Машина душегубка что это

Одним из наиболее ярких символов программы массовых убийств, осуществлявшихся нацистами и на территории Германии, и на временно оккупированных вермахтом территориях, является т.н. «душегубка» (по-немецки gaswagen).

Однако мало кому известно, что первым изобретателем душегубки был вовсе не Вальтер Рауф, которому обычно – и совершенно безосновательно – приписывают изобретение этого дьявольского орудия массовых убийств, а Исай Давыдович Берг, начальник административно-хозяйственного отдела (завхоз, проще говоря) Управления НКВД по Московской области.

Хотя массовые убийства (расстрелы) в сталинском СССР практиковались как минимум с начала 1935 года (после убийства С.М. Кирова), а то и ранее, к середине 1936 года на расстрельные полигоны в Бутово и на «Коммунарку» стали вывозить настолько большим партиями, что это превратилось в серьёзную организационную проблему.

Во-первых, в СССР было принято расстреливать по одному – из пистолетов или револьверов в затылок и к окончанию расстрела партии из нескольких десятков человек (а в некоторые дни расстреливали буквально сотнями) исполнители еле держались на ногах, а у некоторых просто, грубо говоря, «ехала крыша». Во-вторых, существовал риск серьёзного бунта приговорённых, которым терять было совершенно нечего (а в тот год – в самое начало т.н. «Большого Террора» расстреливали в основном крепких мужчин – как наиболее «социально опасных элементов»).

Исай Берг проявил редкостную изобретательность и инициативу, предложив использовать передвижную газовую камеру на основе широко распространённого фургона для перевозки хлеба, созданного на основе шасси стандартного грузовика ГАЗ-АА (лицензионной копии американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года.). В кузове, обшитом изнутри оцинкованным железом, проделывалось отверстие, в которое с помощью резинового шланга, надетого на выхлопную трубу грузовика, подавались выхлопные газы.

Приговорённых пресловутыми «тройками» к смерти сначала раздевали догола (спустя всего каких-то пять лет нацистские эйнзацгруппы тоже будут раздевать догола – евреев перед расстрельными рвами). Одежду смертников присваивали себе сотрудники НКВД (через пять лет одежду и прочие личные вещи расстрелянных евреев заберут себе русские, украинские и прочие полицаи – пособники нацистов).

В Бутово или на Коммунарку доставляли уже трупы, которые взбунтоваться уже никак не могли. Да и в исполнителях нужды уже не было. Прибыв на место захоронения, работники ГУЛАГа специальными крючьями вытаскивали умерших и сваливали в братскую могилу. У изобретения советского «гения» Исая Давидовича Берга был только один недостаток: после каждого рабочего рейса душегубку приходилось отмывать водой из шланга, потому что убиваемых таким зверским способом людей нещадно рвало.

Но партии обречённых существенно уменьшились и с ними можно было «справиться» уже более «традиционным» способом. И, как водилось тогда в СССР, с отпадением надобности в «инструменте» отпала надобность и в его «творце». С соответствовавшими тому жуткому времени последствиями для оного.

В его следственном деле было прямо сказано: Подследственный Берг являлся начальником оперативной группы по приведению в исполнение решений «тройки» УНКВД МО. С его участием были созданы автомашины, так называемые «душегубки». В этих автомашинах перевозили арестованных, приговорённых к расстрелу, и по пути следования к месту исполнения приговоров они отравлялись газом.

А что же нацисты? А нацисты создали и использовали первую душегубку только в сентябре 1939 года (по другим данным – вообще в конце того года) – для умерщвления душевнобольных в рамках «программы эвтаназии» (т.н. «Акции Т4»). Принцип действия немецкого варианта был несколько иным – в герметичный фургон с надписью «Kaisers-Kaffe» («Кофе Кайзера») подавался чистый моноксид углерода (СО) из специальных баллонов. Что было несколько более «гуманным» (если в этом контексте вообще можно говорить о каком-то гуманизме) способом убийства, чем «метод Исая Берга», использовавший выхлопные газы.

