Маскоты что это такое
Как оживить коммуникацию бренда с помощью фирменных персонажей. Кому подходят и как правильно использовать
Агентство Repina branding рассказывает, какие бывают фирменные персонажи, каким брендам подходят и как с помощью маскота оживить коммуникацию компании или продукта.
Изначально маскоты появились как спортивные талисманы для команд, клубов или соревнований, в частности, для Олимпийских игр. Но со временем таких персонажей стали использовать и в качестве символов брендов. Маскот может быть фирменным знаком компании или просто входить в состав айдентики.
Компании по-разному выстраивают общение с аудиторией: одни выбирают медийных личностей в качестве лица бренда, другие обходятся абстрактными визуальными образами и слоганами. Внедрение вымышленного персонажа — еще один способ коммуникации. Маскоты выполняют несколько задач:
Фирменные персонажи имитируют человеческое общение. На фотографиях или иллюстрациях именно «живые» объекты первыми привлекают внимание. Пользователю интереснее взаимодействовать с одушевленным героем, чем с бездушной абстракцией, потому что у первого есть история и характер. При этом, в отличие от настоящего человека, маскоты оставляют больше возможностей для гротескного изображения. Цвета, пластика и мимика рисованного персонажа позволяют максимально точно передать его эмоциональный посыл. Так зритель с первого взгляда поймет, злой герой или добрый, сильный или слабый, веселый или серьезный.
Маскотов часто создают для брендов, которые позиционируют себя как открытые, дружелюбные и доступные. Причем не только среди потребителей. Например, мы разработали маскота для HR-бренда «Пятёрочки» на основе фирменного знака сети. Персонаж Пятюня задействован в оформлении интерьеров и призван сделать рабочее место уютным вторым домом для сотрудников.
Фирменный герой представляет собой эмодзи с 15 вариантами мимических выражений. Приветливый маскот встречает сотрудников, спящий изображен в комнате отдыха, влюбленный — благодарит команду за работу.
Что такое маскоты и как их используют в дизайне фирменного стиля
Говорим об олимпийском мишке, Мистере Пропере, Динозаврике Дино и полковнике Сандерсе.
Что такое маскот?
В широком смысле это персонаж-талисман. Свои маскоты есть, например, у Олимпийских игр, спортивных команд, университетов. А ещё — у некоторых брендов. Персонаж может быть изображён на логотипе или просто являться частью фирменного стиля. Маскот может изображать животное, человека или вымышленное существо — в зависимости от дизайнерской задумки.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Любой логотип с изображением живого существа — это маскот?
Необязательно. В отличие от традиционного логотипа или иллюстраций, маскот — это не одно статичное изображение, а совокупный образ героя. Для персонажа продумывают характер и его роль во взаимодействии с потребителем, а затем отрисовывают как минимум несколько поз и мимических выражений. Если бренд использует анимацию, этих поз и выражений и вовсе может быть бесконечно много.
Не помню брендов с маскотами. Есть какие-то известные персонажи?
Конечно! Бренд-персонажи были очень популярны в эпоху расцвета телевизионной рекламы: вам наверняка знакомы кролик Квики от «Несквика», динозавр Дино от «Растишки» или Мистер Пропер — маскот бренда одноимённых чистящих средств.
А сейчас это вообще актуально?
Да, как раз в последние годы маскоты снова стали распространённым явлением в дизайне фирменного стиля, маркетинговых коммуникаций, сайтов и приложений. Возможно, вы вспомните монстра Вампуса из приложения Discord или полковника Сандерса из рекламы KFC.
У компаний появляется всё больше каналов для неформального общения с потребителем: посты, сторис, поп-апы на сайтах, заставки в видео на YouTube, обложки статей в блогах, стикеры. И для визуального контента отлично подходят маскоты. Они избавляют от необходимости придумывать уникальную идею для дизайна каждого поста или всплывающего окна с нуля. В макетах достаточно слегка менять мимику/позу персонажа и добавлять какие-то детали в окружение.
Можно какой-нибудь наглядный пример?
Например, вот СберКот. Его история началась ещё несколько лет назад: он появился в фирменном стикерпаке. Когда Сбер провёл ребрендинг, с этим маскотом отрисовали новые стикеры, а ещё создали отдельную страницу с комиксами и мемами во «ВКонтакте»:
И в анимации маскотов тоже используют?
Да. Новые стикеры со СберКотом, кстати, тоже анимированные. Отчасти именно развитие моушн-дизайна вернуло бренд-персонажам былую популярность. Ведь лучший способ показать характер героя — придать ему движение. Вот анимированный маскот «Пятёрочки», его используют для коммуникации с сотрудниками внутри компании.
Современные маскоты — это всегда плоские изображения?
Стилистика бывает разной, но преимущественно да. Flat-дизайн, основанный на простых векторных формах, удобен для использования в интернете. Во-первых, такие картинки легко масштабировать без потери качества. Во-вторых, они мало весят, что особенно важно для анимации. Дизайнер может быстро сделать видео с плоским маскотом, а пользователю не придётся ждать неопределённое время, пока это видео загрузится на странице.
Но бывают и исключения: маскоты могут быть трёхмерными или совсем реалистичными — в дизайне бренд-персонажа можно использовать фотографии. Иногда маскоты имеют несколько версий. Например, маскот Milka — это живая корова, которая появляется в видеорекламе. На упаковках шоколада используют рисованные иллюстрации, визуально похожие на фотографии. В полиграфии и интернет-рекламе можно встретить обе версии.
Крупные бренды с большим количеством каналов коммуникации часто предпочитают не ограничиваться в стилистике изображения маскотов. Ведь для мобильного приложения или соцсетей flat-дизайн идеально подходит, а на огромном билборде плоская картинка может смотреться скучно.
Так что один и тот же маскот может быть изображён в разных техниках — главное, чтобы он оставался узнаваемым.
Бывает ли у одного бренда несколько совсем разных маскотов — например, два самостоятельных персонажа?
Это встречается реже — есть риск рассеять внимание аудитории. Тем не менее примеры есть. Самый известный — M&M’s. У этого бренда два фирменных персонажа — Красный и Жёлтый, многие рекламные ролики построены на их диалогах. А один из свежих примеров — это ещё один маскот Сбера — СберТян. Персонажа отрисовали специально для оформления пластиковых карт. И новый маскот не заменил старого СберКота: в дизайне фигурируют обе иллюстрации.
Маскот: как повысить узнаваемость бренда
Маскот — история возникновения
Что же такое «маскот» и как он может помочь вам в продвижении своего товара? Давайте разбираться.
Для начала, разберёмся с самим понятием. Маскот – это персонаж, олицетворяющий собой некую идею, будь то компания, продукт, коллектив или бренд. Проще говоря, персонаж, при взгляде на которого в голове сразу всплывает название.
Понятие «маскота» зародилось в начале двадцатого века, в футбольной среде. «La Mascotte» — так называли символическое животное, талисман футбольного клуба. Изначально, на этой роли находились настоящие животные, порой далеко не домашние и ручные. Впоследствии эти образы перекочевали в тематические товары, посвящённые клубам. Так, полностью придуманный маскот впервые был использован для чемпионата мира по футболу в Англии 1966 года – львёнок Вилли.
Маскоты бывают разными, но в большинстве случаев – это животное. Антропоморфное или же нет – это уже на выбор создателя.
Живые примеры фирменных персонажей
Маскот всегда связан с тем, что он представляет. Его главная задача – создавать некий образ, впечатление. Для этого он должен быть хорошо продуманным или очевидным.
Кто подойдёт для упаковки, к примеру, мёда? Большинство подумают, что пчела, и будут правы. Пчёлы крепко связаны с мёдом в массовом сознании, казалось бы, выбор очевиден. Но нет, лучше всего на роль маскота линейки мёда подойдёт… медведь. Даже само название животного (Мед(мёд)-ведь(ведающий)) символизирует связь животного с мёдом, подмеченное ещё древними славянами. Разница заключается в том, что пчела мёд производит, а медведь потребляет. А кому подсознательно поверит покупатель, когда дело касается качества – производителю или другому потребителю?
Самые популярные и крупные товары неизменно поставляются вместе с маскотами на упаковке и этикетке. Кролик Квики и его шоколадные сухие завтраки, девочка Венди из сети фаст-фуда «Wendy’s», всемирно известный клоун Рональд Макдональд – неизменный маскот сети ресторанов «Mc’Donalds».
