Машины яндекс с камерами что это такое
Как выглядят беспилотные автомобили Яндекса нового поколения
В прошлом году Яндекс начал сотрудничать с компанией Hyundai Mobis, одним из крупнейших в мире производителей автомобильных компонентов. Мы договорились, что вместе займёмся разработкой платформы для беспилотных автомобилей. Сегодня мы готовы показать результат — беспилотный автомобиль Яндекса нового поколения на базе Hyundai Sonata.
Новый беспилотный автомобиль в инженерном центре Яндекса
Особенность новых машин — в том, что впервые наряду с Яндексом в их создании участвовала автомобильная компания. В Hyundai Mobis доработали электронные блоки управления автомобилем (ЭБУ), а Яндекс усовершенствовал сенсоры, которые в режиме реального времени собирают данные о дорожной обстановке.
Автомобиль на дорогах Москвы
ЭБУ, которые используются в новых автомобилях, изначально создавались для машин под управлением человека. Инженеры Hyundai Mobis модифицировали их так, чтобы они учитывали задачи и особенности автономного вождения. Благодаря доработкам электронные блоки более эффективно взаимодействуют с технологией беспилотного управления, разработанной в Яндексе.
Радары теперь расположены на крыше
Инженеры Яндекса уделили много внимания сенсорам, с помощью которых автомобиль ориентируется на дороге. Радары теперь расположены на крыше — так система различает больше машин спереди и сзади. Лидары на передних крыльях лучше «видят» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора. У автомобиля стало больше камер, причём они имеют разное фокусное расстояние — это позволяет одинаково хорошо воспринимать как близкие, так и далёкие объекты.
Лидар на переднем крыле
Каждый объект вокруг машины теперь фиксируют ещё больше сенсоров, чем раньше. За счёт этого система получает максимально подробную информацию о других участниках движения в самых разных погодных и дорожных условиях.
Если вы живёте в Москве, вы, возможно, уже встречали наши новые беспилотные автомобили на дорогах. Они выехали на улицы столицы в начале марта, а скоро появятся в Иннополисе и в США, где Яндекс тоже проводит испытания. До конца года наш флот пополнит сотня автомобилей нового поколения.
Решение о том, как должно быть произведено предотвращение или снижение тяжести аварии, крайне ответственное, так как оно может не только предотвратить аварию, но и привести к более тяжелой аварии. Эти решения принимаются с помощью прогнозов о дальнейшем развитии ситуации. Ситуации могут развиваться по-разному, поэтому решение, которое казалось до выполнения решения правильным, может оказаться неправильным. Из-за этого ответственность за эти решения столь высока, что ее следует нести только законодателю. Также нужно добиться того, чтобы можно было использовать как можно больший потенциал предотвращения аварий автомобиля, выше уровня, которого могут достигнуть лучшие водители. Поэтому (в отличие от нормальных ситуаций, в которых автопроизводителю и автовладельцу следует указать, как именно должен двигаться автомобиль в соответствии с ПДД для автономных автомобилей) законодателю одному придется предписать поведение автомобилей в опасных ситуациях. Принцип: в опасной ситуации автомобиль должен выбрать одно из созданных решений и выполнить его. Законодатель может точно предписать действия автомобилей, путем установления того, как должны быть созданы эти решения и как должно быть выбрано одно из этих решений. Чтобы обеспечить приемлемое снабжение автомобилей всей для движения необходимой информацией, законодателю придется предписать уровень распознавания имеющихся обстоятельств для каждого поколения автономных автомобилей с для конкретного поколения допущенными системами. Эти предписания должны обеспечить после аварии точное определение того, что автомобиль должен был знать, как он себя должен был вести и как он себя повел. Таким образом можно с большой точностью определить виновных и степень их виновности, а автопроизводитель едва ли сможет обманом оправдаться, что автомобиль что-то из-за чего-то не увидел. Детальная информация в доступе. Эти предписания сделают необходимыми системы для автономного движения, которые соответствуют этим требованиям, поэтому целесообразнее разрабатывать только такие системы. Создание соответствующей законодательной базы заслуживает высшей концентрации усилий, так как оно приведет к тому, что станет доподлинно известно, как именно нужно создавать автономные автомобили, из-за чего путь к автономному движению будет короче и дешевле. Вы содействуете такому регулированию на законодательном уровне?
Беспилотный автомобиль Яндекс создаёт пробки и провоцирует опасные ситуации на дорогах*
Yandex self driving car (беспилотные автомобили Яндекс)
Яндекс тестирует на улицах Москвы идею self driving car.
Теперь эти машины ездят по дорогам района Хамовники в Москве и создают пробки (104 секунда видео) и опасные ситуации на дорогах (вынуждают пассажира следующей за ним машины выходить на проезжую часть 26 секунда видео), 7 автомобилей выстроилось за беспилотным автомобилем Яндекс, который остановился перед пустым перекрёстком, все сигналят, двое девушек на другой стороне смотрят на машину Яндекса с недоумением: «почему она не едет?»:
Посмотрите видео и Вы поймёте о чём идёт речь. Человек в оранжевой футболке это не тот объект, что мешает двигаться беспилотному автомобилю Яндекс.
Почему пешеходы должны подстраиваться под «искусственный интеллект» беспилотных автомобилей Яндекс и угадывать что на уме у его разработчиков?
Машина создана чтобы облегчить жизнь людям, а не усложнять её.
В общем, либо разработчики беспилотных автомобилей Яндекс научат свой искусственный интеллект нормально водить машину, либо пусть лоббируют закон о поведении пешеходов на тротуаре** (эти могут) (оценочное суждение). Автор видео стоит на тротуаре и не сходит с него.***
* Эта статья призвана повысить грамотность поведения на дорогах и обратить внимание на соблюдение ПДД.
**, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Площадь Пешеходного перехода выделена красным цветом:
Беспилотники уже вовсю ездят по Москве (и не только). Присмотритесь!
Какие у Яндекса беспилотники?
Подавляющее большинство автопарка беспилотников Яндекса основано на хэтчбеке Toyota Prius. На дороге его легко заметить по яркому красно-белому кузову. Яндекс покупает подержанные авто с автоматической коробкой 2014-2017 годов выпуска – пока что компания купила около 90 таких машин и 50 из них уже переоборудовала в беспилотники.
«Переделка занимает всего пару дней, – рассказала Юлия Швейко, представитель пресс-службы беспилотных автомобилей Яндекса, – к концу 2021 года таких машин будет уже тысяча». Для достижения таких показателей нужно сотрудничать с производителями, поэтому весной Яндекс заключил контракт с Hyundai Mobis – дочерней компанией Hyundai Motors, ответственной за запчасти и техобслуживание – на разработку беспилотников. Уже готов один беспилотный седан Sonata, но в Яндексе хотят производить разные типы машин, например, внедорожники или микроавтобусы.
Беспилотник на базе Hyundai Sonata
У каждого автомобиля есть имя. До недавнего момента их называли в честь персонажей сериала про роботов-андроидов «Мир Дикого Запада»: Уайтт, Брайан, Кристофер, Долорес. «Но недавно персонажи закончились, и инженеры придумали специальную нейросеть, которая научилась генерировать новые имена по подобию уже имеющихся. То есть теперь робот придумывает имена роботов для роботов», – говорит Юлия.
Где они ездят?
Яндекс тестирует свои автомобили в Татарстане, Москве и Тель-Авиве. Сначала автомобили проходят испытания на закрытом полигоне в Подмосковье, который имитирует город с тоннелями, светофорами и разными дорожными ситуациями. Там они ездят круглосуточно в автономном режиме, приезжая к человеку, только когда у них заканчивается топливо. Пока что они не умеют заправлять сами себя, но это вопрос времени. По сути, это автомобили 4 из 5 уровней автономности, где человек нужен только в экстренной ситуации (согласно общепринятой классификации ассоциации инженеров-автомобилестроителей SAE International).
Тестирование беспилотников на специальном полигоне
Российские власти разрешили беспилотникам выезжать в реальный город осенью 2018 года. Причем чтобы получить это разрешение, автомобиль должен пройти долгую процедуру госсертификации – из 50 машин Яндекса это удалось сделать пока 35. По правилам, инженер по гарантии качества, должен сидеть на водительском месте на протяжении всей поездки и быть готов взять управление на себя.
