Маркировка светофор продукты питания что это
Роспотребнадзор расширяет применение цветовой маркировки «Светофор» для пищевых продуктов и безалкогольных напитков
Роспотребнадзор расширяет применение цветовой маркировки «Светофор» для пищевых продуктов и безалкогольных напитков
Главная задача маркировки — донести подробную и достоверную информацию до потребителя, что позволит сделать грамотный выбор при приобретении пищевых продуктов, содействовать соблюдению принципов здорового питания и снижению рисков для здоровья граждан.
По данным у исследования ВЦИОМ, проведенного в 2018 году, более 80% процентов россиян поддерживают введение трехцветной маркировки продуктов. Три четверти граждан (77%) потенциально готовы ориентироваться на такую индикацию при покупке продуктов. Надежду на улучшение состояния здоровья населения, в связи с введением предложенной формы обозначений на продуктах, выразили 47% респондентов.
Внедрение цветовой маркировки пищевой ценности отвечает самым современным мировым трендам в области технического регулирования пищевой продукции, всецело поддерживается Всемирной организацией здравоохранения и, в настоящее время, активно обсуждается в технических комитетах по стандартизации Комиссии Кодекс Алиментариус с целью внедрения на территории всех стран, входящих в ВТО.
Работа Роспотребнадзора по привлечению производителей пищевой продукции к добровольной маркировке «Светофор» и популяризации принципов здорового и безопасного питания для потребителей будет продолжена.
Проект добровольной маркировки пищевых продуктов и напитков «Светофор» стартовал 1 июня 2018 года. Инициатором проекта выступил Роспотребнадзор. Ранее ведомство подготовило методические рекомендации по цветовой индикации на маркировке пищевой продукции, разработанные ФИЦ питания и биотехнологии.
Проект добровольной маркировки пищевых продуктов и напитков «Светофор» активно поддержан бизнес-сообществом, в нем принимают участие крупнейшие производители пищевой продукции и торговые сети.
С 2019 года, в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», Роспотребнадзор реализует мероприятия, направленные на продвижение принципов здорового питания и создание в России среды, способствующей ведению здорового образа жизни. В рамках федерального проекта, внедряется система мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, в том числе детей, которая позволит установить связь между структурой питания, качеством пищевой продукции и здоровьем населения. Система мониторинга позволит осуществить детальную оценку фактического питания в различных регионах страны и использовать эти данные для разработки адресных образовательных программ и новых (актуализированных) рекомендаций по питанию для различных групп населения.
Новая маркировка продуктов «Светофор»: почему это хорошо для здоровья и похудения?
Интересный ГОСТ будет принят осенью Осенью в России планируется принять ГОСТ на цветовую маркировку продуктов – так называемый «Светофор».
ФИЦ питания и биотехнологии уже подготовил окончательную версию документа, так что в октябре на прилавках магазина мы увидим нечто новенькое.
Светофор, размещенный на упаковке или этикетке в виде вертикальных полос, будет наглядно демонстрировать, сколько сахара, соли, трансжиров и жиров содержится в продукте.
В зависимости от кол-ва данных веществ полосы будут красного, желтого или зеленого цвета.
Зачем это вообще нужно и почему нам, покупателям, это на руку?
Откуда пришло
Подобные маркировки появились в США в 1970-ых, но нанесение маркировки на упаковку стало обязательным только через 20 лет – в 1994 году. В Финляндии, например, зачатки «светофора» появились сразу, в 1993 году таким образом обращали внимание покупателей высокое содержание соли.
В 2013 году в Великобритании ввели добровольный «светофор», показывающий соответствие продуктов стандартам здорового питания. Красный цвет присуждается продуктам с кол-во жира более 17,5 гр., 22,5 гр. сахара, 1,5 гр. соли на 100 гр. продукта.
Зеленый, если в продукте содержится не менее 3 гр. жира, 5 гр. сахара и 0,3 гр. соли. Все, что между, то отмечается желтым цветом. Помимо этого на некоторых продуктах отмечена дневная норма потребления жиров, сахара и соли.
В России «светофор» предложили еще в 2015 году, когда АНО «НИЦ Здоровое питание» провел опрос, в ходе которого выяснилось, что более 70% опрошенных обратили бы внимание на такую маркировку.
Зачем нужна
В прошлом году министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что министерство будет продвигать концепцию здорового питания среди граждан, для достижения этой цели намерено использовать маркировку.
В марте 2018 года ВЦИОМ провел исследование, в ходе которого изучалось восприятие потребителями трехцветной маркировки. Тогда ее поддержало более 80% респондентов, 77% подтвердили готовность ориентироваться на такую индикацию при покупке продуктов.
