Маршрут на алтай на машине что посмотреть
Топ-8 мест на Алтае, которые стоит посмотреть
Найти ответы на все вопросы практически невозможно, но мы не сдаёмся! Ранее мы уже рассказывали подробно, как организовать поездку на Алтай, с каких городов начать путешествие и что взять с собой в дорогу, сейчас же поделимся списком мест, ради которых стоит отправиться на край света и потратить весь свой отпуск.
Содержание
Достопримечательности Алтая на карте
Семинский перевал
На Семинский перевал нужно ехать за видами со смотровой площадки — посмотреть, как красиво солнце озаряет горы на рассвете, как лёгкий ветерок волнует шапки деревьев и просыпается ото сна природа. Время здесь останавливается — больше не существует планов, отчётов, суеты городской жизни. Ты будешь любоваться дикой природой Алтая, вдыхать ароматы целебных трав и медитировать у озера неподалёку.
Самое главное — всё это будет доступно без большого отрыва от цивилизации.
Семинский — высочайший перевал Чуйского тракта, но при этом самый лёгкий в подъёме. Поехать посмотреть на него легче лёгкого: дорога полностью асфальтирована, на вершине есть смотровая площадка, турбазы, парковка, торговые ряды и учебно-тренировочный лагерь «Семинский».
Как добраться
Семинский перевал находится на 583 км Чуйского тракта, в 238 км от Бийска. Ближайший населённый пункт: село Шебалино. Подъём на перевал прямой и мягкий, всего девять километров, без резких подъёмов и серпантинов, поэтому из неудобств — разве только уши заложит. То что нужно для начала путешествия по Алтаю.
Что посмотреть в окрестностях
Низовье и вершину горы Сарлык — высшей точки Семинского хребта; памятник, посвященный 200-летию добровольного вхождения Горного Алтая в состав России; Семинские и Туюкские озера.
Какой месяц выбрать для поездки
Период с мая по сентябрь — лучшее время, чтобы посмотреть на Алтае его главные достопримечательности.
В мае на Алтае тебя ждут цветущие луга, мягкое солнце, свежая зелень и полноводные реки. Картину портят только дожди и грозы, которые могут быть чаще, чем хотелось бы. Средняя температура: +17° С, в горах +5° С.
В июне уже получше: солнце всё ещё мягкое, трава зелёная и толпы туристов ещё не успели заполонить все дороги. Средняя температура: +20° С, в горах +10° С.
В июле уже распогодится до +30° С, можно будет купаться в небольших озёрах и заработать хороший загар. Но будь готов к тому, что вместе с температурой, взлетят и цены.
Первая половина августа похожа на июль, но с каждым днём становится всё прохладнее, а количество туристов снижается.
Сентябрь слишком красив, но уже прохладен к твоим порывам познакомиться с Алтаем — ещё подходит для пеших прогулок, но ночи слишком холодные для жизни в палатке.
Гора Чёртов палец
По дороге от Бийска на Семинский перевал сделай небольшую остановку и заберись на Чёртов палец. Восхождение не займёт много времени, зато вид тебе откроется потрясающий — не зря его включают почти во все списки «Ч то посмотреть на Алтае».
Не единственный, но особенный
Таких волшебных пальцев по всему миру множество — гигантский скальный выступ на горе, устремленный к небу. Но наш ещё и с ноготком, поэтому посмотреть на Алтае на него очень любят.
По легендам, это палец злодея по имени Чёрто. Он пришёл в эти земли, чтобы захватить их, но один из бравых алтайских воинов смог дать отпор. Чёрто был втоптан в землю, а на поверхности остался лишь его окаменевший палец. По другой версии, отпор врагу дала сама Луна — спустилась на Землю и вбила нашего неприятеля так глубоко, что только палец да ноготь остались.
Чёртов палец и правда место удивительное — эзотерики верят, что в скале хранится великая сила, которая может излечить от бесплодия и зарядить энергией. Не поленись подняться наверх и посмотреть, что за вид открывается со смотровой площадки: долина реки Катунь и весь Алтай как на ладони.
Как добраться
От Бийска через село Соузга примерно 114 км. Ориентиром будет телефонная вышка, установленная недалеко от горы.
