Маркировка молочной продукции что означает
Маркировка молочной продукции: как подготовиться рознице и общепиту
С 31 марта 2022 года магазины, кафе, рестораны, столовые будут продавать молочку с маркировкой по новым правилам. Пока они касаются молока и молочных изделий со сроком годности до 40 дней. Сначала срок был установлен на 1 декабря, но потом его продлили до 1 января 2022 года, а вчера перенесли на 31 марта 2022 года. Рассказываем, как изменятся правила продажи, как подготовиться и какие штрафы можно получить за нарушение.
Для чего нужна маркировка на молочной продукции
Таким образом государство борется с контрафактной продукцией. Недобросовестные производители выводят на рынок нелегальный продукт, изготовленный с нарушением ГОСтов и ТУ. Например, под видом цельного молока реализуют раствор из сухого порошка низкого качества, добавляют пальмовое масло для нужного процента жирности, не указывают точный состав на этикетке и т.д.
Закон о маркировке защищает не только интересы конечного потребителя, но и представителей малого бизнеса. Небольшие магазины, рестораны или кафе не всегда могут закупаться у крупных и проверенных поставщиков. Поэтому есть риск приобрести партию некачественного продукта и получить жалобу от клиента. Маркировка даёт уверенность в том, что состав и срок годности действительно соответствуют указанному на упаковке.
Как выглядит маркировка
Это двумерный код Data Matrix, в котором зашифрована информация о реализуемой продукции: изготовитель, наименование продукции, дата изготовления, срок годности и прочие сведения. Его наносят на этикетку или непосредственно на упаковку.
Какие продукты нужно выводить из оборота через кассу
Согласно Правилам в перечень маркируемой молочки со сроком годности не более 40 дней вошли:
Что потребуется для продажи маркированной молочной продукции
Регистрация в системе «Честный ЗНАК». Обязательна для всех, кто связан с реализацией маркированных товаров. Розница и общепит подключаются, чтобы передавать данные о выбытии кодов маркировки. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК» можно прямо через кассу. Такую возможность поддерживают, например, модели Эвотор, Вики, Касса Ф.
Подключение к системе «Меркурий». Это система ветеринарного контроля товаров. Предприниматель должен быть зарегистрирован в ней, если торгует товарами животного происхождения.
Оборудование. Тем, кто ещё не продавал маркированные товары, потребуются:
Подключение к электронному документообороту (ЭДО). Нужно, чтобы принимать маркированные товары от поставщика. Через ЭДО партнёры обмениваются документами на товар. В этой статье мы рассказывали как подключить и настроить ЭДО.
Как рознице и общепиту выводить молочную продукцию из оборота
Продажа в розничных магазинах
Схема реализации молочной продукции будет следующей:
Код маркировки выбывает из оборота и больше нигде не числится. Пробить через кассу ещё раз один и тот же товар не получится.
Продажа в общепите
Правила и сроки выведения кодов из оборота зависят от того, использует ли общепит молочную продукцию как сырьё или в первозданном виде продаёт клиенту.
Кафе, рестораны и столовые, которые покупают молочку исключительно для кухни, обязаны передавать информацию о выбытии кода только с 1 сентября 2022 года.
При этом выводить коды нужно не через кассу, а в личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК» с признаком «Для собственных нужд предприятия». Сделать это нужно в течение трёх дней после вскрытия тары. Отражать маркировку в чеке при продаже готовых блюд не нужно.
А если в общепите продают, например, фасованный сыр или сливки в индивидуальных пакетиках, то их нужно выводить из оборота через кассу как в магазине с 31 марта 2022 года.
Нюансы, о которых нужно знать
При продаже маркированной молочки могут возникнуть проблемы:
Как выводить из оборота развесной товар
Рассмотрим на примерах.
Магазин продает сыр на развес и продавец делит головку на части. Наносить маркировку на каждый отрезанный кусок не нужно. Код маркировки нужно выводить в личном кабинете «Честный ЗНАК» в течение трёх дней после нарезки. При этом указывайте причину «Продажа на развес». Упаковку сыра не выкидывайте. При продаже частей головки сыра будете считывать с неё штрихкод и марку.
Следующий этап маркировки
С 1 сентября следующего года хозяин магазина или точки общепита обязан будет принимать продукцию по товарно-транспортной накладной, которая в электронном виде поступит в товароучётную систему. Он может возложить эту обязанность и на другого сотрудника. Если магазинов несколько, то принять партию сможет администратор или кассир. Чтобы сделать это, нужно отсканировать код на групповой упаковке и подтвердить операцию.
До 1 декабря 2022 года сканировать можно только общую тару, где находится молочная продукция. Это называется групповой приёмкой товара. После этой даты нужно пробивать марку и принимать каждую упаковку молочки отдельно.
Штрафы за непробитие маркированной молочной продукции
Помимо штрафов предусмотрена конфискация молочки, на которой отсутствуют коды маркировки.
С декабря 2021 года начинает действовать статья 15.12.1 КоАП со штрафами за нарушение порядка и сроков предоставления сведений о приёмке или выбытии кодов в ГИС МТ. Штраф для юридических лиц составит 50-100 тысяч рублей, для должностных лиц — 1-10 тысяч рублей.
