Марксистская литература с чего начать
Марксистская литература с чего начать
С чего начать изучение марксизма-ленинизма?
Очень часто у желающих начать изучение марксизма встаёт вопрос: «А с чего начать?». В попытках освоить научный коммунизм, людей зачастую бросает от фундаментальных трудов, вроде «Капитала», который нельзя освоить без знания основ политической экономии и философии, к малозначимым для начального уровня изучения работам. Таким образом, у людей не складывается полноценная картина мира. Они видят марксизм, словно через калейдоскоп, обрывками. Отсюда и вытекают разного рода «левые» и «правые» уклоны.
Видя метания товарищей, мы решили подготовить список для упрощения изучения марксизма-ленинизма. Составители прошли достаточно тернистый путь в изучении марксистской философии и политэкономии и на собственном опыте поняли, какие работы и в какой последовательности стоит читать. Данный список рекомендуется к чтению начинающим. Мы советуем читать работы по порядку, конспектируя сочинения классиков и отмечая все основные мысли; обязательно следует обсуждать прочитанное с товарищами, задавать вопросы тем, кто имеет большие познания в марксизме. Собрав товарищей, можно и нужно организовывать кружки, дабы изучение шло проще и быстрее, поскольку такая организация учёбы является оптимальной. На собраниях кружка не стоит заниматься чтением вслух сочинений классиков, такой подход не даст вам должных знаний и навыков, кроме чтения вслух; наибольшую эффективность в плане освоения материала можно получить только в результате обсуждения тех или иных актуальных проблем, с применением прочитанного к реальности, написания статей и эссе. Надеемся, что наш список поможет вам!
Помните: на изучение марксизма уйдут годы, и вы должны быть готовы к этому. Как писал Карл Маркс в труде «К критике политической экономии»: «А у входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование:
«Здесь нужно, чтоб душа была тверда;
Здесь страх не должен подавать совета».
Марксистская литература с чего начать
Основы марксистской философии.
1. Роберт Штайгервальд: «Введение в марксистскую философию».
2. В.П. Огородников: «Курс лекций по философии марксизма» (видео).
3. И.В. Сталин: «О диалектическом и историческом материализме».
4. Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг»: «Отдел первый: философия».
Работа Роберта Штайгервальда очень хороша для тех, кто вообще ничего не знает о философии; по сути, это даже не книга, а брошюрка, но очень качественная. Штайгервальд излагает материал очень простым языком, разжёвывает все положения диамата, приводит множество примеров, именно поэтому её рекомендуется читать первой.
Особое внимание следует обратить на курс лекций профессора Огородникова: в них содержится не только последовательное разъяснение трёх законов диалектики, множество прекрасных примеров для понимания, но и критика антимарксистских концепций развития общества. Более того, эти лекции дадут вам целостное представление об основном вопросе философии: соотношении материи и духа, что из них первично, а что – вторично, после неё будет уже проще читать другие работы. Ссылка на лекции: https://www.youtube.com/playlist?list=PL5718083BE8C42..
Самой, если так можно выразиться, главной книгой для вас должен стать «Анти-Дюринг». Его изучение необходимо вести достаточно скрупулёзно. Да, на полный самостоятельный разбор каждой главы уйдёт уйма времени, но эти затраты окупятся сполна. Именно в «Анти-Дюринге» вы найдёте все основные тезисы, выдвигаемые марксизмом с их обоснованием, а также разбор многих аргументов против марксизма. После первого прочтения книги непременно появится ощущение познания некой вселенской тайны, но на этом нельзя останавливаться. «Анти-Дюринг» должен стать для вас настольной книгой, к которому вы способны обратиться в любой момент, заранее зная, что и где надо искать. В рамках «основ марксистской философии» я предлагаю читать только первый раздел книги.
С чего начать изучение марксизма-ленинизма? Источники.
Очень часто у желающих начать изучение марксизма встаёт вопрос: «А с чего начать?». В попытках освоить научный коммунизм, людей зачастую бросает от фундаментальных трудов, вроде «Капитала», который нельзя освоить без знания основ политической экономии и философии, к малозначимым для начального уровня изучения работам. Таким образом, у людей не складывается полноценная картина мира. Они видят марксизм, словно через калейдоскоп. Отсюда и вытекают разного рода «левые» и «правые» уклоны.
Видя метания товарищей, мы решили подготовить список для упрощения изучения марксизма-ленинизма. Составители прошли достаточно тернистый путь в изучении марксистской философии и политэкономии, и на собственном опыте поняли какие работы и в какой последовательности стоит читать. Данный список рекомендуется к чтению начинающим. Мы советуем читать работы по порядку, конспектируя сочинения классиков и отмечая особенно понравившиеся мысли; обязательно следует обсуждать прочитанное с товарищами, задавать вопросы тем, кто имеет большие познания в марксизме. Собрав товарищей, можно организовывать кружки. На собраниях кружка не стоит заниматься чтением вслух сочинений классиков; наибольшую эффективность в плане освоения материала можно получить только в результате обсуждения тех или иных актуальных проблем, с применением прочитанного к реальности. Надеемся, что наш список поможет вам!
Удачи в учёбе!
Ознакомление с марксизмом.
Данный раздел посвящён сугубо ознакомлению с основными идеями Маркса. Здесь представлены первые труды основателей научного социализма.
— Ф. Энгельс: «Принципы коммунизма».
— К. Маркс: «Манифест Коммунистической партии».
— Ф. Энгельс: «Эльберфельдские речи».
— В.И. Ленин: «Три источника и три составных части марксизма».
— Ф. Энгельс: «Развитие социализма от утопии к науке».
— Г.В. Плеханов: «Основные вопросы марксизма».
— И.В. Сталин: «Вопросы ленинизма».
Основы марксистской философии.
— Роберт Штайгервальд: «Введение в марксистскую философию».
— В.П. Огородников: «Курс лекций по философии марксизма» (видео).
— И.В. Сталин: «О диалектическом и историческом материализме».
— Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг»: «Отдел первый: философия».
— С.Н. Виноградов: «Логика. Учебник для средней школы».
— А.И. Уемов: «Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить».
— О. М. Медушевская: «Источниковедение».
Марксистское учение о государстве.
— Ф. Энгельс: «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
— В.И. Ленин: «Государство и революция».
— В.И. Ленин: «Пролетарская революция и ренегат Каутский».
— В.И. Ленин: «Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата».
— В.И. Ленин: «Привет венгерским рабочим».
— В.И. Ленин: «О государстве»(лекция, прочитанная Лениным в Свердловском университете).
— К. Маркс: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта».
— К. Маркс: «Гражданская война во Франции».
— К. Маркс: «Наёмный труд и капитал».
— К. Маркс: «Критика Готской программы».
— К. Маркс: «К критике политической экономии».
— К. Маркс: «Заработная плата, цена и прибыль».
— К. Каутский: «Экономическое учение Карла Маркса».
— Ф. Энгельс: «Конспект первого тома «Капитала» Карла Маркса».
— Ф.И. Михалевский: «Политическая экономия».
— Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг»: «Отдел второй и третий».
— Н.И. Бухарин: «Азбука коммунизма».
— В.И. Ленин: «Империализм как высшая стадия капитализма».
— В.И. Ленин: «О рождающемся направлении «империалистического экономизма»».
— В.И. Ленин: «Империализм и раскол социализма».
— В.И. Ленин: «О лозунге Соединенные Штаты Европы».
— В.И. Ленин: «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата».
— И.В. Сталин: «Экономические проблемы социализма в СССР».
Ответ на критику марксистской политической экономии.
— К. Маркс: «Нищета философии».
— Н.И. Бухарин: «Политическая экономия рантье».
Партийное строительство сквозь призму учения Маркса.
— В.И. Ленин: «С чего начать?».
— В.И. Ленин: «Что делать?».
— В.И. Ленин: «Беседа с защитниками экономизма».
— В.И. Ленин: «По поводу «PROFESSION DE FOI»».
— В.И. Ленин: «Шаг вперед, два шага назад».
— В.И. Ленин: «Письмо к товарищу о наших организационных задачах».
— Р. Голобиани: «Дорогу осилит идущий».
Вопросы марксистской философии.
— Ф. Энгельс: «Диалектика природы».
— Ф. Энгельс: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
— К. Маркс: «Тезисы о Фейербахе».
— К. Маркс и Ф. Энгельс: «Немецкая идеология». Марксистская критика «левого» и «правого» уклона.
— К. Маркс, Ф. Энгельс: «Альянс социалистической демократии и международное товарищество рабочих».
— В.И. Ленин: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?».
— В.И. Ленин: «Детская болезнь «левизны» в коммунизме».
— В.И. Ленин: «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности».
— И.В. Сталин: «Анархизм или социализм».
— И.В. Сталин: «Троцкизм или ленинизм».
— Мао Цзэдун: «Против книгопоклонства».
Важные вопросы теории:
— И.В. Сталин: «Марксизм и национальный вопрос».
— В.И. Ленин: «О праве наций на самоопределение».
— В.И. Ленин: «О национальной гордости великороссов».
— В.И. Ленин: «Социализм и религия».
— В.И. Ленин: «Об отношении рабочей партии к религии».
— В.И. Ленин: «Война и российская социал-демократия».
— В.И. Ленин: «Военная программа пролетарской революции».
— А. Бебель: «Женщина и социализм».
— А.М. Коллонтай: «Отношения между полами и классовая борьба».
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ИЗУЧЕНИЕ МАРКСИЗМА
Морис Корнфорт «Диалектический материализм». Перевод с английского. Общая редакция член-корреспондента АН СССР П.Н.Федосеева. Издательство иностранной литературы. Москва-1956.
Начинать ознакомление с марксизмом, во всяком случае с его философской составляющей, следует с книги британского философа Мориса Корнфорта «Диалектический материализм».
До знакомства с этой книгой считал, что проще и понятнее И.В.Сталина марксистскую философию ни кто не излагал. Однако, «Диалектический материализм» М.Корнфорта можно смело называть «букварем марксизма». Не удивительно, что произведения Корнфорта были беспрецедентно популярны в Советском Союзе в 1950-70 г.
Уникальность издания обусловлена тем, что оно приспособлено англоязычным автором специально для русскоязычного читателя. По просьбе издательства иностранной литературы М.Корнфорт для русского издания заново просмотрел, исправил и дополнил свою книгу. Три тома были объединены в один. Специальные термины и наукообразные выражения в книге сведены к минимуму.
Автор в интересной манере ссылается не только на К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина, но и приводит цитаты Мао Цзэ-дуна, И.В.Сталина, М.Горького и др.
«Марксизм-ленинизм является универсальной философией, задача которой состоит в том, чтобы включать в себя и развивать дальше все то положительное в прошлом и настоящем, что имеется в идеях и опыте человечества.» Морис Корнфорт (Из предисловия к русскому изданию). Лондон, март. 1956
начинать надо с самого начала- с Гегеля..
а разнообразные толкования- это как религиозные течения
Осмелюсь спросить- зачем? Зачем читать теории не подтвержденные практикой? Сначала гигантские жертвы во имя абстрактных идей, а потом при попытке жить нормально- застой и развал.
А можно просто прочитать «Скотный двор» Оруэлла, и узнать к чему все эти марксизмы, ленинизмы, сталинизмы приводят.
А надо ли вообще начинать?
Wokeism: идеология (статья о философской основе вокизма) + определение терминов woke и SJW
Вступление и определение терминов (от тс)
Те, кто следит за западной политикой и некоторыми тенденциями оттуда, уже хотя бы раз встречали термин «woke». Сегодня он используется всё чаще уже и в наших интернетах.
Woke переводится с английского как «пробуждённый», «проснувшийся». Пришел он из афроамериканского сленга, где использовался еще во второй половине прошлого века. В значении вроде «проснуться и не мириться с дискриминацией».
Иначе говоря, он стал описательным термином для всего этого движа за социальную справедливость, которую мы наблюдаем в политике, бизнесе, культуре и даже в науке. Феминизм, гендерная идеология, разнообразие, радикальный антирасизм и прочее.
У нас его пока не переводят, а пишут просто «воук«.
Особо «воукнутых» неравнодушных граждан клеймят social justice warriors или SJW. Что в переводе значит «борцы за социальную справедливость», а коротко у нас их называют СЖВ (правильно произносить SJW надо как эс джей даблъю, но это сложна, так что. ).
Забавно, кстати, что изначально сжв имело положительную коннотацию. Борцы сами себя так называли. Изменение произошло после того, как слово стало ассоциироваться с крайней неадекватностью. Как идеологической, так и в плане поведения. Аналогичная история происходит сейчас и с воук.
Кстати, противники всех этих тенденций иногда называют себя анти-сжв. Но чаще всего unwoke (непробужденные).
Сами же сжв и другие проснувшиеся называют себя просто «прогрессистами». Так же их называют буквально все крупные и «авторитетные» издания, а также западные институции и образовательная система.
Аналогично и с их идеологией. Свои неомарсксистские воззрения они называют просто прогрессизмом. Более того, даже отрицают, что это идеология.
Это, кстати, интересная вещь. Когда идеологию просто не считают таковой. Определенное мировоззрение выставляют просто нормой (стандартом). Вот уж их идеологи мыслили в верном направлении: воистину слова творят нашу реальность!
Тем не менее, противники называют её: сжв-идеология, воук-идеология, иногда воук-культура, а также регрессивное левачество и вокизм (wokeism). Всё это, конечно же, пейоративы.
У нас продвижение «социально справедливой» повестки обычно называют просто «повесточка«.
Подо всем этим движем есть очень четкая философская база.
В наших интернетах не так много инфы. Однако есть эта небольшая статья, которая коротко это всё описывает. В том числе со ссылками на литературу.
Материал уже публиковался на пикабу, но под другим заголовком и с другими тегами. Однако, нет ничего лучше, чем повтор хорошего материала.
Идеология wokeism’а или социальной справедливости (СС) еще ждет своего исследователя. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные корни и положения этого интеллектуально-философского активистского течения.
Ее представитель Макс Хоркхаймер в 1934 сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как критическую теорию. Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму.
8. Вот мы и подошли к текущим событиям. Идеология wokeism’а или социальной справедливости в настоящее время считает, что:
— общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;
— весь дискурс создан и поддерживается белыми гетеросексуальными мужчинами с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;
— традиционные инструменты белого человека, такие как научный метод или либерально демократическое государство являются инструментами угнетения, не подходят для маргинализированных групп и должны быть деконструированы;
— наиболее полным знанием о реальности обладают наиболее угнетенные представители меньшинств, особенно нескольких сразу;
— если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не Black так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;
— цель переустройства общества определяется как equity, diversity и inclusion.
В дополнение к описанным мною основным положениям идеологии, я забыл добавить главное: что это, в представлении носителей, за система, которую надлежит деконструировать? Называется она фаллологоцентрическая гетеронормативная патриархия или whiteness (в отличие от Blackness, обязательно с маленькой буквы).
Diversity – цель и процесс достижения такой композиции населения страны или сотрудников организации, в результате которой представлен весь ассортимент реального опыта, т.е. опыта угнетения и всевозможных пересечений разных аспектов такового. Начинается с требования нанять/пустить одного трансгендера, женщину или представителя BAME, а заканчивается требованием полного паритета (см. equity).
Если у вас остались вопросы и вы живете и работаете в США, Великобритании, Австралии или Новой Зеландии, можете спросить члена Diversity and Inclusion Committee, который несомненно присутствует в вашей организации, будь она государственная или частная.
1. James Lindsay – Cynical Theories
2. Herbert Marcuse – One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society
3. Herbert Marcuse – A Critique of Pure Tolerance (1965), Essay «Repressive Tolerance»
4. Kimberlé Williams Crenshaw – Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence Against Women of Color
5. Peggy McIntosh – White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack
6. Robin DiAngelo – White Fragility
7. Ibram X. Kendi – How to Be an Antiracist
Изначально опубликовано в комментах в жж, а позже собрано там же в статью.
Юбилей Энгельса, 200 лет
Марксистский консалтинг
О марксизме в Англии
Доступно и просто. Ещё один взгляд от англосакса : )) На наше прошлое и наше будущее 🙂
Непримиримый Маркс о продуктах.
Почему же хлопок, картофель и водка являются краеугольным камнем буржуазного общества? Потому, что их производство требует наименьшего труда, и они имеют, вследствие этого, наименьшую цену. А почему минимум цены обусловливает максимум потребления? Уж не вследствие ли абсолютной, внутренне присущей этим предметам полезности, их полезности в смысле способности наилучшим образом удовлетворять потребности рабочего как человека, а не человека как рабочего? Нет, это происходит потому, что в обществе, основанном на нищете, самые нищенские продукты имеют роковое преимущество служить для потребления самых широких масс.
К. Маркс «Нищета философии.»
Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие.
«Искусство любить» от Фромма.
это не сексология, это не о чувствах или отношениях, это о личностных аспектах любви и даже не любви а отношениях человека и окружающего его социума. Я ваще не люблю книги по психологии и у меня аллергия на личностный рост, успех, управление людьми и всякую такую хрень, которая кстати составляет наверное более 60% продаж на всём книжном рынке. Но Фромм это наверное не психология, а больше философия и философия такая которую наверное стоит прочитать всем)) И я тут ни разу не утрирую!
Главная идея Фромма это совмещение психоанализа и марксизма)) звучит бредово но у него это получается и результат довольно впечатляет. Марксизм и психоанализ это два учения которые наиболее сильно повлияли на поколение Фромма. Марксизм тем что впервые вскрыл и показал механизмы функционирования общества а психоанализ механизмы личности, отсюда уже идея которая лежит на поверхности, а что если нам совместить знания о социуме и личности? Тут было несколько подходов, многие социологи утверждали типа ну вот есть некие механизмы в обществе и даже если мы не понимаем его цели, не знаем как функционирует но если оно существует веками наверное же для чего то нужно, как в природе, эволюция выработало соответствующие механизмы для выживания и те которые не работают или работают плохо просто не прошли отбор. Но Фромм говорил, что в этом есть логика, но давайте посмотрим на современное общество попристальней? Почему в самых развитых странах такой большое количество самоубийств? Почему для общества плохо когда неурожай и когда хороший урожай (перепроизводство). Почему супермаркеты вынужденны уничтожать просроченные продукты когда в соседней стране голодают? Почему богатые успешные семейные люди идут к психиатру с жалобами на то что у них нету цели в жизни, что всё бессмысленно? Если бы, говорит Фромм, современное общество было устроено разумно то не было бы таких симптомов.
Главная причина, по мнению Фромма, это больные отношения личности и общества и дело тут не в том что личность больная на голову)) а в том что общество устроенно не для человека. Тут критики конечно кинутся уточнять? а что такое человек и что значит плохо устроено? Ведь на самом деле человек такая скотина «Ко всему-то подлец-человек привыкает!» как говорил Достоевский. И правда, есть такое дело! Но человек изменчив в неком коридоре и нужно пристальнее изучить эти величины. По мнению Фромма в человеке заложены некие потенции которые должны как семя вызреть и развиться, среда которая подавляет развитие таких потенций есть вредная среда. В «Искусстве любви» Фромм рассуждает больше не о среде а о том как человек общается с такой средой. Тут есть несколько сценариев: общество может подавлять, человек может подчинять окружающих или же взаимосвязь может быть обоюдовыгодной. Обоюдовыгодной это ключевое слово. В современном обществе всё регулирует рынок
» Вся наша культура основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая все, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку. Он (или она) и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина – для женщины привлекательный мужчина – это добыча, которой они являются друг для друга. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Что особенно делает человека привлекательным – это зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной. В двадцатых годах привлекательной считалась умеющая пить и курить, разбитная и сексуальная женщина, а сегодня мода требует больше домовитости и скромности. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века мужчина, чтобы стать привлекательным «товаром», должен был быть агрессивным и честолюбивым, сегодня он должен быть общительным и терпимым. К тому же чувство влюбленности развивается обычно только в отношении такого человеческого товара, который находится в пределах досягаемости собственного выбора. Я ищу выгоды: объект должен быть желанным с точки зрения социальной ценности, и в то же время должен сам желать меня, учитывая мои скрытые и явные достоинства и возможности. Два человека влюбляются тогда, когда чувствуют, что нашли наилучший объект, имеющийся на рынке, учитывая при этом границы собственного обменного фонда. Часто, как при покупке недвижимого имущества, заметную роль в этой сделке играют скрытые возможности, которые могут быть развиты со временем. Едва ли стоит удивляться, что в культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовные отношения следуют тем же образцам, которые управляют и рынком.»
«Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами, и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность.»
В общем отсюда все наши проблемы! Но как учит Фромм они вполне решаемы если обучится искусству любви)) книжка маленькая по объёму, читается легко и интересно. Возможно это вдохновит вас на дальнейшее изучение наследия Фромма.