовательских сценариев. У больших маркетплейсов эти ресурсы есть: они могут нанять целую команду и доводить до идеала путь от поиска товара до покупки. Кроме того, на маркетплейсах скоро будут представлены практически любые товары. Зачем покупателю идти в интернет-магазин с небольшим ассортиментом и, возможно, долгой доставкой, если можно зайти на маркетплейс и купить всё в одном месте?», — заключает Иван Скориков.

Будущее за маркетплейсами, уверен инвест-аналитик Рами Зайцман. Во время пандемии люди стали меньше ходить в магазины, перейдя на доставку. Они поняли, что в новом нет ничего страшного. Маленькие магазины у дома со временем будут терять долю рынка. Они смогут развиваться, только если предложат товары и услуги, которых не может поставить маркетплейс, говорит аналитик.

Что продают на маркетплейсах

На маркетплейсах можно продавать и чужую продукцию, и товары собственного производства, в том числе одежду, сувениры и предметы искусства.

На инфографике ниже представлены самые популярные категории на пяти крупнейших площадках. Это электроника, одежда и аксессуары, спортивные товары.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Вот два наблюдения, неочевидные из статистики по крупным категориям. Во время пандемии люди стали больше заказывать онлайн товары повседневного спроса. Например, зубные щётки и бумажные полотенца. Вторая тенденция: на крупных площадках популярны трендовые и сезонные вещи. Например, накануне 23 Февраля хорошо продавался бочонок для приготовления виски.

Чтобы проанализировать спрос, можно использовать внутренние инструменты площадок и специальные сервисы. О том, как работают такие сервисы, рассказал руководитель экосистемы проектов для продавцов маркетплейсов SellerDen Денис Ветренников.

SellerDen работает с пятью площадками: Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет» и AliExpress. Система анализирует продажи товаров в разные периоды. Это позволяет понять, какие товары в тренде, не перегружена ли конкретная ниша. Например, сервис показывает, что игрушки pop-it лежат тоннами на всех площадках.

«Тренды могут быть неочевидны. С помощью аналитики мы выяснили, что в топах этого лета не только привычные товары для дачи и спорта, но и интимные товары. Какие и почему — вопрос для анализа. Видимо, у этого направления есть перспектива», — говорит Денис Ветренников.

Какую площадку выбрать для старта

Важный ориентир — популярность площадки. Лидеры по объёмам продаж в России в 2020 году, согласно данным Data Insight, представлены в таблице ниже. Безусловный лидер — Wildberries. В прошлом году на площадке было продано товаров более чем на 400 млрд рублей. Ближайший конкурент — Ozon с объёмом продаж почти в 200 млрд.

Что касается «AliExpress Россия», то цифра будет зависеть от способа подсчёта. Если считать только продажи российских продавцов российским покупателям, то сумма продаж составит 49 млрд. Если же считать весь объём, в том числе с зарубежными поставщиками, то цифра будет равняться 210 млрд.

Одна из причин успеха названных площадок — универсальность. Здесь можно найти почти любые товары: компании делают ставку на то, что всё можно купить в одном месте.

По этой модели развиваются и новые игроки: «СДЭК.Маркет», «СберМегаМаркет» и RoboMarket. Однако стартовать на этих площадках может быть сложнее, так как на них меньше посетителей. Есть и нишевые игроки — например, Lamoda и KupiVIP. Они специализируются на продаже одежды и обуви.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Мы спросили предпринимателей, работающих с маркетплейсами, какие площадки они считают приоритетными. Они назвали Wildberries и Ozon.

Как рассказал основатель стартапа EcoBox, производящего УФ-дезинфекторы для смартфонов, Владимир Садков, компания хотела охватить новые каналы продаж, и одним из направлений были маркетплейсы.

Первой площадкой для EcoBox стала Wildberries. Платформу выбрали потому, что она растёт быстрее других и остаётся лидером по доле рынка и числу поставщиков. В августе 2020 года их было 53 тысячи. Кроме того, на Wildberries хорошо продаётся техника, поэтому площадка стала подходящим вариантом для продвижения девайса.

«Сейчас под маркетплейсами в основном подразумевают Wildberries либо Ozon. Хотя их, конечно, гораздо больше. Мы представлены только на Wildberries — именно там продаётся больше всего одежды. На Ozon акцент смещён в сторону техники и бытовых товаров», — говорит основатель магазина мужских костюмов и бренда Barleone Леонид Баранча.

Как торговать на маркетплейсах: логистика и комиссии

В этом разделе мы поговорим о том, что нужно знать продавцу для торговли на маркетплейсах. Начнём с логистики: площадки предлагают три варианта, как организовать доставку.

1. Модель FBS (Fullfilment by Seller). Продавец передаёт маркетплейсу все товары, размещённые на платформе. Когда клиент выкупает заказ, площадка сама собирает его и доставляет по нужному адресу.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

2. DBS (Delivery by Seller). Продавец сам собирает и доставляет заказы. Платформа работает только как источник привлечения клиентов.

3. Промежуточный вариант. Продавец передаёт на склад только уже заказанные клиентом товары. Доставка остаётся на стороне площадки.

«При больших оборотах удобно работать со склада маркетплейса, это самая подходящая модель. Новички часто начинают с собственного склада, такая модель, скорее всего, будет оптимальна при небольших оборотах», — говорит Яков Кветкин, продавец на маркетплейсах и автор YouTube-канала «Товарная отбивная». «Складом продавца» может быть и собственная квартира. Нет никаких ограничений — главное, чтобы продавцу было удобно.

Вся важная для торговли на маркетплейсе информация находится в личном кабинете продавца. Там можно обновлять остатки, смотреть статистику по продажам, общаться с клиентами и поддержкой платформы.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Маркетплейсы берут комиссию с продаж товаров. Как правило, она составляет от 5 до 15%. Размер зависит от товара и условий площадки. Плюс есть периоды акций, когда площадка выставляет скидку на некоторые товары. Если продавцы отказываются от участия в таких акциях, платформа может пессимизировать их в поисковой выдаче.

«На AliExpress есть три вида комиссии, — комментирует пресс-служба маркетплейса. — 0% — для всех новых продавцов на первые 100 проданных товаров и на продажи по рекламным ссылкам. Этот инструмент позволяет создавать размеченные ссылки на отдельные товары или главную страницу магазина. С их помощью можно отслеживать действия покупателя после перехода. Ссылки можно размещать в социальных сетях или использовать в рекламных кампаниях. 5 или 8% — фиксированная комиссия платформы в зависимости от категории товара. Например, с продаж одежды, украшений и товаров для красоты удерживается комиссия 8%, с обуви, инструментов и товаров для дома — 5%».

Стоит ли закладывать комиссию в цену товара? Как говорит основатель магазина мужских костюмов и бренда Barleone Леонид Баранча, с маркетплейсами ассоциируется всё самое дешёвое. Чем дешевле товар, тем лучше он продаётся. Товары с ценой выше среднего продаются хуже, какими бы качественными они ни были.

«Торгуя на Wildberries, мы не только не закладываем комиссию в стоимость, но и ставим цену ниже, чем в розничном магазине. Цифры различаются на 10–15%», — констатирует Леонид Баранча.

Основатель EcoBox Владимир Садков говорит, что, по опыту компании, размер комиссии не превышает 15% от цены товара. Он предлагает учесть эти расходы при формировании цены, которую покупатель увидит на сайте.

«Маркетплейсы работают по системе бонусов и скидок. Вы можете оказаться в ситуации, когда из-за скидки выйдете в ноль. Но плюсом станет увеличение оборота и рейтинга за счёт рекомендаций и отзывов пользователей. Из-за такой политики товары на маркетплейсах часто выставляют с завышенной стоимостью. Но здесь есть важный нюанс — товар не должен быть самым дорогим среди аналогов, иначе это негативно повлияет на спрос. Для работы с маркетплейсами нужна серьёзная аналитика», — отмечает Владимир Садков.

Контроль документов: низкий порог входа

Покупатели полагают, что маркетплейсы контролируют качество товара и проверяют документы продавцов. Однако рынок растёт слишком быстро, и, как говорят эксперты, этот принцип часто игнорируют.

По словам создателя обучающих курсов по работе с маркетплейсами и YouTube-канала «Команда Global Retail» Вадима Нигматуллина, раньше попасть на крупную площадку было сложно. Нужно было пройти проверку документов, предоставить сертификаты, разрешение от производителя. Приходилось ждать по нескольку недель.

«Три-четыре года назад за ужином я сказал товарищу, что мы торгуем на Wildberries и Ozon. На это он ответил: „Ничего себе, у тебя там какие-то связи?“», — рассказывает эксперт.

Сейчас всё намного проще: можно зарегистрироваться с утра и после обеда уже отгрузить первую поставку. Маркетплейсы снизили порог входа, чтобы привлечь больше партнёров. С одной стороны, это облегчает жизнь продавцам. С другой — площадки перекладывают на них ответственность за оригинальность продукции и выполнение норм законодательства, отмечает Вадим Нигматуллин.

Создатель школы Market Manager Иван Скориков подтверждает: документы контролируют редко. Их запрашивают только для небольшой группы товаров и торговых марок: в основном для популярных брендов вроде Xiaomi, Pepsi и Cola. В остальных случаях документы могут запросить только на основе жалобы покупателя или другого продавца. Такой подход играет на руку нечестным продавцам, отмечает Иван Скориков.

