Машина учет армения что значит
Управление автомобилем с армянскими регистрационными знаками
Госавтоинспекция Ставропольского края разъясняет порядок управления автомобилями с государственными регистрационными знаками республики Армения. Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его госучет не прекращен, и оно соответствует основным Положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством РФ. Обязанность госучета транспортного средства установлена Федеральным законом от 3.08.2018 г. №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и возникает у его владельца в течение 10 дней со дня временного ввоза автомобиля в Россию.
При отсутствии указанной регистрации, автовладелец может быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, санкции которой предусматривают штраф от 500 до 800 рублей. Если автовладелец в течение года повторно привлекается за данное нарушение, ему грозит штраф уже 5000 рублей или лишение прав сроком от 1 до 3 месяцев.
В случае, если автомобиль зарегистрирован на гражданина одного из государств-членов ЕАЭС, но находится в пользовании у гражданина РФ, то его регистрация потребуется только в случае наличия (подтверждения) сведений о временном ввозе на срок более 1 года.
Исключение составляют автомобили, ввезенные с территории Армении и зарегистрированные там после октября 2014 года. Их эксплуатация гражданами России возможна только при наличии соответствующих таможенных документов. Их отсутствие может привести к привлечению водителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, а также задержание транспортного средства.
Госавтоинспекция разъясняет вопросы допуска к участию в дорожном движении ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения
В связи с поступающими от граждан, средств массовой информации и общественных организаций запросами о порядке допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в странах-участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе в Республике Армения, под управлением граждан России, Госавтоинспекция разъясняет следующее.
Обязанность государственного учета транспортного средства установлена Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и возникает у его владельца в течение десяти дней со дня временного ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.
Невыполнение указанных положений законодательства, выраженное в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке по истечение установленного срока, является административным правонарушением и влечет за собой штраф в размере от 500 до 800 рублей, а при повторном нарушении – штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев (часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ).
Однако данные требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении. Транспортное средство может считаться таким, если принадлежит лицу, имеющему постоянное место жительства вне территории Российской Федерации. Таким образом, гражданин Российской Федерации не может рассматриваться в качестве участника международного дорожного движения, если не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован автомобиль.
С учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления.
В соответствии с обязательствами, взятыми армянской стороной при вступлении в союз, она должна обеспечивать использование таких автомобилей только на территории республики и не допускать их вывоз за ее пределы без таможенного оформления. Однако, как свидетельствует сложившаяся практика, данное условие армянской стороной не выполняется, что и спровоцировало ввоз и эксплуатацию в Российской Федерации значительного количества таких транспортных средств.
Отсутствие необходимых регистрационных и таможенных документов является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ, и влечет наказание в виде предупреждения или наложения штрафа в размере 500 рублей с задержанием транспортного средства.
Госавтоинспекция рекомендует подробно ознакомиться с нормативным правовым регулированием допуска к участию в дорожном движении ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения, а в случае возникновения желания приобрести такой автомобиль – объективно оценить потенциальные риски.
Госавтоинспекция призывает граждан скептически относиться к размещенным в сети Интернет объявлениям о якобы финансово выгодной покупке зарегистрированных в Республике Армения автомобилей, основанным на недостоверных сведениях об отсутствии у Госавтоинспекции соответствующих баз данных таких транспортных средств, возможностей фиксировать совершенные на них правонарушения в автоматическом режиме и выносить постановления о нарушении правил дорожного движения.
Отметим, что деятельность сотрудников Госавтоинспекции при надзоре за дорожным движением не носит избирательного характера. Информация о передвижении транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, значима для обеспечения безопасности, а значит, надзорные мероприятия будут продолжены в строгом соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.
Покупка авто из Армении: нюансы, риски и реальные цены
Содержание:
Автомобили с армянскими номерами начали массово появляться на российских дорогах несколько лет назад. Поначалу казалось, что за рулем таких автомобилей преимущественно ездят граждане самой Армении, которые временно въехали на территорию России на своих машинах. Однако это не совсем так.
Дело в том, что после вступления Армении в ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз) в 2014-м году и снятия некоторых ограничений в 2018-м, автомобили на армянском учете получили право находится на территории Российской Федерации бессрочно, поскольку само понятие «временного ввоза» для них было упразднено.
