Маскарад лермонтов о чем
Краткое содержание пьесы «Маскарад»
Данное произведение написано автором в 1835 году. Название пьесы неслучайно. Автор хотел заострить внимание не только на костюмированном представлении. Он постарался обнажить в пьесе все пороки, свойственные великосветскому обществу Петербурга того времени. Краткое содержание пьесы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» по действиям и сценам – это трагическая история о том, как одно незначительное происшествие может повлечь за собой ряд роковых последствий.
Действие первое
Сцена первая
Арбенин хоть и зарекался больше не играть, ради исключения на одну партийку согласился, чтобы выручить князя Звездича. Слишком вид у того был расстроенный. Мастерство никуда не пропало. Победа на стороне Евгения. Он был доволен собой. Вручив обескураженному князю свой выигрыш, Арбенин ввел его в неловкое положение. Снять нервное напряжение было решено у Энгельгардта. Там сегодня маскарад. Мужчины направляются туда.
Сцена вторая
Арбенин в недоумении. Очередной незнакомец, скрывающийся за маской, озадачил его. Кто скрывается за ней, он не знал. Незнакомец предупредил, что ему надо быть осторожнее. Несчастье произойдет с ним в эту ночь. После произнесенного пророчества маска неспешно удалилась.
Дама была взволнована. Звездич чуть не сорвал с нее маску. Тогда он сразу бы ее узнал. Князь, увидев незнакомку, сидящую на канапе и направился к ней. В разговоре женщина признается ему в любви и собирается уходить. Князь просит оставить что-нибудь на память о себе. Сняв с руки браслет, она бросает его на пол. Пока Звездич поднимал его с пола, она незаметно растворилась в толпе. Арбенин, увидев в руках князя браслет, смутно начал припоминать, что где-то уже видел подобную вещицу.
Сцена третья
На вопрос, где браслет, Нина уклончиво ответила, что обронила в карете. Слуга, обыскав карету, ничего не нашел, предположив, что женщина потеряла его на маскараде. Нине пришлось признаться, где она была, вызвав приступ ревности у мужа.
Действие второе
Сцена первая
На вопрос, что она делала утром в одном из магазинов, где он ее встретил, Нина рассказывает приключившуюся с ней историю с браслетом. В магазине она пыталась найти браслету пару, по причине потери одного из них.
Звездич предполагает, что она и есть та самая незнакомка, признавшаяся ему в любви. Своим открытием он делится с баронессой. Баронесса понимает, что ситуация принимает неожиданный оборот. Ведь браслет князю подарила она, а не Нина, но признаваться в этом не стала. Шприх подлил масла в огонь, сообщив, что по городу уже поползи слухи о романе Нины со Звездичем.
Сцена вторая
Сцена третья
Баронесса признается Звездичу, что под маской скрывалась она. Нина здесь не при чем. Она просит вернуть браслет хозяйке и опасаться Арбенина. Он неадекватен. После разговора с баронессой, князь находит у себя на столе записку с приглашением к N на вечер для веселого времяпровождения.
Сцена четвертая
Действие третье
Сцена первая
Приехавшую на вечер Нину, князь предупреждает, насколько опасен ее муж. Она должна его остерегаться. Звездич возвращает браслет хозяйке. Ему он больше не нужен. Здесь оставаться нет смысла. Его ждет Кавказ, куда он в скором времени отправится. Арбенин наблюдал за ними со стороны, все больше убеждаясь в своих предположениях. Она не должна жить.
Сцена вторая
Думая, что простудилась, Нина просит Арбенина послать за врачом. Евгений холоден и беспристрастен. Он с усмешкой наблюдает за мучениями супруги, не предпринимая никаких действий. Его обвинения в измене ранят Нину. Девушка пытается оправдаться. Ее оклеветали. Она чиста перед ним и перед Господом, но все напрасно. Не дождавшись помощи, Нина в страшных муках умирает на глазах у мужа.
Действие четвертое
Сцена первая
Он не сразу узнал этого человека. Это был его давний приятель. Несколько лет назад Арбенин обыграл его до нитки и пустил по миру. Теперь он хочет ему отомстить. Неизвестный прилюдно заявляет, что Арбенин убийца.
