Мартинизм в чем суть
Мартинизм
Мартинизм — мистическая христианская традиция, одна из форм западной эзотерической духовной традиции, созданная в XVIII веке во Франции Мартинесом де Паскуалли, а затем распространенная в различных формах двумя его учениками, Луи-Клодом де Сен-Мартеном и Жан-Батистом Виллермозом.
Содержание
Различные типы Мартинизма
Мартинизм существует в четырех формах, которые остаются связанными своей историей и одной и той же целью (являющейся, по словам Папюса, «восстановлением человека»):
История Мартинизма
Мартинизм Паскуалли, Сен-Мартен и Вилермоза
Для распространения своего учения Мартинес де Паскуалли в 1765 году создал организацию, называемую «Орденом Рыцарей Масонов Избранных Коэнов Вселенной» (Ordre des Chevaliers Maçons Élus Coëns de L’Univers), также его именуют «Избранными Коэнами», то есть «Избранными Священниками». Этот Орден существовал до ноября 1780 года, когда его последний руководитель Франсуа Себастьян де Лас Казас объявил о его закрытии и передал архив Ордена «Филалетам». После смерти своего наставника Мартинеса де Паскуалли, Сен-Мартен познакомился с трудами Якоба Бёме, которого он назвал своим «вторым наставником». Он отвернулся от теургии «Избранных Коэнов Вселенной» в пользу мистического христианского «Пути Сердца», ведущего к реинтеграции личности. Однако Сен-Мартену не удалось обратить членов Ордена в свою веру, и он решил действовать самостоятельно.
Предполагается, что для распространения своего учения Сен-Мартен около 1785 года сформировал небольшой кружок, названный им «Обществом посвященных» (Society des Initiees), или «Обществом друзей» (Societe des Intimes), в котором давал наставления своим последователям. Впоследствии этот кружок также называли «Обществом Сен-Мартена» (Societe des Saint-Martin). После смерти Сен-Мартена в 1803 году, учения и церемонии мартинизма распространялись через этот тип посвящения в узких кругах. Само посвящение проводилось свободным образом, индивидуально, через наложение рук. Получивший посвящение именовался Неведомым Высшим. Никаких подробных инструкций по мистической практике Сен-Мартен в своих книгах не приводил.
В 1767 году Мартинес де Паскуалли, по рекомендации маркиза де Лузиньяна и Жан-Жака Бэкона де ла Шевалери (Заместителя Великого Мастера Избранных Коэнов), принял в первую степень в Орден Избранных Коэнов в Версале Жан-Батиста Виллермоза, уже бывшего масоном. В 1778 г. на масонском «Галльском конвенте» в Лионе Виллермоз основал ложу «Исправленная шотландская ложа «Благотворительность»» (Loge Ecossaise Rectifiee «La Bienfaissance»), в которой соединил Устав Строгого Послушания барона фон Хунда, в котором состоял также, с космогонией и нравственными уроками, заимствованными из учения «Избранных Коэнов». На Вильгельмсбадском масонском конгрессе летом 1782 года большинство делегатов отвергло предложение Виллермоза реформировать на этой основе масонство, после чего он создал собственный Исправленный Шотландский Устав масонства, который принял его учение (виллермозизм). После смерти Виллермоза в 1824 году можно говорить о временном отмирании мартинизма за отсутствием последователей
Мартинизм Папюса и Шабосо
В 1888 году Огюстен Шабосо и Папюс, утверждавшие, что получили мартинистское посвящение от последователей Сен-Мартена в степень Неведомый Высший, познакомились друг с другом в медицинской школе. Папюс утверждал, что получил посвящение от некоего Анри Делаажа в 1882 году, а Шабоса, по его словам, был посвящен своей тетей Амели де Буас-Мортмарт. Согласно Шабосо, посвящение было дано не в форме ритуала, а посредством устной передачи учения и понимания Законов Вселенной и духовной жизни. Для распространения учения мартинизма они создали мистическую школу «Орден Высших Неизвестных» («l’Ordre des Superieurs Inconnus»), впоследствии получивший известность как «Орден Мартинистов» («Ordre Martiniste»). В 1891 году был сформирован Верховный совет Ордена из 12 членов, среди которых, кроме Папюса и Шабосо, были Станислас де Гуайта, Люсьен Шамюэль, Поль Седир, Поль Адам, Марк Хэйвен, Жюльен Лежэ, Жорж Монтьер, Шарль Барле, Жак Бюрже и Виктор-Эмиль Мишле. Верховный Совет избирал Папюса на должность Великого Мастера. Официальным изданием Ордена стал журнал L’Initiation («Инициация»), издававшийся Папюсом с 1887 года.
