Маркировка для чего она нужна
Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться
Вся важная информация по маркировке в одной статье.
Михаил Кратов
В России ввели обязательную маркировку товаров — к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут обязаны купить оборудование и пробивать товары в специальной системе.
В этой статье разбираемся, что такое маркировка, какие товары уже есть в перечне и какие скоро туда попадут. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу подготовиться.
Что такое маркировка товаров
Если товар подлежит маркировке, на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выходят из вашего производства.
Ставить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар без маркировки считается контрафактным. Дальше каждый участник системы торговли должен считывать марку специальным сканером, который отправляет данные о нем в систему.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
На какие товары распространяется
Вид товара | Срок, с которого надо маркировать |
---|---|
Сигареты и папиросы | с 1 июля 2019 года |
Остальная табачная продукция | с 1 июля 2020 года |
Обувь и лекарства | с 1 июля 2020 года |
Парфюмерные товары и фотооборудование | с 1 октября 2020 года |
Шины | с 1 ноября 2020 года |
Одежда и текстиль для дома | с 1 января 2021 года |
Молочная продукция | с 1 июня 2021 года |
Велосипеды | С 1 сентября 2021 |
Как работает система маркировки
Производитель или импортер крепит марку на каждую коробку и отправляет партию оптовику → оптовик считывает код сканером и подтверждает, что получил этот товар.
Дальше он продает товар мелким розничным магазинам → розничные магазины тоже считывают код каждого товара и обновляют данные в системе. В розничном магазине товар продают конечному покупателю — продавец пробивает код через онлайн-кассу, и та передает данные в систему. Теперь товар продан, и система снимает его с учета.
Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.
Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.
Оператор системы маркировки. Разработкой и поддержкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывают оборот всех товаров.
ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Для них коды бесплатные.
Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит в руках.
Зачем в России внедряется маркировка. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.
Что такое код маркировки и как он выглядит
Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи.
Как подключиться к системе маркировки
Для розницы и дистрибьюторов. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо встать на учет и подготовиться к тому, чтобы сканировать коды. План действий такой:
Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.
Что будет, если не маркировать товар
За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.
Производство без маркировки:
Компании — от 50 000 до 100 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Продажа без маркировки:
Компании — от 50 000 до 300 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Если на товаре есть маркировка, а в чеке нет:
Должностному лицу или ИП — от 1500 до 3000 ₽
Обязательная маркировка
Обязательная маркировка — это способ борьбы государства с товаром низкого качества и подделкой. Программа стартовала в 2019 году и до конца 2024 года затронет все товары.
В статье расскажем о товарах, которые обязательно маркировать, сроках перехода на новые правила, участниках программы и о том, как правильно перейти на работу по новым правилам.
Что такое маркировка и Честный ЗНАК
Маркировка позволит создать единый прозрачный товарный каталог по всей стране. Выпускает, собирает коды и агрегируют информацию из них компания Честный ЗНАК. Ее еще называют ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров) и ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
Коды генерируются индивидуально для каждого товара, стоимость одного — 50 копеек.
Перечень товаров и сроки маркировки 2021
Маркировка внедряется постепенно, иногда с некоторых групп товаров в отрасли, чтобы компании могли подготовиться заранее и безболезненно перейти на новые условия работы. Поэтому за изменениями необходимо следить на сайте честныйзнак.рф.
В таблице вы можете посмотреть категории товаров, которые уже обязательно маркировать, и те, которые пока участвуют в эксперименте. Когда эксперимент закончится, правительство выпустит постановление с правилами и сроками ввода маркировки этих товаров.
Молочные продукты (МП):
Мороженое и сыры
МП со сроком более 40 дней
МП со сроком менее 40 дней
Все МП, в том числе фермерское производство
Как работает маркировка товаров
Если вам нужна помощь с регистрацией в Честном ЗНАКе, оставьте заявку. Мы пройдем за вас все этапы, настроим личный кабинет и поможем с переходом на маркировку.
