Машины чтобы сделать что телеграфы чтобы передавать что
Машины чтобы сделать что телеграфы чтобы передавать что
Тихон Иванович Полнер
Лев Толстой и его жена
История одной любви
Предисловие к русскому изданию
Творения Толстого теснейшим образом связаны с его интимной жизнью. Это утверждение относится не только к беллетристике. Оно всецело подтверждается внимательным рассмотрением философских, религиозных и политических работ великого автора.
Говорят: наслаждайтесь произведениями искусства и оставьте в покое личность автора. Даже и это не верно. Часто биографические изыскания углубляют понимание произведений искусства. «Оставить в покое» личность проповедника и пророка — уже совершенно невозможно. И не потому только, что слова без дел не убеждают. Важно, что характер самой проповеди, ее содержание, противоречия, эволюция воззрений бывают подчас необъяснимы без тщательного исследования интимной жизни проповедника.
К такому убеждению я неизбежно склонялся каждый раз, когда пытался проследить фазы развития Толстого.
Но приходилось останавливаться. Исследованию семейных отношений Толстого, конечно, не было места ни при жизни его, ни над его свежей могилой, ни при жизни гр. Софьи Андреевны. Да и опубликованных материалов казалось недостаточно.
Теперь обстоятельства изменились. За последние годы появилось в печати довольно много статей и книг, затрагивающих прямо или косвенно семейную жизнь Толстого. В примечании я указываю важнейшие работы этого рода.
Большинство авторов (особенно В. Г. Чертков и А. Б. Гольденвейзер) относятся крайне сурово к памяти гр. Софьи Андреевны. Их обвинения — скажу прямо — я считаю несправедливыми.
И все-таки в мою задачу вовсе не входят ни реабилитация памяти гр. Софьи Андреевны, ни установление виновных в трагедии жизни Толстого. Я сознательно не углубляюсь во многие опубликованные подробности. Деликатной темы супружеских отношений я касаюсь лишь постольку, поскольку это необходимо для понимания творений Толстого и в особенности — эволюции идей его проповеди.
При этом я стараюсь быть беспристрастным.
Предисловие к немецкому изданию
Среди приветствий, полученных Толстым в юбилейные дни 1908 года, был газетный лист с иллюстрацией: по полю, слегка занесенному снегом, идет странник. На нем старая, подпоясанная солдатская шинель. На голове вязаная шапка монастырского типа. За плечами мешок. Правой рукой он опирается на высокую палку. Длинная седая растительность обрамляет лицо. Громадный лоб изрыт «геологическими переворотами». Из-под нависших седых бровей глядят на зрителя острые, всепроникающие глаза. В суровом страннике нельзя не узнать Толстого, хотя изображение лишено того мягкого выражения, той чувствительности, доброты, тех слез умиления, которыми часто озарялось лицо великого писателя в последние годы его жизни.
Толстой с глубоким волнением смотрел на картину.
— Ах, если бы Лев Николаевич в самом деле был таким. — сказал он, наконец, со вздохом.
Но всю свою жизнь он был именно таким странником. Всю свою жизнь со страстным вниманием вглядывался он в самые важные вопросы человеческого существования. Он искренно искал на них ответа и, достигнув одного прибежища, недолго оставался на отдыхе, снимался с места и снова шел вперед и вперед в поисках истины. Это жадное искание истины объединяет всю его жизнь, все его произведения — литературные, философские, религиозные.
Как ветхозаветный пророк, он громил людские предрассудки, людскую глупость, людские грехи — всю нашу неустроенную, тяжелую, несправедливую жизнь. И этим он пленил сердца страдающего и ищущего человечества. Он был гениальным художником. Но для многих значение его не исчерпывалось наслаждением от чтения замечательных беллетристических творений. Он поднял с необычайною силою вопросы, которыми в наше время мучаются многие сердца. С бесстрашием пророка и величайшей энергией он напал на завоевания нашей цивилизации.