Перевал Чике-Таман
Ещё один перевал в нашем списке (чего ещё ждать от подборки «К уда поехать и что смотреть на Алтае»?). Чике-Таман место знаменитое — в XX веке многие исследователи писали про коварство перевала, про крутой подъём, резкие повороты и прочие сложности Чуйского тракта. Сейчас же здесь проложена новая, хорошая автомобильная дорога, а прежняя, вьющаяся зигзагами, уже почти заросшая, тропа добавляет колорит и без того шикарному виду на громады Теректинского хребта, который открывается со смотровой площадки.
Размер не имеет значения!
Перевал Чике-Таман ниже Семинского на 400 м, но всё равно воспринимается путешественниками как более сложный и высокий. Виной тому крутой подъём и серпантин на спуске.
Как добраться
Перевал расположился на 685 км Чуйского тракта, в 320 км от Бийска и в 75 км от Семинского перевала. Подъём, как и спуск – четыре км.
Что посмотреть в окрестностях
Памятник строителям Чуйского тракта, урочище Кур-Кечу, гейзерное озеро.
Озеро Телецкое
Телецкое озеро славится холодной водой в любое время года, гигантскими размерами, множеством видов рыб и удивительными пейзажами. Сюда можно приехать в одну из турбаз или дикарём, можно рыбачить, ходить по экскурсиям на ближайшие горы, любоваться каскадами водопадов или даже медитировать — выбирай занятие по душе, только не забудь взять тёплые вещи!
Как добраться до Алтая
Из Москвы до Горно-Алтайска. Прямые рейсы в Горно-Алтайск есть практически у всех отечественных авиакомпаний, а если покупать билеты заранее, можно урвать довольно выгодно билеты даже на прямые рейсы, а с пересадкой так уж тем более. Продолжительность полёта от четырёх до пяти часов.
Из Москвы до Бийска. Вариант для романтиков и любителей спать под стук колёс: на поезде до Бийска дорога займёт почти трое суток, но когда это нас останавливало? Когда будешь смотреть цены на билеты и считать, сколько ты сэкономишь в сравнении с самолётом, не забудь приплюсовать траты на еду в дорогу.
Из Санкт-Петербурга до Горно-Алтайска. Прямых рейсов в Горно-Алтайск нет, поэтому придётся ехать с пересадкой в столице. Если сумеешь урвать дешёвый билеты на самолёт (весной 2020 года таких предложений много), выйдет и быстро, и выгодно. Если удачных билетов на самолёт нет, то выбирай поезд — одна ночь, и ты на месте.
Через Новосибирск до Горно-Алтайска. Этот вариант идеален для туристов, начинающих свой путь не из Москвы — в Новосибирск летают рейсы почти из любого города России (и к тому же за недорого летают!), а дальше можно самолётом или автобусом добраться уже и до Горно-Алтайска.
Не смотря на то, что Телецкое озеро — одно из самых популярных мест Алтая, многие путешественники вынуждены обойти его стороной, если выбирают достопримечательности только вдоль Чуйского тракта.
Местные считают озеро святым, эзотерики верят в его волшебную силу, туристы приезжают со всего света на Алтай, только чтобы увидеть Телецкое озеро и испытать его магию на себе. Хочешь посмотреть, что это место сделает с тобой?
Большая часть озера включена в состав Алтайского Государственного природного биосферного заповедника, поэтому для его посещения не забудь оформить пропуск — получить его легко в селе Артыбаш или посёлке Яйлю.
Как добраться
До Телецкого озера удобнее всего ехать из Горно-Алтайска — это 269 км до ближайшего к озеру села Артыбаш (тут и пропуск возьмёшь) и почти шесть часов в дороге.
Что посмотреть в окрестностях
Водопады Корбу и Чодор, залив Карагай, долину Чарышман, зоопарк и этнопарк в селе Артыбаш, горы Тилан-Туу и Кокуя (к последней можно подняться на подъёмнике).
Мультинские озёра
Вот мы и добрались до самого популярного места у туристов в классических списках « Что посмотреть на Алтае » — Мультинских озёр. Всего их пять: Нижнее, Среднее, Верхнее, Поперечное и Крепкое (очень логично, да). Чаще всего туристы включают в маршрут первые три. При этом самое популярное — Нижнее Мультинское озеро. Оно самое большое, до него легче доехать, рядом есть турбазы и всё необходимое для комфортного отдыха у воды.
По фотографии сразу и не поймёшь, Алтай это или Альпы.
Как добраться
От Бийска до Мультинских озёр 535 км через Семинский перевал.
Позаботься о документах
Что посмотреть в окрестностях
Всё! Самая красота тебя ждёт между Нижним и Средним озером — именно там находится водный каскад «Мультинские шумы». Дальше дорога ведёт к Верхнему озеру. Оно находится на территории Катунского заповедника, поэтому нужно будет пройти через кордон, согласовать с егерями маршрут и заплатить небольшую пошлину.
Верхнее Мультинское озеро
Перевал Кату-Ярык
Готов к самому впечатляющему серпантину в своей жизни? Перевалу всего тридцать лет — до 1989 года здесь была лишь крутая конная тропа, сейчас же проложена грунтовая дорога. Подниматься по ней дико страшно, но всё это забудется, как только ты сможешь посмотреть на то, что открывается сверху — извилистый путь дороги, разноцветные горы, бурные горные ручьи, водопады и макушки многовековых деревьев. Дух захватывает!
Кату-Ярык в цифрах
Как добраться
На пароме через Телецкое озеро (стоимость переправы одной машины — 10 000 руб.). Второй вариант — со стороны села Акташ, которое находится в 100 км от Кату-Ярыка.
Слияние Чуи и Катуни
Со слияниями всегда одна история — думаешь, что ты уже видел подобное и тебя не удивить, а потом собираешь свою челюсть с пола. В случае Чуи и Катуни дополнительный колорит добавляет пейзаж вокруг.
Легенды Алтая — Чуй Оозы
Второе название слияния — Верблюжья шея, и на эту тему есть легенда. Когда-то на островке, где встречаются реки, местные жители пытались спастись от китайцев. Ночи на Алтае холодные, поэтому одному из алтайцев пришла в голову идея спрятаться внутри… верблюда. Провернул он это так: перерезал верблюду горло, вытащил внутренности и залез внутрь (если снимут фильм, «Оскар» ему обеспечен – Лео Ди Каприо придётся подвинуться!). Поутру герой выбрался и увидел, что гигантский град уничтожил всё и всех вокруг, лишь он один чудом избежал гибели.
Верблюжья шея, или слияние Чуи и Катуни
Как добраться
Ищи слияние на 712 км Чуйского тракта, через 11 км после села Иня.
Гора Белуха
Трёхглавую священную гору Алтая мы оставили на десерт. Восхождение на неё не будет лёгким, но испытания окупятся с лихвой — в дороге к вершине (высота — 4506 м) ты встретишь голубые озёра с кристально-чистой водой, уникальные растения — у подножия растут густые хвойные леса, берёзы, тундровые лишайники, ягодные кустарники и цветы, попавшие в Красную книгу.
Лучший сезон для покорения горы — лето, но даже в июле будь готов попасть под снегопад. Подъём будет тяжёлым и выматывающим, а если не повезёт с погодой, затянется. Да, в такое путешествие лучше отправляться с опытным инструктором или группой.
Не считая дороги к низовью горы и времени на акклиматизацию, восхождение занимает около двух дней. На первом этапе проходят ледник «Арбуз», перевал Делоне и ледник Менса, а на второй день уже штурмуют вершину.
Как добраться
Поход на Белуху обычно начинается у села Тюнгур, если ехать от Горно-Алтайска без остановок, доберёшься примерно за девять часов.
Что посмотреть в окрестностях
Долину Ярлу, озеро Аккем, водопад Текилю, Тавдинскую пещеру.
Что посмотреть на Алтае? Каскады рек, вершины гор, безумные перевалы. Что делать на Алтае? Просыпаться с рассветом солнца, умываться холодной водой из ручья, любоваться из окна машины открывающимися видами, покорять горы, дышать полной грудью, слушать легенды о вечных землях, которые так любят рассказывать местные жители вечерами.
Отправиться в путешествие на Алтай легче, чем кажется — в Бийске, Барнауле и Горно-Алтайске можно взять в аренду автомобиль (и с водителем, и без), дороги к главным туристическим объектам асфальтированы, построены турбазы, отели, оборудованы площадки для кемпинга. Этот мир ждёт тебя!
«Красивые места превращаются в балаганы»: герой сериала Т—Ж едет по Алтаю
Эпизод четвертый: автор плавает в Катуни, опаздывает на теплоход, рискует жизнью в каменной долине и покидает Алтай с намерением вернуться
Это новый выпуск сериала Т—Ж о путешествии читателя из Москвы во Владивосток на машине.
В трех предыдущих статьях Денис Митрофанов рассказывал о подготовке к автопутешествию длиной два месяца и первых 11 днях поездки. В этом эпизоде герой едет по Алтаю и смотрит основные достопримечательности.
📌 Маршрут: Чемал — Ороктойский мост — Ая — Телецкое озеро — Акташ — Гейзерное озеро — петроглифы в Адыр-Кане и Калбак-Таше — Бийск
🚗 Расстояние: 1980 км
💸 Расходы за пять дней: 17 550 Р
Наш маршрут оказался не лучшим в плане логистики: приходилось периодически возвращаться по одной и той же дороге. Это моя ошибка, но я не сильно об этом жалею, так как ездить по Алтаю можно долго: благодаря качеству трактов и красотам вокруг вождение там — удовольствие. Сейчас я бы не стал заворачивать в Чемал, остановился бы в начале Чемальского тракта, например в Ае, и оттуда ездил по достопримечательностям.
На Алтае мы с Алексеем — моим другом, который прилетел из Москвы в Новосибирск, чтобы проехать со мной часть пути, — проведем пять дней. Вот какие места я планирую посетить.
Все эти места были описаны как основные достопримечательности на Алтае в историях разных путешественников.
Сегодня к плану внезапно добавляется сплав по Катуни. Накануне мне позвонили хорошие друзья — они тоже отдыхают на Алтае, следят за моим путешествием — и позвали на сплав. Воду я люблю, со сплавами дружу, желание поплавать в Катуни было — вот оно и исполняется.
C утра едем на базу рафтинга в соседнем селе Барангол. Кто послабее духом, берет гидрокостюм, а кто посильнее, тот плывет в чем хочет, — конечно, это я. Мы берем самый короткий сплав на два часа, это несложный маршрут на 13 километров, стоит 800 Р с человека.
В реку окунаются и девчонки, поэтому надо же побыть яжмужиком и пересидеть их в воде, хотя все части тела пищат о том, что пора вылезать
Финишируем и идем обедать — в туристических местах цены сравнимы со столичными. К слову, хваленое мясо марала вкусное, но котлеты из него не сильно отличаются от обычных.
После сплава отправляемся дальше по Чемальскому тракту смотреть на мост, который мне советовали еще в «Инстаграме» и рекомендовала хозяйка местного гостевого дома тетя Люба.
Чемальский тракт идет вдоль Катуни, справа и слева зеленеют поля, по дороге гуляют коровы, эта спокойная красота умиротворяет. Временами к дороге приближаются горы, на полях появляются обломки скал, о чем Алексей говорит: «Да как в Шотландии прям!» Решаю осмотреть местную Шотландию с дрона.
Ороктойский мост и ущелье, по которому стремительно течет дымчато-голубая Катунь, темно-серые рельефные скалы в русле реки, горы вдали — все это создает невероятной красоты картину.
Такие яркие пейзажи видишь в пабликах про путешествия, но здесь все реально, без ретуши. Эту красоту невозможно передать ни на фото, ни с дрона. Ее нужно чувствовать: слышать шум воды, ощущать ветер, трогать камни, перепрыгивать с одного на другой.
На обратном пути видим знак достопримечательности — рядом действующая Чемальская ГЭС. Вокруг нее снова развернут богатый выбор сувениров и развлечений: колесо обозрения, прогулки на лошадях, прокат квадроциклов. Сама ГЭС — плотина на реке, сбрасывающая воду в небольшое ущелье. Думаю, впереди нас ждут строения масштабнее и зрелищнее: через несколько дней планируем осмотреть Саяно-Шушенскую ГЭС.
На Алтае меня преследует картинка-желание: домик, лес, вид на горы и реку, соседи вне пределов слышимости, а ты сидишь на террасе, пьешь чай и наслаждаешься. В сегодняшнем отеле в селении Ая она воплощается в реальность.
Расходы за день — 5410 Р
Отель «Олимп» на две ночи | 4000 Р |
Сплав | 800 Р |
Обед в кафе «Царская охота» | 610 Р |
Сегодня по плану поездка на Телецкое озеро — водоем номер два после Байкала по объему пресной воды в России. Бронирую билет на теплоход «Пионер Алтая», но сразу не оплачиваю: смущает расхождение данных в картах о времени в дороге. Оказалось, не зря.
Закладываю на путь в 180 километров до поселка Артыбаш на берегу озера три часа, с запасом. Мы выезжаем в 11:00, теплоход отплывает в 15:00. Первые километров пятьдесят ничто не предвещает беды. Но потом встречаем странный микс из гравийной и асфальтовой дороги: 50 метров — асфальт, 50 метров — гравийка, и так несколько раз. Добавляем в этот микс реверсивное движение, убитый асфальт, на котором не разгонишься, ямы, впадины, заплаточный ремонт. Состояние экипажа — взболтать себя в машине, но не смешивать.
В итоге доезжаем почти за четыре часа — за 15 минут до отправления теплохода. В пути связи не было, нашу бронь отменили и после 10 минут разборок не сажают на теплоход, так как мест уже нет. Недружественно как-то получилось, неклиентоориентированно.
Правда, делать в Артыбаше два часа решительно нечего — пришлось дважды поесть и дважды обойти поселок. Нормальных дорог тут нет, и мы покрываемся ровным слоем пыли. Зато есть домик, глядя на который думаешь: «Ах, я бы в таком жил».
Озеро огромное, вокруг вздымаются горы, покрытые лесами. Капитан сопровождает поездку небольшой экскурсией: «Вот это у нас Голова Медведя, а вот это — Богатырь». Похоже, у тех, кто живет в горах, есть тяга к названиям утесов, камней, скал. Хотя я редко различаю со своим зрением, что там за голова или медведь.
Обратно возвращаемся на закате — здорово увидеть озеро в разных цветах, оно по-своему красиво в каждом. В итоге наше опоздание на теплоход можно считать удачей: поездка на катере более комфортна, нас было всего восемь человек. Теплоход посещает только два водопада, у него длинные стоянки: одна — час, вторая — 40 минут. У нас были стоянки по 20 минут, их вполне достаточно.
На обратном пути нас ждет испытание плохой дорогой в ночной тьме обратно в отель. Так как я ночью вижу совсем плохо, за руль садится Алексей. 180 километров проезжаем за 4,5 часа, в отеле оказываемся в 01:45.
На одной из остановок я поднимаю голову и смотрю на небо. И это шок. Такого количества звезд и такой красоты Вселенной я не видел пока нигде и никогда.
Расходы за день — 4605 Р
Прогулка на катере по Телецкому озеру | 2300 Р |
Бензин | 1705 Р |
Билеты на три водопада | 300 Р |
Обед | 300 Р |
Сегодня хотим доехать до дальней точки нашего маршрута по Чуйскому тракту — села Акташ. Это 390 километров пути с остановками. Акташ выбрали для ночевки потому, что это крупный поселок, ближайший к Гейзерному озеру и озеру Горных Духов, которые я хочу посмотреть.
В пути связь у «Теле-2» пропадает. Приходится ехать по офлайн-картам, так как эта симка у меня для навигации. «Мегафон» работает, поэтому в целом жизнь не усложняется.
Чуйский тракт действительно оправдывает свое место в пятерке лучших автодорог мира и списке объектов Юнеско. По качеству эта дорога одна из лучших, по которой я когда-либо ездил. Судя по всему, асфальт на ней свежий. Пейзажи намного более впечатляющие и насыщенные, чем вокруг Чемальского тракта.
Вообще оба тракта, Чемальский и Чуйский, в идеальном состоянии, это дороги, которым можно завидовать, как в Европе. Езда по ним не утомляет, а скорее расслабляет: мало машин, хорошее покрытие, за окном пейзажи, чистый воздух и солнце.
Погода переменчивая: пока мы поднимаемся в гору, солнце сменяют тучи, а на самом перевале дождь, что заставляет сбросить скорость. Взглянув на термометр в авто, мы поражаемся: +9 °С градусов, а ведь мы только что ехали при +25 °С. Спускаемся с перевала — солнце и тепло возвращаются, а холод остается наверху.
Добираемся до каракольского парка «Уч-Энмек». О нем отзываются как о месте силы, где сохранились древние курганы, петроглифы и не очень понятные каменные столбы в возрасте 3 тысячи лет. Таблички на въезде в парк гласят, что надо с уважением относиться к культуре, соблюдать обычаи, но вот о том, что там за столбы да курганы, почти ничего не сообщают.
Понимаю, что стоило вечером Гугл читать, а не фотки в «Инстаграме» смотреть, тогда бы что-то было понятно. А так — приехал неподготовленным. Стыжу в себе невежу и предполагаю, что просвещенным товарищам из лиги запросов во Вселенную местность пришлась бы по вкусу. Здесь чувствуешь себя иначе, чем на тракте. Есть ощущение некоего обволакивающего тебя пространства, в котором воздух более плотный, внимательный и скрывающий в себе силу. Звучит, конечно, еретично, но в целом если вы прагматик до мозга костей, то ничего не почувствуете. А если допускаете существование чего-то неизведанного и непонятного, древнего и таинственного, то будет занятно.
Алтай, на мой взгляд, довольно сильно монетизирован, особенно в начале тракта — кругом торговля, экскурсии, таблички «Места есть». Все это постепенно заражает природную красоту как опухоль. Но спрос на жилье превышает предложение, и вряд ли это способствует развитию качества местной туриндустрии.
«Букинг» знает в Акташе всего девять вариантов жилья, которые почти все разобраны или стоят дорого — от 8000 Р за ночь. В онлайн-картах больше предложений. Тратим на обзвон свыше часа: нужно жилье на две ночи. С трудом находим в одном месте жилье на одну ночь, а в другом — на вторую. Приезжаем уже затемно, в половине десятого, заселяемся на турбазу без сайта и с заброшенным инстаграмом — удивительно, что она есть на картах и при этом очень неплохая: деревянные домики, вид на горы.
Путешествие по Алтаю на машине: самый подробный путеводитель
Путешественники Илья и Олеся
В этой статье
После прочтения у вас не останется вопросов! Рассказали не просто про аренду авто, но и про дороги Алтая, заправки и сервисы. Все достопримечательности отметили на карте. А ещё дали личные советы и рекомендации.
Панорамные виды заснеженных гор Алтая не уступают непальским, а «марсианские пейзажи» по красоте поспорят с «радужными горами» в Перу. Красот настолько много, что зачастую можно остаться один на один с природой. Регион считается местом силы и источником вдохновения, говорят, именно здесь можно познать Шамбалу. Это другая Россия! Смешались культуры, религии и обычаи разных народов: алтайцы, русские, тувинцы, монголы, казахи, китайцы — все добавили что-то своё.
Как добраться
Где это — Алтай? Куда лучше прилетать и сколько стоят билеты
Республика Алтай граничит с Алтайским краем, Кемеровской областью, Хакасией, Тывой, Монголией, КНР и Казахстаном.
Точкой старта принято считать город Горно-Алтайск. Самый бюджетный вариант – это перелёт авиакомпанией «Победа». Правда, у лоукостера это сезонное направление, рейсы по вторникам и субботам до конца октября. Стоимость – от 7 тыс. рублей туда-обратно. Альтернатива – только S7.
Если есть желание посмотреть не только природу Алтая, но и столицы регионов, обратите внимание на другие варианты. Мы давно хотели побывать в столице Сибири, поэтому начали путешествие с перелёта из Москвы в Новосибирск.
Аренда авто
Прокатные компании в регионе, какую машину выбрать, сколько стоит аренда
Главный совет — ехать лучше на внедорожнике или кроссовере. В идеале — с полным приводом. Легковушка подойдёт только для основных достопримечательностей и дорог. И хоть местные жители везде проезжают даже на жигулях, туристу лучше не рисковать.
Рынок аренды автомобилей в регионе развит, но больше представлен местными компаниями. Единственный международный сервис — Avis – работает только в Новосибирске. Аренда кроссовера в Avis обойдётся от 4300 рублей в сутки, а легковушки от 4000 рублей. Пробег не ограничен.
Мы снимали Hyundai Creta в аэропорту Новосибирска через Avis. Автомобиль оказался почти новым, с пробегом 9000 километров, и стал верным другом на две недели. Небольшой объём двигателя (1,6 литров) и передний привод чувствовались на гравийных участках, а вверх на Кату-Ярык мы заехали на последнем дыхании (с 4х4 проблем не будет). Для аренды, помимо паспорта и прав, нам потребовалась кредитная карта для залога (12 000 рублей).
В Горно-Алтайске выделяются три компании:
Дороги Алтая
Состояние, камеры, заправки, шиномонтажи и сервисы
Главная трасса Алтая — Чуйский тракт проходит через весь регион, тянется почти на 1000 км от Новосибирска до границы с Монголией. Всё отлично — покрытие, разметка, отбойники, карманы. Магистраль постоянно ремонтируют и модернизируют — в сезон можно встать в пробку, но не более, чем на час.
Если планируете сворачивать в сторону Тюнгура и к долине Чулышмана, готовьтесь к ямам и гравийным участкам! Дорога до южного берега Телецкого озера — полнейший экстрим (75 км за 4 часа).
Камер много — больше всего в Горно-Алтайске и по тракту до Семинского перевала (примерно каждые 10 км), потом почти нет. В глубинках ни одной камеры не встретили. Будьте внимательны и соблюдайте ПДД. Сотрудники ГИБДД встречаются только на постах, нас за 2 недели ни разу не остановили.
С АЗС проблем нет — до Семинского перевала каждые 10-30 км, после реже — каждые 30-60 км. В глубинках значительно меньше, советуем заправлять полный бак на тракте. Из федеральных есть Газпромнефть, Лукойл, Роснефть, а также крупные региональные — Ника и Расул — и мелкие заправки, качество топлива которых проверять не стоит.
Шиномонтажи и сервисы встречаются примерно раз в 30-50 км, есть даже в деревнях не на трассе.
Маршрут
Что посмотреть обязательно, куда сходить в поход, и где самые лучшие смотровые площадки
Основной маршрут
Займёт 6-10 дней, зависит от личного темпа и предпочтений (
Гора Чёртов палец
Смотровая площадка, которая задаст темп вашим приключениям или станет отличным вариантом для завершения поездки. Почти на самый верх ведет грунтовая дорога (200 рублей за въезд). На сам скалистый выступ (палец) мы забираться не стали, выглядит не очень безопасно, фото и так получились супер.
Всесезонный курорт Манжерок
Семинский перевал
Первый крупный перевал (1717 м) с пейзажными видами. Считается, что после него начинается настоящий дикий Алтай.
Перевал Чике-Таман
Высота 1295 м, но виды открываются однозначно лучше, чем с Семинского. Хороший вариант для остановки (парковка бесплатная): на рынке куча сувениров и еды (блинчики, сырники, пирожки и манты).
Слияние рек Чуи и Катуни
Одна из визитных карточек Алтая. Плотность и цвет рек разные, поэтому фотографии получаются невероятно красивые. В районе развит рафтинг разного уровня сложности.
Петроглифы урочища Калбак-Таш
Уникальное место с наскальной живописью древних людей (до 5000 тыс. лет). Экскурсию проводила забавная бабушка, сложилось впечатление, что половину комментариев к рисункам придумывала на ходу, но от этого не стало менее интересно. Вход + экскурсия — 200 рублей.
Гейзерное озеро
Ярко-бирюзовое озеро, на дне которого бьют гейзеры, создавая причудливые узоры. Идти нужно вглубь леса минут 15, много комаров.
Вид на Северо-Чуйский хребет
Отсюда открывается вид на заснеженные вершины, высотой 4000 тыс. м.
Марсианские пейзажи Чаган-Узун
Ещё одно необычное место — разноцветные горы. Красный, кирпичный, оранжевый, жёлтый! По красоте не уступают радужным горам в Перу. Совет — на второй площадке под названием «марс 2» гораздо меньше людей, а краски ярче (пешком около 30 минут от «марс 1», подъехать нельзя).
Село Кош-Агач
Находится недалеко от границы с Монголией. На местных рынках можно купить изделия из верблюжьей шерсти, восточные ковры и посуду. Здесь заканчиваются горы и начинаются бескрайние степи. Мы съехали с трассы вглубь степи на 3 км и сделали одни из лучших фото из путешествия: вокруг на несколько километров ни души!
Село Акташ
Перевалочный пункт на пути в Чулышманскую долину или обратно. На рынке в центре села продают рыбу горячего копчения и самодельную медовуху, мы возвращались за добавкой.
Озёра Чёйбеккель
Комплекс живописных озёр вдоль дороги — неплохой вариант для короткой остановки. Мангал поставить сложно, очень ветрено.
Улаганский перевал
Самый высокий перевал региона (2080 м). В хорошую погоду видны белые вершины восточного Алтая. После вершины ям и разбитых участков на дороге становится гораздо больше.
Перевал Кату-Ярык
А теперь — самый сложный и экстремальный перевал, ведущий в долину. 9 поворотов с наклоном до 35°, асфальта нет, только гравий и камни. Будьте аккуратны!
Долина реки Чулышман
Нетронутая природа, бурная чистая вода и водопад Чул-Оозы. Перевал и долина стали для нас самыми яркими впечатлениями от Алтая (после похода к Белухе).
Дополнительный маршрут
Прибавляйте 1-2 дня на каждое место.
Село Чемал
В районе села находятся несколько мест — живописный остров-скала Патмос с церковью Иоанна Богослова; чемальская ГЭС с музеем внутри; палеопарк, где каждый может почувствовать себя археологом.
Телецкое озеро
Один из символов Алтая. Заповедная зона находится под защитой ЮНЕСКО. На берегу много баз отдыха и кафе, проводятся водные туры. В сезон здесь слишком много людей.
Село Тюнгур
Точка старта в походы к подножию горы Белуха и Мультинским озёрам.
Водопад Учар, урочище Аккурум (каменные грибы)
Расположены в Чулышманской долине. Добраться непросто — сперва 20 км по разбитой дороге, потом пешком: час до грибов, два-три часа до водопада. Людей здесь почти нет.
Походная часть
Отдельная тема, тут можно ходить долго!
Проживание
Где найти и забронировать жильё, тонкости и личные советы
Основное жильё на Алтае — это базы отдыха разного уровня и формата. Где-то большой дом с несколькими спальнями, а где-то летний домик с кроватью и тумбочкой, без отопления. Туалет часто оборудован на улице, равно как и душ. Горячая вода есть не в каждом месте. Часто есть настоящая русская баня — приятно снять напряжение в конце насыщенного дня.
Обратите внимание, что бронирование «напрямую» может занять больше времени, чем обычно, поэтому рекомендуем не откладывать это напоследок. Например, когда мы общались по e-mail с базами, с некоторыми пришлось подписывать договор, перечислять деньги на реквизиты. Ещё и разница во времени мешает – плюс 4 часа к московскому.
Всегда есть вариант не планировать ночёвки заранее, а искать на месте, в зависимости от того, сколько проедете километров. Это несложно, не все базы заняты: чем дальше по Чуйскому тракту, тем людей меньше.
Кстати, бесплатные частные парковки есть на всех баз, с этим проблем не возникнет.
Рекомендуем следующие места:
И конечно, самый бюджетный и романтичный вариант — палатка!
Кухня и питание
Что обязательно попробовать, сколько стоит обед и личные советы, где вкусно перекусить
Побывать на Алтае и не попробовать местную кухню — преступление. Мясо, много мяса, молочные блюда, — принято считать, что именно эта еда даёт человеку силу.
Нас особенно впечатлили сыр курут, суп кёче, копчёная рыба и медовуха. Помимо этого практически во всех кафе будут манты и плов.
Общепит на Алтае представлен в основном в виде придорожных кафе с максимально простым интерьером и приятными ценами. Рекомендуем несколько заведений:
Обед на человека обойдется в 300-500 рублей.
Не забудьте устроить привал на природе и пожарить мясо, не зря же вы везли с собой мангал (вы его взяли?). Свежее мясо продаётся в любом населенном пункте прямо на рынке.
Бюджет
Когда ехать
Алтай — дело тонкое, и в каждом сезоне свои прелести.
Самый популярный сезон, конечно, лето — людей, соответственно, много. В июне поток ещё не хлынул, а погода уже радует. В июле и августе становится жарче, поля цветут, урожай набирает обороты. Обратите внимание, цены в сезон повышаются примерно на 20%.
Осень непредсказуема. В сентябре тепло, жара спадает, деревья окрашены яркими красками. Никогда не знаешь, чего ждать в октябре и ноябре — может быть тепло, а может лежать снег. Но вокруг уже тишина и покой, туристов практически нет.
В зимний период людей очень мало, а снега — много. Световой день короткий, поэтому активные приключения лучше переложить на первую половину дня.
Весна приходит в апреле-мае, когда снег начинает таять, а природа распускаться, цветёт «алтайская сакура» (маральник). Параллельно с этим просыпаются и выходят на охоту клещи.
В итоге самые приятные месяцы для посещения — май-июнь и сентябрь. Но не стоит себя ограничивать, мы были на пике сезона в июле и не жалеем, мест и маршрутов достаточно, поэтому поток людей не напрягает.
Рекомендации
Что сделать перед поездкой
Что взять с собой
Безопасность