Масло тэп 15 для чего
Масло Тэп-15. Характеристики и области применения
Среди многообразия нигролов – трансмиссионных масел – популярностью пользуется и смазка Тэп-15, применяемая для механических передач тракторной и прочей гусеничной спецтехники со средней интенсивностью применения.
Общие параметры и применение ТЭп-15
Масло Тэп-15 (цифровое обозначение в названии марки означает номинальную вязкость этой смазки при 100 º С) отличается низкой температурой загустевания, а также содержит в себе противоизносные и противозадирные присадки. Кислотность вещества невелика, что позволяет обеспечивать деталям передач (особенно открытых) достаточно высокие антикоррозионные характеристики. Для производства масла трансмиссионного марки Тэп-15 используются сорта нефти с высоким процентным содержанием смол, поэтому конечный продукт получается только в результате качественной перегонки и дистилляции исходного сырья.
В быту данную смазку часто применяют для получения других типов трансмиссионного масла, используя нигрол Тэп-15 в качестве добавки (впрочем, такое допустимо только для отечественных марок старых автомобилей, гипоидные передачи которых некритичны к изменению рекомендуемых характеристик вязкости).
Относительно низкая цена материала оправдывает необходимость его частой замены, если транспортное средство интенсивно используется. Объясняется это тем, что при повышенных контактных нагрузках масло расслаивается, допустимый процент механических примесей возрастает, и контактные температуры увеличиваются, это и приводит к ускоренному износу валов и передач.
Особенности состава и условий эксплуатации
Технические характеристики трансмиссионного масла марки Тэп-15:
Смазка малотоксична (группа опасности 4 по ГОСТ 12.1.007-76) и характеризуется достаточно длительными сроками хранения (до 5 лет, при соблюдении надлежащих условий).
Ограничения
Ограниченное процентное содержание присадок, хотя и обеспечивает низкую цену на продукцию, но не гарантирует расслаивание смазки в ходе продолжительной эксплуатации. Поэтому через каждые 20…30 тыс. км пробега транспортного средства такое трансмиссионное масло подлежит замене.
Оптимальное сочетание депрессорных добавок не должно быть менее 1,3%, поскольку в противном случае увеличивается опасность кристаллизации компонентов масла. Как следствие, затрудняется работа всех механических передач транспортного средства и увеличивается усилие включения передачи.
Некоторые производители выпускают масло трансмиссионное Тэп-15 под названием ТМ-2-18. Здесь первое число обозначает эксплуатационную группу по ГОСТ 17479.2-85, а второе – наименьшее значение вязкости при 100 º С. Прочие условия применения этой смазки определяются требованиями ГОСТ 23652-79.
Масло трансмиссионное ТЭп-15
Малозольное трансмиссионное масло ТЭп-15 особенно популярно благодаря характеристикам. Оно защищает транспорт, механизмы от коррозии, преждевременных поломок, продлевает срок службы агрегатов и узлов. Применяется для техники средней и высокой интенсивности эксплуатации. Требует замены каждые 70 км пробега.
Технические характеристики
Основные технические показатели:
Расшифровка
Состав
Качество масла повышено благодаря добавлению противоизносной и депрессорной примесей (присадок).
За счет содержания незначительного количества воды, все элементы, находящиеся в коробке передач, сохраняют свое первоначальное состояние. Щелочи и водорастворимые кислоты отсутствуют.
Описание
Изготовлено согласно ГОСТу 23652-79 и международной классификации API GL-2 и SAE 90.
Среди автомобилистов и владельцев сельскохозяйственной техники известно под названием “Нигрол”.
Применяют в качестве добавки для создания других видов трансмиссионных масел.
Срок хранения составляет 5 лет при надлежащих условиях содержания.
Аналоги ТЭП-15
Несмотря на то, что ГОСТ, по которому изготавливали “Нигрол”, прекратил свое действие, изготовители организовали его выпуск по ТУ 0253-001-97949320-2010 под названием ТМ-2-18, где 2 означает эксплуатационную группу по ГОСТ 17479.2.
Сохраняет свои характеристики при температуре от минус 20 до плюс 130 градусов Цельсия.
Еще одними качественными заменителями с похожими показателями для грузовиков, другой тяжеловесной техники являются ТАп-15В, ТСП-10, ТСП-15К, ТСп-14гип.
По количеству присадок не уступает универсальное масло ТАД-17 и ТАД-17и, но из-за повышенной вязкости применяются для легковых автомобилей. Подходят для механических коробок переключения скоростей, некоторых марок заднеприводных легковых авто.