Новая структура имела опосредованное отношение к Обряду мартинизма Сен-Мартена; систему степеней она позаимствовала из других источников — одну степень у Египетского обряда Калиостро, другую степень — у обряда Милосердных рыцарей Святого града, созданного Жан-Батистом Виллермозом, соучеником Сен-Мартена. Тем не менее именно от этой структуры происходят практически все основанные впоследствии мартинистские ордена[1].
Член Ордена, получивший степень Неведомый Высший, наделялся правом индивидуального посвящения. Также он мог сформировать свою собственную группу. При этом он должен был хранить в тайне имя человека, который посвятил его.
Под руководством Папюса Орден быстро развивался, и около 1900 года во многих странах насчитывалось уже несколько сотен его членов. В 1905 году царь Николай II пригласил Папюса в Царское Село.
Первая мировая война способствовала распаду Ордена. После смерти Папюса в 1916 году, Орден Мартинистов ненадолго возглавил французский оккультист и масон Анри-Шарль Детре (Тедер). Однако через два года он скоропостижно скончался. После смерти Детре в Ордене Мартинистов произошел раскол. Глава Ордена Мартинистов в Лионе Жан Брико заявил, что Детре уполномочил его возглавить Орден Мартинистов. Однако Виктор Бланшар, руководивший мартинистской группой в Париже (ложа «Мелхисидек»), отказался признать подлинным хартию, согласно которой, Детре назначал Брико новым Великим Мастером Ордена. После того, как на личной встрече Брико и Бланшара согласия достичь не удалось, Виктор Бланшар провозгласил себя в 1921 году Великим Мастером Мартинистского и Синархического Ордена. (Ordre Martiniste et Synarchie, OMS). Брико и его сторонники продолжили свою работу от имени Ордена Мартинистов Лиона, реформировав его, путем соединения с масонским Уставом Мемфис-Мицраим и Гностической церковью. Также в отличии от Ордена Бланшара, Орден Брико, согласно традиции регулярного масонства, был закрыт для женщин.
В 1931 году бывшие соратники Папюса Огюстен Шабосо вместе с Виктором-Эмилем Мишле и Люсьеном Шамюэлем (двумя другими оставшимися в живых членами первоначального Верховного Совета 1891 года) объявили о создании Традиционного Мартинистского Ордена (Ordre Martiniste Traditionnel, OMT), такое название было выбрано чтобы подчеркнуть разницу между традиционным мартинизмом, на роль представителей которого они претендовали в качестве основателей первоначального Ордена Мартинистов, и мартинистскими организациями Брико и Бланшара. Виктор-Эмиль Мишле был избран Великим Мастером, в 1939 году его сменил Огюстен Шабосо, который и оставался главой Ордена до своей смерти 2 января 1946 года.
Император Древнего Мистического ордена Розы и Креста (AMORC) Ральф Максвелл Льюис, получивший свои мартинистские посвящения в Мартинистском и Синархическом Ордене Бланшара, в 1939 году заключил союз с Традиционный Орден Мартинистов и попросил его принести мартинистскую традицию в США, предоставивл для этого необходимые уставы и другие документы.
Вторая мировая война была столь же катастрофической для Ордена в Европе, как и первая. Нацистский режим подавил все «оккультные» группы, и многие мартинисты погибли в концентрационных лагерях. Традиционный Орден Мартинистов в Европе и его американский филиал все еще существовали, но были предназначены исключительно для членов розенкрейцерского ордена AMORC.
