Машина застрахована по каско и осаго попала в дтп что делать
Что делать при ДТП по КАСКО или ОСАГО?
Мы крайне рекомендуем Вам распечатать эту статью и положить себе в бардачок, будет прекрасно, если Вам она НЕ пригодиться, но при ДТП Вы сохраните себе кучу нервов. Если произойдет страховой случай по ОСАГО или страховой случай по КАСКО, Вы будете значть, что надо делать!
Ситуация на дорогах порой бывает не совсем, скажем так, стабильной, и, зачастую, мы всё делаем правильно и соблюдаем все правила, но по какой-то причине другие автолюбители иногда любят их игнорировать. Часто повреждения авто при аварии не фатальные, но 400 000 руб., которые Вы максимум можете получить при возмещении по ОСАГО, не всегда могут покрыть ущерб от ДТП (особенно если у Вас дорогая машина). При страховании КАСКО положено возмещение 100% ущерба (даже если это полная стоимость автомобиля, который стоит 5 000 000 рублей).
Чтобы быть уверенным при ДТП, купить полис автострахования с экономией до 50%, воспользуйтесь калькуляторами. Расчет обязательного автострахования производится на калькуляторе ОСАГО. Кроме того, Вы можете сделать расчет добровольного автострахования на калькуляторе КАСКО, сравнить стоимость полиса в 10-30 страховых компаниях Вашего города.
Последовательность действий при ДТП, если у Вас КАСКО и ОСАГО
Итак, при что надо делать при аварии, если у Вас полис ОСАГО и/или КАСКО:
1.Если у Вас при ДТП есть только ОСАГО и Вы виноваты:
_ Возмещения по ремонту Вашей машины НЕ будет,
_ Возмещение на ремонт пострадавшей машины — 400 000 руб.
2. Если у Вас при ДТП есть только ОСАГО и Вы НЕ виноваты:
_ Вы получите возмещение до 400 000 руб. на ремонт Вашего авто,
_ НО. если у того, кто Вас «подбил» нет ОСАГО, Вам придется с ним судиться или ремонтировать свой авто за свой счёт,
_ При любом раскладе виновник будет ремонтировать свой авто сам.
3. Если у Вас при ДТП есть полис КАСКО и вы виноваты:
_ Обратитесь в свою компанию с полисом КАСКО и Вы получите полное возмещение (на ремонт Вашего авто),
_ Пострадавший получит возмещение до 400 000 руб. по Вашему полису ОСАГО (пункт 1) или по его полису КАСКО (если он у него есть)
4. Если у Вас при ДТП есть полис КАСКО и вы НЕ виноваты:
_ Вы можете обратиться за возмещением на ремонт Вашего автомобиля по полису КАСКО или ОСАГО. Но мы рекомендуем обращаться по КАСКО, так как по ОСАГО Вам дадут возмещение с учетом износа, а по КАСКО — без износа деталей ТС (уточните наличие этого пункта в Вашем полисе КАСКО),
_ Пострадавший получит возмещение до 400 000 руб. по Вашему полису ОСАГО (пункт 1) или по его полису КАСКО (если он у него есть).
Последовательность действий при ДТП:
1. Попали в аварию — включите аварийку. Сразу после того, как Вы включили аварийку, постарайтесь выдохнуть и взять себя в руки. Не теряйте контроль.
2. Установите аварийный знак. 15 метров от машины — в городе, не менее 30 — на трассе. Если вдруг у Вас его нет аварийного знака — СРОЧНО купите. Это необходимо, по тому, как машины могут не заметить Ваше авто на дороге (тем более, если это ночь) и «врезаться» в Ваш авто еще раз.
3. Не конфликтуйте с другими участниками ДТП. Это не приведет к тому, что страховая Вам выплатит потом больше денег. Берегите свои нервы и действуйте по инструкции.
4. Вызовите «скорую помощь», если при аварии есть пострадавшие.
5. Вызовите ГИБДД (если нет возможности оформить ДТП по Европротоколу). Не слушайте никого, обязательно вызывайте работников ГИБДД для того, чтобы они зафиксировали сам факт ДТП + все повреждения. Помните, что в состоянии стресса и аффекта, Вам будет очень сложно самостоятельно оценить ситуацию!
6. Не трогайте авто с места до приезда ГИБДД. В правилах дорожного движения прописаны Ваши обязанности при ДТП, а именно: остановить транспортное средство, включить «аварийку», выставить аварийны знак.