Маркировка коснётся всех участников оборота молочной продукции. Рекомендуем подготовиться заранее, не дожидаясь марта.
Маркировка молочки всех запутала: разбираем ее на конкретных примерах
С приближением дедлайнов по новым правилам маркировки молочной продукции появляется все больше вопросов от производителей и продавцов. Маркировка нацелена на отслеживание пути товара от производителя до потребителя. Производитель наносит маркировку на товар, информация передается в «Честный ЗНАК», потом данные в систему вносит оптовик, розничный продавец. И вроде бы все очень просто, однако нужно еще наладить обмен информацией, обеспечить выбытие товаров, а это уже сложнее. Давайте сегодня подробно разберемся, что и как нужно маркировать, в какие сроки, и какие штрафы ждут нарушителей.
Как будет вводиться маркировка?
Вот этапы внедрения маркировки молочной продукции:
Важно! Если розничный магазин самостоятельно разделил головку сыра на куски для продажи покупателям, маркировка таких кусков не требуется. По причине того, что КМ на фасовке будет отсутствовать, вывод из оборота происходит не через онлайн-кассу, а путем передачи данных в «Честный ЗНАК» через параметр «Продажа на развес» в течение трех дней после первого разделения сыра на части.
Купить онлайн-кассу для продажи маркированных товаров здесь.
Пример: у вас магазин, в ассортименте которого разная молочная продукция — сырки, кефир, молоко, сметана, мороженое, масло и т.д. У этих продуктов разный срок годности. Что вам следует сделать:
Подключиться к оператору фискальных данных Платформа ОФД для передачи информации в Честный ЗНАК и доступа к полному функционалу работы с маркировкой.
До сентября у производителей молочной продукции с длинным сроком годности еще есть возможность подготовиться, закупить оборудование и обучить сотрудников процедуре маркировки. К тому же, продукция, выпущенная до обозначенной даты (например 1 сентября для тех, кто производит продукцию со сроком годности более 40 дней) не подлежит обязательной маркировке, а только та, что будет выпущена 1 сентября и позднее.
Срок годности молочной продукции устанавливается производителями исходя из того, какие стабилизаторы, консерванты и загустители добавлены в состав. Производитель обязан пройти тестирование и утвердить срок хранения на каждый свой продукт. Может случиться ситуация, когда производитель выпускает товары как с большим сроком хранения, так и с коротким.
Исключением из правил (т. е. не подлежат маркировке) являются следующие виды товаров:
Как маркировать молочку?
Когда молочная продукция готова к реализации, производитель наносит на нее специальный знак с цифровым кодом. Наличие кода говорит о том, что информация передана в систему маркировки и товар введен в оборот.
Оптовые компании регистрируют получение и передачу товара далее по цепочке посредством оператора ЭДО.
Розничные реализаторы принимают молочную продукцию и фиксируют это через оператора ЭДО, а продажу конечному потребителю регистрируют с помощью онлайн-кассы и ОФД, передавая информацию о продаже товара в «Честный ЗНАК».
Давайте посмотрим на схему работы маркировки:
Таким образом можно отследить где и когда находился товар, через сколько посредников он прошел в поисках своего потребителя, а главное, не вышел ли срок годности.
Пошаговая инструкция по маркировке сыра
Итак, вы изготовили сыр и хотите его реализовать. Что нужно сделать, чтобы все было в рамках новых законодательных требований:
1. Оформите усиленную квалифицированную электронную подпись и зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК».
2. В личном кабинете заполните обязательные атрибуты в карточке произведенного товара и отправьте ее на проверку. По результатам положительного решения, подписать карточку УКЭП. Заполненная и подписанная карточка становится доступна для всех операций в системе маркировки «Честный ЗНАК».
Какая информация должна быть в маркировке:
3. Закажите и оплатите коды для маркировки. Оплатить коды можно двумя способами: по эмиссии или по отчету о нанесении.
4. Выберите техническое решение для нанесения маркировки. Наносить маркировку можно путем прямого нанесения на упаковку, типографским способом (т.е. заказываете упаковку сразу с маркировкой) или распечатать этикетку и наклеить. Также можно наносить маркировку вручную или поставить все на конвейер. В зависимости от этого выбирается техническое решение.
Обратите внимание! Маркировка сыра имеет особенности. Этот продукт относится к товарам с переменным весом, что влияет на его стоимость. Поэтому в цифровом коде должна быть информация о том, сколько граммов в упаковке. В остальном сведения в DataMatrix для сыров ничем не отличаются от тех, что содержатся в кодах другой молочной продукции.
Важно! Если сыр поступает в розничные магазины уже в расфасованном виде, то такие куски должны быть промаркированы. Вывод из оборота осуществляет розничный магазин передавая данные о продаже в «Честный ЗНАК» в течение 3х дней.
Ситуация, когда обязательная маркировка уже началась, а в магазине есть немаркированная продукция, предусмотрена законом. Для категории товаров «остатки» выделен дополнительный период для маркировки. За это время необходимо:
Как маркировать
Все молочные продукты, подлежащие обязательной маркировке должны быть промаркированы знаками с цифровым криптокодом в формате Data Matrix. Код можно наносить на крышку путем прямого нанесения или наклеив этикетку. Размер кода должен быть 15×15 мм.