Беспилотник в Иннополисе
Зона действия пока что небольшая, но сервис активно развивается: еще в начале лета 2019 года там был только один автомобиль, а осенью их число вырастет до семи. Кстати, в отличие от других тестовых городов, в Иннополисе место водителя пустует, а инженер сидит рядом как пассажир.
В Москве беспилотники тестируют с лета 2019 в районе метро Кунцевская, на нескольких улицах в центре и в спальных районах Бутово, Ясенево и Коммунарка. Компания планирует привезти свой автомобиль и в другие города – например, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
Тестирование беспилотника от Яндекс в Москве
В январе 2019 года Яндекс показал свой беспилотник в Лас-Вегасе на выставке Consumer Electronics Show, причем собирали его на месте из купленного в Америке Prius. Чтобы обучить автомобиль езде по Неваде, ушло две недели, говорит директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Яндекса Артем Фокин: «Когда мы составили маршрут, то поняли, что можем смело пересадить инженера с водительского кресла на пассажирское. И желающих покататься было много: беспилотник работал по 10 часов каждый день».
Беспилотник Яндекса в Лас-Вегасе
В июне 2019 года беспилотное такси приехало в Израиль и в тестовом режиме кружит по Тель-Авиву. Как и в Москве, здесь за рулем находится инженер, который в случае необходимости возьмет на себя управление. Причем речь идет вовсе не о препятствиях – машина легко объедет и яму на дороге, и другие машины. Дело в том, что главный принцип робота-водителя – это строгое следование правилам дорожного движения. И если нельзя будет продолжать движение, не нарушив их, то машина просто остановится.
Яндекс беспилотник в Израиле
«Например, на полосе сломался автомобиль, и нужно выехать на встречную полосу, чтобы его объехать, беспилотник не будет этого делать, потому что это нарушение правил», – говорит Юлия. Для таких случаев и нужен инженер, который берет на себя управление.
В чем особенности российских беспилотников?
Технически все беспилотники мира более-менее похожи. На машину вешают сенсоры, камеры и лидары (лазерные дальномеры), которые сканируют пространство на расстоянии до 300 метров десятки раз в секунду. Таким образом авто определяет себя в пространстве относительно других объектов и выбирает оптимальный маршрут, корректируя его в зависимости от дорожной ситуации.
А дальше начинается самое интересное – машине нужно предсказать действия всех участников движения. Будет ли пешеход переходить улицу? Будет ли перестраиваться этот автомобиль в другой ряд, не включив указатели поворота? И главное – как траектория движения одного повлияет на другого? Опытный водитель нередко может предугадать развитие событий на дороге, и беспилотник должен набрать схожий опыт, накатывая десятки тысяч километров и собирая базу примеров поведения.
В Яндексе подчеркивают, что они создают не «автоматизированную систему помощи водителю, как, например, Tesla, а именно водителя-робота, который сам сможет принимать решения». Именно поэтому они испытывают машины в разных дорожных и погодных условиях. Единственная авария с участием беспилотника от Яндекса произошла в июле 2018 в центре Москвы на Трубецкой улице, когда в беспилотник на светофоре врезался невнимательный водитель, говорит Юлия. В результате повредили заднюю часть «умной машины» – бампер, крылья, багажник.
Всего за два года Яндекс наездил миллион беспилотных километров. Такие показатели есть только у американских компаний Waymo, Uber и китайской Baidu. Кроме Яндекса, свои машины в России тестируют университет МАДИ, КБ «Аврора», специализирующееся на робототехнике, производитель грузовиков «КамАЗ», лаборатория университета «Иннополис» и Таганрогский университет, но каких-либо серьезных успехов они пока не добились – у них есть только единичные прототипы.
А есть ли прибыль?
Как рассказали в пресс-службе «Яндекса», они планируют запустить функцию беспилотного такси в разных городах России уже в течение 5 лет, причем уже через 2-3 года такси может появиться в разных районах Москвы.