Это выводит Евгения из себя. Воспользовавшись мимолетной паузой, князь во всех подробностях обрисовал историю с браслетом. В доказательство своих слов он передает Евгению письмо баронессы. Арбенин теряет рассудок. Неизвестный ликует. Месть свершилась. Звездич безутешен. Он навек лишен спокойствия и чести.
Интересные факты о поэме
История создания драмы «Маскарад» Лермонтова так же печальна, как и ее содержание, ведь написанное еще в 1835—1836 годах произведение было опубликовано только в 1842 году, уже после трагической гибели своего создателя. Причин для такого развития событий было несколько, но все они сводились к жесткой цензуре, которая не пропускала эту пьесу в стихах. Найти объяснение столь непривычной строгости можно, ознакомившись со следующими интересными подробностями:
К сожалению, не сбылась мечта автора и о сценическом продолжении для своего детища, поскольку ни одна петербургская постановка пьесы того времени так и не вошла в постоянный репертуар. И только в 1917 году Мейерхольд дал ей вторую жизнь, поставив «Маскарад» в Александринском театре.
Краткое содержание произведения
Сегодня произведение изучается более широко, чем ранее, и не последнюю роль в этом вопросе играет образ светского общества в драме «Маскарад», срез которого довольно подробно отображает характер главных персонажей — очень колоритных и совсем не похожих на благородные образы, невольно возникающие в сознании, как ассоциация с аристократией. Именно поэтому, помимо ознакомления с основной темой и сюжетом книги, не помешает углубиться в изучение образов ее основных героев.
Главные персонажи
Ключевые персонажи пьесы являются натурами сложными, создавая самое противоречивое впечатление при прочтении. А для того чтобы максимально понять произведение, необходимо изучить характеристики главных героев «Маскарада» Лермонтова, среди которых стоит выделить следующие фигуры:
В поэме есть еще два второстепенных персонажа, которые на самом деле играют одну из ключевых ролей. Речь идет о некоем князе Казарине, являющемся связующим звеном для всех героев поэмы, и странном неизвестном, появляющемся в конце произведения. И если важность первой фигуры состоит в том, что с его косвенным участием свет узнает об условном адюльтере Нины со Звездичем, которого не было, то вторую можно смело сравнить с олицетворением возмездия Арбенину за грехи прошлых лет в физической оболочке.
Сюжетная линия
В соответствии со школьной программой ученикам может быть задан пересказ текста или составление сочинения с цитатами на тему рассматриваемого произведения, однако в силу большой загруженности не всегда получается успеть прочитать его целиком. Безусловно, для усвоения материала необходимо изучать «Маскарад» в оригинале, оценив по достоинству авторскую иронию и слог и по максимуму погрузившись в ту эпоху, но в крайнем случае можно воспользоваться читательским дневником-онлайн с адаптированным содержанием.
Поэму «Маскарад», как и любое другое произведение, можно условно разбить на три основные части:
В итоге и Звездич, и неизвестный добиваются своего, тогда как жизнь Арбениных является погубленной. Примечательно, что во всех этих страстях и страданиях каждый печется о себе, совсем не думая о несчастной Нине, которая трагически погибла во цвете лет. А ведь именно самолюбие и страх перед осуждением общества, повлекшие за собой целую вереницу неблагоприятных событий, и стали истинной причиной ее смерти.
Основная идея и анализ
Ознакомившись с основными действиями и главами, необходимо провести краткий анализ «Маскарада» Лермонтова, как вывод о прочитанном. Безусловно, основной идеей жанра является обличение порочности того общества, которое считало себя высшим, ведь оно было напрочь лишено таких основополагающих человеческих качеств, как сострадание, благородство и взаимопомощь. В поэме четко проглядывается, что, вне зависимости от собственного статуса, каждый готов топить другого, чтобы обелиться самому.
