Машины яндекс селф драйвинг что это
Селф-Драйвинг Кар от Яндекс: что это такое
13.12.2019 16,360 Просмотры
Компания «Яндекс», которая ежегодно совершенствуется и выпускает необычные новинки. Одной из таких стал «Yandex Self-Driving Car». Это полностью беспилотный автомобиль, т.е. управляется без помощи людей. Он уже начал тестироваться на улицах Москвы.
Компания «Яндекс» стала первой, кто запустил беспилотники. Только после неё свои авто предоставили 6 других фирм.
Робомобили уже функционируют в других странах. Их можно применять для разных целей:
Яндекс не планирует останавливаться. В ближайшей перспективе у них совершенствование программного –аппаратной части. Кроме того, компания собирается работать с другими автопроизводителями. Глобальная цель – это сделать беспилотники универсальными машинами, которые подойдут не только для такси, а и для каршеринговых сервисов, личного пользования, перевозки больших грузов.
«Yandex Self-Driving Car» в своих разработках на одном уровне с Uber и Google. В Америке существует ещё одна модель «Cruise», но она не на столько популярна. В России разработок несколько больше.
Яндекс развивается быстрее остальных: в 2016 начало работы над проектом, в 2017 году первые испытания, а в 2018 – выезд на большую дорогу Москвы.
Все это время за рулём будет сидеть реальный человек, который контролирует ситуацию. Самыми первыми авто водителями были инженеры-испытатели. По планам к концу 2019 года Яндекс должен расширить количество своих беспилотников до 100. Большая их часть будет тестироваться в Москве.
Беспилотный автомобиль Яндекс создаёт пробки и провоцирует опасные ситуации на дорогах*
Yandex self driving car (беспилотные автомобили Яндекс)
Яндекс тестирует на улицах Москвы идею self driving car.
Теперь эти машины ездят по дорогам района Хамовники в Москве и создают пробки (104 секунда видео) и опасные ситуации на дорогах (вынуждают пассажира следующей за ним машины выходить на проезжую часть 26 секунда видео), 7 автомобилей выстроилось за беспилотным автомобилем Яндекс, который остановился перед пустым перекрёстком, все сигналят, двое девушек на другой стороне смотрят на машину Яндекса с недоумением: «почему она не едет?»:
Посмотрите видео и Вы поймёте о чём идёт речь. Человек в оранжевой футболке это не тот объект, что мешает двигаться беспилотному автомобилю Яндекс.
Почему пешеходы должны подстраиваться под «искусственный интеллект» беспилотных автомобилей Яндекс и угадывать что на уме у его разработчиков?
Машина создана чтобы облегчить жизнь людям, а не усложнять её.
В общем, либо разработчики беспилотных автомобилей Яндекс научат свой искусственный интеллект нормально водить машину, либо пусть лоббируют закон о поведении пешеходов на тротуаре** (эти могут) (оценочное суждение). Автор видео стоит на тротуаре и не сходит с него.***
* Эта статья призвана повысить грамотность поведения на дорогах и обратить внимание на соблюдение ПДД.
**, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Площадь Пешеходного перехода выделена красным цветом:
Прокатились на беспилотниках Яндекса: как ощущается будущее и почему оно ещё не наступило
Человечество давно мечтает об автоматизации многих рутинных процессов. И тут как в той фразе: «лень — двигатель прогресса». Лифт возит на нужный этаж, дома робот-пылесос, а еду можно заказать уже готовую к употреблению. Самостоятельное выполнение некоторых, казалось бы, привычных процессов становится больше осознанным решением и желанием, чем необходимостью. Так же с автомобилями. Вскоре автомобиль, который, как такси, встретит вас, довезёт куда надо и отправится искать парковку.
Одним из участников мирового движения беспилотных автомобилей является Яндекс. Я встретился с Юлией Швейко, руководителем пресс-службы беспилотных автомобилей Яндекса, и на себе опробовал, каково это, — передвигаться по Москве без участия водителя. В этой статье я расскажу, что к чему и почему мы до сих пор вынуждены лично сидеть за рулём.
Как оно едет? Технологии
Первое, про что хочется рассказать — техническая часть. Конечно, в глаза сразу бросаются сами автомобили. В парке Яндекса, по сути, две модели, это Toyota Prius и новая Hyundai Sonata. С ними связана интересная история. Так Prius Яндекс себе выбрал сам как платформу для работы. Но сама Toyota никак не участвовала в процессе и у IT-компании не было доступа к управлению системами автомобиля на более низком (читай через «мозги» автомобиля) уровне. А вот с Sonata получилось наоборот: по сути, это спецверсия автомобиля от Hyundai Mobis, в котором Яндексу дали доступ к более глубинным системам автомобиля, и автопроизводитель специально доработал электронный блок управления (ЭБУ) автомобилем. Нужно это для более тесной интеграции системы беспилотного управления и её взаимодействия с узлами автомобиля. Ведь изначально блоки автомобиля заточены под управление человеком, у автопилота другой подход к управлению. Также были учтены нюансы расположения различной аппаратуры.