Регистрируются в системе GS1, если необходимо, заполняют карточки товаров, а затем отправляют информацию в Честный ЗНАК. Там генерируют уникальные коды для товаров и упаковок и отправляют заказчику. Производитель сам наносит коды маркировки, а импортер отправляет коды иностранному производителю.
Затем коды агрегируют, указывают в электронном УПД и передают поставщикам. Импортные товары с маркировкой должны поступить на таможню с нанесенными кодами.
Данные о движении товара на рынке попадают в Честный ЗНАК автоматически после подписания УПД.
Остатки товаров маркирует тот участник цепочки, который владеет товаром на момент вступления в силу закона. Например, поставщик не сможет передать рознице немаркированный товар, если срок маркировки уже наступил. Даже если розница готова сама промаркировать остатки. Это нарушение правил, поэтому участников оштрафуют. Закон запрещает передавать и принимать немаркированный или маркированный с ошибками товар.
Чтобы промаркировать остатки, нужно создать карточки товаров на сайте Честный ЗНАК и заказать коды. Затем распечатать, нанести, отсканировать их и внести данные в электронный УПД или в товароучетную систему.
Перемаркировка нужна, если код поврежден или утерян. Например, товар возвращают в магазин без упаковки. Продавец должен заказать для товара новый код, если его нельзя восстановить, нанести на упаковку или ярлык, а затем ввести товар в оборот. Если код поврежден частично, его можно попробовать восстановить в личном кабинете ГИС МТ. Восстановленный код нужно распечатать и нанести на товар.
Сколько стоит настроить маркировку товаров
На примере молочного производства
С 1 июня 2020 года стала обязательной маркировка молочных продуктов.
Теперь на каждый творожный сырок, пачку молока или кефира завод обязан наносить специальный код. Пока что маркировать молочку производители могут по желанию, но с 21 января 2021 года это станет обязательным.
Я работаю в агрохолдинге, который производит сырое молоко и молочные продукты: пастеризованное молоко, сметану, творог, кефир, йогурты, мягкие и полутвердые сыры.
Внедрять систему маркировки мы начали уже в марте 2020 года, чтобы откатать процесс и прийти к дедлайну подготовленными. Некоторые технологии мы дорабатываем до сих пор. В статье объясню, что потребуется для маркировки и сколько денег на это уйдет.
Для кого эта статья
Эта статья написана на личном опыте автора и в первую очередь полезна тем, кто производит молочку: сыроварням, фермерам, средним и крупным предприятиям. Но если вы производите другие товары, которые нужно будет маркировать, вам текст тоже пригодится: чтобы понимать, к чему готовиться.
Что такое маркировка товаров
Маркировка — это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. Данные поступают в информационную систему «Честный знак» — она отслеживает оборот маркированных товаров.
Код наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта. Он нужен, чтобы защитить продукты от подделок. Производитель не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить на обезжиренное молоко: на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.
Закон о маркировке товара заработал с 1 июля 2019 года в виде изменений к двум другим законам:
О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»PDF, 684 КБ
Изначально цифровая маркировка проводилась в режиме эксперимента. Обязательная маркировка внедряется поэтапно для разных групп товаров: если не считать алкоголь, то началось все в 2020 году с запрета на продажу немаркированных лекарств, табака и обуви, к ним постепенно добавляют другие виды продукции. Полностью процесс завершится к 2024 году.
Например, эксперимент по маркировке молочных продуктов начался 15 июля 2019 года, а с 1 июня 2021 года продавать немаркированные сыры и мороженое запрещено.
Зачем это нужно
Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Это не нововведение: такие коды уже используют на алкогольной продукции, табаке и сигаретах. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь и молочная продукция.
Подделки и контрафакт. Когда ввели продовольственные санкции в 2014 году, на рынок хлынул поток подделок. Самые частые примеры: маргарин и технологический спред вместо сливочного масла, нарушение гостов и технологий, манипуляции с жирностью продуктов — например, продажа 10% сметаны по цене высокожирной.
Качество. Если раньше торговая сеть могла взять кусок сыра, переклеить на нем этикетку с новым сроком годности и продать, то с новым кодом так не выйдет. Товар просто не смогут пробить на кассе. Переработать просроченное молоко или сметану в йогурт собственного производства тоже не получится. По каждому коду магазин обязан отчитаться производителю: утилизировать товар или вернуть на завод.
