Маркировка fsc что значит
Использование товарного знака FSC
Главным информационным инструментом в достижении целей FSC является возможность маркировки сертифицированной продукции товарными знаками. Крайне важно, чтобы доверие к товарным знакам FSC поддерживалось за счет общественного признания и понимания. Для этого необходимо обеспечить и гарантировать максимально корректное использование товарных знаков.
Что такое товарный знак FSC?
Товарные знаки FSC являются главным инструментом для организаций, стремящихся информировать общество о закупке лесопродукции из ответственных источников или желающих продвигать стандарты надлежащего управления лесами, а также демонстрирующим соответствие их продукции стандартам FSC. Важно, чтобы товарные знаки использовались правильно, и заявления не ассоциировались с несертифицированной продукцией или со свойствами продукции, на которые не распространяется сертификация FSC.
Forest Stewardship Council® (FSC, Лесной Попечительский совет) владеет пятью зарегистрированными товарными знаками: логотипом FSC в виде дерева, аббревиатурой «FSC» и названием «Forest Stewardship Council», логотипом с текстовым знаком «Леса для всех навсегда» и полным логотипом «Леса для всех навсегда». Для того чтобы использовать товарные знаки FSC, Организация должна подписать лицензионное соглашение с «FSC Глобальное развитие» и иметь действующий сертификат FSC.
Кто может использовать товарный знак FSC?
Пользователи товарного знака FSC разделены на две категории: держатели сертификатов и несертифицированные организации. К держателям сертификатов относятся те, кто имеет действующий сертификат на систему лесоуправления и цепочку поставок (FM/CoC) или сертификат на цепочку поставок (CoC). Несертифицированные организации это:
Требования к использованию товарных знаков FSC владельцами сертификатов определены в стандарте FSC-STD-50-001.
Где может быть использован товарный знак FSC?
Существует два вида использования товарного знака: на сертифицированной продукции и вне продукции. Маркировка на продукции означает, что товарный знак физически и визуально сопровождает сертифицированную лесную продукцию или упаковку, в которой она находится (знак, бирка, этикетка, надпись, водяной знак, упаковка розничной продукции, пластиковая упаковка и т.д.). Держатели сертификатов имеют право на использование товарного знака на продукции только в том случае, если они имеют сертификат лесоуправления и цепочки поставок (FM/CoC) или сертификат цепочки поставок (CoC). Органы по сертификации, имеющие аккредитацию по схеме FSC, утверждают и контролируют использование товарного знака держателями сертификатов. Товарные знаки FSC не могут быть использованы на продукции с логотипами, названиями или другими знаками, идентифицирующими другие схемы сертификации. Это связано с минимизацией риска смешения различных экологических обязательств и защитой товарного знака FSC.
Использование товарного знака вне продукции – в рекламных целях, для продвижения своей сертифицированной продукции означает, что товарный знак FSC физически не сопровождает или не привязан к конкретной продукции, но используется держателями сертификатов в различных материалах (брошюрах, листовках, рекламных буклетах, бюллетенях, журналах, интернет-сайтах), на бланках документов (писем, торговых документов и др.). Такое использование товарного знака способствует продвижению лесной сертификации, поддержке устойчивого лесопользования, сертифицированной продукции и информации об FSC.
FSC сертификация – что это такое и зачем она нужна
Время чтения 15 минут
Начальник департамента лесной сертификации Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», ведущий аудитор по сертификации цепочки поставок, лесоуправления и контролируемой древесины (FSC CоC/CW, FM), кандидат биологических наук, член государственной экзаменационной комиссии по защите квалификационных работ на лесохозяйственном факультете Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова
Мы подготовили для читателей интервью с Антоном Дорошиным, начальником департамента лесной сертификации Ассоциации по сертификации «Русский Регистр». Антон ответил на самые часто задаваемые вопросы: что такое FSC, какие виды добровольной лесной сертификации есть, что дает организациям наличие сертификата FSC, кто может помочь с подготовкой к прохождению процедуры сертификации и как происходит сам процесс сертификации.