Яндекс.Такси в Иннополисе
Общие размеры инвестиций компания не раскрывает, однако говорит, что больше всего денег тратит именно на инженеров-разработчиков. Кроме того, Яндекс очень ждет, когда в России появится законодательное регулирование перевозок на таких автомобилях, вроде американского Self Drive Act.
Яндекс.Такси в Иннополисе
«В случае успеха проект может сделать Яндекс значительно более крупной компанией, выручка которой к 2030 году вырастет на 85% в сравнении с годом начала коммерческого запуска автономных автомобилей», — говорится в отчете.
Прокатились на беспилотниках Яндекса: как ощущается будущее и почему оно ещё не наступило
Человечество давно мечтает об автоматизации многих рутинных процессов. И тут как в той фразе: «лень — двигатель прогресса». Лифт возит на нужный этаж, дома робот-пылесос, а еду можно заказать уже готовую к употреблению. Самостоятельное выполнение некоторых, казалось бы, привычных процессов становится больше осознанным решением и желанием, чем необходимостью. Так же с автомобилями. Вскоре автомобиль, который, как такси, встретит вас, довезёт куда надо и отправится искать парковку.
Одним из участников мирового движения беспилотных автомобилей является Яндекс. Я встретился с Юлией Швейко, руководителем пресс-службы беспилотных автомобилей Яндекса, и на себе опробовал, каково это, — передвигаться по Москве без участия водителя. В этой статье я расскажу, что к чему и почему мы до сих пор вынуждены лично сидеть за рулём.
Как оно едет? Технологии
Первое, про что хочется рассказать — техническая часть. Конечно, в глаза сразу бросаются сами автомобили. В парке Яндекса, по сути, две модели, это Toyota Prius и новая Hyundai Sonata. С ними связана интересная история. Так Prius Яндекс себе выбрал сам как платформу для работы. Но сама Toyota никак не участвовала в процессе и у IT-компании не было доступа к управлению системами автомобиля на более низком (читай через «мозги» автомобиля) уровне. А вот с Sonata получилось наоборот: по сути, это спецверсия автомобиля от Hyundai Mobis, в котором Яндексу дали доступ к более глубинным системам автомобиля, и автопроизводитель специально доработал электронный блок управления (ЭБУ) автомобилем. Нужно это для более тесной интеграции системы беспилотного управления и её взаимодействия с узлами автомобиля. Ведь изначально блоки автомобиля заточены под управление человеком, у автопилота другой подход к управлению. Также были учтены нюансы расположения различной аппаратуры.
В действительности, решение «поисковика» должно делать всё то, что делает человек. Но это сперва может показаться легко, ну распознавай разметку, включай поворотники, газуй/тормози да руль крути. Всё так. Но самый сложный момент — анализ и предсказание поведения других участников. И если в будущем беспилотные машины сами будут решать, как и куда двигаться, и делать это без эмоций, то сейчас у машины вокруг множество других участников, и всех их нужно проанализировать и предсказать, куда тот или иной поедет.
Конечно, не мог не спросить Юлию про «начинку». Что тут в наличии? Камеры, радары, лидары и всё управляется автономным (не требует соединения с интернетом) программно-аппаратным комплексом на борту автомобиля — в багажнике. Кстати, на базе двух серверных CPU и трёх GeForce 2080 Ti. Все элементы работают, дополняя друг друга. Машинное обучение и предсказание ситуаций в действии.
Так камеры помимо визуальной оценки ситуации по всем фронтам смотрят за цветом светофора. Также именно по камерам ПО узнает, где находятся объекты вокруг авто, и видит границы проезжей части. А с помощью стереокамер устанавливает расстояние до объектов вокруг.
Лидары за счёт отражения лучей формируют объёмную картину окружения всех объектов вокруг автомобиля. Также делает более точный замер расстояний. Кстати, отдельно из этих данных формируется картинка, которую можно увидеть на экране в тестовых автомобилях.
Радары же используют радиоволны. Нужно это для распознавания объектов на большом расстоянии и определения их скорости.
