Маркетплейсами что это такое
Я покупаю все на маркетплейсах
И трачу меньше, чем могла бы
Шесть лет я работала редактором на сайте одного маркетплейса и знаю такие магазины изнутри.
Маркетплейс, где я работала с 2013 года, продавал товары для спорта, туризма и активного отдыха. И хотя в 2018 году он закрылся, я поняла, что можно доверять таким сайтам и покупать на них нужные товары без подвоха.
Сейчас у меня двое детей и нет машины, чтобы ездить за покупками. Поэтому уже два года я заказываю вещи, одежду и продукты на маркетплейсах. На примерах «Гудса», «Озона», «Вайлдберриз» и «Беру» расскажу, как нахожу товары по самой низкой цене, пользуюсь программами лояльности и сколько экономлю на доставке.
Что такое маркетплейс
Буквально это переводится как «рыночная площадь». Представьте палатки на рынке: в одной — овощи, в другой — одежда, в третьей — запчасти для велосипеда. Я прихожу и за один раз покупаю огурцы, ползунки и камеру для колеса. Дома говорю: «Я купила это на рынке». Хотя по сути я сделала покупки у трех разных ИП, которые арендовали там место. Маркетплейс — это тот же рынок, только в интернете.
Мелкие магазины заключают с маркетплейсом договор и размещают фото и описания своих товаров. Маркетплейс рекламирует эти товары, и покупатель заказывает их через его сайт. Потом маркетплейс передает заказы магазинам, и те привозят товары со своих складов. Но в отличие от рынка магазины не платят за аренду страниц на сайте, а перечисляют маркетплейсу комиссию с каждой продажи.
Есть маркетплейсы, которые продают только определенные товары. Например, «Ламода» — одежду, «Юлмарт» — в основном электронику. Я работала в «Активизме-ру» — он торговал спорттоварами.
Другие маркетплейсы продают вообще все. За рубежом так делают «Алиэкспресс», «Амазон» и «Ибэй». В России у меня на слуху «Озон», «Вайлдберриз», «Беру» и «Гудс». Там я и покупаю. Могу одновременно заказать макароны, подгузники и холодильник на одном маркетплейсе, а по сути мне их предоставят три разных интернет-магазина.
Маркетплейсы делятся на те, которые продают только чужие товары, и те, которые вместе с чужими продают еще и свои. У компании, где я работала, не было ни склада, ни шоурума: она только передавала заказы магазинам. В наш офис часто приезжали покупатели, чтобы примерить кроссовки или лыжную экипировку. Они думали, что на сайте указан адрес шоурума, а по факту его не было. Мы продавали только чужие товары.
«Озон» и «Беру» сами выступают как прямые продавцы и имеют склады с товарами, хотя у каждого еще больше двух тысяч магазинов-партнеров.
На странице товара на маркетплейсе я всегда могу посмотреть, кто его прямой продавец. Но не факт, что условия у прямого продавца будут такие же выгодные
Р дороже, чем на «Беру»» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Эти сапоги на сайте прямого продавца продаются только оптом, по 6 пар. И стоят на 1151 Р дороже, чем на «Беру»
Р дороже, чем на «Беру»» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Что мне нравится в маркетплейсах
Можно заказать все и сразу. Обычные интернет-магазины торгуют чем-то одним: техникой, продуктами, одеждой или инструментами для ремонта. Товары из разных категорий надо заказывать в разных магазинах, каждому платить за доставку и потом еще ждать пять разных курьеров.
Маркетплейсы продают сразу все. Недавно мне привезли с «Озона» мультиварку, подгузники, книгу по редактуре и 100 баночек детского пюре. Самые разные товары маркетплейс объединяет в одну доставку.
Я заказываю на маркетплейсах все, кроме скоропортящихся продуктов — их покупаю в обычных супермаркетах. Изредка беру детям игрушки по акциям в «Детском мире» или «Кораблике» возле дома.