В действительности, решение «поисковика» должно делать всё то, что делает человек. Но это сперва может показаться легко, ну распознавай разметку, включай поворотники, газуй/тормози да руль крути. Всё так. Но самый сложный момент — анализ и предсказание поведения других участников. И если в будущем беспилотные машины сами будут решать, как и куда двигаться, и делать это без эмоций, то сейчас у машины вокруг множество других участников, и всех их нужно проанализировать и предсказать, куда тот или иной поедет.
Конечно, не мог не спросить Юлию про «начинку». Что тут в наличии? Камеры, радары, лидары и всё управляется автономным (не требует соединения с интернетом) программно-аппаратным комплексом на борту автомобиля — в багажнике. Кстати, на базе двух серверных CPU и трёх GeForce 2080 Ti. Все элементы работают, дополняя друг друга. Машинное обучение и предсказание ситуаций в действии.
Так камеры помимо визуальной оценки ситуации по всем фронтам смотрят за цветом светофора. Также именно по камерам ПО узнает, где находятся объекты вокруг авто, и видит границы проезжей части. А с помощью стереокамер устанавливает расстояние до объектов вокруг.
Лидары за счёт отражения лучей формируют объёмную картину окружения всех объектов вокруг автомобиля. Также делает более точный замер расстояний. Кстати, отдельно из этих данных формируется картинка, которую можно увидеть на экране в тестовых автомобилях.
Радары же используют радиоволны. Нужно это для распознавания объектов на большом расстоянии и определения их скорости.
Как вы уже поняли, основная задача всех систем отслеживания — дать понять автомобилю, что вокруг. Далее специальный алгоритм Яндекса это анализирует и уже правит автомобиль в нужном направлении. Попутно реагируя на всё происходящее. Стоит понимать, что всё это делается ежесекундно и молниеносно. На дороге нет времени для задумчивости.
Катаясь по городу, машины Яндекса делают трёхмерный «слепок» местности — суперподробную карту для последующей обработки алгоритмами анализа, помогающую для лучшей ориентации на местности. А после смены с автомобилей скачивают весь объём данных, с которым потом работает команда компании для последующего улучшения систем.
А кто это за рулём? Как всё обстоит в наши дни
По фото вы уже наверняка заметили, что несмотря на способности автомобиля, за рулём есть человек. Один из главных нюансов, связанных с беспилотными автомобилями во всём мире, — юридический вопрос. Кого считать виноватым в случае ДТП, кто в целом ответственен за всё происходящее. В России, пока что, на водительском месте должен находиться человек. Но есть и подвижки, и прогресс к большим свободам для беспилотников.
Так, в 2020 году постановлением правительства РФ № 1415 беспилотникам расширили географию тестирования. К Москве и Татарстану добавились дороги общего пользования в Ленинградской, Московской, Владимирской, Нижегородской, Новгородской, Самарской областях, а также в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах, Краснодарском крае и Санкт-Петербурге.
Отдельно стоит упомянуть Иннополис в Татарстане. Пока что это единственное место, где беспилотникам позволено ездить с пустым водительским местом (сотрудник Яндекса сидит на пассажирском месте). Жители Иннополиса даже могут вызвать себе беспилотник в роли такси и доехать внутри разрешённой территории абсолютно бесплатно.
Но основной площадкой для компании остаётся Москва. Сложные развязки, непредсказуемый трафик, его изменчивость в зависимости от времени суток и времени года. Факторов сотни тысяч, и это отличная тренировочная площадка для компании. Есть, конечно же, и тестовый полигон, где все новшества проходят первичную обкатку.
Расскажу про человека на водительском месте. Тут всё также непросто. Во-первых это не человек с улицы, это опытный водитель, который к тому же понимает, что вообще происходит и что делает автомобиль. Для этого водитель проходит специальную подготовку, где, помимо всего прочего, обучается специальной посадке в автомобиле. Так нога всегда занесена над педалью тормоза, а руки находятся в непосредственной близости к рулю и повторяют манёвры ИИ. Кстати, перехват управления происходит моментально.
Что дальше?
Однозначного ответа на вопрос, когда мы все пересядем на беспилотные автомобили, нет. Техника уже сделала большой шаг вперёд. Инфраструктура города также развивается. Со временем появятся умные светофоры, которые будут управлять и перенаправлять потоки, а соответственно, заранее говорить автомобилю, когда замедляться и куда перестраиваться. А пробок может и вовсе не будет.
