Маркировка лекарственных средств в стоматологии с чего начать
ЦРПТ подключает стоматологов к маркировке
Алексей Косарев, руководитель проекта по работе с медучреждения группы Фарма Центра развития перспективных технологий рассказал о работе с системой маркировки лекарств на круглом столе для врачей-стоматологов и владельцев стоматологических клиник. Круглый стол, организованный институтом НИИАМС и стоматологической ассоциацией России прошел 12 февраля 2020 г.
В соответствии с утвержденными сроками введения маркировки лекарств до конца февраля 2020 г. все участники оборота должны зарегистрироваться в системе маркировки лекарств (МДЛП) на сайте Честныйзнак.рф.
Также, все учреждения и организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, должны подать заявку на бесплатное получение регистратора выбытия (устройство фиксации факта выбытия препарата). К таким учреждениям относятся медицинские кабинеты в образовательных учреждениях и на производстве, стоматологические клиники и клиники пластической хирургии и эстетической медицины, а также косметические салоны и др.
Напомним, 31 декабря подписано Постановление Правительства РФ №1954 определяющее оптимальный режим подготовки всех участников оборота к обязательной маркировке всех препаратов. С 1 июля 2020 года производители и импортёры лекарств должны наносить цифровой код на каждую упаковку, а все участники оборота обязаны передавать данные о движении маркированных лекарств на каждом этапе их прохождения по товаропроводящей цепочке в систему маркировки. Лекарственные препараты, произведенные до 1 июля 2020 года, разрешены к хранению, перевозке, отпуску, реализации и передаче без нанесения маркировки до истечения срока их годности.
Маркировка лекарств в стоматологии
Все организации медицинской сферы являются участниками оборота лекарственных средств и должны быть зарегистрированы в системе мониторинга МДЛП. В их число входят и стоматологические клиники.
В стоматологии при оказании медицинской помощи используются различные группы лекарственных препаратов: анестезирующие, противовоспалительные, антигистаминные, антибиотики и т.д. С 1 июля 2020 года сведения об их обращении и выбытии необходимо в обязательном порядке вносить в систему маркировки. Приобретать и применять немаркированные лекарства будет запрещено.
Напомним, 29 февраля истекает срок обязательной регистрации всех действующих участников лекарственного оборота в ГИС МДЛП. Стоматологические кабинеты, которые специализируются только на осмотре пациентов и не оказывают услуги лечения, не обязаны регистрироваться.
ИС МДЛП в стоматологии: что понадобится
Чтобы и далее работать в рамках законодательства, стоматологическим клиникам необходимо подготовиться к работе в ИС МДЛП: приобрести и обновить оборудование, подключиться к системе мониторинга, назначить и обучить ответственных сотрудников.
Вы можете обратиться к нам, и мы поможем оформить электронную подпись.
После регистрации в личном кабинете надо отправить заявку на тестирование информационного взаимодействия с системой.
Если в состав стоматологии входит аптечный пункт, продающий лекарственные средства физлицам, следует использовать онлайн-кассу. Для работы с маркировкой может потребоваться обновить прошивку.
Медпрепараты, которые используются только для лечения пациентов в самом стоматологическом кабинете, выводятся из обращения с помощью регистратора выбытия.
Для считывания штрих-кодов с упаковок лекарств при приеме или продаже товара нужно купить 2D сканер штрих-кодов.
После успешного подключения к ИС МДЛП сотрудникам стоматологии необходимо будет регулярно заносить в систему сведения об обороте и выбытии лекарств: передача препаратов структурным подразделениям внутри клиники, выдача по льготному рецепту больному, отпуск для оказания медпомощи, передача на уничтожение. Ответственность за достоверность и полноту внесенной информации несет медицинская организация.
Регистратор выбытия или онлайн-касса для стоматологии
Если при стоматологическом медучреждении есть свой аптечный киоск, реализующий медикаменты в розницу, то кассовый аппарат в комплекте со сканером штрих-кодов обязателен, как и для любой аптеки. Каждому покупателю надо будет выдавать чек, а информация о продаже должны отправляться в ИС МДЛП. Небольшим стоматологиям подойдут компактные модели онлайн-касс – смарт-терминалы, функционала которых более чем достаточно для автоматизации бизнес-процессов. Для крупных стоматологических центров лучше выбирать полноценную POS-систему, включающую принтер с высокой скоростью печати чеков.
Если медицинские препараты применяются только для лечения пациентов – оформлять их списание можно напрямую через личный кабинет «Честного знака» или посредством специальной программы. Для фиксирования факта отпуска лекарства для лечения или бесплатно по рецепту используется регистратор выбытия – устройство, считывающее коды с товаров и передающее данные в систему мониторинга. Регистратор выдается оператором ИС МДЛП бесплатно по заявлению участника оборота лекарственных средств.
Платформа 1С для маркировки лекарств в стоматологии
Передавать сведения о выбытии лекарственных препаратов можно через личный кабинет на сайте «Честный знак». Для этого создается документ, обосновывающий вывод маркированной продукции из обращения (накладная, акт списания и т.д.) при оказании медпомощи. В соответствии с этим документом коды маркировки считываются с упаковок и вносятся в систему МДЛП. Сделать это можно вручную или с помощью регистратора выбытия.
Но это довольно рутинная и требующая временных затрат процедура. Оптимизировать оформление и отправку документов поможет специальная программа для взаимодействия с МДЛП.
Для небольших медицинских учреждений, в том числе и стоматологий, разработано максимально простое в применении ПО – 1С:МДЛП. Понять, справится ли приложение с объемами оборота медикаментов в конкретной медорганизации, можно в течение бесплатного пробного периода, который предоставляется на 30 дней.
Программа интегрируется с регистратором выбытия и 2D-сканером. При работе с 1С:МДЛП на сканере можно сэкономить: полноценной заменой выступает сервис для считывания кода, устанавливаемый на смартфон. При наведении камеры на упаковку, приложение считывает QR-код и автоматически передает данные в 1С:МДЛП.
Крупному стоматологическому центру больше подойдет многофункциональная программа для управления клиникой «БИТ. Стоматология». В ее функционал входит не только обмен данными с МДЛП, но и формирование медицинских документов и отчетов, регистрация пациентов, применение электронных медкарт, ведение складского учета, контроль расхода материалов и т.д.
Обращайтесь в ООО ЦИО – наши специалисты помогут:
Маркировка лекарственных средств
В 2020 году вводится обязательная маркировка лекарственных препаратов. Рассказываем, что нужно сделать и подключить и как работать дальше.
Нет времени разбираться? Поможем!
Что вы узнаете
Закон о маркировке лекарств
425-ФЗ от 28 декабря 2017 года вносит изменения в закон «Об обращении лекарственных средств». Он обязывает маркировать лекарства средствами идентификации, а участников оборота отчитываться в систему Мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП) обо всех операциях с маркированными лекарствами.
Сроки
Специалист ЦРПТ расскажет, как работать в системе «Честный знак» с 1 июля 2020, а эксперт СБИС покажет весь процесс от приемки до продажи в СБИС.
Участники маркировки лекарств
Производители
регистрируют произведенные лекарства, отчитываются о введении нового кода в оборот.
Дистрибьюторы
регистрируют получение препарата и передачу его далее по цепочке.
Аптеки
фиксируют прием препарата от дистрибьютора, продажу конечному клиенту на кассе.
Медцентры
отмечают поступление препарата от дистрибьютора, списания для оказания медуслуг.
Схема работы
Поставщики и ЦРПТ договорились о существовании обратной схемы маркировки – когда аптека передает коды дистрибьютору, а не наоборот.
1. Производитель получает коды в системе маркировки и размещает их на упаковках лекарств.
2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору вместе с товаром список кодов с упаковок.
3. Дистрибьютор принимает товар как обычно и подтверждает получение кодов. Далее фасует товар и отправляет в аптеку.
4. Аптека при приемке сканирует коды с упаковок лекарств.
5. После отправляет коды в МДЛП поставщику для подтверждения.
6. При продаже провизор сканирует код маркировки на упаковке, оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки. Код выбывает из оборота.
Также поддерживается и прямой порядок, по которому поставщик отправляет поступление вместе с кодами, а аптека сверяет их и утверждает.
Каждый препарат маркируют уникальным двумерным Data Matrix кодом, его наносят на упаковку с лекарством.
Общая длина ― 83 символа. В нем содержится:
Рекомендованный размер кода Data Matrix ― 16х16 мм. Но можно и меньшего размера ― ЦРПТ провел успешные тесты с марками 10х10 и 12х12 мм.
На большую транспортную тару (коробка, паллеты) наносят коды формата GS1 128. Такой код содержит данные обо всех упаковках внутри.
Штрафы
Незарегистрированные в МДЛП организации будут оштрафованы, сумму штрафа пока не определили. Нарушителей будут выявлять без выездных проверок, а просто при сопоставлении двух баз данных – лицензирования и регистрации в системе МДЛП.
Как зарегистрироваться в системе маркировки?
Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись на носителе Рутокен.
Установите необходимое ПО:
Если вы правильно настроили рабочее место ( см.пункт 1 ), система предложит ввести личные данные.
Аптекам
Что нужно для маркировки
Подключение к системе маркировки, чтобы отправлять туда коды.
Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек.
Подключение кассы к ОФД, которые умеют передавать чеки с кодами в систему маркировки.
Оборудование для сканирования марок на кассе и на складе.
