Маржинализм что это простыми словами
Маржинализм
Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме «маржинальной революции».
Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, народного хозяйства. В центре нового учения стоял субъект с его потребностями.
У маржиналистов были предшественники: Иоганн фон Тюнен (1783-1850) разработал теорию предельной производительности; Антуан Огюстен Курно (1801-1877) написал книгу «Математические основы теории богатства», Жюль Дюпюи занимался проблемой измерения полезности общественных услуг; Герман Госсен (1810-1858) сформулировал законы предельной полезности.
Маржиналистская революция проходила в 2 этапа. Первый этап охватывает 70-80 гг. XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы.
Карл Менгер (1840-1921) — основоположник австрийской школы маржинализма. Представителями маржинализма были Фридрих фон Визер (1851-1926), Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс (1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Вильфредо Парето (1848-1923), Джон Бейтс Кларк (1847-1910).
Сущность маржиналистской революции:
Австрийская школа маржинализма (К. Менгер, Ф. фон Визер, О. фон Бем-Баверк)
Карл Менгер. Главным элементом в методологическом инструментарии Менгера является микроэкономический анализ. Он позволил, с одной стороны, противопоставить учению «классиков» об экономических отношениях между классами анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии Менгера — «хозяйство Робинзона»), но с другой — увлечься положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.
В работе «Основания политической экономии» Менгер переходит к теоретическим положениям политической экономии, в том числе к таким, как «ценность», «обмен», «товар», «деньги» и другие. Он разработал теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью. Ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении. Соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага.
Кроме того, он поясняет, что «ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, лишь то значение, которое мы прежде всего придаем удовлетворению наших потребностей. ». Чтобы подтвердить такого рода суждение, Менгер приводит пример оазиса, где вода из источника, покрывающая все потребности людей в ней, не имеет ценности и, наоборот — вода приобретает для жителей оазиса ценность, когда внезапно поступление воды из источника сократится настолько, что распоряжение определенным количеством воды станет необходимым условием для удовлетворения конкретной потребности жителей оазиса.
«Ценность — это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует».
По мнению Менгера, «затраты труда и его количества или других благ на производство того блага, о ценности которого идет речь, не находятся в необходимой и непосредственной связи с величиной ценности». Менгер использует «доказательство», обращаясь к примеру о ценности бриллианта и давая комментарий, суть которого такова: величина ценности этого минерала не зависит от того, нашли ли его «случайно» или он «добыт из месторождений путем затраты тысячи рабочих дней», так как определяющим моментом «при обсуждении его ценности» считается то количество «услуг», которого можно лишиться, не будь его в нашем распоряжении.
Фактически по данной теории австрийской школы, получившей название «теории вменения», предполагается, что доля стоимости (ценности) блага «первого порядка» вменяется благам «последующих порядков», использованным при его изготовлении. При всех условиях ценность благ высшего порядка определяется предполагаемой ценностью благ низшего порядка, на производство которых они предназначаются или предположительно предназначаются людьми.
Блага высшего порядка рассматриваются Менгером в качестве неизбежной предпосылки производства благ. Причем к их числу он предлагает относить не только совокупность сырых материалов, труд, используемые участки земли, машины, инструменты и пр., но и «пользование капиталом и деятельность предпринимателя».
Менгер считает ошибочным ставить в вину социальному строю возникающую якобы «возможность. отнимать у рабочих часть продукта труда». Он пишет, что труд представляет собой только один элемент производственного процесса, который «является не в большей степени экономическим благом, чем элементы производства». Поэтому, по его мнению, владельцы капитала и земли живут не за счет рабочих, а «за счет пользования землей и капиталом, которое для индивида и общества имеет ценность так же точно, как и труд».
Менгер подвергает серьезной критике и теорию заработной платы классиков, по которой цена простого труда тяготеет к минимуму, но она при этом должна «прокормить» рабочего и его семью. По его мнению, такой подход неправомерен, поскольку идея о заработной плате как источнике «для поддержания жизни» будет всегда приводить к увеличению числа работников и снижению цены труда до прежнего (минимального) уровня. Поэтому во избежание регулирования цены простого труда по принципу минимума средств существования им рекомендуется сведение более высокой цены остальных видов труда на затрату капитала, на ренту с таланта и т.д.