Вот что обычно заказываю в маркетплейсах:
Из всего этого списка я только с одеждой стараюсь перестраховаться. Обычно, если одежда маломерит или большемерит, в отзывах об этом пишут. Но я не рискую и заказываю одежду только на «Вайлдберриз», потому что у них есть примерочная рядом с моим домом, а у остальных маркетплейсов нет.
На «Озоне» я одной доставкой заказала детскую книгу, аквафумигатор и малярный скотч
Можно купить товары, которые закончились в обычных магазинах. Партнеры маркетплейса, где я работала, иногда убирали с сайтов товары прошлых сезонов, а у нас они продолжали продаваться.
Например, в один магазин горнолыжных костюмов пришла новая коллекция. Костюмы из старой он стал продавать со скидкой. Несколько костюмов не купили ни в этом сезоне, ни в следующем. Владелец магазина не хотел, чтобы на его сайте были позапрошлогодние вещи, и решил оставить их описания только на нашем сайте. Со временем эти костюмы через нас раскупили.
Р вместо 9999 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как я трачу меньше на маркетплейсах
Покупаю по самой низкой цене. Мои бывшие коллеги постоянно следили за ценами у конкурентов. Если где-то такие же велосипеды, как у нас, продавались дешевле, мы просили наших партнеров — продавцов велосипедов — снизить цену.
Я замечала, что на «Гудсе», «Озоне», «Вайлдберриз» и «Беру» цены тоже часто ниже, чем в мелких магазинах. Думаю, и они следят за конкурентами. Благодаря этому я не сравниваю цены в ста мелких магазинах, а иду сразу на маркетплейсы, «Яндекс-маркет» и в официальный магазин производителя. В итоге быстро нахожу самую выгодную цену.
На «Вайлдберриз», «Беру» и «Озоне» один товар — один поставщик. А на «Гудсе» можно купить вещь у разных продавцов и выбрать лучшую цену.
Сообщаю, что у конкурентов цена ниже, и получаю скидку. Промониторить все цены в интернете невозможно, и маркетплейсы привлекают к этому покупателей. «Гудс» и «Вайлдберриз» дадут мне скидку на товар, если я сообщу, где он дешевле. Для этого на страницах товаров есть специальная форма.
Но сообщать можно не о любых магазинах. Например, «Вайлдберриз» принимает к сравнению цены на технику у крупных конкурентов: «Эльдорадо», «Техпорта», «Евросети», «Связного» и десятка других. На детские товары — у «Акушерства», «Бабаду», «Детского мира», «Кораблика» и так далее. Ссылка на полный список всегда есть в форме для заявки.
Пользуюсь внутренними акциями маркетплейсов. Маркетплейс, где я работала, часто делал скидки на целые категории товаров: на все роликовые коньки или на всю велоэкипировку. Причем у партнеров, которые предоставляли эти товары, в это время скидок могло не быть. Разницу в цене для нас компенсировала комиссия от продажи. Зная об этом приеме, я всегда ищу на любимых маркетплейсах подобные акции.
Мне на почту приходят рассылки со скидками, но я редко их читаю. Вместо этого смотрю разделы с акциями на маркетплейсах и ищу промокоды на скидку, когда нужна какая-то вещь.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
В магазине от производителя и на «Вайлдберриз» джемпер Viaville стоил одинаково — 3850 Р
Р — дешевле, чем у производителя. А со своей скидкой 15% я купила его за 2539 Р и сэкономила 1311 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Я дождалась на маркетплейсе скидок. С ними даже без моей личной скидки джемпер стоил бы 2987 Р — дешевле, чем у производителя. А со своей скидкой 15% я купила его за 2539 Р и сэкономила 1311 Р
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р — дешевле, чем у производителя. А со своей скидкой 15% я купила его за 2539 Р и сэкономила 1311 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Коплю бонусы. Бонусной системой я пользуюсь на «Гудсе», «Озоне» и «Беру». «Гудс» возвращает баллами до 25% стоимости покупок, дарит бонусы за отзывы и на день рождения. Ими я оплачиваю до 50% заказа.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Зарабатываю накопительную скидку. На «Вайлдберриз» чем больше заказанных товаров я выкупаю, тем выше скидка на все следующие покупки. Минимальная накопительная скидка — 5%, максимальная — 17%.