— Машины, чтобы сделать что? Телеграфы, чтобы передавать что? Школы, университеты, академии, чтобы обучать чему? Собрания, чтобы обсуждать что? Книги, газеты, чтобы распространять сведения о чем? Железные дороги, чтобы ездить кому и куда? Собранные вместе и подчиненные одной власти миллионы людей для того, чтобы делать что? Больницы, врачи, аптеки для того, чтобы продолжать жизнь, а продолжать жизнь зачем?
И в условиях социального неравенства, ненависти и борьбы он не находил удовлетворительных ответов на эти вопросы.
Культуру, науку, искусство для немногих, для избранных он возненавидел и преследовал бешеными сарказмами и пророческими проклятиями…
Его поклонники, многие его биографы думают, что он нашел и прописал целебные средства от констатированных им социальных недугов.
Едва ли. Чтобы убедиться в противном, нет необходимости разбирать детально и критиковать его учение.
Достаточно оставить его наедине с самим собою. Переходя от одних решений к другим, он сам беспощадно «сжигал все, чему поклонялся» ранее. И на смертном одре в Астапове уже холодеющими устами он шептал: «Искать, всегда искать…»
В предлагаемой книге я пытаюсь подойти к Толстому, не складывая молитвенно рук. Для меня он человек (правда, гениальный), которому не чуждо ничто человеческое. Опровергать его идеи я предоставляю ему самому. Смена фаз духовного развития Толстого переплетена (как и у всех людей) с обстоятельствами его интимной жизни. Вот отчего я взял фоном моего рассказа историю семейных отношений Толстого.
К тому же, тема эта — самостоятельно и с возможною полнотою — еще мало изучена.
У меня была возможность пользоваться для исследования не только печатными источниками. Я мог заглянуть в неизданные дневники Толстого и в рукописные воспоминания о нем.
Трудно представить себе то возбуждение, которое охватило Россию в конце пятидесятых годов. В образованном обществе давно зрели либеральные воззрения. Тяжелая рука реакционного правительства Николая I, во имя мощи России, держала эти течения под спудом. Гонения на «красные» идеи особенно усилились в связи с революционным движением, прокатившимся по Европе в 1848 году. Но и само правительство понимало, что многие старые формы русской жизни уже не соответствуют ничьим интересам. Таково было, например, крепостное право. В глубокой тайне в петербургских канцеляриях медленно разрабатывались проекты реформ. На верхах царствовала, однако, столь великая самоуверенность, что чиновники, занятые этим, сами не верили в свое дело.
Самоуверенности положен был конец падением Севастополя. Война часто является экзаменом не только дипломатического искусства и боеспособности страны: она проверяет также всю правительственную систему и безжалостно разрушает у всех на глазах горделивые иллюзии.
Экзамена севастопольской кампании русское правительство не выдержало. Государственной мощи, ради которой принесено было столько жертв, — не оказалось. В обществе ходили упорные слухи о самоубийстве императора Николая, не пережившего крушения своей правительственной системы. С наследником престола связывались самые радужные надежды. Ученик поэта Жуковского, чувствительный, мягкий — он, казалось, был послан самим небом, чтобы залечить глубокие раны России, заставить забыть суровое правление отца и повести страну к возрождению.
Приемы, которыми пользуются угонщики: рассказываю, что делать, чтобы вашу машину не украли
Противоугонные устройства, иммобилайзеры, телематика – всё это хорошо. Но куда более важна пассивная защита от угона машины
Начнем с того, что вероятность угона вашего автомобиля во многом определяется его маркой. Перечень наиболее угоняемых (а также неугоняемых) машин публикуется постоянно. И не следует думать, что угоняется только нечто престижное – напротив, в наше время машины часто угоняют для последующей разборки и поэлементной продажи. Не случайно угоняется так много вазовских машин – они по-прежнему остаются массовыми, а потому и запчасти для них постоянно нужны.