Как вы уже поняли, основная задача всех систем отслеживания — дать понять автомобилю, что вокруг. Далее специальный алгоритм Яндекса это анализирует и уже правит автомобиль в нужном направлении. Попутно реагируя на всё происходящее. Стоит понимать, что всё это делается ежесекундно и молниеносно. На дороге нет времени для задумчивости.
Катаясь по городу, машины Яндекса делают трёхмерный «слепок» местности — суперподробную карту для последующей обработки алгоритмами анализа, помогающую для лучшей ориентации на местности. А после смены с автомобилей скачивают весь объём данных, с которым потом работает команда компании для последующего улучшения систем.
А кто это за рулём? Как всё обстоит в наши дни
По фото вы уже наверняка заметили, что несмотря на способности автомобиля, за рулём есть человек. Один из главных нюансов, связанных с беспилотными автомобилями во всём мире, — юридический вопрос. Кого считать виноватым в случае ДТП, кто в целом ответственен за всё происходящее. В России, пока что, на водительском месте должен находиться человек. Но есть и подвижки, и прогресс к большим свободам для беспилотников.
Так, в 2020 году постановлением правительства РФ № 1415 беспилотникам расширили географию тестирования. К Москве и Татарстану добавились дороги общего пользования в Ленинградской, Московской, Владимирской, Нижегородской, Новгородской, Самарской областях, а также в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах, Краснодарском крае и Санкт-Петербурге.
Отдельно стоит упомянуть Иннополис в Татарстане. Пока что это единственное место, где беспилотникам позволено ездить с пустым водительским местом (сотрудник Яндекса сидит на пассажирском месте). Жители Иннополиса даже могут вызвать себе беспилотник в роли такси и доехать внутри разрешённой территории абсолютно бесплатно.
Но основной площадкой для компании остаётся Москва. Сложные развязки, непредсказуемый трафик, его изменчивость в зависимости от времени суток и времени года. Факторов сотни тысяч, и это отличная тренировочная площадка для компании. Есть, конечно же, и тестовый полигон, где все новшества проходят первичную обкатку.
Расскажу про человека на водительском месте. Тут всё также непросто. Во-первых это не человек с улицы, это опытный водитель, который к тому же понимает, что вообще происходит и что делает автомобиль. Для этого водитель проходит специальную подготовку, где, помимо всего прочего, обучается специальной посадке в автомобиле. Так нога всегда занесена над педалью тормоза, а руки находятся в непосредственной близости к рулю и повторяют манёвры ИИ. Кстати, перехват управления происходит моментально.
Что дальше?
Однозначного ответа на вопрос, когда мы все пересядем на беспилотные автомобили, нет. Техника уже сделала большой шаг вперёд. Инфраструктура города также развивается. Со временем появятся умные светофоры, которые будут управлять и перенаправлять потоки, а соответственно, заранее говорить автомобилю, когда замедляться и куда перестраиваться. А пробок может и вовсе не будет.
Во многих странах остаётся важным юридический вопрос. Но рано или поздно и он решится. Ведь ещё 20 лет назад никто и не задумывался о машинах без водителя, а сейчас, пожалуйста, они уже неплохо справляются и без нас. Нельзя забывать и о внешнем виде, сейчас беспилотники напоминают лаборатории на колёсах с грозными глазами по периметру. Со временем куда-то все эти камеры-радары-лидары нужно будет упрятать.
Радуют две вещи: в целом технология уже очень хорошо работает в реальной обстановке и у Яндекса уже огромный накат километров (более 8 млн) и база информации для анализа.
Рано или поздно мы будем как герои фильма «Я — робот», получать у автомобиля позволения на переход в ручной режим управления. А когда захотим прохватить на ретроавтомобиле, ваша подруга, возможно спросит: «Он что, на бензине, он же взрывоопасен!».
Как Яндекс делает обычные автомобили беспилотными
Привет, меня зовут Антон Чистяков. Пару лет назад я работал в хелпдеске Яндекса и даже писал здесь про то, как мы придумали вендомат с аксессуарами. Теперь отвечаю за сборку беспилотных автомобилей и роботов-доставщиков. Под катом расскажу, как мы делаем простые машины беспилотными: от момента покупки авто и выбора имени до сборки и калибровки, на которых всё, впрочем, не заканчивается.