При расчете «Вайлдберриз» учитывает:
Мой процент выкупа = 26 785 / (34 967 − 1938) × 100% = 81,1%. Моя постоянная скидка на все товары — 15%.
Чтобы самим не считать процент выкупа и скидку, за этим можно следить в личном кабинете
Выкупать 100% у меня не получается: я не всегда угадываю с размерами одежды и обуви, которые заказываю. Чтобы сразу заказать нужный, я внимательно читаю отзывы: люди часто пишут, если вещь маломерит или большемерит. А если магазин прямого продавца рядом с домом, иду туда на примерку, а потом заказываю нужный размер на «Вайлдберриз» со скидкой 15%.
Иногда я отказываюсь от товара, потому что он некачественный или пришел не того размера. Тогда я фотографирую брак или бирку с размером и пишу обращение в раздел «Проверка товара». Это можно сделать до 23:59 того дня, когда оформляется отказ. В обращении прошу не снижать мне процент выкупа. Заявку рассматривают три дня и присылают ответ.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Чтобы не ошибиться с размером, я примерила этот халат в магазине «Инканто», там он стоил 3999 Р
Р благодаря своей скидке 15%. Так потратила на 600 Р меньше, избежала отказа и увеличила процент выкупа» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
А потом заказала его на «Вайлдберриз» за 3399 Р благодаря своей скидке 15%. Так потратила на 600 Р меньше, избежала отказа и увеличила процент выкупа
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р благодаря своей скидке 15%. Так потратила на 600 Р меньше, избежала отказа и увеличила процент выкупа» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
К заявке о проверке товара я прикрепляю фото или видео. На них видны дефекты и маркировка магазина
Как меньше платить за доставку
Стоимость покупок для самой дешевой доставки из маркетплейсов в Люберцы
Маркетплейс | Минимальная стоимость доставки | Курьером | В постамат или пункт вывоза |
---|---|---|---|
«Озон» | 0 Р | от 3500 Р | от 500 Р + полная предоплата |
«Беру» | 0 Р | от 2499 Р | от 2499 Р + полная предоплата |
«Гудс» | 1 Р | — | от 1000 Р + полная предоплата |
«Вайлдберриз» | 0 Р | любая | любая |
Доставку курьером я заказываю редко. Чтобы не набирать на большие суммы, выбираю пункт самовывоза или постамат — в моем районе их много. Но некоторые приходится караулить: постамат «Озона» в 100 метрах от моего дома всегда занят. Чтобы привезли туда, я оформляю заказы в 7 утра.
Если что-то пошло не так
Меня пугает только то, что маркетплейсы — посредники, а не непосредственные продавцы. Я боюсь, что однажды из-за этого не смогу вернуть бракованные вещи или сдать в ремонт технику на гарантии.
Например, в правилах возврата «Гудс» сказано, что, если товар пришел бракованный или вообще не тот, обращаться нужно к его прямому продавцу. А все, чем поможет «Гудс», — направит ему фото дефектов и пришлет мне образец акта о претензиях.
Пока товары с браком мне попадались только на «Вайлдберриз», и я их не выкупала. На других маркетплейсах я еще не оформляла возврат. А с другими проблемами писала в службу поддержки, и мне помогали.
В другой раз «Озон» доставил мне розовый беговел, а не синий. Я брала его для сына, и цвет был важен. Я позвонила на горячую линию и объяснила ситуацию. Менеджер забронировал мне ячейку в постамате у дома и назвал код, чтобы ее открыть. Я поместила туда беговел, курьер забрал его на следующий день, а вместо него положил туда новый, нужного цвета.
