Масло м8в для чего
Масло М8В – история возникновения, современное применение
Современные автолюбители различают моторные масла по вязкости (SAE-20, 30, 40 и т.д.) и по логотипу производителя. Причем второй показатель вызывает наибольшую сложность: за спорами, какой бренд лучше, водители часто забывают об основных характеристиках.
50-70 лет назад, когда об импортных смазочных материалах никто не знал, на слуху было лишь одно название: масло «Автол». Стандарты SAE еще не появились, и для обозначения вязкости применялись цифровые индексы 4, 6, 8 и 10.
Для удобства механиков, имелись и буквенные обозначения:
Со временем марка автола прекратила свое существование, и трансформировалась в масло М8В.
История создания М8В
До 20-х годов прошлого века, единого стандарта моторных масел не существовало. В силовые установки заливались любые смазки (в том числе и касторка). В результате, каждые 500 км приходилось разбирать двигатель для очистки от нагара и коксовых отложений.
С наступлением эры индустриализации, были введены классификации на основе исследований, заказанных «Автотрестом» (аналог сегодняшнего Минтранса). Тогда и появилось название «Автол».
Первое время культура производства была крайне низкой, в результате чего характеристики автола сильно разнились, в зависимости от нефтеперерабатывающего завода.
С появлением в начале войны ГОСТ 1862-42 «Масла автотракторные (автолы)», вязкость разделили на зимнюю (4 и 6) и летнюю (8, 10 и 18).
В те времена селективной очистки нефтепродуктов еще не было (только на опытном уровне), поэтому Автол (а затем и М8В) производился из сырья сернокислотной очистки.
Основным недостатком такого масла была высокая коксуемость. При достижении интервала замены, образовывался такой нагар, что приходилось прочищать маслопроводы.
Поэтому после 1970 года, в моторных смазках прекратили использовать нефтяную основу сернокислотной очистки.
Вновь созданное моторное масло М8В регламентировано требованиями ГОСТ 10541 78. В качестве сырья используется сырая нефть.
Сернокислотная очистка ушла в прошлое, для производства минеральных смазочных материалов применяются нефтяные дистилляты.
Это позволило довести технические характеристики масла М8В до современных автомобильных стандартов.
Что представляет собой моторное масло М8В
Начнем с расшифровки аббревиатуры. Она еще проще, чем обозначение автолов:
Интересно, что это же масло применяется для дизельных ДВС в качестве зимнего варианта. Разумеется, это также нефорсированные моторы.
По своим параметрам, продукт (ГОСТ 10541-78) соответствует международным стандартам SAE20, а также показателям качества API SD/CB. Соответственно, аналоги масла М8В – любые импортные или отечественные расходники с таким обозначением.
Основные характеристики
Состояние двигателя после 10 лет использования Автола — видео
Для поддержания таких характеристик (при сохранении низкой стоимости) применяется смесь основ дистиллятной и остаточной нефти с минимальным количеством присадок. Таких параметров во многом удалось добиться после запрета сернокислотной очистки.
Применение М8В
Минеральное сырье с хорошей степенью чистоты позволяет этому продукту обеспечивать длительные межсервисные интервалы.
При соблюдении условий эксплуатации (нефорсированные или среднефорсированные двигатели), масло меняется не чаще, чем каждые 18 тыс. км.
Благодаря таким экономичным показателям, расходники популярны на крупных автохозяйствах, где эксплуатируются автомобили с невысокими эксплуатационными требованиями.
Кроме того, М8В хорошо зарекомендовало себя на крупных фермерских хозяйствах, особенно при эксплуатации устаревшей техники. Не только мотоблоки и сельхозтехника заправляется этим маслом, но и мотоциклисты не редко пользуют его для своих стальных коней.
Сравнение масел М8В и М10Г2К — видео
Традиции называть подобные смазки «автолами» продолжаются не напрасно. Одновременно с именем, производители поддерживают отличный баланс цены-качества.
