Маруошикай каратэ до что это

История раскола киокушинкай

Маруошикай каратэ до что это. Смотреть фото Маруошикай каратэ до что это. Смотреть картинку Маруошикай каратэ до что это. Картинка про Маруошикай каратэ до что это. Фото Маруошикай каратэ до что это

Стиль Кёкусинкай, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах был создан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей карате.

Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинским традициям Японии и духу бусидо. Однако возрождение карате как будо (военного дела) сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», что привело к ряду ограничений в правилах, таких как запрет на удары рукой в голову, направленные на снижение травматизма при поединках.

Вот закончились пышные похороны, на которых присутствовало 7 000 человек и на повестке дня встал животрепещущий вопрос: «Кто сейчас возглавит Международную организацию основанную Сосаем Оямой?» И вот здесь все узнают, что, оказывается, существует «Завещание» в котором четко все прописано. Где, когда, кому и сколько. Вот только имеется один «маленький» недостаток завещание не подписано и даже нотариально не заверено. Но что особенно интересно о существовании «Завещания» не знала ни жена Оямы, ни его дочери. Я не буду приводить текст этого документа, отмечу лишь некоторые моменты, которые представляют для нас непосредственный интерес.

Главное, Международную Организацию Киокушинкай Каратэ (ИКО) должен возглавить Шокей Мацуи.

Маруошикай каратэ до что это. Смотреть фото Маруошикай каратэ до что это. Смотреть картинку Маруошикай каратэ до что это. Картинка про Маруошикай каратэ до что это. Фото Маруошикай каратэ до что это

Акиёси Мацуи родился в 1963 году и начал заниматься карате в 13 лет в додже Кита Нагарэ-Яма в префектуре Тиба. Он быстро прогрессировал и уже через 16 месяцев получил первый дан.

Во время экзамена Мацуи на первый дан комиссия долго сомневалась, стоит ли вручать чёрный пояс такому молодому претенденту. Даже Хацуо Роямма (о нем речь впереди) с несвойственной японцам прямолинейностью спросил Като Сигэо: «А не рано ли повязывать мальчишке взрослый чёрный пояс?! Ведь нет ещё и пятнадцати!» Тем не менее, сэнсэй Като Сигэо отстоял своего ученика и Мацуи был присвоен первый дан.

На 12-й чемпионат Японии Мацуи тоже попал с трудом — Ояма не хотел допускать до соревнований семнадцатилетнего школьника, сказав: «Что ещё за ерунда! Получит травму, не сможет ходить в школу, и кто будет отвечать?!» Тем не менее, Мацуи был допущен и стал первым школьником, участвовавшим в соревнованиях такого уровня, заняв, к тому же, ко всеобщему удивлению, четвёртое место.

В период 1985 – 1987 годов становится победителем 2-х подряд чемпионатов Японии и чемпионом мира.

18 мая 1986 года в присутствии 499 зрителей Мацуи успешно прошёл тест хякунин-кумитэ — бой с сотней противников. За всю историю проведения теста (с 1965 года) только 16 человек смогли успешно пройти его. Сразу после завершения теста Мацуи был направлен в госпиталь. В течение полумесяца его рвало. Пища, по его словам, не лезла в глотку.

Также Мацуи вспоминает: «Я до сих пор считаю, что сто боёв — это самое суровое испытание в моей жизни. Этот тест совершенно выходил за рамки того, что я когда-либо совершал. Если бы мне сейчас предложили сделать то же самое и предложили за это миллион долларов, я бы не согласился. За десять миллионов, может быть!»

Мацуи прошёл свои сто боёв на высоком уровне. Ояма о своём ученике с восхищением говорил: «Способ проведения хякунин-кумитэ Мацуи был великолепен. Более 50 боев он выиграл иппоном (досрочная победа). Он сделал это для каратэ Кёкусин, для Японии и для мировой истории каратэ». О высоком мастерстве Мацуи может говорить тот факт, что даже на 95-м бою он смог отправить противника в нокдаун.

Кстати, помимо самого завещания, имеется еще один документ, оформленный аналогичным образом под названием «Письменное завещание (дополнения)», который обычно не публикуется из этических соображений, хотя содержание его уже давно не является тайной.

Вообще говоря, завещание Оямы было составлено по форме «завещания, составляемого в критической ситуации», которая предусмотрена японским законодательством для случаев, когда завещатель не в состоянии сам написать и даже собственноручно подписать завещание. Но как утверждала вдова покойного, на момент составления завещания Ояма Масутацу чувствовал себя еще вполне хорошо, мог самостоятельно принимать пищу и ходить в туалет. Вызывают сомнения и подбор лиц, подписавших документ в качестве свидетелей. Основания для этого следующие:

a) Сосай крайне негативно относился к связям с преступными организациями, но при этом свидетель Куросава Акира являлся «бригадиром» «бригады Куросава», входящей в мафиозную группировку Ямагути-гуми, и его прежние судимости и его прошлое сами по себе дают основания для определенных предположений.

b) Свидетель Ёнэцу Хитоси являлся секретарем вице-президента компании «Сисэйдо», он познакомился с сосаем всего лишь около двух лет назад, рассчитывая использовать сосая для повышения объемов продаж компании «Сисэйдо» в Южной Корее и в Китае и едва ли пользовался таким доверием сосая, чтобы быть приглашенным в качестве свидетеля при составлении завещания.

c) Свидетель Ониси Ясуто поддерживал близкие отношения с Куросава Акира, на определенный период времени он покинул Кёкусинкай и создал организацию, противостоявшую Кёкусинкай; невероятно, чтобы такой человек пользовался доверием сосая.

d) Свидетель Умэда Ёсиаки являлся управляющим акционерной компании «Great Mountains Inc.» с момента ее создания, однако в завещании (документ № 1, пункт 6) определяется, что самые ценные для сосая земли и здания Кёкусин кайкан передаются в дар компании «Great Mountain Inc.», равно как и все капиталовложения Кёкусин кайкан, что означает, что Умэда Ёсиаки являлся заинтересованным лицом и едва ли мог выступать в качестве свидетеля.

e) Если бы сосай действительно желал составить завещание, то он несомненно пригласил бы в качестве свидетелей бранч-чифов; мы полагаем в высшей степени противоестественным, что ни один из бранч-чифов не был приглашен в качестве свидетеля при составлении завещания.

Естественно такого положения вещей не ожидали и видавшие виды Бранч-Чифы. А когда они узнали, что Мацуи уже переписал на свое имя «финансовые счета ИКО» и «товарные знаки» раскол в Международной Организации уже нельзя было остановить.

Почему же все-таки разделился киокушин? Среди выше приведенного имеется еще одна версия. В ней присутствует религиозный момент, почему произошло деление, одна группа якобы проповедует «синтоизм» а другая «буддизм», мы видим здесь несколько иной ракурс, хотя и не можем отрицать религиозной темы. Кроме того, существует версия и национальных мотивов ведь Ояма был корейцем. Его ученики Рояма, Мацуи и несколько др. Бранч-Чифов тоже корейцы. Многие из Бранч-Чифов японцев не захотели принять Мацуи именно по этой причине. И так появляется «ИКО-2» или проще как называли эту группу в Японии «ИКО – группа Нишиды» Первым помощником Нишиде назначают Санпэя Кенджи (6-й дан) – человека довольно известного в мире каратэ. Почти большая часть Бранч-Чифов (японцев) уходит во вновь образовавшуюся группу, солидное количество Филиалов поддерживает «ИКО-2» и за пределами Японии. Группа Мацуи начинает терять позиции, но, не растерявшись Мацуи назначает на посты Бранч-Чифов (которые ушли в ИКО-2) молодых инструкторов с коричневыми поясами и 1-ми данами попутно присваивая им 3-й дан. Это изрядно позабавило мир каратэ. Особенно Мацуи удивил, когда он и себе присвоил с 5-го дана сразу 8-й. И дела пошли помаленьку…

Группа Нишиды тут же вступилась за вдову и дочерей Оямы, да так, что Санпэй чуть на одной из дочерей не женился. Все стали судиться с Мацуи. Жена и дочери за наследство, а Нишида за «истинность» Организации и использование знаков. Судились они, судились, что даже про каратэ забывать стали. Соберутся Бранч-Чифы, а кроме суда и поговорить не о чем. И тут, кончилось терпение Бранч-Чифа Мацушимы, послав и тех и других к «японской матери» он сказал, что вопросы наследства – это дело семьи Оямы, а киокушин сам по себе вечен и принадлежит всем, сказал да и создал еще одно «ИКО». ИКО – Мацушимы.

«ИКО-1» И «ИКО-2» ВТОРАЯ ФАЗА ВОЙНЫ

«КЁКУСИН-КАН» И РОЯМА

Не долго Рояма вел аскезу, а исключение его очень на многих подействовало «отрезвляюще». Если уж и Рояма – враг киокушина, то кто же тогда истинный друг? Забавное в этой истории то, что к Рояме присоединился знаменитый «тренер Чемпионов Мира», главный тренер сборной Японии который тренировал Мидори и Ямаки и это на кануне 8-го чемпионата Мира? Кроме того, ушел Казуми. Первый номер в сборной Японии. Да и старик Жак Сандулеску из США написал Мацуи все, что о нём думает. Терять время даром не в привычке Роямы, создав мощный резонанс внутри «ИКО-1», Рояма регистрирует свою Международную организацию.

Маруошикай каратэ до что это. Смотреть фото Маруошикай каратэ до что это. Смотреть картинку Маруошикай каратэ до что это. Картинка про Маруошикай каратэ до что это. Фото Маруошикай каратэ до что это

Рояма уже при жизни Масутацу Оямы являлся главным идеологом Кёкусин как будо каратэ. С санкции Оямы Рояма написал целый ряд книг (Факт: Рояма Хацуо – самый плодовитый автор среди всех японских сэнсэев Кёкусин!), в том числе автобиографических. Во всех своих работах Рояма обязательно вспоминает эпизоды, связанные с его занятиями в период Ояма додзё, с обучением не только под руководством Оямы, но и под руководством основателя школы Тайкикэн Саваи Кэнъити и основателя Кэндокай сэнсэя Накамуры Хидэо. Одновременно он неизменно пишет о практике каратэ как «о пути, по которому нужно идти всю жизнь», и утверждает, что сам следует этому идеалу. Приверженность Роямы именно такому пониманию каратэ видна даже из самих названий его книг, где, вместо «каратэ», всегда значится «каратэ-до». К тому же ряду нужно отнести и использование в названиях его книг слова «будо».

Как указывалось выше, Рояма Хацуо был исключен господином Мацуи из Кёкусин кайкан по обвинению в организации переворота. Выступая на пресс-конференции, посвященной проведению в феврале 2003 года в зале Ниппон Будокан шоу «Итигэки», Мацуи заявил, что Рояма Хацуо «был исключен из организации за попытку осуществления переворота, направленного на разрушение существующей ныне системы». Говоря о «перевороте», который якобы планировал Рояма, Мацуи утверждал, что Рояма Хацуо предпринял попытку поставить под свой полный контроль российское отделение Кёкусин кайкан, которое, якобы должно, было стать фундаментом его собственной независимой организации.

При жизни Оямы Рояма Хацуо отвечал за развитие Кёкусин в странах бывшего СССР и, конечно, имел сильные позиции в России. Однако представители Группы Роямы решительно отвергли какие бы то ни было обвинения в подготовке «переворота». Это их утверждение подтверждается реальными фактами.

Во-первых, есть надежные свидетельства того, что Рояма Хацуо после ухода из Кёкусин кайкан вообще не хотел создавать какую-либо организацию и пошел на это, лишь поддавшись уговорам своих учеников и сторонников.

Во-вторых, когда Рояма заявил о создании своей организации – Кёкусин-кан, в России за ним последовал только Александр Васильевич Нестеренко, ныне 6-й дан Кёкусин-кан, а в то время руководитель сравнительно небольшой «Западно-Российской организации Киокушинкай».

Иными словами, никакого «заговора» не было…

В основе разрыва между Мацуи и Роямой лежали фундаментальные противоречия во взглядах на пути развития Кёкусин каратэ, его цели, методы управления организацией, порядок выполнения требований завещания сосая Ояма.

Как пишет Иэтака Ясухико, известный японский спортивный журналист, обладатель мастерских степеней по Кёкусин каратэ-до и Ёсинкан айкидо, в своей интереснейшей книге «Дзицуроку!! Кёкусин дайран» («Документальная история!! Великая смута Кёкусин») с подзаголовком «Ояма Масутацу-но си то, дзэнкоку какуха-но синдзицу» («Кончина Оямы Масутацу и правда о группировках Кёкусин по всей Японии»), еще задолго до ухода Роямы из Группы Мацуи многие недоумевали по поводу того, что заставляет Рояму оставаться в организации Мацуи, поскольку весь образ его мышления и личные приоритеты – стремление практиковать и развивать именно будо каратэ – принципиально расходились с приоритетами организации Мацуи.

Рояма Хацуо стал учеником Оямы Масутацу в 1963 году. Он начал заниматься каратэ в знаменитую эпоху Ояма-додзё, когда усилиями Оямы и его ближайших соратников и учеников, среди которых были такие выдающиеся мастера, принесшие славу Кёкусин, как Исибаси Масаси, Куросаки Кэндзи, Фудзихира Акио, Накамура Тадаси, Ояма Сигэру, Ояма Ясухико, Асихара Хидэюки, Соэно Ёсидзи, Маки Хисао, Фудзивара Тосио, Рояма Хацуо и другие, фактически была создана и утвердила свои позиции на мировой арене будо школа каратэ Кёкусин.

На момент выхода из Группы Мацуи Рояма Хацуо был одним из старейших мастеров Кёкусина и к тому же – одной из самых ярких фигур в его истории: победитель V Абсолютного чемпионата Японии (1973 г.), серебряный призер I Абсолютного чемпионата мира (1975 г.), носитель уникальной манеры проведения кумитэ с характерными входами с дальней дистанции и мощнейшими ударами гяку-дзуки, руководитель крупнейшего отделения в префектуре Сайтама, основоположник детского Кёкусин-спорта, знаток китайских внутренних стилей, автор многочисленных книг, рассказывающих о технике и духе Кёкусин…

Нарпример, 12 апреля 1995 года Группа Совета бранч-чифов дает пресс-конференцию, на которой сообщает о решении всеяпонской конференции бранч-чифов сместить Мацуи с поста кантё, указывая в качестве пречины решение суда о признании завещания Оямы Масутацу юридически недействительным.

Тем же вечером, получив на руки решение суда по заявлению о признании недействительным завещания Оямы Масутацу, представители Группы семьи предпринимают попытку локаута штаб-квартиры Кёкусин кайкан и вывешивают у центрального входа в хомбу объявление о закрытии штаб-квартиры на период до годовщины со дня кончины сосая Ояма и о запрещении входить в хомбу Мацуи, Года Юдзо, Рояма Хацуо, Ямада Масатоси и другим сторонникам Мацуи. Для воспрепятствования прохода указанных лиц в штаб-квартиру Кёкусин кайкан Группа семьи выставляет у входа двух охранников, специально нанятых в охранной фирме.

Получив сообщение об этом, в хомбу в сопровождении двух десятков учеников приезжает Рояма Хацуо. Он срывает объявление, прорывает кордон и проходит в здание штаб-квартиры.

Дело едва не доходит до рукопашной схватки с массовым применением приемов каратэ. Драку пресекает Рояма Хацуо, который хладнокровно прохаживается между накаленными противниками, остужая пыл словами: «Спокойнее!»

Примерно через три месяца, около 3-х часов ночи в генеральную штаб-квартиру Кёкусин кайкан прибыло около десятка бранч-чифов Группы Совета бранч-чифов. Они фактически оккупировали хомбу, посадив под «домашний арест» несколько бранч-чифов из Группы Мацуи, которые дежурили в штаб-квартире.

К полудню следующего дня в «боевые действия» вмешалась полиция, и бранч-чифы Группы Совета бранч-чифов были вынуждены убраться из хомбу.

21 сентября 1995 года представители Группы Совета бранч-чифов вторично ворвались в штаб-квартиру и попытались оккупировать ее.

По мнению Иэтака, потеря Мацуи в тот момент штаб-квартиры Кёкусин кайкан была равносильна для него краху. Рояма не позволил этому совершиться. Хомбу вновь в руках Группы Мацуи. И этого человека Мацуи впоследствии увольняет.

В додзё Роямы всегда уделялось большое внимание классическим стойкам, постановке дыхания, ученики очень много времени уделяли отработке кихона. В силу таких акцентов в методике тренировки додзё Роямы всегда стояло особняком среди всех японских отделений Кёкусин кайкан.

Рояма – ученик не только Оямы Масутацу. Он имеет богатый опыт занятий у таких выдающихся мастеров, как Саваи Кэнъити и Накамура Хидэо. Кроме того, он некоторое время выступал в качестве кикбоксера на профессиональном ринге. Имея такой богатый и разноплановый опыт занятий различными единоборствами, Рояма, тем не менее, всегда подчеркивал, что был и остается последователем Кёкусин. Его усилия и вклад в развитие Кёкусин были отмечены сосаем Оямы Масутацу, который ввел Рояму в круг своего ближайшего окружения.

Как один из очень немногих стариков, пришедших к Ояме еще в эпоху Ояма-додзё, Рояма сильнее других верит в силу и красоту Кёкусин каратэ и всем старается поведать о них. В то же время преобладающей тенденцией развития Кёкусинкай в последние десятилетия стала спортизация, ведущая к ограничению технического арсенала исключительно приемами, применимыми в поединке по специфическим правилам, запрещающим удары руками в голову, броски и болевые приемы. На этом фоне Рояма предстает как хранитель традиций и духа каратэ как боевого искусства и системы совершенствования личности.

Что же касается Шокея Мацуи, то он избрал совершенно иной путь развития Кёкусин – путь коммерциализации, воплотившейся в выставлении бойцов Кёкусин на профессиональные турниры, организуемые другими организациями, цели которых весьма отличны от изначальных целей Кёкусин как будо каратэ.

Кроме того, участие действующих бойцов Кёкусин в чужих профессиональных турнирах, проводимых по другим правилам, нанесло серьезный ущерб репутации Кёкусин. Вполне естественно, что, не имея богатого опыта и основательной подготовки к поединкам с ударами руками в голову, бойцы Кёкусин оказывались весьма уязвимы для противников, пришедших из бокса, муай-тай или кик-боксинга.

Здесь достаточно вспомнить турнир «K-1 Dream 1998», разрекламированный как «Величайший матч в истории!». Этот матч, проходивший по формуле «Каратэ против кик-боксинга. Бои в полный контакт 7 на 7» состоялся 18 июля 1998 года в городе Нагоя и завершился убедительной победой команды кик-боксинга (5 побед, 1 ничья и 1 поражение), потрясшей Кёкусин до основания, потому что звезды Кёкусин первой величины потерпели действительно сокрушительные поражения.

Так, Николас Петас (победитель чемпионата Европы 1995 г. в тяжелом весе, 5-е место на 6-м абсолютном чемпионате мира по версии Мацуи, 3-е место на 1-м чемпионате мира по весовым категориям в тяжелом весе 1997 г.) встречался со Стефаном Леко и проиграл техническим нокаутом после правого прямого во 2-м раунде.

Глаубе Фейтоза (победитель чемпионата Южной Америки 1997 г. по версии Мацуи, победитель Кубка Америки 1997 г., чемпион Бразилии 1996, 1997 годов, 2-е место на 1-м чемпионате мира по весовым категориям в тяжелом весе 1997 г.) встречался с Майком Бернардо. За 1-й раунд он трижды побывал в нокдауне, пропустив хуки справа, и ему было засчитано поражение техническим нокаутом.

Единственную победу в матче одержал Франсиско Филио, но, можно сказать, что ему просто повезло. Филио встречался с Питером Артсом и впервые в своей жизни побывал в нокдауне. Однако затем врач снял Артса с боя в связи с травмой голени, благодаря чему Филио и был объявлен победителем в поединке…

Источник

Интервью с легендой карате Олегом Цоем

Для современных спортсменов не всегда понятен такой восторг людей средних лет от упоминания слов «каратэ», «кунг-фу». Вряд ли кого удивишь разбиванием предметов, да и ритуалами в восточных единоборствах. Эпоха ММА, с одной стороны, стала возможностью для многих школ боевых искусств продемонстрировать свой технический арсенал, но с другой – обезличила и стандартизировала школы единоборств.

Невозможно однозначно сказать, что это плохо, но пропала некая загадочность, принадлежность к чему-то высокому, пропало ощущение того, что твои занятия дают тебе нечто большее, чем простой навык наносить удары или бросать, нечто большее, чем обладание хорошей физической формой.

Не могу говорить за всех, да и не всегда именно эти цели надо ставить при занятиях боевыми искусствами, но могу точно сказать, что есть люди, ушедшей эпохи, для которых тоже каратэ было нечто большим, чем просто спорт или боевое искусство.

С одним из таких людей, я недавно беседовал. Этот человек не признает себя легендой отечественных боевых искусств, хотя и пронес это боевое искусство через всю свою жизнь, стал для многих примером стойкости духа и самоотдачи при занятии любимым делом.

Я хочу представить вниманию читателей Олега Алексеевича Цоя, обладателя 6-й Дана Японской организации Каратэ-До Маруошикай (JKMO), мастера спорта СССР, вице-президента СПК «Раменки» (г.Москва)», главного тренера сборной России по каратэ 1996-2001 г.г., главного тренера СПК «Раменки» и РОО «Союз Каратэ-До, неоднократного победителя турниров «Каратэ все звезды СССР», чемпиона Москвы 1991г., призер всесоюзных и международных турниров, призера Кубка СССР 1991г., призера Открытого Чемпионата Дании 1991г.

Каратэ я начал заниматься с декабря 1976 года, когда жил в г. Прохладный в Кабардино-Балкарской Автономной Республике. В то время в кинотеатре шел фильм «Большое приключение Зорро», в котором слуга Зорро демонстрировал технику кунг-фу. На меня это произвело большое впечатление. Были мы тогда в кинотеатре с одноклассником Хан Русланом и его старшим братом Робертом, который учился в ВУЗе в Новочеркасске и дружил с тренером по каратэ. Руслан мне говорит: «Давай попросим Роберта, пусть покажет нам азы».

Вернувшись домой ночью, я до утра шил боксерский мешок из поливных дерматиновых шлангов, а утром набил его песком и опилками, повесил у себя во дворе на абрикосовом дереве и пошел спать. С того дня я занимался по 6-8 часов в день отрабатывая удары ногами которые показал Роберт. Мне снились тренировки и новые удары ногами: микадзуки, уширо маваши гери, уширо с разворотом (это я потом узнал названия).

В раннем детстве я переболел острым ревматизмом, какое-то время не чувствовал ног и не мог ходить, 7 лет состоял на учете в поликлинике. У меня было освобождение от физкультуры, которое я долго не показывал учителям, но как-то по телевизору показывали финальный матч ЧМ по хоккею СССР-ЧССР, а у нас был урок физкультуры и я отдал освобождение от уроков учителю, после чего меня перестали пускать на уроки физкультуры, если они были связаны с бегом.

Но, не смотря на освобождение, я ходил в секции баскетбола, волейбола и футбола втайне от врачей. Сняли меня с учета только в конце обучения в 7 классе.

Я тогда жил в Чечено-Ингушетии где и родился, там моя медицинская карта была толщиной 10-15 см, но когда переехал г. Прохладный никому не стал ее показывать, ни в школе, ни в военкомате, даже выступал на всех соревнованиях: городских и республиканских по волейболу, футболу, баскетболу, пулевой стрельбе, ГТО, настольному теннису, военно-прикладному троеборью и многих других, но каратэ стало для меня смыслом жизни и основное время я уделял изучению и совершенствованию техники этого единоборства, даже когда оно было под запретом.

В то время, конечно, информации было очень мало и приходилось высасывать все, как говорится «из пальца». Помню первые видео в начале 80-х, для меня это был целый кладезь знаний. Тогда я приезжал в центральную школу в январе 1981 г. на Цветном бульваре к Виталию Паку, где впервые увидел известных на всю страну каратистов Шин Олега Алексеевича, Шаповалова Сергея, Мансура Шелковникова, Юру Ступенькова и многих других каратистов. Меня тогда очень впечатлила техника Виталия Васильевича Пака: скорость удара, концентрация, я тогда подумал: «Когда же и у меня так будет получаться?».

С тех пор прошло 30 с лишним лет долгих тренировок, многое открылось по-другому, а сколько еще впереди. Чем больше и чем глубже ты погружаешься в изучение каратэ, тем больше понимаешь, что предела нет, и главное не надо торопиться.

Надо более тщательно отрабатывать самые простые вещи и тогда ты начинаешь испытывать новые ощущения, о которых говорили старые мастера, но которым ты по молодости не придавал особого значения, а ведь это и есть истинное каратэ!

Н.С.: Сейчас среди каратистов популярны разговоры о, в большей степени, китайских корнях каратэ, некоторые даже говорят о нем, как о китайском единоборстве, что вы думаете по этому вопросу?

О. Цой: Вы знаете, я особо глубоко не изучал историю происхождения каратэ, читал ту литературу, которую наверно читали многие. Да, скорее всего корни каратэ произрастают из Китая, другое дело насколько оно изменилось, попав на Окинаву, а затем в Японию.

Корни одни, методики (стили) разные, я думаю, огромную роль сыграли люди, которые эти методики разработали, их талант и их дар, которыми их наделила природа. По моему восприятию, мне всегда больше нравились японские боевые искусства: внутренняя дисциплина, выверенные движения, строгость в исполнении ритуалов, что не маловажное значение имеет в боевых искусствах.

В кюдо, кендо, сумо, айкидо и т.д. есть какая-то недосказанность в движениях, которую можно понять только при длительных и тяжелых тренировках, и в тоже время внешняя простота движений. Любой практик может подтвердить, чем замысловатее движение, тем легче попасться на контрприем. Китайские техники в большинстве напоминают гимнастику, хотя я думаю, что есть внутренние стили, которые можно отнести к боевым.

Некоторые стили китайские и японские хороши на практике с небольшими противниками, так исторически сложилось, они развивались в своих регионах, и на практике с крупными противниками их крайне тяжело применить, особенно если они основаны на высоких стойках и серийных наработках.

Я 30 лет прожил на Кавказе, где большое количество от природы больших и физически сильных людей, которые, как правило, неплохо борются и любое сближение с таким противником, не владея сокрушительным ударом, чревато. Лично мне ближе методика развития «иккен хисатцу».

Н.С.: Используете ли вы приемы или методики тренировок из других единоборств, если да, то что именно?

О. Цой: Что касается изучения других видов единоборств, то мне нравится хороший бокс, дзюдо, борьба, все где есть школа, какое-то время я для себя изучал бокс (у меня двоюродный брат мастер спорта СССР), изучал немного борьбу (очень много друзей мастера спорта СССР, МСМК, ЗМС), хапкидо, тхеквондо, но когда я стал изучать школу каратэ из первоисточника, я почувствовал что все остальное мне мешает, теряется цельность: при захватах развиваются другие мышцы, которые мешают мне наносить скоростные удары, ты становишься более тягучим.

На самом деле в традиционном каратэ есть все что необходимо. Для спортивного каратэ конечно нужна другая подготовка, я 7 лет был тренером сборной России WKF (WUKO). В основном использовалась методика легкоатлетической подготовки (спринтеров и прыгунов) так как в спортивном каратэ очень важны скоростные перемещения на ногах, для рук применялись обычные упражнения со своим весом (отжимания, прыжки, бег, подтягивания).

В традиционном каратэ важны кихон и ката. Очень важно развивать внутренние мышцы и дыхание, внутренние усилия и здесь ката незаменимы. Именно через ката развивается мягкая сила и когда это происходит, ты понимаешь что вес не играет особого значения, поэтому в традиционном каратэ нет весовых категорий.

Я со временем начал понимать высказывание «оставаться верным стилю», оно на самом деле имеет очень глубокий смысл.

Н.С.: Сейчас, буквально, бум смешанных единоборств, бразильского джиу-джитсу и грэпплинга, в связи с чем, от многих адептов традиционных стилей, можно услышать нотки критики в адрес указанных единоборств. Часто говорят, то это и не боевые искусства вообще, на что сторонники ММА или БДД, часто, отвечают в духе: выйдете на ринг, и там посмотрим кто сильнее. Как вы разграничиваете категории этих единоборств и как относитесь к идее смешанных единоборств, которой, по сути, уже не одна тысяча лет.

О. Цой: По моему мнению, ММА относится к зрелищным видам спортивных единоборств (хотя я с трудом это отношу к спорту). Я всегда думаю, что человек будет делать после 35-40 лет, у меня много знакомых возрастных боксеров, которые по голове гораздо меньше получали, но чувствуют последствия очень негативные.

Но, ничего не поделаешь: признан видом спорта, значит, имеет место быть. Традиционное каратэ я не отношу к видам единоборств, оно как раз развивает вашу готовность работать на 360 градусов, даже против нескольких противников, идея каратэ заключается в том, чтобы тратить на техническое действие доли секунд, любое завязывание с одним противником будет плачевным.

В ринге боец ММА, заточенный на одного противника и физически сильный, имеет большие шансы на победу используя правила ММА и большую физическую силу, но в жизни против двух и более противников у каратэ, я думаю, шансов больше, благодаря умению наносить сильные удары в разных направлениях за доли секунд, другое дело, что не все могут дойти до этого уровня, но сама идея и методика подготовки направленна именно на это.

У меня есть знакомый командир спецназа, так вот он говорит, что во многих случаях на практике при захватах и нейтрализации групп, они анализировали и пришли к мнению, что каратэ самое подходящее средство.

Н.С.: Что для вас наиболее ценно в каратэ? Что вы подвергаете критике в этом единоборстве и почему?

О. Цой: На первоначальном этапе каратэ требует больших физических усилий, как правило, каратэки очень много времени тратят на силовую подготовку, и это правильно, пока ты молод нужно параллельно выполнять силовые упражнения, закладывать фундамент. Со временем, если ты уловишь суть каратэ, ты переходишь больше на внутреннюю работу, твоя техника и сила продолжает развиваться до преклонных лет, при этом, сохраняя скорость.

Я отношу каратэ все-таки к внутренним стилям (видам) БИ. Последние 10 лет я практически не выполняю силовых упражнений за исключением упражнений на пресс (30-50 повторений) и отжимания (один два подхода по 30 раз 2-3 раза в неделю), но при этом, я уделяю много времени кихону (глубокому разбору), ката и работе на макиваре, а также кихон кумитэ. Основная работа построена на дыхании, гораздо меньше устаешь, а удары становятся мощнее, при этом скорость не теряется, ощущение, что становишься гораздо сильнее, чем в молодости. Не знаю, что будет дальше, но пока вот вижу такие изменения, желание заниматься становится еще больше. Поэтому мне кажется в этом вся ценность каратэ, что развитие силы и техники с возрастом не прекращается, а наоборот улучшается, надеюсь, это сохранится лет до 65, а далее надо поддерживать форму (до 75).

Недостатков в каратэ я не вижу, скорее, это проблема «учителей» которые не могут донести сути каратэ до своих учеников, к сожалению, таковых большинство.

В спортивном каратэ, в котором не надо особо углубляться в технику, школу, т. д., а достаточно подстроиться к правилам соревнований, хотя зная хорошо школу у тебя больше шансов показать хороший результат на соревнованиях при всех прочих данных.

Н.С.: Что можно было бы взять из каратэ для системы физического воспитания, например, школьников и, в целом, с чего стоит начинать заниматься детям на ваш взгляд?

О. Цой: Что касается роли каратэ в физическом воспитании школьников и подростков, то я считаю переоценить роль каратэ в этом невозможно. Для здоровья и гармоничного развития детского организма я бы поставил каратэ на третье место после бега и плавания (не имею в виду большой спорт). Развитие координации, очень много зеркальной работы, т.е. равностороннее развитие, воспитание силы воли, ловкости, чувства дистанции, контроля, работа босиком на полу, также очень полезна для здоровья (массаж стоп), вырабатывается хорошая осанка, ритм, скорость мышц, скорость мышления и многое другое.

Важно начинать в игровой форме и очень дозированно, нужна работа со своим телом, исключая отягощения (минимизируя риск травм), далее приучать к порядку, организованности, самодисциплине, терпению, развивать силу воли, чувство справедливости, доброты, благородства. Все это развивается со временем через определенные кихоновские упражнения и ритуалы, которые очень важно соблюдать. В ритуале заложен глубокий смысл, сначала ты это делаешь неуклюже, тебе это не привычно иногда нестерпимо больно, но постепенно с техническим ростом приходит осмысление ритуалов и уже через тело голова начинает понимать какое значение имеет правильный поклон додзе, учителю, партнеру, противнику, ведь каждый поклон имеет свой смысл, свой ритм, паузу, в этот момент внутри происходят химические реакции которые понимают те, кто учтиво на протяжении многих лет исполняет ритуал. В поклоне заложено много того, что пригодится в жизни (вспомните очереди за едой и водой после трагедии Фукусимы, я думаю, вы уловите мою мысль). Я многие годы наблюдаю за своими старшими учениками, они гораздо сдержаннее, спокойнее, учтивее многих своих сверстников.

Н.С.: Как каратэ влияет на моральное воспитание, на ваш взгляд, насколько уместны многие ритуалы в данном единоборстве для человека западного склада ума?

Н.С.: Как вы считаете, в чем такой успех знаменитого каратиста Л. Мачида в «восьмиугольнике», который, кстати, является представителем «традиционной» школы каратэ, естественно, с некоторыми дополнениями в технике?

Успех Мачиды в «восьмиугольнике»: его работоспособность, хорошее чувство дистанции, которое он приобрел в каратэ и момент удара, который он хорошо использовал в своих боях, но говорить, что он использовал традиционную технику каратэ, я бы не стал.

Н.С.: Какое будущее каратэ и восточных единоборств вы прогнозируете в современном спортивном мире?

О. Цой: Последние 17 лет каратэ стоит на пороге вхождения в программу Олимпийских Игр, на самом деле это, наверное, самый массовый вид спорта, более 200 стран входят в WKF. Сейчас наибольшие шансы чтобы каратэ стало Олимпийским в 2020 г. в Токио. Для каратэ это будет с одной стороны хорошо (поддержка государства, финансирование, развитие спортшкол), с другой стороны традиционное каратэ умрет (в программу не войдут соревнования по ката). Спортсмены будут подстраиваться под правила, которые далеки от совершенства (после 2000 г. они сильно изменились не в лучшую сторону), никто из спортсменов не будет работать над школой, будут обходиться 3-4 ударами.

Произойдет то же самое что и с тхеквондо: на олимпиаде были не самые зрелищные соревнования, их не критиковал только ленивый. Для людей развивающих другие виды восточных единоборств наступят трудные времена, будет большой отток детей, но взрослые спортсмены, я думаю, продолжат свой путь. Что будет лет через 20-30 большой вопрос…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *