Маршак багаж чему учит
«Багаж» С. Маршак
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
– Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его – и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
– Разбойники! Воры! Уроды!
Собака – не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
– Отдайте мою собачонку!
– Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
Дата создания: 1926 г.
Анализ стихотворения Маршака «Багаж»
Стихотворение «Багаж» – прекрасный образец искрометного маршаковского юмора и образности. Оно замечательно читается в любом возрасте и остается очень современным, несмотря на то, что создано почти сто лет назад.
Произведение было написано в 1926 году. Его сюжет Самуил Яковлевич менял по ходу сочинения, поскольку в первую очередь его интересовал ритм стихотворения. Например, героиня направлялась изначально в Тверь, но впоследствии решено было сделать конечным пунктом путешествия Житомир. Думается, эти моменты были не столь важны, ведь главное, что делает стихотворение уникальным – это игра слов и живые образы.
Строки стихотворения организованы следующим образом: первые две-четыре строки содержат от трех до пяти-шести слов. Это длинные строки, за которыми следует несколько строк по одному слову. Завершает строфу неизменная фраза о собачонке. Благодаря этим строкам, которые являются особым приемом – эпифорой, «Багаж» стал одним из самых известных и цитируемых детских стихотворений:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Это неудивительно, ведь автор намеренно старался подбирать слова и укладывать их в созвучные лесенки, чтобы детям было легче их воспринять и запомнить. Несомненно, это ему удалось, потому что стихотворение действительно быстро ушло в народ и повторялось детьми как считалка.
Своей популярностью среди читателей всех возрастов это стихотворение обязано еще и тому, что в нем очень красочно и живо изображены его персонажи, а действие динамичное, несмотря на лаконизм повествования. Например, с первых строк легко представить себе героиню. Автор называет ее «дамой», «барыней». Вкупе с огромным багажом, в который входит заграничный «саквояж», картонка, в каких обычно перевозят пышные шляпы, и собачка мелкой «благородной» породы, она производит впечатление кичливой женщины, претендующей на высокий статус. Однако окружающая ее ситуация делает образ весьма комичным. Также детям не составляет труда представить себе поведение дамы, собачонку и того зверя, что нашелся ей на замену, вообразить станции, вокзал и юрких носильщиков. Поэтому-то стихотворение легко читается и слушается даже самыми маленькими детьми.
Но и взрослые смогут найти в произведении нечто забавное. Например, разглядеть тонкую иронию на существовавшие порядки в стране на момент создания стихотворения. Автор высмеивает бюрократизм («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), небрежность работников («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), претенциозное поведение пассажиров. Даже название станции Дно содержит намек. Известно, что за такое карикатурное изображение действительности Маршак подвергался критике советской власти. Однако произведение пережило испытание временем, и сегодня читатели могут получить заряд юмора, перечитывая «Багаж».
422. Анализ стихотворения Багаж Маршака. Русский язык, литература
Анализ стихотворения — Багаж. Русский язык и литература
Произведение является одним из самых знаменитых стихотворений поэта, предназначенное не только для маленьких слушателей, но и для взрослой читательской аудитории, поскольку представляется собой идеальный вариант проявления авторского юмористического склада.
Сюжетная линия стихотворения повествует историю, произошедшую с одной представительной дамой, отправившейся в путешествие по железной дороге и взявшей собой большое количество вещей, состоящих из дивана, чемодана, саквояжа, корзины, шляпной картонной коробки, картины, а также барышню сопровождает маленькая собачонка карманного вида.
По прибытии на железнодорожный вокзал дама сдает вещи в багажное отделение, получив при этом установленный документ в виде четырех зеленых квитанций. Поезд отправляется в путь, а маленький пес пугается громкого паровозного гудка и в страхе покидает багажное отделение. На промежуточной станции, имеющей название Дно, сотрудники железнодорожного состава обнаруживают пропажу собачонки и принимают решение во избежание претензий со стороны высокопоставленной дамы заменить ее большим бродячим псом.
Дама прибывает в пункт назначения, коим оказывается городок Житомир, и с нетерпением ждет доставки носильщиком своей огромной поклажи. Однако при приемке сданных вещей дама обнаруживает отсутствие своей маленькой собачонки, на месте которой оказывается довольно большой взъерошенный пес.