Forest Stewardship Council (FSC) или Лесной попечительский совет – это международная некоммерческая неправительственная организация, которая занимается продвижением ответственного управления лесами во всем мире. FSC издает нормативные (стандарты, политики, директивы, процедуры) и руководящие документы (руководства), выполнение требований которых является обязательным для держателей сертификатов FSC и аккредитованных органов по сертификации.
Проведение сертификации и принятие решения о сертификации FSC выполняют аккредитованные органы по сертификации. Аккредитацию на выполнение перечисленных функций по системе FSC органы по сертификации получают от международной организации Assurance Services International (ASI). Все органы, аккредитованные по системе FSC, должны соответствовать аккредитационным требованиям FSC. Поэтому они подвергаются регулярному и систематическому контролю со стороны ASI.
Компании могут добровольно пройти аудиторскую проверку с целью подтверждения соответствия системы лесоуправления и цепочки поставок международным требованиям системы сертификации FSC.
Сертификат FSC – это документ, подтверждающий соблюдение его держателем всех требований добровольной лесной сертификации FSC и гарантирующий, что материалы и продукция со знаком FSC происходят из сертифицированных ответственно управляемых лесов, контролируемых или вторичных источников. Каждый сертификат имеет индивидуальный код (FSC code).
Лесной попечительский совет предлагает следующие основные виды сертификации:
Различные виды сертификатов FSC относятся к разным этапам производства и последующей обработки лесной продукции.
Основными преимуществами получения сертификата FSC для владельцев бизнеса являются:
Сертификация для компаний-экспортеров лесобумажных материалов обеспечивает соответствие не только требованиям рынков, но и законодательства ЕС, США и ряда других стран по легальности древесины. Требования сертификации становятся также важными и для экспортеров биотоплива (щепы, пеллет и пр.).
Требования поставок сертифицированной продукции ныне присутствуют в секторе экологического строительства (RuGBC, НП Зеленые стандарты), где эти требования входят в состав требований стандартов (LEED, BREEAM, национального стандарта РФ), а также в секторе эко-упаковки и эко-печати.
Такие организации, как IKEA и Leroy Merlen, Tetra Pack, UPM-Kymmene Oyj, Zara, H&M, Macdonald’s, Affirmations и многие другие, также предъявляют своим поставщикам требования к наличию сертификата соответствия стандартам FSC.
Доступ к информационным материалам по продвижению совместно с FSC – marketing toolkit.fsc.org – открыт для всех желающих.
Для подготовки к сертификации FSC компании могут привлекать консультантов, их перечень размещен на официальном сайте FSC России (fsc.org/ru). Формы оказания консалтинговых услуг также могут быть различными (очная или дистанционная, разовые услуги или постоянное сопровождение и т. д.).
Однако проводить FSC аудиты и давать общие разъяснения требований нормативной базы – это задачи аккредитованных органов по сертификации.
Первый шаг – это выбор органа по сертификации. Рекомендуется обращать внимание на следующие факторы:
Органы по сертификации имеют право проводить сертификацию только в рамках своей аккредитации в определенных странах и географических регионах и разрешенной области сертификации (сертификация системы лесоуправления, сертификация цепочки поставок). Проверить область аккредитации органа по сертификации можно на сайте Assurance Services International (ASI).
После заключения договора с сертифицируемой компанией орган по сертификации проводит оценку в рамках заявленного вида сертификации – например, системы лесоуправления, цепочки поставок или контролируемой древесины на соответствие требованиям FSC, по результатам которой принимается сертификационное решение с возможной выдачей сертификата FSC и предоставляется возможность применять товарные знаки FSC.
Если решение положительное, то компания получает сертификат FSC на 5 лет. Ежегодно орган по сертификации проводит надзорный аудит для проверки постоянного соответствия требованиям FSC сертификации. В некоторых обоснованных случаях количество проверок может быть увеличено или уменьшено.
Чтобы оценить время, которое потребуется компании на внедрение и проведение сертификации и, соответственно, ее стоимость, органу по сертификации понадобятся некоторые основные сведения о деятельности компании.
Выше описаны только ключевые шаги процесса сертификации, в деталях процесс является более сложным.
Данные об актуальном количестве сертификатов и сертифицированной площади в мире размещены на сайте FSC International в разделе «Факты и цифры».