Маркировка «под ключ»
Как принимать
При приемке нужно отсканировать все коды с упаковок лекарств и отправить их в систему маркировки и поставщику для подтверждения.
Если работаете в СБИС, то после сканирования вы просто нажмете кнопку «Отправить коды», и данные автоматически зарегистрируются в МДЛП и передадутся поставщику.
Как продавать
Продавать маркированные лекарства нужно через онлайн-кассу с ОФД: провизор сканирует код с упаковки, товар добавится в чек, а оператор фискальных данных отправит его в систему маркировки. Если марки нет – фармацевт сканирует штрихкод, и продает лекарство как раньше.
Приложение на ваш смартфон
Для небольших складов
Просто установите на него приложение СБИС Доки.
+ работает без привязки к компьютеру
+ сразу видно результаты проверки
— небольшая скорость сканирования
2D-cканер от 3 100 ₽
Для средних складов
+ высокая скорость сканирования
— работа только с компьютером
— ограниченная дальность действия
Терминал сбора данных от 22 850 ₽
Для больших складов
+ работает без привязки к компьютеру
+ высокая скорость сканирования
Дистрибьюторам
При обратном порядке акцептования дистрибьютору нужно только подтвердить коды, полученные от аптеки. Если вы работаете в СБИС, то вам даже этого делать не нужно. Сервис сам получит коды от аптек, автоматически подтвердит их и отправит в МДЛП – вы будете оформлять документы, как обычно.
Подключим к системе маркировки
Стоматологиям и медцентрам
Что нужно для маркировки
Подключение к системе маркировки, чтобы отправлять туда коды.
2D-сканер для проверки марок и приемки лекарств от поставщика.
Регистратор выбытия — устройство, фиксирующее выбытие маркированного лекарства из оборота при выдаче пациенту.
Как принимать
Как списывать
Медицинские учреждения, которые используют препараты для оказания медицинских услуг, могут списывать лекарства в СБИС, настроив интеграцию с регистратором выбытия. Для списания перед вскрытием упаковки сканируем код с упаковки, и данные отправятся в МДЛП.
Как получить регистратор выбытия?
Что общего между маркировкой лекарств и стоматологиями?
О том, как маркировка коснется стоматологий, рассказали 12 февраля на круглом столе, организованном институтом НИИАМС и стоматологической ассоциацией России.
Для врачей-стоматологов и владельцев стоматологических клиник выступил руководитель проекта по работе с медучреждениями Центра развития перспективных технологии (ЦРПТ) Алексей Косарев.
Как маркировка лекарств-2020 коснется стоматологий?
Поскольку стоматологии являются участниками оборота лекарственных препаратов, до конца февраля 2020 года они должны зарегистрироваться в системе маркировки лекарств (МДЛП).
Без регистрации в системе маркировки стоматология может столкнуться с проблемами. Например, поставщики препаратов, работающие в системе маркировки, не смогут отгружать заказчикам лекарства, так как не найдут реквизиты последних в системе.
Кроме того, все учреждения, имеющие лицензию на оказание медицинской деятельности, должны подать заявку на бесплатное получение регистратора выбытия. Это напрямую относится к стоматологическим клиникам, косметическим салонам, клиникам пластической хирургии и др.
Зачем нужен регистратор выбытия?
Это аналог онлайн-кассы. Устройство необходимо для фиксации факта выбытия в местах, где выводятся из оборота бесплатные лекарственные препараты. Без его наличия лекарства будут продолжать числиться на балансе участника товарооборота.
По словам Алексея Косарева, «компании могут столкнуться с дополнительными сложностями для списания лекарственных средств и изменения текущего статуса в системе маркировки».
Что и в какие сроки маркировать?
Согласно Постановлению Правительства РФ №1954, с 1 июля 2020 года производители и импортеры лекарств должны наносить цифровой код на каждую упаковку. Все участники оборота обязаны передавать данные о движении маркированных лекарств в систему маркировки.
Лекарственные препараты, произведенные до 1 июля 2020 года, можно хранить, перевозить и реализовывать без нанесения маркировки до истечения срока их годности.
У вас возник вопрос?
В «ГЭНДАЛЬФ» открыт бесплатный Консультационный центр по маркировке.
Задайте свои вопросы по законодательству, подготовке к маркировке и необходимому оборудованию прямо сейчас!
С 1 июля 2020 маркировка лекарств стала обязательной. По закону на каждой упаковке должен быть цифровой код DataMatrix. Проводить медицинские манипуляции можно только с применением проверенных (промаркированных) лекарств.
В стоматологии маркируются только препараты — анестетики, антисептики и т. п. Их не так много, но их поступление и выбытие обязательно нужно регистрировать. Чтобы организовать этот процесс, необходимо пройти несколько несложных (даже если на первый взгляд они кажутся достаточно объемными) шагов:
Важно не пугаться и делать все поступательно — наладить работу с маркированными лекарственными препаратами под силу любому медучреждению.