Код маркировки молочных продуктов, включает в себя четыре группы данных и идентифицируется атрибутами (идентификаторами применения, AI), предусмотренными стандартом GS1 DataMatrix:
Таким образом, можно проверить не только информацию о производителе, но и сроках хранения товара, что должно минимизировать риски по продаже товаров с уже вышедшим сроком годности.
Что нужно, чтобы начать работать с маркированной продукцией
Маркировка продукции это головная боль не только производителя, но и розничного продавца, потому что вывод из оборота продукции и передача информации в «Честный ЗНАК» лежит именно на нем, т.е. розничный магазин это завершающее звено в процессе маркировки товара. От того, насколько добросовестными будут все элементы цепочки маркировки, зависит эффективность самой маркировки. Для того, чтобы работать с маркированными товарами, розничному магазину нужно:
А штрафы?
Куда же без штрафов. За производство молока и молочной продукции без кодов маркировки штраф для юридических лиц от 50 000 до 100 000 рублей. За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки от 50 000 до 300 000 рублей.
Сколько стоит настроить маркировку товаров
На примере молочного производства
С 1 июня 2020 года стала обязательной маркировка молочных продуктов.
Теперь на каждый творожный сырок, пачку молока или кефира завод обязан наносить специальный код. Пока что маркировать молочку производители могут по желанию, но с 21 января 2021 года это станет обязательным.
Я работаю в агрохолдинге, который производит сырое молоко и молочные продукты: пастеризованное молоко, сметану, творог, кефир, йогурты, мягкие и полутвердые сыры.
Внедрять систему маркировки мы начали уже в марте 2020 года, чтобы откатать процесс и прийти к дедлайну подготовленными. Некоторые технологии мы дорабатываем до сих пор. В статье объясню, что потребуется для маркировки и сколько денег на это уйдет.
Для кого эта статья
Эта статья написана на личном опыте автора и в первую очередь полезна тем, кто производит молочку: сыроварням, фермерам, средним и крупным предприятиям. Но если вы производите другие товары, которые нужно будет маркировать, вам текст тоже пригодится: чтобы понимать, к чему готовиться.
Что такое маркировка товаров
Маркировка — это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. Данные поступают в информационную систему «Честный знак» — она отслеживает оборот маркированных товаров.
Код наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта. Он нужен, чтобы защитить продукты от подделок. Производитель не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить на обезжиренное молоко: на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.
Закон о маркировке товара заработал с 1 июля 2019 года в виде изменений к двум другим законам:
О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»PDF, 684 КБ
Изначально цифровая маркировка проводилась в режиме эксперимента. Обязательная маркировка внедряется поэтапно для разных групп товаров: если не считать алкоголь, то началось все в 2020 году с запрета на продажу немаркированных лекарств, табака и обуви, к ним постепенно добавляют другие виды продукции. Полностью процесс завершится к 2024 году.
Например, эксперимент по маркировке молочных продуктов начался 15 июля 2019 года, а с 1 июня 2021 года продавать немаркированные сыры и мороженое запрещено.
Зачем это нужно
Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Это не нововведение: такие коды уже используют на алкогольной продукции, табаке и сигаретах. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь и молочная продукция.
Подделки и контрафакт. Когда ввели продовольственные санкции в 2014 году, на рынок хлынул поток подделок. Самые частые примеры: маргарин и технологический спред вместо сливочного масла, нарушение гостов и технологий, манипуляции с жирностью продуктов — например, продажа 10% сметаны по цене высокожирной.
Качество. Если раньше торговая сеть могла взять кусок сыра, переклеить на нем этикетку с новым сроком годности и продать, то с новым кодом так не выйдет. Товар просто не смогут пробить на кассе. Переработать просроченное молоко или сметану в йогурт собственного производства тоже не получится. По каждому коду магазин обязан отчитаться производителю: утилизировать товар или вернуть на завод.
Кроме того, покупателям будет проще пожаловаться на некачественный продукт. Можно установить на телефон приложение, отсканировать код и сразу отправить жалобу в Роспотребнадзор.
Регулирование рынка. В первую очередь это выгодно крупным заводам и холдингам: мелким и подпольным производителям будет гораздо сложнее работать без маркировки. Это сокращает количество конкурентов и монополизирует рынок.
Маркировка молочной продукции
В 2021 году в России начала действовать маркировка молочной продукции. У нее есть особенности: в процессе участвуют типографии и предприятия общепита. Разбираемся, что нужно знать о работе по новым правилам и кого они затронут.
В 2021 году нужно запомнить три основные даты, которые связаны со сроками маркировки молочной продукции для розницы, опта, импортеров и производителей.
Обязательства по переходу к новым способам прослеживаемости товаров начнутся в 2022 году и продолжатся в 2023-м.
Чтобы вы точно ничего не перепутали, мы собрали все важные даты в одной схеме.
На все упаковки молочной продукции наносится цифровой код DataMatrix. Это маленький код, который можно напечатать сразу на упаковке или на этикетке. Чтобы его получить, производитель должен зарегистрироваться в Честном Знаке и заключить договор с оператором системы ЦРПТ.
Товары, которые нужно маркировать, перечислены на этой схеме с кодами ТН ВЭД и ОКПД 2.