Моторное масло М8В Sintec: технические характеристики
Содержание статьи:
Универсальное всесезонное моторное масло М-8В изготовлено на основе минерального компаундированного базового масла глубокой очистки или дистиллята с ограниченным составом фракций с добавлением композиции присадок. Основные характеристики продукта указаны в маркировке: М – моторное, 8 – класс кинематической вязкости по ГОСТ 17479.1-85, В – предназначенное для использования в среднефорсированных карбюраторных двигателях. Масло обеспечивает надежную и устойчивую работу моторов различных видов техники в сложных условиях эксплуатации, в том числе при большом выработанном ресурсе и значительной степени износа. Класс вязкости соответствует SAE20.
Основные преимущества масла М-8В
Сферы применения
Масло М-8В применяют для смазки бензиновых моторов и безнаддувных дизелей грузовых и легковых автомобилей ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ, а также автотракторных агрегатов, требующих использования ГСМ API SD/CB или более ранних спецификаций. Продукт востребован в крупных авто- и фермерских хозяйствах с устаревшим техническим парком, в мотоклубах и т. д.
Физико-технические характеристики М-8В
Параметр
Значение
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм 2 /с
Кинематическая вязкость при 0 °С, мм 2 /с
Индекс вязкости, не менее
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже
Температура застывания, °С, не выше
Массовая доля механических примесей, %, не более
Щелочное число, мг КОН/г, не менее
Зольность сульфатная, %, не выше
Плотность при 20 °С, г/см 3
Массовая доля активных элементов, %, не более:
Расшифровка технических характеристик
Вязкость. Основная задача моторного масла – уменьшить трение между деталями двигателя при сохранении максимальной герметичности. Вязкость является характеристикой, определяющей способность смазки оставаться на поверхности внутренних элементов и при этом сохранять текучесть. Параметр сильно зависит от температуры. При нагревании вязкость снижается, существует риск вытекания смазки. При охлаждении масло становится более густым, увеличивается вероятность сухого трения, затрудняется проворачивание мотора. Чем шире диапазон температур, в котором смазка сохраняет нормальную характеристику, тем обширнее сфера ее применения.
Индекс вязкости. Идеальным считается масло, вязкость которого остается постоянной во всем диапазоне рабочих температур двигателя. Такой смазки пока не существует. Для определения степени изменения вязкости масла при колебании температур установлен индекс вязкости. Его определяют расчетным путем, используя значения характеристики при 40 и при 100 °С. Чем выше индекс, тем меньше вязкость смазки подвержена изменениям при нагревании и охлаждении.
Температура застывания. Характеристика показывает момент резкого возрастания вязкости вплоть до потери текучести. Низкотемпературные свойства моторных масел зависят от их химического состава. При охлаждении начинается процесс кристаллизации парафинов нормального строения, поэтому их в процессе производства удаляют из продукта или химически модифицируют, создавая разветвленные цепи. Чем ниже температура застывания, тем лучше масло сохраняет свои свойства в холодное время года.
Температура вспышки. Параметр зависит от наличия и количества легколетучих фракций в составе масла. Температура вспышки показывает максимальную степень нагрева смазки, при которой концентрация газообразных компонентов над поверхностью достигает критического уровня и при контакте с открытым огнем происходит воспламенение смеси. Характеристика позволяет определить теоретическую потерю масла на угар и оценить степень риска самопроизвольного возгорания в процессе хранения.
Общее щелочное число. Показатель зависит от вида и количества моющих, диспергирующих присадок, антиокислительных компонентов и других веществ. Щелочное число характеризует устойчивость смазки к образованию отложений, к окислительным процессам при нагревании и высоком давлении в присутствии химически активных сред, а также величину межсервисного интервала. Масла для легковых автомобилей имеют показатель порядка 7–9 мг КОН/г, для коммерческого транспорта – 10–15 мг КОН/г и т. д.
Сульфатная зольность. При сгорании моторного масла с присадками образуется некоторое количество нерастворимых нелетучих веществ – золы. Они оседают на поверхностях деталей двигателя, приводят к преждевременному воспламенению топливной смеси в камере сгорания. Больше всего от золы страдают каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры. Поэтому чем меньше показатель, тем благоприятнее масло воздействует на элементы техники.
Масло М-8В и «Автол»
Марку М-8В многие автомобилисты по привычке называют «Автол» – такое масло было широко распространено во времена СССР. Современная смазка значительно отличается от своего предшественника. «Автол» изготавливали на минеральной основе, состоящей из продуктов переработки сырой нефти. Такая смазка не могла использоваться в широком диапазоне температур. Современное масло М-8В – это более технологичная модификация. В состав продукта входят эффективные присадки, а в качестве основы использована очищенная нефть.
