Масло гидравлическое вмгз для чего используется
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Масло ВМГЗ: характеристики и применение
Масло ВМГЗ создано на маловязкой низкозастывающей минеральной основе, получаемой в результате гидрокаталитического процесса и загущенной полиметакрилатной добавкой. В составе ВМГЗ содержатся антипенные, противоизносные и антиокислительные присадки.
Обозначение по ГОСТ
Этой марке присвоено наименование МГ-15-В по ГОСТу 17479.3, где:
Сфера применения
МГ-15-В используют для гидравлики и приводов, а также механизмов управления промышленной техники и других видов автомобилей на гусеничном и колесном ходу.
Применение смазки обеспечивает бесперебойную работу автотехники в суровых климатических условиях. К примеру, она используется для запуска гидравлического привода при низкотемпературных показателях.
Особенность этого масла в его универсальности, то есть оно применимо и зимой, и летом. Может быть использовано для автотехники с насосами различного типа на шестернях или поршнях.
Характеристики масла ВМГЗ
Эксплуатационные характеристики | Значение показателей |
Цвет масла | Темно-янтарный |
Содержание примесей | Нет |
Содержание воды | Нет |
Класс вязкости | ISO 15 |
Показатель вязкости | >=160 |
Кинематическая вязкость при низких температурах | -40°C/1500 сСТ |
-||- при высоких температурах | +50°C/10сСт |
Максимальная зольность | 0,15% |
Плотность при температуре менее 20°C | 865 кг/м³ |
Температура возгорания | +135°C |
-||- застывания | -60°C |
Кислотное число без присадок | 0,1 мг |
Смазочный продукт ВМГЗ производится в нескольких вариациях с различными температурными показателями застывания и вязкости:
Свойства
Практически это масло сопоставимо с всесезонным, но отличается малой вязкостью и низкотемпературным застыванием.
МГ-15-В обладает противоизносными свойствами, вязкостно-температурными характеристиками и отличной фильтрацией. Также стоит отметить, что продукт отделяется от воды и обеспечивает защиту металлических поверхностей от воздействия коррозии.
Проанализировав табличные сведения, можно сказать о том, что жидкость обладает хорошей смазывающей способностью. На фоне аналогов она отличается стойкостью к вспениванию и формированию смолистых прослоек.
Эти свойства объясняются тем, что готовая смазка производится гидрокаталитическим методом с применением особой технологии обработки, прочистки и добавкой загущенных присадок.
ВМГЗ в классификации по ГОСТу 17479.3 имеет название МГ-15-В. Отечественное гидравлическое масло.
Одной из рабочих жидкостей для гидравлических систем является масло ВМГЗ, — которое расшифровывается как всесезонное масло гидравлическое загущенное.
Технология производства гидравлического масла в ВМГЗ.
Всесезонное масло гидравлическое загущенное (ВМГЗ) производится на базе маловязкого, низко застывающего масла на минеральной основе, которое загущается с помощью присадок.
Получение масла происходит в ходе гидрокаталитического процесса с использованием специализированных методов очистки и обработки.
Технические характеристики гидравлического масла ВМГЗ
Масло ВМГЗ отличается хорошей смазывающей способностью, стойкостью против образования и отложения смолистых осадков, а также против вспенивания, хорошо защищает металлические поверхности от коррозии.
Наиболее значимыми техническими характеристиками состояния данного типа масла являются: кинематическая вязкость, индекс вязкости и температура застывания. ВМГ3 изготавливается в нескольких вариациях, отличающихся температурой замерзания и ценой: ВМГЗ — 45°С, ВМГЗ — 55°С, ВМГЗ — 60°С.
Температура замерзания гидравлического масла ВМГЗ.
Чем выше температура замерзания, тем маслo становится более вязким. Масло ВМГЗ применяется в качестве гидравлической жидкости для систем гидропривода и гидроуправления (ГУР) строительной, дорожной, лесозаготовительной, подъемо-транспортной и других типов спецтехники.
Применение и характеристики всесезонного масла ВМГЗ.
Применение масла ВМГЗ позволяет более надежно эксплуатировать машину, обеспечить пуск гидропривода при весьма низких отрицательных температурах без предварительного разогрева и что важно – без сезонной смены рабочей жидкости.