Впрочем, и этот метод нацисты в своё время «приняли на вооружение». Для массовых убийств на оккупированных территориях, начиная с конца 1941 года. Сначала тех же душевнобольных (когда на захваченные территории была распространена соответствующая «программа эвтаназии»); затем – заложников, которых убивали в отместку за убийство партизанами или подпольщиками солдат и офицеров вермахта; а затем – и евреев (по программе т.н. «окончательного решения еврейского вопроса»). В частности, этот метод убийства был стандартным в лагере смерти в Хелмно в Польше (пока не были построены стационарные газовые камеры в которых использовался цианид – «Циклон Б»).

Знали ли нацисты об «изобретении Берга» и были ли их «газенвагены» сконструированы на основе «советского дизайна»? Вряд ли. Скорее всего, в немецких «газвагенах» выхлопные газы использовались по вынужденной необходимости – слишком уж хлопотно было везти баллоны с СО из Берлина куда-нибудь под Смоленск.

Да хоть в Лодзь, неподалёку от которого и находился лагерь смерти в Хелмно. Или в Белград. Хотя в руки победоносного (на тот момент) вермахта летом-осенью 1941-го попало немало сотрудников НКВД, некоторые из которых вполне могли быть в курсе использования «советских душегубок»…

Что же следует из всего вышеизложенного? А следует из него очень простая истина, которую упорно продолжают отрицать всевозможные российские «ура-патриоты». Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Освенцимом; между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти.

Это не я сказал. Это сказал глава отдела внешних церковных связей Московской Патриархии архиепископ Иларион (Алфеев). Я просто с ним полностью согласен…

Источник

Газенваген для детдомовцев.

В 1941-м, когда боевые действия приближались к Симферополю, из местного детдома эвакуировали 270 детей и нескольких воспитателей. Всех направили в Ейск – считалось, что в город, расположенный на отшибе Краснодарского края, фашисты не доберутся. Но вышло иначе: в августе 1942 года Ейск оказался первым кубанским городом в оккупации.

Машина душегубка что это. Смотреть фото Машина душегубка что это. Смотреть картинку Машина душегубка что это. Картинка про Машина душегубка что это. Фото Машина душегубка что это

Детей, многие из которых были инвалидами, разместили в купеческом особняке на окраине Ейска. Первые месяцы под немецким игом прошли для них относительно спокойно. Ребята учились, а старшеклассники подрабатывали на соседних огородах, где как раз наступал сезон сбора урожая. Такие простые радости, как хрустящая свежая морковь, полные карманы яблок или печеная на костре картошка, ребята очень ценили.

Газенвагеном или душегубкой называлась грузовая машина с герметичным кузовом без окон, в который подавался угарный газ. Умерщвление занимало не больше 10 минут. Тишина, наступавшая внутри, служила индикатором – все мертвы.

Примерно 10-15 минут везли детдомовцев до противотанкового рва. Вероятно, в пути погибли все. Никто из свидетелей, находившихся неподалеку от места массового захоронения, детского плача не слышал. Это подтвердилось при вскрытии братской могилы. Ни у кого из погибших не было пулевых ранений.

В кузове умирающие мальчики и девочки хватались друг за друга. Фашисты не парились – так и зарывали их в обнимку. Одна из учениц перед смертью закрыла лицо майкой, пытаясь спастись от удушья. В таком виде ее и нашли при эксгумации. В руках убитых обнаружили игрушки и платки, которые они вышивали на уроках. В последний путь дети брали с собой самое ценное.

Машина душегубка что это. Смотреть фото Машина душегубка что это. Смотреть картинку Машина душегубка что это. Картинка про Машина душегубка что это. Фото Машина душегубка что это

Утром 10 октября фашисты вернулись в детдом. Ловили тех, кто убежал днем ранее. Упыри уже не пытались делать вид, что с детьми будет все хорошо. 15-летнюю Нину Шолохову изнасиловали перед тем, как бросить в кузов душегубки. Следом погрузили в газенваген 32 неходячих ребенка, которые не могли оказать сопротивления. Детей-инвалидов зарывали вместе с костылями и тросточками, они не отпускали их даже в минуту смерти.

Всего за два дня фашисты умертвили 214 человек – 112 мальчиков и 102 девочки.

В списке погибших очутились и два немецких ребенка – так называемые фольксдойче, дети немцев, живших в Крыму. Как оказалось, преступникам было плевать, кого они сажают в газовую камеру.

Уцелел в этой бойне только Леонид Дворников, спрятавшийся в сарае. Его книга «От имени погибших», вышедшая в 2016 году, стала ключевым документом о событиях в Ейске в октябре 1942-го. Именно Дворников составил поименный список погибших детей.