Здоровье и безопасность
Масло М-8В не представляет угрозы для здоровья человека и опасности для окружающей среды при условии соблюдения правил производственной и личной гигиены, при использовании в рекомендуемых сферах согласно инструкции к транспортному средству. При работе с продуктом избегайте попадания жидкости на кожу. По завершении манипуляций вымойте руки с мылом. В случае возгорания смазки для тушения используйте углекислый газ, водяную пыль, пену, перегретый пар.
Полная информация по вопросу безопасного обращения с моторным маслом указана в паспорте.
Защита окружающей среды
Остатки масла и отработанный продукт необходимо собирать в герметичную тару и сдавать в специализированные пункты приема нефтепродуктов. Запрещено сливать смазку в почву, водоемы, канализацию.
Масло М8В (Автол)
Продукт, известный под названием Автол многие десятилетия применялся по всей территории Советского Союза для различных грузовых машин. Смазочный материал, получаемый из дистиллятного и остаточного компонентов, изготавливался в строгом соответствии ГОСТу. Поскольку масло изготавливалось из сырой нефти, в нем было высокое содержание серы. Эти аспекты снижали технические показатели, что негативно сказывалось на качестве. С тех пор Автол претерпел значительные изменения.
Известный смазочный продукт Автол широко использовался в СССР. Он нашел применение как в бензиновых так и в дизельных двигателях. Основную задачу — холодный запуск автол выполнял, хотя водители тех лет могут сравнить качество с современной его модификацией. И сравнение окажется не в пользу старого образца.
Современный продукт в значительной степени модифицирован, и качество его на высоком уровне.
Существующая сегодня линейка Автолов выполнена в различных вариантах, спектр применения значительно расширился, а состав существенно изменился. Некоторые продукты не применяют в качестве самостоятельного смазочного материала, они используются в качестве добавки к дизельному топливу. Компонент придает смазке вязкость, обеспечивает повышенный показатель температуры воспламенения.
Что такое автол
Густая маслянистая жидкость темно-коричневого цвета с характерным нефтяным запахом и есть всем известный продукт автол. В емкости с ним можно наблюдать густой осадок черного цвета. Он нерастворим в воде, хорошо перемешивается с бензином, керосином и соляркой. При смешивании автол не теряет своих основных качеств, а смесь при этом получается практически однородная.
Изменения в машиностроении, а именно усовершенствование двигателей, использование новых материалов (сплавов) стало причиной для изменения состава смазочных материалов. Так появились моторные масла различной модификации с маркировкой м8.
Свойства смазочного продукта
Технические показатели
Название масла м8в, по привычке называемого автолом, означает следующее:
Главное отличие современного моторного масла от известного ранее автола в технологии изготовления. Если автол получали из сырой нефти, что негативно сказывалось на качестве, то современные модификации содержат смеси дестиллятных компонентов, которые проходят специальную обработку запатентованными присадками. Состав масла уникален за счет специально разработанного технологического цикла.
Моторное масло м8 демонстрирует отличные вязкостные характеристики: по классу она идентична показателю SAE 20, а по эксплуатационным свойствам — API SD/CB. Довольно высокое щелочное число — 4,2 позволяет надежно защитить двигатель от быстрого образования нагара.
Термоокислительную стабильность продукту обеспечивают практическое отсутствие в составе воды и низкий процент содержания присадок. Аналоги данного продукта: М8В2, М8Г2к, М8ДМ и другие.
Смазки этой линейки идеально подходят для таких моделей машин как ГАЗ, УАЗ и ЗИЛ.
Современный продукт рекомендован для эксплуатации в бензиновых силовых агрегатах, в дизельных применим несколько иной состав смазки.
Преимущества продуктов линейки м8
На сегодняшний день масло м8в незаменимо в использовании для крупногабаритных промышленных машин. Продукт выпускается в соответствии с ГОСТом 105410-78, по этой причине качество не вызывает нареканий. Технические характеристики позволяют говорить об уникальности смазочного материала. Его преимущества:
Кроме этих качеств нужно отметить высокую защиту от нагара и копоти. Масло не образует пробок на стенках деталей, обладает стабильной антиоксидантной способностью. Ценным является еще и то, что все эти качества не теряются при длительном простое техники, а вязкостные показатели приспосабливаются под любые погодные условия без потери своих свойств.
Продукт рекомендован для использования не только в автомобилях, но и в лодочных моторах, мотоблоках и многих других агрегатах. Безотказный холодный пуск позволяет осуществлять доставку срочных грузов в суровых климатических условиях.
Автол М8В. Моторное масло советского времени
Для обеспечения минимального износа подвижных деталей двигателя в числе прочих моторных масел широко используется минеральное моторное масло М8в, часто именуемое также автолом. Автол справедливо считается долгожителем рынка автомобильных масел: его применение началось ещё с 20-х годов прошлого столетия, когда в СССР активно началось производство карбюраторной автотехники. Тогда же появилось и классическое название рассматриваемого масла, которое происходит от начала слов «автомобиль» и «олеум» (масло).
Состав и разновидности
Современное моторное масло М8в, естественно, не является тождественным по своим компонентам автолу столетней давности. Однако его основу по-прежнему составляют дистиллятные нефтяные масла, прошедшие процедуру кислотной очистки с последующей депарафинизацией. Это способствует сравнительно простому изменению вязкости, поэтому автолы сразу же были классифицированы на летние и зимние.
В состав масла М8в также входят:
К современным автолам относят подобные М8в масла, которые также предназначаются для применения в двигателях автотракторной техники, преимущественно дизельных. Например, масло М8дм (производится из сернистой нефти, используется в форсированных дизельных двигателях с турбонаддувом), либо масло М10Г2к (используется для дизельных двигателей, при работе которых вероятно повышенное нагарообразование).
Характерной особенностью моторного масла М8в считается повышенная в процессе производства степень очистки, с возможностью добавления иных дистиллятных фракций., Это увеличивает стабильность работы изношенных двигателей, для которых зазоры между подвижными частями приближаются к верхнему полю допуска.
Технические характеристики
ГОСТ 10541- 78, в соответствии с техническими требованиями которого производится автол марки М8в, предусматривает следующие обязательные параметры масла:
Допускается незначительное присутствие в масле катионов кальция, фтора и цинка, а также анионов фосфора. Стабильность прозрачности масла перед его первым применением должна выдерживаться в течение не менее 30 ч (исключение составляют автолы, которые производятся из нефти восточно-сибирских месторождений: для них норма осадкообразования снижена до 25 ч).
Особенности применения
Большинство пользователей рассматриваемого автола отмечают стабильность его характеристик, которая мало изменяется при росте пробега автомобиля. Отмечается, что особенно хорошо минеральное масло М8в проявляет себя на автомобилях семейства ВАЗ, эксплуатируемых в летний период. Замену масла стоит производить через 7000…8000 км пробега. Оптимальное соотношение присадок позволяет минимизировать нагар в двигателе.
Автол марки М8в соответствует международной классификации SAE20W-20. Ближайшими зарубежными аналогами являются ТНК 2т от Лукойл или М8Г2. Из импортных масел – Shell 20W50.
Цена за литр
Определяются объёмом масла в ёмкости. Для канистры объёмом 10 л цены стартуют от 800 руб., для 20 л – от 2000 руб., для бочки ёмкостью 200 л – от 16000 руб. Цены варьируются также в зависимости от производителя (для автола отечественного производства – это обычно торговые марки Лукойл или Газпромнефть).
Масло М8В (Автол): свойства, технические показатели и применение
История создания М8В
До 20-х годов прошлого века, единого стандарта моторных масел не существовало. В силовые установки заливались любые смазки (в том числе и касторка). В результате, каждые 500 км приходилось разбирать двигатель для очистки от нагара и коксовых отложений.
С наступлением эры индустриализации, были введены классификации на основе исследований, заказанных «Автотрестом» (аналог сегодняшнего Минтранса). Тогда и появилось название «Автол».
Первое время культура производства была крайне низкой, в результате чего характеристики автола сильно разнились, в зависимости от нефтеперерабатывающего завода.
С появлением в начале войны ГОСТ 1862-42 «Масла автотракторные (автолы)», вязкость разделили на зимнюю (4 и 6) и летнюю (8, 10 и 18).
