Марксисты 19 века за что выступали
Первые марксистские организации России
Теория марксизма появилась в российской Империи задолго до октябрьской революции. первые марксистские организации начали появляться в стране еще в середине 19 века, но пик их становления пришелся на 70-90 годы.
Первые рабочие и марксистские организации Российской империи периода 1870-1890 годов:
В скобках указаны годы существования организаций.
Название | Чего хотели | Годы | Лидер |
---|---|---|---|
Южнороссийский союз рабочих | Объединение рабочих южных губерний России для насильственного свержения власти. | 1875-1876 | Заславский Евгений Осипович |
Северный союз русских рабочих | Активное участие в стачках для свержения текущего строя. | 1878-1881 | Обнорский Виктор Павлович, Халтурин Степан Николаевич |
Освобождение труда | Развитие буржуазно-демократической революции. Укрепление социализма в качестве мировой идеологии. | 1883 | Плеханов Георгий Валентинович |
Социал-демократическое общество | Пропаганда марксизма и социализма, а также ежегодное празднование дня 1 мая. | 1889-1891 | Бруснев Михаил Иванович |
Союз борьбы за освобождение рабочего класса | Пропаганда марксизма и социализма, а также активная помощь рабочим в создании стачек. Союз впервые ставил вопрос о необходимости создания рабочей партии. | 1895-1898 | Ленин Владимир Ильич, Мартов Лев Осипович |
Организации 70-х годов
Организации 80-х годов
В 80-е годы на территории России начали работу еще 2 рабочие организации: Освобождение труда и Социал-демократическое общество (СДО). Если, СДО было достаточно мирным формированием, призывающим к пропаганде марксизма и празднованию 1 мая, то Освобождение труда была в значительной степени революционной организацией. В частности, эта группа требовала свержения самодержавия, установление социализма в качестве нового устройства России, полный разрыв с народничеством.
Организации 90-х годов
Союз борьбы за освобождение рабочего класса вел свою деятельность в России до 1898 года. Это была первая организация, возглавляемая Лениным. Именно в это время были заложены те основы, которые затем легли в становление большевизма:
Марксисты
Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.
Содержание
Общая характеристика
Часто принято разделять:
Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
В творчестве Маркса выделяют два периода:
Маркс и Гегель
Марксистская философия
Позднее такая позиция вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».
Диалектический материализм
Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплен Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.
Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввел в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».
Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».
Марксистская философия истории
Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.
Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.
Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создаёт государства, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы один класс мог господствовать над другим. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что и приводит к революциям (социальным и политическим).
Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно избавить человека от отчуждения и привести общество к коммунистической формации.
Экономическое учение Маркса
Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.
Марксистская социология
Марксизм как политическая практика
Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике.
Легальный марксизм
Популярное в 1890-е годы в российской интеллектуальной среде философско-политическое течение; идеи пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.
Социал-демократия
Социал-демократы настаивают на необходимости поэтапных реформ.
Социализм
Коммунизм
Коммунизм, по мнению Маркса, — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.
Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.
Что такое марксизм: идеи, марксизм-ленинизм и группа «Освобождение труда»
Марксизм – это экономическое и политическое учение, созданное немецкими экономистами и мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века.
Идеи марксизма
Можно выделить несколько основных марксистских убеждений:
упразднение частной собственности;
упразднение эксплуатации одного человека другим;
отказ от денежных отношений;
общество должно быть бесклассовым;
религия – пережиток прошлого;
прийти к коммунизму можно лишь с помощью пролетарской революции;
установление диктатуры пролетариата – политической власти, защищающей интересы класса рабочих.
Карл Маркс считал, что история развивается по спирали и в итоге человечество придет к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности, денег, товарных отношений, но в более прогрессивном виде. Конкуренцию и борьбу за ресурсы он считал признаком примитивности общества, которая будет преодолена по мере развития. Труд, по мнению Маркса, перестанет быть вынужденным средством для существования, а станет добровольным.
Марксизм-ленинизм
В СССР термин «марксизм-ленинизм» использовался для обозначения обобщенного и доработанного Владимиром Лениным учения Маркса.
Но если Маркс писал о диктатуре пролетариата, которая выражала бы интересы рабочего класса, то Ленин установил революционную диктатуру, которая контролировала не только политическую и экономическую, но также частную жизнь членов общества.
Марксистское учение гласило, что победа социалистической революции возможна лишь в том случае, если она происходит одновременно в нескольких развитых социалистических странах. Согласно идеям марксизма-ленинизма, социализм может победить и в отдельно взятой стране, не являющейся экономически развитой.
Марксизм в России
Первой организацией в России, которая официально считала себя марксистской, стало «Освобождение труда», образованное в Женеве в 1883 году. Ее задачей было распространение идей Маркса в России со ставкой на интересы рабочего класса.
На протяжении своего существования группа (а особенно – ее основатель Георгий Плеханов) активно поддерживала отношения с Лениным.
В 1903 году «Освобождение труда» разделилось на социал-демократическое (умеренное) течение и коммунистическое – большевиков.
Дальнейшее развитие идей марксизма в России связано с именем Владимира Ленина, который использовал теорию для достижения своих политических целей. В 1895 году он создает «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который распространял агитационную литературу и организовывал забастовки в Петербурге. Вскоре после создания 57 членов «Союза борьбы» были арестованы по доносу. В дальнейшем организация была разгромлена и прекратила существование.
В распространении марксизма на территории России большую роль сыграла нелегальная газета «Искра», основанная Лениным в 1900 году. В ней публиковались агитационные материалы и информация о борьбе за права рабочих. Газета издавалась до 1905 года.
История Росcии. 19 век. 8 класс
Расправа над «народовольцами»
После убийства Александра II обыски и облавы привели к разгрому петербургской организации «Народная воля».
К 1886 г. с «Народной волей» было покончено. 28 человек казнили, более 500 отправили на каторгу и в ссылку в Сибирь. Однако на следующий год, 1 марта 1887 г., в Петербурге была совершена попытка покушения на Александра III (единственная за время его царствования), вызвавшая новую волну арестов.
Убийство Александра II изменило атмосферу в обществе. Требование конституции, прозвучавшее в письме «Народной воли» к Александру III, поставило либералов в двусмысленное положение. Настаивать на своем главном требовании вслед за террористами они не сочли возможным.
Всколыхнулись монархические настроения в народе, тяга к порядку и «сильной руке». Даже либерал Б. Н. Чичерин в письме к царю писал: «Злоба дня состоит в борьбе с социализмом. Русское правительство имеет дело с сравнительно небольшой шайкой, которая набирается из разных слоев общества, но главным образом из умственного пролетариата, размножаемого нашими учебными заведениями. Одолеть их русское правительство и русское общество могут, только показавши такую же непреклонную энергию и такое же постоянство, какие высказывает это отребье человеческого рода». А участник осуществления реформ 60—70-х гг. Д. А. Оболенский доказывал Льву Толстому, что государственных преступников «ввиду несообразного злодейства их преступлений нужно прямо ослеплять для предотвращения побегов».
Если несколько лет тому назад интеллигенция в целом с большим сочувствием относилась к революционным романтикам, то теперь большинство отвернулось от радикальных способов переустройства общества, а заодно вообще от политики. Умеренные интеллигенты стали искать для себя иные сферы приложения сил. Либеральное движение приняло новые формы.
Либеральные идеи подобной направленности исповедовали и распространяли присущими своему роду занятий средствами ученые: историки В. О. Ключевский, Н. И. Ка- реев, юристы М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин.
Либеральные земские деятели теперь уже не требовали немедленного введения конституции. Среди них получили распространение теория «незаметного служения», практика «малых дел». Земские учителя, врачи, библиотекари, агрономы, лесоустроители, мелиораторы спокойно, без громких слов отдавали свои способности, знания, жизнь кропотливой, повседневной работе на общее благо, помогая народу освободиться от безграмотности, нищеты, невежества.
Демонстративный уход из политики позволил либералам, с одной стороны, дистанцироваться от власти и в то же время не выступать против нее. Но, с другой стороны, они освободили политическую арену, на которой в конечном счете все и решалось, для революционеров и консерваторов. Средняя, умеренная политическая линия оказалась в России самой слабой.
Распространение марксизма в России.
Многие революционеры укрылись за границей.Некоторые народники пришли к выводу, что их идеология была ошибочной. Они упорно искали новые теории, на основе которых можно было бы продолжить революционную борьбу.
В Европе в тот период росла популярность марксизма. Основные положения революционного учения К. Маркса были и ранее знакомы народникам. Теперь под влиянием этого учения ряд народников пересмотрели свои взгляды на революционные возможности крестьян и социалистическую сущность общины. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, был Г. В. Плеханов.
Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) родился в Тамбовской губернии, в небогатой помещичьей семье. В основном путем самообразования он стал энциклопедически образованным человеком. Плеханов прекрасно разбирался в философии, истории, эстетике, художественной литературе и искусстве, вопросах естествознания. Его путь в революцию начался в народнических организациях, куда он пришел 19- летним студентом. Он был сторонником Бакунина и его бунтарских идей. Но в своей революционной ра- |В боте Плеханов пошел собственным путем, увлекшись пропагандой среди петербургских рабочих. Он часто бывал в рабочих кружках, участвовал в подготовке и проведении стачек, писал листовки. В декабре 1876 г. он выступил с яркой речью на демонстрации студентов и рабочих у Казанского собора в Петербурге. После раскола в 1879 г. «Земли и воли» Плеханов возглавил организацию «Черный передел», ставившую задачей продолжение пропагандистской работы в народе. Однако в январе 1880 г., оказавшись под угрозой ареста, он вынужден был бежать в Швейцарию.
За границей Плеханов объединил единомышленников — видных революционеров: В. И. Засулич, П. Б. Аксельрода, Л. Г. Дейча, В. Н. Игнатова и др. — в группу «Освобождение труда». Плеханов и его соратники отвергли народническую идею о самобытности экономического строя России и признали факт ее вступления на путь капитализма.
Цель своей деятельности группа «Освобождение труда» видела в подготовке пролетарской социалистической революции.
Задачи, которые они ставили:
Консерватизм стал ведущим направлением правительственной политики, а его главный идеолог К. П. Победоносцев занял место ближайшего советника императора.
Рупором всех консервативных сил по-прежнему были издания М. Н. Каткова. Он считал своей основной задачей «стоять на страже прав верховной власти и государства во всем, что касается его безопасности, единства и целостности», а также предостерегать правительство от каких бы то ни было уступок общественному мнению. Впрочем, общественное мнение после введения жесткой цензуры формировал сам М. Н. Катков. Не занимая каких-либо государственных постов, он оказывал серьезное влияние на Александра III, идейно подготавливая те или иные правительственные меры.
Катков и Победоносцев стремились сплотить общество при помощи идей русской самобытности, национализма, православия и самодержавия. Они доказывали, что тысячелетнее развитие России в условиях незначительных связей с Западной Европой, обширность ее территории и многонациональный состав населения сделали невозможной переделку страны по образцу западноевропейских стран, как это предлагали либералы.
После убийства Александра II была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи властям в борьбе с революционными выступлениями.
Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация, получившая название «Священная дружина». Ее деятельностью руководил Центральный комитет во главе с П. П. Шуваловым. В руководство входили великие князья, министры и генералы. Организация имела разветвленную сеть и скрывала свое существование не только от посторонних лиц, но и от полиции. Участники «Священной дружины» громили подпольные типографии, пытались выявлять революционные организации и их членов, в Женеве издавали газеты «Вольное слово» и «Правда».
В Москве по инициативе Победоносцева и Каткова была организована Добровольная народная охрана.
Однако Александр III не одобрил подобных начинаний. В 1882 г. «Священная дружина» была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые мероприятия.
Общественное движение в 80 — 90 годах 19 века — марксисты и консерваторы
На этом уроке мы продолжим рассмотрение общественного движения в России в 80–90 гг. Рассмотрим марксистов и консерваторов, узнаем о зарождении марксизма в России и ослаблении положения народников. Познакомимся с первой русской марксистской организацией – группой «Освобождение труда», лидером которой был Г.В. Плеханов. Узнаем о зарождении консерватизма как противовеса радикальному революционному движению.
Давайте поговорим с вами сегодня о марксистах и их антиподе — о консерваторах. Разгром народнического движения привел в смятение все революционное движение в России. И самое главное, что он заставил самих народников, оставшихся из тех, кого не поймали, не отправили на каторгу, в ссылку или не казнили вообще, так вот, у оставшихся народников возник вопрос, а правильна ли была их идеология?
Не оправдавшая себя идея
Вот это основная идея, на то, что убьем царя и этим фактом, вот этим действием мы возбудим российский народ к революционным событиям — она совершенно не оправдалась. Потому что, ведь царя убили, а русский народ воспринял это как трагедию, а не как повод к тому чтобы восстать. Вот тогда возник вопрос и возник спор, а собственно говоря, правильно ли были все эти действия? Зачем мы это делали, если смысла в этом в конечном итоге не оказалось?
Мало того, что не оказалось смысла, наша организация была разгромлена, все идеологи, все руководители были попересажены или повешены, так что ж в таком случае опускать руки и перестать сопротивляться?
Поиск новой идеологии
Начинается период поиска русским народничеством. Поиска новой идеологии, новой концепции. Ради чего нам вести революционную борьбу? Какова конечная цель? Ведь от постановки цели, в общем-то, зависят и средства, и сам напор, натиск революционной борьбы, да и вообще любого действия. Нужна четко оговоренная цель.
И вот тут на помощь русскому революционному движению приходят идеи Маркса. Маркс выдающийся немецкий философ, примерно в это время он начинает активно издаваться на Западе.
Марксизм
Его идеи находят большое число сторонников на западе, но в России Маркс не переведён. Больше того, даже иностранные издания Маркса в России запрещены, а значит, широкой известности марксистская теория здесь обрести не может. На помощь приходят образованные интеллектуалы. Первым русским марксистом-революционером становится Плеханов. Он же и переводит труды Маркса на русский язык. Конечно, это был очень ограниченный круг читателей. Плеханов перевел на русский язык «Капитал» Маркса.
Он был нелегально издан типографией, очень ограниченным тиражом и начинает распространяться по стране, но даже с учетом всех этих событий понятно, что число людей, понимающих хоть что-то в марксизме было очень малым. Потому что ведь мало Маркса прочесть, нужно же еще Маркса понять. Это очень сложная философская концепция, а значит, что большинство из, так называемых, российских марксистов — это были, как правило, люди сагитированы.
Вот кто-то, когда-то, где-то читал, кто-то что-то может кому-то пояснить и вот, если тот человек, который пояснял, был достаточно красноречив, то он действительно мог постепенно сколотить вокруг себя какую-то, так называемую, марксистскую группу или марксистский кружок. Вот из таких марксистских кружков постепенно складывается новое русское революционное движение.
Первая марксистская организация
Сам Плеханов, к этому времени, находился за рубежом и именно там, за границей, он формирует первую российскую марксистскую организацию, называемую «Организацией освобождения труда».
В нее вошли ряд видных русских революционеров, правда эмигрировавших также, как и сам Плеханов. Была там, между прочим, и знаменитая Вера Засулич. Так вот эта партия «Освобождения труда» концептуально меняет подход к русскому революционному движению. Она отказывается раз и навсегда от всякой связи с народничеством. Она говорит, что народники шли по тупиковому пути. Они были не правы изначально. Не правы в том случае, что они неправильно оценивали потенциал российского народа.
В России нет пролетариата, а с точки зрения Маркса, именно пролетариат — главная опора. В России большинство населения крестьянство. Значит, для того, чтобы совершить революцию в России нужно создать пролетариат. В России пролетариат нужно просветить, вооружить его главной революционной концепцией — марксизмом, а уже потом совершить революцию. Главный вывод из того, что мы с вами здесь сейчас говорим, то есть главный вывод для Плехановцев, для новых русских марксистов заключался в том, что в России действительно строится капитализм и теперь они признают неотъемлемую взаимопроникновенность российской истории и западноевропейской.
В то время, как народники настаивали на том, что у России свой самостоятельный путь развития.
Российский консерватизм
Ну а, что же в противовес русскому революционному движению? В противовес русскому революционному движению, выступал российский консерватизм. Слово «консерватизм» происходит от древнегреческого слова, означающего незыблемость, неизменность, степенность, спокойствие, умиротворение. Тут очень много можно подбирать аналогов, главное в том, что русские консерваторы не желали изменения ни социального, ни политического для русского общества.
Они полагали, что Россия развивавшаяся очень длительное время вне контактов с западноевропейской цивилизацией. Россия, как государство, раскинувшееся на целый континент, объединяющее в своем составе колоссальный народ. Колоссальный, в том смысле слова, что оно состоит, как колос из большого количества зерен и каждое зернышко уникально, каждое — особенное. Потому что каждый из народа, входящий в состав российского государства, практически не похож на другой — это другой язык, иногда другая конфессия.
И вот это огромное сообщество не может, просто брать и тупо копировать западноевропейскую модель развития. Она противоречит нашей природе, а значит, в таком случае о каком изменении существующей модели, существующей уже к тому моменту почти тысячу лет, может идти речь. Выразителем этой концепции был Константин Петрович Победоносцев. Рупором, политическим рупором этих идей, становится Катков и его издания.
Это достаточно большое количество журналов, газет, которые распространялись по всей территории российской империи. Были такими официальными голосами российского государства. Сам Катков был убежденным монархистом. Он считал, что иного пути у российского государства нет. Это не был человек не интеллектуальный. Наоборот, он был очень хорошо образованный, очень интеллектуальный человек и монархизм был его добровольным и естественным выбором.
Сказать о том, что консерваторы были душителями либеральных свобод в виду того, что они были ограничены в своем этом миропонимании, ни в коем случае нельзя.
Тайная организация консерваторов
Она должна была громить их типографии, выслеживать революционеров и физически их устранять. В конечном итоге, государь отказался от подобного, скажем так, типа помощи и объяснение было следующим: Александр III считал, если власть опирается на тайные общества, которые должны эту власть защищать, значит эта власть слаба. Показать это, это значит показать свою собственную слабость и расписаться в своей собственной слабости. Александр III с этим никак смирится не мог.
Он был человеком очень жестким, очень физически крепким лично и он считал, что и российская власть, и власть российских императоров так же сильна, как и он. Значит никаких помощников, добровольных, российской монархии не нужно. Поэтому он никаких серьезных действий против священной дружины не предпринимал. Полиция не преследовала дружинников, но их просто мягко попросили самораспуститься.
Итак, мы с вами можем констатировать следующую картину. 80-е, 90-е годы — это годы серьезного изменения политического спектра в России.
С одной стороны, влияние народников, а вообще, влияние революционного движения в России очень сильно спадает. Вместе с революционерами снижается роль и русского либерализма. Наоборот, консервативные круги набирают все большую силу и вообще консерватизм становится, ну скажем так, самой приличествующей геологией в России в указанный период времени. Но эта ситуация продлится недолго. Уже начало следующего века в корне изменит российскую государственность.