7. Сделайте пару фото происшествия вместо разборок с другими участниками ДТП. Их можно будет приложить к протоколу.
8. Когда приедет ГИБДД не будьте пассивными. Не оставляйте работников ГИБДД (инспектора) с другими участниками ДТП на едине. Вы можете не стесняться подсказать инспектору заглянуть под крылья и капот, дабы зарегистрировать ВСЕ повреждения. Это важно, по тому как возмещение будет производиться исходя из того, что инспектор укажет в своём протоколе.
9. Проверьте, чтобы в протоколе были зафиксированы ВСЕ повреждения. Так же рекомендуем попросить инспектора указать в протоколе все возможные СКРЫТЫЕ повреждения.
10. Запишите данные остальных участников ДТП. Это может быть ФИО, адрес, где работает и т.д.
На месте никаких справок Вам не выдадут.
Теперь (после осмотра и составления протокола) Вы можете отогнать свой авто.
Действия после ДТП:
11. Следующий этап — Вам нужно забрать протокол в отделении ГИБДД. Уточните адрес у инспектора, который будет составлять Вам протокол.
12. И последний этап — обратитесь в страховую компанию за возмещением (выплатой по ОСАГО или выплатой по КАСКО). Пройдя по ссылкам, Вы узнаете перечень документов для получения страховых возмещениий.
Подведем итог, что нужно делать:
1. В момент аварии на дороге Вы не нервничаете и не браните себя и всех окружающих, ведь Вы на уверенны, что Вам возместят деньги за ущерб от этого «недоразумения».
2. Если получилось серьезным, а Вы на дорогой машине, то Вы получите полное возмещение на ремонт Вашего авто. То есть если Вы за рулем BMW X6 и так вышло, что «снесло полморды», то Вам страховая выплатит столько денег, сколько нужно на ВЕСЬ ремонт, а не максимум 400 000 руб., которые Вам выплатили бы по ОСАГО. В случае того, если у Вас есть КАСКО.
3. Если Вы попали в ДТП и Вы ВИНОВАТЫ — Вам страховая выплатит так же все необходимые деньги на ремонт Вашего авто. Если у Вас есть полис КАСКО.
4. Если Вы попали в ДТП и НЕ виноваты, и ущерб не такой и большой, Вам выплатят деньги на ремонт БЕЗ УЧЁТА ИЗНОСА. Если у Вас есть КАСКО.
5. Если Вы попали в ДТП и не виноваты, а у виновника нет ОСАГО, Вам НЕ нужно будет с ним судиться, обращаться к автоюристу, чтобы «выбить» денег на ремонт своего авто. Ремонт Вашего оплатит страховая, в полном объёме и без износа. Если у Вас есть КАСКО.
6. Вы станете спокойно спать по ночам, даже если не поставили машину на стоянку (в гараж). Если ДАЖЕ Вашу машину угонят — страховая выплатит Вам 100% стоимость. Если у Вас есть КАСКО.
7. Если какой-то «шутник» поцарапал Вам дверь или стекло (или и то и другое), что страховая Вам выплатит деньги на покупку нового стекла и покраску двери, веди КАСКО защищает от таких случаев, как «шаловливые» соседи, упавшие деревья, град, пожары, наводнения.
КАСКО
МиниКАСКО
МикроКАСКО
КиберКАСКО
ОСАГО
Страхование водителей и пассажиров
Скидка на ремонт в ДЦ
Статьи
В рассрочку и
без переплат
Программа лояльности
Cкидка 30% на полис за рубеж
МикроКАСКО
Каско — это комплексное страхование автомобиля. В отличие от полиса ОСАГО, оно является добровольным и покрывает убытки в случае ДТП, хищения (угона), пожара, стихийного бедствия, хулиганских действий и других происшествий. В отличии от ОСАГО, автовладелец получает возмещение ущерба даже в тех случаях, когда он является случайным виновником происшествия.
Когда требуется каско?
Приобретая полис каско, водитель может выбрать защиту от повреждений или от повреждений и хищения (угона). С угоном всё ясно. А что же с повреждениями? Они могут быть следствием ДТП, пожара, стихийного бедствия и противоправных действий третьих лиц. В последнем случае подразумеваются царапины и вмятины на кузове, хищение колёс, зеркал и т. п. Также страховым случаем считается ситуация, когда владелец непреднамеренно причинил вред, например, сам ударил машину или не справился с управлением.
Полис покрывает более 20 различных неблагоприятных событий. Однако есть ряд ситуаций, когда страховая защита не действует, как пример:
Какие случаи считаются страховыми?
Дорожно-транспортное происшествие — один из типичных страховых случаев, которые покрывает каско. В ДТП всегда участвует хотя бы один автомобиль. При этом он должен находится на дороге или участвовать в дорожном движении. Повреждение во время стоянки в результате наезда другого автомобиля тоже считается дорожно-транспортным происшествием.
Как действовать при ДТП?
Если произошло ДТП, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
Как оформить ДТП?
Оформление ДТП проходит по двум основным сценариям:
Если ДТП произошло на парковке
Нередко возникают ситуации, когда автомобиль получил царапины, сколы и вмятины во время движения на парковке, т. е. когда водитель сам повредил машину.
При ДТП на парковке действуйте следующим образом:
Сотрудники ГИБДД составят протокол, с которым водитель впоследствии может направиться за страховым возмещением. Важно не пропустить срок для обращения в страховую компанию: на это отведено 10 дней.
Когда и как получить возмещение?
Для возмещения ущерба заполните заявление и предоставьте копии следующих документов:
Если все документы верны и поданы в срок, страховая направляет на ремонт, на СТО, указанное в договоре.
Какие еще риски покрываются каско?
Полис каско предусматривает страховую защиту также и от следующих рисков. Среди них:
Порядок действий
Порядок действий в этих ситуациях аналогичен действиям при ДТП. Разница лишь в том, что зачастую нужно дополнительно обращаться к сотрудникам полиции, МЧС и других служб для составления административного протокола или даже возбуждения уголовного дела. Подробнее о порядке действий каждом страховом случае, связанным с различнми способами нанесения повреждений автомобилю можно прочитать здесь.
Каско — надёжный способ защитить себя от большинства финансовых расходов, связанных с причинением вреда автомобилю. Но не забудьте, что о любом происшествии, даже если вы сами повредили машину, надо сообщать в страховую компанию. Следуйте описанному выше порядку действий, чтобы без промедления получить возмещение ущерба по действующему страховому полису.
Что делать если попал в ДТП и виноват
В стандартном ДТП есть две стороны — виновник и пострадавший, и каждый после аварии должен выполнить некоторые действия. Если вы — виновник, то идеальный вариант — наличие у вас полиса ОСАГО. Если его нет, вы получите не только штраф, но обязанность возместить пострадавшему убытки.
Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.
Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.
Я — виновник, у меня есть ОСАГО
Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.
Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.
Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.
Как будет действовать пострадавший
Вообще, если рассматривать, что делать виновнику ДТП, то ему особо ничего делать и не надо. Это потерпевшему придется побегать, чтобы получить компенсацию от страховой компании, обслуживающей полис ОСАГО виновного в аварии гражданина.
Что будет делать пострадавший:
Как видно, именно пострадавшая сторона занимается всей волокитой. Виновнику же никакая компенсация не положена, поэтому он ничего не делает. Единственное необходимое его действие — привезти в свою страховую свой экземпляр уведомления о ДТП. Все.
Если ущерб превышает сумму по ОСАГО
Законом определены максимальные лимиты денег, которая страховая компания может выплатить пострадавшему. Согласно статье 7 ФЗ-40 это:
Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.
Такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим обязанности виновника ДТП по ОСАГО в этом случае. Если пострадавший недополучит, например 200 000 рублей, при нормальном раскладе дел сначала он свяжется с виновником и потребует возместить этот убыток добровольно.
Если вы согласны возместить убыток добровольно, сначала убедитесь в реальности названной суммы. При необходимости можно заказать повторную независимую экспертизу. При расчетах все документируйте, сохраняйте документ о передаче денег.
Если виновник отказывается возмещать убыток добровольно, потерпевший обратится в суд. Если сумма иска не превышает 50 000, дело будет рассматривать мировой судья. Если превышает — районный. И у суда не будет оснований отказать в удовлетворении иска.
Бывает так, что пострадавший не идет на связь с виновником, а сразу обращается в суд. В итоге виновник узнает об этом по повестке или вовсе, получив решение суда. Нарушений в действиях пострадавшего здесь нет.
Варианты развития событий после суда:
Если у вас нет необходимой суммы, ждите обращение пострадавшего к приставам. При наличии официальной работы с зарплаты будут высчитывать по 50% (можно снизить размер удержания), пока долг не будет покрыть полностью.