Сущность обмена сведена преимущественно к индивидуальному акту партнеров, результат которого якобы обоюдовыгоден, но не эквивалентен.
По его словам, всякий экономический обмен благ для обменивающихся индивидов означает присоединение к их имуществу нового имущественного объекта, и поэтому обмен можно сравнить в хозяйственном смысле с продуктивностью промышленной и сельскохозяйственной деятельности. Вместе с тем обмен — это не только выгода, но и экономическая жертва, вызванная меновой операцией, отнимающей «часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения», что нередко делает невозможной реализацию там, где она была бы еще мыслима.
Все, кто способствует обмену, т.е. экономическим меновым операциям являются такими же производителями, как земледельцы и фабриканты, ибо цель всякого хозяйства состоит не в физическом увеличении количества благ, а в возможно более полном удовлетворении человеческих потребностей.
Фридрих фон Визер. Был учеником Менгера. Развивал теорию ценности в своих работах «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884), «Естественная ценность» (1899), «Теория общественного хозяйства» (1914). Он ввел в научный оборот такие термины, как «предельная полезность», «законы Госсена», «вменение».
Визером была разработана теория альтернативных издержек, предполагающая альтернативные способы использования ресурсов.
Ойген фон Бем-Баверк. Также был учеником Менгера, продолжил развитие маржиналистской теории в книгах «Капитал и прибыль» (1884), «Позитивная теория капитала» (1889), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886).
Он исследовал не только индивидуальный обмен, но и целостный рынок. Рассмотрел проблему распределения как проблему установления цен на факторы производства. Важное место в его работах занимает «теория ожидания», центральной идеей которой является возникновение прибыли (процента) на капитал. В связи с продолжительностью времени производительные средства превращаются в продукт, возникает разница в ценах этих средств и продукта, в которой скрывается прибыль на капитал.
Английская школа маржинализма (У. С. Джевонс, Ф. Эджуорт)
Уильям Стенли Джевонс. Его работы: «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки» (1874).
Субъективизм маржинальных идей в трудах Джевонса очевиден из следующего.
Во-первых, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является, на его взгляд, сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т.е. потребления и спроса.
Во-вторых, рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а последняя, в свою очередь, зависит от товарных цен, обусловленных издержками производства. Это значит, что он не придавал самостоятельного значения издержкам и предельной полезности.
В-третьих, он разделял положение «классиков» о совершенной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям иметь доступ друг к другу и обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. В этом свидетельство постижения им принципов предельного анализа («законов Госсена»).
Джевонс оказался в числе тех ученых, которые находились под влиянием утилитаристских идей английского философа Иеремии Бентама. Он полагал, что его (Бентама) убеждение об исчислении наслаждений и страданий возможно приложить к экономическому подходу в осмыслении человеческого поведения. Кроме того, его утверждение — «все товары в результате обмена распределяются таким образом, чтобы доставить максимум выгоды» — почти созвучно основному постулату И. Бентама: «Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей: страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны давать. Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем».
Джевонс сформулировал закон убывающей предельной полезности и с его помощью пришел к уравнению обмена: в состоянии равновесия отношения приращений потребляемых товаров должны равняться соответствующим соотношениям интенсивности потребностей, удовлетворяемых в последнюю очередь. По сути это условие потребительского равновесия: пропорциональность предельных полезностей относительным ценам.
Важным вкладом в науку является теория предложения труда Джевонса. Тягость труда с увеличением его предложения сначала снижается, а затем растет, тогда как предельная полезность продукта, производимого трудом, монотонно убывает. Рабочий, рационально ведущий себя, будет уравнивать предельную тягость труда и предельную полезность продукта.
Френсис Эджуорт развивал идеи Джевонса. Его основной труд «Математическая психика» (1881), в которой сосредоточено внимание на проблемах измерения полезности и математического определения равновесия. Равновесие рассматривается на основе сопоставления полезностей благ и тягостей труда.
Эджуорт установил закон роста производства фирмы: этот рост выгодно продолжать до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с предельными издержками. Также он ввел понятие кривых безразличия.
Лозаннская школа маржинализма (Л. Вальрас и В. Парето)
Леон Вальрас (1834-1910) интерес к экономической теории проявил благодаря отцу, обратившему его внимание на работы А. О. Курно. В этом также причина отражения в интересовавшей его политической экономии средств математического «языка» (базовым образованием Л. Вальраса была математика). В 1874 г. вышел основной труд Вальраса «Элементы чистой политической экономии».
Л. Вальрас не ограничился характеристикой предельной полезности (считая ее основой ценности товара), формулировкой понятия «функция спроса» и других понятий. Он вошел в историю экономики как один из первых разработчиков теории предельной полезности. Вальрас определил предельную полезность как убывающую функцию от потребленного количества благ. Когда все потребители достигают максимума в удовлетворении своих потребностей, наступает экономическое равновесие.
Он впервые попытался применить математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Но в отличие от моделей рыночного равновесия А. О. Курно, У. Джевонса, А. Маршалла, модель Л. Вальраса характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому Вальрас по праву считается основоположником современного макроэкономического моделирования.
Разработанная Вальрасом модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множество рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.
Ценность всегда относительна, она определяется сопоставлением интенсивности конкретной потребности в товаре и издержками его производства. В рыночной экономике это выражается через равенство спроса и предложения по всем товарам и услугам. Главным регулирующим механизмом достижения равновесия Вальрас считал изменение структуры равновесных цен. Ценность становится известной только после установления равновесия полезностей и затрат, спроса и предложения.
В числе допущенных упрощений в уравнениях модели Вальраса имели место:
Вильфредо Парето — крупный итальянский представитель неоклассической экономической теории, продолжатель традиций лозаннской школы маржинализма. Этого ученого наряду с экономикой интересовали также политика и социология, что отразилось и в разнообразии его публикаций. К основным трудам В. Парето относят двухтомный «Курс политической экономии» (1898), «Учение политической экономии» (1906) и «Трактат по общей социологии» (1916).
В. Парето, как и Л. Вальрас, более всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя, так же как и он, из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем, качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать Парето (в отличие от Вальраса) маржиналистом «второй волны» и соответственно одним из основоположников неоклассической экономической мысли.
Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход, Парето преодолел присущий Вальрасу субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление), и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.
Если в модели общего экономического равновесия Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели Парето этот критерий заменен оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е. выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность.
В целях исследования Парето рассматривает выбор потребителя в зависимости как от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций перед другими. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага. Применяя их, можно проследить порядок ранжирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернативными благами (т.е. такие их комбинации, которые обеспечивают одинаковый уровень общего удовлетворения).
Парето сформулировал понятие общественной максимальной полезности, т.е. то самое понятие, которое теперь принято называть «оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека.
Концепция «оптимума Парето» позволяет, таким образом, принять оптимальное решение по максимизации прибыли (соответственно и полезности), если теоретическая аргументация базируется на таких предпосылках, как: только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей.
В отличие от модели Вальраса у Парето анализируются не только экономика свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков, что стало самостоятельным объектом исследования экономистов лишь через несколько десятилетий, т.е. в середине XX в.
Равновесие рынка, достигаемое благодаря механизму свободного ценообразования и конкуренции, как утверждают одни теории, противопоставляется роли государства в регулировании экономики, рассматриваемой как важнейший элемент стабильности в других школах экономической мысли.
На деле правительства различных стран разнятся в своей экономической политике, а акценты постоянно смещаются от государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними до господства свободной конкуренции. Таким образом, и кейнсианство, провозглашающее поддержание эффективного спроса и полной занятости, и школа неоклассицизма, и другие направления, которые находят свое применение и синтезируются в новые теории, нашли свое отражение здесь.
