Маркировка обуви что это и зачем
Маркировка обуви
Маркировка обуви запускается одновременно для всех участников оборота и для всех бизнес-процессов в рамках оборота обувной продукции.
Работайте в привычном темпе,
маркировку берем на себя
Работающие решения
Мы подбираем ПО так, чтобы
вы работали в привычных программах
и по минимуму меняли свои процессы.
Все инструменты интегрируются между
собой и с вашими системами.
Интеграция с регулятором
Сервис Контур.Диадок — оператор электронного документооборота, а Контур.ОФД — оператор фискальных данных. Сервисы Контура
интегрированы с ГИС оператора Маркировки.
Вам не нужно контактировать
с регулятором, всё работает само.
Работайте по закону и повышайте эффективность бизнеса. А мы вовремя обновим сервисы в соответствии с законодательством.
Мы не оставим вас наедине
с проблемой. Поможем настроить связи
сервиса и кассового модуля, решить
технические проблемы.
Автоматизируйте все
ваши процессы целиком,
а не по отдельности
Государство отслеживает обувь на всем пути от производства до продажи. Получите комплексное решение для всей цепочки ваших бизнес-процессов.
Розничным
магазинам
и торговым сетям
Импортерам,
производителям
и оптовикам
Полезная информация
о маркировке обуви
У вас осталась немаркированная обувь отечественного производства? Успевайте промаркировать ее в последние дни августа, с 1 сентября ЦРПТ перестанет выдавать коды для остатков.
С 1 августа запрещено маркировать остатки обуви, которую закупили за рубежом до 1 июля, а получили до августа.
Налоговый кодекс изменился: при продаже обуви, лекарств и изделий из натурального меха нельзя работать на ЕНВД и патенте. Если вас касаются поправки, перейдите на упрощенную или общую систему налогообложения.
Общие документы
Отраслевые документы
Старт регистрации в ГИС Честный ЗНАК
Все участники торговой цепочки должны зарегистрироваться в системе до 1 октября 2019 года
Импортеры и производители в этот период получают доступ к системе управления заказами через техническую поддержку Честный ЗНАК
Старт маркировки остатков на складах владельцев
Оставшиеся участники торговой цепочки (дистрибьюторы, оптовики, розничные точки, торговые сети) в этот период получают доступ СУЗам для заказа кодов и маркировки остатков
Старт маркировки товара на производстве и импорте
Старт передачи сведений в ГИС Честный ЗНАК об обороте товара
Оборот только маркированных пар обуви, передача сведений в ГИС Честный ЗНАК. Запрещено хранить и продавать немаркированные остатки. Запрещен оборот немаркированных остатков
Маркировке подлежит вся обувь. Коды ТН ВЭД и ОКПД2 для обуви, подлежащей маркировке, перечислены в распоряжении правительства №792-р от 28 апреля 2018 года. Исключение — обувь, которую вы шьете на заказ по договору на оказание такой услуги.
Если вы шьете обувь по договору услуг с клиентом, ее не нужно маркировать. Потому что предмет договора — услуга, а не товар.
Согласно последним разъяснениям руководителя товарной группы «обувь и легкая промышленность» ЦРПТ Веры Волковой, коды для маркировки остатков ничем не отличаются от кодов для маркировки товара на производстве или импорте. Единственное отличие — сокращенный атрибутивный состав, который нужно будет подать при описании остатков и получении GTIN. Срок реализации остатков, отмаркированных кодами с сокращенным атрибутивным составом не ограничен.
Если вы закупаете товар для собственных нужд у поставщика — резидента РФ, вы не участник оборота и регистрироваться в Честном ЗНАКе, не нужно. Когда вы решите реализовать товар, который подлежит маркировке, но вы приобрели его для себя, вам придется перемаркировать такой товар и вывести его из оборота соответствующим способом.
Товар необходимо описывать для получения уникального идентификатора модели — GTIN. Далее для каждого GTIN вы будете заказывать коды. Описывать товар и получать GTIN необходимо будет в системе «ЮНИСКАН/ГСl РУС» (GS1). В скором времени появится национальный каталог товаров, где можно будет также получать GTIN для товара, подлежащего маркировке.
Для регистрации GTIN вам необходимо описать свой товар в GS1 RUS. Также добавить описание товара в систему можно в Каталоге маркированных товаров (КМТ). Это для товаров легкой промышленности.
Российская компания-импортер может использовать GTIN вашего поставщика, международной организации-производителя. Далее импортер передает такой GTIN в GS1 и дописывает необходимые характеристики по нормативке. После даты публикации GTIN в GS1 этот GTIN будет загружен в ЦРПТ в течение суток, и импортер сможет использовать GTIN для заказа кодов маркировки.
Что такое маркировка обуви и как подключиться
Маркировка обуви — обязательная процедура для всех участников бизнеса. Она охватывает всю цепочку движения товара, начиная от производителя и заканчивая розничными торговыми точками. Чтобы своевременно подключиться к новой системе, стоит заранее подготовить всё необходимое оборудование, документацию для маркировки и работы с идентификаторами. В таком случае, не придется прерывать работу предприятия или торговой точки, дожидаясь оформления документов, подключения оборудования и настройки ПО. Мы собрали всю важную информацию, которая поможет подключиться к маркировке, без лишних расходов и усилий легально работать с обувной продукцией.