Где применяется
Используется в виде трансмиссионного масла для сельскохозяйственной технике на колесах и гусеницах:
Подходит для механизмов, требующих смазки типа API GL-2 при вязкости SAE 90W, с контактным напряжением до 2000 МПа, в средне-континентальном климате, независимо от времени года (лебедки, подъемные краны, редукторы, экскаваторы).
Преимущества
Присадки, входящие в состав масла, улучшают противозадирную способность, повышают температуру загустевания. Это обеспечивает надежную работу элементов узлов трансмиссий при повышенных нагрузках и при пониженных температурах. Пониженная вязкость позволяет снизить усилие, необходимое для переключения коробки передач.
Основными преимуществами применения масла ТЭП-15 являются:
Кто производит
Изготовлением ТЭП-15 занимаются несколько производителей. В России это Ойлрайт, CNRG. Наиболее популярны продукты фирмы Лукойл и Sintoil. Хорошо зарекомендовали себя масла марки Агринол (Украина).
Не всегда то, что дешево, значит низкосортное, непригодное к применению. Трансмиссионное масло ТЭП-15 является универсальным, содержит оптимальное количество депрессорных добавок. Благоприятно влияет на работу всех деталей транспортных средств и других механических устройств, а частая его замена при интенсивной нагрузке оправдана низкой ценой.
Масло ТЭп-15: характеристики и применение
Краткое описание
Трансмиссионное масло Нигрол создано по технологии перегонки нефтяной основы. Качество базы повышается благодаря добавлению противоизносных, депрессорных присадок последнего поколения.
Отдельным показателем ТЭП 15 является минимальное содержание воды в составе, это гарантирует достаточную степень защиты от коррозии внутренних узлов трансмиссионного блока. Также позитивный эффект имеет отсутствие водорастворимых щелочных компонентов. Узкоспециализированные добавки не теряют полезных свойств при насыщении конденсатом или при попадании влаги через слабые уплотнители.
Негативным качеством является короткий срок службы – 70 км. Однако показатель относится к первым поколениям лубриканта. Новые образцы формулы 2010-2019 годов выпуска показывают прирост ресурса в 4-5 раз относительно базовой модификации.
Характеристики
Состав масла ТАП-15в определён вышеуказанным стандартом и включает:
Основной компонент этого масла – малосернистая нефть.
Физико-механические показатели трансмиссионного масла марки ТАп-15в должны соответствовать следующим значениям:
Масло ТАП-15в получают двухстадийной перегонкой нефти при нормальном атмосферном давлении в мазут. В результате его вторичной вакуумной перегонки образуются необходимые дистиллятные фракции, куда вводятся требуемые присадки. Поэтому число образующихся примесей невелико, и не превышает 0,03%. ГОСТ 23652-79 жёстко лимитирует состав таких примесей. В частности, в них не допускается наличие песка и прочих мелких механических частиц, обуславливающих повышенный абразивный износ смазываемых передач.
Физико-механические свойства
Масло относится к категории высокоочищенных материалов с небольшим содержанием серных присадок. Технические характеристики зависят от его физических и химических свойств, которые выглядят в общих чертах таким образом:
Можно сказать, что все характеристики соответствуют ГОСТ для такого типа смазочных материалов.
Особенности состава и условий эксплуатации
Технические характеристики трансмиссионного масла марки Тэп-15:
Смазка малотоксична (группа опасности 4 по ГОСТ 12.1.007-76) и характеризуется достаточно длительными сроками хранения (до 5 лет, при соблюдении надлежащих условий).
Область применения
Смазка Nigrol подходит для обслуживания сельскохозяйственной строительной, узкоспециализированной техники. Жидкость используют для обработки передач лебедок, гусеничной тяги, коробок передач.
Преимущества
Присадки, входящие в состав масла, улучшают противозадирную способность, повышают температуру загустевания. Это обеспечивает надежную работу элементов узлов трансмиссий при повышенных нагрузках и при пониженных температурах. Пониженная вязкость позволяет снизить усилие, необходимое для переключения коробки передач.
Основными преимуществами применения масла ТЭП-15 являются:
Ограничения
Ограниченное процентное содержание присадок, хотя и обеспечивает низкую цену на продукцию, но не гарантирует расслаивание смазки в ходе продолжительной эксплуатации. Поэтому через каждые 20…30 тыс. км пробега транспортного средства такое трансмиссионное масло подлежит замене.
Как горючее вещество Тэп-15 должно с осторожностью применяться вблизи открытых источников пламени, а также вблизи потенциальных очагов воспламенения. При хранении на складах обязательно их проветривание, вследствие которого концентрация паров вещества в воздухе снижается до 3…4 мг/м3.