Кроме того, покупателям будет проще пожаловаться на некачественный продукт. Можно установить на телефон приложение, отсканировать код и сразу отправить жалобу в Роспотребнадзор.
Регулирование рынка. В первую очередь это выгодно крупным заводам и холдингам: мелким и подпольным производителям будет гораздо сложнее работать без маркировки. Это сокращает количество конкурентов и монополизирует рынок.
Обязательная маркировка товара в 2021 году: список товаров и правила маркировки
Содержание статьи
Предприниматели обязаны маркировать одежду и обувь, лекарства, парфюмерию, шубы и покрышки. Правительство обещает, что в дальнейшем максимально расширит этот список. Но есть ли польза для бизнеса и потребителей? Мы поговорили с предпринимателями и узнали, как работает этот процесс на самом деле.
Что такое обязательная маркировка товаров и зачем она нужна
Маркировка — это способ защитить рынок от контрафакта. Государство хочет, чтобы в обороте остались товары, которые официально зарегистрированы, и с продажи которых платятся налоги. Это продолжение политики контроля за всеми операциями в торговле, которая началась с внедрения онлайн-касс. Давайте рассмотрим на примере обуви, как это работает в реальной жизни.
Фабрика производит кроссовки. Для начала она регистрируется в системе «Честный знак».
Затем шьет 100 пар кроссовок. На каждую пару наносят код DataMatrix. Эти коды вводят в «Честный знак». В системе появилась информация, что скоро в продажу поступят эти кроссовки. Вносят каждую пару, а не партию обуви.
На фабрику приезжает поставщик, чтобы забрать кроссовки. Между поставщиком и производителем действует электронный документооборот. В системе появляется информация, что часть кроссовок перешла к другому юридическому лицу.
Где-нибудь в России работает магазин кроссовок. Он берет у поставщика кроссовки, и в «Честном знаке» появляется отметка, что кроссовки с определенными кодами теперь в этом магазине.
В магазин приходит покупатель и приобретает обувь, а продавец с помощью сканера считывает код и выводит пару кроссовок из оборота. Покупатель, в свою очередь, в приложении убеждается, что покупает настоящие кроссовки.
То есть в процессе маркировки товаров участвуют все звенья цепочки продаж. Все проходят регистрацию в «Честном знаке», и каждый предприниматель покупает специальное оборудование. Предполагается, что даже продавцы сланцев на рынке должны продавать маркированную обувь и одежду.
Можно провести параллели с продажей алкоголя, где действует система ЕГАИС. Когда покупаешь бутылку водки в магазине, есть уверенность, что ее разлили на заводе, а не в подвале. Так и с маркированной обувью. При покупке есть уверенность, что это «Adidas», а не «Abibas».
Какие товары нужно маркировать
Уже сегодня маркировка нужна для таких категорий товаров:
В этом году маркировка товаров ждет и других предпринимателей:
В стадии эксперимента маркировка для пива и пивных напитков, бутилированной воды.
Это вообще законно?
Конечно, любой предприниматель задаст вопрос, а обязательно ли это делать? Да, это требование закона 487-ФЗ, который начал действовать 1 января 2019 года. Нарушения и штрафы прописаны в КоАП в статье 15.12.:
За нарушения правил маркировки: неправильная информация в чеке, ценниках и документах — ИП заплатят до 30 000 рублей, а юридические лица выложат до 300 000 рублей.
Но это еще не все. Если нарушать правила маркировки товаров, то можно нарваться на уголовное наказание. Это произойдет, если на складе немаркированные товары в крупном или особо крупном размере.
Получается, к маркировке стоит относиться со всей серьезностью. В России уже были случаи, когда предприниматели получали штрафы.