Мы рекомендуем выделить одного или максимум двух ответственных за процесс маркировки и уделить пристальное внимание их обучению. Так можно быть уверенными, что в дальнейшем у вас не возникнет серьезных проблем с организацией процесса. Кроме того, вы всегда будете знать — кому задавать вопросы.
Необходимая подготовка
1. Регистрация в системе маркировки и движения лекарственных препаратов (МДЛП).
Для регистрации обязательно потребуется усиленная квалификационная электронная подпись — УКЭП, оформленная на руководителя клиники. Чаще всего, если клиника работает с электронным документооборотом, УКЭП уже существует. Вы можете продолжать работать по электронной подписи руководителя организации и дальше, полностью доверяя вашим сотрудникам эту подпись, но в целях безопасности можно выпустить отдельную электронную подпись для одного – двух ответственных сотрудников.
Подробнее о получении УКЭП.
УКЭП в реальности выглядит как комплект из двух элементов:
Программное обеспечение для работы с электронной подписью и инструкции по установке и настройке предоставляет удостоверяющий центр, выдавший сертификат электронной подписи. Если вы не получили инструкцию по настройке, воспользуйтесь инструкцией от «Честного знака» (ознакомиться с ней можно здесь).
Чтобы зарегистрироваться в системе маркировки, перейдите по ссылке → нажмите «Зарегистрируйтесь» → выберите тип участника — резидент Российской Федерации или представительство иностранного держателя регистрационного удостоверения лекарственного препарата на территории Российской Федерации → выберите УКЭП, выпущенную на руководителя компании → заполните все обязательные поля, отмеченные * (сведения о наличии лицензии, ИНН, месте регистрации и контактные данные ответственного за маркировку в организации) — информация при регистрации должна совпадать со сведениями в реестре лицензий → нажмите «Зарегистрироваться» → во всплывающем окне нажмите «Подписать и отправить» → перейдите на указанную при регистрации электронную почту и откройте информационное письмо для перехода в систему «Честного знака».
2. Подготовка к необходимости сканирования кодов на упаковках препаратов.
a. Получение регистратора выбытия.
Регистратор выбытия — устройство, считывающее коды с лекарственных препаратов и передающее данные в систему маркировки. Регистратор выбытия предоставляется бесплатно всем организациям с медицинской лицензией.
Для получения регистратора выбытия:
b. Подготовка к регистрации получения препаратов.
Для отправки данных о получении препаратов в систему маркировки рекомендуется использовать бесплатную систему «Фарма.Просто» — официальное решение «Честного знака», максимально простое и интуитивно понятное.
Необходимо зарегистрироваться в этой системе. Для этого перейдите по ссылке → нажмите «Зарегистрируйтесь» и заполните необходимые данные. Нужно использовать электронную подпись, с которой вы зарегистрированы в системе маркировки, и идентификационные данные из вашего личного кабинета (личный кабинет → Администрирование → Учетные системы).
При возникновении сложностей с регистрацией прочитайте инструкцию или посмотрите видео-инструкцию.
Для сканирования кодов на упаковках при получении препаратов вы можете использовать один из двух инструментов:
Приложение «Фарма.Просто» для смартфона. Его нужно скачать из Google Play или App Store. Для настройки приложения зайдите в свой личный кабинет «Фарма.Просто» (личный кабинет) → перейдите в раздел «Настройки» (шестеренка слева) → «Мобильные сканеры» → получите персональный код → введите этот код в приложении «Фарма.Просто» на вашем смартфоне в разделе «Настройки» (шестеренка в правом верхнем углу).
2D-сканер штрих-кодов. Если такого сканера у вас нет, его нужно приобрести.
Для отработки бизнес-процессов и тренировки сотрудников можно использовать тестовую версию системы мониторинга движения лекарственных препаратов — «Песочница».
Процесс регистрации поступления/выбытия препаратов
Сразу стоит сказать, что процесс будет устроен так: регистрация поступления/выбытия препаратов для «Честного знака» — отдельно, учет движения материалов в IDENT — отдельно. Задача сделать интеграцию пока не ставится, так как в стоматологии препаратов, подлежащих учету, мало, списываются они редко, а вот ошибки при списании/перемещении материалов и так случаются очень часто, а так их, скорее всего, будет еще больше.
При получении препаратов:
Чтобы научиться пользоваться личным кабинетом «Фарма.Просто», посмотрите видеообзор кабинета и видео-инструкцию по работе с документами.
При выбытии препаратов:
У клиники есть два варианта:
Инструкции по работе с регистратором выбытия (в зависимости от того, какую модель вы получили): Регистратор 1.0, Регистратор 2.0, Регистратор 3.0. Дополнительные инструкции при необходимости можно найти по ссылке.