Что касается Арбенина, который является главной фигурой произведения, то его главный порок заключался в том, что он требовал добродетели от других, будучи ужасным грешником по натуре. Его любовь к Нине — не что иное, как самолюбие, уязвленное вследствие появления слухов об измене. Давление общества заставляет идти бывшего картежника на самое страшное — убийство жены, которое вдруг показалось ему самым лучшим выходом из сложившейся ситуации.
Неизвестный, как кара, сошедшая с небес для Арбенина за все его прошлые грехи, также мало печется о Нине, явно радуясь такому развитию событий. Причина такого поведения аналогичная — уязвленное самолюбие и жажда отмщения. Именно поэтому в обличительной речи и укорах неизвестного так мало искреннего сострадания молодой погубленной жизни. Но счастлив ли он после совершенного возмездия? Вряд ли…
Пожалуй, единственным счастливцем в этой ситуации оказался Звездич, который был слишком недалеким для того, чтобы осознать весь трагизм произошедшего. Он хотел оправдать свое имя и ему удалось это сделать, благодаря обличению неизвестного, а все остальное для него второстепенно. Вот таким было высшее общество тех лет, и сегодня тоже вряд ли что-то изменилось.
Краткое содержание пьесы «Маскарад» Лермонтова
Евгений Арбенин — умный и сильный человек, испытывающий бурные, не всегда контролируемые чувства. Страстная натура Арбенина в молодые годы сделала его игроком, где он досконально изучил психологию и технику игры. Разгульная и азартная жизнь сменилась женитьбой. Арбенин успокоился и остепенился, безумно влюблен в собственную жену.
Нина —спокойная, ласковая, добрая девушка, любящая своего мужа и верная ему.
Князь Звездич — человек, которому Арбенин сильно помог, отыгравшись вместо него в карты. Именно князь попадает в историю с браслетом Нины, из-за которого и происходит трагическая развязка.
Баронесса — светская дама из высшего общества, подарившая Звездичу чужой браслет.
Шприх — «жид», которого все и вся интересует, он в курсе всех дел.
Казарин — знакомый Арбенина, игрок в карты.
Таинственная Маска — неизвестный, от пророчества которого содрогнулся даже Арбенин.
Игроки — группа колоритных персонажей, в поведении которых бушуют страсти.
Игроки, князь Звездич, Казарин и Шприх. За столом мечут банк и понтируют. Кругом стоят.
Арбенин и прочие.
Арбенин входит, кланяется, подходя к столу, потом делает некоторые знаки и отходит с Казариным.
Казарин журит Арбенина за то, что он забыл свою компанию. Евгений заявляет, что отныне его интересует только любовь, а игра в карты ушла в прошлое. Казарин рекомендует Арбенину Шприха, как нужного человека. Проницательный Евгений, глядя на Шприха, замечает: «портрет хорош, — оригинал-то скверен!»
Арбенин общается с князем Звездичем – ранее они были знакомы. Князь говорит, что проигрался и просит совета. Арбенин хочет помочь Звездичу, решив отыграться вместо него.
Пока идет игра, в которой участвует Арбенин, Казарин рассказывает Штриху о нем. Раньше Евгений был мастером игры, но теперь женат, хоть и выглядит смиренно, но «тот же зверь». Евгений выиграл, и Звездич спасен. Они оба решают поехать поразвлечься к Энгельгарду на маскарад.
Те же, кроме Арбенина и князя Звездича.
Разговор игроков продолжается. Шприха интересует личность Арбенина. Услышав, что он с Звездичем поехал на маскарад, собирается направиться вслед за ними.
Глядя на князя, он интересуется его успехами. Звездич еще не определился. Арбенин подсказывает князю, что нечего счастья ждать, а надо самому действовать. Князь видит под масками одну только «глупость», но Евгений не согласен, считая маскарад загадочным и таинственным.
Князь и женская маска.
К Звездичу подходит очаровательная маска и говорит, что он ей знаком. Они мило разговаривают, слегка поддевая друг друга. Таинственная незнакомка явно флиртует с ним. Звездич заинтригован прекрасной дамой, но, играючи, предлагает разойтись в разные стороны. Вдруг незнакомка говорит, что маскарад – это для нее долгожданный повод встретиться с князем. Несмотря на это признание она сообщает, что вскоре растворится как призрак, исчезнет.
Женщина под маской дает меткую характеристику князю, многое рассказав о нем. Она говорит, что ей не нужны признания. Для нее главное, что об этой встрече ему надо молчать и не искать ее, и не разведывать ничего о ней.
Тем временем, Арбенин имеет неприятнейший разговор с мужчиной, лицо которого скрывает маска. Незнакомец пророчит главному герою, что этой ночью с ним случится что-то очень плохое.
Наблюдательный Шприх интересуется, что за незнакомец подходил к нему. Арбенин отшучивается. Шприх говорит, что Евгений видно над незнакомцем подшутил, потому что он шел и бранился. Тогда Арбенин сильно задел самолюбие Шприха, намекнув, что к его красавица-жена неверна ему. Шприх взбешен.
1-я маска, одна.
1-я маска входит быстро в волнении и падает на канапе.
Маска, флиртовавшая со Звездичем, в замешательстве. Она взволнована и думает, как ей поступить. Женщина не решается открыться ему, хочет сохранить эту тайну. Вспоминает о том, что Звездич просит у нее вещь на память. Смотрит на кольцо, но считает, что подарить его – это большой риск. Вдруг прямо перед собой видит потерянный браслет. Рассматривая найденное украшение с золотой эмалью, она собирается подарить его Звездичу, как свою вещь.
Звездич снова находит в толпе свою незнакомку. Он проявляет к ней сильный интерес. Маска говорит, что любит его, но упрекает, что он хочет слишком многого. Она отдает браслет ему на память.
Князь находится под впечатлением встречи с незнакомкой. Арбенин также думает о чем-то о своем. Евгений вспоминает странную встречу и старается понять, кто же был этот злой пророк. Князь рассказывает Арбенину о своем внезапном счастье. Он рассказывает и о браслете. Евгений берет в руки браслет, рассматривает его, говорит, что где-то видел такой же. Потом, как бы отгоняя несуразную мысль, говорит, что не помнит. Князь нервничает, хочет найти непременно ту, с которой общался. Они с Арбениным прохаживаются, ищут незнакомку.
Евгений Арбенин входит; слуга
Арбенин нервничает и вспоминает грехи своей молодости. Он считает, что наказан справедливым Богом за былые ошибки.
Бывало, так меня чужие жены ждали,
Теперь я жду жены своей.
Он вспоминает о своей юности, прошедшей пусто и праздно. Он был любим многими женщинами, но сам не любил никогда. Поэтому, чтобы положить конец этой бессмысленной жизни, Арбенин решил жениться.
Жениться. чтоб иметь святое право
Уж ровно никого на свете не любить.
Он нашел себе жену, покорную и нежную. Неожиданно для себя, Арбенин понимает, что любит ее. Поняв это счастливое обстоятельство, Евгений почувствовал странное чувство – он ужаснулся. Он понимает, что любовь сулит его бурной натуре множество сильных впечатлений. И Евгений волнуется по этому поводу.
Арбенин и Нина.
Нина входит на цыпочках и целует его в лоб сзади.
В комнате появляется жена. Нина видит, что он не в духе. Она говорит, что, если Евгений хочет, то она позабудет про все балы и переедет с ним жить в деревню. Видя искреннюю радость жены, Евгений успокаивается. Он красноречиво рассказывает ей, как любит ее. Его монолог полон сильных и ярких высказываний. Видно, что жену свою он просто боготворит, но Нина устает от его подозрительности и частого недовольства.
В порыве чувств, Арбенин прильнул губами к руке жены. Он вдруг увидел, что на ней нет браслета. Евгений выясняет, куда он делся. Нина удивлена, что такая мелочь, как браслет, рождает в муже такие сильные эмоции. Жена говорит, что потеряла его, возможно, в карете, но не видит в этом никакой беды.
Евгений тут же велит обыскать карету, но слуга не находит браслета. Слуга предполагает, что браслет потерян на маскараде.
Прежние, кроме слуги.
В Арбенине кипят страсти. Почему Нина скрыла, что хотела развлечься на маскараде? Он бы привез ее туда, и не мешал веселиться ей. Нина устает оправдываться, не может понять, в чем ее вина. И хочет прекратить эти «бредни». Арбенин говорит, что он действительно смешон. Евгений говорит о других людях, для которых важны разные стороны жизни – забавы, светские развлечения, чины, богатство, наука, слава. Нина же для него – это весь мир, и ничего больше не волнует его. Он любит только ее, и только в ней видит радость жизни и удовлетворение. Если же он будет ею обманут, тогда потеряет все, включая самого себя.
Женщина испугана бурной реакцией мужа.
Послушай, Нина. я рожден
С душой кипучею, как лава,
Покуда не растопится, тверда
Она, как камень. но плоха забава
С ее потоком встретиться!
Нина говорит мужу, что он страшен. Арбенин же считает, что он смешон. Тут ситуация проясняется – Арбенин подозревает Нину в измене. Она отвечает, что кто-то оклеветал ее, что она любит только его. Арбенин не верит, отвечает, что хочет мести.
Баронесса сидит на креслах в усталости. Бросает книгу.
Баронесса взволнована событием, произошедшем на маскараде. Видимо, она размышляет, что делать дальше. Ее мысли о роли женщины, в которой она видит «игрушку для страстей», и «создание без воли». Баронесса размышляет, что будет с женщиной, если она отдастся на волю чувств. И приходит к выводу, что это будет очень опрометчивый поступок.
Баронесса смотрит на Нину и находит ее бледной. Нина отвечает, что ей ночью не спалось.
Входит князь Звездич.
Князь говорит, что отменяется запланированный пикник. Звездич доволен, он не выносит пикников, ему по душе маскарады. Нина узнает, что Звездич был на маскараде вчера. Князь утверждает, что были там и знакомые дамы. Баронесса возражает ему, что светским дамам нечего делать среди ряженного сброда.
Прежние и чиновник.
Чиновник пришел по делу, и Баронесса отходит с ним в сторону. Звездич считает, что пришел час для объясненья. Князь говорит, что видел Нину в магазине. Она подтверждает его слова, сказав, что выбирала браслет, который утерян. Князь предлагает помочь найти браслет. И вдруг признается Нине в нежных чувствах. Нина останавливает Звездича, говорит, что он забылся. Она предупреждает, чтобы он больше не приставал к ней с подобными речами.
Прежние, кроме Нины и чиновника.
Оставшись одна, баронесса предается своим невеселым мыслям. Она выяснила, что если бы открылась ему, то весь свет узнал бы об этом. Баронесса понимает, что Нина была на маскараде и потеряла браслет. И удивляется этому досадному совпадению. Она пребывает в смятении чувств.
Не знаю отчего, но я его люблю,
Быть может, так, от скуки, от досады.
Баронесса и Шприх.
Шприх входит, раскланивается.
Покойный муж баронессы не отдал Шприху проценты, и Шприх напоминает баронессе об этом. Баронесса намекает Шприху, что у Звездича с Арбениной роман. После этого, она успокаивается, что отвела подозрение от себя.
Узнав о романе Звездича и Арбениной, Шприх хочет посодействовать князю. Таким путем он хочет получить проценты от баронессы.
Кабинет Арбенина.
Арбенин один, потом слуга.
Арбенин в мучениях, он не знает, правда ли то, что его жена флиртует с князем, он боится ошибки. В этот момент слуга докладывает Евгению, что принесли записку для Нины.
К Арбенину приходит Казарин, но Евгений вышел. У Казарина на душе скверно, не хватает старинного друга по игре в карты. Ему не нравится иметь дело с молодежью, которая не умеет себя вести, достойно держать во время игры. Казарин ждет, что за карточный стол возвратится Арбенин, который в игре «искусный товарищ».
Казарин и Шприх.
Входит Шприх.
Тут заходит Шприх и сообщает Казарину новость, что жена Арбенина флиртовала на маскараде «с одним князьком».
Записка к Нине была от князя, который пишет, что он ее нашел, но она не хочет признаваться. И приписка в конце: «но я скорей умру, чем откажусь от вас». Арбенина охватила ярость.
Прежние, кроме Шприха.
Шприх уходит незамечен.
Арбенин задумчив, Казарину он отвечает, что думает о благодарности. Казарин дает советы Арбенину, как ему поступить с тем, кто дурно обошелся с ним и платит неблагодарностью. Речь заходит о женщинах, о жене Арбенина, в которой Евгений «мечтал найти свой рай земной». Казарин говорит, что жалеет о тех временах, до женитьбы Евгения, когда они вместе играли, развлекались, кутили. Арбенин в отчаянии, в его семейной жизни произошел слом, и Казарин видит, что теперь его старый друг снова вместе с ним.
Комната у князя. Дверь в другую растворена. Он в другой спит на диване.
Иван, потом Арбенин.
Желая отомстить, Евгений приходит к Звездичу в дом. Князь спит, а слуга говорит, что он ушел. Арбенин, не поверив слуге, предполагает, что князь спит, а Евгений будет ждать его пробуждения.
Арбенин и баронесса.
Идет к двери, сталкивается с дамой в вуале.
Выходя, Арбенин столкнулся с незнакомкой под вуалью. Он срывает вуаль и видит баронессу. У них происходит запутанный диалог. Баронесса пытается рассказать Евгению правду о браслете.
Арбенин уходит, а баронесса кричит ему вслед, что его жена невиновна. Этого признания Евгений не слышит.
Но я была причиной зла,
И, свет навеки покидая,
Теперь все прежнее загладить я пришла!
Звездич в замешательстве, он уже думает о баронессе, о том, что пропускает счастливый случай. Видит письмо от Арбенина, в котором тот приглашает Звездича вместе провести время.
Казарин, хозяин и Арбенин, садятся играть.
Казарин и Арбенин снова вместе, и Евгений собирается в дальнейшем быть только с ними.
Компания играет в карты. Князь понимает, что Арбенин в разговоре с баронессой ни в чем не разобрался и не знает правды. Разозлившись, Евгений швыряет карты в лицо князя. Звездич настаивает на дуэли, но Арбенин отклоняет его вызов. Князь убит горем, он только твердит: «Честь, честь моя!» Арбенин подтверждает, что честь он уже возвратить себе не сможет, и теперь общество отвернется от него.
Одна из дам говорит, что баронесса уехала в деревню. Другой гость рассказывает про Звездича, который выиграл в карты, получил пощечину, а стреляться не захотел. Присутствующие осуждают поступок князя. Заходит Звездич и никто не подходит к нему. Нина тоже на балу, и Звездич подходит к ней. Он отдает ей браслет. Предупреждает ее, чтобы она остерегалась мужа, которого он считает бездушным злодеем. Звездич собирается уехать на Кавказ.
Хозяйка, Нина, несколько дам и кавалеров. Во время последних строк входят.
На балу Нину просят спеть романс. Ей не хочется петь, но она поет.
В конце 3-го куплета муж входит и облокачивается на фортепиано. Она, увидев, останавливается.
Нина прекращает петь романс. Он говорит мужу, что ей нездоровится, что на душе грустно и скучно. Просит мужа, чтобы он принес ей мороженного. Она говорит, что «душ непорочных нету». Ее муж выражает несогласие: «Нет. Я думал, что нашел одну, и то напрасно». Неизвестный наблюдает за происходящей сценой. Глядя на то, как Нина ест мороженное, Неизвестный испытывает и жалость, которая его толкает предотвратить злодеяние, и желание, чтобы свершилось «судьбы определенье». Он не вмешивается в происходящее.
Спальня Арбенина.
Входит Нина, за ней служанка.
Нина говорит служанке, что ее пугает муж. Женщина подходит к зеркалу и видит, как сильно она бледна. Она восхищается новым вальсом, под который кружилась на балу. Вспоминает слова князя, которые восприняла, как мальчишеский бред.
Арбенин в скверном расположении духа. Он с мучением вспоминает свою жизнь, мольбу и тоску Нины. Ему приходят в голову мысли, что он ошибался, обвиняя жену. Он гонит их прочь, убеждая себя в своей правоте.
Казарин, навестивший друга, не понимает его. Он отказывается верить в его скорбь, считая, что он такой только на публике. Казарин считает, что таким бледным, как Евгений можно быть только после игры в карты.
Родственники ведут приготовление к похоронам. Племянница спрашивает у матери о причине смерти Нины. Мать отвечает, что во всем виновен и «ваш модный свет».
Выходят из комнаты покойницы доктор и старик.
Доктор говорит, что балы и мороженное до добра не доведут.
Доктор пытается успокоить Арбенина. Он говорит, что Нину уже не вернешь, а Евгению надо отдохнуть. Арбенин уверяет доктора, что он в полном порядке. Доктор же считает, что он серьезно болен.
Входят: Неизвестный и князь.
Неизвестный спрашивает у доктора, дома ли Арбенин. Доктор отвечает, что дома, но он серьезно болен. Князь пугается, что Арбенин может быть без памяти. Узнав, что он говорит, ходит, Звездич успокаивается.
Неизвестный сообщает Звездичу, что у них одна общая цель – отомстить Арбенину. Князь хочет узнать, кто он такой. Неизвестный лишь отвечает, что он его сообщник.
Арбенин мучительно проживает все случившееся. Его одолевают сомнения, его пугает, что произошла ошибка. Евгений отгоняет эти мрачные мысли, пытается быть хладнокровным судьей, свершившим возмездие.
К Евгению подходит князь. Рядом со Звездичем человек, которого Евгений не знает. Неизвестный говорит, что ранее Арбенин был ему другом. Семь лет прошло с тех пор, как Арбенин приобщил Неизвестного к картам, и это сыграло роковую роль. Неизвестный потерял интерес ко всему, что радовало ранее. Лишь деньги, управляющие миром, стали основной его страстью и целью, предметом его поклонения. Он потерял себя, и желает отомстить за это.
Выводы: что хотел сказать автор читателям
Не даром пьеса называется «Маскарад». В ее названии – скрытый смысл произошедшей трагедии. Изображено светское общество, где множество условностей. Когда читаешь об этом, то не понимаешь, как можно придумывать такую массу ложных ценностей. И они лежат в основе взаимодействия светских людей. В их общении так мало настоящих человеческих отношений и так много ограничений и фальши. Не все люди смогут такие отношения вынести, адаптироваться к ним. Искренняя, доверчивая Нина умирает. Я думаю, что именно это хотел показать автор в своей пьесе – непонятные условности света и крайнюю степень их эгоизма.
Баронесса любит князя, но не может открыться ему. Если, к примеру, он болтлив, то она рискует уронить себя в глазах общества. Ей приходится придумывать изощренный способ – встретить его на маскараде и «прощупать» этого человека.
Звездич получает пощечину, и не может вызвать Арбенина на дуэль. Ситуация подается обществу в искаженном смысле, Звездич морально изгнан.
Арбенин становится жертвой злобных и боязливых людей. Баронесса пытается сохранить свою репутацию, а Звездич ничего не рассказал ни Арбенину, ни Нине, хоть и знал о невольном обмане со стороны баронессы. Лермонтов изображает большое количество мстительных и злобных людей. Таков и Неизвестный, который стремится отомстить Арбенину. Лучше бы он эту энергию направил на изменение своей неудачной жизни.
Хотя все это не умаляет чудовищности поступка, который совершил Арбенин. Он отнял жизнь у человека, у человека, которого так сильно любил. Его беспутная жизнь, жизнь игрока оставила в нем след. Такое чувство, что в Арбенине тлеет вулкан, который, лишь поднести к нему спичку, начнет извергаться огнедышащей лавой. Евгений слишком зависим от Нины. Он видит радость и счастье жизни только в ней одной. Такие отношения рано или поздно приведут к расставанию либо краху.
Есть мнение, что в основу пьесы легло реальное событие.