Что нужно для маркировки товаров и сколько это стоит
Стандартный набор для маркировки выглядит так:
На рынке есть разные решения, и цена за такой набор зависит от вида бизнеса. Сооснователь магазина «Ячей» Юрий Спирин рассказала про свои затраты на маркировку:
«У нас и так была онлайн-касса, поэтому купили 2D-сканер. Он обошелся в сумму около 3 тысяч рублей. Некоторые покупают на Aliexpress, но я не рекомендую этого делать. Дешевые сканеры иногда просто не считывают коды. Еще пришлось потратиться на самоклеящуюся бумагу для принтера. Часть обуви мы маркировали сами, потому что государство разрешило сделать так с остатками. Принтер у нас был, а бумагу докупали. Она дороже обычной. Ну и печать кодов создает дополнительную нагрузку на картриджи. Они кончались быстрее обычного»
Но если бизнес связан с производством, то затраты увеличиваются. Придется покупать принтеры и пленку для печати кодов. Кроме этого, чтобы занести один код в «Честный знак», нужно потратить 50 копеек без НДС. Соответственно, если объемы большие, то и затраты — тоже.
Основатель бренда «Воронцовские сыры» Александр Воронцов пока даже не может прикинуть, сколько потратит на маркировку:
«Сыры надо маркировать с 1 июня, и мы пока не считали затраты. Но мы производители, и наша продукция продается в магазинах по всей России. Поэтому мне сказали, что нам это обойдется где-то в 500 тысяч со всей техникой и программным обеспечением. Думаю, что так и будет»
Большие затраты понесли и компании, которые совмещают розничную и оптовую торговлю. Основатель кальянного магазина «Вдох в город» Элчин Гадиев потратил 500 000 за 3 месяца:
«У нас 8 магазинов, для каждого нужно купить сканер. Причем эта техника должна быть современной, чтобы считывать актуальные коды. Мы нанимали программистов, которые настраивали систему электронного документооборота. Мы же продаем товар контрагентам, а у них разные операторы. Поэтому потратились на настройку работы в роуминге ЭДО. Кроме этого, проводили обучение персонала. В эту сумму я не включаю потери, которые получились из-за неликвидного товара. У нас не было возможности самостоятельно маркировать товары. И если производитель прислал товар без кода, то непромаркированный товар продать уже не смогли»
С какими проблемами сталкивается бизнес при маркировке
1. Проблемы интеграции между сервисами
Маркировка товаров не так давно действует в России. Широкое распространение началось в прошлом году и сначала пользователи жаловались на проблемы. Представитель магазина «Бином» Алексей Яркашев вспоминает, как стартовала маркировка шин:
«Для нас все началось не очень хорошо. Были проблемы интеграции 1С с «Честным знаком», и мы не могли вывести из оборота шины. В итоге на 2 недели розничная торговля просто встала. Еще мы самостоятельно маркировали остатки. Распечатали коды на простой бумаге. Если эти марки слетят и потеряются, то появятся дополнительные проблемы. А это вполне вероятно, ведь некоторые шины продаются по 3-4 года»
2. Несовершенство кодов
Сканеры не всегда корректно считывают коды или выдают ошибку, что такого товара нет. Хотя он настоящий. Также при возврате товара бывает затруднительно вернуть код в оборот.
В чатах производителей часто жалуются, что тормозит и «Честный знак». Например, нужно промаркировать 1000 пар кроссовок, а система дает несколько десятков кодов в час. Приходится долго ждать, пока промаркируется вся партия.
Одна из проблем маркировки — сами коды. Их наносят на товары, но даже хорошая бумага не гарантирует, что они хорошо закреплены. Особенно в магазинах одежды. Пока вещь примерят 10 покупателей, марка запросто слетит и потеряется.
3. Неотлаженность процессов
Встречаются ошибки, на которые влияет человеческий фактор. Юрий Спирин говорит, что у оптовиков не всегда хватает сил промаркировать все товары:
«Бывает, приходит партия кроссовок, а кодов нет. Мы спрашиваем, в чем дело. Курьеры пожимают плечами и кивают на it-отдел поставщика. А ответственность лежит на нас, поэтому не принимаем такую партию и ждем промаркированную»
В целом, маркировка товаров проходит обычные проблемы любого нововведения. Когда внедряли систему ЕГАИС для алкоголя, были такие же проблемы. Поставщики сначала долго распродавали остатки, а после этого постепенно стали заводить в продажу новые позиции алкоголя.