В итоге получается, если ты — виновник ДТП, страховая возместит максимум 400 или 500 тысяч рублей. Все остальное должен платить виновник. И если речь о сильно поврежденной дорогой машине, или если в аварии есть серьезно пострадавшие люди, можно “попасть” на очень серьезные деньги.
Я — виновник ДТП, мои действия при отсутствии ОСАГО
Если полиса ОСАГО нет, тогда все убытки пострадавшего покрывает виновник аварии. При регистрации происшествия виновнику будет выписан штрафы в 800 рублей за отсутствие страховки.
На деле больше от этой ситуации страдают потерпевшие. При наличии страховки они гарантированно получат возмещение в течение 20 дней после обращения к страховщику, если сумма ущерба не превышает 400 или 500 тысяч рублей. Если полиса нет, придется взыскивать убытки с виновника самостоятельно через суд.
Пострадавший сделает за свой счет экспертизу и подаст в суд на виновника (если тот не пожелает расплатиться добровольно). Виновник может оспорить экспертизу, заказать свою. Но итогом в любом случае станет вступившее в силу решение суда о возмещении ущерба.
Если в дело вступят приставы:
Так что, если рассматривать, в каких случаях виновник ДТП платит по полной программе, то это при отсутствии полиса ОСАГО. Если он есть, и убыток не превышает установленные законом суммы, из своего кармана виновник пострадавшему ничего не платит — расходы покроет страховая. Но при следующей покупке полиса он обойдется дороже.
А вот свое транспортное средство в любом случае придется восстанавливать и ремонтировать самостоятельно. Убытки виновника ОСАГО не покрывает. Но если речь о полисе КАСКО, тогда и виновник получит компенсацию. Но нужно смотреть на ситуацию и перечень страховых случаев.
Действия при ДТП и получение выплаты, если есть КАСКО и ОСАГО
Порядок действия после ДТП, если есть ОСАГО и КАСКО
За счет какой страховки оформлять возмещение, если есть КАСКО и ОСАГО
Н есмотря на то, что водитель может эксплуатировать ТС со всей тщательностью и внимательностью, нередки случаи, когда аварии происходят из-за другой стороны происшествия. Полис гражданского автострахования ОСАГО предоставляет возможность выплаты компенсации, не превышающей 400 000 – 500 000 рублей, но наиболее полную защиту дает страховка КАСКО.
Следовательно, собственники, приобретающие транспортные средства из салона чаще всего приобретают сразу оба варианта полиса, подстраховывая себя от большего количества происшествий на дорогах, тем более, что ОСАГО является обязательным. Однако каким образом поступать, если авария все же произошла?
Порядок действий при ДТП, если есть КАСКО и ОСАГО
Для понимания механизма выплаты компенсационного возмещения, при наличии обоих видов страхования, рекомендуем рассмотреть отличия типов страхования КАСКО и ОСАГО.
Следовательно, если владелец ТС не является причиной возникновения аварии и обладает полисами страхования как ОСАГО, так и КАСКО, он получит компенсационные выплаты практически в любой вышеописанной ситуации. Если держатель полиса окажется причиной случившегося происшествия, его ТС также будет восстановлено, а потерпевший может рассчитывать на компенсационные выплаты в размерах, не превышающих 400 000 – 500 000 рублей.
Действия водителя при ДТП
Вероятность получения компенсационных выплат напрямую зависит от порядка процессов, которые будут совершать стороны аварии. Нарушения в процессах и неверно заполненная документация может привести к отказу в выплатах компенсационного возмещения от страховой компании.
Законодательство Российской Федерации содержит свод правил, на основании которых и строится последовательность действий при аварии с участием держателей страховок КАСКО и ОСАГО:
Если водитель решит оформить происшествие с помощью Европротокола, то обязательно стоит провести проверку водительского удостоверения виновной стороны происшествия по информационным базам Госавтоинспекции. Эту процедуру нужно провести для того, чтобы убедиться в подлинности и актуальности действия документа, так как если он будет просрочен либо будет являться подделкой, то добиться получения компенсационных выплат будет довольно сложно.
Что следует делать дальше? Подготавливаем пакет необходимой документации для ее предоставления страховщику. Для подтверждения того, что страхователь вовремя обратился к страховщику по вышеописанному инциденту нужно получить извещение в письменной форме. Документацию с приложенным заявлением можно предоставить как лично, так и с помощью курьерской службы, разумеется, с уведомлением о доставке.