В общем, всегда полезно знать, пользуется ваш автомобиль повышенным вниманием в криминальном мире или нет. В ряде случаев спрос на тот или иной автомобиль возникает после того, как на первые партии проданных машин вышел гарантийный срок. Владельцы таких автомобилей зачастую меняют официальные станции техобслуживания на те, что подешевле – вот здесь-то обычно и всплывают детали угнанных машин.
Впрочем, соблюдать правила элементарной безопасности полезно всем, а не только тем, чья машина находится в зоне риска за одно только название. Перечислим некоторые из них.
• Сев за руль, сразу же заблокируйте все двери. Постарайтесь запрограммировать машину так, чтобы при однократном нажатии на кнопочку брелока разблокировалась только водительская дверь. И еще – сразу же пристегнитесь. В кинобоевиках очень любят вытаскивать из-за руля непристегнутых водителей.
• Не пользуйтесь системами типа «свободные руки» (это когда вы подходите к машине, а она приветливо разблокирует двери). Если такая опция уже предустановлена, постарайтесь ее отключить. В противном случае всегда есть шанс, что вашей «добротой» воспользуется тот, кто как бы случайно оказался поблизости. Вторая опасность – легкость угона таких машин с помощью приемопередатчика. Один жулик идет за вами и, в удобный момент, считывает код с вашей метки, передавая ее на приемник своего коллеги, дежурящего возле вашей машины. Тот без проблем проникнет внутрь – дальше уже неинтересно. Не факт, что машину при этом угонят, но вот опустошить ее багажник или салон – это сплошь и рядом. Особенно, если дело происходит возле большого гипермаркета, из которого вы таскаете новые и новые покупки. Причем хватиться пропажи вы можете далеко не сразу.
• Ни при каких обстоятельствах не отходите от машины, оставив в ней ключ или брелок. Обычно такое происходит при выезде из гаража – надо запереть ворота, а машина при этом тарахтит. Другая схожая ситуация – на АЗС: вы уходите платить, а за руль мгновенно прыгает нехороший человек, слоняющийся неподалеку.
• Приехав на автомобиле в ресторан, театр или, скажем, на фитнес, не оставляйте автомобиль вблизи от входа. В таких местах угонщик мгновенно высчитывает, сколько времени есть в его распоряжении. Гораздо правильнее поставить машину подальше и пройти хотя бы квартал пешком.
• Если вы купили бэушную машину с ранее установленной противоугонной системой, то при первом удобном случае установите еще одну – вполне подойдет иммобилайзер. Назовем это перестраховкой.
• Увидев ночью из окна, что добрые люди копаются возле вашей машины, не бегите в пижаме на улицу (если вы – не Джеки Чан), а позвоните специально обученным людям. На такие обращения полиция обычно реагирует.
• Если у вас установлен механический блокиратор рулевого вала или коробки передач, то можно уверенно предположить, что вы пользуетесь этой защитой не постоянно, а так – по настроению. Дело, конечно, ваше, но именно в такие моменты и происходят неприятности!
• Если на стоянке перед гипермаркетом машина почему-то перестает реагировать на брелок, то есть вероятность того, что здесь идет «охота». Поэтому не нужно запирать машину по старинке механическим ключом – лучше сделайте круг почета, найдите другое место и т.п. Скорее всего, вас «пасут» и спокойно ждут, когда машина останется без охраны. Если то же происходит возле дома, то хотя бы временно уберите машину куда угодно, хоть за квартал.
• Помните о том, что угонщики любят разыгрывать небольшие представления – не поддавайтесь на их провокации! Типичные сюжеты – это консервная банка, привязанная сзади к бамперу, прилипший к заднему стеклу лист бумаги… Как правило, владелец машины притормаживает, чтобы разобраться, что к чему, и выходит из машины – именно это от него и требовалось. Примерно так же работают борсеточники, спускающие правое заднее колесо… Вы сидите там на корточках, а жулик в это время тибрит вашу борсетку с деньгами и документами. Другой возможный сюжет обычно встречается на перекрестках: в салон автомобиля, у которого открыто окно, забрасывают какую-нибудь мерзость: например – крысу. Дамочка вылетит из-за руля мгновенно, да и не всякий мужик спокойно отреагирует …
Как обезопасить себя от самой популярной схемы мошенничества. Подробная инструкция 09:45, 16 ноября 2020 Версия для печати
Рассказываем о самой популярной схеме мошенничества. Предотвратить ее несложно: достаточно нескольких простых проверок при подготовке рейса. Но к сожалению, многие компании не используют их, и мошенники продолжают активно и успешно использовать эту схему.