Поэтому за достаточно короткий период количество машин на армянских номерах на территории нашей страны резко увеличилось. Ведь после отмены временного ввоза за рулем таких машин уже можно было ездить и гражданам других стран-участниц ЕАЭС, включая россиян.
Так чем же привлекательная покупка автомобиля на армянском учете? Как осуществляется ввоз таких машин? Есть ли ограничения и запреты на такие машин и какие нюансы эксплуатации? А также нужно ли их растаможить и сколько это может стоить? Отвечаем на самые важные и сложные вопросы об автомобилях на армянских номерах.
Чем привлекательна покупка авто из Армении?
Интерес к автомобилям из Армении обусловлен несколькими причинами:
1. Цена
Первый и главный фактор — это цена. Стоимость автомобилей с пробегом в этой маленькой южной республике значительно ниже, чем в России. При этом основная причина низких цен — это специфика армянских таможенных пошлин. С 2014 года по 1 января 2020-го они были несравнимо ниже, чем в РФ.
После того как в январе прошлого года в Армении окончательно начали действовать правила и законы Таможенного союза, порядок растаможки стал точно таким же, как в России. Однако в период с 2014 по 2020-й год, несмотря на вхождение Армении в Евразийский экономический союз, у этой страны сохранялись отличия в правилах и законах таможенного режима. И в эту пятилетку в Армению привезли огромное количество машин как из-за океана, так и из арабских и азиатских стран.
2. Редкие модели
Второй причиной стало то, что из-за не очень высоких пошлин армянский вторичный рынок быстро заполнили недорогие, но редкие и интересные машины из США вроде Ford Mustang, Chevrolet Camaro, Dodge Challenger и прочие. И любители автомобильной экзотики также ринулись в Армению за необычными вариантами.
3. Транспортный налог
Третья причина — иная система начисления транспортного налога в Армении. Он там точно так же привязан к мощности автомобиля, но сами ставки значительно ниже. Например, на автомобили мощностью до 120 л.с. годовой налог не превысит 1600 рублей. А на мощные машины с моторами отдачей свыше 300 л.с. он будет составлять порядка 20 000 рублей в год. В то время как в России минимальная ставка за машины мощностью свыше трехсот сил составляет порядка 45 000 рублей и может быть выше в зависимости от региона прописки владельца.
4. Отсутствие штрафов
Четвертая заключительная причина — это отсутствие штрафов с дорожных радаров и камер фотофиксации. Армянские номера не фиксировались нашими камерами, так что штраф за рулем таких машин можно было получить лишь за остановку транспортного средства инспектором ДПС и составление протокола.
Впрочем, последний пункт стал причиной введения запретов и ограничений для автомобилей на армянских номерах, о котором стоит рассказать более подробно.
Ввоз авто из Армении: порядок процедуры и нюансы
Любой совершеннолетний гражданин России может прибыть в Армению и купить там на вторичном рынке автомобиль. Затем он может поставить его на учет на себя, получив армянские номера, и отправиться на этой машине домой.
Такой порядок действий стал возможен с того момента, как Армения вступила в Евразийский экономический союз. С 2014-го по 2020 год в Армении действовали особые правила растаможки иностранных автомобилейИ и ввезти авто можно было двумя способами: как по переходным армянским тарифам, так и по тарифам ЕАЭС. В тот период при ввозе автомобилей по армянским тарифам надо было заплатить примерно 10% от стоимости автомобиля, в то время как по тарифам ЕАЭС эта цифра составляла уже 48-50%. Поэтому возникло несколько вариантов ввоза автомобилей с армянскими номерами в Россию:
Первый и второй вариант законны. Владельцы таких автомобилей могут в любой момент оплатить утилизационный сбор и получить ПТС российского образца, а также государственный регистрационный знак в ГИБДД.
А вот автомобили, ввезенные в период с 2014 по 2020 год, в России оказались вне закона. В начале 2020 года Федеральная Таможенная Служба признала такие автомобили иностранным товаром, и обязала владельцев уплатить разницу в таможенной пошлине и налогах. В противном случае владельцев ждут штрафы за нарушение таможенного законодательства и даже конфискация автомобиля.
Вместе с тем именно на этот период пришелся пик ввоза автомобилей с армянским учетом. Таких машин в России насчитывалось свыше 300 тысяч единиц.
Свое решение Таможенная Служба РФ объяснила путаницей в трактовке законодательства Таможенного Союза. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 сказано, что республика обязана обеспечить использование автомобилей, растаможенных по более низким тарифам, только в пределах своей территории. Получается, машины, которые были растаможены не по тарифам ЕАЭС, вообще не должны были покидать территорию Армении.
Впрочем, по этому же договору российская таможенная служба должна была контролировать въезд таких машин на территорию РФ и сразу взимать дополнительные платежи. Однако на практике этого не происходило.
Что теперь будет с авто из Армении?
В июле 2020 года органы ГИБДД, которые начали штрафовать автомобили на армянских номерах, разъяснила порядок действий для владельцев таких машин. Россияне, которые зарегистрировали авто в странах ЕАЭС (туда, кстати, входит не только Армения, но и Беларусь, Казахстан и Киргизия) не считаются участниками международного движения, если постоянно проживают в России. Значит, они обязаны зарегистрировать транспортное средство в ГИБДД. Им на это дается 10 дней. В ведомстве также объяснили, что этот срок начинает отсчитываться с момента въезда автомобиля на территорию России.
За нарушение этих правил водителю грозит штраф в размере от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении автомобилисту придется заплатить 5 тысяч рублей. Кроме этого, водителя могут лишить прав на срок от 1 до 3 месяцев.
При этом важно подчеркнуть, что эти требования не распространяются на автомобили, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее одного года.
Как растаможить авто из Армении?
Самый большой вопрос теперь стоит перед владельцами автомобилей с армянскими номерами, чьи машины были ввезены на территорию Таможенного союза в период с 10 октября 2014-го по январь 2020 года. Единственный выход в этой ситуации — растаможка автомобиля. В противном случае вам придется либо не эксплуатировать транспортное средство, либо раз в год пересекать на нем границу.
Порядок растаможки таких автомобилей точно такой же, как при ввозе машин из стран Европы, США или Японии. Цена таможенного оформления авто из Армении в Россию индивидуальна для каждого автомобиля. Полная стоимость складывается из таможенной пошлины, утилизационного сбора, сбора за оформление на таможне и акциза.
Физлица должны заплатить 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см двигателя — для транспортных средств, чей возраст превышает 3 года, и 2,5 евро за 1 куб. см — на транспортное средство меньшего возраста. Юридические лица выплачивают 1,4-3,2 евро за 1 куб. см. Размер пошлины не зависит от страны-производителя автомобиля.
Кроме того, необходимо будет заплатить утилизационный сбор. Его рассчитывают, умножая базовую ставку (для легковых авто, предназначенных для собственного использования, базовая ставка равна 20 000 рублей; для коммерческих и грузовых — 150 000 рублей) на специальный коэффициент, который составляет 0,17 для автомобилей младше 3 лет и 0,26 для машин старше этого возраста.
Также оплачивается сбор за таможенное оформление, который зависит от цены машины в договоре купли продажи. Если цена автомобиля в сделке указана в валюте, то стоимость автомобиля в рублях перерасчитывается на конкретный день по курсу Центробанка.
Размер сбора за таможенное оформление в таком случае составляет:
Еще при растаможке авто и его переоформлении оплачивается акциз. Акциз не собирается лишь с автомобилей, чья мощность не превышает 90 л.с. Во всех остальных случаях его размер зависит от мощности двигателя и в отличие от утилизационного сбора взимается даже с электромобилей.
avtoexperts.ru
Любой, кто хоть немного знаком с рынком подержанных автомобилей в разных странах, знает, что в Европе, Японии и отчасти США машины на вторичном рынке в среднем стоят дешевле чем в России. А учитывая культуру эксплуатации, качество дорог и климат они в большинстве своем еще и находятся в лучшем техническом состоянии. Поэтому покупка автомобиля на вторичном рынке за границей для многих россиян выглядит очень заманчивой идеей.
Проблема одна – для государства такая покупка экономически невыгодна. Если россиянин покупает автомобиль за границей, то вкладывает деньги в чужую экономику, не создает рабочие места на Родине, не стимулирует рост налоговых платежей, поэтому государство всячески борется с массовой покупкой машин за границей. Наверняка еще многие помнят, как в 1990-е годы в Россию массово везли поддержанные автомобили из Европы и Японии. Но с тех пор многократно были увеличены ввозные пошлины, введен экологический сбор, обязательным сделали «Эра-ГЛОНАСС» и так далее. Все это чтобы отбить желание у россиян смотреть в сторону заграничных рынков и покупать все внутри страны.