После того, как все процедуры будут соблюдены, владелец ТС может получить компенсацию в следующем виде:
Куда обращаться, если у тебя есть КАСКО и ОСАГО
С какими организациями придется контактировать для того, чтобы грамотно оформить все процессы получить компенсационные выплаты от страховщика?
В зависимости от стадии процедуры, оформление ДТП как страхового случая требует от участника взаимодействия с несколькими инстанциями:
Самым важным звеном в принятии решения о сумме компенсационной выплаты является страховая организация. Но стоит учитывать тот факт, что страховщик принимает решение, опираясь на сведения, которые будут предоставлены работником ГИБДД и специалистом-оценщиком.
Если держатель полиса в результате происшествия стал его виновником, то пробовать получить компенсацию посредством полиса ОСАГО бесполезно, так как в этой ситуации работает только полис КАСКО. Трудности с выбором организации, к которой планирует обращаться держатель полиса, могут возникнуть в той ситуации, когда он не является виновной стороной в аварии и имеет возможность получения компенсационных выплат как по КАСКО, так и по ОСАГО.
Суть в том, что законодательство регламентирует процессы обращения к страховым организациям касательно выплат компенсаций, и, если держатель полисов решит одновременно подать документы к обоим страховщикам, такая процедура будет классифицироваться как мошенническая.
Владельцу ТС стоит делать выбор между страховыми компаниями, опираясь на следующие факторы:
Можно сделать вывод, что применение полиса КАСКО, если в наличии есть еще и полис ОСАГО, невыгодно. Помимо этого, если держатель полиса не оказывается виновной стороной, а сумма нанесенного урона относительно мала, можно поступить следующим образом:
Необходимые документы
При обращении к своему страховщику владелец ТС составляет заявление и передает список документов по текущей аварии. Пакет документации, который потребуется для возмещения ущерба, как по ОСАГО, так и по КАСКО почти идентичны, с небольшими отличиями.
Как происходит возмещение на практике
Наиболее частой причиной для принятия решения об отказе от страховщика является несвоевременное соблюдение процедур обращения к страховой организации. Выясняя количество времени, которое дается для извещения страховой организации об инциденте, прочтите соглашение о страховании, в нем должна содержаться эта информация.
Обращение к страховой организации должно быть произведено не позднее, чем через 5 суток после свершившегося происшествия. Приобретение полиса ОСАГО – обязательное условие для эксплуатации автомобиля. Но, если вы не являетесь виновником происшествия, прибегать к услугам страховщика вам не потребуется, так как восстановление вашего ТС будет оплачено с помощью страховщика виновной стороны.
КАСКО же работает во всех ситуациях, вне зависимости от того, кто является виновной стороной, вдобавок к этому, нет предела сумме компенсации, которая может потребоваться для возмещения понесенного урона.
Видео
Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд
Европротокол, ремонт без износа и автоюристы
Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?
Почему это важно
Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.
Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.
Какие правила возмещения на вас распространяются
Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.
Ущерб возмещают по тем правилам, которые действовали на момент оформления полиса причинителя вреда. Если виновник купил полис до 28 апреля 2017 года, можно выбрать ремонт или деньги. Если его полис оформлен позже — в приоритете ремонт. Это касается и прямого возмещения.
Если ДТП массовое
С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.
Массовое ДТП → прямое возмещение.
Если полиса нет в общей базе
Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.
Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.
Если в полисе ошибки
При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.
Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.
До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.
После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.
Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.
Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.
Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.
Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис
Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.
Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.
Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.
Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.
Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше
Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.
Если машина в аренде, продается или покупается
Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.
Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.
Когда работает прямое возмещение ущерба
Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.
За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.
Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.
За что положено возмещение
Компенсация за утрату товарной стоимости
В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.
Как считают компенсацию
Полная гибель
При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.
Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.
Если виновника ДТП нет в полисе
А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.
Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом
Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.
Кто отвечает за качество ремонта
Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.
Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.
Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.
Если пропущен срок обращения за ремонтом
Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.
Если машина на гарантии
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.
Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.
Если страховая не работает с нужным автосервисом
Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.
Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.
Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.
Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.
Доплата за ремонт
Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.
Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.
Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.
Когда можно продавать права на возмещение автоюристам
Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.
Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.
Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.
Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.
Что еще можно получить от страховой
Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.
Дополнительные компенсации могут быть такими:
Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.
Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.
Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.
Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.
Как проходят осмотр и экспертиза
После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.
Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.
Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.
Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.
Если машину нельзя доставить на осмотр
Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.
Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.
Как общаться со страховой
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.
Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.
Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.