Если открываете бизнес, в котором товары нужно маркировать, заложите время для тестов системы. И имейте в виду, что поставщики онлайн-касс или онлайн-бухгалтерии предлагают клиентам сервисы для упрощенной работы в системе маркировки.
Даже приложение системы Честный знак считает, что маркировка не гарантирует, что товар оригинальный.
Спасает ли маркировка потребителя
Изначально процесс создан для потребителя. Предполагается, что покупатели ответственно относятся к выбору и хотят знать, что покупают. Но в реальности это не всегда так.
Например, сооснователь магазина «Ячей» Александр Мясников пока не видел этих проверок и интереса со стороны покупателя:
«За год работы мы ни разу не видели, чтобы клиент удостоверился в легальности нашей продукции. Ни разу не было и проверок, даже как-то ждём: хоть проверьте нас, мы для кого так постарались»
В плане защиты рынка от контрафакта тоже не все логично. Например, Алексей Яркашев считает, что на рынке шин такой проблемы нет:
«Честно говоря, мы не встречали контрафактные шины. На этот товар очень низкая наценка и делать шины самому нерентабельно. Да и сами производители отслеживают этот процесс. Поэтому для нас маркировка не является каким-то спасением»
Элчин Гадеев считает, что в сфере табака эта проблема уже решена:
«На нашем рынке есть акцизы. Это полностью защищает покупателя от контрафакта. Вообще, я думаю, что вряд ли кто-то будет покупать какой-то табак из-под полы»
Александр Воронцов поддерживает мнение коллег, хотя он производит продукты, и плохое качество может прямо повлиять на здоровье человека:
«Я в принципе понимаю логику государства. Но контролирующие органы и так достаточно защищают потребителя. Например, у нас есть система Меркурий, которая показывает цепочку от поставщика до производителя. Есть ветеринарные проверки. Ну вот в России уже много лет можно посмотреть, откуда та или иная бутылка алкоголя. Мне кажется, что я пользовался этим один раз и то по приколу»
Юрий Спирин в целом видит пользу от маркировки. Рынок обуви и одежды переполнен фальшивой продукцией, и маркировка станет спасением для продавцов оригинальных брендов. Но есть свои нюансы:
«Мне нравится идея, что с рынка уйдет контрафакт. Для нашего бизнеса — это хорошо. Но вот смотрите. Был коридор, когда продавцы маркировали остатки. Это сыграло на руку мошенникам. Я захожу в торговые центры и вижу кроссовки New Balance или кеды Vans по 2000 рублей. И они промаркированы! Поэтому я думаю, что пройдет лет 5, пока распродадут все эти запасы с кодами»
Как проходит маркировка за границей и что будет в России
Международный опыт маркировки тоже неоднозначный. В США несколько центров маркировки, которые конкурируют между собой. В Китае маркировка проходит добровольно. По сути, предприниматели сами хотят, чтобы их товар считали настоящим. В странах ЕС это больше напоминает сертификацию, она свидетельствует о том, что товар соответствует стандартам качества.
Год назад «Научно-исследовательский финансовый институт» при Министерстве финансов Российской Федерации провел исследование о влиянии маркировки на рынок и бизнес. Исследователи пришли к выводам, что идея не принесет эффекта в борьбе с контрафактом, а «обелит» бизнес и увеличит расходы на организацию процесса.
Пока маркировка проводится как эксперимент. Вполне вероятно, что в ближайшие годы процесс может измениться. Например, «Опора России» просит правительство вводить маркировку в отраслях, где доказан большой процент контрафакта.
Представители «Центра развития перспективных технологий», который выполняет роль оператора в маркировке, отвечают, что маркировка помогла открыть 18 новых табачных предприятий (50% от общего числа), а производство шуб выросло в 10 раз. Но и они признают, что пока нельзя оценить эффект в деньгах. Поэтому предпринимателям остается работать и не нарушать закон.