Шаг 1. Покупаем автомобиль
В 2019 году Яндекс и Hyundai Mobis заключили соглашение о сотрудничестве: договорились объединить усилия в разработке беспилотных автомобилей. Сейчас все наши машины — Hyundai Sonata 8-го поколения. Почему мы выбрали именно эту модель? Она оборудована всем, что нужно для программного управления рулём и ускорением. Hyundai Sonata, которые мы превращаем в беспилотные, ничем не отличаются от других автомобилей той же модели. Мы покупаем их в обычном дилерском центре. Но подготавливать оборудование — компьютер, комплект сенсоров, проводку — начинаем гораздо раньше. Чуть позже расскажу об этом этапе поподробнее.
После покупки все машины проходят стандартную процедуру постановки на учёт. Им выдают номера и СТС.
Это уже четвёртое поколение наших беспилотников. Как раз о нём Дмитрий Полищук рассказывал на YaC 2020:
Шаг 2. Выбираем автомобилю имя и зачисляем его в наш флот
Для учёта автомобиля в наших внутренних системах мы используем два параметра: его VIN-код и имя. Если перевести в IT-термины, VIN — это MAC-адрес, а имя машины — FQDN. Да-да, у каждой из наших машин есть своё имя. VIN-код слишком сложно запомнить, а госномер может измениться.
Сначала мы называли автомобили в честь героев сериала «Мир дикого запада»: Takoda, Kohana, Akecheta. Когда персонажи закончились, нам на помощь пришла нейросеть, которая сгенерировала 60 тысяч уникальных имён. Так появились Natelio, Keyro, Onipa.
Если встретите на дорогах наш беспилотник, без труда узнаете, как его зовут. Стикеры с именами мы наклеиваем всегда в одно и то же место: справа, под лобовое стекло.
Управлять немаленьким флотом беспилотников нам помогает обширная база данных. В ней хранится информация о каждой машине и событиях, которые с ней происходят. Это своего рода судовой или лабораторный журнал, где мы тщательно фиксируем логи всех поездок: отмечаем неисправности, храним фотографии, записываем изменения, следим за метриками по каждой отдельной машине и всему флоту в целом. Снова обращусь к IT-терминам — наша база очень похожа на ERP-систему.
Шаг 3. Переходим к сборке
Сборкой надо как-то управлять: считать метрики, выстраивать цепочки поставок, оптимизировать ресурсы. Мы делали несколько подходов к этой задаче, и самым эффективным из всех нам показался Scrum-фреймворк. Оказывается, он подходит не только для разработки ПО.
Каждый понедельник мы планируем задачи на неделю вперёд (по сути — устраиваем планирование спринта). Команду dev представляют механики и электрики; за Scrum-мастеров — менеджеры проектов; чтобы приоритизировать задачи и отработать гипотезы, подключаются заказчики.
Дальше всё тоже стандартно: выбираем задачи из бэклога и распределяем их между командами. Одновременно со сборкой машины, команда проводит эксперименты: например, улучшает качество сигнала модемов. Или модернизирует разъёмы для слива логов. Или оптимизирует систему очистки сенсоров.
В течение недели мы регулярно собираем в цеху летучки «на ногах» (daily standup). По пятницам подводим итоги. Story points только не ввели: не прижились они у механиков. Измеряем всё в часах.
Про технологии в целом
Каждый беспилотник собираем как Роллс-Ройс: вручную, стапельным методом. Это означает, что машина всё время стоит на месте, все необходимые узлы и агрегаты доставляют прямо к ней.
Цех беспилотных автомобилей
Мы выбрали этот подход осознанно: собираем очень маленькой серией, по пять машин, поэтому выстраивать даже полуавтоматический конвейер невыгодно. К тому же для конвейера важно, чтобы конфигурация автомобиля не изменялась, а мы всё-таки экспериментируем и можем менять расположение элементов внутри машины, добавлять или исключать элементы из конечной конфигурации.
После покупки и занесения в базу, будущие беспилотники отправляются в наш цех в Москве. Первое, что мы с ними делаем — оклеиваем фирменной ливреей Self-driving car.
Далее полностью разбираем весь салон, включая обшивку потолка и багажника. Чтобы превратить машину в беспилотник, необходимо протянуть почти 200 метров различных проводов от её мозга — вычислителя — ко всем устройствам и узлам периферии. Оборудование, которое находится на крыше (сенсор-бокс), подключаем оптическими кабелями, камеру — коаксиальными, для передачи данных между IP-устройствами используем UTP. Не забываем и про силовые провода: всем частям беспилотника нужно электричество.
Одновременно усиливаем шумо- и виброизоляцию багажника, заодно заглушаем гул системы охлаждения — простое, но очень важное улучшение. Мы используем беспилотники в качестве такси, а значит, должны позаботиться о комфорте клиентов.
Помните, я говорил, что сборка беспилотника начинается ещё до покупки подходящего автомобиля? Чтобы ускорить сборку, мы готовим комплектующие и собираем основные узлы ещё до того, как к нам приедет очередная Sonata.
Большую часть комплектующих мы разрабатываем самостоятельно. Для быстрого прототипирования и экспериментов мы изготавливаем некоторые детали своими силами: в нашем распоряжении несколько 3D-принтеров разных типов и размеров, токарный станок и фрезерный трёхосевой станок с ЧПУ. После продолжительной серии тестов мы заказываем серийные детали на внешних производственных площадках со строгим соблюдением стандартов, нормативов и контролем качества.
Гермобокс для электроники
Под обшивкой каждой машины прячется множество электронных устройств: камеры, лидары, радары, вычислители, система охлаждения, сетевое оборудование, электрические платы с различными входами и выходами. Обо всём этом подробно рассказывал Виталий Подколзин, не буду повторяться.
Корпуса для собственных плат мы также разрабатываем самостоятельно, часть покупных плат перекорпусируем. Например, один из нужных нам свитчей поставляют только в большом стоечном исполнении. Сама плата при этом занимает 60% корпуса. Замена оболочки в подобных ситуациях помогает нам не только сэкономить пространство (напоминаю, мы размещаем всё оборудование в багажнике обычного автомобиля), но и установить дополнительное охлаждение. Места мало, тепла выделяется много: воздух не должен застаиваться внутри корпуса. Приятный бонус — оборудование в одинаковых лаконичных корпусах выглядит стильно.
Пора установить силовую часть. Машина потребляет до 2 кВт. Львиная доля электроэнергии приходится на вычислитель, внутри которого трудятся два серверных процессора и три мощные видеокарты. Фактически каждая наша машина — миниатюрный центр обработки данных. Все вычисления происходят на борту автомобиля, он полностью автономен.
Бортовой компьютер в багажнике
Багажник после установки оборудования
Чтобы беспилотная часть машины могла продолжать функционировать длительное время, мы комплектуем автомобиль двумя дополнительными батареями, от которых питается вся электрическая сеть. К слову, энергопотребление всего беспилотного оборудования меньше, чем у штатных узлов и агрегатов. Упаковываем провода в аккуратные жгуты и разводим по всей машине. Подключения — только разъёмные и рассчитанные именно на автомобиль: чтобы выдерживали вибрации и многократные включения и отключения.
Главное в машине — это безопасность. На всю электронику нижнего уровня — включая устройство, которое подаёт управляющие сигналы автомобилю, — приходят две независимые линии питания. Мы контролируем обе из них. В случае отклонений хотя бы в одной линии машину просто не удастся перевести в автономный режим.
Монтируем заранее собранные узлы, хранившиеся на складе готовых изделий, и подключаем. Тестируем все системы, прежде чем вернуть машине привычный вид.
Автомобиль до и после установки фендера
Устройство фендера с боковым лидаром
Завершаем сборку установкой сенсор-бокса на крышу машины.
Про сенсор-бокс в частности
Большой белый багажник с башней на крыше — тот самый сенсор-бокс. Внутри него собрано самое большое количество «органов зрения». А вообще, чтобы беспилотник мог «видеть» всё, что его окружает, на машину устанавливается три вида сенсоров:
Передний лидар имеет складную конструкцию и в случае механического воздействия уходит во внутреннюю часть автомобиля. В беспилотниках предыдущего поколения все эти сенсоры соединялись проводами с вычислителем. Это было не очень практичное решение: появлялся большой жгут кабелей, который надо было тащить до багажника через полмашины. В четвёртом поколении большую часть этих проводов терминируем уже внутри герметичного сенсор-бокса и соединяем с багажником единым оптическим кабелем.
Сенсор-бокс и лидар Яндекса
Мы живём не в самом благоприятном климате: у нас выпадают все возможные виды осадков, да и резкие перепады температуры не редкость. Всё это загрязняет наши сенсоры и мешает машине «видеть». Поэтому мы разработали специальную систему очистки, которая подаёт на лидар и камеры воздух и воду в правильной пропорции. Радары умеют видеть через закрытые кожухи, скрыты внутри крыши и в очистке не нуждаются.
Компрессор, резервуар для воды, баллон со сжатым воздухом, гидравлическую и пневматическую трассы, из которых состоит система очистки, наши конструкторы сумели уместить в сенсор-боксе на крыше автомобиля. А дизайнеры постарались, чтобы всё это выглядело стильно.
◼︎ Гермобокс с электроникой
◼︎ Система очистки сенсоров
◼︎ Радары
◼︎ Камеры
Шаг 4. Калибруем
Важный этап создания беспилотника — калибровка. Это процедура нахождения некоторых внутренних параметров сенсора и/или его положения относительно машины или другого сенсора.
Как я рассказывал чуть выше, каждая машина снабжена большим количеством самых разных сенсоров. Всем им необходимо работать синхронно, как одно целое, поставляя данные в вычислитель, который определяет логику поведения машины. Ведущий «орган зрения» беспилотника — лидар разработки Яндекса. Все остальные сенсоры мы калибруем относительно него. А он сам калибруется относительно кузова автомобиля.
Калибровка выглядит так: автомобиль перемещается по большому помещению с множеством шахматных досок, расположенных в форме круга и установленных под разным углом. Когда беспилотник накопит достаточно кадров окружающего его пространства с разных ракурсов, сенсоры, используя эти данные, синхронизируются между собой.
Процесс калибровки
Шаг 5. Сертифицируем
После всех наших вмешательств автомобиль уже нельзя назвать обычной Hyundai Sonata. Значит, надо удостовериться, что получившаяся модель надёжна и соответствует стандартам безопасности серийных автомобилей. Поэтому отправляем наши машины на сертификацию в «НАМИ-Фонд». Там беспилотники испытывают и выдают сертификат соответствия, который разрешает эксплуатировать их на дорогах общего пользования.
Шаг 6. Запускаем. Тестируем. В путь
Осталось «вдохнуть жизнь» в машину: установить на бортовой компьютер операционную систему и ещё раз протестировать все узлы, агрегаты и сенсоры. Мы используем UNIX-подобную ОС.
Почти всё. До момента, когда беспилотник можно будет выпускать на улицы города, осталось 400 км. Проезжая это расстояние на нашем специальном полигоне, машина докалибровывается под присмотром водителя-испытателя. Лидары «видят» более чем на 200 м, поэтому идеально точно настроить их в помещении при скоростях меньше 40 км/ч невозможно, требуется доработка «в бою». Вместе с этим мы ещё раз проверяем надёжность всех узлов и агрегатов.
Только после завершения всех тестов мы считаем машину полностью готовой к езде в автономном режиме.
Уже более трёх лет десятки наших беспилотных автомобилей ездят на полигоне Яндекса 24 часа в сутки 365 дней в году без человека за рулём. Останавливаются они, только чтобы заправиться.
С 2018 года мы активно тестируем технологию на городских улицах в Москве (в районе Хамовников и Мичуринского проспекта) и в других странах: США и Израиле. За это время наши автомобили проехали больше 16 млн километров в беспилотном режиме. Из самых свежих новостей — начало открытого тестирования в Ясенево, на которое может подать заявку любой человек старше 18 лет.