Возглавлявший карательную операцию Курт Кристман по прозвищу доктор Ронда после войны загремел в Дахау. Но сбежал в Рим, а позже – в Аргентину. В середине 1950-х он осмелел и вернулся в Мюнхен. Злодей занялся бизнесом и стал одним из богатейших жителей города. Однако немецкий суд все-таки вцепился в него. Кристман штамповал липовые справки о том, что не может быть осужден по состоянию здоровья, но в 1980-м получил свои 10 лет. В апреле 1987 года 79-летний доктор Ронда отправился к дьяволу.

В октябре 2019-го в России рассекретили дело об убийстве детдомовцев в Ейске. Тогда же вновь возбудили уголовное дело, квалифицированное как преступление против человечности (такие дела не имеют срока давности).

Вероятно, возвращение к трагедии в Ейске вызвано тем, что часть виновных избежала суда. К тому же, выяснилось, что один из преступников, участвовавших в расправе, живет и здравствует. Речь о Гельмуте Оберлендере, служившем переводчиком в Зондеркоманде СС 10 «а». Все эти годы он спокойно жил в Канаде и занимался строительным бизнесом.

В 1995 году стало известно, что Оберлендер при получении канадского гражданства скромно промолчал о работе в фашистских спецподразделениях. Судебные тяжбы шли до 2009 года и завершились лишением паспорта. Адвокаты подали апелляцию – и старику вернули заветную синюю книжечку. Но в 2019-м Оберлендера лишили гражданства повторно. Теперь, кажется, окончательно: в 2020 году началась процедура депортации 96-летнего деда из Канады.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Одним из наиболее ярких символов программы массовых убийств, осуществлявшихся нацистами и на территории Германии, и на временно оккупированных вермахтом территориях, является т.н. «душегубка» (по-немецки gaswagen).

Однако мало кому известно, что первым изобретателем душегубки был вовсе не Вальтер Рауф, которому обычно – и совершенно безосновательно – приписывают изобретение этого дьявольского орудия массовых убийств, а Исай Давыдович Берг, лейтенант госбезопасности (аналог армейского капитана) начальник административно-хозяйственного отдела (завхоз, проще говоря) Управления НКВД по Московской области.

Хотя массовые убийства (расстрелы) в сталинском СССР практиковались как минимум с начала 1935 года (после убийства С.М. Кирова), а то и ранее, к середине 1936 года на расстрельные полигоны в Бутово и на «Коммунарку» стали вывозить настолько большим партиями, что это превратилось в серьёзную организационную проблему.

Исай Берг проявил редкостную изобретательность и инициативу, предложив использовать передвижную газовую камеру на основе широко распространённого фургона для перевозки хлеба, созданного на основе шасси стандартного грузовика ГАЗ-АА (лицензионной копии американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года.). В кузов, обшитый изнутри оцинкованным железом, проделывалось отверстие, в которое с помощью резинового шланга, надетого на выхлопную трубу грузовика, подавались выхлопные газы.

В Бутово или на Коммунарку доставляли уже трупы, которые взбунтоваться уже никак не могли. Да и в исполнителях нужды уже не было. Прибыв на место захоронения, работники ГУЛАГа специальными крючьями вытаскивали умерших и сваливали в братскую могилу. У изобретения советского «гения» Исая Давидовича Берга был только один недостаток: после каждого рабочего рейса душегубку приходилось отмывать водой из шланга, потому что убиваемых таким зверским способом людей нещадно рвало.

В его следственном деле было прямо сказано: Подследственный Берг являлся начальником оперативной группы по приведению в исполнение решений «тройки» УНКВД МО. С его участием были созданы автомашины, так называемые «душегубки». В этих автомашинах перевозили арестованных, приговорённых к расстрелу, и по пути следования к месту исполнения приговоров они отравлялись газом.

А что же нацисты? А нацисты создали и использовали первую душегубку только в сентябре 1939 года (по другим данным – вообще в конце того года) – для умерщвления душевнобольных в рамках «программы эвтаназии» (т.н. «Акции Т4»). Принцип действия немецкого варианта был несколько иным – в герметичный фургон с надписью «Kaisers-Kaffe» («Кофе Кайзера») подавался чистый моноксид углерода (СО) из специальных баллонов. Что было несколько более «гуманным» (если в этом контексте вообще можно говорить о каком-то гуманизме) способом убийства, чем «метод Исая Берга», использовавший выхлопные газы.

Впрочем, и этот метод нацисты в своё время «приняли на вооружение». Для массовых убийств на оккупированных территориях, начиная с конца 1941 года. Сначала тех же душевнобольных (когда на захваченные территории была распространена соответствующая «программа эвтаназии»); затем – заложников, которых убивали в отместку за убийство партизанами или подпольщиками солдат и офицеров вермахта; а затем – и евреев (по программе т.н. «окончательного решения еврейского вопроса»). В частности, этот метод убийства был стандартным в лагере смерти в Хелмно в Польше (пока не были построены стационарные газовые камеры в которых использовался цианид – «Циклон Б»).

Знали ли нацисты об «изобретении Берга» и были ли их «газенвагены» сконструированы на основе «советского дизайна»? Вряд ли. Скорее всего, в немецких «газвагенах» выхлопные газы использовались по вынужденной необходимости – слишком уж хлопотно было везти баллоны с СО из Берлина куда-нибудь под Смоленск. Да хоть в Лодзь, неподалёку от которого и находился лагерь смерти в Хелмно. Или в Белград. Хотя в руки победоносного (на тот момент) вермахта летом-осенью 1941-го попало немало сотрудников НКВД, некоторые из которых вполне могли быть в курсе использования «советских душегубок»…

Что же следует из всего вышеизложенного? А следует из него очень простая истина, которую упорно продолжают отрицать всевозможные российские «ура-патриоты». Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Освенцимом; между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти.

Это не я сказал. Это сказал глава отдела внешних церковных связей Московской Патриархии архиепископ Иларион (Алфеев). Я просто с ним полностью согласен…

Источник

Душегубка. Кто придумал «газенваген»?

Душегубка. Кто придумал «газенваген»?

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных «марусь».

А ну-ка, парень, подыми повыше ворот,

Подыми повыше ворот и держись.

Ой, «черный ворон», «черный ворон», «черный ворон»

Переехал мою маленькую жизнь.

Существует заблуждение, что создателем знаменитого «газенвагена» — автомобиля-душегубки, в котором перевозимые заключенные на самом деле подвергались мучительной смерти от углекислого газа, поступающего в фургон из подведенной к кузову выхлопной трубы, — является начальник административно-хозяйственного отдела Управления НКВД по Московской области И. Д. Берг. Утверждают, что будто бы именно он впервые догадался, что транспортировка «смертников» и их умерщвление могут быть удачно совмещены. Так сказать, два в одном флаконе. Точнее, в одном фургоне с надписью «Хлеб». Причем акцент обычно делается на фамилии изобретателя, похожей на немецкую, но все-таки не немецкой, — Берг. Советский, а точнее, выражаясь языком горе-патриотов, «жидо-большевистский» след в создании душегубок появился приблизительно в начале 90-х годов XX века, когда особым шиком считалось порочить собственную историю и доказывать, что по сравнению со сталинским режимом преступления Третьего рейха являются не более чем детскими шалостями.

Так, в 1993 году в еженедельнике «Аргументы и факты» были опубликованы слова подполковника Главного управления охраны РФ А. Олигова: «Действительно, отцом душегубки — специально оборудованного фургона типа «Хлеб» с подведенной к кузову выхлопной трубой — был начальник административно-хозяйственного отдела Управления НКВД по Москве и Московской области И. Д. Берг. По своему прямому назначению — для уничтожения людей — душегубка была впервые применена в 1936 году. В 1939 году Берга расстреляли». Кстати, есть версия, что в 1939 его приговорили к смерти именно за изобретение душегубки. Сам обвиненный на суде свое авторство отрицал. Позже, когда в 1956 году дело отца «машины смерти» пересмотрели, причастность Берга к «газенвагенам» также не была доказана. Однако его не реабилитировали даже в условиях хрущевской «оттепели» — и без изобретения душегубки на совести этого душегуба было немало человеческих жизней.

Кроме того, не в защиту советских заплечных дел мастеров будет сказано, в русском фольклоре не сохранилось названия страшной машины смерти. «Газенвагены» называли «черными воронками», «черными марусями», но никогда — душегубками.