Также Роспотребнадзор обеспокоен из-за роста числа заболеваний, связанных с едой — с ними связано около 63% смертей в стране. Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот и соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, сахарного диабета.
В ведомстве считают, чтобы снизить показатели потребления соли, сахара и жиров, необходимо информировать потребителя о составе продукта максимально простым способом.
Почему это хорошо
Нам эта идея очень нравится не только с точки зрения здоровья, но и похудения! Более того, это поможет повысить «пищевую» грамотность населения, играя на простых базовых ассоциациях — не секрет, что красный цвет у нас в мозгу вызывает реакцию «плохо, опасно, запрет», а зеленый — наоборот «хорошо, полезно, допуск».
Разумеется, демонизация любой, даже очень жирной / калорийной / сладкой / соленой еды недопустимо! Но вот простейшее понимание того, что именно вы едите и какой эффект это оказывает на ваш организм иметь необходимо.
Это, конечно, не бог весть какая образовательная программа, но опять же хотим отметить, что в Америке и Европе такая маркировка уже стала абсолютно обыденным явлением и не вызывает вопросов.
Это поможет вам избегать продуктов со скрытыми или неожиданными для вас сахарами и жирами, что, конечно, фигуре пойдет только в плюс. Конечно, есть и нюансы: как бы производители не начали «хитрить» с маркировкой — все-таки она пока необязательная, а значит, и контролировать ее никто не будет.
Хотя маркировка уже была введена в использование: первым маркируемым продуктом по степени полезности стало мороженое. Роспотребнадзор объясняет это тем, что мороженое – это любимая сладость детей. Путем «светофора» до родителей донесут наиболее важную информацию о составе лакомства.
Также подключились производители молочных продуктов и их производных: например, йогурты и мяса птицы.
Пока маркировку будут наносить на продукты лишь желающие. Также она не распространяется на продукты, которые состоят из одного компонента (пищевое сырье типа масло растительное и сливочное, сахар-рафинад, воду, твердые, полутвердые и мягкие сыры, полученные по традиционным технологиям – в ведомстве отмечают, что в их составе заведомо высокие показатели соли и жира).
А вот с тем, что такая маркировка не будет нужна кондитерским изделиям и безалкогольным напиткам мы не очень согласны, хотя и понимаем, что отчасти это логично, иначе начинает напомнить охоту на ведьм.
Это случилось после массового возмущения, отчасти оправданного, производителей, которые посетовали, что нельзя применять одинаковые стандарты по составу для всех продуктов, а красные метки могут просто «убить» определенные категории.
Надеемся, произведут хорошие, качественные исследования и по прошествию пары лет определят, было ли это полезно и повлияло ли на здоровье граждан, прям ждем!
Расскажите, обращаете ли вы сами внимание на состав продуктов? Как вы думаете, нужна ли будет данная маркировка?
О добровольной маркировке «Светофор» на продуктах питания и напитках
В декабре к добровольной маркировке продуктов питания «Светофор» присоединился крупнейший производитель продуктов питания и напитков. Инициатором пилотного проекта по маркировке продуктов питания «Светофор» выступил Роспотребнадзор. Ранее ведомство подготовило методические рекомендации по цветовой индикации на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей, разработанные ФИЦ НИИ питания и биотехнологии.
Идея маркировки продиктована обеспокоенностью Роспотребнадзора высокими темпами роста заболеваний среди населения страны, связанных с приемом пищи. Около 63% смертей в России связаны с алиментарно-зависимыми заболеваниями, а распространенность ожирения среди женщин в 2-2,5 раза выше, чем среди мужчин.
Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета. Для того чтобы снизить показатели потребления соли, сахара и жиров необходимо информировать потребителя о составе продукта максимально доступным способом, чтобы каждый мог осознанно решить какие продукты можно есть практически без ограничения, а какие потреблять умеренно.
Роспотребнадзор уделяет особое внимание полноценности рациона и безопасности продуктов питания, ежедневно попадающих на стол в каждой семье. Добровольная маркировка «Светофор» позволяет потребителю сделать свой рацион питания более сбалансированным, что способствует повышению качества и продолжительности жизни населения нашей страны.
В рамках пилотного проекта по маркировке продуктов питания «Светофор» компания PepsiCo разместила на упаковке ряда своей продукции маркировки с соответствующей цветовой индикацией и подробной информацией об общем содержании жира, добавленного сахара, соли и насыщенных жиров в пересчёте на 100 г продукта.
С момента старта добровольной маркировки «Светофор» проект реализует уже две розничные российские компании.
Идея маркировки продиктована обеспокоенностью Роспотребнадзора высокими темпами роста заболеваний среди населения страны, связанных с приемом пищи.
Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета. Для того чтобы снизить показатели потребления соли, сахара и жиров необходимо информировать потребителя о составе продукта максимально доступным способом.
У проекта нет ограничения по времени, поэтому производители могут подключиться к проекту тогда, когда будут готовы их производственные мощности.
Маркировка «Светофор»: что это такое и для чего она нужна
Возможно, вы уже замечали на упаковке знакомых продуктов разноцветный прямоугольник, с обозначениями “Жир”, “Соль”, “Сахар” и “НЖК”. Это — маркировка “Светофор”, добровольно наносимая производителями, участвующими в одноименном проекте Роспотребнадзора. Что это такое, для чего нужно и по какому принципу работает — обо всем этом мы расскажем ниже.
Что это такое, когда появится в России
Новая маркировка продуктов “Светофор” — это проект, запущенный по инициативе Роспотребнадзора. В его рамках производители продовольственных товаров и безалкогольных напитков берут на себя обязательство наносить на упаковки специальную маркировку “Светофор”. Маркировка выполняется в виде цветовой индикации, цель нанесения которой — информирование потребителей о содержании в продукте жиров, сахара, соли и насыщенных жирных кислот (НЖК). Участие в проекте — добровольное.
В панели индикации используется три цвета: зеленый, желтый и красный. Маркировка Светофор, наносимая на продукты питания, отображает цветом уровень содержания вещества (сахара, соли, жиров и НЖК) в продукте:
Также для каждого вещества указывается уровень содержания в граммах на каждые 100 грамм или 250 миллиграмм (для напитков) продукта и процентная доля от суточной нормы.
Потребитель, взявший в руки упаковку, где есть маркировка “Светофор” Роспотребнадзора, видит перед собой вот такую панель:
О том, что в России, возможно, введут маркировку продуктов питания по принципу “Светофор” впервые речь зашла еще в 2017 году, а стартовал проект в 2018 году. Причем дата для этого старта была выбрана символическая — в День защиты детей (1 июня), перед Днем здорового питания и отказа от излишеств в еде (2 июня) и Всемирным днем безопасности пищевых продуктов (6 июня). И кстати, первым продуктом, на упаковку которого была нанесена маркировка “Светофор”, стало мороженое — любимое лакомство многих детей.
Зачем нужен Светофор
Согласно статистике, среди населения нашей страны идет быстрый рост количества заболеваний, напрямую связанных с характером употребляемой пищи. Большое количество поступающих в организм жиров, соли, сахара и НЖК может привести к развитию сахарного диабета, гипертонии, ожирения, сердечно-сосудистых и многих других заболеваний. С алиментарно-зависимыми (связанными с приемом пищи, особенно не соответствующей ГОСТ) заболеваниями связаны более 63% всех смертей в России.
Цветовая маркировка продукции “Светофор” как проект стала результатом обеспокоенности Роспотребнадзора приведенными выше фактами. Его цель, как мы уже сказали — информирование потребителя о содержании в продуктах сахара, соли, жира и НЖК, т. е. веществ, избыток которых может наносить вред здоровью. Точнее, речь идет не просто об информировании — “Светофор” должен сделать важную информацию более доступной, легко считываемой, заметной.
Возьмите в руки любой продукт и посмотрите в общий блок информации о продукте: она представлена мелким шрифтом, с маленьким отступом между строками, в едином цвете. Когда мы сидим дома и имеем возможность спокойно все это прочитать — проблем нет. Но в магазине другие условия — нам может быть некогда, неудобно или темно читать. Или зрение не позволяет вот так “влегкую” пробегать глазами этикетки. В результате мы берем с полки не то, что полезнее или безопаснее для здоровья, а то, что обычно / ближе стоит / выглядит привлекательнее и т. д.
Как это будет работать
Маркировка продуктов “Светофор” представляет собой яркую планку с цветными геометрическими фигурами, внутри которых коротко указаны основные данные — название вещества, его количество и процент от дневной нормы. Цвета тоже подобраны не просто так — уже давно у людей закрепились связанные с ними ассоциации:
То есть даже если покупатель в цифрах не силен (мало кто знает допустимые нормы), выбор можно сделать основываясь просто на цветах, которыми помечены соль, сахар, жиры и НЖК.
Мы считаем, что добровольная маркировка “Светофор” — идеальный вариант донесения информации до пользователя, находящегося в условиях ограниченного времени и сенсорной перегрузки. Чтобы получить минимум данных, необходимых для выбора полезных или, как минимум, безопасных продуктов, достаточно кинуть быстрый взгляд на панель индикации.
Система маркировки «Светофор»: все цвета качества
Что представляет собой проект добровольной маркировки продуктов питания «Светофор»?
Не все продукты одинаково полезны. Чтобы потребители не забывали об этом, летом прошлого года Роспотребнадзор запустил еще одну программу маркировки. Что отличает «Светофор» от уже существующих подобных систем? Нужно ли это потребителю? И чем перемены грозят бизнесу?
Откуда у «Светофора» ноги растут
Как отмечает заместитель директора ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Алексей Камбаров, сегодня в России более 8 млн человек страдают от патологий, на возникновение которых так или иначе повлияли продукты питания. Ежегодно число заболевших увеличивается на 9%.
Аналогичная ситуация отмечается по сердечно-сосудистым заболеваниям и диабету. Притом основной рост заболеваемости приходится на детей и подростков до 18 лет.
В докладе «ФИЦ питания и биотехнологии» отмечается, что такая ситуация наблюдается не только в России. Это общемировая тенденция.
ООН, ВОЗ и ФАО давно призывают внедрять программы по снижению потребления ряда критически значимых пищевых веществ:
Чтобы донести до населения всю важность проблемы, ООН, ВОЗ и ФАО предлагают вести просветительскую работу с населением. В первую очередь – предоставлять как можно больше информации о составе продуктов. В том числе при помощи проекта «Светофор», который предназначен для информирования потребителя об «опасности» продукта при помощи цвета.
«Черная метка» для «опасных» продуктов
Подобные программы уже достаточно давно существуют в целом ряде стран:
Схожую идентификацию применяют Финляндия, Сингапур, Таиланд, Хорватия, Словения, Арабские Эмираты.
Справка
С 2017 года программа «Светофор» начала работать в России. В отличие от иностранных аналогов, российская система маркировки для производителей добровольна.
Цвет определяет содержание в продукте критически значимых пищевых веществ, т.е. соли, сахара и жирных кислот.
За основу критериев оценки взяты данные ВОЗ и Таможенного союза.
Цветопробы
С момента официального запуска «Светофора» 1 июля к программе присоединились Danone, Unilever и X5 Retail Group. В первую очередь чтобы проверить, как потребитель реагирует на такого рода информацию.
Для нас участие в «Светофоре» – возможность проверить, насколько потребитель обращает внимание на подобную маркировку и насколько по-разному он может воспринимать сведения о пищевой ценности
В Danone и X5 Retail Group рассказывают, что совместная оценка эффективности участия в пилоте также будет проведена в марте–апреле. Тогда уже станет понятно, будут ли компании продолжать проект или его свернут.
Вместе с тем возможность присоединиться к проекту «Светофор» рассматривает PepsiCo. В компании понимают, что забота о здоровье российских потребителей – необходимая задача государства и производителей продуктов питания.
PepsiCo позитивно расценивает систему еще и потому, что выводит на рынок безопасные для потребителей продукты, параллельно сокращая содержание добавленного сахара в напитках, насыщенных жиров и соли.
За и против
Саму идею повышения качества продуктов питания мы, безусловно, поддерживаем. Тот факт, что тема качества продуктов сегодня актуальна – позитивный тренд, но российское законодательство уже обязывает производителей размещать на этикетке полную информацию о составе продукта, его пищевой ценности, рекомендациях и нормах потребления. Схожие требования содержат и опережающие стандарты Роскачества. На наш взгляд, этого достаточно, чтобы потребитель мог принять решение о пользе/вреде того или иного продукта
В ассоциации обозначают, что в случае дальнейшего принудительного введения маркировки «Светофор» будет выделено четыре проблемных момента:
Рынку будет непонятна методика определения вредности или полезности того или иного продукта. В частности, почему вредность продуктов устанавливается именно по наличию соли, сахара и жира, без учета других пищевых добавок как натурального, так и синтетического происхождения.
Действующие таможенные регламенты уже обязывают производителей указывать достаточно много информации на этикетке, так что отвести 15–30% на маркировку «Светофор» по ряду категорий весьма проблематично.
Любое изменение дизайна упаковки – это дополнительные расходы, которые ложатся на плечи производителя.
Непонятно, как такая маркировка отразится на покупательской активности и как повлияет на экспорт отечественных товаров за рубеж. Риски снижения продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынке у продуктов с красной этикеткой очевидны.
Есть и другие точки риска. Так, привлеченные производители вряд ли будут активно маркировать опасную для здоровья продукцию. Скорее, наоборот, для участия в проекте будет представлена продукция с заведомо низким содержанием потенциально опасных веществ.
Кроме того, целесообразность и технические детали программы практически не обсуждались с отраслевым сообществом. Однако в пользу проекта в данный момент говорит его добровольность и отсутствие временных рамок.
Пока что «Светофор» работает далеко не во всех магазинах и только в Москве и Московской области.