Во многих странах остаётся важным юридический вопрос. Но рано или поздно и он решится. Ведь ещё 20 лет назад никто и не задумывался о машинах без водителя, а сейчас, пожалуйста, они уже неплохо справляются и без нас. Нельзя забывать и о внешнем виде, сейчас беспилотники напоминают лаборатории на колёсах с грозными глазами по периметру. Со временем куда-то все эти камеры-радары-лидары нужно будет упрятать.
Радуют две вещи: в целом технология уже очень хорошо работает в реальной обстановке и у Яндекса уже огромный накат километров (более 8 млн) и база информации для анализа.
Рано или поздно мы будем как герои фильма «Я — робот», получать у автомобиля позволения на переход в ручной режим управления. А когда захотим прохватить на ретроавтомобиле, ваша подруга, возможно спросит: «Он что, на бензине, он же взрывоопасен!».
Беспилотники уже вовсю ездят по Москве (и не только). Присмотритесь!
Какие у Яндекса беспилотники?
Подавляющее большинство автопарка беспилотников Яндекса основано на хэтчбеке Toyota Prius. На дороге его легко заметить по яркому красно-белому кузову. Яндекс покупает подержанные авто с автоматической коробкой 2014-2017 годов выпуска – пока что компания купила около 90 таких машин и 50 из них уже переоборудовала в беспилотники.
«Переделка занимает всего пару дней, – рассказала Юлия Швейко, представитель пресс-службы беспилотных автомобилей Яндекса, – к концу 2021 года таких машин будет уже тысяча». Для достижения таких показателей нужно сотрудничать с производителями, поэтому весной Яндекс заключил контракт с Hyundai Mobis – дочерней компанией Hyundai Motors, ответственной за запчасти и техобслуживание – на разработку беспилотников. Уже готов один беспилотный седан Sonata, но в Яндексе хотят производить разные типы машин, например, внедорожники или микроавтобусы.
Беспилотник на базе Hyundai Sonata
У каждого автомобиля есть имя. До недавнего момента их называли в честь персонажей сериала про роботов-андроидов «Мир Дикого Запада»: Уайтт, Брайан, Кристофер, Долорес. «Но недавно персонажи закончились, и инженеры придумали специальную нейросеть, которая научилась генерировать новые имена по подобию уже имеющихся. То есть теперь робот придумывает имена роботов для роботов», – говорит Юлия.
Где они ездят?
Яндекс тестирует свои автомобили в Татарстане, Москве и Тель-Авиве. Сначала автомобили проходят испытания на закрытом полигоне в Подмосковье, который имитирует город с тоннелями, светофорами и разными дорожными ситуациями. Там они ездят круглосуточно в автономном режиме, приезжая к человеку, только когда у них заканчивается топливо. Пока что они не умеют заправлять сами себя, но это вопрос времени. По сути, это автомобили 4 из 5 уровней автономности, где человек нужен только в экстренной ситуации (согласно общепринятой классификации ассоциации инженеров-автомобилестроителей SAE International).
Тестирование беспилотников на специальном полигоне
Российские власти разрешили беспилотникам выезжать в реальный город осенью 2018 года. Причем чтобы получить это разрешение, автомобиль должен пройти долгую процедуру госсертификации – из 50 машин Яндекса это удалось сделать пока 35. По правилам, инженер по гарантии качества, должен сидеть на водительском месте на протяжении всей поездки и быть готов взять управление на себя.
Беспилотник в Иннополисе
Зона действия пока что небольшая, но сервис активно развивается: еще в начале лета 2019 года там был только один автомобиль, а осенью их число вырастет до семи. Кстати, в отличие от других тестовых городов, в Иннополисе место водителя пустует, а инженер сидит рядом как пассажир.
В Москве беспилотники тестируют с лета 2019 в районе метро Кунцевская, на нескольких улицах в центре и в спальных районах Бутово, Ясенево и Коммунарка. Компания планирует привезти свой автомобиль и в другие города – например, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
Тестирование беспилотника от Яндекс в Москве
В январе 2019 года Яндекс показал свой беспилотник в Лас-Вегасе на выставке Consumer Electronics Show, причем собирали его на месте из купленного в Америке Prius. Чтобы обучить автомобиль езде по Неваде, ушло две недели, говорит директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Яндекса Артем Фокин: «Когда мы составили маршрут, то поняли, что можем смело пересадить инженера с водительского кресла на пассажирское. И желающих покататься было много: беспилотник работал по 10 часов каждый день».
Беспилотник Яндекса в Лас-Вегасе
В июне 2019 года беспилотное такси приехало в Израиль и в тестовом режиме кружит по Тель-Авиву. Как и в Москве, здесь за рулем находится инженер, который в случае необходимости возьмет на себя управление. Причем речь идет вовсе не о препятствиях – машина легко объедет и яму на дороге, и другие машины. Дело в том, что главный принцип робота-водителя – это строгое следование правилам дорожного движения. И если нельзя будет продолжать движение, не нарушив их, то машина просто остановится.
Яндекс беспилотник в Израиле
«Например, на полосе сломался автомобиль, и нужно выехать на встречную полосу, чтобы его объехать, беспилотник не будет этого делать, потому что это нарушение правил», – говорит Юлия. Для таких случаев и нужен инженер, который берет на себя управление.
В чем особенности российских беспилотников?
Технически все беспилотники мира более-менее похожи. На машину вешают сенсоры, камеры и лидары (лазерные дальномеры), которые сканируют пространство на расстоянии до 300 метров десятки раз в секунду. Таким образом авто определяет себя в пространстве относительно других объектов и выбирает оптимальный маршрут, корректируя его в зависимости от дорожной ситуации.
А дальше начинается самое интересное – машине нужно предсказать действия всех участников движения. Будет ли пешеход переходить улицу? Будет ли перестраиваться этот автомобиль в другой ряд, не включив указатели поворота? И главное – как траектория движения одного повлияет на другого? Опытный водитель нередко может предугадать развитие событий на дороге, и беспилотник должен набрать схожий опыт, накатывая десятки тысяч километров и собирая базу примеров поведения.
В Яндексе подчеркивают, что они создают не «автоматизированную систему помощи водителю, как, например, Tesla, а именно водителя-робота, который сам сможет принимать решения». Именно поэтому они испытывают машины в разных дорожных и погодных условиях. Единственная авария с участием беспилотника от Яндекса произошла в июле 2018 в центре Москвы на Трубецкой улице, когда в беспилотник на светофоре врезался невнимательный водитель, говорит Юлия. В результате повредили заднюю часть «умной машины» – бампер, крылья, багажник.
Всего за два года Яндекс наездил миллион беспилотных километров. Такие показатели есть только у американских компаний Waymo, Uber и китайской Baidu. Кроме Яндекса, свои машины в России тестируют университет МАДИ, КБ «Аврора», специализирующееся на робототехнике, производитель грузовиков «КамАЗ», лаборатория университета «Иннополис» и Таганрогский университет, но каких-либо серьезных успехов они пока не добились – у них есть только единичные прототипы.
А есть ли прибыль?
Как рассказали в пресс-службе «Яндекса», они планируют запустить функцию беспилотного такси в разных городах России уже в течение 5 лет, причем уже через 2-3 года такси может появиться в разных районах Москвы.
Яндекс.Такси в Иннополисе
Общие размеры инвестиций компания не раскрывает, однако говорит, что больше всего денег тратит именно на инженеров-разработчиков. Кроме того, Яндекс очень ждет, когда в России появится законодательное регулирование перевозок на таких автомобилях, вроде американского Self Drive Act.
Яндекс.Такси в Иннополисе
«В случае успеха проект может сделать Яндекс значительно более крупной компанией, выручка которой к 2030 году вырастет на 85% в сравнении с годом начала коммерческого запуска автономных автомобилей», — говорится в отчете.
Яндекс рассказал о своем беспилотном автомобиле
Как мы уже писали, вчера компания Яндекс опубликовала на своем канале YouTube видеоролик с первой демонстрацией собственного самоуправляемого такси. Сегодня разработчики рассказали подробности о проекте.
Испытания беспилотного автомобиля было проведено Яндекс.Такси в середине мая. Причем в тестах участвовало два рабочих прототипа беспилотных автомобилей. Они пока находятся в начале разработки, но уже умеют самостоятельно передвигаться по заданному маршруту, определять и объезжать препятствия, в том числе другие автомобили и людей. Если препятствие объехать нельзя, машина останавливается и возобновляет движение, когда это становится возможно.
Первые испытания были проведены на закрытой территории — в Москве, недалеко от главного офиса Яндекса. Они показали, что прототипы успешно справляются с задачами. Проверка в условиях, приближенных к «боевым», то есть на дорогах общего пользования, запланирован на 2018 год.
В ролике показан прототип на базе Toyota Prius. Второй прототип основан на Kia Soul. Настоящей основой беспилотника является установленный в автомобиле программно-аппаратный комплекс: датчики, которые собирают информацию о самом автомобиле и окружающей обстановке, и программное обеспечение — оно обрабатывает данные с датчиков и определяет, как именно должна двигаться машина.
Машины оснащены камерами, которые смотрят в разных направлениях, на крыше установлен лидар кругового обзора. Кроме того, используются показания радара, а также датчиков, которые определяют местоположение, скорость и направление движения. Это приемники GPS/ГЛОНАСС, блок инерциальных измерителей и сенсоры, которые измеряют одометрические данные — например, скорость вращения отдельных колес.