О самой распространённой схеме хищения грузов рассказывает учредитель Объединенной Технологической Компании (ОТК) Михаил Алтунин.
В своей работе в транспортной безопасности мы сталкиваемся с разными схемами мошенничества. В этой статье мы расскажем о самой распространенной из них – переадресации, и о том, как с ней бороться.
Эта схема – самая простая для реализации. В отличие от других, более сложных схем, мошенником может быть только один человек с интернетом и телефоном. Эта схема также и самая простая для противодействия. Даже простых проверок, которые под силу любому логисту, чаще всего достаточно, чтобы значительно снизить риски. Но к сожалению, много компаний не делают даже таких простых проверок, и эта схема остается самой популярной среди мошенников.
Описание схемы мошенничества
Действие 1: подготовка мошеннической схемы и перевозки.
Мошенник заводит подставное юрлицо, которое будет играть роль компании-перевозчика.
Мошенник, с помощью бирж по поиску грузов и машин находит подходящие друг другу водителя и груз.
Мошенник связывается с Экспедитором и Водителем. Оформляются все необходимые документы. При этом Мошенник делает Водителю привлекательное предложение. Например, оплата наличными на разгрузке.
При передаче документов Экспедитору Мошенник подменяет номер телефона водителя своим номером. Т.е. для Экспедитора по телефону Мошенник играет роль водителя.
Действие 2: проведение перевозки, переадресация, хищение груза.
Водитель грузится как обычно, но всю связь при этом он ведет через Мошенника.
Для Заказчика и Экспедитора, в свою очередь, Мошенник играет по телефону роль водителя.
Через некоторое время Мошенник просит водителя разгрузиться в другом месте, не по ТТН. Объясняет, например, что склады загружены, не могут принять груз и т.п.
Для Заказчика и Экспедитора, Мошенник продолжает в качестве Водителя отвечать, что едет по маршруту. Когда задержка в прибытии становится явной, может говорить, что сломался и ожидает ремонта.
Водитель проводит разгрузку в указанном Мошенником месте.
Мошенник начинает сбывать похищенный груз.
Мошенник еще какое-то время держит связь с Заказчиком и Экспедитором, чтобы выиграть время для сбыта груза, потом отключает телефон, чтобы не отследили.
Как обезопасить себя от этой схемы
Помогают даже самые простые методы, которые может использовать любой логист.
Проверить юрлицо перевозчика
Мошенник использует подставное юрлицо. Либо заведомо фиктивное юрлицо, не ведущее никакой реальной деятельности. Либо реальное юрлицо, но не имеющее к мошеннику отношения. Поэтому надо проверять, что вы имеете дело с реальным работающим юрлицом и общаетесь именно с ним.
Например, проводить следующие проверки:
1. Проверить уставные данные юрлица по специализированным сервисам (Контур, Спарк, Репутация):
2. Проверить контакты юрлица
Проверить водителя
Мошенник передает Экспедитору либо данные фиктивного водителя, либо данные реального водителя, но меняя его номер телефона на свой. Поэтому надо проверять, что вы имеете дело с реальным водителем и общаетесь действительно с ним.
Например, проводить следующие проверки:
3. Проверить документы водителя по специализированным сервисам (ГИБДД и подобные):
4. Проверить контакты водителя
Другое
Существуют и другие способы обезопасить перевозку, например:
5. Проведение инструктажа водителя о недопустимости выгрузки не по ТТН.