Голь на выдумки хитра. Наиболее сметливые водители все равно находят способ хоть и обходными путями, но купить машину за границей и ввести ее в Россию. Это как гидра – одну возможность законодатели отсекут, придумывается другая, более изощренная. Последние пару лет популярность получил так называемый армянский учет – растаможка и постановка на учет машины в Армении. Это хоть и не самый банальный, но реальный способ купить машину по относительно невысоким ценам.
Наверняка многие могли заметить, что в последние годы во многих регионах страны машин с армянскими номерами стало больше – это все звенья этой цепи. Сама тема с армянским учетом стала возможна с 2016 года, когда Армения вступила в Евразийский экономический союз. Теперь между Арменией и Россией беспошлинное перемещение товаров. Поначалу от этого автомобилистам не было проку, потому что ввозить в Россию без растаможки можно было только те машины, которые попали в Армению до октября 2014 года. Но через год такое ограничение убрали – и схема заработала в полную силу. Теперь через Армению в Россию может попасть практически любой автомобиль.
За счет чего работает «армянский учет»
Суть армянского учета в двух принципиальных моментах, которые хорошо наложились и дополняют друг друга.
1. Ввозные пошлины в Армении гораздо ниже чем в России. Несмотря на то, что Армения вступила в Евразийский экономический союз, ей разрешили оставить свои пошлины, а они весьма гуманны. Для примера растаможить 10-летний Toyota Alphard с мотором 2,4 в Армении будет стоить примерно 88 тысяч рублей. В России такая же операция обойдется в 952 тысячи рублей, что на корню убивает экономический смысл такой покупки. Да, не во всех ситуациях разница будет столь большой. Чем моложе автомобиль, тем менее выгодно растаможивать его в Армении по сравнению с Россией, но для 8-10-летних авто (а именно в таком возрасте обычно пригоняют машины из благополучных автомобильных стран) она очень существенная.
Кстати, узнать сколько будет стоить растаможка того или иного авто в Армении можно через интернет.
2. Армянское законодательство позволяет оформить учет на гражданина другой страны. Например, в Абхазии тоже низкая стоимость растаможки, но там нельзя стать владельцем машины, только вечно ездить по доверенности и периодически пересекать границу, чтобы ее продлить, а это рискованно и замороченно. В Армении таких «проблем» нет – автомобилист становится именно владельцем машины, получает ее в законную собственность, просто стоит она на учете в Армении и на ней армянские номера.
Как все выглядит на практике
Спрос со стороны россиян естественно вызвал предложение со стороны армян – у них появился целый класс перекупщиков, который помогает покупать автомобили. Есть как конкретные услуги, так и пакетные предложения «под ключ» – покупателю найдут машину, встретят в аэропорту, оформят все документы. Стоит последний вариант 500-1000 долларов, но даже с такой надбавкой покупка в Армении все равно не теряет экономический смысл, все равно выгодно. Впрочем, большинство из тех, кто хочет купить машину с армянскими номерами, все-таки предпочитают действовать самостоятельно. В любом случая для всех действий нужно лично ехать в Армению. Чаще всего в Ереван, там самый большой авторынок и больше всего перекупов.
Покупать машины можно как на внутреннем армянском рынке, так и под заказ с растаможкой. Первый вариант гораздо проще, но выбор не такой уж и богатый. Армения небольшая страна и машин там физически не так много продается, чтобы на всех желающих из России хватило. А вот заказ с растаможкой хоть и сопряжен с дополнительными трудозатратами на поиск и организацию доставки, дает очень широкие возможности при покупки, например, на американских или японских аукционах.
И все, машину можно эксплуатировать в России, никаких ограничений нет, страховку можно покупать свободно, с передачей прав управления другим людям проблем нет (главное, чтобы они были вписаны в ОСАГО), ГИБДД не придирается (да и законных оснований что-то предъявлять водителю нет), ничего продлять и регистрировать не нужно. Можно просто ездить, как и в случае с машиной, купленной в России.
Плюсы
Помимо более низкой цены на автомобиль армянский учет дает еще два преимущества.