В 1952 году сын Папюса Филипп Анкосс, очевидно ранее принятый в Традиционный Мартинистский Орден Огюстеном Шабосо, объявил, что восстанавливает Мартинистский орден Папюса, создав, таким образом еще один мартинистский Орден, получивший название Орден мартинистов Папюса (фр. Ordre Martiniste de Papus, OM). В 1960 году он стал его Великим Мастером.
Мартинизм Амбелена
В декабре 1940 года, Робер Амбелен, взявший себе посвятительное имя «Аурифер», прошел мартинистский ритуал посвящения в степень Неведомого Высшего и получил патент Посвятителя из рук Анри Меслена, известного под именем Меслен де Кампиньи, чья линия преемственности вела к Огюстену Шабосо и Папюсу.
В 1942-1943 годах, получив мартинистскую степень Розы и Креста из рук Жоржа Лагреза, Амбелен пробуждает Орден Рыцарей Вольных Каменщиков Избранных Коэнов Вселенной, основанный и распространявшийся в XVIII в. Мартинесом де Паскуалли, в форме Мартинистского Ордена Избранных Коэнов, первым Великим Мастером которого станет Лагрез и будет занимать этот пост вплоть до 1946 года, а затем его сменит Робер Амбелен, который будет руководить Орденом до 1967 года и передаст свой пост Ивану Моска. В 1945 году он получит от того же Лагреза посвящение в Орден Розы и Креста Востока, которое сам Лагрез получил за 30 лет до этого от Димитрия Семеласа[2].
В 1955 году Анри Дюпон, Робер Амбелен и Филипп Анкосс создали Союз мартинистских орденов, в котором соединили традиции Мартинеса Паскуалли, Л.-К. де Сен-Мартена и Ж.-Б. Виллермоза, а также нескольких посвятительных линий рассорившихся преемников Папюса.
В 1968 году Робер Амбелен создал Инициатический Орден Мартинистов, который основывался на русской рыцарской посвятительной традиции мартинизма XVIII в. Николая Новикова. Таким образом было сформировано новое направление мартинизма, отличное от доминирующей в современном мартинизме традиции Папюса.
Мартинизм в России
Первый период развития мартинизма в России обычно датируют 1770-1780 гг., на которые приходится активная издательская и просветительская деятельность виднейшего российского масона и розенкрейцера Николая Новикова. По легенде, ему передал мартинистское посвящение напрямую от Л.-К. де Сен-Мартена князь А.Б.Куракин, ранее принявший его во Франции. Однако не существует исторических документов, которыми можно было бы подтвердить наличие этого мартинистского посвящения.
Работая под прикрытием Исправленного Шотландского Устава Виллермоза, члены розенкрейцерского братства Новикова с готовностью принимали название «мартинистов» — и из-за издаваемых ими работ Сен-Мартена и из-за формального членства в масонском ордене, основанном отчасти на учении Мартинеса Паскуаллиса. При этом важно понимать, что никакого отношения к мартинизму в строгом смысле слова они не имели. С другой стороны, сама линия мартинистской преемственности в то время представляла собой лишь инициатическую передачу посвящения, в то время как целостное учение, отличное от иных учений посвятительных обществ, как указывалось ранее, отсутствовало, а совокупность ритуалов, позднее частично собранная и обобщенная Папюсом, Ж.Брико, К.Шевийоном и Р.Амбеленом, только создавалась[3].
Второй период развития мартинизма в России можно датировать 1910-1925 гг. Первая ложа мартинистов под названием «ложа Св. Аполлония Тианского» появилась в Санкт-Петербурге в 1910 г. под управлением Григория Мёбеса. Также в 1910 году была открыта вторая мартинистская ложа – ложа «Апостола Иоанна» во Владимире под управлением Петра Казначеева. Спустя менее чем полтора года ложа последнего переехала в Москву. С лета 1912 г. петербуржцы начали самостоятельную, независимую от Парижа деятельность. Мёбес создает русский независимый «Верховный Совет», начинает видоизменять ритуалы и т.д. В итоге Папюс лишает петербуржских мартинистов всех званий, закрывает ложу «Св. Аполлония Тианского», «забирает» все бумаги ложи, а управление мартинистами в Российской Империи передает Казначееву, который, воспользовавшись случаем, учредил – во главе с С.К. Маркотуном – ложу «Св. Апостола Андрея» в Киеве. Вследствие революционных событий мартинистские организации Российской Империи исчезли. В декабре 1925 года Г.А. Мёбес был арестован как «руководитель масонской организации». 18 июня 1926 года — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения.
Посвятительная система
Мартинисты сравнивают процесс инициации с насаждением семени, которое посвященный должен прорастить внутри себя сам. Мартинистская орденская система посвящения состоит из трех степеней, называемых
Мартинизм
СОДЕРЖАНИЕ
Три ветви традиции [ править ]
Мартинизм можно разделить на три формы, через которые он передается в хронологическом порядке:
Мартинезизм: Мартинес де Паскуалли и Избранные Коэны [ править ]
После смерти Мартинеса де Паскуалли Избранные Коэны продолжали действовать еще некоторое время; однако между храмами стали возникать разделения, которые в первой половине XIX века бездействовали. Последний известный выживший Элу-Коэн из первоначального воплощения ордена, Дестиньи, умер в 1868 году [5].
Луи-Клод де Сен-Мартен [ править ]
В 1777 году, не сумев убедить Избранных Коэнов принять более созерцательную практику, он сократил свое участие в Ордене. Он прекратил всякое участие в 1790 году.
Сен-Мартен изложил свою философию в нескольких книгах, используя псевдоним «Неизвестный философ». К ним относятся:
Виллермоз и Шотландский Исправленный обряд [ править ]
Папюс и Шабосо: основание Мартинистского Ордена [ править ]
Ученики Сен-Мартена распространили Учение Неизвестного Философа во Франции, Германии, Дании и, прежде всего, в России. Именно через одного из них, Анри Делажа, в 1880 году блестящий молодой парижский врач Жерар Энкосс (позже известный как Папюс) познакомился с доктринами Сен-Мартена. Впоследствии, в 1884 году, вместе с некоторыми из своих соратников он основал Мистический Орден, который назвал Орденом Мартинистов или Орденом Мартинистов. [11]
Орден Мартинистов, основанный Папюсом, был организован как система лож с четырьмя степенями:
Из них первые два знакомят Кандидата с ключевыми Мартинистскими концепциями, а третий якобы дает настоящее Посвящение, которое Сен-Мартен дал своим первоначальным ученикам. Мартинисты обычно считают, что для того, чтобы быть подлинным посвященным, нужно уметь показать цепь Посвященной Преемственности, восходящую к самому Сен-Мартену. Однако Рестиво заявляет, что «Мартинистская аутентичность не зависит от принятия или посвящения в родство или преемственность других Мартинистов, поскольку не существует личной цепи инициации Луи-Клода де Сен-Мартена в сакраментальной манере посвящения как кульминации мастерства в посвящении. порядок.»
Что касается самих ритуалов, можно отметить следующие общие моменты:
В период до Второй мировой войны степень I :: L :: или S :: I :: IV в исключительных случаях добавлялась в качестве подтверждения или отличия к степени S :: I :: I :: для легатов. в новых Мартинистских юрисдикциях, которые, как ожидается, в конечном итоге станут Великими Мастерами. Более поздние ветви Ордена Мартинистов работали с пятой степенью, I :: L :: (Свободный Посвятитель / Initiateur Libre), которая наделяла кандидата силой посвящать других во все четыре степени лично, не требуя групповых форм Ложи или Гептады. и учредить новый и независимый Мартинистский Орден, а также действовать в качестве легата, представителя или Великого Магистра этого нового Ордена. Например, Мартинистский Орден Розы + Креста (Онтарио, Канада): [14]
Современный Мартинизм [ править ]
В 1905 году российский царь Николай II пригласил Папюса в Царское Село, чтобы спросить совета о внутренних трудностях, с которыми он столкнулся с революционерами. Первая мировая война была катастрофой для Ордена. Папюс погиб на поле боя, выполняя свои обязанности врача, как и многие другие лидеры Ордена. После войны Орден почти вымер, а выжившие члены разделились на конкурирующие фракции.
В 1931 году Огюстен Шабосо присоединился к Виктору-Эмилю Мишле и Люсьену Шамуэлю (двум другим выжившим членам первоначального Верховного Совета 1891 года), чтобы возродить Орден, который они основали вместе с Папюсом. Чтобы подчеркнуть разницу между традиционным Мартинизмом и множеством появившихся новых групп, они назвали свое движение Ordre Martiniste Traditionnel (OMT). Виктор-Эмиль Мишле был избран Великим Магистром, и Огюст Шабосо сменил его в 1939 году до своей смерти в 1946 году. AMORC Imperator Ralph Maxwell LewisВ 1939 году ОМТ обратился к нему с просьбой принести Традиционный Мартинизм в США. Таким образом, Льюис был назначен Верховным Легатом и Региональным Великим Магистром ОМТ и получил необходимые хартии и другие документы, необходимые для продолжения расширения Ордена.
Орден Мартинистов (L’Ordre Martiniste), основанный Папюсом в 1887 году, продолжается и растет по всему миру с группами в Европе, Африке, США и на Ближнем Востоке.
История Мартинизма
Мартинизм — это инициатическая, мистическая и эзотерическая Традиция, являющаяся формой мистического Христианства, берущая свои истоки в истинном Братстве Розенкрейцеров, чья доктрина, являющаяся философской и духовной системой, описывает падение первого человека из Божественного в материальное, а также способы, методы, и техники его возвращения в Божественное с помощью Реинтеграции, или Примирения с Богом, Коего именуют Абсолютом, и, иногда, следуя Гностической традиции, к которой Мартинизм весьма близок — «Отцом Всех Светов».
Являясь формой тайной мистической Христианской теософии, Мартинизм представляет собой не только букву Учения, затрагивающую вопросы происхождения и судьбы человека, но и Его Дух. Это означает, что Мартинизм есть способ жизни и Инициатический Путь. Цель Традиции Мартинизма — помочь всем истинным и честным искателям просвещения, «Мужчинам и Женщинам Желания» вернуться к божественному духовному состоянию, которое мы все имели до падения.
Духовное Учение, которое передает Мартинизм, существует с незапамятных времен. Воодушевленное Божественным Огнем, горящим в человеке, оно вдохновляет посвященных становиться лучше, подниматься над своими иллюзиями, и освободившись от цепей, которые сдерживают его в нынешнем состоянии физических лишений, вновь обрести все, чего человек лишился в результате падения.
Происхождение Учения теряется в древности, восходя своими истоками к праотцу Адаму, но окончательно осмыслили его, и оформили в согласованную философскую и духовную школу три Великих Мастера, благодаря которым и возникло название «Мартинизм»: Дом Мартинес де Паскуалис и его два ученика и друга, Луи Клод де Сен-Мартен и Жан-Батист Виллермоз.
Мартинизм это форма Христианский мистицизм и эзотерическое христианство связан с падением первого человека, его материальным лишением от своего божественного источника и процессом его возвращения, называемым «реинтеграция» или озарение.
Как мистическая традиция, она была впервые передана через масонскую систему высоких степеней, учрежденную около 1740 года во Франции. Мартинес де Паскуалли, а позже в разных формах распространял его двумя учениками Луи Клод де Сен-Мартен и Жан-Батист Виллермоз.
Период, термин Мартинизм применяется как к этой конкретной доктрине, так и к учениям реорганизованного «Мартинистского Ордена», основанного в 1886 г. Огюстен Шабосо и Жерар Энкосс (он же Папюс). Он не использовался при зарождении традиции в 18 веке. Это сбивающее с толку определение неоднозначности было проблемой с конца 18 века, когда термин Мартинизм уже использовались взаимозаменяемо между учениями Луи-Клод де Сен-Мартен и Мартинес де Паскуалли, а работы первого приписываются второму. [1] Регулярная передача Мартинизма Огюстену Шабосо и Жерару Энкосу еще не подтверждена документально.
Содержание
Три ветви традиции
Мартинизм можно разделить на три формы, через которые он передается в хронологическом порядке:
Мартинезизм: Мартинес де Паскуалли и Избранные Коэны
Жак де Ливрон Иоахим де ла Тур де ла Каса Мартинес де Паскуалли родился в ок. 1727 в Гренобль, Франция, и умер в 1774 г. Сен-Доминго имея дело с нечестивым бизнесом. Мартинес де Паскуалли был активен в масонских организациях по всей Франции с 28 лет. В 1765 году он основал l’Ordre des Chevaliers Maçons Élus Coëns de l’Univers (Орден Рыцарей-Масонов Избранных Жрецов Вселенной), которое функционировало как регулярное масонское послушание во Франции.
У этого ордена было три набора степеней: первые были аналогичны символическим степеням обычных Масонство. Вторые были в основном масонскими, хотя и намекали на собственное секретное учение Паскуалли. Третий сет был откровенно волшебный: например, с помощью экзорцизма против зла в мире в целом и в отдельности в отдельности. В высшей степени Рео-Круа, посвященного учили использовать теургию для контакта с духовными царствами за пределами физического. [4]
Де Паскуалли изложил философию, лежащую в основе работы Избранных Коэнов, в своей единственной книге: Трактат о реинтеграции существ, [5] который впервые использует аналогию с Эдемским садом и называет Христа «Восстановителем». Конечная цель Избранных-Коэнов состояла в том, чтобы при жизни достичь Блаженное видение через серию магических заклинаний и сложных теургических операций.
После смерти Мартинеса де Паскуалли Избранные Коэны продолжали действовать еще некоторое время; однако между храмами стали возникать разногласия, которые в первой половине XIX века бездействовали. Последний известный выживший Элу-Коэн из первоначального воплощения ордена, Дестиньи, умер в 1868 году. [5]
Луи-Клод де Сен-Мартен
Луи-Клод де Сен-Мартен родился в 1743 году в Амбуаз, Франция, и умер в 1803 году. Первоначально он был адвокатом, прежде чем поступить в армию в Бордо. Сен-Мартен был инициирован в Избранных Коэнов в 1768 году и был активен в организации не менее шести лет. Сен-Мартен был посвящен в Ре-Круа, высшую степень Ордена, и в 1770 году стал секретарем де Паскуалли.
Сен-Мартен становился все более неудовлетворенным использованием Избранными Коэнами теургического ритуала, считая его слишком изощренным для желаемой цели. Вместо этого он отдавал предпочтение внутреннему созерцанию или тому, что он называл «Путь сердца». Тем не менее Сен-Мартен продолжал признавать влияние Мартинеса де Паскуалли на его собственную систему мышления. Кроме того, Сен-Мартен черпал вдохновение из работ Якоб Бёме. [6]
В 1777 году, не сумев убедить Избранных Коэнов принять более созерцательную практику, он сократил свое участие в Ордене. Он прекратил всякую деятельность в 1790 году.
Сен-Мартен изложил свою философию в нескольких книгах, используя псевдоним «Неизвестного философа». Они включают:
Были некоторые разногласия по поводу того, основал ли сам Сен-Мартен когда-либо официально оформленный Орден Мартинистов. Например, писатель-мартинист 20-го века Роберт Амбелен первоначально утверждал, что Сен-Мартен основал орден под названием «Общество посвященных». [7] но через несколько лет он разочаровался в этой концепции и заявил, что Общества посвященных никогда не существовало. [8] Другие утверждают, что Сен-Мартен был вовлечен в существовавшее ранее общество под названием «Орден неизвестных философов». [9] Однако наиболее вероятно, что, хотя Сен-Мартен сделал инициировать учеников по-своему, это делалось на неформальной основе; Мартинизм не существовал как орден как таковой до усилий Папюса и Шабосо (см. ниже).
Виллермоз и шотландский исправленный обряд
Жан-Батист Виллермоз (родился 1730 г., Лион, Франция; умер в 1824 году также в Лионе), был инициирован в масонство в возрасте 20 лет в ложе, действовавшей под эгидой Строгое соблюдение. Он был посвящен в Избранные Коэны в 1767 году, в конце концов достиг высшей степени Ордена и назван де Паскуалли «Верховным судьей», одним из его самых старших офицеров.
Обеспокоенный разногласиями в ордене после смерти де Паскуалли, Виллермоз в 1778 году вместе с двумя другими высшими судьями сформулировал идею создания двух дополнительных степеней строгого соблюдения в провинции Овернь, что являлось примером философии, но не теургической. практики Избранных-Коэнов, работая в Рыцарь-тамплиер-ориентированная среда масонского обряда. Название обряда изменено на Chevaliers Beneficient de la Cité-Sainte (CBCS). Таким образом, ступенчатая структура обряда была следующей:
В французская революция ограничил деятельность CBCS во Франции, хотя обряд сохранился в Швейцарии. Сегодня CBCS, или «Шотландский Исправленный Устав» (Rite Ecossais Rectifié) имеет несколько «великих монастырей» по всему миру: Швейцария, США, Франция, Великие монастыри Уэйта и Майкла Герберта в Англии, Германии, Бельгии, Испании, Португалии и Бразилии, с префектурами и ложами Святого Андрея, а также с исправленными Ремесленные домики существуют во многих местах от Италии до Бразилии и Румынии. [10]
Папюс и Шабосо: основание Мартинистского Ордена
Ученики Сен-Мартена распространили Учение Неизвестного Философа во Франции, Германии, Дании и, прежде всего, в России. Именно через одного из них, Анри Делажа, в 1880 году блестящий молодой парижский врач Жерар Энкосс (впоследствии известный как Папюс) познакомился с учением Сен-Мартена. Впоследствии, в 1884 году, вместе с некоторыми из своих соратников он основал Мистический Орден, который назвал Орденом Мартинистов или Орденом Мартинистов. [11]
Основание Ордена произошло, когда Энкосс встретил Огюстен Шабосо в 1884 г. Параллельно Станислас де Гуайта, совместно с Папюсом и Пьером-Огюстен Шабосо основал Каббалистический орден Розе-Круа в 1888 г. Папюс и Шабосо обнаружили, что оба они, по-видимому, получили Мартинистское посвящение через две разные цепи преемственности, которые восходят к Сен-Мартену и его первоначальным ученикам. Папюс утверждал, что получил оригинальные документы де Паскуалли и что его друг дал полномочия в Уставе Сен-Мартен. Анри Виконт Делаж. [12] Однако Энкосс понял, что в его собственной цепочке преемственности было «недостающее звено»: поэтому он и Шабосо «обменялись инициациями», чтобы объединить свои родословные.
Орден Мартинистов, основанный Папюсом, был организован как система лож, которая действовала на четыре степени:
Из них первые два знакомят Кандидата с ключевыми Мартинистскими концепциями, в то время как третий якобы дает настоящее Посвящение, которое Сен-Мартен дал своим первоначальным ученикам. Мартинисты обычно считают, что для того, чтобы быть подлинным посвященным, нужно уметь показать цепь Посвященной Преемственности, восходящую к самому Сен-Мартену. Однако Рестиво заявляет, что «Мартинистская аутентичность не зависит от принятия или посвящения в родство или преемственность других Мартинистов, поскольку не существует никакой личной цепи инициации от Луи-Клода де Сен-Мартена в сакраментальной манере посвящения как кульминации мастерства в посвящении. порядок.»
В отношении самих ритуалов можно отметить следующие общие моменты:
В период до Второй мировой войны степень I :: L :: или S :: I :: IV была добавлена в исключительных случаях в качестве подтверждения или отличия к степени S :: I :: I :: для легатов. в новых Мартинистских юрисдикциях, которые, как ожидается, в конечном итоге станут Великими Мастерами. Более поздние ветви Мартинистского Ордена работали с пятой степенью, I :: L :: (Свободный Посвятитель / Initiateur Libre), которая наделяла кандидата силой посвящать других во все четыре степени лично, не требуя групповых форм Ложи или Гептады. и создать новый и независимый Мартинистский Орден, а также действовать в качестве легата, представителя или Великого Магистра этого нового Ордена. Например, Мартинистский Орден Розы + Креста (Онтарио, Канада): [14]
Современный Мартинизм
В 1905 году российский царь Николай II пригласил Папюса в Царское Село, чтобы спросить совета о внутренних трудностях, с которыми он столкнулся с революционерами. Первая мировая война была катастрофой для Ордена. Папюс погиб на поле битвы, выполняя свои обязанности врача, как и многие другие лидеры Ордена. После войны Орден почти исчез, а оставшиеся в живых члены разделились на конкурирующие фракции.
Рене Генон сам был инициирован в Орден Мартинистов. Между 1906 и 1912 годами Генон был членом Мартинистских лож. Humanidad и Мелхисседек, [15] и опубликовал статьи в L’Initiation, Revue Indépendante des Hautes Martinistes. [16] [17] Congrès Spiritualiste, проведенный в Париже 7-10 июня 1908 года и организованный Папюсом, с участием Виктора Бланшара, Поля Ве, Поля Чакорнака, Теодор Ройсси Шарль Детре псевдоним Тедер был на пике сотрудничества Генона и Папюса. Однако регулярность Мартинистского Ордена была сильно поставлена под сомнение братом О. Понте из Церкви. Гранд Ориент де Франс,. [18] [19] Создание Геноном в 1909 г. Ordre du Temple в помещениях Ордена Мартинистов, а также его участие в гностической церкви под названием Палингениус вызвало разделение между Папюсом и Геноном.
Многие французские Мартинисты поддержали Карл Вильгельм Наундорфпритязания на французский престол. Они присоединились к Синархия движения и сформировали Мартинистский и Синархический Орден (OM&S) под руководством Виктора Бланшара. Оба Императора Древний мистический орден Rosae Crucis (AMORC), Ральф Максвелл Льюис и Харви Спенсер Льюис были посвящены в Martiniste et Synarchie (OM&S). AMORC Imperator Харви Спенсер Льюис имел титул Великого Инспектора Америки, а также Суверенного Великого Магистра Легата Соединенных Штатов и получил хартию на учреждение лож в США. Позже Льюис решил не продолжать реализацию плана OM&S для США из-за того, что Виктор Бланшар не смог предоставить всю необходимую документацию. Оказалось, что деятельность OM&S ограничивалась передачей различных Мартинистских Посвящений, и что в остальном Орден фактически не существовал. В то время в Париже не было Мартинистской Ложи, и Виктор Бланшар давал свои посвящения в храме Fraternitae des Polaires.
В 1931 году Огюстен Шабосо присоединился к Виктору-Эмилю Мишле и Люсьену Шамуэлю (двум другим выжившим членам первоначального Верховного Совета 1891 года), чтобы возродить Орден, который они основали вместе с Папюсом. Чтобы подчеркнуть разницу между традиционным Мартинизмом и множеством появившихся новых групп, они назвали свое движение Ordre Martiniste Traditionnel (OMT). Виктор-Эмиль Мишле был избран Великим Мастером, и Огюстен Шабосо сменил его в 1939 году до своей смерти в 1946 году. AMORC Император Ральф Максвелл Льюис в 1939 году OMT попросил его принести традиционный мартинизм в США. Таким образом, Льюис был назначен верховным легатом и региональным великим мастером OMT и получил необходимые хартии и другие документы, необходимые для продолжения расширения Ордена.
Вторая мировая война была такой же катастрофой для Ордена в Европе, как и первая. Нацистский режим подавил все «оккультные» группы, и многие мартинисты погибли в концентрационных лагерях. OMT в Европе и его американское отделение, Традиционный Мартинистский Орден (TMO) все еще существуют. В настоящее время TMO работает почти во всех свободных странах мира под защитой AMORC. Популярность мартинизма по-прежнему растет, и с появлением Интернета во всем мире появилось много новых орденов и онлайн-групп, выражающих интерес к мартинизму. [20]
Орден Мартинистов (L’Ordre Martiniste), основанный Папюсом в 1887 году, продолжается и растет во всем мире с группами в Европе, Африке, США и на Ближнем Востоке.