Регистрация в системе Маркировки со скидкой
Специальное предложение на регистрацию в системе Маркировки обуви — выгода 1500 руб.
Что такое маркировка обуви и как подключиться
Маркировка обуви — это присвоение каждой обувной паре специального идентификатора, по которому будет прослеживаться движение товара. Код содержит всю информацию о продукте:
- дату производства; где и кем была изготовлена конкретная пара обуви; из каких материалов; размер, принадлежность к мужской или женской категории и т.д.
Таким образом, покупатель сможет получить достоверные и точные данные. Для этого достаточно скачать приложение для распознавания кодов Data Matrix. Программа предоставляется бесплатно для всех операционных систем мобильных устройств. В свою очередь государственные органы могут контролировать обувной рынок, товарооборот, следовательно – получать налоги в казну. По данным исследований, доля контрафакта составляет на сегодня около 40% от всей продукции. Маркировка поможет избавиться от нелегальной торговли обувью, и что немаловажно — от недоброкачественного товара. Данная система выведет на рынок всех честных производителей, позволит им получать больше прибыли. До этого маркировка охватила и другие категории товаров, была успешно внедрена для табачных изделий, лекарств, шуб и др.
Чтобы подключиться к программе маркировки обуви, необходимо выполнить ряд условий:
После получения штрих-кодов в pdf файле следует распечатать и нанести маркировку на каждую пару обуви.
Каждый идентификатор уникален и никогда не повторяется. Он надежно защищен от подделывания, после изъятия из оборота удаляется из системы навсегда.
Этапы маркировки обуви
Следуя Постановлению Правительства, первый этап для обязательной маркировки обуви стартует с 01.07.2019. Он включает в себя регистрацию участников бизнеса. До этого проводился тестовый проект, в котором были задействованы все крупные производители и ритейлеры. В процессе тестирования ими вносились замечания и предложения, которые были учтены для стабильной корректной работы.
С начала октября 2019 года начался второй этап, который предусматривает доступ к криптографическому программному средству. Это значит, что можно начинать заказывать коды и маркировать ими свой товар. Также начинается идентификация остатков обуви на складах.
С 01.07.2020 вступает в силу требование об обязательной маркировке. С этого дня производить, реализовать, отправлять, перевозить обувной товар без кода запрещено.
Как происходит отслеживание обувной продукции
После подключения маркировки обуви схема прослеживания движения товара по всей цепочке приблизительно одинакова для всех категорий продукции:
Какое необходимо оборудование для маркировки обуви
Чтобы подключиться и работать с маркированной обувью, важно иметь под рукой всю соответствующую технику. Наша статья поможет приобрести только необходимое оборудование, без лишних расходов на ненужные устройства.
Для того чтобы подключиться к системе и работать с маркировкой производителю и импортёру стоит позаботиться о следующих видах аппаратного обеспечения:
- регистратор эмиссии — он нужен для криптографического воспроизведения полученных кодов. Потребуется собственная серверная, что доступно не всем компаниям-производителям. Решением данной проблемы является предоставление собственных серверов оператором ЦРПТ, доступ к которым открывается на каждый ИНН отдельно и производится по закрытым каналам; станция управления заказами — она сформирует ярлык или этикетку.
Розничным продавцам потребуется:
Считывает DataMatrix с помощью технологии Area Image. Обращаем ваше внимание на то, что для корректной работы с маркировкой обуви сканер должен считывать двухмерные коды, распознавать их с любой поверхности или монитора
Распечатывает этикетки с кодами Дата Матрикс, понадобится для маркировки остатков, а также в том случае, если будет возврат, пересортица и др. Следует обратить внимание на тип печати, размер этикетки и поддержку печати двухмерных кодов
Касса с прошивкой, поддерживающей работу с кодами маркированной обуви, передачу их в ОФД и ИС МО. Можно попробовать обновить старую кассу, если же она не поддерживает обновление — заменить
Отдельно стоит рассмотреть ПО, которое потребуется для приёма товаров по электронному документу, а также для работы с возвратом и УПД.
В процессе подключения к маркировке возникает множество нюансов, которые придётся учитывать при обустройстве рабочего места кассира. Главное, чтобы каждая единица техники поддерживалась другим устройством, его программой и аппаратными возможностями.
Маркировка обуви — это комплекс различных бизнес-процессов, которые требуют общего решения. В Мультикас можно получить готовый инструмент для ведения бизнеса без нарушений новых правил торговли обувной продукцией. При этом учитывается специфика сегмента, его взаимоотношения с другими участниками товарооборота.
Видео: что такое маркировка обуви
Работа с маркировкой обуви
С 1 июля 2020 года магазины обязаны хранить и продавать только маркированный товар. В противном случае ИП или юрлицо, а также должностное лицо будут оштрафованы, а товар конфискован без возможности вернуть его даже после устранения нарушений.
Поэтому первоочерёдная задача для магазинов – промаркировать остатки обуви, которые не были распроданы к 01.07.2020 г. Сделать это можно до 1.09.2020 г, если есть сопроводительные документы, подтверждающие, что поставка поступила в магазин уже после 1 июля.
После того, как весь товар промаркирован, его необходимо ввести в оборот. После этого магазин может продавать маркированную обувь.
- Для возврата товара сотрудник магазина сканирует код маркировки, в личном кабинете Честного знака сформировать универсальный корректировочный документ (УКД) и отправить его в систему. Если код индентификации не повреждён, то информация о возврате автоматически будет передана в Честный знак через онлайн-кассу. Если код индентификации пришёл в негодность из-за перевозки товара или при возврате, необходимо заказать новый код, перемаркировать обувь и заново ввести её в оборот в системе. После этого товар можно вновь выставить на продажу.
Важное уточнение: магазины на ЕНВД или патенте по законку не могут работать с маркированной обувью. Им необходимо перейти на УСН или ОСН до 1 июля 2020 г.
Частые вопросы по маркированию обуви
На сегодняшний день остаётся много вопросов, с которыми сталкиваются все желающие подключиться к маркировке обуви.
DataMatrix Code | QR Code | |
---|---|---|
Максимальное число символов | 2335 | 4296 |
Минимальный размер | 10 × 10 модулей | 21 × 12 модулей |
Стандарт | ISO/IEC 16022 | ISO/IEC 18004 |
Дата матрикс займет меньше места на упаковке и при этом более надежен (выше уровень коррекции ошибок).
Код допустимо наносить непосредственно на изделие, его потребительскую упаковку или на ярлык. При сканировании кода 2d сканером характеристики товара считываются и распознаются. Эта информация доступна участникам рынка в системе маркировки и потребителям через специальное приложение для телефона.
Внимание! Подробнее на тему средств идентификации вы можете прочитать в статье: «Код маркировки обуви».
Какие сведения должен содержать код маркировки обуви
Код дата матрикс вмещает четыре группы данных. В первых двух зашифрована информация о товаре для идентификации обуви, остальные группы дают штрихкоду уникальность и защищают от подделки.
Серийный номер в систему «Честный Знак» эмитирует ЦРПТ, в уникальном сочетании от 7 до 20 символов закодированы сведения о товаре. В частности, цена, вес, дата изготовления и срок годности.
Кто должен работать с системой «Честный знак»
В системе маркировки «Честный Знак» регистрируются все участники оборота. Это значит, все компании, работающие в обувной отрасли, получают доступ в личный кабинет: производители, импортеры, интернет-магазины, дистрибьюторы, предприятия розничной торговли и оптовики.
Основную работу по обеспечению обуви средствами идентификации выполняют производители и импортеры. Их задача — внести в систему информацию о товаре и его маркировке и нанести этикетку с дата матрикс на каждое изделие. Остальные участники обязаны получить доступ в личный кабинет, внести свои остатки в систему (разрешалось до 1 сентября 2020 года) и отправлять уведомления при каждой смене собственника товара.
Зачем нужна маркировка обуви
Объем теневого рынка обувных товаров оценивается экспертами от 30 до 48 % от всех производимых и поставляемых в страну изделий. Большая часть контрафактной обуви продается в павильонах торговых центров, на вещевых рынках и в интернете: онлайн-магазинах и социальных сетях. С этих товаров не платятся сборы и налоги.
Производители контрафакта не соблюдают технологию производства, упрощая и удешевляя процесс. В результате, обувь быстро теряет внешний вид и качество, быстро изнашивается и рвется. Использование в пошиве дешевых материалов опасно для здоровья покупателей: может вызвать аллергию и деформацию стоп.
Изменить ситуацию на обувном рынке и призвана обязательная маркировка. Метку, подтверждающую оригинальность товара, легко проверить в любой момент и потребителю и предпринимателю. Единая система делает рынок прозрачным, оздоравливает конкуренцию и дает возможность работать только честным производителям и продавцам продукции. Государству цифровая маркировка позволит выявить нелегальное производство, импорт и торговлю обувными товарами.
На какую обувь нужна маркировка
Разберемся, на какую обувь нужна маркировка. Детально информация приведена в Распоряжении Правительства № 792-р. В нем прописаны номенклатурные коды, по которым можно идентифицировать товарную группу.
Маркировка обуви — список
Обязательной маркировке подлежит детская, женская и мужская обувь любого размера и цвета. Обращать внимание следует на материалы, из которых производится товар и область применения.
Приведем список какую обувь надо маркировать:
Чтобы точно узнать, нужна ли маркировка конкретному типу обуви, запросите для нее номенклатурный код ТН ВЭД.
Какую обувь надо маркировать: полный перечень
Полный список обуви, которая должна получить маркировку, соответствует номерам номенклатурных кодов в Распоряжении 792-р. При определении кода для конкретного товара имейте ввиду, что в документе указана только товарная позиция: первые четыре цифры номера ТН ВЭД.
Полная структура товарного кода товара содержит 10 чисел. Конкретные субпозиции в зависимости от устройства, назначения и состава обуви легко найти через онлайн классификатор.
Вот полный перечень ТН ВЭД и ОКПД2 для товарной группы 64 Обувь.
Вид обуви | ОКПД 2 | ТН ВЭД ЕАЭС |
---|---|---|
Обувь водонепроницаемая на подошве и с верхом из резины или пластмассы, кроме обуви с защитным металлическим подноском | 15.20.11 | 6401 |
Обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы, кроме водонепроницаемой или спортивной обуви | 15.20.12 | 6402 |
Обувь с верхом из кожи, кроме спортивной обуви, обуви с защитным металлическим подноском и различной специальной обуви | 15.20.13 | 6403 |
Обувь с верхом из текстильных материалов, кроме спортивной обуви | 15.20.14 | 6405 |
Обувь для тенниса, баскетбола, гимнастики, тренировочная обувь и аналогичные изделия | 15.20.21 | 6404 |
Обувь спортивная прочая, кроме лыжных ботинок и ботинок с коньками | 15.20.29 | 6403 |
Обувь с защитным металлическим подноском | 15.20.31 | 6403 |
Обувь различная специальная | 15.20.32 | 6405 |
Обувь лыжная | 32.30.12 | 6403 |
Исходя из значения номенклатурного товарного кода, легко определить, какую обувь нужно маркировать. Но из списка видно, что под маркировку кодами дата матрикс попадает практически вся обувь. А значит изменение затрагивают всех участников обувной отрасли.
Маркировка обуви: сроки перехода и этапы
Многие предприниматели не помнят, с какого числа началась обязательная маркировка обуви, ведь на внедрение средств идентификации ушло практически два года. Первоначально сроки запуска переносились Правительством, затем появилось решение разделить внедрение марок на этапы, чтобы снизить нагрузку на участников рынка и дать дополнительное время на подготовку. Ниже приведены основные этапы внедрения обязательной маркировки обуви.
С 1 июня 2018 года по 30 июня 2019 года
Минпромторгом запущен эксперимент по использованию средств идентификации для обувных товаров. Участие для участников рынка добровольное. Разработка информационной системы, требований к шифрованию и средствам безопасности поручено ЦРПТ.
С 1 июля 2019 года по 1 октября 2019 года
Началось внедрение обязательной маркировки. Открыта регистрация участников в личном кабинете «Честный Знак». Производители начали подавать заявки на регистраторы и готовить оборудование и процессы для маркировки. Остатки маркируются по упрощенной схеме.
С 1 октября 2019 года по 1 июля 2020 года
Стартовал основной подготовительный этап для участников рынка. Происходит:
Передача данных оператору маркировки добровольна. Основная задача — подготовить свое предприятие к работе со средствами идентификации.
1 июля 2020 года по 1 августа 2020 года
Старт ограничений: без марок нельзя продавать, хранить и перевозить обувь. Производители выпускают на рынок только маркированную продукцию. Импортеры ввозят товары без дата матрикс, только если они закуплены до 1 июля.
Все участники работают в информационной системе «Честный знак». При отгрузках и приемках используются УПД (универсальный передаточный документ). Немаркированные товары еще можно хранить, если документы подтверждают закуп до 1 июля 2020 года. Остатки маркируются по упрощенной схеме.
1 августа 2020 года по 1 сентября 2020 года
1 сентября 2020 года
Обязательная маркировка полностью запущена:
1 июня 2021 года. Крайняя дата заказов кодов маркировки на остатки товаров, находившиеся в распоряжении до 1 июля 2020 года. На складах должна хранится только маркированная обувь. Подробнее в статье: «Продление сроков маркировки остатков обуви».
Нормативные акты по маркировке обуви
Чтобы понять все детали новых требований Правительства к обувному бизнесу, рекомендуем ознакомиться с первоисточником изменений. Вот законодательные акты, в которых прописаны детали внедрения цифровых средств идентификации.
Распоряжение 792-р — указан список номенклатурных товарных кодов обувных товаров, на которые нужны марки, и с какого числа началась обязательная маркировка обуви. Вышло 28 апреля 2018 года, обновлено 6 февраля 2021 года.
Федеральный закон 488 — рассказывает, как кассовому оборудованию работать с маркировкой. Вышел 25 декабря 2018 года.
Постановление 860 — описывает сроки и этапы запуска маркировки для обувной отрасли. Вышло 5 июля 2019 года, обновлено 31 декабря 2020 года.
ППРФ №560 от 8 апреля 2021 г. — продлевает срок маркировки и ввода в оборот остатков обуви в 2021 году.
Как начать работать с маркировкой обуви в 2021
Любому запускающему маркировку предприятию обувной отрасли важно понимать, с чего начать маркировку обуви и как выполнять ее правильно. Порядок работы будет отличаться в зависимости от роли организации в обороте. Рассмотрим подробнее, какие требования предъявляют законодатели к конкретному участнику рынка и как правильно работать с маркировкой обуви фабрикам-изготовителям, импортерам, оптовым продавцам и торгующей рознице.
Общие требования по маркировке обуви к участникам оборота
Всем предприятиям, работающим с обувью, в первую очередь необходимо проверить, попадает ли их продукция под маркировку. НЕ потребуются изменения:
Всем остальным участникам рынка нужно выполнить общие требования, которые в перечне ниже.
Получить УКЭП.
Нужна, чтобы пройти регистрацию на сайте «Честный Знак» и войти в личный кабинет системы маркировки, а также подписывать документы в системе электронного документооборота.
УКЭП или усиленная квалифицированная электронная подпись — электронный аналог ручной подписи и печати организации. Подпись выдают аккредитованные Минцифры удостоверяющие центры. Актуальный список центров размещен на сайте министерства.
Выполнить регистрацию в системе «Честный Знак».
Для работы с маркировкой абсолютно все компании должны зарегистрироваться национальной системе мониторинга от ЦРПТ. Пошагово процесс регистрации описан в руководстве «Как зарегистрироваться в «Честном Знаке».
«Честный знак» — национальная система, которая обеспечивает прослеживаемость товаров, хранит данные, взаимодействует с участниками рынка. Создана центром развития перспективных технологий, ЦРПТ. Центр был выбран оператором системы Правительством в 2019 году (Распоряжение 620-р).
Подключить ЭДО.
Взаимодействие с контрагентами после запуска маркировки происходит через обмен электронными документами, например, УПД. За передачу отвечает оператор ЭДО. Для работы нужна УКЭП. Для работы с маркировкой достаточно выбрать любого оператора или воспользоваться бесплатным ЭДО Лайт.
ЭДО — электронный обмен документами между организациями. Особенность процесса в том, что передаваемые файлы имеют юридическую силу, так как подписаны электронной подписью. Операторы ЭДО перечислены на сайте федеральной налоговой службы.
Как действовать организации, чтобы начать маркировку описано в инструкции «Пошаговая инструкция по маркировке товаров». Как только работа началась, важно вовремя передавать уведомления в систему маркировки.
Также важно помнить, что в случае порчи или потери маркировки, каждый участник оборота должен перемаркировать товар. Нечитаемая и потерянная маркировка является нарушением. Так как считать информацию невозможно, прослеживаемость теряется, и работа с таким товаром запрещена, пока не восстановлен или не перевыпущен код маркировки.
Как работать с маркировкой обуви легко?
Предпринимателям бывает непросто разобраться, как работать с «Честным Знаком» при выполнении маркировки обуви. Кроме того, в процессе работы приходится переключаться между сервисами. Например, вести учет товаров в товароучетной системе, работать с кодами маркировки в системе «Честный Знак», отправлять документы контрагентам в ЭДО. Гораздо удобнее работать в рамках одной системы.
Упрощает работу с маркировкой облачный сервис GetMark. В программном решении объединен учет товаров и полный перечень функций для работы с маркировкой. Большинство процессов в системе автоматизированы, например, импорт товаров и кодов маркировки в личный кабинет, и создание документа поступления сразу после отгрузки товара поставщиком. GetMark позволяет вписать маркировку в привычные процессы без потери эффективности и привлечения дополнительного персонала. Сервис прост и понятен, содержит цветовую индикацию и встроенные уведомления.
GetMark подходит всем компаниям обувной отрасли. Если ваша организация производит, импортирует или торгует обувью оптом или в розницу, GetMark именно то решение, которое упростит маркировку — быстрый запуск и простой процесс подключения позволят не терять времени, ведь обязательства по работе с метками для обуви уже вступили в силу.
Основные преимущества сервиса GetMark для предпринимателей:
Протестировать сервис маркировки товаров ГетМарк можно бесплатно. Специалисты помогут разобраться со сложностями маркировки и проконсультируют по любым вопросам по бесплатному телефону.
Требования и как работать производителю обуви
Основное отличие процессов для поставщиков обуви относительно остальных участников рынка — обязанность маркировать товар. Это не просто процесс нанесения этикетки: нужно добавить и описать товар в системе, заказать коды маркировки, нанести этикетки на продукцию и ввести маркировку в оборот.
Как выполнить требования
Как описать товары производителю
Создание карточек, получение товарных кодов и добавление товаров доступно только поставщикам, вступившим в организацию GS1 RUS. Подробно регистрация на портале описана в Инструкции ГИС МТ. Для участников национальной системы маркировки предусмотрен специальный размер годового взноса.
При вступлении производитель получает идентификационный номер, который будет зашит в составе GTIN или Global Trade Item Number, выпускаемых им товаров. GTIN — это код, присвоенный по международному стандарту GS1, в котором закодирован признак товара, признак производителя и признак национальной ассоциации «GS46».
Для регистрации и описания товаров производитель помимо портала ГС1 может воспользоваться Национальным каталогом. Этот проект входит в систему национальной маркировки «Честный Знак» и выступает энциклопедией маркируемых товаров. Все товары, получившие маркировку в системе «Честный Знак» будут иметь описание и карточку в Национальном каталоге. Основным признаком продукта в Национальном каталоге выступает код GTIN. Порядок регистрации в Национальном каталоге описывает Инструкция ГИС МТ.
Независимо от того, какую из двух систем производитель выберет для описания товаров, ГС1 или Национальный каталог, членство в Ассоциации GS1 необходимо, так как коды GTIN выдают только они. Массовый заказ кодов и работу с маркировкой лучше всего организовать через облачное решение GetMark.
Какое оборудование понадобится
Для выпуска в продажу обуви с дата матрикс поставщику необходимо переоснастить производственные линии и приобрести оборудование для работы с маркировкой:
Как продавать маркированную обувь
Процесс оптовой сделки по передаче товара от компании-производителя оптовику изменился после запуска цифровой маркировки. Для взаимодействия с контрагентом компании нужно выполнить общие требования, о которых упоминается выше.
Сама продажа документально сопровождается УПД. При отгрузке товара производителем (и при приемке у покупателя) обувь сверяется не только по номенклатуре и количеству, но и на соответствие кодов маркировке в УПД и по факту. Если коды маркировки не совпадут при проверке на стороне покупателя, он вправе отказаться от приемки или запросить корректировочный документ.
Последний обязательный этап в сделке — уведомление оператора маркировки о смене собственника товара. На передачу информации в систему «Честный Знак» отводится 3 дня.
Требования и как работать импортеру обуви
Выполнение требований для импортера при старте работы с маркировкой «Честный Знак» сводится к обеспечению своевременной и корректной маркировки товаров и прохождению таможенного оформления. В остальном порядок работы у импортера будет таким же, как у производителя.
Как выполнить требования
Как нанести маркировку на импортируемый товар
Еще до начала международной перевозки обувных товаров импортеру следует обговорить с производителем возможность нанесения маркировки на производстве. А также согласовать формат передаваемых кодов маркировки.
Когда производитель состоит в Ассоциации GS1, его GTIN будут соответствовать требованию системы «Честный Знак». В противном случае импортеру придется проходить регистрацию в ГС1 РУС, формировать товарные карточки с атрибутами и получать GTIN на ввозимую номенклатуру самостоятельно. Не все производители готовы взять на себя процесс маркировки обуви, в этом случае импортеру придется организовать место нанесения этикеток. Легче всего настроить эти процессы через сервис GetMark.
Где наносить этикетки с кодом дата матрикс импортеру:
Импортер должен выполнить маркировку обуви до таможенного оформления. Исключением будет обувь, произведенная на территории ЕАЭС. В этом случае этикетка должна быть на товаре до фактического пересечения границы.
Как пройти таможенное оформление
В Таможенной декларации для указания кодов маркировки отведена вкладка в графе 31, а также введена отдельная графа 31.13, чтобы прописывать количество кодов и уровень маркировки. Вносить значения кода идентификации необходимо с соблюдением определенных правил, разъяснения по этому вопросу опубликовал портал «Честный Знак».
Еще до подачи декларации импортеру нужно проверить, что коды маркировки есть в системе «Честный Знак» и им присвоен статус «Эмитирован. Получен». Получив декларацию, Федеральная таможенная служба запрашивает в системе «Честный знак» данные и сверяет информацию. В свою очередь, оператор маркировки передает ФТС имеющиеся на товар атрибуты. Как только таможенное оформление пройдено, и получена декларация, товар вводится в оборот. При оформлении заявки на ввод в оборот обязательным полем является номер и дата Таможенной декларации.
Какое оборудование понадобится
Как продавать маркированную обувь
Сам процесс продажи для импортера не будет как-то отличаться от уже описанной выше схемы взаимодействия контрагентов на примере производителя и оптовой компании.
Требования и как работать оптовому продавцу обуви
Обеспечив общие условия, указанные в статье ранее, оптовая компания будет полностью соответствовать требованиям для начала работы с маркировкой системы «Честный Знак».
Как выполнить требования
Достаточно выполнить общие требования.
Какое оборудование понадобится
В некоторых случаях оптовой компании пригодится термотрансферный принтер. Поскольку нечитаемый код на товаре является нарушением, нужно иметь возможность перевыпустить этикетку или перемаркировать товар, если код утерян.
Как продавать маркированную обувь
Отгрузка оптовиком продукции для розничной компании или ритейлера сопровождается передачей УПД. В нем содержится перечень кодов маркировки, которые получатель сверяет при приемке. Если есть расхождения по маркировке, покупатель вправе отказаться от приемки товара.
Поэтому важно при отгрузке тщательно сверять коды маркировки в УПД и на обуви по факту. Чтобы сообщить оператору маркировки о смене собственника товара, отводится 3 дня. Коды маркировки “сменят” владельца в системе «Честный Знак» автоматически на основании поданной оптовиком и его покупателем информации.
Также оптовики могут столкнуться с необходимостью вывода товара из оборота. Например, при передаче клиентам образцов или организации выставки. Сведения об отгруженных на рекламные цели товарах обязательно нужно направить в систему «Честный Знак» и вывести их из оборота, выбрав соответствующее основание.
Чтобы не сталкиваться с различными нюансами, представителям оптового бизнеса будет удобнее работать через систему маркировки GetMark.
Требования и как работать рознице торгующей обувью
Как выполнить требования
Достаточно выполнить общие требования.
Какое оборудование понадобится
Как продавать маркированную обувь
Располагаясь в самом конце логистической цепочки, розница ответственна за корректный вывод маркированной продукции из оборота. Как только обувь продана и коды маркировки деактивированы, цепочка прослеживаемости для данного изделия завершается.
Чтобы вывод из оборота выполнялся через онлайн-кассу, необходима интеграция с оператором фискальных данных. Он отправит уведомления о реализации не только в налоговую, но и в систему «Честный Знак».
Процесс выглядит следующим образом. Как только покупатель определился с покупкой, кассовый работник магазина сканирует маркировку, товар идентифицируется, и в чеке прописывается тег 1162 — признак товара в виде числового кода. При печати он преобразуется в обозначение «М». Получив тег 1162, ОФД уведомляет о продаже обуви в систему маркировки. Товар выводится из оборота.
Если маркировка не распознана, не считывается или выдается ошибка, передавать товар покупателю нельзя. Ведь коды маркировки так и останутся в системе «Честный Знак» на торговой организации.
Еще одним процессом, который претерпел изменения, и с которым часто сталкивается розница, является возврат товара от покупателя. Главное правило, которое должен выполнить магазин — не выставлять обувь в продажу пока в личном кабинете системы «Честный Знак» код маркировки не получит статус «В обороте».
Продажа такого товара будет нарушением и приведет к штрафу. Если дата матрикс утерян или поврежден и не считывается — выполните операцию перемаркировки. Подробнее о ней написано в нашей статье: Как оформить возврат маркированного товара?
Наказания за нарушения правил маркировки обуви
Если компания или предприниматель не следуют введенным правилам маркировки обуви, бизнес ждет денежный штраф и потеря продукции. В отдельных случаях наказанием станет тюремное заключение.
Конфискация товара
Вся обувь, на которой отсутствует цифровая маркировка, а также пары с поврежденным и нечитаемым кодом будут изъяты представителями власти. Конфисковать имеют право всю партию, к которой относится товар без марки. Продукцию вернуть не получится, если не докажете неправомерность изъятия в суде.
Финансовые потери будут внушительными. Например, предпринимателя в Махачкале суд оштрафовал на 5 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а стоимость изъятой у бизнесмена продукции составила 1,5 миллиона рублей.
Административные штрафы
Максимальный размер штрафов для предпринимателей, руководителей и компаний указан в КоАП. Производство обуви без дата матрикс согласно статье 15.12 приведет к штрафу до 100 000 рублей. А продажа, хранение и перевозка — до 300 000 рублей. Каждое нарушение при работе с кассой обойдется в 5-10 тысяч рублей штрафа ( ч.4 статьи 14.5 КоАП РФ).
Уголовное наказание
Если правоохранители оценят ущерб в 1,5 миллиона рублей и заподозрят сговор, велика вероятность, что появится уголовное дело по нарушению правил обязательной маркировки. В этом случае максимальный штраф вырастет до 500 тысяч, могут присудить обязательные работы в течение 5 лет или 6 лет тюрьмы.
Всю информацию о возможных штрафах читайте в нашей статье Штрафы за продажу обуви без маркировки
Маркировка обуви: последние новости на 2021
После старта новых правил работы издания регулярно публикуют последние новости на 2021 год на тему маркировки обуви. Обновление законодательства и первые случаи штрафов для предприятий обувной отрасли — вот основная повестка новостных лент. Публикуем некоторые из актуальных статей (со ссылками на первоисточник).
Новости GetMark: Правительство подписало постановление о продлении маркировки остатков обуви. До 1 июня 2021 года бизнес может промаркировать остатки по полной схеме.
Гарант.ру: Правительство уточнило правила маркировки нескольких товарных групп. Для легпрома, обуви, парфюмерии, фототоваров и шин в Постановление №2464 изменены правила передачи в «Честный Знак» сведений в составе УПД и УКД. Полный текст документа для ознакомления по ссылке.
РИА Дагестан: Сотрудники Роспотребнадзора конфисковали у бизнесмена 1734 пары обуви. Предприниматель продавал обувь без маркировки, а нанесение дата матрикс является обязательным с 1 июля 2020 года. Решается, каким будет наказание: административным или уголовным.
Оренбуржье: В Орске Роспотребнадзор и сотрудники таможенной службы арестовали обувь на 1,6 миллиона рублей. После сигнала о продаже обувной продукции без маркировки в орской торговой сети, сотрудники провели проверку и изъяли 2480 пар. Возбуждено административное дело.
Ведомости: Шесть крупных компаний из числа импортеров, дистрибьюторов и ритейла столкнулись со сбоями в работе системы маркировки. В результате поставки шли с задержками и движение товара замедлилось. В качестве примера приведен случай с детской обувью Nike, которая провела на таможне несколько недель в ожидании разрешительного документа. Абсурда добавляет факт, что для этого вида продукции, документ необязателен.