В те времена селективной очистки нефтепродуктов еще не было (только на опытном уровне), поэтому Автол (а затем и М8В) производился из сырья сернокислотной очистки.
Основным недостатком такого масла была высокая коксуемость. При достижении интервала замены, образовывался такой нагар, что приходилось прочищать маслопроводы.
Поэтому после 1970 года, в моторных смазках прекратили использовать нефтяную основу сернокислотной очистки.
Вновь созданное моторное масло М8В регламентировано требованиями ГОСТ 10541 78. В качестве сырья используется сырая нефть.
Сернокислотная очистка ушла в прошлое, для производства минеральных смазочных материалов применяются нефтяные дистилляты.
Это позволило довести технические характеристики масла М8В до современных автомобильных стандартов.
Что такое автол
Несколько десятков лет назад моторное масло производили из сырой нефти. К сожалению, качество такого продукта было низким, а его технические характеристики не впечатляли даже самого нетребовательного автомобилиста. На смену этому некачественному продукту пришёл автол, представляющий собой смазочный материал минерального происхождения. С каждым годом производитель совершенствовал автол. Автомобилисты стали добавлять его в топливо, тем самым улучшая технические свойства бензина и дизеля.
В настоящее время в автомагазинах представлен широкий ассортимент автомасел, в состав которых введены специальные присадки, предупреждающие возникновение сажи, нагара. Однако большинство водителей до сих пор называют масло «М8» автолом. Кстати, даже сам производитель Лукойл на канистре с масляным продуктом «М8» также в рекламных целях прописывает «волшебное слово» – автол, магнетически привлекающее внимание владельцев транспортных средств. Предлагаем вашему вниманию описание масла «М8В», чтобы убедиться в том, что этот продукт действительно хорош.
Свойства смазочного продукта
Характеристики
Название складывается из трех составляющих: буквенное обозначение принадлежности по типу применения («м» — моторное), цифровое – класс вязкости (в данном случае, «8» — минеральные масла добываемые из нефти) и группа по использованию согласно виду двигателей («в» — среднефорсированные карбюраторные).
Также моторное масло М8 В широко известно под названием «Автол», современной модификацией которого оно, по сути, и является. Основное отличие между ними заключается в технологии производства: раньше оно изготавливалось из продуктов переработки сырой нефти, что значительно влияло на качество. В настоящее время добавляются смеси дестиллятных компонентов, обработанных химическими присадками с запатентованной формулой. Это придает готовому маслу м8в его уникальные свойства.
Расшифровка
Вязкость. Основная задача моторного масла – уменьшить трение между деталями двигателя при сохранении максимальной герметичности. Вязкость является характеристикой, определяющей способность смазки оставаться на поверхности внутренних элементов и при этом сохранять текучесть. Параметр сильно зависит от температуры. При нагревании вязкость снижается, существует риск вытекания смазки. При охлаждении масло становится более густым, увеличивается вероятность сухого трения, затрудняется проворачивание мотора. Чем шире диапазон температур, в котором смазка сохраняет нормальную характеристику, тем обширнее сфера ее применения.
Индекс вязкости. Идеальным считается масло, вязкость которого остается постоянной во всем диапазоне рабочих температур двигателя. Такой смазки пока не существует. Для определения степени изменения вязкости масла при колебании температур установлен индекс вязкости. Его определяют расчетным путем, используя значения характеристики при 40 и при 100 °С. Чем выше индекс, тем меньше вязкость смазки подвержена изменениям при нагревании и охлаждении.
Температура застывания. Характеристика показывает момент резкого возрастания вязкости вплоть до потери текучести. Низкотемпературные свойства моторных масел зависят от их химического состава. При охлаждении начинается процесс кристаллизации парафинов нормального строения, поэтому их в процессе производства удаляют из продукта или химически модифицируют, создавая разветвленные цепи. Чем ниже температура застывания, тем лучше масло сохраняет свои свойства в холодное время года.
Температура вспышки. Параметр зависит от наличия и количества легколетучих фракций в составе масла. Температура вспышки показывает максимальную степень нагрева смазки, при которой концентрация газообразных компонентов над поверхностью достигает критического уровня и при контакте с открытым огнем происходит воспламенение смеси. Характеристика позволяет определить теоретическую потерю масла на угар и оценить степень риска самопроизвольного возгорания в процессе хранения.
Общее щелочное число. Показатель зависит от вида и количества моющих, диспергирующих присадок, антиокислительных компонентов и других веществ. Щелочное число характеризует устойчивость смазки к образованию отложений, к окислительным процессам при нагревании и высоком давлении в присутствии химически активных сред, а также величину межсервисного интервала. Масла для легковых автомобилей имеют показатель порядка 7–9 мг КОН/г, для коммерческого транспорта – 10–15 мг КОН/г и т. д.
Сульфатная зольность. При сгорании моторного масла с присадками образуется некоторое количество нерастворимых нелетучих веществ – золы. Они оседают на поверхностях деталей двигателя, приводят к преждевременному воспламенению топливной смеси в камере сгорания. Больше всего от золы страдают каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры. Поэтому чем меньше показатель, тем благоприятнее масло воздействует на элементы техники.
Преимущества продуктов линейки м8
На сегодняшний день масло м8в незаменимо в использовании для крупногабаритных промышленных машин. Продукт выпускается в соответствии с ГОСТом 105410-78, по этой причине качество не вызывает нареканий. Технические характеристики позволяют говорить об уникальности смазочного материала. Его преимущества:
Кроме этих качеств нужно отметить высокую защиту от нагара и копоти. Масло не образует пробок на стенках деталей, обладает стабильной антиоксидантной способностью. Ценным является еще и то, что все эти качества не теряются при длительном простое техники, а вязкостные показатели приспосабливаются под любые погодные условия без потери своих свойств.
Продукт рекомендован для использования не только в автомобилях, но и в лодочных моторах, мотоблоках и многих других агрегатах. Безотказный холодный пуск позволяет осуществлять доставку срочных грузов в суровых климатических условиях.
Применение М8В
Минеральное сырье с хорошей степенью чистоты позволяет этому продукту обеспечивать длительные межсервисные интервалы.
При соблюдении условий эксплуатации (нефорсированные или среднефорсированные двигатели), масло меняется не чаще, чем каждые 18 тыс. км.
Благодаря таким экономичным показателям, расходники популярны на крупных автохозяйствах, где эксплуатируются автомобили с невысокими эксплуатационными требованиями.
Кроме того, М8В хорошо зарекомендовало себя на крупных фермерских хозяйствах, особенно при эксплуатации устаревшей техники. Не только мотоблоки и сельхозтехника заправляется этим маслом, но и мотоциклисты не редко пользуют его для своих стальных коней.
Экологичность и утилизация
Основное сырье в производстве данного вида масла – нефть. Само по себе оно довольно экологично и особой опасности при горении для окружающей среды не представляет, так как состоит из органических останков ископаемых. Но так как в процессе производства к нефти (которая при попадании в водоем образует воздухонепроницаемую пленку при своем естественном происхождении) добавляются химические вещества (например, цинк) попадание отработанного масла в почву негативно сказывается на состояние окружающей среды, и избавляться от него так же, как от бытовых отходов запрещено. Для этого существуют специальные пункты приема отработанных масел, куда последние сдаются в герметично закрытой таре.
Цена за литр
Определяются объёмом масла в ёмкости. Для канистры объёмом 10 л цены стартуют от 800 руб., для 20 л – от 2000 руб., для бочки ёмкостью 200 л – от 16000 руб. Цены варьируются также в зависимости от производителя (для автола отечественного производства – это обычно торговые марки Лукойл или Газпромнефть).
Отзывы покупателей
Лью автол в трактор на ферме. Смазка работает хорошо, износа двигателя нет. Единственное нарекание – нужно часто менять.
Неплохая жидкость за свои деньги. Все устраивает.
Самое то для трактора и УАЗика. Пользуюсь в хозяйстве. Из плюсов: дешевое, неплохо работает двигатель. Минусы: сильно выгорает, нужно часто менять.
Подводя итоги
Главное в любом выборе – предсказуемость результата. Моторное масло м8в завоевало свою популярность именно этим. Проверенная временем технология производства, берущая свои истоки еще в советское время, когда качество было основополагающим фактором плюс уникальная термоустойчивость (что особенно актуально в условиях переменчивого российского климата), позволили этому ему прочно занять лидирующие позиции на рынке горюче-смазочных материалов и остаться на них по сей день.