Не пытаясь оправдывать злодеяния сталинизма, между тем, осмелимся предположить, что в Советском Союзе душегубок не изобретали. Прежде всего, в силу технической отсталости СССР. Дело в том, что построить передвижную газовую камеру значительно сложнее, чем просто взять крытый фургон и подвести к нему его выхлопную трубу.

15–18 декабря 1443 года в Харькове проходил первый в мировой истории судебный процесс над немецкими военными преступниками — экипажем машины-душегубки. Кроме трех фашистов — так сказать, операторов смертельного авто, — на скамье подсудимых оказался советский гражданин, некто Буланов. Он, будучи шофером этой передвигающейся газовой камеры, на суде по-деловому описывал ее устройство: «Это двухосный автомобиль, весивший примерно 5–7 т. Окрашен в серый цвет. Мотор шестицилиндровый. Кузов имеет двухстворчатую дверь, она герметически закрывается. Внутри кузов обит оцинкованным железом, внизу — деревянная решетка. Это пол, на который становятся арестованные. Внизу машины находится выхлопная труба мотора, от которой через специальный шланг в кузов проходит отработанный газ».

Кстати, о специальном шланге. Целая серия внутренних документов СС и гестапо показывает, что даже педантичным немецким мастеровым не сразу удалось приспособить выхлопные газы для массовых казней. Так, в особо секретном докладе Главного управления имперской безопасности Рейха запрашиваются специальные шланги для душегубок. Обычные металлические трубки, видимо, не подходили из-за того, что «шланг, соединяющий выхлопную трубу с фургоном, имеет тенденцию ржаветь, так как выхлопная труба разъедается изнутри попадающими в нее жидкостями…»

Машина душегубка что это. Смотреть фото Машина душегубка что это. Смотреть картинку Машина душегубка что это. Картинка про Машина душегубка что это. Фото Машина душегубка что это

Кроме того, гитлеровские палачи на самом высоком уровне обосновывали необходимость постоянно улучшать эксплуатационные характеристики «газенвагенов»: «Для облегчения быстрого распространения СО (угарного газа) следует сделать две щели в верхней части задней стены… система запирания нуждается в большей защите: опыт показывает, что, когда задняя дверь закрыта и внутри становится темно, груз сильно навит на дверь. Причина заключается в том, что, когда внутри становится темно, груз устремляется туда, где еще остается немного света… Нужна еще большая защита системы освещения. Решетка должна закрывать лампы и находиться довольно высоко, чтобы невозможно было разбить колбы…» и так далее. Согласитесь, для советских тюремщиков выполнение всех этих инструкций представлялось слишком сложным.

«Газенвагены» оборудовались согласно специальному приказу главы СД. Использовались душегубки весьма активно. Так, в совершенно секретном докладе подполковника Вальтера Рауффа, вплотную занимающегося душегубками, датированном 5 июня 1942 года, говорится: «С декабря 1941 года было обработано 7 тысяч человек с использованием трех фургонов и без единого сбоя в работе машин…» Иными словами, за полгода только в трех автомобилях было уничтожено («обработано») 7 тысяч заключенных, и никто из них не остался после поездки в «газенвагене» живым. Вот что значит хваленая немецкая аккуратность…

Кроме того, в душегубках использовались дизельные двигатели, а в СССР практически вся автотехника работала на бензиновых.

Так что не стоит заблуждаться: если кто-то в Советском Союзе и смастерил в отдельно взятом хлебном фургоне передвижную газовую камеру, то считать ее «действующей моделью» той самой, печально известной всему миру душегубки нет никаких оснований. Технические характеристики обычного, не переоборудованного хлебного фургона с выхлопной трубой, подведенной к кузову, не позволяют считать его орудием массовых казней. По-настоящему «машину смерти» изобрели и поставили на поток именно в Третьем рейхе.

Читайте также

Кто придумал луноход?

Кто придумал луноход? Проиграв лунную гонку, советское правительство сделало вид, что не очень-то этим и огорчено. Дескать, мы с самого начала держали курс на исследование Селены автоматами. И это было отчасти правдой. Хотя бы потому, что первые сведения о луноходах были

Кто придумал серенаду?

Кто придумал серенаду? С незапамятных времен по земле бродят поэты-певцы. В Древней Греции странствующие поэты, нараспев читающие свои стихи, звались рапсодами. У северных народов Европы в большом почете были барды. В более поздние времена по городам и селам ходили

Кто придумал басню?

Кто придумал басню? Басня – это один из древнейших жанров литературы; полагают, что, как и миф, она стала одной из первых литературных форм, в которых отразились представления людей о мире. Первым ее автором называют раба Эзопа, славившегося своим остроумием. Полагают, что

Кто придумал инъекцию?

Кто придумал инъекцию? В 1628 году английский ученый У. Гарвей впервые заявил о возможности введения в организм лекарственных веществ через кожу.Он опубликовал фундаментальный труд, в котором рассказал о работе системы кровообращения у человека. Гарвей высказал

Кто придумал светофоры?

Кто придумал светофоры? Знаете ли вы, что организация движения была проблемой еще задолго до появления автомобилей. Юлий Цезарь был, вероятно, первым правителем в истории, который ввел правила дорожного движения. Он, например, принял закон, по которому женщины не имели

Кто придумал карандаш?

Кто придумал карандаш? Современным карандашам не более 200 лет. Примерно 500 лет назад в шахтах города Камберленд в Англии был обнаружен графит. Считается, что тогда же начали изготовлять и графитовые карандаши.В германском городе Нюрнберг знаменитая семья Фабер с 1760 года

Кто придумал ручку?

Кто придумал ручку? С изобретением мягких материалов для письма: восковой дощечки и папируса, возникла необходимость в изготовлении и специальных пишущих приспособлений.Первыми их создали древние египтяне.На покрытой воском дощечке писали с помощью стальной палочки –

Кто придумал марки?

Кто придумал марки? Хотелось ли вам когда-нибудь узнать, почему они называются «почтовыми марками»? Для ответа на этот вопрос нам нужно вернуться в старину, когда посылки и письма перевозились через всю страну эстафетой. Станции, где один посыльный передавал почту

Кто придумал пижаму?

Кто придумал пижаму? Слово «пижама» произошло от английского «pyjamas», которое, в свою очередь, в переводе с урду (одного из официальных языков Индии) означало широкие полосатые панталоны из легкой ткани (обычно муслина). Они были элементом женской одежды, обязательным в

Кто придумал свечку?

Кто придумал свечку? Первым осветительным прибором, который использовал человек, была горящая деревянная палка, которую доставали из костра. Первой лампой служил камень с углублением, ракушка или череп, наполненный животным или рыбьим жиром в качестве топлива и с

Кто придумал бутерброд?

Кто придумал бутерброд? Изобретателем бутерброда можно считать графа Сэндвича. Он был настолько азартным игроком, что не мог оторваться от карт даже для приема пищи. Поэтому он требовал, чтобы ему приносили легкую закуску в виде кусочков хлеба и мяса. Игра не могла

Кто придумал йогурт?

Кто придумал йогурт? Изобретением йогурта мы обязаны русскому ученому, жившему в XX веке, – И. И. Мечникову. Он первым догадался применить для заквашивания молока бактерию коли, которая обитает в кишечнике многих млекопитающих.Оказалось, что заквашенное этими бактериями

Кто придумал телефон?

Кто придумал телефон? Телефон такой, каким мы его знаем сегодня, является результатом разработок Александра Грэхэма Белла, шотландского ученого, эмигрировавшего в Канаду, а затем в США. Но еще до Белла в 1856 году опыты, способствовавшие изобретению телефонного аппарата,

Кто придумал телеграф?

Кто придумал телеграф? А возможно ли передавать сообщения без проводов? Поначалу это казалось фантастикой. Но вот в 1887 году немецкий физик Генрих Герц открыл невидимые электромагнитные волны.Правда, чтобы их «поймать», нужны были высокие антенны, которые поднимались с

Кто придумал парашют?

Кто придумал парашют? Представьте себе выход в воздушное пространство на высоте 5 километров и затем спокойное приземление, будто вы прыгнули вниз с трехметрового забора. Вы смогли бы это сделать – с парашютом! С его помощью человек может спускаться вниз в воздушной

Кто придумал компас?

Кто придумал компас? Самая простая форма компаса – это магнитная стрелка, укрепленная на стержне так, чтобы она могла свободно вращаться во все стороны. Стрелка такого примитивного компаса указывает на «север», под которым имеется в виду Северный магнитный полюс Земли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *