Машинист кму что это такое
Машинист крана-манипулятора: чем он занимается?
Для подъема и транспортировки грузов используется специальная техника. Примером такой машины является кран-манипулятор. Подобная установка включает в себя стреловое оборудование, грузозахватные элементы, систему управления, а также опорную раму. Управлять специализированной техникой имеет право лишь квалифицированный сотрудник – машинист крана-манипулятора.
Описание профессии
Машинист крана-манипулятора – рабочий, который умеет работать на данной технике, знает конструкционные и технические особенности вверенной ему машины, может определить причины неисправностей и устранить их. Степень сложности работ зависит от уровня квалификации рабочего.
Стать машинистом крана-манипулятора возможно только при наличии специального образования, а также действующих водительских прав категории С. Поэтому он должен знать и соблюдать не только правила дорожного движения, но и технику безопасности на производстве.
Кроме работ, которые относятся к непосредственному перемещению грузов (погрузочно-разгрузочные работы), в обязанности машиниста входит проверка механизмов крана, монтаж различных конструкций, техническое обслуживание всех остальных используемых машин и оборудования.
Для того, чтобы работать самостоятельно машинист должен доказать свою профессиональную пригодность. Он проходит медицинское обследование, инструктаж по технике безопасности, охране труда и основам оказания первой медицинской помощи. Позднее рабочий проходит повторные инструктажи по данным вопросам.
В случае, когда у машиниста был перерыв в работе по профилю кран-манипулятор более года, ему необходимо перед началом самостоятельной работы пройти стажировку у более опытного коллеги. Если же в процессе работы специалист был переведен на другой тип техники, он должен пройти обучение, чтобы знать принципы его управления и функционирования.
На машиниста крана-манипулятора во время работы оказывают вредное воздействие следующие факторы: повышенный уровень шума, повышенный уровень запыленности, перепады температур. Кроме того, опасность для машиниста представляют движущиеся механизмы и машины. По этой причине во время работы специалист должен использовать все выданные ему средства защиты.
Каждый раз до запуска техники рабочему необходимо проверить ее исправность и провести пробный запуск для проверки электрической аппаратуры, устройств безопасности, тормозной системы. Если при тестовом запуске были обнаружены неисправности, которые могут стать препятствием для безопасной работы, а их устранения находится за пределами компетенции, он должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, несущему ответственность за содержание крана-манипулятора.
Поскольку работа на технике подобного рода сопряжена с опасностью, то всем задействованным рабочим необходимо иметь представление о том, какие действия предпринимать при аварии или несчастном случае. И машинист крана-манипулятора не является исключением. Когда возникает аварийная ситуация, рабочий должен немедленно прекратить работу, сообщить руководству, принять меры по ее устранению, а также оказать первую медицинскую помощь возможным пострадавшим.
Источник фото onlyyouqj/freepik
Где можно выучиться профессии машинист крана-манипулятора?
Работать по специальности машинист крана-манипулятора может только специалист с профильным образованием. Получить его возможно в среднем специальном образовательном учреждении.
Во время обучения будущие специалисты изучают общие сведения о функциональности оборудования, организации рабочего процесса, а также технические дисциплины. Например, слесарное дело, черчение, электротехника.
После завершения обучения машинист получает квалификационный разряд, а также водительское удостоверение с открытой категорией С. Необходимо отметить, что итоговую аттестацию машинистов принимает комиссия во главе с инспектором Росгостехнадзора.
Кроме того, машинист крана-манипулятора ежегодно проходит аттестацию на уровень своих знаний, а также повышает уровень своей квалификации на специальных курсах.
Разряды профессии машинист крана-манипулятора
У специальности есть четыре квалификационных разряда с 3 по 6. Каждый разряд определяет предельную грузоподъемность машины. При этом вне зависимости от уровня квалификации обеспечивает техническое обслуживание крана и проводит необходимые ремонтные работы.
Источник фото onlyyouqj/freepik
Личностные качества профессии машинист крана-манипулятора
При работе машинистом крана необходимо иметь следующие качества характера: ответственность, дисциплинированность, осторожность, аккуратность, внимательность, дотошность к деталям. Машинисту необходимо уметь концентрироваться на поставленной задаче и быть готовым к монотонной работе.
Кроме того, подобная специальность требует от рабочего и хорошей физической формы, поскольку имеет множество опасных и вредных для здоровья факторов. Все работы проводятся на открытом воздухе при различных погодных условиях, по этой причине рабочему также нужна выносливость и хороший иммунитет. Деятельность машиниста также предполагает наличие острого зрения и развитого глазомера.
Допуск к работе не смогут получить лица с хроническими заболеваниями сердца, органов дыхания, суставов и опорно-двигательного аппарата.
Уровень заработной платы профессии машинист крана-манипулятора
Представители данной профессии имеют высокий уровень дохода. Так, минимальная заработная плата машиниста крана-манипулятора составляет 50 000 рублей. А размер самого большого оклада может достигать 100 000 рублей в месяц.
Плюсы и минусы профессии машинист крана-манипулятора
востребованность на рынке труда;
высокий уровень заработной платы;
наличие фактически двух профессий – водитель и машинист.
К минусам профессии необходимо отнести:
Какие требования к работе должны быть указаны в должностной инструкции машиниста крана-манипулятора
Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.
Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.
КМУ относят к механизмам повышенной опасности. Из этого следует, что управление ими должно осуществляться только квалифицированными, имеющими необходимый опыт людьми. Согласно правилам эксплуатации устройства, в некоторых случаях требуется назначение помощника оператора.
К управлению может быть допущен человек, прошедший курс обучения по программе подготовки машиниста и последующую аттестацию. Установлено требование к возрасту, согласно которому крановщиком не может быть лицо моложе 18 лет. Подготовка и аттестация проходят в профессиональных технических заведениях и на специализированных курсах для водителя. Любое учреждение, обучающее управлению машиной, должно иметь лицензию Госгортехнадзора. Данным органом должна быть утверждена и программа, по которой осуществляется обучение.
Оператор, прошедший аттестацию, получает удостоверение в присутствии представителя Госгортехнадзора и председателя аттестационной комиссии. В данном документе обязательно должен быть указан тип манипулятора, к управлению которым допущен обученный специалист. Удостоверение должно находиться у оператора во время выполнения им работ.
Если машинист переводится с одной модели КМУ на другую, он обязан пройти переобучения. В данном случае программа может быть сокращенной. Люди, прошедшие аттестацию, но не работавшие больше года, также обязаны пройти проверку знаний. При удовлетворительных оценках человек вновь допускается к управлению устройством.
Что должен знать крановщик
Оператор, прошедший аттестацию и имеющий специальное удостоверение, должен знать:
Прежде чем приступить к выполнению работ, оператор должен осмотреть механизм на наличие неисправностей. Типовая инструкция обязывает водителя:
Также перед началом работы водитель должен осмотреть съемные грузозахватные приспособления. Эксплуатировать машину можно только после того, как система проверена на холостом ходу. Следует отказаться от использования КМУ, если были обнаружены следующие неисправности:
До начала работы сотрудник обязан:
Обязанности во время эксплуатации техники
Оператор не должен отвлекаться при выполнении работ. Ведь малейшее неосторожное движение может привести к повреждению машины, окружающих ее предметов или травмированию людей. Отходить от крана, оставляя его без присмотра, также недопустимо.
Если возникла необходимость уйти с рабочего места, оператор должен сначала выключить двигатель и остановить машину. Лишь после этого можно покидать кран. Движение следует начинать только после определенного сигнала, подаваемого стропальщиком. Если же такой сигнал нарушает инструкции, то водитель может ему не следовать. При наличии людей в зоне досягаемости стрелы следует подать им звуковой сигнал, потому что эксплуатировать кран в такой ситуации нельзя.
Сигнал «стоп» может быть подан не только стропальщиком. К данному знаку оператор должен быть очень внимателен, это поможет избежать аварий и внештатных ситуаций.
Во время эксплуатации запрещается:
Аварийные ситуации, ответственность и окончание работ
При возникновении аварийных ситуаций машинист обязан действовать в соответствии с должностной инструкцией.
По окончании работ машинист крана не оставлять груз или магнит в состоянии виса. Оставлять кран нужно только в специально предназначенном для этого месте, установив стрелу манипулятора в безопасное положение. Типовая должностная инструкция описывает также обязанности оператора по обслуживанию КМУ:
За нарушение требований производственной инструкции, а также правил эксплуатации оператор несет ответственность, которая может быть и уголовной. Такое случается при возникновении чрезвычайных ситуаций во время эксплуатации манипулятора. Чтобы этого не случилось, нужно придерживаться всех предъявляемых к специалисту требований.
Издается с 2007 года
Что такое кран-манипулятор – виды спецтехники, где применяется
Использование краново-манипуляторных установок в России и СНГ началось ещё в 90-х года прошлого века. Тем не менее, многие не совсем правильно воспринимают, что такое КМУ, ошибочно ассоциируя его с автокраном. Однако этим использование данной спецтехники не ограничивается.
КМУ, что это за техника
Кран манипулятор – это спецтехника, представляющая собой грузоподъёмный механизм устанавливаемый на транспортное средство. За счёт своей универсальности это оборудование имеет ещё несколько названий – гидроманипулятор, воровайка, краново-манипуляторная установка и др.
КМУ – это аббревиатура, которая расшифровывается как краново-манипуляторная установка. Конструктивно устройство КМУ представляет собой конструкцию, состоящую из:
Поскольку чаще всего краново-манипуляторную установку ставят на автомобильное шасси, иногда их путают с автокраном. Однако хочется обратить внимание, что КМУ отличается от автомобильного крана очень существенно. Это разные виды техники, предназначенные для выполнения различных задач.
Основные отличия крана-манипулятора от автокрана:
В названии скрыт и принцип работы КМУ – оператор осуществляет манипуляции крановой установкой. Наиболее часто её привод осуществляется от гидросистемы транспорта, на который она смонтирована. Однако это не всегда возможна такая схема. Тогда кран-манипулятор может быть оснащён собственным электромотором.
Виды кранов-манипуляторов
Основными критериями классификации КМУ являются тип базы для монтажа, конструкция стрелы и, естественно, грузоподъемность. Кроме того, кран-манипулятор может иметь различное навесное оборудование, например, грейферный захват для работы с лесом или люльку для подъёма людей.
Куда устанавливают манипуляторы
Крано-манипуляторная установка – это отдельное грузоподъёмное оборудование, надстройка. Гидравлический манипулятор можно разместить на различных базах. Самой востребованной для КМУ является автомобильное шасси.
Кроме того, манипулятор устанавливают на:
Конструкция стрелы КМУ
При выборе крано-манипуляторной установки важное значение имеет какие основные работы планируется выполнять с её помощью. Дело в том, что каждая из них имеет свои плюсы и минусы в работе.
Существует два основных вида стрелового оборудования КМУ: Z-образный (коленчатый, шарнирно-сочленённый) и L-образный (прямой). Первый более популярен в Европе, второй – в Азии (Японии, Корее).
Преимущества Z-образной стрелы:
Преимущества L-образной стрелы:
Обратите внимание! Среди основных недостатков L-образной стрелы является ограничение по высоте загрузки кузова.
Классификация КМУ по грузоподъёмности
Грузоподъёмность является одним из основных показателей для кранов. Однако чёткой классификации крано-манипуляторных установок по этому показателю нет. К тому же, некоторые производители подразделяют КМУ по грузовому моменту – произведению максимальной грузоподъёмности на вылет стрелы. И даже в этом нет согласия, например, одни считают лёгкими манипуляторы до 4 тм, другие – до 10 тм.
Тем не менее, большинство пользователей и владельцев кранов-манипуляторов придерживаются следующей классификации:
Эта классификация основана ещё и н требованиях Российского законодательства. В частности, нормативы Гостехнадзора относят механизмы с грузоподъёмностью до 3 тонн к манипуляторам, а свыше – к крановым установкам, требующим предоставление дополнительных документов для регистрации.
Возможности кранов-манипуляторов
Кран-манипулятор позволяет загружать и выгружать груз, перемещать его (в случае монтажа оборудования на подвижной базе), монтировать различные конструкции. Установка различного рабочего оборудования на стрелу позволяет ещё больше расширить возможности КМУ.
В зависимости от задач, вместо грузоподъёмного крюка может быть установлена:
Дополнительная информация! Если сечение стрелы — многоугольник, то прочность будет выше по сравнению с круглым сечением. Большее количество граней делает конструкцию более крепкой и надежной.
Манипуляторы могу применяться для:
Всё это позволяет применять манипуляторы в различных областях и отраслях промышленности.
Где применяют КМУ
Самой популярной базой для установки кранов-манипуляторов являются автомобили. Машина с манипулятором это единственная ассоциация у большей части людей. Они применяются в логистике, строительной, нефтегазовой, лесозаготовительной отраслях, коммунальном хозяйстве, энергетическом комплексе и при работе с отходами. Но помимо этого, краны-манипуляторы получили широкой применение на железной дороге и в море.
КМУ для судов
Краново-манипуляторная установка занимает при монтаже не много место. Это преимущество КМУ используют на море, где важна компактность. Они применяются для загрузки судна, а также в рыболовном хозяйстве.
Установленный на судно кран-манипулятор выполняет не только погрузо-разгрузочные, но и монтажные работы. Их применяют для прокладки подводных кабелей, особенно на малых глубинах, очистки дна, транспортных работах.
Конечно, для эксплуатации на воде установки предварительно обрабатывают специальным антикоррозийным составом. К тому же, некоторые из них комплектуют электродвигателями для автономной работы.
Манипуляторы железной дороги
Благодаря своей гибкости, манипуляторы более эффективно работают вблизи ЛЭП. К тому же, они являются универсальным оборудованием, способным проводить не только погрузо-разгрузочные работы, но и работать со сменным оборудованием.
Установленные на железнодорожной платформе в составе ремонтных бригад, КМУ помогает менять рельсы, шпалы, проводить отсыпку путей, а также поднимать работников для ремонта и прокладки контактной сети.
Лесная промышленность
Трудятся манипуляторы в лесном хозяйстве и на лесозаготовке. Снабжённый грейферным захватом, КМУ легко осуществляет погрузо-разгрузочные работы, размещая заготовки на плетевозы. Специально оборудованное место оператора на первой секции стрелы позволяет ему контролировать процесс сверху, получая отличную обзорность.
Кроме того, с помощью манипулятора эффективней убирать повалившиеся деревья.
ЖКХ и работа с отходами
Важную роль играют КМУ в сфере ЖКХ и работе с отходами. Загрузка контейнеров-лодочек с отходами в машину осуществляется, как правило, крюковым захватом. Это устройство тоже является разновидностью КМУ.
Также, некоторые модели комбинированных дорожных машин оснащаются манипуляторами или крюковыми захватами для установки сменного оборудования на шасси автомобиля.
Строительство и логистика
Манипулятор может эффективно работать на коттеджном строительстве, совмещая погрузку, перевозку и разгрузку кирпича, железобетонных плит и других стройматериалов. При этом отпадает необходимость заказывать услуги обычных автокранов.
При решении логистических задач с использованием автомобилей оборудованных КМУ отпадает необходимость применения погрузочной техники. Кран-манипулятор может не только привезти и снять груз на площадку, в некоторых случаях он может разместить его непосредственно в месте хранения или использования.
Выбор КМУ для грузовика
Предприятия, занимающиеся продажей, установкой и обслуживанием КМУ, предлагают различные варианты поставки. Они могут предоставить готовый вариант на желаемой платформе, а могут смонтировать оборудование на шасси клиента.
Краново-манипуляторные установки монтируются на отечественные автомобили – ГАЗель, ГАЗон, КамАЗ, МАЗ, а также практически на все иномарки. К тому же, востребованными на рынке остаются корейские и японские б/у «воровайки».
Выбирая КМУ, следует обратить внимание на:
Стоит помнить, что максимальная грузоподъёмность достигается при минимальном вылете стрелы. Поэтому внимательно изучите грузовысотные характеристики краново-манипуляторной установки.
Все КМУ – L- и Z-типов – оборудуются телескопической стрелой. В большинстве случаев это 3-х, 4-х или 5-секционные модели. При этом стрелы с одинаковым количеством секций, одной длины и сечения могут иметь разный грузовой момент. Во многих моделях краново-манипуляторных установок секции выдвигаются поочерёдно, но есть и такое оборудование, где выдвижение стрелы происходит пропорционально.
Важно! Если стрела телескопируется пропорционально, т.е. все секции выдвигаются одновременно, грузовой момент будет ниже, чем у стрелы с последовательным выдвижением.
Работать с тяжёлыми грузами на манипуляторе с пропорциональным выдвижением не рекомендуется. Это связано с тем, что последняя внутренняя секция стрелы самая тонкая и предназначена для более лёгких грузов. Перевес на ней может привести к прогибу и, как результат, выходу КМУ из строя.
Стоит обратить внимание на профиль стрелы. Самыми распространёнными являются четырёх-, пяти- и шестигранные. Белее профилированные секции обеспечивают прямолинейность движения и позволяют более точно центрировать их при телескопировании.
Важное значение может иметь возможность установки дополнительного оборудования – гидравлического захвата для штучных грузов и контейнеров, грейфера для сыпучих и мелко кусковых материалов, люльки для подъёма людей. Широкий выбор сменного рабочего оборудования гидроманипулятора позволит диверсифицировать предлагаемые услуги и повысить доход КМУ.
Почему удобно работать кранами-манипуляторами
Машина с манипулятором это в первую очередь коммерческая техника. Следовательно, она должна приносить доход. Объединение функций крана и грузовика в одной спецтехнике позволяет экономить время и средства, а также дифференцировать риски.
Аренда КМУ, например, при строительстве коттеджа или малоэтажного дома позволит снизить расходы. Ведь чтобы привезти стройматериалы не нужно будет нанимать отдельно грузовой автомобиль для перевозки и бригаду грузчиков для их выгрузки. А ещё кран для подъёма. Все эти операции легко выполнит один человек на кране-манипуляторе.
Что делать, если машинисту нужно удостоверение для работы на кране-манипуляторе
Машинист крана-манипулятора – профессия востребованная. Это связано с тем, что во многих отраслях промышленности, в строительстве и при перевозке различных товаров используются КМУ, установленные на грузовой автомобиль. Но многие не знают, что для работы на этой технике водитель обязан иметь удостоверение, подтверждающее, что он умеет использовать манипулятор.
Машинист крана-манипулятора – профессия востребованная. Это связано с тем, что во многих отраслях промышленности, в строительстве и при перевозке различных товаров используются КМУ, установленные на грузовой автомобиль. Но многие не знают, что для работы на этой технике водитель обязан иметь удостоверение, подтверждающее, что он умеет использовать манипулятор.
Чтобы получить удостоверение, все операторы КМУ проходят обучение по специально разработанной программе. Она подразумевает не только овладение навыками управления установкой, но и умение совершать все действия эффективно и безопасно. Кроме того, на курсах человек получает знания об устройстве манипулятора. Изучаются не только приборы и принципы работы крана. Будущие специалисты учатся осуществлять ремонт и следить за состоянием всех механизмов агрегата.
Крановщик должен уметь правильно распознавать сигналы стропальщиков при перемещении груза. Изучение методов надежной строповки входит в учебный курс. Эксплуатируя манипулятор, оператор обязан соблюдать правила безопасности. Особое внимание уделяется изучению инструкции по охране труда, в которой описывается, как правильно и безопасно использовать КМУ.
Что должен уметь специалист?
По окончании курсов слушатель может получить удостоверение, дающее ему право на управление КМУ. Машинист крана участвует в проведении:
Оператор должен уметь проводить профилактический ремонт управляемой им конструкции, а также осуществлять грамотное техническое обслуживание, которого требует манипулятор. Для получения документа специалисту нужно иметь не только технические знания, но еще и обладать умением распределять внимание, способностью к координации одновременных движений рук и ног. Также необходимы хорошие навыки вождения. Профессиональный машинист КМУ должен уметь поводить диагностику крана, следить за приборами, отвечающими за безопасность устройства, контролировать исправность манипулятора.
Получить документ, подтверждающий навыки управления КМУ, можно в специализированных учебных центрах, которые обеспечивают подготовку специалистов. Курсы проводятся в соответствии с требованиями Ростехнадзора, разработанными для соблюдения мер безопасности. После изучения полного курса машинист проходит аттестацию. Удостоверение, выданное учебным центром, полностью соответствует стандартам, установленным государственными органами.
Покупка документа: доверить ли такому специалисту установку?
Так как работа машиниста обычно хорошо оплачивается, некоторые решают приобрести документ, подтверждающий квалификацию, не проходя специальные курсы подготовки. Чтобы пройти обучение, придется потратить на это время, а водители грузовых автомобилей не желают упускать потенциальный заработок оператора манипулятора. Увидев объявление о быстром изготовлении удостоверения для машиниста, они, не задумываясь, покупают его.
К сожалению, услугами тех, кто размещает подобные объявления, пользуются и крановщики, которые уже были аттестованы, но потеряли свои права либо достаточно долго время не работали по специальности. Восстанавливать удостоверение или переаттестовываться они не хотят. Поэтому получение документов в течение одного или нескольких дней так привлекательно для людей, которые не желают тратить свое время.
Но такие действия приводят к тому, что плохо обученные люди начинают работать на кранах, подвергая опасности себя и окружающих. Риск поломки механизмов в данном случае тоже возрастает. Ведь машинист манипулятора не обладает необходимыми для работы знаниями, такими как:
Особенности профессиональной деятельности машиниста
Работа с КМУ подразумевает взаимодействие с тяжелой техникой и оборудованием, поэтому крановщику нужно обладать усидчивостью и уметь сосредотачиваться на работе. Одно неверное движение может привести к плачевным последствиям. Кроме того, оператор манипулятора должен обладать хорошо развитой координацией, а также 100-процентным слухом и зрением. Также нужно иметь устойчивость к укачиванию, ведь работа крана связана с постоянным вращением.
У оператора манипулятора должен быть рациональный склад ума, благодаря чему он сможет быстро и четко оценивать ситуацию и перемещать груз точно в выбранное место. Отсутствие боязни высоты тоже приветствуется. Специалист, прошедший аттестацию и получивший удостоверение машиниста, также должен уметь обеспечивать устойчивость крана.
При переходе на другую, более современную КМУ, оператор обязан пройти процедуру переквалификации. Если имел место перерыв в работе, который длился больше года, необходима проверка знаний и переаттестация. Только после нее специалист получает обновленное удостоверение.