Маркитанская лодка что это такое
Маркитанская лодка что это такое
МАРКИТАНТЫ И МАРКИТАНТКИ.
— Скажи, Окорок, долго мы будем вилять, как маркитанская лодка? Клянусь громом, мне до смерти надоел капитан! ( Стивенсон. » Остров сокровищ»)
Так кто они? Маркитанты?
Маркитанты (нем. Marketender, от итал. mercatante — торговец) — мелкие торговцы, сопровождавшие войска в походах в европейских армиях (особенно французской (фр. vivandieres)).
Со времени появления регулярных массовых вооруженных сил и до организации системы регулярного снабжения армий (в XVIII веке) играли ключевую роль в бытовом обеспечении военнослужащих.
Маркитанты имели небольшие магазины (лавки) в военных гарнизонах и сопровождали войска в походах, на учениях и во время войны. Маркитанты уже известны в истории Древней Греции и Древнего Рима. Наибольшее распространение маркитанты получили в феодальную эпоху, когда отсутствовало централизованное снабжение войск. В Западной Европе маркитанты считались неотъемлемым элементом войска и состояли под начальством особого лица.
Во Франции и некоторых других странах маркитантами чаще были женщины (маркитантки). Иногда они носили особую форму, а в период боёв выполняли роль сестёр милосердия. В русской армии положение маркитантов впервые было определено воинским уставом 1716. Они должны были находиться в ведении генерал-вагенмейстера (начальника обоза). Для охраны маркитантов выделялись особые провожатые. Цены на продукты нормировались командованием. По полевому положению 1890 деятельность маркитантов в полевых условиях находилась под контролем комендантов штабов.
С XV века маркитантки стали штатным подразделением при армии. В XVI веке в европейских войсках были повсеместно введены военные правила Фрондсбергера, целая глава которых посвящалась «должности и власти начальника проституток». С профоса сняли обязанность возглавлять веселых девок, для этого был назначен особый чин, хуренвайбель. Вся знаменосная «рота добрых услуг» должна была повиноваться ему.
Деятельность маркитантов также регламентировалась Воинскими уставами. То есть маркитанты это военнослужащие и на них распространяется Конвенция Гааги Николая Второго, а также положение о военнопленных. Мало того, они подлежат судам трибуналов. В военное время маркитанты относятся к войску и подлежат ответственности за все воинские преступления совершенные ими.
Служба маркитантов существовала до начала 20 века.
Каждый солдат считал своим долгом оградить маркитанток от всякого рода опасностей и оскорблений. В ответ они старались помогать солдатам во всех случаях. В королевской армии, где в обозе обычно следовал капеллан, браки между солдатами и маркитантками были освящены церковью. Во времена республики было обычно достаточно обмена клятвами и гражданской церемонии. Иногда маркитантки выходили замуж по несколько раз, после того как их мужья гибли в сражениях. Другие хранили верность вечно и относились к солдатам как к своим детям. Полк был для них большой семьей. Одежда маркитанток почти всегда соответствовала форме полка. Ведь они донашивали солдатскую одежду.
Потери оказались велики, в том числе были убиты девять маркитанток и две дюжины из них получили ранения. Полковник приказал похоронить павших девушек с воинскими почестями.
Что же касается раненой Рут, то Айхгольц держал о ней совет с офицерами полка и вынес такое решение: «Пусть каждый воин, которому дорога честь, насыплет к ногам этой девицы столько монет, сколько возьмет рука». Когда Рут смогла встать, приказ полковника был исполнен в точности. Часть денег она раздала подругам по отряду, отдавая должное их смелости.
О случившемся стало известно императору Рудольфу II, и он даровал Рут дворянское достоинство. Дожил ли ее род до нашего века, сказать трудно, но в герб Рут фон Тальхайм имперская герольдия поместила то самое знамя с женщиной, которое отважные девушки подняли над полковым обозом.
Несмотря на то, что маркитантка всегда находила себе нового мужа, это происходило не из-за её красоты или молодости. Типичная маркитантка была женщиной среднего возраста, с грубыми манерами, очень самостоятельной, сильной, выносливой; молодая маркитантка обычно была дочерью маркитантки старой, не ставшей заводить нормальный кабачок на накопленные средства. На маркитантках женились из привязанности, благодарности или просто из корыстных соображений. Впрочем, и мужья их редко бывали молоды и красивы.
Тем не менее, в рисунках маркитантку обычно представляли молодой и соблазнительной, она часто выступала объектом эротических фантазий. Фотографии реальных маркитанток… Как ни странно, не разочаровывали публику. На них лежал романтический флёр уже сложившегося образа. Тем более, что имена отдельных, особенно смелых и находчивых вивандьерок, входили в легенды.
Например, Тереза Журдан по прозвищу «Старейшина», которая прошла множество боёв и умела подбодрить солдат острым словечком, или две безвестные маркитантки, которые спрятали полковые знамёна и унесли их, таким образом, не дав противнику над знамёнами надругаться.
«Пулями пробито днище котелка
Маркитанка юная убита. «
Окуджава.
Изменения в тактике действий подводных лодок
О создании подлодки, способной опускаться на рекордные глубины, в СССР задумались еще в 1960-х. Проектирование будущего рекордсмена началось в 1966 году, и через восемь лет проект был готов. Большую атомную субмарину К-278 торжественно заложили на верфях Северодвинска в день рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина — 22 апреля 1978 года. Строительство продолжалось пять лет.
При изготовлении корпуса лодки использовался титан — прочный, но легкий металл. Это позволило сильно облегчить массу подводного гиганта. 110-метровый атомоход имел подводное водоизмещение 8500 тонн. При применении традиционных материалов эта цифра была бы гораздо больше.
3 мая 1983 года новенькую подлодку спустили на воду. Начались испытания. Лишь в конце года К-278 официально стала частью советского военно-морского флота.
С начала 1984 года подводный атомоход приступил к выполнению боевых задач. Базировался он в Западной Лице в Мурманской области. Там К-278 готовилась к рекордному погружению. Оно состоялось 4 августа 1985 года. Под командованием каперанга Юрия Зеленского К-278 опустилась в глубины Норвежского моря на 1027 метров. Батискафы покоряли и большие глубины, но для подлодок это был абсолютный мировой рекорд. Мало того, поднявшись до глубины 800 метров К-278 произвела залп, использовав вместо ядерных ракет металлические болванки. Этим экипаж доказал возможность ведения боевых действий на огромных глубинах. При этом выяснилось, что тысячеметровая толща воды не позволяет обнаружить подлодку: её не слышали гидроакустики, а другие субмарины не имели возможности найти её и уничтожить.
31 января 1989 года подводную лодку К-278 нарекли «Комсомольцем». Под этим именем 28 февраля атомоход вышел в своё последнее плавание. Оно не предвещало ничего особенного, поэтому основной экипаж остался на берегу. Сменным экипажем командовал опытный подводник капитан первого ранга Евгений Ванин. Автономное плавание продолжалось больше месяца. В начале апреля «Комсомолец» двинулся из Норвежского моря к родным берегам.
Смерть во льдах
7 апреля в 11 часов утра внезапно вспыхнул пожар в седьмом отсеке. Причина его так и осталась невыясненной. Возможно, произошло короткое замыкание. Практически сразу погиб вахтенный матрос. Посланный на место пожара мичман успел сообщить, что седьмой отсек весь заполнен дымом, и тоже погиб. На лодке, которая находилась в 980 километрах от родных берегов и на глубине 350 метров, объявили пожарную тревогу.
«Комсомолец» в плавании. (wikipedia.org)
Лодка приступила к всплытию своим ходом. Команда пыталась справиться с пожаром. Этому мешало то, что моряки не только плохо знали, как действовать в критической ситуации, но и не представляли, где на борту находится инструкция, описывавшая эти действия. Газоанализатор, отвечавший за содержанием кислорода в воздухе, не работал на «Комсомольце» целый год. Скорее всего содержание кислорода было повышенным, что способствовало быстрому разрастанию пожара. Капитан Ванин распорядился включить систему химического пожаротушения, но ответственный за неё офицер по какой-то причине не смог этого сделать. Пожар бушевал уже и в шестом отсеке. Его люки задраили, но огонь продолжал распространяться по трубам и по кабелям.
На глубине 50 метров подъем остановился — сработала аварийная защита атомного реактора, и он отключился. Именно поэтому подводного Чернобыля не произошло. На «Комсомольце» имелся аварийный дизель-генератор. По всем инструкциям на его включение отводилось десять минут, но команда провозилась с этим более двух часов. Ванин отдал приказ продуть спеццистерны сжатым воздухом. Лодка всплыла на поверхность, но из-за поврежденных огнем клапанов на воздухопроводах, воздух хлынул в шестой и седьмой отсеки. Пожар запылал с новой силой.
Температура внутри горевших отсеков превысила тысячу градусов. Начал плавиться корпус лодки. Ванин приказал связаться с командованием. Удалось это не сразу, так как гидравлика выдвижных антенн плохо работала. Лишь через 20 минут была передана радиограмма о нештатной ситуации, с которой экипаж борется собственными силами. Тем временем огонь продолжал распространяться. Из-за повреждения маслопровода пятый отсек наполнила взрывоопасная смесь из мельчайших капель масла и воздуха. Начался пожар и там. Несколько моряков сильно обгорели. Огонь распространился по всей лодке кроме первого отсека. Он повредил электрокабели и «Комсомолец» превратился в горящий изнутри неподвижный кусок металла посреди арктического моря.
Подавать сигнал SOS советским военным кораблям было запрещено из-за боязни, что услышит противник. С советской территории к месту катастрофы отправили самолет Ил-38. Он делал круги над погибавшей подлодкой. С воздуха было видно, как пузырится вода рядом с шестым и седьмым отсеками: температура внутри них приближалась к жару мартеновской печи. Над лодкой подымалась струйка белого дыма. Ил наводил на место действия советские корабли, бывшие поблизости. К месту катастрофы спешила плавбаза «Алексей Хлобыстов», но ей оставалось плыть еще несколько часов.
Капитан первого ранга Евгений Ванин. (wikipedia.org)
Тем временем пожар в шестом и седьмом отсеке прекратился сам собой — там выгорело всё, что могло гореть. Через трещины в поврежденном огнём корпусе в эти отсеки стала поступать забортная вода. Корма «Комсомольца» начала погружаться. Капитан Ванин приказал экипажу готовиться к эвакуации. На борту имелись два самонадувающихся спасательных плота. При аварии достаточно было провернуть специальную рукоять, чтобы контейнеры с плотами сами упали в море. Затем после рывка за особый шнур, плоты сами развернулись бы и надулись сжатым воздухом. На всё это по инструкции отводилось несколько минут. Не готовая к нештатной ситуации команда зачем-то начала вытаскивать плоты на палубу через люк, предназначенный для обслуживания спасательных плавсредств в спокойных условиях военно-морской базы. Уходили драгоценные минуты. С грехом пополам сбросили в воду один плот, времени на извлечение второго просто не осталось.
В 17.08 «Комсомолец» почти вертикально встал в воде и начал быстро погружаться кормой вниз. Те, кто смог, попрыгали с палубы в воду, температура которой была всего два градуса. Большинство из моряков оказались в ледяной воде без спасательных костюмов, жилетов и нагрудников. Но в опускавшейся на полуторакилометровую глубину лодки еще оставались люди. Для подобных ситуаций конструкторы предусмотрели всплывающую спасательную камеру. В неё забрались пятеро моряков, в том числе командир лодки Ванин. О событиях внутри этой камеры рассказал мичман Виктор Слюсаренко. По его словам, моряки не знали как отсоединить камеру от опускавшейся всё глубже лодки. Инструкции они принялись изучать, только уже находясь на волосок от смерти. Лишь разрушение «Комсомольца», на котором начали взрываться аккумуляторные батареи, отбросило камеру от корпуса. Началось стремительное всплытие. По чьему-то приказу моряки надели индивидуальные дыхательные аппараты. Во время пути наверх, занявшего всего несколько секунд, от перепада давления погибли Ванин и еще двое моряков.
Камера выскочила на поверхность моря, плохо закрытый верхний люк, удерживавшийся массой воды, самопроизвольно распахнулся. Мичман Черников вылетел из люка на высоту 25 метров и кислород из дыхательного аппарата разорвал ему легкие. Самого Слюсаренко спасло лишь то, что свой аппарат он надел не по инструкции. Благодаря этому он смог выбраться из наполнявшейся водой и погружавшейся в море спасательной камеры. Оказавшись среди ледяных высоких волн, мичман поплыл, не зная куда. Вскоре он увидел подходившего к месту катастрофы «Алексея Хлобыстова».
Спасательная камера подлодки «Комсомолец». Источник: popmech.ru
На борт плавбазы подняли тридцать спасённых моряков и шестнадцать выловленных из воды тел. Трое из выживших скончались в течение нескольких часов. Из 69 членов экипажа «Комсомольца» в живых остались 27 человек. Большинство из 42 жертв погибли от ожогов или переохлаждения, оказавшись без гидрокостюмов в ледяной воде.
Что означает выражение: маркитантская лодка
Что означает выражение маркитантская лодка фото
В тексте малокультурного и не очень грамотного человека мне встретилось выражение “рыскать как маркитанская лодка”. Понятно, что надо было бы написать “маркитанТская”, поскольку данное слово может быть произведено только от слова “маркитант”.
Возможно, он хотел написать “мавританская лодка”, но что он хотел этим сказать? Чем мавританская лодка отличается от всех прочих? Я – чистый гуманитарий, ничего не понимаю ни в каких лодках. Совершенно ясно, что автор текста допустил какое-то искажение. Что-то он такое слышал, о чем-то читал, вот и брякнул, не подумавши. Но каков источник ошибки?
Ответ: Скорее всего, имеется в виду маркитантская лодка. От маркитант (устар.) – торговец съестными припасами, напитками и разными мелкими товарами при армии в походе. Обычно используется выражение вилять, как маркитантская лодка – метафора мелкого торгового судна в море.
Отрывок из речи моряков из романа Р. Стивенсона “Остров сокровищ”:
Некоторое время он молча жевал табак, потом сплюнул и обратился к Долговязому Джону: – Скажи, Окорок, долго мы будем вилять, как маркитантская лодка? Клянусь громом, мне до смерти надоел капитан! Довольно ему мной командовать! Я хочу жить в капитанской каюте, мне нужны ихние разносолы и вина.
– Израэль, – сказал Сильвер, – твоя башка очень недорого стоит, потому что в ней никогда не бывало мозгов. Но слушать ты можешь, уши у тебя длинные. Так слушай: ты будешь спать по-прежнему в кубрике, ты будешь есть грубую пищу, ты будешь послушен, ты будешь учтив и ты не выпьешь ни капли вина до тех пор, покуда я не скажу тебе нужного слова. Во всем положись на меня, сынок.
– Разве я отказываюсь? – проворчал второй боцман. – Я только спрашиваю: когда? – Когда? – закричал Сильвер. – Ладно, я скажу тебе когда. Как можно позже – вот когда! Капитан Смоллетт, первостепенный моряк, для нашей же выгоды ведет наш корабль. У сквайра и доктора имеется карта, но разве я знаю, где они прячут ее!
И ты тоже не знаешь. Так вот, пускай сквайр и доктор найдут сокровища и помогут нам погрузить их на корабль. А тогда мы посмотрим. Если бы я был уверен в таком голландском отродье, как вы, я бы предоставил капитану Смоллетту довести нас назад до половины пути. – Мы и сами неплохие моряки! – возразил Дик.
Похожие статьи:
Классификация
Атомные подводные лодки разделяются по назначению на три основные группы:
Кроме указанных основных групп, выделяют группу подводных лодок специального назначения, объединяющую немногочисленные подводные лодки как специальной постройки, так и переоборудованные из лодок основных групп (в основном из ракетных), которые использовались для решения различных задач: ПЛ радиолокационного дозора, ПЛ-ретрансляторы, исследовательские ПЛ, носители сверхмалых ПЛ, ПЛ для проведения тайных операций.
Потопить подводную лодку
Намасте!
В полуфинале Лиги Европы сезона 2015/2016г. «Ливерпуль» играл с «Вильярреалом».
Первый поединок состоялся в Испании, 28 апреля. Тот матч проходил под огромным впечатлением от победы «Ливерпуля» над предыдущим соперником в ЛЕ — «Боруссией Дортмунд». И казалось, что у «Красных» не должно возникать проблем.
Так оно и было – до самой последней минуты. Команда и тренер приехали на выездной матч с конкретным планом и неукоснительно его соблюдали. Всё шло как надо. Но потеря концентрации на последней минуте матча, и вот уже счет 1-0. «Мерсисайдцы» незаслуженно, в общем-то, проиграли в той игре, и к ответному поединку подошли в статусе команды, которой надо отыгрываться.
Вчера, перед стартовым свистком, было немного тревожно. Травмы нескольких важных игроков – Хендерсона, Ориги, Джана, история с Сахо, невнятная физическая форма у Шкртела, и игнорирование Клоппом Старриджа, подкидывали дополнительные тревоги, и «пишу для размышлений». В каком составе выйдет клуб? Как будет играть? Не скажется ли вновь отсутствие ключевых игроков на конечном результате?
Но ситуация изменилась. С первых минут вышел Старридж и Джан. Я считаю, это первый фактор, повлиявший на результат. Без этих парней игра получилась бы совсем иной.
Второй момент – «Вильярреал» или «перегорел» или резко и неожиданно «сдулся». Испанцы показывали достойную полуфинала игру эпизодически, да и то, по большей части лишь в первом тайме. Второй тайм это серьезное доминирование «мерсисайдцев». А может, у страха глаза велики? И все мы, после поражения на Пиренейском полуострове, переоценили силу соперника? Может вчера испанский «середняк» показал свой реальный уровень?
Третий фактор – это состав, с которым Клопп угадал. Парни действовали замечательно, самоотверженно и «до упора». Того, что мы так часто видели – когда команда забивает два мяча, а потом перестает играть и в результате упускает победу, вчера не могло в принципе приключиться. Не тот это матч. Не тот вечер. Не те звезды над «Энфилдом».
Ну и наконец, четвертое – тактика на игру. Достаточно сильный прессинг на «Энфилде», с колоссальной поддержкой трибун, сделали своё дело. Гости, как мне показалось, временами чувствовали себя «не в своей тарелке», и играли под таким постоянным давлением хуже, чем могли. Отсюда и ошибки, и нарушения, и ненужный фол Руиса на 71 минуте, с последующим удалением.
Попробовать выделить лучшего игрока матча достаточно сложная задача. Вся команда играла как цельный, хорошо понимающий друг друга механизм.
Впрочем, несколько человек отметить можно и нужно.
Милнер привычно проделал огромный объём полезной работы. Туре поймал вторую молодость и смотрелся надежно. Джан на высоком уровне выполнял задачи опорника на протяжении всей игры, и это после травмы! А Фирмино поучаствовал во всех трёх забитых мячах, и создавал партнерам прекрасные шансы.
Поэтому именно этих четырех игроков, я бы и назвал лучшими в прошедшей игре.
«Ливерпуль» победил со счетом 3-0, и впервые после финала Лиги Чемпионов 2006/2007г., когда проиграл «Милану», подошел так близко к другому европейскому трофею.
Как сложится матч в Базеле 18 мая 2020г? Что мы увидим, и что получим? Сможет, наконец, «Ливерпуль» завоевать такой нужный и такой долгожданный трофей?
Я не знаю ответов, но, безусловно, рассчитываю на победу. А с Юргеном Клоппов возможно всё, пора бы это всем нам запомнить.
В любом случае, то, что сейчас происходил с командой, то, что Клопп сделал за свой неполный сезон – несомненный прорыв и выход на новый уровень!
ЛитЛайф
Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны
100 лет американским. ПЛ
Подводная лодка SS-212 «Gato», 29.11.1944г.
Подводная лодка SS-172 «Porpoise», 20.07.1944г.
Первые опыты, первая победа…
Историю американских субмарин мы начнем с работ Дэвида Бушнеля (D.Bushnell). В 1773г. он построил первую боевую одноместную подводную лодку. Ее корпус представлял собой оболочку из дубовых досок, стянутых железными обручами и проконопаченных пенькой. В верхней части корпуса размещалась медная башенка с герметичным люком и иллюминаторами, через которые подводник мог наблюдать за обстановкой. Внешним видом лодка напоминала черепаху, что и обусловило ее название – «Turtle».
Подводная лодка «Turtle»
В нижней части «черепахи» располагалась балластная цистерна, при заполнении которой лодка погружалась. Для всплытия вода из цистерны откачивалась помпой. Был предусмотрен и аварийный балласт – свинцовый груз, при необходимости легко отсоединяемый от корпуса. Передвижение лодки и управление ею по курсу осуществлялось с помощью весел. «Turtle» была вооружена пороховой миной с часовым механизмом. Она закреплялась на корпусе неприятельского судна с помощью бурава.
В 1776 г. во время войны за независимость «Turtle» использовали в деле. Объектом атаки стал английский 64-пушечный фрегат «Eagle». Атака не удалась: днище фрегата для защиты от обрастания оказалось обшито медными листами, против которых бурав был бессилен. Но переполоху в стане англичан наделала подводная лодка немало… И, как говорится, зерно идеи было посеяно, и теперь следовало ожидать его всходов.
Подводная лодка Ханлея
Подводная лодка «Nautilus» Роберта Фултона
Следующий проект подводной лодки был предложен американцем ирландского происхождения Р.Фултоном (Robert Fulton). В 1797г. он обратился к правительству Французской республики с предложением: «Имея в виду важность уменьшения мощи британского флота, я думал над постройкой механического «Наутилуса» – машины, подающей мне много надежд на возможность уничтожения их флота…»
Предложение было отвергнуто, несмотря на эффектную демонстрацию возможностей подводной лодки – на рейде французского порта Бреста был подорван специально поставленный старый шлюп. В Америке к лодке «Nautilus» интереса не проявили.
Наиболее известная из построенных подводных лодок с экипажем из восьми человек затонула случайно: ее залило волной от проходившего рядом парохода. Спасся только командир. Лодка была поднята и восстановлена, командир набрал новую команду из добровольцев. Но ему снова не повезло – при стоянке на якоре лодка внезапно перевернулась и затонула; спаслись тот же командир и два матроса. Лодку снова подняли. Для выявления причин аварий пригласили Ханлея. В его присутствии произвели испытания, окончившиеся новой аварией: лодка затонула со всем экипажем. Ее подняли в третий раз и назначили нового командира (лейтенанта Диксона) и новую команду.
Подводная лодка «Holland №7», 1900г.
Схема подводной лодки «Holland №7» (1899г.)
Но жертвы были не напрасны. 17 февраля 1864г. эта подводная лодка совершила первую в мире успешную подводную атаку и потопила корвет северян «Housatonic» водоизмещением около 1400т. При атаке лодка погибла, теперь уже окончательно. Долгое время обстоятельства и причины ее гибели оставались неизвестными. Предполагали, что лодку затянуло в пробоину тонущего корвета. Однако в 1994г. подводные археологи под руководством Марка Невела нашли затонувшую лодку в Маффетском канале. Субмарину не затянуло в пробоину, она погибла по неизвестной причине, возвращаясь в Чарльстонскую гавань.
1860-1890-е годы ознаменовались для американского флота множеством проектов подводных кораблей, предлагавшихся самыми разными людьми. В этом списке надо отметить проекты Ребера (1866), Халстеда (1866-1872), Бурбура (1866), Лагана (1880), Девиса (1883), Тека (1884), Голланда (1887), Беккера (1887), Швана (1887), Гейдона (1888), Саймона Лэка (1892). Мы остановимся только на одном из них.
В 1866г. подводным кораблестроением занялся американец Оливер Халстед. Созданный им на основе интуитивных прикидок подводный корабль «Intelligent Whale» (Умный кит) во время неоднократных испытаний на Бруклинской верфи отправил на тот свет 39 человек. Халстед пытался продать свою лодку французам, но те благоразумно отказались, зато подводным монстром заинтересовался флот США. Изобретатель не пользовался аппаратом инженерных расчетов, следуя путем модернизаций и испытаний. К счастью, Халстед был застрелен мужем своей любовницы раньше, чем успел внести очередные изменения в конструкцию «Intelligent Whale», а командование ВМС – поддаться искушению оценить их на практике.
Спустя 10 лет после успешной атаки подводной лодки Ханлея в американском кораблестроении появился новый выдающийся конструктор – Джон Ф.Голланд (John Philip Holland).
Дж.Ф.Голланд был человеком редкой работоспособности и упорства. Все свои способности и 57 лет жизни он вложил в подводное кораблестроение.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Маркитанты (нем. Maretender, от итал. mercatante торговец) мелкие торговцы, сопровождавшие войска в походах в европейских армиях (особенно французской (фр. vivandieres)).
Маркитанты и маркитантки были ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Со времени появления регулярных массовых вооруженных сил и до организации системы регулярного снабжения армий (в XVIII веке) играли ключевую роль в бытовом обеспечении военнослужащих.
Маркитанты имели небольшие магазины (лавки) в военных гарнизонах и сопровождали войска в походах, на учениях и во время войны. Наибольшее распространение маркитанты получили в феодальную эпоху, когда отсутствовало централизованное снабжение войск. В Западной Европе маркитанты считались неотъемлемым элементом войска и состояли под начальством особого лица.
Во Франции и некоторых других странах маркитантами чаще были женщины (маркитантки). Иногда они носили особую форму, а в период боёв выполняли роль сестёр милосердия. В русской армии положение маркитантов впервые было определено воинским уставом 1716. Они должны были находиться в ведении генерал-вагенмейстера (начальника обоза). Для охраны маркитантов выделялись особые провожатые. Цены на продукты нормировались командованием. По полевому положению 1890 деятельность маркитантов в полевых условиях находилась под контролем комендантов штабов.
С XV века маркитантки стали штатным подразделением при армии. В XVI веке в европейских войсках были повсеместно введены военные правила Фрондсбергера, целая глава которых посвящалась «должности и власти начальника проституток». С профоса сняли обязанность возглавлять веселых девок, для этого был назначен особый чин, хуренвайбель. Вся знаменосная «рота добрых услуг» должна была повиноваться ему.
Деятельность маркитантов также регламентировалась Воинскими уставами. То есть маркитанты это военнослужащие и на них распространяется Конвенция Гааги Николая Второго, а также положение о военнопленных. Мало того, они подлежат судам трибуналов. В военное время маркитанты относятся к войску и подлежат ответственности за все воинские преступления совершенные ими.
Служба маркитантов существовала до начала XX века.
Кроме того, они, безусловно, здорово разряжали солдат, и добропорядочные женщины в прифронтовых поселках и гарнизонах, где стояли военные отряды, меньше рисковали, выходя за ворота своего дома — ведь для солдат того времени никаких ограничений не существовало — они могли брать любую глянувшуюся им девушку или женщину.
Наиболее отчаянные маркитантки, как это доподлинно известно, сопровождали солдат даже в крестовых походах. Безусловно, в первую очередь их гнала туда алчность и жажда наживы, но очень часто, в случае поражения, «жен войны» ждала печальная участь — в лучшем случае их продавали в рабство в восточные страны.
Из романа-хроники XIV века «Крестоносная Европа» историка Федерико Мальцеса известно, что в войске немецкого кондотьера Вернера фон Урелингера, по прозвищу Коршун, которое в 1348 году состояло из 3500 меченосцев, насчитывалось 1700 маркитанток в возрасте от 12 до 60 лет. По мере того, как увеличивалась добыча, росло и количество проституток.
«К войску, которое в 1570 году должен был привести в Италию французский военачальник Филипп Страцци, присоединилась такая масса женщин, что стало почти невозможно передвигаться. Знаменитый полководец принял неординарное и жестокое решение: отобрав самых красивых женщин, он приказал тут же утопить оставшихся 800 несчастных в реке», — сообщается другой историк, итальянец Джозефино Пико, бывший в свое время командиром отряда у Страцци.
В июне 1582 года, когда мессир Филиппо напал на Азорские острова, его отряд был разгромлен в морском сражении у ВилаФранка-ду-Кампу, а уцелевшие 800 человек (пугающее совпадение!) были казнены испанцами как пираты, причем самого Строцци… утопили в море.
Каждый солдат считал своим долгом оградить маркитанток от всякого рода опасностей и оскорблений. В ответ они старались помогать солдатам во всех случаях. В королевской армии, где в обозе обычно следовал капеллан, браки между солдатами и маркитантками были освящены церковью. Во времена республики было обычно достаточно обмена клятвами и гражданской церемонии. Иногда маркитантки выходили замуж по несколько раз, после того как их мужья гибли в сражениях. Другие хранили верность вечно и относились к солдатам как к своим детям. Полк был для них большой семьей. Одежда маркитанток почти всегда соответствовала форме полка. Ведь они донашивали солдатскую одежду.
В 1579 году у Бибераха-на-Рисе в Южной Германии войско имперского полковника Айхгольца на привале было атаковано швейцарцами. Дав залп из пищалей, те бросились в атаку и стали быстро теснить ошеломленных ландскнехтов.Немцы беспорядочно отступали, бросив раненых и обоз с припасами. Участь тех, кто остался лежать в лагере, была очевидна — швейцарцы, ненавидящие немцев, перебьют всех до единого. Что касается полковых девок, по тогдашним законам войны они доставались победителям.
Но маркитантки не оставили своих в беде.
Стыд вернул ландскнехтам воинскую доблесть. Бой у обоза закипел втрое жарче. Баварка Рут, стоя спиной к тележному колесу, продолжала яростно отбиваться. Наконец немцы одолели и отбросили швейцарцев.
Потери оказались велики, в том числе были убиты девять маркитанток и две дюжины из них получили ранения. Полковник приказал похоронить павших девушек с воинскими почестями.
Что же касается раненой Рут, то Айхгольц держал о ней совет с офицерами полка и вынес такое решение: «Пусть каждый воин, которому дорога честь, насыплет к ногам этой девицы столько монет, сколько возьмет рука». Когда Рут смогла встать, приказ полковника был исполнен в точности. Часть денег она раздала подругам по отряду, отдавая должное их смелости.
О случившемся стало известно императору Рудольфу II, и он даровал Рут дворянское достоинство. Дожил ли ее род до нашего века, сказать трудно, но в герб Рут фон Тальхайм имперская герольдия поместила то самое знамя с женщиной, которое отважные девушки подняли над полковым обозом.
Несмотря на то, что маркитантка всегда находила себе нового мужа, это происходило не из-за её красоты или молодости. Типичная маркитантка была женщиной среднего возраста, с грубыми манерами, очень самостоятельной, сильной, выносливой; молодая маркитантка обычно была дочерью маркитантки старой, не ставшей заводить нормальный кабачок на накопленные средства. На маркитантках женились из привязанности, благодарности или просто из корыстных соображений. Впрочем, и мужья их редко бывали молоды и красивы.
Тем не менее, в рисунках маркитантку обычно представляли молодой и соблазнительной, она часто выступала объектом эротических фантазий. Как ни странно, не разочаровывали публику. На них лежал романтический флёр уже сложившегося образа. Тем более, что имена отдельных, особенно смелых и находчивых вивандьерок, входили в легенды.
Например, Тереза Журдан по прозвищу «Старейшина», которая прошла множество боёв и умела подбодрить солдат острым словечком, или две безвестные маркитантки, которые спрятали полковые знамёна и унесли их, таким образом, не дав противнику над знамёнами надругаться….
«Пулями пробито днище котелка
Маркитанка юная убита…»
Окуджава.