6. Проверка на погрузке телефона водителя при личной встрече.
7. Подключение трекинга водителя или машины.
Заключение
Описанная выше схема – достаточно простая. Даже простые методы, описанные выше, значительно снизят ваши риски пострадать от такой схемы.
К сожалению, много компаний не делают даже таких простых проверок. Поэтому эта схема – самая распространенная, и мошенники продолжают успешно ее использовать.
Существуют и более сложные схемы, для которых недостаточно методов, описанных выше. О таких схемах и о том, как с ними бороться, мы расскажем в одной из следующих статей.
Михаил Алтунин
Учредитель ОТК
+7 916 660 7289
Телеграф — дедушка Интернета: с чего все начиналось
Первым способом моментальной связи на больших расстояниях стал телеграф. И именно во времена телеграфа возникло многое из того, что до сих пор свойственно для информационной инфраструктуры
Каждый раз, говоря о революции, которую Интернет произвел в передаче информации, и мерах по ее защите заодно, — полезно не забывать, что было предыдущей сравнимой масштабу революцией. В этом контексте часто вспоминают печатный пресс, иногда — радио и телевидение.
Но во многих отношениях было бы гораздо более справедливо вспомнить про телеграф. Именно телеграф впервые позволил передавать информацию фактически моментально, а конкретно электрический телеграф впервые задействовал для этого электрический сигнал.
Сейчас это может показаться странным, но возможность радикально ускорить передачу информации была оценена по достоинству далеко не сразу. Телеграфным компаниям понадобилось немало сил и времени, чтобы убедить современников в ценности своих услуг.
Итак, какие проблемы информационной безопасности решали люди в золотой век телеграфа, какие связанные с ним характерные явления появились в те времена и что из этого актуально для нас до сих пор?
1. Феномен провайдера связи и слежка государств
Сообщение перестало быть равнозначно своему носителю. Сообщение теперь, с одной стороны, было эфемерным — набор сигналов в проводах в карман не положишь. С другой стороны, на обоих концах провода оно могло быть запротоколировано в виде бланков и отчетов о передаче.
Более того, если говорить о телеграфе как о коммерческом сервисе, впервые возник феномен «провайдера связи», имеющего доступ к коммуникациям своих клиентов. Да, до телеграфа была почта, которая тоже имела потенциальный доступ к письмам, но у почтальонов не было необходимости читать их содержание для повседневной работы. А вот на телеграфе это было неизбежно.
Тогда же появилось требование, знакомое нам по современным системам контроля за телекоммуникациями типа СОРМ или PRISM, — некоторые страны обязали телеграфные компании хранить бланки с текстом отправленных сообщений, чтобы полиция могла впоследствии их изучить в случае необходимости.
2. Перехват сообщений
Если перехват обычного письма незаметно для курьера, без следов его вскрытия был целым предприятием, то телеграфный кабель был по определению доступен для «несанкционированного подключения».
А поскольку на заре эры телеграфа правительства почти повсеместно ввели запрет на передачу зашифрованных сообщений, это дало мощный толчок развитию стеганографии — маскировки зашифрованного сообщения под невинный текст.
Здесь использовались как усложненные сигналы («сэр, ваш багаж и плед в шотландскую клетку будут ждать вас на станции», где упоминание «шотландки» на самом деле передает имя лошади, победившей в забеге на дерби в 1840 году), так и более хитрые системы.
Например, известен случай, когда некие банкиры подкупили телеграфиста (еще во времена оптического семафорного телеграфа), который допускал в сообщениях оговоренные опечатки, содержавшие закодированную информацию о движении рынка на бирже.
Вышеупомянутые банкиры при этом наблюдали за телеграфным семафором линии Париж — Тулуза скрытно, издалека — снимая информацию, которая давала им преимущество на рынке, «беспроводным» способом.