1. Машины с армянскими номерами не боятся камер видеофиксации. Вернее даже как, камеры номера считывают и даже распознают, но дальше с такой информацией в ГИБДД ничего сделать не могут, у российской полиции нет армянской базы адресов. Да и кому высылать штраф если регистрация все равно была временной. Впрочем, сейчас в недрах ГИБДД прорабатывают варианты борьбы с иностранными номерами, например, в виде создания мобильных бригад, которые будут останавливать такие автомобили, проверять и заставлять на месте оплачивать штрафы, выписанные в автоматическом режиме. Но это только планы – пока камеры для машин с армянскими номерами безвредны.
2. Экономия на транспортном налоге, а это тоже может оказаться важно. В Армении не только ниже стоимость растаможки, но и транспортный налог. Причем, в отличие от России, он имеет прогрессивную шкалу, чем машина старше, тем ниже налог. Там нет такого парадокса, что годовой налог на 20-летний спорткар может быть равен его рыночной цене. Если машины старая, то и налог крошечный. В целом, если говорить про машины в возрасте 7-10 лет, то экономия выходит трехкратная, особенно на автомобили с мощностью выше 200 лошадиных сил. Чтобы оплатить налог не обязательно ехать в Армению или кого-то просить. Это можно сделать через интернет с помощью банковской карты.
А еще можно вообще не платить. Армяне не преследуют тех, кто находится вне пределов их страны. Пока вы не соберетесь въехать в Армению, то никто никаких санкций накладывать не будет. Но если придется въехать, то все старые долги заставят погасить. Учитывая то, о чем речь пойдет в следующем разделе, наведаться в Армению владельцу машины с армянскими номерами наверняка придется.
Минусы
Естественно, во всей этой ситуации есть не только плюсы, но и минусы, иначе бы уже каждый ездил с армянскими номерами. Минус на самом деле только один, но существенный. Зарегистрированную в Армении машину в России нельзя продать, и подарить нельзя (а уж про трудности в получении наследства и представить трудно). Чисто теоретически можно, конечно, но для этого ее нужно будет растаможить и поставить Эра-ГЛОНАСС, но это уже будет гранью безумия с учетом того сколько нужно заплатить.
А что можно сделать с машиной на армянских номерах, когда она совсем придется в негодность, надоест или перестанет устраивать? Вариантов два. Первый – сдать на запчасти. Много в таком случае за автомобиль выручить не получится, но часть денег вернется. Возможно, с учетом изначального дисконта на покупку выйдет примерно тоже на тоже, что купить и продать машину в России.
Второй вариант – поехать и продать в Армении. Не обязательно армянам, нередко о сделке по продаже таких автомобилей договариваются в России, но ехать на оформление придется все равно в Армению, причем как покупателю, так и продавцу. Правда, в таком случае машину уже можно продать примерно за столько же сколько и стоят машины в самой Армении. Но минус время и деньги на поезду. Да и ликвидность такого автомобиля невелика – много ли среди покупателей найдется желающих прокатиться в Армению и проделать вышеописанную процедуру.
Еще остаются варианты с продажей по доверенности. Юридически это не запрещено, но все равно связываться с таким вариантом кажется в наши времени рискованно.
Итого
Выгодно ли купить машину в Армении и ездить с армянскими номерами? Ответ на этот вопрос каждый должен для себя сделать сам. Он зависит от кучи переменных. Чем более новый автомобиль планируется купить тем меньше выгода. Чем меньше у него лошадиных сил тем меньше выгода. Чем на меньший срок приобретается машина тем меньше выгода. Для относительно старых, но мощных машин, которые планируется эксплуатировать до последнего, экономическая выгода очень большая, в остальных случаях уже нужно считать. Плюсы есть, но и минусов хватает.
Отдельная категория – любители экзотики, которые неудовлетворены имеющимся скудным модельным рядом в России и хотели бы приобрести из Европы или США что-то эдакое, но платить за растаможку по российским «ценникам» не хотят. Для них Армения на сегодня единственный разумный вариант.
Хотя на словах покупка машины в Армении и выглядит не очень сложно, нужно понимать, что это путь для технически подкованных и информированных людей, которые могут сами оценить техническое состояние, разобраться в документах и не дать себя обмануть. Да и при экономии в деньгах времени такая покупка требует много – поездка в Армению, проживание там в поисках машины, оформление документов, обратная дорога (расходы на которую зависят от региона страны, поэтому чем восточнее и севернее, тем меньше машин с армянскими номерами встречается).
Так что перед поездкой за машиной в Армению нужно тщательно все взвесить варианты. Но сам по себе такой вариант действительно может помочь сэкономить при покупке автомобиля.