Т. А. Фролова. — История экономических учений: конспект лекций. — Таганрог: ТРТУ, 2004
Маржинализм
Маржинализм (в переводе с французского — край) — это одно из направлений экономики. Оно руководствуется принципом снижающейся предельной полезности.
Суть принципа в том, что каждая следующая единица потребляемого блага становится для хозяйствующего субъекта все менее ценной. В результате чего происходит перенасыщение. А это фундаментальный элемент теории стоимости.
Маржинализм появился в семидесятые годы 19 века.
Некоторые предпосылки к созданию этого экономического направления встречались в работах физиократов, таких как А. Курно, Ж. Дюпюи, И. фон Тюнена, Г. Госсена.
Школа маржинализма разделяется на два направления: политэкономия и неоклассическая теория.
Политэкономия. Ее представители — К. Менгер, Ф. Везер и Э. Бем-Баверк. Они использовали предельную полезность для исчисления величины стоимости товара.
Неоклассическая теория. Последователи — У. Джевонс, Л. Варес и В. Парето. Их теория рыночного равновесия подразумевает использование предельных величин при анализировании зависимости между спросом и предложением и ценами при построении кривых спроса и предложения.
Дж. Б Кларк объединил эти концепции и создал теорию предельной производительности. Данное направление возникло из-за необходимости найти условия, при которых экономические продукты будет распределены оптимально. Развитие промышленности и прикладных наук помогло развить данное направление.
Главные идеи маржинализма:
Критерии значимости платежной системы — система оценки, которая создает условную классификацию ПС для установления разграничения режима надзора за работой таких систем. В 2012 году Центральным Банком был принят Указ № 2815-У, согласно которому были установлены критерии признания ПС значимой. Исходя
Ключевая ставка — один из основных инструментов денежно-кредитной политики Российской Федерации. Ключевая ставка устанавливается Центральным банком с целью оказать существенное влияние на общий уровень процентных ставок в коммерческих банках, а также в экономике страны в целом. По факту, ключевая ставка
Кейнсианство — экономическое учение, которое было широко распространено в мире в первой половине 20 века. Название экономического направления происходит от его создателя — Джона Мейнарда Кейнса, который в 1936 году опубликовал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег». В
Маржинализм
Важнейшие элементы маржинализма как отрасли направления :
1) Использование предельных величин.
2) Субъективизм, т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта.
3) Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.
4) Статичность. Изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.
5) Ликвидация приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков.
6) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы. [1]
Этапы развития
Однако осознание экономистами принципа полезности и её предельного характера произошло значительно ранее XIX века. Анализ субъективного начала в экономической мысли был начат ещё Аристотелем. Средневековые схоласты также развивали теорию полезности, подражая Аристотелю. В эпоху Просвещения многие авторы также разрабатывали данную концепцию. Среди них французские экономисты аббат Кондильяк и А. Тюрго, итальянцы аббат Ф. Галиани граф Пьетро Верри (1728—1797), Джованни-Ринальдо Карли, маркиз Чезаре Бонезана де Беккариа (1738—1794), швейцарский математик Д. Бернулли, английский экономист и финансист Д. Ло.
Среди французских прото-маржиналистов XIX века можно также выделить Ашилля-Николя Изнара (1749—1803), Николя-Франсуа Канара (1750—1833), Антуана-Луи-Клода Дестюд де Траси (1754—1836) и отца «революционера» Л. Вальраса — А. Вальраса. Список немецких предшественников маржинализма можно расширить за счет К. Г. Рау, Ф. фон Германна, Х. фон Мангольдта. Английские прото-маржиналисты представлены Оксфордско-Дублинской школой (The Oxford-Dublin Proto-Marginalists) С. М. Лонгфилдом и Уильямом Форстером Ллойдом (1795—1852), Н. Сениором, а также Дж. Ре, Г. Маклеодом, Генри Чарльзом Флимингом Дженкином (1833—1885).
Дальнейшее развитие маржинализма протекало в рамках национальных школ: австрийской, лозаннской, английской, американской.
Теория
Теория позволила применить к исследованию экономических процессов количественные методы, эффективно использовать в экономической науке математический аппарат; позволила создать экономические модели; проанализировать эластичность спроса и поставить проблему оптимума.
Что такое маржинализм в микроэкономике и почему он важен?
Опубликовано 29.06.2021 · Обновлено 29.06.2021
Маржинализм описывает как экономический метод анализа, так и теорию ценности. Согласно этой теории, люди принимают экономические решения «на пределе». То есть ценность определяется тем, сколько дополнительной полезности обеспечивает дополнительная единица товара или услуги.
Трудно переоценить важность этой концепции для понимания современной экономики. Развитие маржинальной теории обычно называют маржиналистской революцией и рассматривается как разделительная линия между классической и современной экономикой.
Ключевые выводы
Маржиналистская революция
Адам Смит был отцом-основателем экономической науки, но даже он был озадачен реальной экономической ценностью: почему люди иногда ценят второстепенные блага больше, чем предметы первой необходимости? Оказалось, что существует ценностный парадокс, который невозможно объяснить рационально. Это стало известно как парадокс «ценности использования» против «ценности в обмене».
Самый известный пример этого – парадокс алмаз-вода. Несмотря на то, что алмазы не служат жизненно важной цели, а вода необходима для жизни человека, отдельные алмазы гораздо более ценны, чем отдельные единицы воды. На первый взгляд кажется, что вода стоит дороже.
Независимо и почти одновременно три экономиста решили эту загадку в 1870-х годах: Уильям Стэнли Джевонс, Карл Менгер и Леон Вальрас. Они предположили, что отдельные потребители не должны выбирать между водой всего мира и всеми алмазами в мире; очевидно, они выбрали бы воду, если бы им был предоставлен такой выбор.
Краткий обзор
Предельная полезность чаще всего разбивается на положительную предельную полезность, отрицательную предельную полезность и нулевую предельную полезность.
Скорее, люди выбирают между приращениями товара. Они отдельно определяют ценность одной дополнительной единицы воды или одной дополнительной единицы алмазов. Эти индивидуальные выборы делаются на полях.
Якобы воду достать гораздо легче, и большинство людей уже имеют доступ к воде, достаточной для удовлетворения своих потребностей. В этих условиях стоимость этой дополнительной единицы воды относительно невысока. Обычно это не относится к бриллиантам, потому что их дорого покупать.
Конечно, невероятно жаждущий человек в пустыне может ценить эту дополнительную единицу воды больше, чем лишний алмаз. В этом разница между общей полезностью и предельной полезностью.
Почему важен маржинализм?
Развитие маржиналистской теории помогло лучше объяснить человеческую рациональность, человеческие действия, субъективную оценку и эффективные рыночные цены. Тем самым маржинальный анализ открыл дверь в новую эру в микроэкономике.
Предельную полезность может быть трудно измерить, так как трудно оценить, сколько полезности человек получает от еще одной единицы товара или услуги, тем более, что это измерение отличается для каждого человека. Эта концепция изложена в законе убывающей предельной полезности, который гласит, что по мере увеличения потребления полезность уменьшается.
Например, если кто-то жаждет чизбургера, он может быть готов доплатить за чизбургер, если он действительно голоден, скажем, 10 долларов. Теперь, после первого чизбургера, тот же человек все еще может быть голоден, но считает, что потратить 10 долларов на другой чизбургер – это слишком много.
Однако они купили бы еще один чизбургер, если бы он стоил 5 долларов вместо 10. Этот закон убывающей предельной полезности показывает, что ценность чизбургера уменьшается, если человек увеличивает его потребление.
Маржинализм помогает предприятиям точно оценивать свои товары, поскольку он дает представление о том, что ценит потребитель. Цена снижается по мере увеличения потребления и наоборот. Следовательно, цена и количество имеют обратную зависимость.
Маржинализм стремится понять дополнительную ценность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги, и то, как это влияет на их решения о покупке.
Компании могут использовать маржинализм, чтобы правильно оценивать свои продукты, чтобы гарантировать, что они соответствуют той ценности, которую люди будут продолжать покупать или даже покупать в первую очередь. Это важная область экономики, которая пытается понять поведение людей.