На 30 апреля 2021 года в РФ:
С перечнем сертифицированных компаний можно ознакомиться в международной базе данных сертификатов FSC – info.fsc.org.
Лесной попечительский совет владеет следующими зарегистрированными товарными знаками:
Держателям сертификатов FSC открыт доступ к генератору этикеток FSC (trademarkportal.fsc.org), благодаря которому можно создать готовый для размещения знак с учетом необходимых допустимых параметров (цвет, размер и др.).
Держатели FSC сертификатов могут продвигать свою приверженность ценностям FSC, а также свою FSC сертифицированную продукцию из древесины, бумаги или недревесной продукции леса, используя товарные знаки FSC в рекламных материалах или на продукции.
Это обозначение можно найти на огромном количестве продукции по всему миру: от спичечного коробка до любимой книги, от упаковки сока в вашем холодильнике до мебели в загородном доме.
FSC-сертификация: подтверждение добросовестного использования древесины
Отечественное лесное хозяйство всё больше смотрит в сторону экологии. По обновлённой статистике Лесного попечительского совета, на 31 января 2021 года в России по стандартам FSC сертифицировано 56,84 млн га лесов. Для сравнения, в аналогичный период прошлого года эта цифра равнялась 51,07 миллионов гектаров.
Приятно, что в то же время увеличивается количество сертифицированных компаний. Не только тех, которые осуществляют уход за лесами, но и тех, кто занимается деревообработкой или производством продукции из массива или древесных продуктов.
На 31 января 2021 года число компаний, получивших сертификат цепочки поставок (СоС) FSC, равняется 918.
Для чего сертификат FSC деревообработчикам?
Россия всегда держится в пятёрке стран, активно экспортирующих как деловую древесину, так и пиломатериалы и шпон. Причём значительную часть продукции продают за рубеж нелегально. Как отметил старший директор Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Максим Худалов на совещании по развитию и декриминализации лесного комплекса, за первое полугодие 2020 г. Россия экспортировала 6,4 млн куб. м круглого леса. Значительную часть за границу продают незаконно, что вредит репутации российских лесопромышленников. Неудивительно, что сертификация растёт значительными темпами.
Если есть желание поставлять легальную древесину за границу, то знак FSC повысит доверие более экологически чувствительных иностранных партнёров.
Однако продуктов из древесины на иноземные рынки наша страна продаёт ничуть не меньше, чем леса. Производителю и его продукту, на котором стоит логотип со значком FSC, открыто куда большее количество рынков и значительно большее число рекламных и маркетинговых возможностей.
«FSC-сертифицированные деревообрабатывающие компании (производители бумаги, древесных продуктов, изготовители мебели) обладают сертификатом СоС (цепочки поставок), а если у них также есть своя лесная аренда, где ведётся заготовка древесины, то FM/CoC. Главная идея в том, чтобы цепочка поставок от леса до производства и далее до магазина не прерывалась.
Соблюдение всех требований FSC гарантирует, что материалы и изделия с маркировкой FSC происходят из ответственно управляемых лесов», — пояснила менеджер по маркетингу и коммуникациям FSC России Юлия Бурнышева.
То есть компании-обладатели сертификата цепочки поставок доказывают своим партнёрам, что изначально их продукция происходит из леса, в котором ведут экологически и социально ответственное лесное хозяйство, одобренное Лесным попечительским советом.
Там работают без нарушения прав сотрудников, заботятся о сохранении биологического разнообразия в лесу, древесину (не редких пород) добывают легально. И именно такой продукт потом идёт в качестве сырья для производства различных изделий: мебели, деревянной посуды и столовой утвари, бумаги и т. д.
Однако, партнёрам, покупающим такие изделия, стоит помнить о том, что наличие сертификата равняется экологичности и безопасности, но не всегда качеству.
«Знак FSC ничего не говорит о потребительских качествах продуктов. Это другая сертификация и другие системы», — подметила на вебинаре «Что такое FSC и как получить сертификат?» заместитель директора FSC России, руководитель отдела стандартов и качества Татьяна Яницкая.
Получение сертификата цепочки поставок
Несмотря на то, что под конец 2020 года FSC обновил вариант национального стандарта 2012 года, новые требования не коснулись сертификации цепочки поставок. Свежие стандарты относятся именно к лесовладельцам и арендаторам земель лесного фонда. Подробности читайте в нашем материале.
Напомним об основных фазах получения сертификата СоС.
После подачи заявления и заключения договора на сертификацию, проводят предварительный аудит. Этот этап не является необходимым в случае сертификатов цепочки поставок, но выступает своеобразной тренировкой перед основными контрольными мероприятиями. У компании появляется возможность лучше понять требования Лесного попечительского совета и реализовать часть рекомендаций.
Уже в процессе основного аудита ищут недостатки, проверяют, чтобы на каком-то из этапов производства продукции не происходило смешение или совмещение сертифицированного и несертифицированного сырья.
Также проверяют и уточняют ряд моментов:
Результаты аудита подрядчики от FSC описывают в подробном отчёте и предоставляют его клиенту. В нём также подробно перечисляют все найденные несоответствия и рекомендации по их устранению. Как только компания выполнит все требования и учтёт комментарии, она сможет получить сертификат соответствия. Соответствующее решение принимает комитет по сертификации.
Базовым сертификационным стандартом цепочки поставок является стандарт FSC-STD-40-004.
Виды сертификации цепочки поставок
Так как предприятия отличаются по своим масштабам и организационно-правовым формам, специалисты FSC выделяют 3 вида СоС-сертификации (с применением дополнительно стандарта FSC-STD-40-003).
Индивидуальная сертификация — этот тип, как говорится из названия, подходит для компаний, обладающих единственной функциональной площадкой. В сферу применения этого вида можно включить другие площадки, но в том случае, если у них одна форма собственности и их контролирует основная организация, выступающая держателем сертификата.
Сертификация на несколько площадок, или multi-site — подходит для обладателей нескольких работающих площадок или юрлиц, которые связаны общей собственностью или правовыми/договорными отношениями. Выбор в пользу этого сертификата позволит значительно снизить затраты на процедуру сертификации.
Групповая — подойдёт для небольших независимых организаций, которые хотят упростить для себя получение сертификата. Этого они могут достичь, объединившись между собой и разделив затраты. В таком случае избирают центральный офис, который будет осуществлять техническую поддержку и контроль компаний-членов.
Стоит учитывать расходы
В комментариях на тематических сайтах часто можно найти вопросы по типу: «сколько стоит сертификат FSC?». Представители Лесного попечительского совета отмечают, что такой вопрос звучит некорректно.
Сам сертификат не стоит и копейки, затраты компании обычно состоят из:
— суммы на модернизацию и приведение своего предприятия и своей деятельности к стандартам FSC, например, введение системы прослеживания сырья и других бизнес-процессов;
— оплата услуг органов по сертификации.
Органы по сертификации — это абсолютно независимые структуры, как правило коммерческие, которые действуют по стандартам FSC, но напрямую от них не зависят, что делает их оценку более объективной.
В России работает 18 органов по сертификации, аккредитованных в системе FSC (из 39 в мире). Аккредитованные в России компании работают во всех регионах, вне зависимости от того, где находится их офис.
Подтверждение сертификатов
После успешного прохождения аудита, компания получает сертификат сроком на 5 лет, что отражается в централизованной базе данных. В дальнейшем контролирующие органы будут ежегодно проводить на предприятии надзорный или контрольный аудит.
Проверке в основном подвергаются:
— функционирование документированной системы должной добросовестности (СДД):
— система ведения учёта материалов;
— контроль входа/выхода продукции;
— использование логотипа FSC.
В течение пятилетнего срока действия сертификата компания должна пройти не менее 4-х контрольных аудитов. Если контролирующие органы обнаружат нарушения, сертификат может быть приостановлен или аннулирован.
По прошествии 5 лет в организации заново проводят ресертификацию или основной аудит.
Многие отечественные деревообрабатывающие компании делали это уже не единожды. Например, в феврале 2021 года на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате состоялся ресертификационный аудит цепочки поставок. Подробности читайте здесь.