Оптимальное сочетание депрессорных добавок не должно быть менее 1,3%, поскольку в противном случае увеличивается опасность кристаллизации компонентов масла. Как следствие, затрудняется работа всех механических передач транспортного средства и увеличивается усилие включения передачи.
Некоторые производители выпускают масло трансмиссионное Тэп-15 под названием ТМ-2-18. Здесь первое число обозначает эксплуатационную группу по ГОСТ 17479.2-85, а второе – наименьшее значение вязкости при 100ºС. Прочие условия применения этой смазки определяются требованиями ГОСТ 23652-79.
Сравним ТЭП-15 и ТАД-17
Кто производит
Изготовлением ТЭП-15 занимаются несколько производителей. В России это Ойлрайт, CNRG. Наиболее популярны продукты фирмы Лукойл и Sintoil. Хорошо зарекомендовали себя масла марки Агринол (Украина).
Не всегда то, что дешево, значит низкосортное, непригодное к применению. Трансмиссионное масло ТЭП-15 является универсальным, содержит оптимальное количество депрессорных добавок. Благоприятно влияет на работу всех деталей транспортных средств и других механических устройств, а частая его замена при интенсивной нагрузке оправдана низкой ценой.
Аналоги
По международной классификации трансмиссионное масло ТАП-15в относится к группе API GL-5 SAE90. Согласно ныне действующему ГОСТ 17479.2-85 в эти группы входят масла, предназначенные для средних (по интенсивности) условий эксплуатации техники. Эти условия определяются длительностью непрерывной работы передач, температурными колебаниями и относительными скоростями скольжения. В частности, масло ТАП-15в не рекомендуется для применения в гипоидных передачах.
Индекс SAE90 указывает на характеристики вязкости масла (согласно отечественной классификации этот показатель отвечает 18 классу).
Ближайшие аналоги данной марки трансмиссионного масла:
Наряду с другими трансмиссионными маслами (например, ТСП-10) рассматриваемая смазка может использоваться в качестве всесезонной, поскольку отличается относительной стабильностью своей вязкости в широком температурном диапазоне. Тем не менее, следует придерживаться рекомендаций производителя, и не смешивать смазки аналогичного применения, но разного структурного состава.
Цена трансмиссионного масла марки ТАП-15в зависит от его производителя и фасовки продукта. При оптовых поставках (бочки вместимостью 216 л) цена составляет от 10500 руб., при фасовке в канистры ёмкостью 20 л – от 1400 руб., а ёмкостью 10 л – от 650 руб.
Подведем итоги
ТАД-17 лучше справляется со своими задачами в морозы, но для умеренной зимы подходят оба варианта. ТАД-17 эффективнее при больших нагрузках и высоких скоростях, хорошо защищает детали узлов трения от повреждения, бережнее относится к РТИ, применим на некоторых видах отечественных авто.
ТЭП-15 используется для тракторов и сельхозтехники, уменьшает расход топлива, снижает усилие при переключении передач, плохо защищает детали от повреждения, изнашивает РТИ и фильтры.
Трансмиссионное масло ТЭп-15: характеристики, описание, цена
История масла Нигрол
Нигрол (от лат. niger – «чёрный» – и oleum – «масло») – это обобщенное неофициальное название трансмиссионных масел, разработанных в Советском Союзе в первой половине XX века. Эти жидкости имели черный цвет и создавались по ГОСТ 542-50 для обеспечения работоспособности автомобилей и тракторов, а также для поддержания боеготовности военной техники.
Согласно ГОСТ 17479.2-85 (Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение) смазка НИГРОЛ – это “минеральное масло без присадок, представляющее собой неочищенные вязкие остатки от прямой перегонки нефти.”
В СССР это масло производилось из отходов переработки дешевой бакинской нафтеновой нефти.
В сырье содержалось малое количество парафинов, поэтому без какой-либо сложной переработки Нигрол приобретал свойства, которых было вполне достаточно для обслуживания невзыскательной советской техники тех времен.
Позднее в Советском Союзе разрабатывались и другие трансмиссионные масла с более высокими рабочими свойствами. С конца 40-х годов XX века Нигрол постепенно вытеснялся с рынка автосервисных материалов новыми трансмиссионными жидкостями, такими как Масло для силовых передач автомобилей летнее по ГОСТ 3781-47, Масло для коробки передач и рулевого управления специальное по ГОСТ 4002-48.
К середине 50-х годов выпускаемая в СССР автотранспортная техника в качестве трансмиссионных масел использовала уже другие жидкости с более высокими противоизносными свойствами и более низкой температурой застывания (Масло автомобильное трансмиссионное по ГОСТ 3781-53, Гипоидное масло по ГОСТ 4003-53, ТАп-15, ТАп-10 и др.)
Использование Нигрола для этой техники не рекомендовалось и допускалось лишь в крайних случаях. В гипоидных же передачах заднего моста его запрещалось применять категорически. Однако по привычке в народе все новые трансмиссионные масла также по-прежнему продолжали и иногда продолжают называть нигролом. Это название стало именем нарицательным.
К 70-м годам выпускаемая в СССР техника была рассчитана на применение современных масел, поэтому производство нигрола постепенно сокращалось. ГОСТ 542-50, по которому производился Нигрол, не обновлялся и окончательно прекратил свое действие в 1980 году.
Тем не менее некоторая потребность промышленных предприятий в материалах, свойства которых совпадают со свойствами Нигрола, все-таки сохранилась. Именно поэтому различные производители продолжают выпускать масла под названием «Нигрол», самостоятельно разрабатывая на эти материалы свои собственные технические условия.
Масла, произведенные по ТУ, производятся не из нафтеновой нефти, а из другого базового сырья, поэтому и по эксплуатационным свойствам отличаются от оригинального Нигрола.
Характеристики
Нигрол Тад-17 представляет собой марку автомобильного трансмиссионного масла, особенностями которого являются:
В составе присадок имеются сера, фосфор (но не свинец!), противопенные составляющие. Число после буквенной аббревиатуры указывает на показатель вязкости смазки, мм2/с, которой продукт обладает при 100ºС.
Эксплуатационные показатели смазки приведены далее:
Под уровнем напряжённости ГОСТ 17479.2-85 предполагает высокую противозадирную способность, многофункциональность использования, возможность действия при контактных нагрузках до 3 ГПа и локальных температурах в узлах схватывания до 140…150ºС.
Прочие параметры Тад-17 регламентируются ГОСТ 23652-79.
Смазка марки нигрол Тэп-15 обладает более низкими показателями вязкости, поэтому КПД трансмиссий, где применяется это трансмиссионное масло, ещё выше. Кроме того, достоинствами этой смазки являются:
При этом абсолютные показатели противоизносной способности этого трансмиссионного масла в полной мере сохраняются лишь при относительно невысоких температурах. Поэтому скорость перемещения смазываемых деталей должна быть невысокой. Это наблюдается преимущественно для гусеничной техники общего применения (трактора, подъёмные краны и т. п.).
Эксплуатационные показатели смазки:
Прочие параметры нигрола Тэп-15 регламентируются ГОСТ 23652-79.
Недостатки и преимущества
Для использования в современной автотехнике старое трансмиссионное масло не подходит из-за таких недостатков:
Главными достоинствами Нигрола были низкая стоимость, хорошие антикоррозионные свойства. Из-за отличной защиты от ржавчины вязкую смазку использовали как консервант для зимнего хранения ремонтно-дорожной, сельскохозяйственной техники.
Область применения
Однако, несмотря на перечисленные выше недостатки и ограничения, эта трансмиссионная жидкость широко применялась не только на автотранспорте, но и для обслуживания различного промышленного оборудования.
Изначально Нигрол предназначался для смазывания трансмиссий легковых и грузовых автомобилей (ЗИС-5, ГАЗ-АА), а также для военной техники.
В настоящее время масла, выпускаемые под названием Нигрол, а также другие аналоги легендарного масла характеризуются следующей областью применения:
Нигрол или тад 17. Что лучше?
На форумах автолюбителей периодически возникают дискуссии – нигрол или Тад-17: что лучше? Постараемся досконально разобраться в этом вопросе.
Разброс в терминах
Начать стоит с того, что в наше время сосуществуют два понятия: «Нигрол» и нигрол. Кавычки существенны. В первом случае речь идёт о торговой марке трансмиссионного масла, которые производится некоторыми компаниями (в России, например, это FOXY, Лукойл и ряд других). Во втором – об общем обозначении смазок, получаемых из определённых сортов нефти, и содержащих в обязательном порядке некоторый процент смолистых веществ, из-за чего и получили своё название (от латинского слова «niger»).
Для классического нигрола исходным сырьём служила нефть бакинских месторождений, в то время как для производства современных смазок указанной торговой марки сырьевой источник принципиального значения не имеет. Следовательно, торговая марка и состав любого материала – понятия разные, поэтому «Нигрол» и нигрол роднит область рационального применения (трансмиссионные масла) и химическая основа – нафтеновые нефти – из которых производится продукт. И всё!
Современные аналоги
Несмотря на то, что ГОСТ 542-50 прекратил свое действие в 1976 году (с пролонгацией применения до 1980 года), производители по-прежнему выпускают смазку с названием «Нигрол».
Производство организовано по ТУ 0253-001-97949320-2010. Разумеется, этот продукт мало похож на «исторический» нигрол, по причине того, что в качестве сырья используется совсем другая нефть.
Смазка трансмиссионного типа под условным обозначением ТСП-15К соответствует государственному стандарту 33652) — по своей сути это современное трансмиссионное масло, в целом общее для коробок передач и основное для автомобильной передачи (имею ввиду двухступенчатую систему редуктора со стандартным цилиндрическими/спиральными зубообразными шестеренками). Используется масло в грузовых автомобилях марки КАМАЗ и прочих. Масло отличается работоспособностью и будет стабильно работать на температуре минус 20 и до плюс 120 градусов по Цельсию.
Также смазка может применяться для создания иных типов смазок, в том числе для легковых машин.
К одному из минусов смазки я бы отнес относительно частую нуждаемость в ее постоянной замене. Стоит учитывать это владельцам большегрузов. А учитывая доступную стоимость материала — это чаще всего не является особенно значимой трудностью для автолюбителей.
Сам Нигрол не очень качественен по своему составу и может быть даже опасен для использования в трансмиссии. Однако в последние годы в состав этой смазки начали добавлять различные типы химических присадок, по причине чего его характеристики сильно возросли.
Еще я бы отметил факт того, что уровень температуры загустения смазки без каких-либо примесей составляет около минус 5 градусов, правда в настоящее время компании-производители снизили данное значение до отметки в 20-25 градусов.
Выпускается нигрол нескольких сортов: это остаток для прямого перегона нефти (его вязкость находится в границах 32-35 мм2/с), а также зимняя-смесь на основе гудрона со слабовязкой смазкой.
Области использования масла: для обработки тихоходного слабо нагруженного производственного оборудования (габаритные планетарные передачи кранов, экскаваторов и прочие системы).
Цена за литр
Цена на трансмиссионное масло типа «Нигрол» определяется рядом факторов, среди которых:
Характерен разброс цен на нигрол, в зависимости от фасовки масла:
Таким образом, объём приобретения (и цена товара) определяется интенсивностью эксплуатации вашего автомобиля, поскольку замена смазки в межсезонье всё равно неизбежна.
Принцип «старый конь борозды не портит», можно применить и к смазочным материалам. Высокие эксплуатационные расходы вынуждают пользователей техники искать компромисс между качеством и ценой расходников.
TСп-15к/ТЭп-15
ТСп-15к – смазывающая жидкость, предназначенная для обслуживания коробок передач с механическим переключением, которые устанавливаются на большегрузную коммерческую технику. Данную продукцию нельзя считать оригинальным товаром ЛУКОЙЛ: в числе производителей значится много нефтедобывающих компаний.
Однако общей сути это не меняет, и вне зависимости от надписи на канистре, масло имеет практически идентичный состав и применяется в одинаковых отраслях и условиях эксплуатации. Базовым сырьём при изготовлении является минеральная основа, щедро сдобренная пакетом модифицированных присадок, повышающих эксплуатационные свойства и характеристики. Основная сфера использования: тяжёлая спецтехника на базе автомобилей КАМАЗ, УРАЛ, КРАЗ. Продукция соответствует классу вязкости SAE 90, подходит для всесезонного обслуживания.
Базовые характеристики
Благодаря присадкам, смазывающая жидкость отлично работает в условиях минусовых температур, обладает повышенными антифрикционными свойствами, не вспенивается. Кроме этого, основные узлы и элементы трансмиссии покрываются прочной плёнкой, исключающей контакт металлических поверхностей с кислородом, что препятствует окислению и появлению коррозии.
Основные физико-химические параметры:
В зависимости от производителя, технические показатели могут отличаться.
Другие товары серии
К данной категории можно причислить и ТЭп-15, состав также применяется для обслуживания трансмиссионных узлов, однако, изготавливается на основе дистиллятного масла и остаточных продуктов нефтепереработки. Для повышения характеристик, в состав включены депрессорные и противоизносные присадочные компоненты. Продукция предназначена для всесезонного обслуживания тракторов и другой сельхоз техники, которая эксплуатируется в регионах с умеренными климатическими условиями.
Отзывы пользователей
Продукция характеризуется исключительно с положительной стороны. Масла идеально подходят для большегрузной техники отечественных производителей и легковых автомобилей. Первоначальные свойства сохраняются примерно на 50 000 км пробега, при этом цена масла гораздо ниже всех западных аналогов.