Характеристики гидравлических масел ВМГЗ
Гидравлические масла – большая группа минеральных масел, используемых для обеспечения устойчивой работы механизмов гидроуправления и амортизационных узлов спецтехники – экскаваторов, трелёвочных тракторов, мощных автокранов и пр. Основные требования к таким маслам регулируются нормами ТУ 38.101479-86. Сегодня, в статье поговорим о масле ВМГЗ.
Технические характеристики ВМГЗ
Основное эксплуатационное качество гидравлических масел – минимальная зависимость их вязкости от параметров рабочего давления и возможность стабильного действия при различных температурах окружающей среды. Для регионов Севера нашей страны гидравлическое масло ВМГЗ считается внесезонным, для остальных — рекомендуется к применению в холодное время года. Согласно ГОСТ 17479.3-85 имеет обозначение МГ-15-В (масло гидравлическое с вязкостью при нормальной температуре не более 15 мм 2 /с).
Ближайшим зарубежным аналогом считается масло гидравлическое МГЕ-46В (или HLP-15), которое производится торговой маркой Mobil. Однако имеется и ряд других схожих по своему назначению марок от других компаний. Все они должны соответствовать международным нормам стандарта DIN 51524-85.
Основные показатели гидравлического масла ВМГЗ:
Низкие параметры застывания масла обеспечиваются в результате гидрокаталитической обработки нефтяной основы, куда затем добавляются специальные присадки.
Особенности состава и свойств
Присадки, имеющиеся в базовом масле, подразделяются на три вида:
Последнюю группу присадок потребитель может использовать самостоятельно, регулируя предельное значение температуры загустевания. Соответственно, можно получить гидравлические масла ВМГЗ-45, ВМГЗ-55 или ВМГЗ-60, способные выполнять свои функции при разных отрицательных температурах (нормированный объём присадки определяется производителем в технической инструкции). При очистке масла гарантируется отсутствие вредных компонентов в сточных водах.
С целью обеспечения стабильности основных производственных характеристик гидравлическое масло ВМГЗ:
Комплекс присадок подбирается таким образом, чтобы (при повышенной влажности окружающего воздуха) обеспечивать хорошее разделение воды и масла с помощью соответствующих фильтров.
Применение и реализация
Гидравлическое масло марки ВМГЗ является универсальным и используется:
Цена гидравлического масла ВМГЗ определяется производителем, и зависит от фасовки товара и объёма разовой закупки продукции:
Масло гидравлическое вмгз для чего используется
Гидравлические жидкости являются неотъемлемым компонентом любой гидросистемы. Они обеспечивают защиту рабочих элементов от износа и позволяют оборудованию нормально работать в условиях различных температур, нагрузок и влажности. Одним из материалов, широко применяемых для обслуживания гидравлических систем, является масло ВМГЗ.
Расшифровка аббревиатуры
Масло гидравлическое ВМГЗ – это маловязкая морозостойкая минеральная жидкость, изготавливаемая при помощи гидрокаталитических процессов и загущенная полиметаакрилатной присадкой.
У аббревиатуры ВМГЗ следующая расшифровка:
Всего существует 10 классов вязкости гидравлических масел: 5, 7, 10, 15, 22, 32, 46, 68, 100, 150. По составу различают 3 группы жидкостей: А, Б, В. К первой группе относятся нефтяные масла без присадок, которые используются в низконагруженных системах с шестеренчатыми или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и температурах до +80 °C.
В группу Б входят материалы, в составе которых присутствуют антикоррозионные и антиокислительные присадки. Такие жидкости используются в средненагруженных гидравлических системах с различными видами насосов. Работают такие жидкости при давлении до 2,5 МПа и температурах свыше +80 °C.
Группа В включает в себя высокоочищенные масла, в состав которых входят антиокислительные, противоизносные и антикоррозионные присадки. Жидкости данной категории предназначены для гидросистем, где давление превышает 25 МПа, а температуры свыше 90 °C.
По ГОСТ-17478.3 данный материал имеет название МГ-15-В.
«МГ» означает, что это минеральное гидравлическое масло. Индекс «15» указывает на класс вязкости. При температуре 40 °C кинематическая вязкость такого масла будет составлять от 13,5 до 16,5 мм 2 /с (сСт). Буква «В» указывает принадлежность к определенной группе по эксплуатационным свойствам.
Характеристики масла
Масло ВМГЗ производится в 3 видах, которые различаются по температуре застывания и вязкости: ВМГЗ-45 °C, ВМГЗ-55 °C, ВМГЗ-60 °C. Чем ниже температура застывания, тем меньше вязкость гидравлической жидкости.
Данный вид гидравлических жидкостей обладает антипенными, антиокислительными, деэмульгирующими, антикоррозионными и противоизносными свойствами. Эти материалы способствуют уменьшению пенообразования, отделению воды, защищают систему от коррозии и износа и устойчивы к окислению.
Технические характеристики масла ВМГЗ:
Область применения
Всесезонное гидравлическое масло ВМГЗ используется в системах гидроуправления (ГУР) и гидропривода подъемно-транспортной, лесозаготовительной, дорожной, строительной и другой техники. Оно обеспечивает надежную эксплуатацию машин, обеспечивает легкий пуск гидропривода при низких температурах и без предварительного прогрева.
Самое важное качество масла ВМГЗ – возможность круглогодичного применения без сезонной замены гидравлической жидкости. Оно подходит для всесезонного использования в промышленном оборудовании и машинах, которые эксплуатируются в условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири. В качестве зимнего масла жидкость ВМГЗ можно использовать в зонах умеренного климата.
ВМГЗ или HVLP?
Сегодня на рынке представлено больше количество зарубежных гидравлических масел. Их выпускаю такие компании, как Shell, Mobil, Fuchs, Castrol, Bechem и другие. Они идут под индексом HVLP или HLP. Если их сравнивать с отечественными жидкостями от компаний ЛУКОЙЛ, Газпромнефть-СМ, Роснефть, ТНК, то существенных различий вы не обнаружите.
Пакеты присадок, используемых в маслах, у всех компаний одинаковы. Производителей базовых масел во всем мире не так уж и много. Тем не менее разница в составе присутствует. Все дело в том, что каждая компания стремится выделить определенные характеристики своей продукции. Одни улучшают температурные свойства, другие – антикоррозионные, третьи – увеличивают эксплуатационный срок жидкости и так далее.
Отечественным аналогам, которые поставляются на рынок не под торговой маркой, доверять не следует. Поэтому, если выбор пал на масла ВМГЗ, то лучше всего приобретать продукцию известных компаний: ЛУКОЙЛ, ТНК, Газпромнефть-СМ, Роснефть.
Выбор импортного масла обусловлен стоимостью самого оборудования. Порой разница в стоимости двух одинаковых материалов от разных производителей может составлять до 20 %. Как правило, на маслах не экономят владельцы нового оборудования и техники, на которые действует гарантийный срок. Поэтому они вынуждены использовать те жидкости, которые им предлагает сервисный центр официального дилера. Владельцы подержаной техники предпочитают отечественные фирменные масла и зарубежные составы средней стоимости.
Так или иначе при выборе гидравлического масла в первую очередь нужно руководствоваться инструкциями от производителей оборудования, а также доверять проверенным брендам и надежным поставщикам.
Особенности сезонного использования масла
Сезонные гидравлические масла не следует использовать круглогодично. Особенно это касается подержаной техники, где в изношенных насосах очень большие зазоры между рабочими элементами. Например, если в таком оборудовании применяется зимнее масло, которое при нагреве становится жиже, то его производительность резко и значительно понизится, а также уменьшится давление в системе. Это связано с тем, что рабочая жидкость попросту проливается между корпусом насоса и плунжером.
В летнее время работа на зимнем масле приводит к масляному голоданию. Это происходит из-за того что материал имеет низкую прокачиваемость. Чаще всего это происходит с оборудованием и техникой, которые оснащены мощными гидронасосами, например, экскаваторы, автокраны и т.д.
При работе с летними маслами в зимнее время года жидкости попросту замерзают. Некоторые пользователи для того, чтобы снизить вязкость материала в гидросистему добавляют дизельное топливо, что в последствие приводит к неприятным последствиям.
Несмотря на то, что в масле присутствуют антипенные присадки, в процессе работы в нем образуются пузырьки воздуха. Если в рабочей жидкости присутствует дизельное топливо, то внутри этих пузырьков вместо обычного воздуха возникает топливная смесь. В процессе сжатия масла в гидроцилиндрах происходит ее воспламенение, вследствие чего уплотнения гидросистемы разрушаются.