3. Гонка вооружений «хакеров» и полиции
Сегодня хватает историй как про хакеров, использовавших уязвимость, про которую никто не подумал, так и про преступников, которые попались, потому что оставили «информационные отпечатки пальцев», о которых и не догадывались.
С телеграфом людям также пришлось адаптироваться к тому, что информацию можно было передавать на большие расстояния практически моментально. Упомянутый выше случай с «шотландкой» на самом деле интересен не только и не столько использованным шифром, сколько тем, что букмекер не учел саму возможность использования телеграфа игроками.
Как и сегодня, технологии работали как на мошенников, так и на полицию. Один из случаев, произведших большое впечатление на власти и способствовавший принятию решения о более широком использовании телеграфа, заключался в простой поимке вокзального вора.
Тонкость была в том, что пойман он был на следующей станции по пути следования поезда — только благодаря тому, что сводка по нему была передана туда по телеграфу. До этого никакого практического способа передать информацию быстрее поезда у полиции и администрации железной дороги не было.
4. Бинарный код
После некоторых метаний и шатаний телеграф повсеместно принял на вооружение код Морзе, использовавший сочетания коротких и длинных сигналов — точек и тире — для кодирования букв и цифр. По сути это те же нули и единицы, которыми мы пользуемся сейчас.
Правда, код Морзе не был основан на двоичной системе счисления как таковой, поэтому не пережил перехода коммуникаций из «аналога» в «цифру». Однако именно с кода Морзе начинается практическая история использования простых, легко различимых электрических сигналов для кодирования сообщения.
После этого оставалось только осмыслить все возможности бинарной системы, в том числе логические, для того чтобы в итоге сделать ее основой всех компьютерных вычислений.
5. Сохранность сообщений
В 1870-е годы с уменьшением строгости запретов на использование криптографии широкое распространение получили так называемые коммерческие шифры. Это были, по сути, словари, содержавшие кодовые слова для передачи ключевых понятий и целых оборотов и предложений.
Такие шифры разрабатывались отдельными организациями и компаниями для собственных нужд, а также продавались для общего пользования. Как таковой защиты от умышленного взлома они не обеспечивали, но помогали сокращать сообщения и хоть как-то защищать текст от посторонних глаз.
Но поскольку кодовые слова часто являлись вымышленными или просто набором букв, телеграфисты часто допускали ошибки. Известен случай, когда один из партнеров по торговому предприятию передал другому в 1887 году сообщение «КУПИЛ ВСЕХ ВИДОВ [ШЕРСТИ], 500 000 ФУНТОВ» (в зашифрованном виде: «BAY ALL KINDS QUO»). Оператор ошибся в одной букве («BUY ALL KINDS QUO»), что второй партнер воспринял как инструкцию «ПОКУПАЙ ВСЕ ВИДЫ [ШЕРСТИ], 500 000 ФУНТОВ».
Когда ошибка вскрылась, компаньонам пришлось избавляться от излишков, рынок упал, и они понесли большие потери. Попытки судиться с телеграфной компанией успехом не увенчались. Неудачливым бизнесменам вернули только стоимость телеграммы, причем в попытках понять, кто же должен нести ответственность, дело дошло до Верховного суда.
Как телеграф повлиял на развитие информационной инфраструктуры и информационной безопасности
Сегодня для защиты от таких ошибок используются контрольные суммы, позволяющие быстро проверить, отличаются ли, например, два файла. В то время телеграфные компании предоставляли услуги по проверке идентичности переданного и полученного текстов за дополнительную плату.
Последняя телеграфная служба, пользовавшаяся традиционной «электрической» инфраструктурой, — индийская BSNL прекратила работу в 2013 году, американский Western Union перестал отправлять телеграммы еще раньше, а уж роль критически важной части коммуникационной инфраструктуры телеграф потерял задолго до этого.
Тем не менее его роль и его уроки заслуживают того, чтобы о них помнить. Том Стендедж, из книги которого мы и позаимствовали примеры для этого поста, назвал телеграф «Викторианским Интернетом» — нам кажется, вполне заслуженно.