Что такое маркетплейс и как понять, нужно ли туда вашему бизнесу
По исследованию агентства Data Insight, в 2020 году маркетплейсы стали самым быстрорастущим каналом продаж. На рост онлайн-торговли повлияла пандемия: за первые три месяца локдауна более 10 млн покупателей начали заказывать товары в интернете.
Разберем, что такое маркетплейсы и какому бизнесу подойдет этот формат. Это первый материал из серии. В нем мы расскажем об основах, а в следующем — рассмотрим особенности продвижения в топ-4 маркетплейсов в рунете.
Что такое маркетплейс
Маркетплейс — площадка для электронной коммерции, на которой выставляются товары разных продавцов. Маркетплейсы популярны у покупателей за счет низких цен и удобства — один сайт заменяет им сотни специализированных магазинов.
На маркетплейсе Ozon представлено 26 категорий и более 9 млн товаров
Маркетплейс Wildberries сотрудничает с 60 000+ тыс. брендов
Крупнейшие маркетплейсы России:
Для чего нужны маркетплейсы
Маркетплейсы играют роль посредника между продавцами и покупателями. Они берут комиссию за свои услуги и выполняют несколько важных функций для предпринимателей, с которыми работают:
Плюсы и минусы маркетплейсов
Маркетплейсы — это полноценный канал продаж, как интернет-магазин. Разберем его преимущества и недостатки.
Преимущества маркетплейсов
Если вы запускали интернет-магазин, то знаете, что кроме организации производства, хранения и доставки товаров нужно создать целую онлайн-инфраструктуру:
1. Разработать красивый удобный сайт, на котором клиенты смогут просматривать ассортимент и оформлять заказы. Можно использовать готовые решения (шаблоны интернет-магазинов в CMS), но настройка и наполнение контентом все равно требуют навыков, времени и денег.
2. Подключить онлайн-кассу и настроить систему оплаты. Это сложные и ответственные процедуры. Мы рассказывали об онлайн-оплате в блоге, чтобы помочь сориентироваться в нюансах:
3. Заняться продвижением. После публикации сайта нужно уделить время SEO-продвижению, иначе площадка будет низко ранжироваться в поисковой выдаче Яндекс и Google — сайт мало кто увидит.
Маркетплейсы помогут обойти эти сложности и быстро запустить продажи. Особенно это полезно на начальном этапе, пока интернет-магазин еще в разработке. Однако стоит помнить, что платформы не заменят ваш сайт, так как имеют одинаковые для всех структуру и оформление. В своем интернет-магазине вы сможете сделать подходящий интерфейс, сформировать бренд и tone of voice.
Рассмотрим, чем именно маркетплейсы полезны бизнесу.
Не требуется раскручивать площадку
По статистике Crosssale, с февраля по апрель 2020 года маркетплейсы посещали миллионы людей (92,3 млн — Wildberries, 52,8 млн — Ozon, 15,4 млн — «Беру»). Соответственно, вам не нужно заниматься продвижением: площадка сама предоставит потенциальных клиентов. Останется только выбрать платформу с подходящей целевой аудиторией, проанализировать конкуренцию и разместить товары, которые будут пользоваться спросом.
Не понадобятся онлайн-кассы
Самостоятельно настраивать кассу не нужно — все денежные переводы будут проходить на стороне посредника.
Можно работать без склада и помещений
Вы можете вместе с товаром передать маркетплейсу заботы о хранении и доставке.
Есть инструменты для аналитики
В личных кабинетах маркетплейсов предусмотрен раздел для просмотра статистики заказов, отказов, возвратов и т. д. Их можно анализировать и выставлять более актуальные товары, расширять ассортиментную матрицу, если линейка какого-то продукта пользуется спросом, убирать некоторые позиции, если по ним низкие продажи.
Недостатки маркетплейсов
При работе с маркетплейсами, как и с любой другой платформой, возникают нюансы, которые нужно учитывать.
Сложная система регистрации
Чтобы получить право на размещение товаров, вам нужно:
Затем вся информация проходит модерацию, и только потом ваши товары увидят пользователи.
С некоторыми платформами вы не сможете сотрудничать, если не предоставите информацию из списка требований.
В Ozon вы не сможете начать продажу без указания юр. адреса, данных о компании и платежных реквизитов
Комиссия и другие платежи
Процент комиссии зависит от площадки и категории товара:
У маркетплейсов разная стоимость услуг хранения и логистики. Перед началом сотрудничества уточните информацию на сайте.
Также придется заплатить за расчетно-кассовое обслуживание.
Расчет стоимости доставки на примере Ozon
Высокая конкуренция
Маркетплейсы заинтересованы привлекать как можно больше продавцов. Это формирует жесткую конкуренцию, которая усиливается из-за того, что покупатели сравнивают товары разных брендов на одной странице.
Чтобы успешно продвигать свою продукцию, нужно внимательно изучить спрос в вашей нише и гибко управлять ценами.
По запросу «пижама» на Lamoda находится больше 2 000 товаров, и все они отображаются в одном списке
Дополнительные выплаты и скидки
При заключении договоров с маркетплейсами стоит внимательно читать правила. В них могут быть прописаны дополнительные условия (плата за хранение товара, который медленно продается, обязательное участие в скидочных акциях, минимальный процент скидки и т. д.). Как правило, этой информации нет в открытом доступе, и, чтобы ее получить, потребуется оставить заявку на сайте.
Чек-лист: как понять, подходит ли маркетплейс для вашего бизнеса
Маркетплейсы — перспективный канал продажи в интернете, он подходит почти для всех товарных категорий, но пока не применим для сферы услуг.
Перед регистрацией на популярных маркетплейсах стоит выяснить, какие именно площадки подходят вашему бизнесу. Мы составили список пунктов для самопроверки, которые помогут в этом.
В следующем материале про маркетплейсы мы расскажем о том, как начать сотрудничество и продвигаться на нескольких популярных маркетплейсах.
Как устроены маркетплейсы: тонкости работы и отличия от интернет-магазина
Что такое маркетплейс?
Маркетплейс — это интернет-платформа, на которой продавцы и покупатели находят друг друга и взаимодействуют между собой.
У таких платформ бывает очень разная специализация — от универсальных торговых площадок с товарами на все случаи жизни до отраслевых маркетплейсов услуг. Например, финансовых, страховых или консалтинговых.
В зависимости от конкретной площадки продавцами могут выступать как компании, так и физлица. Платформы для c2c-торговли вроде «Авито» тоже относятся к маркетплейсам.
Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина?
Между ними есть несколько основных отличий.
Интернет-магазин обычно торгует товарами одного или нескольких брендов. В маркетплейсе представлена продукция многих продавцов, часто — из множества разных категорий. В этом смысле он похож на большой онлайн-гипермаркет.
У многих интернет-магазинов есть представительство в офлайне. У маркетплейсов таких представительств обычно нет, зато есть пункты выдачи товаров.
Маркетплейсы, как правило, тратят много внимания и ресурсов на привлечение пользователей. Поэтому аудитория и трафик у них больше, чем у интернет-магазинов. Кроме того, развитая логистика позволяет маркетплейсам работать с более широкой географией.
Сколько всего товаров продается на маркетплейсах?
В России цифры скромнее. По данным Data Insight, на крупных универсальных маркетплейсах (таких как Wildberries или Ozon) в 2020 году было продано товаров на ₽721 млрд. Площадки выполнили 405 млн заказов со средним чеком ₽1780.
Такие платформы занимают чуть больше четверти в общем объеме российского онлайн-ретейла. Но они растут быстрее глобальных площадок. В 2020-м российский рынок маркетплейсов прибавил 108% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом.
Крупнейшие в мире маркетплейсы по доле посещения их сайта на 2020 год
Почему маркетплейсы растут так быстро?
В 2020 году основным фактором роста для всей электронной коммерции, включая маркетплейсы, стала пандемия коронавируса. Онлайн-покупки оказались самым удобным и безопасным способом приобрести нужные товары.
Но помимо коронавируса и вызванных им ограничений у рынка есть и другие драйверы. Прежде всего, цифровизация бизнеса, развитие логистики и технологий онлайн-продаж.
По мнению экспертов, быстрый рост рынка также связан с низким порогом входа на маркетплейсы для продавцов.
Андрей Тыщенко, региональный директор по России, СНГ и Восточной Европе, Dynamic Yield:
«Даже те компании, у которых до 2020 года не было своего веб-сайта, внезапно вышли в онлайн. Но у новичков e-commerce зачастую не хватает серверной инфраструктуры, чтобы справиться с ростом трафика и требованиями, которые предъявляются к участникам рынка.
С другой стороны, такие компании как Amazon и Walmart уже обладают опытом и инфраструктурой, необходимыми для удовлетворения потребностей покупателей. Как следствие — барьер для входа в глобальные маркетплейсы как никогда низок, а развиваться в «изоляции» сегодня уже абсолютно бессмысленно».
Как покупать на маркетплейсах дешевле?
На некоторых площадках действуют правила и акции, позволяющие покупателям получать индивидуальную скидку. Например, на Ozon на страницах товаров (правда, далеко не всех) есть кнопка «Хочу скидку». С ее помощью можно запросить у продавца персональную скидку или предложить свою цену. При этом продавец вправе принять заявку или отклонить ее. Если ответа не поступило в течение 48 часов, заявка автоматически отклоняется.
На других маркетплейсах, например, в «СберМегаМаркете», проводятся акции вроде «Гарантии лучших цен». Если вы нашли в интернете нужный товар дешевле, чем предложено на площадке, разницу обещают вернуть бонусными рублями. Похожие опции есть и в интернет-магазинах, таких как «М.Видео».
Чем крупные маркетплейсы отличаются друг от друга?
Об этом РБК Тренды напрямую спросили представителей нескольких площадок. Они упомянули целый ряд отличий.
«Яндекс.Маркет»:
СберМегаМаркет:
Wildberries:
Похожие преимущества можно выделить и у площадки Lamoda.
«AliExpress Россия»:
Кому стоит размещаться на маркетплейсах?
Как правило, маркетплейсы наиболее эффективны для небольших компаний и предпринимателей, которые не готовы заниматься продвижением своих товаров, логистикой и хранением. Крупные площадки с постоянным трафиком помогают им найти своего потребителя.
На «Неделе ретейла 2020» эксперты также отмечали, что на маркетплейсах хорошо себя чувствуют компании, копирующие популярные бренды.
Какие товары лучше продавать на маркетплейсах?
Главное — выбрать товар со стабильным и высоким спросом. Механизм продаж на маркетплейсе опирается в основном на поисковый алгоритм. А пользователь обычно приходит на площадку уже с желанием приобрести тот или иной продукт.
Также важно, чтобы ваш товар не проигрывал конкурентам по цене или качеству. Даже если площадка практикует правило «один товар — один поставщик», у потребителей всегда есть возможность сравнить условия с другими магазинами и маркетплейсами.
Среди самых подходящих для маркетплейсов позиций эксперты называют автотовары, игрушки, телефоны и планшеты, продукты питания и изделия hand-made.
Какие модели сотрудничества есть для продавцов?
Разные площадки берут на себя различный объем задач. Но чаще всего предлагаемые модели укладываются в три схемы работы:
При такой модели маркетплейс не занимается доставкой и клиентским сервисом. После оформления покупки за все отвечает продавец.
Продавец привозит товары на склад маркетплейса, а до покупателя их доставляет сама площадка.
Продавцу достаточно доставить товар на склад маркетплейса. Остальные заботы, включая упаковку, площадка возьмет на себя. Такая схема эффективнее всего при большом потоке заказов.
Чаще всего площадки предлагают продавцам несколько моделей работы на выбор. Многие платформы постоянно расширяют список доступных опций, поэтому условия лучше уточнять непосредственно на маркетплейсе.
Что нужно, чтобы начать продавать на маркетплейсе?
Формально требования довольно простые: необходимо заполнить заявку или анкету и пройти процедуру регистрации. Но в Сети встречаются жалобы на то, что пройти процедуру регистрации удается не всем. Иногда ответ на заявки продавцов задерживается или вообще не приходит.
Большинство площадок работает как с юридическими лицами, так и с ИП. Некоторые (например, Wildberries и «AliExpress Россия») также сотрудничают с самозанятыми.
У части маркетплейсов есть особые требования к продавцам или отдельным товарам:
Какие комиссии берут маркетплейсы с продавцов?
Чаще всего размер комиссий варьируется в зависимости от категорий. Например:
При этом у многих площадок есть дополнительные сборы за расчетно-кассовое обслуживание и доставку.
Какие есть риски при работе с маркетплейсами?
За рубежом самый громкий скандал был связан с копированием товаров крупными площадками. В частности, Amazon обвиняли в том, что он создает бренды-клоны популярных продуктов. Но в России эксперты и сами продавцы чаще всего обращают внимание на другие проблемы.
Александр Борисов, председатель Совета ТПП по развитию потребительского рынка, президент Московской международной бизнес-ассоциации:
«В целом взаимоотношения между владельцами маркетплейсов и поставщиками складываются по-рабочему. Однако болезни роста сказываются и здесь. Наиболее болезненными для продавцов являются:
Политика крупных маркетплейсов, привлекающих клиентов низкой ценой на все, приводит порой к снижению качества и однообразию ассортимента. При этом негативная реакция покупателей переходит не на маркетплейс, а на продавца товара и представленный им бренд».
На сложности, с которыми сталкиваются продавцы, уже обратили внимание в Минпромторге России. По данным СМИ, ведомство направило письмо более чем десяти площадкам с указанием на проблемные вопросы. Среди них — принудительные скидки и снижение цен, сложности с доставкой, расчетом комиссий и регистрацией, слишком строгие упаковочные стандарты и неаккуратное хранение.
Что говорят продавцы о сотрудничестве с маркетплейсами
Александр Блохин, CEO компании «Кофтеныши» (в ноябре 2020 года Wildberries заблокировал компанию из-за отказа предоставить скидки):
«Мы начинали продажи со своего интернет-магазина, но понимали, что на маркетплейсах есть наши покупатели. Для увеличения объема продаж мы туда и вышли.
Такие площадки показывают свою экономику — там нет больших прямых затрат на привлечение трафика, зато намного больше расходы на «обслуживание продаж» — комиссии маркетплейса, логистика, возвраты, хранение.
То, что нас заблокировали, вскрывает одну большую проблему — отсутствие регуляции на рынке.
При текущем положении дел многие бизнесы могут в один клик модератора потерять поток выручки и разориться. Для того же Wildberries это будет просто потеря одного из десятка тысяч поставщиков, а для экономики — банкротство компании, рост числа безработных, задержки по выплатам поставщикам. В итоге все небольшие компании подобные риски заложат в стоимость, что отразится на ценах для конечного потребителя».
Денис Демидов (продает автоэлектронику):
«У каждого маркетплейса свои проблемы, но есть и общая беда — длительная заморозка средств, что серьезно роняет оборачиваемость по сравнению со своим сайтом.
Главный вывод — не класть все яйца в одну корзину.
Второй вывод — минимум эмоций, максимум прагматизма, просто закладывать конкретные «закидоны» конкретного маркетплейса в цену товара и работать со всеми, где есть хоть какие-то продажи».
Как будет развиваться рынок маркетплейсов?
В ближайшие несколько лет аналитики из Data Insight ожидают роста интернет-торговли более чем на 25% в год. Вместе с e-commerce будут набирать обороты и маркетплейсы.
В 2023 году минимум половина онлайн-продавцов будут присутствовать на таких платформах, отмечают в Gartner. Здесь прогнозируют и бурное развитие корпоративных маркетплейсов, которые начнут продавать чужие товары.