Маркировка fsc что значит
FSC владеет пятью зарегистрированными товарными знаками:
Аббревиатура «FSC»
Полное название «Forest Stewardship Council»
Логотип «дерево с галочкой»
Полный знак «Леса для всех навсегда»
Кто может использовать товарные знаки FSC
Если вы организация или частное лицо, желающее использовать товарные знаки FSC, вы принадлежите к одной из следующих категорий:
Если ваша компания FSC-сертифицированная, вы можете использовать товарные знаки FSC как на продукции, так и в рекламных материалах. Для этог:
Данный раздел для вас, если вы:
Чтобы начать использовать товарные знаки FSC, вам необходимо:
Начинайте использовать и получать выгоды!
Если логотип FSC используется в книге, в учебных материалах или в текстах для конкретного материала, то можно заключить соглашение на единичное использование товарных знаков.
Это могут быть следующие материалы:
Руководство по использованию товарных знаков FSC держателями рекламных лицензий
FSC Trademark Use Guide for Promotional (rus)
Как использовать логотип и другие товарные знаки FSC?
Как правило, за исключением упоминания в тексте, товарные знаки FSC используются следующим образом:
Этикетка «на продукции»
(*) Элемент, обязательный при определенных обстоятельствах (см. п. 3.6 и п. 3.7).
Рекламная панель
Внимание: если компания держатель сертификата хочет использовать товарные знаки FSC для продвижения, то необходимо использовать шаблон рекламной панели, а не этикетки «на продукции».
Рекламная панель со знаком «Леса для всех навсегда»
Важно: нельзя размещать рекламную панель на продукции.
Категории этикеток FSC «на продукции»
Часто задаваемые вопросы
Для создания этикеток «на продукции» и рекламной панели существует портал по товарным знакам. Доступ к этому порталу FSC-сертифицированным компаниям предоставляет их орган по сертификации, держателям рекламной лицензии – офис FSC. Необходимо лишь поставить галочки в нужных графах и получить на выходе готовый макет. Важно: любое использование товарных знаков FSC должно быть согласовано.
Размещать этикетку FSC и делать рекламные заявления можно только на той и относительно той продукции, которая входит в область действия сертификата.
Каждая компания при получении сертификата, как правило, подписывает лицензионное соглашение на право использования товарных знаков FSC и получает лицензионный код вида FSC C000000. Несертифицированные компании при подписании лицензионного соглашения с офисом FSC получают лицензионный код вида FSC N000000. Лицензионным кодом должно сопровождаться каждое использование товарных знаков FSC. Подробнее – см. в соответствующих документах (ситри раздел с документами ). Каждый лицензионный код уникален. Вбив его в базу info.fsc.org, можно узнать статус сертификата FSC, а также дополнительную информацию о компании.
Поскольку товарные знаки FSC являются зарегистрированными, их использование должно сопровождаться знаком регистрации. Вот несколько основных моментов:
Его следует использовать на счетах-фактурах и торговых документах для указания статуса FSC-сертифицированного продукта.
Стандарт по использованию товарных знаков FSC иногда обновляется, меняются и шаблоны этикеток. Однако стандарт не запрещает продавать остатки товаров со старыми этикетками.
В таких случаях можно обратиться в Российский национальный офис FSC. При этом важно представить изображение использования товарных знаков: фотографии, скан или ссылку на интернет-страницу.
Если вы хотите указать на статус FSC-сертифицированной компании или на FSC-сертифицированную продукцию в ваших рекламных материалах, то вы можете разместить там рекламную панель. Необходимо четко указывать, какая продукция является сертифицированной, а какая нет .
Нет, если вы хотите делать подобные заявления, необходимо быть FSC-сертифицированной типографией. Только так возможно подтвердить, что на ваше предприятие поступает FSC-сертифицированное сырье. В противном случае заявление становится голословным.
На визитках вы можете продвигать свой статус FSC-сертифицированной компании, но только используя товарные знаки в виде текста и с указанием вашего лицензионного кода (например, «Мы сертифицированы FSC (FSC C######)»). К тому же, вы можете заказать их в FSC-сертифицированной типографии.