Находясь в полуобморочном состоянии, дама обрушивает свой гнев на вокзальных служащих, но начальник вокзала, сверив количественный состав сданных по квитанции вещей, уверенно заявляет, что все вещи соответствуют оформленному документу, а в отношении домашнего питомца смело выносит вердикт об увеличении собачьего роста в период нахождения хозяйки в пути.
Отличительной особенностью стихотворения «Багаж» является использование автором уникального построения стихотворного текста, заключающегося в периодических многократных повторах зарифмованных словесных выражений в виде перечня вещей, которые дама сдает в багаж. Данный прием, напоминающий детскую считалку, подчеркивает неповторимую динамичную ритмичность стихотворения, а также позволяет с легкостью воспринимать его детских слухом и запоминать несложные для памяти слова. Ем самым, автор укладывает стихотворные строчки в определенную созвучную лесенку, завершающуюся неизменной фразой о маленькой собачонке и усиливающую поэтическую игру слов.
Популярность стихотворению приносит красочность и живость изображения действующих персонажей, а также динамичность повествовательного действия, которое, несмотря на лаконичность, ярко отображает комичность создавшейся ситуации.
Шутливое произведение, созданное автором около сотни лет тому назад, до настоящего времени остается актуальным и уникальным.
Анализ стихотворения «Багаж» Самуила Маршака
Написанное почти век назад, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака, и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Редко встречаются люди, не способные процитировать произведение наизусть — яркие образы, живое, но лаконичное повествование легко врезаются в память.
Замечательный пример авторского остроумия и способности играть словами — стихотворение о поездке, за время которой удравшую собачку подменяют огромным псом — обрело свой окончательный вид в 1926 году.
В своем стремлении добиться идеального ритма, автор не чурался изменять сюжет произведения — прежде дама отправлялась в Тверь, а вовсе не в Житомир:
«Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер…», и
«Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь…».
По воспоминаниям Самуила Яковлевича, он приступал к работе не имея конкретной задумки, его волновала только ритмика, игра со словом. А ритмическая организация стиха такова, что первые строки включают от 3-х до 6-ти слов, а за ними идут однословные строки. Всякий раз строфа заканчивается фразой о собачонке.
Удачно выбранная стилистическая фигура, и стала залогом успеха произведения — дети с легкостью усваивают музыкальные фразу, а чеканные слова-лесенки используют в играх в качестве считалочки. На это и было нацеленно повторение скороговоркой путешествующих предметов, связанных в одну цепочку рифмой и повторяющимся рефреном.
Что касается образности, то в детском воображении легко предстает картина — хрупкая дама сдает в багаж огромный диван. А все остальное? — только подумайте! — чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (полная, между прочим, пышных шляп) и какой-нибудь крошечный терьер.
Ситуация, вне всякого сомнения, забавная. В заключительных строках происходит кульминационное столкновение осиротевшей дамы и железнодорожников, а образ лохматой дворняги, заменившей маленькую собачонку, стал уморительной развязкой истории («Однако за время пути собака могла подрасти!»). Автор отмечал, что эти строки родились у него сами собой.
Взрослые читатели тоже улыбнутся над саркастическими намеками на бюрократические формальности («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), пренебрежительное отношение к чужим вещам («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), или увидеть иронию в названии станции — «Дно».
Веселый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.
Маршак «Багаж», кто главные герои, какая главная мысль?
Главными героями в произведении является всего один человек и эта та самая бедная женщина, которая попалась на произвол и бардак системы железных дорог.
Главную мысль автор хочет выразить в том, какой же все таки бардак творится в стране. При чем многие пытаются это еще и завуалировать как обычное житейское дело. Автор показал ситуацию, где женщина из-за халатности попросту лишилась своего питомца.
Здесь можно прочитать краткое содержание произведения.
В этом произведении Самуила Яковлевича Маршака, излагается шуточная история о том, как дама сдала на станции многочисленный багаж и маленькую собачонку. Однако, по прибытии, оказалось, что собачка исчезла, а взамен, носильщик предлагает огромного лохматого пса, поясняя, что собачка могла подрасти в пути.
Главные герои этого произведения:
Краткое содержание сказки «Война грибов с ягодами»
Главные герои сказки «Война грибов с ягодами»
Главная мысль сказки: Нет смысла воевать грибам с ягодами, все равно на столе будут.
Главные герои этого рассказа Алексея Николаевича Плещеева:
Главная мысль: нужно всячески поощрять стремление детей посещать школу и внимательно прислушиваться к их пожеланиям.
В сказке Ш.Перро «Рике с хохолком» в одном из королевств родился очень некрасивый принц. Волшебница, которая присутствовала при рождении принца, сказала, что он будет очень умным и наделила его способностью сделать ту, которую он полюбит, умнее. В другом королевстве родилась очень красивая принцесса. Волшебница сказала, что принцесса будет очень глупой, но наделила ее способностью делать красивым того, кого она полюбит. Когда принцесса подросла однажды она ушла в лес погрустить и там встретила Рике. Он полюбил принцессу и сделал ее умнее, взамен он попросил выйти за него замуж. Принцесса согласилась сыграть свадьбу через год. После встречи с Рике она стала очень умной, поражала всех своими способностями и помогала управлять страной. Так она забыла о своем обещании и стала мечтать о свадьбе с красивым принцем. Год спустя она снова встречает Рике в лесу и вспоминает о своем обещании. Он убеждает принцессу выйти за него замуж и принцесса смогла полюбить его и сделать красивым.
Главные герои сказки «Рике с хохолком»:
Главная мысль сказки «Рике с хохолком»:
Любовь способна сделать людей умнее и красивее, чем они есть. Сказка «Рике с хохолком» учит, что человека любят в первую очередь за его характер и душевные качества, а не за ум и красоту. А так же тому, что нужно быть уверенным в себе, настойчивым и добиваться поставленной цели.
Старый деревенский дом. Живут в нем люди, но рассказ не о них. Такса Фунтик, кот Степан. их никак не берет мир.
А шкатулка однажды заиграла. Сыграла песню про шотландские горы и все, что еще знала. И снова замолчала. А теперь в Москве рассказчик вспоминает эту шкатулку и других жильцов старого дома.
И надеется, что рассказал про ходики, дождь и Фунтика нам всем не зря.
Надо только суметь приглядеться и прислушаться к этому миру хоть иногда, в нем же столько интересного.
Очень интересная и замечательная сказка.
Медведь, а в действительности заколдованный принц, также является главным героем. Приходил к девочкам домой каждый день. В последствии женился на Беляночке.
Здесь (нажмите) можете найти подходящие к сказке пословицы, чему учимся.
СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ «БАГАЖ» САМУИЛА МАРШАКА
Ленинградский поезд в Житомир идет через множество знаменитых и крупных населенных пунктов, но отчего-то Маршак выделил именно станцию Дно. Известно, что народная молва долгое время приписывала этой станции со странным названиям незаслуженную славу. Именно там, считалось, император России Николай Второй отрекся от престола, тем самым он пресек 300-летнюю историю династии Романовых.
1 марта в 15:00 царский поезд прибыл на станцию Дно, где его ожидала телеграмма Родзянко: «Станция Дно. Его Императорскому Величеству. Сейчас экстренным поездом выезжаю на ст. Дно для доклада Вам, Государь, о положении дел и необходимых мерах для спасения России. Убедительно прошу дождаться моего приезда, ибо дорога каждая минута»[15].
Путём сравнения источников можно прийти к однозначному выводу, что история о конце русского самодержавия на станции с говорящим названием «Дно» — миф. Красивый («опустились на Дно»), повторяемый и тиражируемый, но миф.
Но, если даже еще несколько лет назад в этот миф верило большинство населения России, то что уж говорить о 1926 году. Тогда это было не Мифом.
Кто же эта странная дама, которая сдавала в багаж столь тяжелый скраб? Не сама ли это Россия, которая пыталась на время переходного периода, далекого путешествия, отослать от себя тысячелетнюю историю и культуру? Мы помним, что весь XIX век Россия и ее интеллигенция ждала нового и неведомого. Некоторые радикалы даже предлагали не только сдать в багаж, но и вообще избавиться от истории и культуры.
В манифесте футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912) стояло:
“Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности”.
Русский футуризм 2000: 41
Но на станции Дно произошло необъяснимое. Было утеряно нечто важное.
По прибытии из советского Ленинграда (бывшей Имперской Столицы) в легендарный Житомир – местечко в еврейской оседлой черте, которая дала большевикам бесчисленное количество комиссаров и вождей, дама Россия обнаружила, что произошла страшная подмена. Вместо маленькой собачонки она получила обратно вместе со всеми своими атрибутами, которая никуда не делась уже СТРАШНОГО ПСА.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— РАЗБОЙНИКИ! ВОРЫ! УРОДЫ!
Но кричать поздно, барышня. И тут вступает в дело еще один странный персонаж. Носильщик, который сообщает даме, что согласно ее квитанции все – ОК, но во время столь долго странствия собака подросла, что отдала, то, мол, и получила. Распишитесь.
Кто это? Маршак дает дуракам подсказку. В тексте указано не просто какой-то грузчик, кули, ломовой, а именно:
НОСИЛЬЩИК ПЯТНАДЦАТЫЙ НОМЕР. №15. Известно, что в первом советском правительстве было 15 человек. Номером 15 был.
1. Председатель Совета народных комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)
2. Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков
3. Нарком земледелия — В. П. Милютин
4. Нарком труда — А. Г. Шляпников
5. Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов)
6. Н. В. Крыленко
7. П. Е. Дыбенко
8. Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин
9. Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский
10. Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов)
11. Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий)
12. Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов)
13. Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович
14. Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов)
15. НАРКОМ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ — И. В. ДЖУГАШВИЛИ (СТАЛИН)
Именно в таком порядке перечислены наркомы РСФСР.
По прибытии в Житомир обнаружилось, что у Дамы остался восточный Диван как принадлежность Руси к Византии, к Востоку вообще, Картина – Классическое Искусство, Корзина – Сельское Хозяйство, Чемодан – Тяжелая Промышленность, Саквояж – Легкая Промышленность, и даже Картонка. В конце 19, начале 20 века картонкой называли коробку из картона или фанеры для легких вещей. В руках его [капитана] была женская картонка, в каких обыкновенно модистки носят дамские шляпы. Лесков, Смех и горе. То есть даже стиль и внешний антураж в 1926 году вернулись прежние, имперские.
Только собака уже не так. Но что такое собака?
Собака или Пес – есть древнейшее домашнее животное, известное человечеству свыше 10 000 лет. Сообразительные, хорошо поддающиеся дрессировке (обучению) и селекции собаки играют огромную роль в самых разных культурах как защитник жизни и имущества человека. В сущности, из охранительных функций собаки и её взаимодействие с человеком берёт начало представление о её верности хозяину. Не менее значима, хотя и менее распространена роль собаки как охотничьего, боевого и ездового животного. Посему главная функция собаки это функция СТРАЖНИКА, ОХРАННИКА.
Носильщик №15 (НАСИЛЬЩИК) Сталин подменил собаку и изменил суть Великого Перехода. Вместо царской охранки появилось страшное чудовище ОГПУ-НКВД. А все остальное не изменилось.
В июле-октябре 1926 года лидеры оппозиции были за свою фракционную деятельность исключены из Политбюро (оставшись в составе ЦК). За попытки организовывать ставшие уже нелегальными встречи («смычки») оппозиции с рабочими, организацию нелегальной типографии для печати оппозиционной литературы, последовали массовые исключения рядовых оппозиционеров из партии. Произошел разгром ленинцев-троцкистов, именно тех, кто начал революцию в Петрограде и Маршак естественно об этом знал, но открыто об этом он не мог заявить.
Маршак был в молодости сионистом, путешествовал в Палестину, на ранних порах поддерживал, как и все интеллигенты, революционеров, но приход большевиков к власти его разочаровал. После короткого периода работы в Петросовете в 1918 году он бежал от комиссаров на юг в белый в Екатеринодар, где сотрудничал в газете «Утро Юга» под псевдонимом «Доктор Фрикен». Публиковал там стихи и антибольшевистские фельетоны. Привычка к конспирации развила в нем эзопов язык, который он с успехом использовал в своем творчестве.
Хотя он был лауреатом Лауреат Ленинской (1963) и четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951), Самуил не был сталинистом, но был умным человеком. Как только власть Носильщика номер 15 ослабла он сразу же переметнулся в лагерь “Отцов Оттепели”.
В 1962 году написал главному редактору журнала «Новый мир» А. Т. Твардовскому письмо, в котором ратовал за публикацию повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», а после её публикации в журнале написал рецензию «Правдивая повесть» (об «Одном дне Ивана Денисовича»), которая вышла в газете «Правда»[26]. В том же году он вступился за И. А. Бродского перед директором Гослита Косолаповым (Бродский упоминал о положительных отзывах Маршака на суде)[27][28]. Его последним литературным секретарём был В. В. Познер.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!
— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!