Марцишоры что это такое
Марцишор
В Болгарии существует аналогичный праздник, который называется Мартеницы.
Содержание
Легенды о происхождении
Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на прогалинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.
По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка. [1]
История
Исторические корни Мэрцишора остаются загадкой, но обычно считается что этот праздник возник во времена Римской империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца бога Марса. Марс был не только богом войны, но ещё и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.
Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё около 8 тыс. лет назад. Тогда они делались в форме маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее. Впервые мэрцишор был упомянут Иордаке Голеску. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на шее первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечей брынзы). [2]
Традиции
Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится. В начале апреля во многих городах и сёлах Молдавии можно увидеть деревья, увешанные мэрцишорами.
В Молдавии 1 марта каждого года начинается музыкальный фестиваль «Мэрцишор». Впервые этот фестиваль был проведён в 1967 году.
В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым».
Марцишоры что это такое
К сожалению, вы используете слишком старый браузер. Обновите его, либо смените на другой. Это бесплатно!
Древние мифы и легенды народов мира настолько разнообразны, вычурны и необычны, что порой их бывает сложно не только объяснить, но даже просто понять. Поэтому долгое время содержание любых преданий списывали на богатую фантазию «дремучих» доисторических людей, незнакомых с достижениями цивилизации. Но может быть нам просто не хватает знаний, чтобы понять наших предков? Давайте попробуем выяснить, что стоит за одним из самых почитаемых и древних обычаев на Балканах, о котором сложены легенды – празднике Мэрцишора.
Что мы знаем о Мэрцишоре?
Мэрцишор представляет собой амулет красного-белого цвета, его носят в марте и под конец месяца вешают на ветки деревьев. Как доказали археологические раскопки в Румынии, это древний языческий обычай, которому не меньше 8 000 лет. В ходе раскопок были найдены маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвета, и носившиеся, как считается, на шее. Существует много различных легенд о том как появился праздник, но кроме того, что все их объединяет тема весны, сказать о мэрцишоре, казалось бы нечего.
Однако наука не стоит на месте и новые исследования позволяют приоткрыть завесу древней тайны. В научной литературе мэрцишор называют очень прозаично – мартовская нить. Это позволяет обобщить данные об обычае ее ношения у балканских народов. А сохранился он у молдаван, румын, болгар, македонцев, греков, албанцев и арумын.
Почему мэрцишор красно-белый?
Красный и белый цвета могут иметь различную семантику, но прежде всего это сакральные цвета. Белый цвет, помимо того, что это цвет чистоты и целомудрия, использовался в ритуальном костюме как символ потустороннего мира. Поэтому он присутствует в одежде новобрачных, новорождённых и умерших, символизируя переход человека в новую ипостась. Белый был цветовым символом неолитической богини неба или как принято ее называть в научной литературе – Великой богини.
Сочетание белого и красного цветов восходит к символизации двух верховных божеств раннеземледельческой религии и выражало пожелание связи бога и богини – связи, которая должна была обеспечить плодородие.
Сочетание белого и красного встречалось в различных древних культурах. У хеттов царь носил пояс, сплетенный из шерсти красного и белого цветов. В Древнем Иране царь носил красно-белую диадему и красную с белой полосой одежду. В Древнем Перу знатные лица определенной категории (возможно, священнослужители) носили накидки, раскрашенные в бело-красную шахматку. Она была идеограммой, выражающей представление о связи бога и богини. Во времена фараонов символами Верхнего и Нижнего Египта были красный и белый цвета или кобра и гриф: змея – как представитель земли, а птица, и в частности гриф, – представитель богини неба.
Почему мэрцишоры вешают на деревья?
Одним из главных воплощений неолитической Великой богини было дерево. Поэтому возник обычай вешать мэрцишоры в конце марта на деревья – так делают молдаване, румыны, болгары, греки и албанцы. Обычай приносить кусок ткани в дар богине, которая считалась пряхой, продолжает существовать и на Кавказе: во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции к ветвям дерева, которое считается священным, привязывают обрывок ткани. В Осетии даже существовал обычай вешать на дерево куски ткани именно белого и красного цвета. Делали это жрецы языческой богини Аларды.
Связь с деревом прослеживается даже в названиях Мэрцишор и Мартеница (болгарском аналоге мэрцишора). Этимологически они связаны с корнем *mara ‘дерево’ ностратического праязыка, от которого произошла макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки.
Великая богиня и Баба Докия
К образу Великой богини восходят многочисленные мифологические персонажи различных народов, в том числе Баба Докия и баба Марта, связанные с Мэрцишором и Мартеницей.
Румынский исследователь И. Гиною напрямую связывает обычай ношения мэрцишора с легендой о мартовской старухе Бабе Докии, которая, поднимаясь со стадом в горы, пряла нить года, подобно тому как Мойры или Парки пряли нить человеческой жизни. В румынской культуре образ мартовской старухи действительно связан с прядением. Согласно вариантам легенды, известным на Буковине, в Трансильвании и на юго-востоке Румынии, Баба Докия отправилась в горы, заткнув за пояс прялку и взяв с собой кудель (этот мотив встречается также в сербских и греческих вариантах). В некоторых районах Румынии прядение считалось единственной работой, выполнение которой допустимо 1 марта.
У молдаван и румын число дней ношения мэрцишора часто бывало равно числу дней, в течение которых Баба Докия, поднималась в гору, и числу кожухов, которые она надела, отправляясь в путь – девяти или двенадцати. Эта традиция нашла отражение в рассказе «Mărţişor» Михая Садовяну, в конце которого скинувшая все свои кожухи Докия превращается в скалу.
Великая богиня, которую называют ещё Великой матерью или просто Богиней-матерью, была покровительницей деторождения, поэтому с мартовской нитью связывались поверья о плодовитости. Молдаване, румыны, болгары, македонцы часто носили мартовскую нить до прилета аистов, ответственных, как известно, за деторождение.
В южных областях Болгарии, в болгарской Добрудже и в юго-восточной Македонии встречается обычай прятать мартовскую нить под камнем и затем гадать по ней. Болгары, спрятав мартовскую нить под камень, на следующий день гадали о приплоде скота в текущем году. По поверьям из Пиринского края, появление муравьев на оставленном обереге означает приплод коз или овец, божьих коровок – приплод крупного рогатого скота, пауков – приплод ослов. В Софийском крае по появлению на мартовской нити насекомых, соломинок, щепочек девушки гадали также о замужестве.
Эти и многие другие данные указывают на то, что двоичный символ Мэрцишора уходит своими корнями в эпоху неолита и связан с культом богини неба или Великой богини, рудименты и пережитки которого сохранились в различной форме до наших дней.
Автор: Сергей Пуцунтик
Литература: Ариэль Голан. Миф и символ. Москва, 1994; Наталия Голант. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона. Санкт-Петербург, 2007; Наталия Калашникова. Семиотика традиционного костюма. Кишинев, 2005; Doina Ruşti. Dicţionar de teme şi simboluri din literatura română. Bucureşti, 2002.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Суперподборка волнистых ажуров Схема узора: В схеме указаны лицевые и изнаночные ряды.Р.
Очень понравилась идея блюда из жаренного лука. Если Вы пробовали хоть раз жарить лук в кляре, то зн.
Полезная передача, рекомендую к просмотру!
Живет с женой, с кошкой и собакой.А это его кот, который служит «моделью»:
Просто великолепные мастер-классы по рукоделию. Вам остаётся только выбрать нужную технику и впер.
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Всегда под рукой
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Легенда о Марцишоре
История Мэрцишора остается загадкой. Утверждается, что этот праздник возник во времена Римской Империи, когда Новый год праздновали 1 марта, месяца Марса. Он был не только богом войны, но и богом земледелия, содействующим возрождению природы. Эта двойственность отражена в Мэрцишоре, где белый и красный цвет можно понимать как символы мира и войны.
Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного Мэрцишора, существовали почти 8 тыс. лет назад. Тогда маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвет, носили на шее. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине Мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити. Это украшение любили дети, а девушки носили первые 12 дней весны, а потом вплетали в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали, свежую овечью брынзу.
Рубрики: | мифы,легенды,притча |
Метки: легенды мифы
Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю
Праздник весны в Молдове: красивые легенды и традиции Мэрцишора
Мэрцишор – это долгожданный праздник, который принято отмечать в Молдове. Традиционно он проводится 1 марта и связан с приходом весны. В этот день люди дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков из ниток красного и белого цвета. Именно этому украшению праздник и обязан своему названию – Мэрцишор.
Легенды о юноше, подснежнике и красавице Весне
В первые мартовские деньки жители Молдовы дарят друг другу маленькие бутоньерки, которые носятся весь месяц. А 31 марта их снимают и развешивают на фруктовых деревьях. Считается, что после этого действия обладатель украшения может весь год рассчитывать на сопутствующий успех.
Эта интересная традиция рождена благодаря легенде. Она гласит, что в первый мартовский день на опушку леса вышла красавица Весна, огляделась и увидела в зарослях шиповника пробивающийся из-под снега подснежник. Весна решила помочь и стала расчищать вокруг землю, освобождая цветок от колючих ветвей. Это увидела Зима и рассердилась, она взмахнула руками и призвала метель, чтобы уничтожить подснежник. Под этим ветром и поник первоцвет. Но Весна не бросила попыток спасения – она прикрыла руками цветок и укололась шиповником. Из раны упала капля крови, благодаря которой и ожил подснежник. Таким образом и удалось Весне победить Зиму. С тех пор люди носят мэрцишоры, которые символизируют алую кровь на белом снегу.
Andreirusan/Википедия
Существует и другая легенда, согласно которой Солнце спустилось на землю в виде прекрасной девушки. Однако злой Змей украл ее, закрыв в своем замке. На землю опустилась тьма: птицы перестали петь, люди забыли, что такое радость и смех, мир погрузился в печаль. Но был один храбрый юноша, который захотел спасти Солнце. Целый год он потратил на поиски логова Змея. В конце концов, схлестнулись в жестокой борьбе юноша и Змей. Добро победило, и Солнце было освобождено. Оно поднялось обратно на небо и осветило весь мир. Наконец наступила весна, ожила природа, люди вспомнили радость. К сожалению, отважный юноша не успел увидеть весну. Он был ранен, и его теплая кровь стекала на снег. В итоге он погиб, а там, где таял снег, вырастали белые цветы – подснежники. В честь этого события и в память об освободителе мира от тьмы люди сплетают две ниточки с цветочками белого и красного цвета. Красный цвет символизирует любовь и память о крови погибшего юноши, а белый – здоровье и чистоту подснежника.
История, или Как было на самом деле
Удивительно, но на сегодняшний день нет доподлинных данных о возникновении этого праздника. Считается, что появился он еще во времена Римской империи – тогда Новый год праздновали 1 марта. У древних римлян месяц март был посвящён богу Марсу – покровителю сельского хозяйства и скотоводства, богу весны и плодородия. Также бог Марс, как всем известно, был богом войны, что и отражалось в Мэрцишоре: белый цвет символ мира, а красный – символ войны.
На месте современной Румынии были также найдены древние амулеты, которые изготовили еще восемь тысяч лет назад. Правда тогда они носили форму маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет.
Традиции Мэрцишора
Обычно молдоване делают мэрцишоры вручную и дарят их всем своим близким, коллегам, учителям. Самый простой вид украшения – это переплетенные между собой белые и красные нити. Но иногда создаются и настоящие произведения искусства: снежинки, цветочки, кисточки – фантазия молдаван не знает границ.
Мэрцишоры прикрепляют на одежду и носят на груди вплоть до 1 апреля. Когда его снимают, то вешают на цветущее дерево, девушки – с желанием быть красивой как цвет и этого дерева, «чтобы быть белой как цветок и румяной как вишня», а также с пожеланием, чтобы «дерево дало богатый урожай».
В некоторых районах мэрцишор облепляли комом земли и кидали на крышу дома, чтобы привлечь аистов свить гнездо. Считается, что если в селе есть гнездо аиста – это принесет ему счастье и удачу.
Эти легенды и традиции существуют не только в Молдове, но и в Болгарии, Румынии, Сербии. Нити мэрцишора используют и для гадания, и для повязывания на руку ребенка от сглаза и болезней.
В эти же дни с 1967 года проходит и главный одноименный музыкальный фестиваль страны, на который приглашаются как профессиональные артисты, так и любительские коллективы.
Лыков Анатолий/ТАСС
Легенда о Мэрцишоре
Я пью весенних дней кагор
(дни стали чуточку теплей),
Дарю молдавский мэрцишор
И обнимаю всех друзей!
Если в некоторых странах принято провожать зиму, то в Молдавии – встречать весну. Каждый год 1 марта празднуется молдавский национальный праздник «Мэрцишор». Традицию праздновать «Мэрцишор” установили далекие предки молдаван, которые Новый год отмечали с приходом весны. В этот день люди дарят друг другу мэрцишор (символ ясности и счастья), это миниатюрное красно-белое украшение в виде всевозможных цветов, колокольчиков, бусинок, человечков, сердечек.
Рождена эта красивая традиция легендой. Легенда о Мэрцишоре передается из уст в уста, из поколения в поколение. Интерпретации этой красивой и доброй сказки различные.
Возможно, не все знают, что такое Мэрцишор, и поэтому я расскажу об этом празднике.
Тут мимо лесной поляны шёл лютый Вьюга-Мороз и услышал слова Гиочела. Вьюга-Мороз рассердился, что такой хрупкий цветок его не боится и оповещает всех про уход зимы и начало весны. Рассердился и разбушевался Вьюга-Мороз, послал на Гиочела всю свою силу холодную. Тогда весенний цветок стал бледнеть и замерзать, опуская вниз свою нежную белую головку.
В разных селениях у нас рассказывают эту легенду по-своему.
Например, есть другое сказание, что на лесной поляне молодец встретил красивую лесную Фею, которая пришла оповестить мир о приходе Весны. Молодые люди понравились друг другу. Но коварный Вьюга-Мороз напустил холод на Фею, а потом в борьбе смертельно ранил юношу. Фэт Фрумос своей горячей кровью из ран попытался согреть замерзающую Фею, но они оба погибли. На этом месте вырос первый весенний цветок – белый Подснежник. А Фэт-Фрумос превратился в прекрасный цветок Бужор (лесной или иноземный Пион).
С тех пор люди рассказывают своим детям эти легенды, изготавливают и дарят друг другу Мэрцишоры, радуясь приходу весны.
Весенний подарок Мэрцишор
Обычные Мэрцишоры представляют собой шарики, или кружочки. Или это белая головка цветка (в виде шляпки подснежника) и такая же красная. Их вяжут из нитей и затем скрепляют друг с другом. На концах ниточек делается бант.
Готовый Мэрцишор пришивают на одежду или пристёгивают значком на левой стороне груди возле сердца. Носят подарок с первого дня марта до конца месяца.
В последний день марта Мэрцишор снимают и обязательно привязывают на веточку какого-нибудь растения (дерева или многолетнего цветка). Это говорит о том, что человек берет шефство на весь год, до следующей весны присматривать и ухаживать за этим растением.
А привязанный к растению Мэрцишор говорит о том, что это растение занято. Яркая красно-белая окраска Мэрцишора напоминает людям об обязательстве ухаживать за своими растениями.
Конечно, это тоже из легенды, но многие эту традицию соблюдают, обеспечивая дальнейший уход за растением. Особенно чтят эту традицию в сёлах.
Хотя все привязывают к веточке растения свои мэрцишоры, не все могут регулярно ухаживать за своим деревом; особенно это непросто в городской суете.
Тем не менее, до сих пор живы эти легенды, и весело отмечается традиционный Праздник прихода весны!
Вот уже 43 года подряд в рамках этого весеннего праздника в период с 1 по 10 марта в Молдове проводится Международный фестиваль культуры, который так и называется – «Мэрцишор».
Так у нас в марте все празднуют Мэрцишор, носят на груди подарки и радуются наступившей весне.
Поздравляю всех с наступлением Весны, с праздником Мэрцишор!