Настоятельно рекомендуем предпринимателям не только обращать внимание на материалы в средствах массовой информации, но и следить за новостями цифровой маркировки своей отрасли на сайте «Честный Знак» или в телеграм канале сервиса маркировки GetMark.
Ответы на популярные вопросы по маркировке обуви
Маркировка обуви перестроила привычные процессы на предприятии и добавила новые. Порядок работы, подключение новых систем, взаимодействие с «Честным Знаком» — все это требует погружения и неизменно вызывает вопросы: как действовать в данном конкретном случае.
Собрали для предпринимателей подробный F.A.Q., где ответим на часто задаваемые вопросы по маркировке обуви. Если интересующего вас вопроса нет в списке — свяжитесь со специалистами GetMark по бесплатному телефону, мы поможем внедрить на предприятии маркировку правильно.
Как промаркировать остатки обуви и возможно ли это сейчас по упрощенной схеме?
У вас есть ещё время. Правительство возобновило маркировку остатков обуви, но уже по полной схеме. Подробнее вы можете прочитать в статье: Инструкция по маркировке остатков обуви в 2021.
Как продавать обувь в B2B?
Подробно процесс продажи маркированной обуви оптовиком описан в статье блога: Как продавать обувь с маркировкой производителю, оптовику и в розницу.
В процессе продажи обуви для B2B после маркировки изменится 3 момента:
Для какой обуви маркировка не нужна?
В Постановлении №860 подробно перечислены случаи, когда марки обувным товарам не требуются:
Кроме того, внимательно сверяйте номенклатурные коды. Маркируйте обувные товары с ТН ВЭД от 6401 до 6405. Значения номенклатурных кодов указаны в Распоряжении 792-р.
Какие сроки ввода в оборот кодов маркировки обуви?
На эту операцию дается 60 рабочих дней. Срок прописан в Постановлении Правительства №860. Если код обуви не активирован в системе вовремя, он аннулируется и оформлять заявку и оплачивать коды маркировки придется снова.
Отметим, что в сервисе GetMark ситуация с “просрочкой” кодов маркировки исключена:
Нужно ли маркировать обувь портным по индивидуальному пошиву?
Опишем все возможные ситуации.
Ситуация 1. Портной шьет обувь по договору услуг.
При работе по договору услуг, Дата Матрикс на обувь не наносится. Ведь продается услуга, а не товар.
Ситуация 2. Сшитые пары передаются в магазин по договору комиссии.
Если произведенная обувщиком продукция передается на реализацию в торговую точку по договору комиссии, то наносить цифровые марки должен магазин.
Ситуация 3. Портной продает сшитую обувь в своем магазине.
Если изготовленная обувщиком обувь пойдет в продажу, маркировка необходима.
Сколько стоят коды маркировки обуви?
Каждый код маркировки обойдется в 60 копеек с НДС. Цена маркировки фиксирована, ее установило Постановление Правительства №577.
Нужно ли маркировать каждую пару обуви одной модели?
Этикетку с кодом дата матрикс нужно нанести на каждую пару обуви, вне зависимости от модельного и размерного ряда.
При заказе кодов маркировки выбирается конкретная модель. Создать разные товарные коды для моделей с одинаковым описанием не получится.
Можно ли оформлять возврат обуви в B2B и в рознице?
Возврат товара и от розничного покупателя и от контрагента оформлять можно. Главное — учесть несколько особенностей:
Возврат от покупателя
Проданный в рознице товар выведен из оборота. До возврата обуви в продажу активируйте коды маркировки и верните товар в оборот. Если маркировка не сохранилась — сделайте перемаркировку.
Возврат в B2B
Чтобы вернуть принятую от поставщика маркированную обувь, оформите на возвращаемые пары УПД и проведите возврат через обратную реализацию.
Подробнее узнать о различных вариантах возврата товара с маркировкой в статье блога: Как оформить возврат маркированного товара?
Нужно ли маркировать детскую обувь
В Распоряжении Правительства 792-р не прописан пол обуви и не выделяется отдельно мужская, женская и детская обувь. Но номенклатурные коды ТН ВЭД документа включают в себя коды в том числе для детской продукции.
Однозначно проверить нужна ли маркировка детской обуви просто: найдите первые 4 цифры номер ТН ВЭД в сопроводительных документах. Если указаны 6401, 6402, 6403, 6404 или 6405 — маркировка необходима.
Нужно ли маркировать спортивную обувь
Маркировка спортивной обуви требуется.
Но понятие спортивная обувь включает широкий перечень. Чтобы убедиться в необходимости маркировки, сравните коды ТН ВЭД в сертификате соответствия. В Распоряжении 792-р указаны коды 6401, 6402,6403, 6404 и 6405.
Нужно ли маркировать резиновую обувь
Обувь из резины включена в проект по маркировке под двумя кодами:
Маркировка резиновой обуви потребуется.
Видео на тему маркировки обуви Честный ЗНАК
- Не качает play market что делать
- Как понять что метастазы уходят