Цифровые коды нужны не для всего рынка молочной продукции. Правила не касаются товаров, вес которых вместе с упаковкой меньше 30 граммов. Их придется маркировать только при продаже в блоке из нескольких упаковок. Нужно получать один код для всего блока.
Наносить коды не требуется на питание для детей до трех лет, а также специальное и профилактическое питание.
Среди исключений и весовой товар. Это молоко, продаваемое на разлив, а также творог, сметана или другие продукты на развес. Маркировать их не нужно.
Производители наносят коды на молоко, сливки, сыры и другие продукты, а также вводят их в оборот — то есть узаконивают продажу, перевозку и хранение товаров.
Оптовики или индивидуальные предприниматели, которые занимаются мелким и крупным оптом, регистрируют получение товара от производителя и его передачу рознице или общепиту через оператора ЭДО.
Розница сообщает о приемке молочных продуктов от оптовика или ИП и продаже клиентам через онлайн-кассу. Оттуда данные уходят в ОФД, который затем отправляет их в Честный Знак.
Еще один участник процесса — общепит. Предприятия фиксируют приемку от поставщиков и выводят товары из оборота перед приготовлением блюд. Они сканируют код и списывают его, указывая причину «для собственного оборота».
После того, как магазин получил усиленную квалификационную электронную подпись, зарегистрировался в Честном Знаке и подготовил оборудование, он должен описать товары в каталоге.
Прежде чем вы опишете сыры, мороженое, йогурты, кефиры и другую молочную продукцию в каталоге, нужно заключить договор с Честным Знаком по данной товарной группе. До этого момента вы не сможете создавать карточки.
Все карточки, которые вы создадите в каталоге, попадут в реестр товаров. Туда же автоматически подтянутся карточки, созданные в системе GS1, если ранее вы описывали свои товары там.
Следующий шаг — заказ кодов. Требования к маркировке молока таковы, что розница может заказывать коды только когда заказанный производителем и нанесенный в типографии код поврежден и его невозможно считать сканером 2D-штрихкодов.
Возврат продуктов питания регулирует закон «О защите прав потребителей». По нему покупатель может отнести обратно лишь некачественный товар. Это значит, что до старта обязательной маркировки молочной продукции, ее разрешается вернуть только если она оказалась испорченной.
С 1 июня магазину также не нужно возвращать в оборот некачественную молочную продукцию. Для системы мониторинга код выбывает сразу после продажи.
Если фасовка происходит в самой розничной точке, то есть прямо в торговом зале, то наносить коды на такую нарезку не нужно.
Есть торговая точка продает мороженое на развес, например, в рожках с шариками, ей не придется наносить коды на каждую порцию.
Как и в случае с розницей, для товаров со сроком годности менее 40 дней интернет-торговля начнется с 31 марта 2022 года. А для продукции со сроком годности более 40 дней с 1 июня 2022 года.
Вывод из оборота маркированной молочной продукции по причинам, которые не связаны с розничной реализацией, начнется с 1 сентября 2022 года. С этой даты нужно будет подавать сведения в Честный Знак о том, какие коды маркировки использовались и по какой из причин.
Кафе и рестораны принимают молоко, сыры, мороженое, кефир, йогурты и другие продукты от оптовиков или напрямую от производителей.
Чтобы приготовить блюда с любым из товаров в категории молочная продукция его нужно вывести из оборота. Для этого работникам заведений общепита придется сканировать коды и списывать их из системы по причине «для собственных нужд».
Иногда рестораны не используют молочную продукцию на кухне, а продают ее в той же упаковке, в какой получили. Это может быть мороженое на летней веранде или сливки, которые посетитель сам добавляет в кофе. Такие товары нужно продавать через онлайн-кассу и поступать с ними так же, как и в розничной торговле.
Тем, кто хочет подготовиться к маркировке сливочного масла, сыворотки и другой молочной продукции, следует пройти те же этапы, что и представителям других отраслей:
После старта обязательной маркировки у организации или индивидуального предпринимателя есть всего семь дней, чтобы начать работать в системе.
УКЭП нужно делать на человека, который может действовать от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя без доверенности.
Наносить коды на молочную продукцию можно тремя способами.
Преимущество работы с типографией в том, что еще до передачи упаковки она сама должна проверить, считываются ли нанесенные коды. Если нет — типография обязана перевыпустить упаковку. Таким образом, для бизнеса процесс становится еще проще.
Датчик технического зрения и сканер оптимальны для всех трех способов.
Если ваша компания выбрала типографский способ, она может оплатить код уже после печати. На это отведено 180 дней. Отсчет начинается с момента отчета, в котором вы сообщите, что нанесли маркировку на упаковку. А завершается, когда вы введете продукцию в оборот.
В числе продуктов, которые в 2021 году первыми попали под маркировку по новому закону, оказались сыры. Уже с 1 июня производители обязаны наносить коды на каждую упаковку товара.
Маркировка сыра имеет особенности. Этот продукт относится к товарам с с переменным весом, что влияет на его стоимость. Поэтому в цифровом коде должна быть информация о том, сколько граммов в упаковке. В остальном сведения в DataMatrix для сыров ничем не отличаются от тех, что содержатся в кодах другой молочной продукции.
Во вторую группу товаров, которых раньше других затронули требования по передачи информации в Честный Знак, попали мороженое и различные виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао. Для их маркировки также используют цифровой код с детальной информацией о продукте.
Цифровые коды не требуются, если молочная составляющая пищевого льда окажется нулевой. Это значит, что маркировать лед, который добавляют в напитки для охлаждения, не нужно.
Производители мороженого, как и другие участники рынка молочной продукции, могут остановиться на одном из трех способов нанесения кодов: прямой, типографский или этикетирование. Выбор зависит от типа упаковки, уровня автоматизации линий и других факторов.
Если упаковка произведена после старта обязательной маркировки мороженого, но кода на ней нет, можно обратиться в типографию. Там наклеят специальные стикеры с недостающей информацией.
Код маркировки содержит:
Во время подготовительного периода с 20 января по 1 июня 2021 года коды выдавали бесплатно. Участники должны были нанести коды и ввести в оборот товары до того, как продавцам запретят реализовывать продукцию без маркировки.
После того, как цифровые коды стали обязательными для части молочных продуктов, стоимость DataMatrix может измениться. Следите за новостями на этой странице или подпишитесь на нашу рассылку.
В декабре 2020 года было подписано постановление Правительства № 2099. В документе утверждены правила маркировки молочной продукции. Скачайте и прочитайте их, прежде чем начинать работу с цифровыми кодами.
Обязательная маркировка молочной продукции
Обязательная маркировка стартовала в России в 2019 году с непродовольственных товаров, а в 2021 добралась и до продуктов. Как мы уже писали, первой маркируется бутилированная питьевая вода – с 1 мая 2021 года.
31 мая 2021 года вышло Постановление Правительства РФ №843, которое упрощает работу с маркированной молочной продукцией для всех участников оборота. О правилах работы с учетом последних изменений читайте в нашей статье.
С 20 января 2021 года началась маркировка молочной продукции в добровольном режиме. А срок введения обязательной маркировки подошел 1 июня 2021 года. Процесс будет поэтапным. Он займет минимум 3 года и должен закончиться к 2024 году.
Пока это самый длительный процесс введения обязательной маркировки. Связано это в первую очередь с тем, что у молочной промышленности разнообразный ассортимент товаров, разные сроки хранения и есть своя специфика производства.
Предусмотрительным участникам оборота эксперимент позволил отработать способы нанесения и считывания маркировки, продумать нужное оборудование и протестировать его, наладить взаимодействие с государственной информационной системой мониторинга сведений о передвижении маркированных товаров (ГИС МТ) и с другими участниками.
Если вы не принимали участие в эксперименте, у вас есть еще один шанс подготовиться к выполнению нового требования.
Немного информации о системе маркировки
Создателем и единым оператором цифровой маркировки в России является ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
Контроль над передвижением всей маркированной продукции ведет единая национальная цифровая система маркировки «Честный Знак», разработанная ЦРПТ. В «Честном знаке» виден весь путь каждого товара, начиная с производства (либо ввоза на территорию России) и заканчивая его покупкой конечным потребителем.
Каждый товар маркируется специальным кодом идентификации – Data Matrix. Он обошел своих соперников (линейные и QR-коды, RFID-метки) по всем важным показателям. Его главные преимущества – большая емкость и высокая степень защиты. Выпуском цифровых Data Matrix кодов занимается ГИС МТ.
Кстати, во время добровольного режима ГИС МТ предоставляет коды бесплатно, но уже с 1 июня 2021 года один Data Matrix код будет стоить 50 копеек (без НДС). Цена заморожена на 15 лет. Расходы на оплату кодов несет производитель.
Стандартно в процессе оборота маркированной продукции участвуют производители, импортеры, дистрибьюторы, оптовики и розница. Однако при маркировке молока появляется еще один участник оборота – общепит.
Главные цели маркировки – дать потребителю безопасный продукт и сделать рынок прозрачным. И поможет в этом еще и общественный контроль. Теперь проверить качество покупки может любой человек с помощью бесплатного мобильного приложения «Честный знак». Надо только отсканировать Data Matrix код своим смартфоном и вся информация о товаре моментально отобразится на экране.
Так как же розничному продавцу до конца разобраться во всех новых требования и начать их выполнять? Об этом далее.
Какая молочная продукция подлежит маркировке
Маркировка молока и молочных продуктов осуществляется только в том случае, если товары изготовлены и упакованы промышленным способом на любом этапе производства. Первыми под обязательную маркировку попадают сыры и мороженое.
пахта, ферментированные продукты: свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир и др.
молочная сыворотка и другие молочные продукты, не включенные в другие группировки
сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты
мороженое и прочие виды пищевого льда
молочная продукция для детского питания
2202 99 910 0,
2202 99 950 0,
2202 99 990 0
напитки, содержащие молочные жиры
Какая молочная продукция не маркируется
Товары в единичной упаковке товары весом менее 30 граммов.
Питание для детей до 3-х лет.
Специализированное и профилактическое питание.
Разливные или развесные молочные продукты, которые упаковываются непосредственно при розничной продаже. Они выводятся из оборота по параметру «продажа на развес» в течение трех дней после реализации.
Фруктовый лед и десерты без молочных жиров и белка.
Молочные продукты, которые произведены до даты начала обязательной маркировки. Участники каждого этапа реализуют их до конца срока годности.
Как происходит процесс оборота молочной продукции, и какую роль в нем играет розница
Правила маркировки ввели в употребление термин УПД – универсальные передаточные документы. Эти электронные документы сменяют привычные бумажные накладные. Все действия с УПД происходят в системе ЭДО (электронного документооборота), поэтому хочешь-не хочешь, а каждому участнику оборота придется к ней подключиться.
Подключение к системе ЭДО происходит через операторов ЭДО. Их много, у каждого свои условия и тарифы. Вы можете посмотреть список операторов ЭДО здесь и выбрать подходящего.
Кстати, вы можете воспользоваться альтернативным бесплатным вариантом – сервисом ЭДО Лайт от Оператора ЦРПТ. Как только у вас появится личный кабинет в системе «Честный знак», ЭДО Лайт будет сразу в вашем распоряжении.
Еще один момент. Так как молочная продукция подлежит обязательной электронной ветеринарной сертификации, то отправка УПД через ЭДО всегда сопровождается еще и электронными ветеринарными документами ВСД (ветеринарные сопроводительные документы).
Производитель молока и молочной продукции (в нашем случае молочный завод), либо импортер, заказывает генерацию кодов маркировки в ГИС МТ, оплачивает их и наносит на товар.
Производитель формирует УПД с кодами на маркированную продукцию, подготавливает соответствующие ВСД, и через ЭДО отправляет его оптовику. Для перевозчика выписываются бумажные накладные.
Оптовик получает товар, сравнивает поставкус УПД, и если все правильно, подтверждает УПД.
При отправке товара в розничный магазин, оптовик создает УПД с кодами отправляемых товаров.
Розничный магазин сверяет поступивший перечень товаров с УПД, подтверждает приемку в ЭДО.
На этапе реализации товара магазин сканирует код маркировки Data Matrix, и касса пробивает чек с кодом.
Сформированный чек отправляется оператору фискальных данных (ОФД), а ОФД отправляет в систему маркировки сведения о выбытии товара из оборота. Продукт снимается с баланса магазина.
Система мониторинга отслеживает движение кодов в системе ЭДО и видит, где в настоящий момент числится товар с этим кодом: у производителя, у поставщика, розничного продавца или уже выбыл из оборота.
Для ИП и организаций из отдаленных и труднодоступных местностей есть послабления: зарегистрироваться в системе маркировки, передать сведения об отгрузке, выводе из оборота, возврате продукции, им надо в течение 30 дней с момента наступления такой необходимости.
Как рознице подготовиться к работе с маркированной молочной продукцией
Действия розницы, которая продает молочную продукцию, при переходе на маркировку ничем не будут отличатся от действий магазинов, которые уже торгуют маркированными товарами. Вот что надо было сделать им, а значит предстоит сделать и вам:
1. Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП)
Без оформления УКЭП вы не сможете зарегистрироваться в системе «Честный Знак», подключиться к ЭДО и другим сервисам, а также подписывать электронные документы при взаимодействии с участниками товарооборота. УКЭП оформляется в одном из аккредитованных центров. Их список здесь.
Если у вас уже есть УКЭП, узнайте у службы поддержки ЦРПТ, подойдет ли она для подписания УПД.
2. Подключиться к ЭДО (системе электронного документооборота)
Система маркировки работает только с электронными документами. Если вы еще не работали с ЭДО, надо выбрать одного из операторов ЭДО (вот их список на сайте ФНС РФ) и заключить с ним договор. При выборе обращайте внимание на условия и стоимость тарифов.
3. Пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК»
Вы заходите на сайт «Честного знака», создаете там личный кабинет. В личном кабинете подписываете с помощью УКЭП все договора, которые будут вам доступны.
Если у вас уже есть ЛК в «Честном знаке» и вы продаете маркированный товар, например, табак, а теперь хотите торговать еще и молочными продуктами, то регистрироваться заново не надо. Просто выберите новую категорию товара в личном кабинете и подпишите все необходимые договора.
4. Объяснить сотрудникам новые правила
Это займет время, поэтому займитесь обучением заранее. В целом, есть два варианта: изучаете инструкции и нормативные документы самостоятельно, или заказываете услугу по обучению в фирме, где покупали онлайн-кассу.
МТС Касса поможет вам легко встроить маркировку в ваш бизнес.
Регистрируем в системе «Честный знак».
Выпускаем и устанавливаем криптоключ (электронную цифровую подпись).
Подключаем к сервису ЭДО.
Заключаем дополнительное соглашение с ОФД.
Настраиваем под ключ.
Консультируем по техническим вопросам 24/7.
Оборудование, необходимое розничным магазинам для торговли маркированной молочной продукцией
Если вы сталкиваетесь с маркировкой впервые, вам следует уточнить у производителя, как она работает с маркировкой. Мы надеемся, что вы работаете на современной онлайн-кассе и вам не потребуется обновлять прошивку или модернизировать ККТ. Перейти на маркировку с современной кассой гораздо дешевле и проще. Дело обойдется либо установкой специального приложения, либо просто сменой кассового тарифа. И самое главное, что должна уметь ККТ – печатать чеки с тегом 1162 (кодом товара).
Если вам понадобится современная онлайн-касса, которая работает работает с маркировкой и ЕГАИС, ФГИС Меркурий, бесплатно обновляется под все изменения закона, присмотритесь к онлайн-кассам МТС.
О том, как выбрать онлайн-кассу, мы подробно писали в этой статье.
2. 2D-сканер
2D-сканер вам потребуется для считывания кодов маркировки с товаров при продаже. Он бывает проводной или беспроводной, кому как удобнее. Здесь надо помнить, что не вся техника легко совмещается между собой. Поэтому при выборе сканера уточните у производителя кассы, с какими сканерами она совместима.
Кстати, есть онлайн-кассы со встроенным 2D-сканером.
Есть еще устройство под названием терминал сбора данных (ТСД). Это такой небольшой ручной компьютер с собственным ПО и встроенным сканером. ТСД удобно использовать при отпуске товара со склада.
3. Принтер маркировочных этикеток
Данное оборудование приобретать не обязательно, т. к. розничные магазины должны маркировать товары в исключительных случаях. Например, код на упаковке потерян или поврежден, покупатель вернул товар с нечитаемым кодом.
В этих ситуациях товар надо перемаркировать.
Как магазину перемаркировать товар самостоятельно
Отправляете заявку на новый код в личном кабинете «Честного знака», оплачиваете его (да, теперь это ваши расходы, благо, совсем небольшие – всего 60 копеек без НДС), получаете, распечатываете и наклеиваете на товар.
Опту и рознице не обязательно покупать навороченную технику, достаточно компактных принтеров средней мощности. А многие маленькие магазины и вовсе обходятся офисными принтерами.
Решение от МТС Кассы предлагает все необходимое для работы с маркированными товарами от приемки до продажи:
Онлайн-касса. Кассу можно как купить, так и взять в аренду.
2D-сканер. Есть модели онлайн-касс, в которые 2D-сканер уже встроен.
Готовая интеграция с сервисом ЭДО. Вы можете принимать товар, работать с УПД и ВСД на кассе или в личном кабинете кассы через ПК. Все товары с поступивших УПД ставятся на баланс автоматически.
Проверка подлинности поставки. На МТС Кассе достаточно отсканировать код маркировки товара из партии и кассовый сервис сам проверит его наличие в УПД.
Оставьте заявку и наш менеджер в ближайшее рабочее время свяжется с вами, чтобы рассказать подробнее
Проблемы, с которыми столкнулись магазины
Продажа маркированной продукции доставила рознице немало проблем:
Наталья Анисимова. Заведующая в продуктовых магазинах.
Ростов-на-Дону
Продажи сигарет трудностей вообще не вызывают. А вот приемка заставила нас перестроить всю работу. Нам пришлось решать вопрос, кто и как будет подтверждать электронные УПД и сразу ставить товар на баланс. Ведь товар привозят в основном до обеда, продавцу нужно быстро все проверить, расписаться в бумажных накладных для поставщика, и скорее начать продавать. Теперь стало сложнее, приходится сверять поставку с электронными накладными. Да и начать продажу раньше, чем УПД приняли, нельзя. А иногда, ну, прям очень хочется )))
Марсель Ибрагимов. Предприниматель.
Нижнекамск
Я продаю обувь. Работаю с обычной кнопочной кассой. Купил к ней сканер и как оказалось, не самый удачный. Мало того, что пришлось вызывать специалиста, чтобы он подключил его к кассе, так этот сканер даже слегка потертые коды не сканирует. В общем, скорее всего, буду и кассу и сканер менять. На деньги я попал, конечно.
Марина Конькова. Владелица небольшого обувного магазина.
Москва
После введения маркировки приходится работать только с электронными документами. Все УПД принимаются в личном кабинете сервиса ЭДО. А так как у нас приемку делают сами продавцы, пришлось потратиться на компьютер для магазина. Да еще каждого сотрудника научить, как и что делать. Больше всего не понравилось, что вынуждены были дать доступ кассирам в ЭДО. Но и это еще ладно. Вот если день приемки выдается суетной, то поступивший товар могут принять разные продавцы. В результате куча проблем: некоторый товар не сверяется с УПД и принимается, часть УПД вообще не закрывается. В общем, треш. Придумали, да не додумали.
Наталья Куверина. Предприниматель.
Рязань
Столкнулись с такой проблемой: если поставщик вдруг напутал коды в УПД, то при приемке проверить их не получится. Не знаю, что теперь делать, и сколько у меня теперь прошло товаров с другими кодами. Надеюсь, что обойдется, и штрафов не будет.
Как рознице упростить работу с маркированной молочной продукцией
Для упрощения и удобства работы предприниматели часто выбирают кассовые сервисы, уже интегрированные с ЭДО.
УПД поступают сразу в кассовый сервис. Сверку УПД можно делать продавцу сразу на кассе. Дополнительный ПК не нужен.
Благодаря автоматической постановке товара на баланс после подтверждения УПД в кассовом сервисе, ваши продажи не простаивают.
Контроль товарооборота. Кассу вы можете настроить так, что она не даст продать товар, который не был поставлен на баланс. А значит вас не оштрафуют.
В МТС Кассе есть и дополнительные возможности:
Сортировка УПД по признакам (поставщик, вид продукции, дата, статус и др.) убыстряет поиск нужного документа.
Номенклатура на новые товары и карточки на новых контрагентов создаются автоматически.
Проверка подлинности поставки. При приемке через кассу продавцы могут сканировать коды, а кассовый сервис сам проверяет их наличие в УПД.
Приемка большими упаковками. При сканировании кода большой упаковки касса поставит каждую единицу товара из упаковки на баланс.
Ведение учета остатков и оприходование товаров по подразделениям.
Контроль продаж и неликвидов. Сбор статистики продаж, обзор основных показателей торговли (выручка, возвраты, время открытия и закрытия смены и другие), формирование более 50 аналитических отчетов для бизнеса.
Вы можете работать с документами не только на кассе, но и на ПК в личном кабинете кассового сервиса МТС. Во время приемки кассир будет только проверять УПД на кассе, а вы лично подписывать документы в личном кабинете на своем ПК.
Заполните заявку и наш менеджер вас проконсультирует.
Способы нанесения маркировки на упаковку молочной продукции
Прежде чем рассказать о способах, напомним еще раз, что обязанность наносить код маркировки на товар лежит на производителе или импортере. Розничному продавцу выпадает такая задача в исключительных случаях.
Наносить коды маркировки разрешено на отделимые части упаковки молочной продукции, но без которых товар невозможно продать (например, крышки).
Способов нанесения маркировки на упаковку несколько:
Заказ печати маркетинговой этикетки с кодом или упаковки с кодом в типографии
Чтобы не отвлекаться на нанесение маркировки, молочные заводы заказывают печать кодов на стандартной маркетинговой этикетке с товарным знаком у типографии, либо на готовой упаковке у поставщиков упаковки. В последнем случае в типографию обращаются производители упаковки.
Упаковку, промаркированную типографским способом, можно передавать другим юридическим лицам в рамках одной группы компаний.
Нанесение цифровых кодов маркировки на готовую продукцию при производстве
На производстве чаще всего код наносится на крышки бутылок лазером специальным маркиратором. Это самый оптимальный способ.
Либо применяется этикетирование – печать кодов на самоклеящихся этикетках и их дальнейшее наклеивание на упаковку. Но этот способ не очень надежный, т. к. этикетку можно переклеить.
Поэтому, если к вам поступит товар с кодами маркировки на самоклеющихся этикетках, обратите на него внимание, и обязательно проверьте поставку хотя бы выборочно.
Каким бы способом не был нанесен Data Matrix на товар, розничному продавцу в любом случае следует применять хороший сканер, который может сканировать код с любой поверхности. И не отказываться сканировать даже слегка поврежденный или изогнутый штрих-код, чтобы не заниматься перемаркировкой.
Штрафы за оборот немаркированной молочной продукции
Производство, покупка, продажа, перевозка, хранение немаркированной продукции, а также нарушение правил маркировки повлекут следующие штрафы:
Физлица также могут нарваться на штраф от 2 000 до 4 000 рублей за торговлю товаром без маркировки.
За продажу немаркированного товара на сумму более 1,5 млн руб. применяется уголовное наказание.
С 1 февраля 2021 года номенклатура в чеке обязательна для любого бизнеса. Об этом мы подробно писали здесь.
За отсутствие наименования товара и кода маркировки в чеке применяются следующие штрафы:
Этапы внедрения маркировки молочной продукции
Проект постановления о правилах маркировки молочной продукции и особенностях внедрения обязательной маркировки в молочной отрасли разработал и представил в августе 2020 года Минпромторг. Правительство утвердило проект 15.12.2020 года (Постановление № 2099).
Внедрение маркировки будет происходить постепенно в течение трех лет. Этапы внедрения обязательной маркировки:
1 этап. Добровольный режим для всех участников оборота
С 20 января 2021 года – старт подготовительного этапа. Участие для всех добровольное. Участники могут получить бесплатные коды маркировки, маркировать продукцию, отладить интеграционные и другие решения, вводить в оборот и выводить из оборота товар через онлайн-кассы.
2 этап. Обязательная маркировка и продажа через ККТ
Производители (и импортеры) обязаны маркировать товары и вводить их в оборот.
С 1 июня 2021 года – товары категории «мороженое» и «сыры».
С 1 сентября 2021 года – все остальные товары сроком годности более 40 дней.
С 1 декабря 2021 года – молочные продукты сроком годности менее 40 дней.
Розница
С 20 января 2022 года вводится обязательное фиксирование выбытия маркированной продукции сроком годности 40 дней и менее через кассы и передача данных в ГИС МТ.
С 1 июня 2022 года – обязательное фиксирование выбытия маркированной продукции сроком годности более 40 дней через кассы.
3 этап. Прослеживаемость продуктов в цепочке
Все участники оборота. Приемка и отгрузка
С 1 сентября 2022 года вводится обязательный объемно-сортовой учет и выбытие товаров (не через кассы) по электронным УПД.
Фермеры
С 1 декабря 2022 года – обязательная маркировка продукции для фермеров и сельскохозяйственных производственных кооперативов при продаже через собственную розницу и прямых продажах.
Все участники оборота
С 1 декабря 2023 года вводится учет по УПД каждой единицы товара сроком годности более 40 дней.
Дата публикации: 10.03.2021