Вмгз масло гидравлическое: расшифровка, технические характеристики, вязкость
Только два сорта
Низкая температура окружающей среды оказывает существенное негативное влияние на работоспособность и надежность гидропривода мобильных машин. При охлаждении возрастает вязкость рабочей жидкости (РЖ), вследствие чего увеличиваются потери давления в гидросистеме, возрастают гидравлическое сопротивление потоку и силы трения в подвижных соединениях; возникают затруднения с пуском гидропривода и увеличивается продолжительность нагрева РЖ до рабочей температуры. Уже при –15…–25 ºС резиновые уплотнения теряют упругие свойства, а при –40…–45 °С контактное давление полностью исчезает, появляются утечки масла.
Опыт эксплуатации в условиях Крайнего Севера показал, что 60% отказов гидропривода связано с состоянием резинотехнических изделий: часто разрываются резинометаллические и резинотканевые рукава, особенно в местах соединения с металлическими наконечниками, появляются наружные утечки масла.
До того как появились «северные» исполнения машин и специальные «зимние» гидравлические масла, эксплуатационники были вынуждены применять при низких температурах моторные масла, смешивать их с дизельным топливом или разбавлять керосином, чтобы понизить их вязкость, а также применять не предназначенные для гидравлической системы индустриальные масла (ИС-12 и др.) с температурой застывания –15 °С, трансформаторное масло, не имеющее смазывающих и других свойств, и прочие, не предназначенные для гидроприводов жидкости. Было много предложений и конструктивных разработок по предварительному подогреву масел в баках гидросистем машин путем дросселирования потока, с помощью электронагревательных элементов, отработавшими газами двигателя и другими способами.
В 1970-е годы по постановлению правительства страны проводилась научно-исследовательская работа по созданию двух сортов гидравлических масел для объемного гидропривода мобильных машин, условно названных «зимнее» и «летнее». Испытания масел проводили на стендах при температурах окружающей среды от –58 до +80 ºС. В результате исследований были выбраны лучшие образцы «зимнего» гидравлического масла ВМГЗ и «летнего» МГ-30. Эксплуатационные испытания масла ВМГЗ проводили на экскаваторах, кранах и других машинах в Норильске при температуре воздуха до –53 ºС и оба масла – ВМГЗ и МГ-30 – проверялись в Москве при –31…+28 ºС. В ходе испытаний подтвердились их высокие эксплуатационные свойства, запуск машин осуществлялся без предварительного подогрева масла в гидросистеме.
Как результат всесезонное низкозастывающее гидравлическое масло ВМГЗ рекомендовали для промышленной выработки на Ново-Уфимском НМЗ, а с 1998 г. – на Волгоградском НПЗ.
С 1979 г. ПО «Омскнефтеоргсинтез» приступило к выработке масла МГ-30 по ТУ.38.1050-79. Это гидравлическое масло предназначено для гидроприводов мобильных и других машин, эксплуатируемых в средней и южной климатических зонах России.
В связи с изменением классификации гидравлических масел по ГОСТ 17479.3–85 масло ВМГЗ получило обозначение МГ-15В (вырабатывается по ТУ 38.101479-00 с 2000 г.), а МГ-30 – обозначение МГЕ-46В и вырабатываются по ТУ 38.001347-83.
Производители и технологии производства
Основные производители масла ВГМЗ
На текущий момент в нашей стране есть три основных компании которые занимаются производством масла ВМГЗ:
Основным компонентом являются масла хорошего качества прошедшие селективную очистку и имеющие минимальное содержание серы. Такие компоненты имеют маленькую динамическую вязкость и большое отрицательное значение температуры застывания. Все остальные свойства, которые имею место быть у марки ВМГЗ, достигаются различными присадкам, которые обеспечивают противоизносные, противопенные, противодействующие окислению и коррозии свойства.
Преимущества использования, свойства и характеристики
Гидромасла обладают рядом свойств, отличающих их от прочих ГСМ. Прежде всего, это оптимальный показатель вязкости при широком диапазоне температур использования. Так, излишне текучая жидкость будет хуже передавать механическое усилие на движущиеся узлы, иметь склонность к протечкам через недостаточно герметизированные уплотнители. В то же время, слишком вязкое масло будет хуже смазывать механизмы, может застывать при отрицательных температурах.
Необходимые технические параметры достигаются благодаря сбалансированному комплексу следующих характеристик:
В качестве примера можно привести отечественное гидравлическое масло, относящееся по ГОСТу к группе А. Оно должно обладать следующими эксплуатационно-техническими характеристиками:
К основным преимуществам гидравлических масел относятся отличная передача механического усилия по гидросистеме. Способность жидкости оказывать защитное воздействие на узлы и детали оборудования при работе в тяжёлых условиях, повышать сроки эксплуатации оборудования благодаря снижению износа.
Однако следует учитывать, что высокие эксплуатационные показатели достижимы лишь при условии правильного подбора класса масла для гидросистемы. Также следует отдавать предпочтение брендам, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке ГСМ. Сегодня жидкости для гидравлики выпускаются всеми ведущими производителями ГСМ, как отечественными, так и иностранными.
Видеорегистратор NEOLINE X-COP 9100S
Fugicar FC8 зеркало-бортовой компьютер
Black Size – гель для увеличения члена
Замена ВМГЗ
К плановой замене масла в гидравлической системе следует подходить ответственно, поскольку процедура замены масла в гидравлике отличается от замены, к примеру, в коробке передач.
В системы гидравлики масло не заливается, а закачивается специальным насосом. При этом желательно использовать фильтр, чтобы максимально обезопасить рабочие узлы от попадания в систему нежелательных частиц.
Также стоит помнить о том, что срок хранения после вскрытия емкости – не более 2-х лет, это обусловлено контактом с воздухом, после чего масло медленно, но верно теряет свои свойства.
Рабочие емкости, в которые заливается свежее масло, будет нелишним промыть, за время использования старого масла там вполне могут появиться ненужные отложения.
При выборе гидравлического масла следует обращать внимание на рекомендации производителя оборудования
Производители
При отсутствии рекомендуемой марки – подбирать масло с максимально схожими характеристиками. В такой ситуации лучше ориентироваться на производителя, чем на стоимость. И помнить, что в этом сегменте российская продукция не уступает зарубежной, а по некоторым параметрам даже превосходит.
Разумеется, речь идет о ведущих марках проверенных производителей, таких, как:
Выбор ВМГЗ
Хорошо, если выбранное масло соответствует стандартам SAE, или ISO.
Вряд ли кому-то в голову придет мысль залить в дорогостоящую гидравлическую систему масло неизвестной компании.
Учитывая относительно невысокую стоимость ВМГЗ, вряд ли его подделывают, да и распознать подделку не в лабораторных условиях крайне сложно.
А вот шанс нарваться просто на некачественное масло, купив продукцию сомнительной фирмы, вполне реален.
Следует отметить, что при нагрузках, возникающих в гидравлической системе, в некачественном масле могут образоваться пузырьки. Если воздух в них будет насыщен горючими парами, это может привести к взрыву. Конечно, такая ситуация – большая редкость, а вот порча цилиндров гидравлики с последующей отправкой под замену – рядовой и довольно частый случай. Согласитесь, обидно, сэкономив немного на покупке качественного масла, в дальнейшем выложить приличную сумму за ремонт и простой техники.
И, конечно же, то, что масло всесезонное, вовсе не означает, что оно вечное. Менять следует не реже, чем это прописано в рекомендациях производителя оборудования, а лучше даже чуть почаще. Это пойдет только на пользу ресурсу техники.
Видеорегистратор NEOLINE X-COP 9100S
Fugicar FC8 зеркало-бортовой компьютер
Black Size – гель для увеличения члена
Почему пользователи тяжелых агрегатов выбирают ВМГЗ?
Предложений с заявленной низкой температурой застывания, на рынке нефтепродуктов более чем достаточно.
Чаще всего, это обычная гидравлика либо индустриальное масло с добавлением небольшого количества присадок, обеспечивающих расширение нижней границы температур.
Однако такой «синтез» при повышении нагрузки приводит к потере характеристик.
Вторая крайность – качественное импортное масло с отличными характеристиками, но с завышенной стоимостью. К тому же, на крупных предприятиях или автохозяйствах потребление гидравлического масла измеряется десятками тонн, и закупка дорогостоящей жидкости нерентабельна.
Отечественные производители нефтепродуктов: такие, как «Газпромнефть», «Роснефть», «ТНК», «Лукойл», предлагают неограниченные объемы качественного и недорогого масла ВМГЗ.
Производители декларируют, а ресурсные испытания подтверждают отличные потребительские свойства масла:
Предлагается практически в любой фасовке: от 18 литровых канистр, до 200 литровых бочек и поставки в тару покупателя (ж/д или автоцистерны). Полный цикл производства (от добычи до поставок покупателю) размещен на территории России. Зависимость от экономических санкций нулевая.
Свойства
Практически это масло сопоставимо с всесезонным, но отличается малой вязкостью и низкотемпературным застыванием.
МГ-15-В обладает противоизносными свойствами, вязкостно-температурными характеристиками и отличной фильтрацией. Также стоит отметить, что продукт отделяется от воды и обеспечивает защиту металлических поверхностей от воздействия коррозии.
Проанализировав табличные сведения, можно сказать о том, что жидкость обладает хорошей смазывающей способностью. На фоне аналогов она отличается стойкостью к вспениванию и формированию смолистых прослоек.
Эти свойства объясняются тем, что готовая смазка производится гидрокаталитическим методом с применением особой технологии обработки, прочистки и добавкой загущенных присадок.
Технические характеристики ВМГЗ
Основное эксплуатационное качество гидравлических масел – минимальная зависимость их вязкости от параметров рабочего давления и возможность стабильного действия при различных температурах окружающей среды. Для регионов Севера нашей страны гидравлическое масло ВМГЗ считается внесезонным, для остальных — рекомендуется к применению в холодное время года. Согласно ГОСТ 17479.3-85 имеет обозначение МГ-15-В (масло гидравлическое с вязкостью при нормальной температуре не более 15 мм 2 /с).
Ближайшим зарубежным аналогом считается масло гидравлическое МГЕ-46В (или HLP-15), которое производится торговой маркой Mobil. Однако имеется и ряд других схожих по своему назначению марок от других компаний. Все они должны соответствовать международным нормам стандарта DIN 51524-85.
Основные показатели гидравлического масла ВМГЗ:
Низкие параметры застывания масла обеспечиваются в результате гидрокаталитической обработки нефтяной основы, куда затем добавляются специальные присадки.
Применение
Гидравлические масла используются во всех гидросистемах. К примеру, в автомобилях гидравлические жидкости обеспечивают надёжную работу следующих узлов:
Между тем, различные виды масел могут предназначаться для разного оборудования. Чтобы правильно подобрать жидкость, следует внимательно ознакомиться с прилагаемой к оборудованию специализацией.
На основании рекомендации производителя и осуществляется выбор наиболее подходящего масла. Для удобства, гидромасла маркируются дополнительными буквенными обозначениями:
Аналоги
Как и у любого другого масла, у ВМГЗ имеются аналоги, схожие по составу.
Зарубежные аналоги обозначаются, как HLP или HVLP. По сути, HVLP – обновленная и усовершенствованная версия HLP, лучше адаптированная для высоких температур. Буква «Н» означает Hydraulic ( гидравлический), «V» – High Viscosity (высокая вязкость), а «Р» – Pressure (давление).
Соответственно, это масла с большим индексом вязкости, предназначенные для гидравлических систем с высоким давлением.
Зарубежные производители зачастую делают упор на лучшую износоустойчивость, или, к примеру, на повышенные антиокислительные качества своих масел.
Следует понимать, что основной состав все тот же, а перечисленные плюсы достигнуты только за счет увеличения доли тех или иных присадок в общем объеме масла.
Зарубежные аналоги ВМГЗ:
Цифра 15 в большинстве этих названий указывает на класс вязкости по ISO.
Система обозначения гидравлических масел
Принятая в мире классификация минеральных гидравлических масел основана на их вязкости и наличии присадок, обеспечивающих необходимый уровень эксплуатационных свойств. В соответствии с ГОСТ 17479.3–85 (“Масла гидравлические. Классификация и обозначение”) обозначение отечественных гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквами “МГ” (минеральное гидравлическое), вторая — цифрами и характеризует класс кинематической вязкости, третья — буквами и указывает на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.