«Обмениваться бумажными экземплярами не нужно — российские продавцы заключают онлайн-оферту с юрлицом ООО „Алибаба.ком (ру)“», — комментирует пресс-служба AliExpress Россия.

Если товары по закону не подлежат обязательной сертификации, их можно сразу загружать на платформу. Категории товаров, которые по закону подлежат обязательной сертификации или требуют иных подтверждений законности и безопасности их реализации, изначально закрыты. Чтобы разместить в них товары, нужно подать запрос на открытие категории через личный кабинет продавца и приложить необходимые документы.

«Это может быть сертификат соответствия, декларация о соответствии, регистрационное удостоверение или другой документ — зависит от категории товара. Эти меры соответствуют требованиям законодательства и призваны защитить покупателей от некачественной продукции», — заключают представители маркетплейса.

Вадим Нигматуллин призывает пользоваться возможностями. «Российский рынок маркетплейсов только зарождается, площадки тестируют многое на поставщиках. Это касается проверок документов, контроля качества и обслуживания. Настанет ли время, когда всё будет отлажено? Конечно. Но тогда и порог входа будет совсем другим», — говорит предприниматель.

Он напоминает: алгоритмы Amazon работают почти идеально, но вход на эту площадку дорогой, а масштабироваться на ней сложно. Российский рынок позволяет стартовать с относительно небольших вложений.

Обратная сторона медали: на что жалуются продавцы

В Сети можно найти жалобы продавцов на проблемы с маркетплейсами. Например, предприниматель обращает внимание: если товар на складе площадки не продался так быстро, как хотелось, хранение для него станет платным. Ещё одна опасность — проблемы с доставкой. Если товар повредят при транспортировке, отрицательные отзывы от клиентов может получить продавец.

Яков Кветкин, автор YouTube-канала «Товарная отбивная» рассказывает о проблемах на Wildberries в своём видео. Посылки могут теряться на складе, сотрудники склада периодически путают артикулы при регистрации.

«Вы можете поставить на склад игрушки и ёлки перед Новым годом, а примут их только в феврале. Естественно, они никому не нужны: придётся забирать их обратно либо оплачивать хранение до следующего сезона», — делится он. По словам предпринимателя, большую поставку приходится делить на части и отправлять по нескольку дней, чтобы снизить риск пропажи.

«К сожалению, сейчас площадки диктуют условия в одностороннем порядке. Это касается и бизнес-процессов, и логистики. Хочется, чтобы был двусторонний диалог между селлером и платформой. Плюс есть проблемы с поддержкой — продавцам могут не отвечать месяцами. Количество поставщиков растёт, площадкам очень тяжело обрабатывать тысячи входящих запросов», — говорит создатель YouTube-канала «Команда Global Retail» Вадим Нигматуллин.

Как неофициально пояснил источник на одной из площадок, условия работы с продавцами у разных маркетплейсов различаются. Большинство площадок стараются установить с ними партнёрские отношения, поэтому говорить о едином жёстком подходе не совсем верно.

Маркетплейсы как канал продаж

По данным Data Insight, продажи интернет-магазинов на платформах растут быстрее, чем продажи через собственные сайты или социальные сети. Это значит, что маркетплейсы — один из самых перспективных каналов.

Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть фото Маркетплейс что это простыми словами. Смотреть картинку Маркетплейс что это простыми словами. Картинка про Маркетплейс что это простыми словами. Фото Маркетплейс что это простыми словами

Вадим Нигматуллин констатирует: маркетплейсы удобны, потому что стартовать на них легко. Чтобы запустить интернет-магазин, нужно не меньше одного-двух месяцев, и собственный е-commerce тяжело масштабировать. Нельзя продавать одну товарную позицию, нужно закупать ассортимент и выстраивать товарную матрицу. Маркетплейс позволяет быстро тестировать гипотезы. Если товар не продаётся, можно забыть о нём и тестировать что-то другое, говорит эксперт.

Отказываться от других каналов продаж не стоит. Юлиана Гордон делится идеей трёхатомной модели, которую преподают в её онлайн-школе iWENGO. Модель сочетает три основных канала: социальные сети, прямые продажи клиентам (D2C) и торговлю на маркетплейсах.

«Эта модель самая жизнеспособная, диверсифицированная и устойчивая. Она обеспечивает тотальное проникновение бренда, товара или услуги во все возможные каналы е-commerce», — комментирует Юлиана.

С ней соглашается Леонид Баранча — основатель магазина мужских костюмов Barleone. «Собственный бизнес и бизнес на маркетплейсах — две абсолютно разные ниши. Здесь разные подходы и разная механика продаж, многим нюансам нужно учиться. Но я рекомендую всё-таки вникнуть и совместить каналы продаж. Развивать собственный интернет-магазин, социальные сети, плюс разместить товары на маркетплейсах. Это принесёт дополнительные охваты, выручку и узнаваемость», — советует предприниматель.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *