Марма видья что это
Марма массаж
Традиционная аюрведическая процедура
Марма массаж является важной частью аюрведы, поскольку включает в себя заботу в жизненно важных областях тела. Эффективное стимулирование этих областей может улучшить и поддержать хорошее состояние здоровья.
Прана это форма жизненной энергии. Прана пронизывает каждый уголок тела, питает, направляет и контролирует работу клеток и систем. Когда мармы поражены или неправильно функционируют, органы, связанные с каналами праны, становятся голодными. Какие-то органы становится больными, травмированными или парализованным в зависимости от того, какая часть праны утеряна.
Идея марма массажа состоит в том, чтобы очистить заблокированную энергию, стимулируя или успокаивая доши. Каждая марма точка имеет три рецептора, которые согласуются с тремя дошами. Во время массажа жизненно важные точки стимулируют в определенной последовательности, возможно с использованием определенных некоторых масел.
Согласно классической традиции, в теле насчитывается 107 марма точек. В тамильской традиции их 108, в традиции Калари насчитывается 365 марм. Расположение марма точек было подробно описано много веков назад в Сушрута Самхите, классическом аюрведическом тексте. Основные марма точки связаны с семью чакрами или энергетическим центрам тела, другие точки распределяются вдоль туловища и конечностей. Марма точки расположены как на передней части туловища, так и на задней. Согласно некоторым источникам 22 мармы находятся на нижних конечностях, 22 на руках, 12 точек в области груди и желудка, 14 на спине, 37 на голове и шее. Ум считается 108-й мармой. У каждой марма точки есть свое санскритское имя, данное Сушрутой, одним из отцов основателей аюрведической медицины.
Некоторые из преимуществ марма массажа
- повышение защиты от расстройств вата вата доши, позволяет расслабиться и снять нервное напряжение наполнение тела чистой энергией, устранение деструктивных эмоций способствует хорошему сну и отдыху балансирует доши, улучшает физиологическую устойчивость организма улучшает осанку, повышает иммунитет
История марма массажа
Вместе со своей способностью убивать, знание о марма точках дало людям возможность исцелять. Раненых солдат лечили с помощью терапии мармы. Марма терапия использовалась для стимуляции тех областей, которые соответствовали травмам солдата. Например, если воин подвергся удару в тонкий кишечник, использовалась марма точка на задней части голени, которая соответствует непосредственно верхнему отделу кишечника. При массировании этой точки на поврежденную область будет направлен исцеляющий поток энергии. Со временем аюрведические врачи Индии узнали о возможностях этой техники и пригласили мастеров калари в больницы, чтобы научиться их искусству. Вскоре обучение марма терапии стало обязательным для хирургов, которые смогли работать с определенными проблемами пациентов, не рискуя их жизнями. В настоящие дни марма массаж по-прежнему является важным компонентом аюрведического лечения.
Использование марма точек
Боль в плече: потрите или примените мягкое надавливание на мармы Kshipra и Kurpara.
Боль в животе: потрите или примените мягкое надавливание на мармы Kurpara и Urvi.
Боль в груди: марма точки Kurpara, Urvi и Ani.
Шейная боль: используйте точки Kshipra, Kurpara и Ani.
Боль в ноге и в колене: мармы Kshipra и Gulpha.
Седалищная боль: точки Kshipra, Mulma, Gulpha.
Воздействие на Kurcha марма улучшает пищеварительный процесс и Агни (пищеварительный огонь), улучшает поток праны в руке, способствует остроте зрения.
Kurchashira марма поддерживает здоровое пищеварение и Агни (пищеварительный огонь) в целом, полезна для репродуктивной функции организма, успокаивает нервную систему, способствует здоровой мышечной системе, оказывает значительное влияние на мышцы рук.
Manibandha марма помогает уменьшить избыточные жировые отложения и поддерживать функциональное движение рук, активизирует репродуктивную систему, способствует здоровым суставам, росту костей, помогает снять скелетную боль.
Kshipra марма поддерживает функцию сердца, обеспечивает его смазку, помогает при проблемах с легкими, стимулирует лимфатическую систему, улучшает поток праны по всему телу, обеспечивает смазку легких.
Talahridaya марма поддерживает функцию сердца и легких, хороша для передачи и получения исцеляющей энергии, помогает укрепить иммунную систему.
Атлас локализации марма точек
Марма точки головы, шеи, груди и живота
Марма точки головы и шеи
Shankha, Apanga, Karnamula 1, Karnamula 2, Kapola madhya, Kantha, Kanthanadi, Jatru, Akshaka, Siramantha, Mantha, Karnapali, Karna urdhva.
Марма точки груди и живота
Agra patra, Surya или Anashaya, Pliha, Nabni, Nabhi 1, Nabhi 2, Nabhi 3, Nabhi 4, Basti, Bhaga, Vankshana, Lohita, Yakrut, Vankri.
Марма точки ног и стоп
Марма точки ног
Lohitaksha, Sakthi urvi, Janu, Charana, Pada charana, Pada kshipra, Sphij, Indrabasta, Parshni.
Марма точки стопы
Kshipra, Padamadhya, Talhridaya, Kurchshira.
Марма терапия
Доктор Пратиш, BAMS, MD(Ay), потомственный марма терапевт, клиника Самвартика (Samwarthika)
В существующих 8 ветвях аюрведы, Шалья тантра является важной частью, касающейся хирургии, ортопедии и других методов. Практика марма терапии входит в состав ортопедического направления в аюрведе. В одной из древних альтернативных Аюрведе Сиддха медицине, больше опыта работы с марма точками и их применением.
Мудрец Агастья написал трактат о применении и использовании марма точек, привел их описание и схемы расположения. Рассказал о терапевтически важных точках в деталях, как внедрить это в практику, поскольку это очень практическая наука, а не полностью теория, требующая суровой практики и усердия для обретения опыта. В Индии эта наука передавалась традиционным образом через семьи, от родителей детям. Такие семьи и традиции все еще существуют в настоящее время. Практика мармы, с использованием манипуляционных методов быстрого исцеления болезней, которые попадают в раздел ортопедии и неврологии, имеет жизненно важную роль и популярна в штатах Керала, Тамилнаду, Карнатака и Раджастан.
Прана, протекающая по телу, позволяет ваю (воздуху) создавать точки давления в теле. Давление воздуха важно при движении тела и в его функционировании. Без воздуха нет кровяного давления, что легко понять, если вы подумайте о двигателе и его работе. Давление поддерживается воздухом по принципу всасывания и толкания по всему телу.
В аюрведе определены 107 марма точек и мест их локализации, разделенных по функциональным и лечебным аспектам. Это число указывается всеми мудрецами аюрведы. Наука Марма видья занимается изучением и пониманием этих 107 жизненно важных точек, воздействия на них в болезненных состояниях.
Боевое искусство Калари, распространенное в Керале, использует знание о мармах для нападения на своего противника, для защиты и исцеления при нарушениях в мармах. Человек может быть защищен и его здоровье может быть поддержано, используя восстановление с помощью внешних методов лечения. Процедуры дхара, применение пасты, способы перевязки, методы сведана и самана, могут быть использованы для возвращения к нормальной жизни с получением быстрых результатов.
Марма терапия прекрасно применяется при таких заболеваниях, как выпадение межпозвонковых дисков, суставные дислокации, функциональные нарушения при несчастных случаях, заболевания шеи и плеча, боли в пояснице, ишиас, остео артрите коленей, при многих заболеваниях костей и суставов.
Что даёт массаж специальных марма точек
Одним из методов лечения в древней альтернативной индийской медицине является аюрведический массаж. Наиболее распространен такой его вид, как марма массаж, который имеет свои особенности, технику пользу и противопоказания.
Что это?
«Зоны жизни» или «Особо чувствительные точки» именно такое значение имеет марма в переводе с санскрита. Поэтому марма терапия представляет собой особый способ аккуратного и одновременно глубокого воздействия на биоэнергетические центры или мармы, расположенные по всему телу человека. Такой вид массажной техники, согласно аюрведической медицине, способствует глубокому восстановлению и энергетической перезагрузке человеческого организма.
Согласно древнему индийскому учению, на человеческом теле располагается 107 марма точек, при этом по 22 на верхних и нижних конечностях, 12 на груди и животе, 14 на спине и 37 на голове и шее и еще одной (108) некоторые считают разум.
Эти энергетические центры представляются в аюрведической медицине как пересечения между материей и сознанием. Они находятся в мышечных волокнах, в крупных кровеносных сосудах, в связках и сухожилиях, а также в костях и суставах, при этом располагаются они близко к поверхности и эти зоны имеют особую чувствительность.
Также, воздействуя на эти марма-зоны, возможно поддерживать и управлять равновесием основных человеческих дош – питта, капха и вата.
Как появилось
Зародилось эта техника массажа около полутора тысячелетий до н.э. Открыли эти важные точки на человеческом теле мастера древнего боевого искусства Каларипаятту (калари), поскольку при точном попадании в такой марма центр, возможно, причинить противнику очень сильную боль и травму.
Со временем марма массаж стал применяться не как орудие убийства, а как способ лечения и исцеления. Многие аюрведические индийские врачи специально обучались у мастеров калари этому виду терапии. Через некоторое время изучение этой техники стало обязательным для врачей-хирургов, что позволило справляться с некоторыми проблемами без особо риска для жизни пациента. Сейчас техника марма терапии широко используется в аюрведической медицине.
Как проходит массаж
Согласно учению аюрведы, большинство человеческих болезней неразрывно связаны с дисбалансом энергии в теле, поэтому с помощью такого рода массажа, возможно, устранить энергетические блоки и наладить естественное течение энергии не только в теле, но и в уме, мыслях и желаниях человека.
Различают такие типы марма массажа, как:
сукха тирумма (для общего укрепления и профилактики организма);
ракша тирумма (для лечения любых по происхождению болезней);
кача тирумма (предпочтителен для спортсменов), которая подбирается для каждого индивидуально.
Правильная техника массажа включает в себя вначале снятие энергетических блоков – воздействие на точку против часовой стрелки, а затем наполнение этого центра новой энергией – массирование по часовой стрелке.
Обязательно при таком способе массажа используют смесь из масел (растительных и эфирных), которая подбирается в соответствии с преобладающей дошей у человека.
Капают масляную смесь на подлежащую воздействию марма-точку.
Большим пальцем совершают мягкие и неторопливые движения вокруг точки, начиная с маленького радиуса и постепенно с каждым кругом его увеличивая.
Вначале их по спирали против часовой стрелки расширяют, а затем также по спирали, но уже по часовой стрелке сужают с более сильным нажимом. Каждый такой цикл проводят трижды на одной точке.
В случае энергетического дисбаланса при массировании некоторых марма-зон могут возникать болевые ощущения.
Также допускается осуществлять самомассаж марма-зон в домашних условиях, но при этом необходимо для начала освоить правильную его технику.
Польза
Врачи, проводящие марма-массаж, выделяют следующие полезные свойства для человеческого организма:
вывод токсинов из тела;
снятие боли при различных заболеваниях суставов;
ослабление защемления нерва;
повышение жизненной энергии;
поддержание и корректирование баланса дош;
способствует глубокому расслаблению.
Противопоказания
Такая массажная техника, как и другие в аюрведической медицине, имеет некоторые противопоказания:
наличие аллергических реакций на компоненты масел, используемых при массаже;
вирусные заболевания, находящиеся в стадии обострения, например, ОРВИ при наличии кашля, насморка, высокой температуры;
заболевания кожных покровов в стадии обострения;
Такая разновидность массажа имеет давнюю историю и при этом даже в наши дни широко используется. Несмотря на имеющиеся противопоказания, марма массаж оказывает положительное воздействие, как на физическое, так и сознательное тело человека.
Видео
Видео взято из открытого источника с сайта YouTube на канале Школа Йогатерапии Прокуниных
Древнее Аюрведическое Знание — марма-видья
Экология здоровья: Марма-терапия (марма-видья) – наука о жизненных точках тела (мармах). На санскрите слово “марма” означает чувствительную или уязвимую точку на теле.
Марма-терапия (марма-видья) – наука о жизненных точках тела (мармах). На санскрите слово “марма” означает чувствительную или уязвимую точку на теле.
По классификации Чараки марма – это место соединения двух или более телесных начал – мышц, сосудов, связок, костей и суставов (яркий пример – локоть или колено). Некоторые мармы находятся внутри тела (мягкое небо, сердце).
Согласно Сушруте марма – это соединение трех дош (вата, питта, капха) с праной, теджасом и оджасом, и тремя гунами (саттва, раджас и тамас). Воздействуя на мармы, мы воздействует сразу н многие области, усиливая жизненную силу организма (оджас), уравновешивая мозг.
Расположение марм близко (но не идентично), к расположению телесных меридианов (из китайской медицины). Воздействие на эти точки стабилизирует прану (основную силу физического здоровья).
О важности правильного воздействия врачей предупреждают древние аюрведические тексты. Одно из ранних упоминаний о мармах можно найти в Риг-веде. В “Махабхарате” (древнеиндийском эпосе, одной из частей которой является “Бхагавад Гита”) на мармы есть несколько ссылок – как защищать жизненно важные точки тела (мармы) у боевых лошадей, слонов, и конечно у воинов. Там жe указывается, что защита может быть не только физическая, а и ментальная – используя прану, ментальную силу (в виде мантры), усиливая энергетику выпускаемых стрел воображаемым огнем.
Мармы делятся на 5 групп по поведению при ранении:
– ведушие к мгновенной смерти (sadya pranahara)
– ведущие к смерти в будущем после болезни в результате ранения (kalantara pranahara)
– ведущие к увечью (vaikalyakra)
– ведущие в боли (rujakara).
Доктор И. Ветров рассказывает (в статье “Основы марма-видьи”, опубликованной в журнале “Аюрведа-наука жизни”):
“Есть еще одна причина – почему марма-видья в меньшей степени, чем другие разделы аюрведы, сохранилась до наших дней. Одна из версий ухода Гаутама Будды гласит, что причиной его смерти было неудачно проведенная хирургическая операция по удалению злокачественной опухоли представителями школы Сушруты. Так или иначе, император Ашока начинает активную борьбу с аюрведой и в особенности полностью запрещает марма-видью. В этот период большинство мастеров вынуждено было скрываться в Индонезии, Филиппинах, Китае и Японии. Таким образом, Индия (включавшая в те времена Пакистан, Непал, Бирму, Бангладеш и Шри Ланку) практически лишается на несколько столетий живых носителей традиции”.
И сейчас, и в древности аюрведические доктора в Индии прописывают курс марма-терапии как дополнительный, очень эффективный комплекс к аюрведическому лечению. Также, марма терапия применяется в одиночку при разных проблемах – от парализации до психосоматических заболеваний.
Письменные источники, содержащие учения о мармах в традиции Сушруты включают и достаточно известные аюрведические трактаты, такие как “Сушрута-самхита”, и менее известные – “Мармарахасьянгал” и “Марманиданам”. Эти каноны рассматривают вопросы местонахождении марм, каждой из которых даны название, номер, расположение, проекция на поверхности тела, функция, размер, классификация, признаки прямого и полного повреждения. В разных традициях существует разные мнения о количестве марм. В традиции Сушруты насчитывается 107 марма точек, это та цифра, которая зафиксирована в сознании большинства западных людей, слышавших о мармах. Аюрведические же специалисты насчитывают до 360 основных марм. Также, существуют разные подходы в марма терапии у специалистов из разных регионов Индии.
Считается, что мармы разнятся в зависимости от конституции человека, и марма-терапия должна быть индивидуальной, в зависимости от состояния (как впрочем и все остальное в аюрведе). Опытные марма-терапевты вычисляют точное расположение марм на теле, которые, конечно, близки к идеально отмеченным в схемах, но нужен большой опыт и профессиональная чувствительность, чтобы попасть в точку.
Это я к тому пишу, что последнее время курсы по марма-терапии, пульсовой диагностике обещают обучить этому за несколько дней. Реально, этому учатся годами (в конце я еще расскажу об обучении у мастеров).
Доктор И. Ветров (в вышеупомянутой статье) рассказывает:
“…я познакомился с удивительной личностью по имени Говинда Ачарья. Он принадлежал к традиции Сушрута муни и был настоящим мастером марма-видьи. Эта наука обычно не передается западным людям, поэтому в большинстве центров, созданных вне Индии практикуется только панчакарма (очистительная терапия).
Аюрведический массаж лица: марма-терапия
Аюрведическая медицина много внимания уделяет работе с жизненно важными точками, расположенными на теле человека. Эти точки называются «мармы» и находятся в местах концентрации жизненной энергии. Стимуляция марм входит в технику традиционного аюрведического массажа. В результате такого воздействия улучшается физическое и эмоциональное состояние, приходят в баланс доши и появляется возможность избавиться от некоторых заболеваний.
Особую популярность знания о мармах получили на юге Индии, где древние мастера каларипаятту использовали чувствительные участки тела для того, чтобы нанести поражение или залечить раны. Эти знания получили дальнейшее развитие в «Дханурведе» (стрельба из лука), «Малла Пуране» (борьба) и «Ваджра-мушти» (бокс).
Знания о целительном и разрушающем потенциале этих точек оформились в науку марма-видья. Известные трактаты, которые легли в основу современных аюрведических знаний, отмечают важность использования марм для регулирования потока энергии в организме и обретения здоровья.
Так, Сушрута, живший во времена Будды, применял знания о мармах в хирургии и внёс существенный вклад в развитие марма-видьи. Результаты его исследований, изложенные в «Сушрута-самхите», включают виды хирургического вмешательства и методы лечения острых состояний. Кроме этого, Сушрута описал расположение марм и их влияние, заложив тем самым прочный фундамент для развития марма-видьи, которая распространялась с каждым последующим поколением практикующих.
Марма-терапия: энергетические точки йоги и аюрведы
Практикуя хатха-йогу, можно также воздействовать на мармы. Асаны йоги были разработаны в результате длительных наблюдений и исследований для того, чтобы облегчить состояние физического тела и уменьшить колебания ума, приносящие страдания. Асаны оказывают прямое влияние на мармы, вызывая сокращение и вытяжение мышц, кровеносных сосудов, суставов, позвоночника. Ритмичное движение, вибрация и давление активизируют энергетические каналы и внутренние органы. Плюс ко всему такое всестороннее воздействие способствует удалению токсинов.
Например, наклоны и прогибы стимулируют мармы, расположенные на груди, животе и спине. Скрутки стимулируют мармы позвоночника. Асаны, раскрывающие тазобедренные суставы, воздействуют на центры, отвечающие за работу мочеполовой системы. Если учесть, что мармы связаны с тонкими каналами, нади, и чакрами, формирующими тонкую нервную систему, то практика асан через различные положения тела стимулирует мармы и воздействует на физическое и тонкое тела, обеспечивает правильный обмен энергией, сохраняет здоровье и повышает уровень жизненной силы.
Марма-терапия и аюрведа разделяют три общих принципа: весь мир состоит из пяти элементов (панча махабхута), а важным аспектом здоровья является баланс трёх дош (тридоша) и свободное движение праны.
Мармы для аюрведы — важный диагностический инструмент. В этих энергетических точках скапливаются токсины, стресс и отрицательные эмоции, оставаясь там порой долгие годы. Ещё до того, как заболевание поражает орган или систему, мармы способны сообщить о возможных предстоящих ухудшениях. Точки стимулируются с помощью различных техник воздействия, и, по мере улучшения кровотока и энергии, улучшается состояние нервов, мышц, суставов и внутренних органов.
В организме человека насчитывается 108 марм (107 на теле и ещё одна — в уме):
Основные точки соответствуют семи чакрам, остальные располагаются вдоль туловища и конечностей.
Эффекты марма-терапии
Работа с мармами приносит в жизнь человека серьёзные изменения. Подъём на эмоциональном, ментальном и духовном уровне объясняется тем, что марма-массаж восстанавливает связь с бессознательным. Это позволяет нивелировать страхи и запреты, изменить привычное мировоззрение и расширить горизонты познания. Марма-терапия способна привести в баланс доши и избавить человека от токсинов. В результате к человеку возвращается гибкость на умственном, физическом и духовном уровнях.
Разберём на примере работу марма-терапии. Надо учесть, что не существует универсального подхода для лечения всех форм психологических или физических расстройств. Каждое заболевание имеет свой путь развития и требует индивидуального метода лечения. Те, кто страдает бессонницей и испытывает проблемы с засыпанием из-за стресса, могут попробовать массаж головы и ушей.
При бессоннице полезно воздействие на стопы. Интересно, что к отклонениям может привести поражение марм. Так, если поражена марма рядом с кончиком пяточной кости (уппукути), это может спровоцировать расстройство сна или психические заболевания.
Аюрведический массаж лица: марма-точки на лице и шее
Знания аюрведы, которые сформировались за тысячи лет опыта, наблюдений и анализа, позволяют решить проблемы каждого человека, применяя индивидуальный подход. Аюрведический массаж лица не только устраняет сухость и различные недостатки, но и предотвращает увядание. Он позволяет восстановить чувство покоя и радости, которое пронизывает всё тело. Такой эффект возникает благодаря воздействию пальцами на мармы, расположенные на лице и шее.
Что конкретно стимулируют марма-точки на лице?
Какую пользу приносит аюрведический массаж лица?
Аюрведический массаж лица — это не только дань красоте. Прикосновение к мармам улучшает интеллектуальную деятельность, память и концентрацию. Мы обретаем ясность, благодаря которой способны совершать правильные поступки.
Марма-массаж лица: техника выполнения для омоложения
Аюрведический марма-массаж лица может выполняться в любое время дня, что делает его бодрящей утренней процедурой и успокаивающим вечерним удовольствием. Уделите себе несколько минут, и энергетические точки помогут вам расцвести и засиять естественной красотой.
Перед процедурой очистите лицо, нанесите увлажняющий крем или масло, подходящее для вашей доша-конституции. Массаж нужно выполнять тёплыми пальцами, массируя каждую точку по часовой стрелке 15–30 секунд.
Может показаться, что точек слишком много, запомнить их непросто, а сам аюрведический массаж головы займёт слишком много времени. Начните осваивать эту процедуру постепенно, с 3–4 точек, добавляя каждый день по одной. Так уже через пару недель вы освоите «карту» своего лица и шеи и сможете ощутить позитивные изменения в состоянии здоровья и мировосприятии.
Марма-терапия может использоваться как часть повседневных действий или как составляющая сложных аюрведических процедур, как, например, панчакарма. Это хорошее дополнение к практике йоги и медитации, поскольку способствует раскрытию внутреннего потенциала.
Марма-терапия
Марма-терапия (марма-видья) – наука о жизненных точках тела (мармах). На санскрите слово “марма” означает чувствительную или уязвимую точку на теле. По классификации Чараки марма – это место соединения двух или более телесных начал – мышц, сосудов, связок, костей и суставов (яркий пример – локоть или колено). Некоторые мармы находятся внутри тела (мягкое небо, сердце).
Согласно Сушруте марма – это соединение трех дош (вата, питта, капха) с праной, теджасом и оджасом, и тремя гунами (саттва, раджас и тамас). Воздействуя на мармы, мы воздействует сразу на многие области, усиливая жизненную силу организма (оджас), уравновешивая мозг.
Расположение марм близко (но не идентично) к расположению телесных меридианов (из китайской медицины). Воздействие на эти точки стабилизирует прану (основную силу физического здоровья). О важности правильного воздействия врачей предупреждают древние аюрведические тексты.
Одно из ранних упоминаний о мармах можно найти в Ригведе. В “Махабхарате” (древнеиндийском эпосе, одной из частей которой является “Бхагавад Гита”) на мармы есть несколько ссылок – как защищать жизненно важные точки тела (мармы) у боевых лошадей, слонов, и конечно у воинов. Там же указывается, что защита может быть не только физическая, а и ментальная – используя прану, ментальную силу (в виде мантры), усиливая энергетику выпускаемых стрел воображаемым огнем.
Мармы делятся на 5 групп по поведению при ранении:
Точки в марма-видье подразделяются на “терапевтические” и “смертельные”.
Воздействие на “терапевтические” может излечить от самых опасных состояний. Наиболее использующиеся мармы при терапевтическом воздействии находятся на руках и ногах, с ними легко работать при массаже, акупунктуре.
“Смертельные “ мармы не рекомендуется для прямого или грубого воздействия (например, на район горла можно воздействовать только очень легко). Неправильное же действие хирурга при операциях может рассечь жизненоважную марму (“смертельную”) и привести к летальному исходу.
Знание о “смертельных” мармах было обязательно в индийском военном искусстве, бойцов обучали как именно эти точки защищать во время борьбы. Так же обучали тем ударам, которые могли по-разному воздействовать на эти точки.
Доктор И. Ветров рассказывает (в статье “Основы марма-видьи”, опубликованной в журнале “Аюрведа-наука жизни”):
“Есть еще одна причина – почему марма-видья в меньшей степени, чем другие разделы аюрведы, сохранилась до наших дней. Одна из версий ухода Гаутама Будды гласит, что причиной его смерти было неудачно проведенная хирургическая операция по удалению злокачественной опухоли представителями школы Сушруты. Так или иначе, император Ашока начинает активную борьбу с аюрведой и в особенности полностью запрещает марма-видью. В этот период большинство мастеров вынуждено было скрываться в Индонезии, Филиппинах, Китае и Японии. Таким образом, Индия (включавшая в те времена Пакистан, Непал, Бирму, Бангладеш и Шри Ланку) практически лишается на несколько столетий живых носителей традиции”.
И сейчас, и в древности аюрведические доктора в Индии прописывают курс марма-терапии как дополнительный, очень эффективный комплекс к аюрведическому лечению. Также, марма терапия применяется в одиночку при разных проблемах – от парализации до психосоматических заболеваний.
Письменные источники, содержащие учения о мармах в традиции Сушруты включают и достаточно известные аюрведические трактаты, такие как “Сушрута-самхита”, и менее известные – “Мармарахасьянгал” и “Марманиданам”. Эти каноны рассматривают вопросы местонахождении марм, каждой из которых даны название, номер, расположение, проекция на поверхности тела, функция, размер, классификация, признаки прямого и полного повреждения.
В разных традициях существует разные мнения о количестве марм. В традиции Сушруты насчитывается 107 марма точек, это та цифра, которая зафиксирована в сознании большинства западных людей, слышавших о мармах.
Аюрведические же специалисты насчитывают до 360 основных марм. Также, существуют разные подходы в марма терапии у специалистов из разных регионов Индии. Считается, что мармы разнятся в зависимости от конституции человека, и марма-терапия должна быть индивидуальной, в зависимости от состояния (как впрочем и все остальное в аюрведе).
Опытные марма-терапевты вычисляют точное расположение марм на теле, которые, конечно, близки к идеально отмеченным в схемах, но нужен большой опыт и профессиональная чувствительность, чтобы попасть в точку. Это я к тому пишу, что последнее время курсы по марма-терапии, пульсовой диагностике обещают обучить этому за несколько дней. Реально, этому учатся годами (в конце я еще расскажу об обучении у мастеров).
Доктор И. Ветров (в вышеупомянутой статье) рассказывает:
В течение многих лет, вплоть до его ухода из этого мира Говинда Ачарья по своей милости давал мне наставления и передавал некоторые секреты марма-терапии. Он объяснил, что существует 144 ключа к этому знанию. Он раскрыл мне только 72 из них и разрешил со временем поделиться 36 ключами с теми врачами, которые серьезно захотят научиться марма-видьи. Если кто-нибудь из них достигнет совершенства первой ступени, с ними можно будет поделиться следующими 36 ключами. Только при этом условии лично я сам смогу подняться на третью ступень 108-ми ключей. Он знал, что к этому моменту его уже не будет в живых, поэтому он познакомил меня с одним из своих лучших учеников и поручил ему мою дальнейшую судьбу.
В течение последних 4 лет около 500 человек обучились у меня основам марма-видьи. К моему глубокому сожалению лишь половина из них попытались применить эти знания в своей медицинской практике. И лишь каждый десятый из них смог строго соблюдать 36 базовых правил этой науки и соблюдать обещания, данные мне в момент посвящения в ученики первой ступени. В итоге лишь единицы приблизились к стадии совершенства и в ближайшее время смогут пройти дальнейшее обучение и посвящение в ученики второй ступени.
Говинда Ачарья предупреждал меня о том, что в силу дурных наклонностей и недостаточности духовного образования большинство не только европейцев и американцев, но и индусов не способны удержаться в потоке Дханвантари-Сушрута сампрада. Нет никакого смысла тратить свои силы и время на обучение всех подряд. Поэтому я решил прекратить набор групп на обучение и теперь это знание будет дано лишь тем, кто действительно нуждается в нем как воздухе и внутренне созрел для этого…
…В одном из канонов предупреждается: “Это (знание о мармах) не было создано для каждого в этом мире. Вы должны понимать это. Люди могут приходить и, восхваляя вас, пытаться завладеть им, но не допускайте этого. Наблюдайте и готовьте ученика 12 лет и лишь потом можете раскрыть ему это учение”….
…Марма-видья относится к одному из восьми главных разделов Аюрведической медицины, включая в себя:
– марма-массаж (воздействие пальцами и ладонями на биологически активные зоны, являющиеся проекциями жизненно важных центров физического, эфирного и «тонкого» тела человека)
– гирудотерапию (лечение пиявками) – дхара-карму (воздействие тонким потоком непрерывно вытекающего лечебного масла, молока или отвара тех или иных растений на биологически активные зоны тела)
– пчелоужаление – шалья чикитсу (энергохирургию – более известную в наши дни, как филиппинскую хирургию).
(конец отрывка из статьи И. Ветрова).
В идеале, точное определение местоположения марм должно производиться опытным специалистом (особенно, если нужно воздействовать очень точно при определенном заболевании), так как местоположения марм несколько отличается у разных людей (зависит от конституции).
Если все это так серьезно (в плане овладения этой техникой), и специалистов найти практически невозможно, то что же делать? Как проводить стимуляцию марм в домашних условиях? Стимулировать общие точки можно и самостоятельно (что впрочем, многие и делают, не подозревая об этом). Многие давно этим пользуются (в облегченном виде), только не знали, как это называется. Например, масляный массаж, который достигает все наружные мармы, благотворно влияет на весь организм.
Самый простой массаж ступней ног перед сном гхи или кунжутным маслом – это же настоящий марма массаж (на ступнях ног расположено очень много важных точек). Кстати, при марма массаже лица, например, нужно точно знать – как именно массировать:
– для того, чтобы удалить заблокированную энергию / уменьшить высокую дошу / вывести токсины / уменьшить разрастание ткани нужно массировать против часовой стрелки.
– для того, чтобы наполнить энергией / повысить тонус внутренних органов и тканей – массировать нужно по часовой стрелке.
Не всегда бывает понятно – “пo часовой стрелкe” – по отношению к чему? Представьте часы, положенные на тело циферблатом вверх и следуйте за движением стрелок (по часовой или против). Получается что любой массаж – это почти всегда стимуляция марм (хотя и не профессиональная).
Массаж марм желательно проводит 3-5 минут 2 раза в день. Когда-нибудь будет пост о том, какими маслами лучше делать массаж, но наверное, читатели и так знают – лучшее масло для массажа – это тяжелое кунжутное (на основе которого и делают многие массажные масла). Технические ограничения сайта не позволяют вставить полноценную картинку с мармами, но вы можете легко найти эту информацию в интернете.
Следующая практика, отлично стимулирующее мармы – это занятия йогой. Выполняя асаны, человек плавно натягивает соответствующие участки кожи, где расположены мармы. Асаны влияют на энергию, содержащуюся в конечностях, суставах и позвоночном столбе. При выполнении различных асан можно воздействовать на определенные мармы для усиления эффектов асаны.
При различных физических занятиях в мармах могут возникают болевые ощущения. В этом случае нужно правильно воздействовать на прилегающие мышцы и суставы. Самостоятельно, чтобы не нанести вреда по незнанию, можно действовать указанными выше мягкими методами, без специального марма массажа.
Асаны по разному действуют на мармы:
– сидячие больше для «запирания» и удерживания энергии мармы на внутреннем уровне
– асаны с разворотами спины, бедер, плеч освобождают энергию из марм
– асаны с прогибом назад открывают мармы на передних областях тела
– асаны с наклонами вперед действуят на мармы спины И так дальше – по аналогии, вы сами можете вычислить – какая часть стимулируется во время выполнения асан или любых других занятий.
Воздействиями на мармы можно восстановить нормальную связь между тонким телом и физическим телом, повышая оджас (жизненную силу организма). Посредством соединения нади с мармами идет сильная стимуляция организма при пранаяме. При этом можно направлять прану сквозь различные мармы (конечно, предварительно изучив – какая марма отвечает за проблему, с которой вы хотите бороться).
Более высшие ступени “Восьмиступенчатой иоги “ также воздействют на мармы. Например, при мантра медитации используются специальные мантры с направленным вниманием на определенные мармы, и практикующие начинают чувствовать состояние марм, ощущать поток проходящей через них энергии. Все это делается только усилием воли, без привлечения внешних воздействий, точно так же, как и при визуализации.
При матра медитации используют разные бинджа мантры – HUM, OM, AIM, KRIM, SHRIM, HRIM, KLIM. Каждый слог действует по-своему. Например HUM (произнесении с длинной U – “hoom”) – мантра создания защитного слоя вокруг физического тела.
При ее произношении рекомендуется визуализировать синий цвет, защищающий от негатива. При произнесении HUM с короткой U, действует другое – разогревающее и увеличивающее огонь (питту) в данной марме. Мантра ОМ действует на увеличение энергии и жизнеспособности. Может повторяться с концентрацией на любой марме для ее открытия, и очищения. Визуализировать нужно золотой цвет, солнечный свет. И так далее со всеми слогами (обьяснений слишком много, я только показала идею – как это работает).
Следующий метод, знакомый всем – это релаксация, которая хорошо снимает блокаду в мармах.
В общем, если нет поблизости специалистов по правильной марма терапии, можно действовать вышеуказанными мягкими методами.
И обещанный выше отрывок об обучении доктора И. Ветрова:
“Базовые ключи (правила) марма-видьи”:
Существует 144 ключа к эзотерической лечебной практике марма-видьи. Раскрытие сущности ключей и их отработка – процесс постепенный. На начальном этапе мастер передает ученику первые 36 ключей, с помощью которых врач может лечить пациентов с проявлениями большинства заболеваний в начальной и средней клинических стадиях, а также оказывать скорую и неотложную помощь. На их освоение для упорного ученика требуется около 2-3 лет. Для этого ученик должен полностью отказаться от мяса, соблюдать элементарные правила внутренней и внешней чистоты, три раза в день на восходе, в полдень и перед сном повторять по 108 раз мантру Шри Дханвантари (полученную от своего наставника) и регулярно практиковать марма-терапию, проводя в неделю не менее 18 сеансов.
Обычно наши ученики на первом этапе работают 12-15 дней в месяц, проводя по 8 сеансов в дни приемов (продолжительность одного сеанса обычно составляет 90 минут). Эгрегор традиции Сушрута-Дханвантари сампрадайи действует очень жестко. И если ученик не приступил к работе в течение трех месяцев после обучения или считает для себя возможным пренебрегать правилами, данными учителем, система неизбежно лишает его марма-шакти (особой энергии, дарованной ученику для успешной практики и развития). Когда наставник видит, что ученик достиг совершенства на первой ступени марма-видьи, то раскрывает ему следующий слой знаний, объясняя сущность следующих 36 ключей. Эти навыки позволяют врачу браться за достаточно сложных пациентов, имеющих по три-пять хронических заболеваний или лечить такие тяжелые патологии, как рак, рассеянный склероз, сахарный диабет (начальной и средней степени тяжести).
Затем ученик проходит огненную церемонию (агни-хотру), получает духовное имя и принимает миссию своего учителя. С этого времени он должен прекратить есть не только мясо, но и рыбу, сычужные сорта сыра и яйца. Алкоголь, табак, кофе, какао, черный чай полностью исключаются.
Ученику рекомендуется регулировать свою половую жизнь, избегать гнева, насилия, осуждения, зависти, жадности, гордыни и лени. Когда врач достигает совершенства на второй ступени, что может занять от пяти до семи лет, мастер разрешает ему передавать знание марма-терапии другим. И лишь когда у такого врача появятся ученики, достигшие совершенства первых 36 ключей, он может сам подняться на третью ступень.
Навыки 108 ключей позволяют врачу делать чудеса с точки зрения современной западной медицины. Практически для него не существует невозможного. Даже заболевания в запущенных стадиях при условии сохранения оджаса (наследственная энергия, связанная с молекулами ДНК и обеспечивающая соответствующую продолжительность жизни) у пациента могут быть полностью излечены или в худшем случае остановлены в своем дальнейшем развитии. На этой стадии врач уже должен полностью обуздать свои чувства и ум и стать праведной личностью. Ничто в его поведении не должно становиться предметом критики других людей. С этого момента врачу не разрешается брать вознаграждение за свой труд, а следует жить только на пожертвования своих пациентов.
Четвертая ступень (достижение совершенства в 144 ключах) – это уровень мастера. Об этом может только мечтать любой врач. Здесь нет границ. И то, что приходилось видеть мне, казалось невозможным для простого человека. Буквально «мертвые воскресали, слепые прозревали, немые начинали говорить, а хромые танцевать…».
Конечно, мастер, являясь святой личностью, постоянно несет в этот мир гармонию и любовь. И его главная цель дать людям не столько физическое здоровье (которое временно, ибо ограничено этим телом), сколько духовное, дарующее счастье, внутренний покой и совершенство”
(конец отрывка из статьи доктора И. Ветрова)
И в заключении, для тех, кто хочет обратиться к классике – главы из “Сушрута самхиты” о фатальных марма точках в переводе Ю. Сорокиной Глава 6 Шарирастханы (фрагменты):
1-2. Теперь я объясню главу об индивидуальных мармах (жизненных точках), как это объяснял Господь Дханвантари.
3. Существует сто семь марм, которые подразделяются на пять типов по месту их локализации – мышечные мармы, мармы сосудов, мармы связок и сухожилий, мармы костей и мармы суставов. Вне мышц, сосудов, сухожилий, костей и суставов марм не существует.
4. Существуют: одиннадцать марм на мышцах, сорок одна марма в области сосудов, двадцать семь марм связок и сухожилий, восемь марм в области костей и двадцать марм суставов. Они составляют сто семь марм.
К обездвиженности приводят повреждения следующих марм – лохитакша (четыре), ани (четыре), джану (два), урви (четыре), курча (четыре), витапа, курпара, кукундара, какшадхара, видхура, крикатика, амса, амсапхалака, апанга, нила, манья, пхана и аварта.
Любая из этих парных марм производит подобное действие. К порождающим болезнь относятся гулпха (две), манибандха (две), и курчашира (2 + 2). Обе кшипра мармы могут привести как к немедленной смерти, так и к смерти спустя непродолжительное время.
15. Мармы – это области сосредоточения мышц, кровеносных сосудов, связок, костей и суставов, в которых особенно активно циркулирует прана. Нарушение и потеря праны – вот причина, по которой повреждение марм приводит к соответствующим последствиям.
Как раз ниже соединения лодыжки с ногой расположена курчашира, повреждение которой вызывает боль и опухание. В месте соединения ступней и икр находится точка гулпха, повреждение которой вызывает боль, скованность, утрату способности ходить или импотенцию.
На линии пятки, двенадцатью ширины пальца выше, в центре икроножной мышцы, находится точка индрабасти, ранение которой приводит к смерти от сильной потери крови.
В месте соединения икр и бедер находится джану, повреждение которой вызывает хромоту. Тремя ширины пальца выше, по обе стороны джану, находится ани, повреждение которой усиливает опухание и скованность ног. В центре бедер находится урви, ранение которой вызывает истощение ног от потери крови. Выше урви, ниже пахового угла, в основании бедра, находится лохитакша, повреждение которой вследствие потери крови вызывает гемиплегию (паралич мышц одной стороны тела). Между пахом и мошонкой находится витапа, повреждение которой вызывает импотенцию.
Таково расположение жизненных точек в области ног. То же следует усвоить в отношении другой ноги и в отношении точек на руках. Различие в том, что гулпха, джану и витапа эквивалентны манибандха (области запястья), курпара (области локтя) и какшадхара на руке. Какшадхара расположена между грудной клеткой и подмышечной впадиной. Они приводят к обездвиженности – если повреждение нанесено в область запястья, деформации тела – если повреждение в области локтя, и к параличу – если повреждена какшадхара марма.
Так описаны сорок четыре мармы конечностей.
Теперь что касается областей марм туловища, живота и грудной клетки. Повреждение точки гуда, связанной с отвечающим за удаление газов и фекалий толстым кишечником, приводит к скорой смерти.
Выше тазовых костей, скрытые внутренними органами и соединением хрящей, находятся две точки нитамбха, повреждение которых приводит к опуханию и слабости нижних частей тела, и к смерти.
В нижней части туловища, с противоположных сторон таза, в сторону и ниже, находятся паршвасандхи, повреждение которых приводит к смерти от скопления крови во внутренностях. По прямой линии станамула, по обе стороны позвоночного столба, находятся две брихати мармы, ранение которых приводит к смерти от осложнений, вызванных чрезмерной потерей крови. В основании рук, по обе стороны от позвоночного столба, находятся две точки амсапхалака, повреждение которых приводит к утрате тактильных ощущений и истощению.
По обе стороны шеи, в области сухожилий (мускулатуры), соединяющей основание плеч и шею, расположены две амса мармы, повреждение которых приводит к утрате подвижности рук. Таким образом описаны четырнадцать марм спины…
… 30. Эксперты говорят, что хирургическую операцию можно выполнять только после тщательного изучения и измерения марма точек, с тем, чтобы не затронуть их во время операции. Даже частичное повреждение мармы приводит к смерти, и места всех жизненных точек нужно тщательно оберегать.
… 40-44. Области, расположенные в непосредственной близости к мармам, иногда могут вызвать последствия, схожие с повреждением самой мармы. Следует остерегаться разрезать их, ломать, травмировать, прижигать или воздействовать иными резкими методами. При отсутствии повреждения марм последствия травм могут быть легкими и излечение пройдет без неблагоприятных эффектов либо будут несильными, но даже легкое ранение марма области может привести к смерти.
(конец фрагментов из 6 главы Шарирастханы Сушрута самхиты).
Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».