Кстати про «Mc’Donalds». На протяжении всей истории компании были использованы десятки интереснейших концептов маскотов, но самый впечатлающий – это персонаж «Happy» — ожившая… упаковка от традиционного детского набора Happy meal. Уникальный случай – продукт рекламирует маскот, выглядящий как та самая упаковка от продукта. Эдакая рекурсия от мастеров упаковочного ремесла.
А самое главное – маскот не должен быть просто статичной фигуркой. Придумайте ему историю, заставьте покупателя искать глазами полюбившегося персонажа. Он может отпускать невинную шутку, заниматься своим делом. Заставьте вышеописанного медведя быть искателем приключений в шляпе и с хлыстом, покажите, как он открывает сундук с вашим мёдом, как некое сокровище. Покупатель любит заострять внимание на таком. А когда он увидит упаковку вашего же производства, но с другим сортом мёда, например, он подсознательно захочет узнать, что на этот раз интересного произошло у медведя.
Ко всему прочему, концепт маскота может использоваться далеко за пределами упаковки. Наружная реклама, аккаунты в социальных сетях от имени маскота, реклама на телевидении – рано или поздно и это придёт на повестку дня. И лучше всего иметь на вооружении старого доброго символического персонажа, которого сможет признать покупатель.
Так что же нам нужно, чтобы создать уникальный образ, который поможет вам в продвижении вашего продукта?
Маскот – это очень важная часть преуспевающего бренда, поэтому его создание нельзя откладывать в долгий ящик. Главное – понять, какого рода образ подойдёт вашей компании, а остальное – дело времени.
Маскот
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mascot. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Маскот — это стилизованное изображение человека, существа или объекта, являющееся талисманом и олицетворяющее какой-либо коллектив, организацию или бренд. Зачастую маскоты являются забавными животными. В рекламе маскоты используются в качестве символа продаваемого продукта. Маскоты особенно популярны в Японии, где они присущи буквально всему, включая самую захудалую фирмочку по производству скрепок.
В мире спорта маскоты часто появляются в качестве мерчандайза. Маскотов часто можно встретить на улице, на конференциях и выставках в виде костюмированных персонажей. Кроме того, маскоты нередко используются для пропаганды определенных идей в социальной рекламе. Наример, w:медведь Смоки помогает Службе леса США рассказывать детям и взрослым об опасности лесных пожаров.
Маскоты также встречаются в мире музыки, например, у группы Iron Maiden есть Эдди Голова, похожее на зомби существо, которое изображено на обложках всех альбомов группы и чей образ используется при оформлении концертных декораций.
В сериале South Park маскотам посвящены две серии — «Клизма и дерьмо», в которой начальной школе Южного Парка предстояло выбирать нового школьного маскота вместо традиционной коровы, и «Панда сексуальных домогательств», в которой социальный работник в костюме панды рассказывает детям о том, что такое сексуальные домогательства, вызывая тем самым последующий шквал судебных исков детей друг к другу и школе.
Примеры [ править ]
Автомобильные маскоты [ править ]
Отдельная история — накапотные фигурки, появившиеся на заре автомобильной эры. Были популярны почти до конца ХХ века, затем резко вымерли из-за требований безопасности:
Сейчас осталось буквально несколько автопроизводителей класса «люкс», сохраняющих традицию:
Маскот: что это и когда он нужен бренду
Генеральный директор «Логомашины»
Повысить узнаваемость бренда можно разными способами. Один из них — создать фирменный персонаж — маскот. Роман Горбачев, генеральный директор «Логомашины», рассказал, когда компании нужен маскот и как его разработать.
Что такое маскот и какие компании его используют
Кролик Nesquik, конфетки M&M’s, Сберкот и Mr. Proper — это маскоты — графические персонажи, которые «очеловечивают» компанию и ее коммуникацию. Как правило, маскоты представляют собирательный образ аудитории компании.
Маскоты бывают не только у компаний: персонажи-талисманы есть у многих спортивных команд — хоккейных и баскетбольных, у Олимпийских игр, где для каждой Олимпиады разрабатывается собственный маскот. Очень редко маскота используют IT и digital-проекты.
В отдельных случаях компании используют маскота в логотипе, в котором упрощают его и унифицируют. По такому пути пошли в Michelin: там маскот стал 3D визуализацией персонажа из логотипа. Кстати, стать маскотом может как реальный человек или животное, так и полностью выдуманный персонаж: например, маскот Макдоналдса — клоун, а KFC — полковник Сандерс.
Когда компании нужен маскот
В 2018 году британская компания System1 Group провела исследование, которое показало, что реклама с маскотами приносит компаниям на 30% больше прибыли. Главная задача маскота — сделать коммуникацию компании с аудиторией более «человечной», транслировать эмоции от лица бренда.
Маскотов любят использовать бренды, коммуникация которых направлена на привлечение внимание детей и их родителей. Например, кролик Квики из Nesquik предстает перед зрителями как энергичный, позитивный и смелый персонаж, который не любит сидеть на одном месте. Он олицетворяет качества бренда, которые невозможно описать в продукте. К тому же, в поведении кролика Квики можно найти сходство с детьми — он энергичен и всегда «за» любые приключения.
Разработать маскота и использовать в коммуникации с аудиторией может любая компания. Особенно хорошо маскот справляется с задачей привлечения молодой аудитории и повышения лояльности. Даже «серьезные» бренды могут использовать графического персонажа — его шутки и неформальная коммуникация не будут противоречить профилю компании.
Изначально под маркой Mr.Proper предлагалась продукция для профессиональной уборки. Чтобы сделать марку более массовой, компания придумала персонажа — лысого мужчину с серьгой в ухе, который напоминал джина — волшебного помощника, справляющегося с любой грязью. Персонаж сразу завоевал доверие у аудитории продукта — домохозяек, которые нуждаются в помощи с домашними делами.
Подытожим:
Маскот поможет компании:
Как выбрать и разработать маскот
Разработка маскота может стать одним из этапов брендинга. Для того, чтобы персонаж нашел отклик у потребителей, нужно провести анализ аудитории: выделить ее боли, ценности, желания и ожидания от продукта.
На основе анализа аудитории будет разрабатываться маскот. Детям нравятся животные и персонажи, которых в реальности не существует — достаточно вспомнить популярные мультфильмы, — а взрослые хотят коммуницировать с персонажем, который максимально похож на реального человека.
Следующий этап разработки маскота — выписать все ассоциации с брендом. Сделать это можно в виде mind map или просто в документе. Затем — проанализировать конкурентов и выделить те ценности, которые транслирует их персонаж.
Это знание поможет решить: будет ли ваш маскот транслировать те же ценности или будет отстраиваться от конкурентов. Прописываются внешние и внутренние черты персонажа, характер коммуникации, каналы, в которых он будет контактировать с аудиторией.
Персонаж Michelin напоминает внешним видом йети — существо, которое живет в непроходимых лесах и горах. Это позволяет ассоциировать продукцию компании — автомобильные шины — с высоким качеством, позволяющим автомобилю передвигаться в самых суровых условиях.
Другой пример — маскот телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Сова, в форме который выполнен и главный приз игры, — символ мудрости, уверенности в себе и решительности, она полностью передает характер интеллектуальной игры. Сову в качестве маскота любят использовать учебные заведения — школы и университеты.
После проведенного исследования о целевой аудитории, конкурентах, ассоциациях с брендом можно приступать к графической разработке маскота. «Связать» персонажа с конкретной компанией в голове потребителя помогут фирменные цвета.
У Сберкота — маскота Сбера — есть небольшой, но заметный элемент одежды в фирменном зеленом цвете, который решает сразу три задачи: 1) узнаваемость бренда, 2) серьезность, несмотря на «мультяшность» персонажа, так как бабочка ассоциируется с официальностью, 3) отсылка к коту Леопольду, который призывал и детей, и взрослых «жить дружно».
Резюмируя
Маскот — персонаж компании, который помогает сделать коммуникацию как со взрослыми, так и с детьми простой и запоминающейся.
Создание маскота требует не только креативности, но и серьезной аналитической работы: анализ целевой аудитории, конкурентов и ассоциаций с брендом поможет выбрать правильного персонажа, который будет соответствовать позиционированию компании и ее продукции.
Использовать маскот можно как во всех каналах коммуникации, так и в отдельных — например, только в социальных сетях или email-рассылках. Выбор канала зависит от аудитории, которую с помощью маскота хочет привлечь бренд.