Маслоу полагал что потребности иерархически
Пирамида потребностей Маслоу: как использовать в жизни и в маркетинге
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Пирамида Маслоу последовательно представляет все человеческие потребности, от наиболее простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.
В чём суть иерархии потребностей
Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.
Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.
И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.
Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:
Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня: самоактуализации. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей опубликовано в 1975 году — в учебнике У. Стоппа. С тех пор схема употребляется неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее к вершине отображаются следующие уровни:
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Точно также люди нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А что по поводу верхних уровней, то на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.
Обновлённая пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — более нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу считал особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.
Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в рамках социологии исследований, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Критика
Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.
В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.
Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.
В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.
В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:
Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.
Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.
Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории по иерархии. Это помогает узнать, какие потребности наиболее сильны у вашей ЦА.
Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы уже знаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.
Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят и пьют 24 часа», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».
Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.
При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».
Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».
Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.
Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.
Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.
В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.
Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте
Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.
Что такое пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.
Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.
Теория иерархии потребностей Маслоу
Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.
Уровни иерархии потребностей | Определения | Пояснения |
Физиология | Удовлетворение жизнедеятельности организма | Сон, еда, естественные нужды, здоровье, секс |
Безопасность | Чувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страхов | Крепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь |
Любовь и принадлежность | Общение, привязанность, семья, дружба — социализация | Поиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть |
Уважение и признание | Желание быть важным и получить признание в обществе | Заработать больше и показать свой статус, добиться успеха |
Творчество и познание | Стремление к новым знаниям | Путешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации |
Эстетика | Поиск гармонии и радости через искусство и красоту | Изучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование |
Самоактуализация | Поиск смысла жизни, переосмысление ценностей | Реализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов |
Классическая пирамида выглядит так:
Пирамида Маслоу. Источник
Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:
Пирамида Маслоу — потребности человека
Суть теории
Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.
Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:
Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.
Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.
Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.
Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.
Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.
Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.
Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:
Преимущества и недостатки
А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.
Преимущества
Недостатки
Применение в маркетинге
В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.
К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхи — и специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.
Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.
Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.
Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:
Применение в жизни
Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.
Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.
А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Альтернативные теории
Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.
Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».
Теория Альдерфера
Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:
Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.
Теория ERG Альдерфера
Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.
Теория МакКлелланда
Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.
Потребность во власти | Потребность в успехе | Потребность в причастности |
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды | Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал | Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку |
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух | Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе | Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку |
Мотивируют других людей | Стараются удерживать и прогнозировать риски | Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности |
Желают контролировать все процессы | Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство | Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи |
Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.
Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.
Теория Герцберга
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.
ССхема двухфакторной теории Герцберга
Основные тезисы концепции:
Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.
Теория Портера — Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:
Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.
Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.
Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера
Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.
А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!
Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем
Выбраться из пирамиды Маслоу
В предыдущей статье на тему нежелания было многократно отмечено, что лучше сначала найти причину проблемы, а не бросаться выбирать самый популярный рецепт устранения симптомов. Когда есть проблемы с желаниями, полезные занятия привычно откладываются на потом, запланированные дела переполняют календарь, а развлечения убивают слишком много времени, лучше вычислить свои личные причины и работать именно с ними.
Некоторые причины отсутствия мотивации можно найти в конкурирующих потребностях. Когда заходит разговор о потребностях и мотивации по-прежнему слишком часто вспоминают пирамиду Маслоу. Когда я слышу о «пирамиде», у меня в мыслях почему-то возникает слово «моветон», образ Вавилонской башни и желание дать ссылку на перечисление возможных альтернатив. Где-то должен быть список из списков потребностей.
Потребности
Уточню термины. Нехватка чего-то хорошего или избыток чего-то плохого приводит к возникновению потребности, для удовлетворения которой выбирается цель. Из множества доступных целей выбирается одна (нельзя двигаться во всех направлениях сразу), при выборе мозг учитывает возможности (опыт и ситуация) и запреты (убеждения и опасения). Стремление к цели называют мотивом. Конкретные действия по достижению цели оформляются в желания.
На мотивы могут влиять внутренние переживания (особенно эмоции) и внешние стимулы (также называемые мотиваторами). Одновременно может работать несколько потребностей, поэтому одновременно может работать несколько мотивов. Отсутствие преобладающего мотива называют отсутствием мотивации.
Желания всегда запускаются для удовлетворения той или иной потребности. Если нет желания, значит нет заказчика-потребности. Если желаний много, и они противоречивы, значит есть несколько конкурирующих потребностей.
Если возникла проблема с отсутствием или слабостью желаний, если стало трудно работать, развиваться или просто наслаждаться жизнью, то следует присмотреться к потребностям, чтобы найти неудовлетворенную конфликтующую.
Для рассмотрения потребностей нужно найти список возможных потребностей. Тема мотивации востребована, прорабатывалась больше века, поэтому задача поиска списка не выглядит сложной.
Классификации
Известно много разных потребностей. Предпринимался не один десяток попыток классифицировать и систематизировать потребности и мотивы, остается только выбрать из множества чужих результатов наиболее подходящий. Логика подсказывает, что при выборе списка потребностей следует учитывать то, насколько задача составителя списка совпадает с вашей.
Например, часто вспоминают “Иерархическую систему потребностей” Маслоу с популярной иллюстрацией в виде пирамиды. Но Маслоу не ставил перед собой цели описать все возможные потребности, он лишь рассматривал идею линейки приоритетов и собирал примеры под свою идею. Выбирайте “пирамиду Маслоу» только в том случае, когда ваша цель изучения потребностей ограничивается рассмотрением его идеи приоритетов. Если нужен просто список возможных потребностей человека, то “пирамида” является не лучшим выбором, мягко говоря.
Маслоу
Идея Маслоу была многократно раскритикована из-за сырости, отсутствия подтверждений, а также из-за избытка опровергающих примеров. Если вы с этой критикой знакомы и согласны, то можете пропустить три десятка абзацев и сразу перейти к рассмотрению других теорий.
Предлагаемый Маслоу набор потребностей основан на слишком субъективных наблюдениях над поколением людей, ценности которых отличались от современных (миллениалы не дадут соврать), и Маслоу при этом отмечал зависимость потребностей от культуры. Собранная им статистика опирается на (здесь эмпирика печально вздыхает) письменные свидетельства про известных людей, выборка которых далека от репрезентативности, поскольку Маслоу рассматривал лишь тех, кто считался благополучным, пытаясь раскрыть секрет человеческого счастья. В результате бессистемного подхода в “пирамиду” не попали многие интересные потребности, а добавленные спорны.
Согласно теории Маслоу, потребности тела (the physiological needs) имеют высший приоритет, то есть их неудовлетворенность мешает появлению и реализации потребностей, лежащих “выше”. Но среди потребностей тела есть очень разные, и человек за важной или интересной работой вполне может забывать есть, двигаться, дышать полной грудью, допускает крайнюю степень усталости, плохо спит, запускает здоровье. Физиологические потребности тела бывают слишком разными, как и личное отношение к ним, и поэтому отнюдь не все потребности тела следует укладывать в прокрустово ложе “пирамиды”.
Социальные потребности в “пирамиде” представлены менее чем наполовину. Причем довольно трудно найти список социальных именно от Маслоу (the belongingness and the love needs), интернет переполнен «популяризирующими» пересказами, в которых список примеров каждый рассказчик составляет произвольно, ориентируясь на слово «социальные», которое тоже происходит из пересказов.
Следующая ступень “престижа”, имеющая смысл только при взаимодействии с другими людьми, вынесена за рамки “социального” уровня (потому что он не социальный). Oчень «важная» потребность в признании и уважении (the esteem needs) в действительности лишь помогает вырастить внутреннее самоуважение, то есть является социальной подпоркой для самоактуализации (the need for self-actualization), которая в “пирамиде” отложена на досуг как маловажная, несмотря на то что без нее не сможет родиться и существовать ни одна, даже самая захудалая личность.
Предлагаю присмотреться к вершине «пирамиды». Поведенческое направление психологии (бихевиоризм) утверждает, что факторы внешней среды обусловливают основную часть поведения (реакции). А психоанализ (фрейдизм) утверждает, что поведение определяют внутренние бессознательные установки (влечения). Более современная гуманистическая психология (третья сила) выдвинула самоактуализацию на роль главного мотивационного фактора. И позже Маслоу примкнул именно к гуманистическому направлению. Не смотря на это, многочисленные популяризаторы продолжают приписывать Маслоу маловажность самоактуализации (ты добра молодца сначала накорми, напои, в баньку своди и спать уложи, а наутро спрашивать будешь).
Под словом “самоактуализация” подразумевают слишком разные процессы: “занятие любимым делом”, “поиск предназначения”, “раскрытие потенциала”, “становление человека”, «смысл жизни» (см. также “икигаи”). Самоактуализация используется как синоним для самореализации, интеграции, психического здоровья, индивидуализации, автономии, креативности и просто продуктивности. Глядя на слово “самоактуализация” на вершине нарисованной “пирамиды”, понимаете ли вы тот смысл (fully human), который вкладывал в иерархию именно её автор?
Маслоу утверждал, что потребности нижних ступеней слабеют при их удовлетворении, и только самоактуализация усиливается. Логично было бы предположить, что к «низшим» потребностями примешаны блокирующие процессы, то есть “иерархия” рассказывает не о потребностях. Да и самоактуализацию тоже следует декомпозировать, отделив потребность от примесей, которые усиливаются по мере удовлетворения нужды.
Маслоу несколько раз обновлял свою теорию (что нормально для первопроходца), дополняя многочисленными пояснениями и убирая потерявшее актуальность (см. предисловие к третьему переизданию), и только его популяризаторы почему-то первую же версию считают готовой к употреблению истиной.
Последователи Маслоу увеличили число ступеней до семи, втиснув между уважением и самоактуализацией кусочки потребностей развития плюс стремление к красоте (Маслоу упоминал когнитивные и эстетические потребности как малоизученные и в иерархию не встраивал). Кому-то показалось актуальным, зрители не возражали. Ссылаясь на Маслоу вы уверены, что ссылаетесь на Маслоу, а не на вольный пересказ слов неизвестного автора, основанных неизвестно на чем?
Маслоу при создании “иерархии” имел в виду насыщение ступеней с возрастом, по мере набора жизненного опыта, когда появляется не просто сиюминутная удовлетворенность, а уверенность в своих силах, когда исчезает страх перед зависимостью, но его пересказчики, добавляющие новые ступени и иллюстрирующие их произвольными наборами примеров, давно заглушили голос автора, переиначили идею. Маслоу посвятил много букв попыткам объяснить нюансы и границы применимости, но не интересно читать 500-страничный оригинал, если и так сразу все понятно по картинке с презентации.
Упрощения и вольные трактовки не мешают популяризации странного результата: поешь (первая ступень) под одеялом (вторая), чтобы не было проблем с общением (включится третья), и тогда захочешь уважения (разблокируется четвертая), после чего придет уверенное понимание (пятая).
Да, в механизме выбора, который определяет, какому из множества желаний последовать, учитывается приоритет, но отнюдь не потребности. Механизм выбора учитывает “вес” проблемы, которую потребность требует решить. Если в какую бы то ни было пирамиду (Маслоу не одинок) сложены не задачи, а только способы их решения, то пирамидой не получится отобразить ранжирование задач.
Вполне очевидно, что выбор между «голодом», «безопасностью» и «уважением» зависит от множества разных факторов, а не только от “базовости” потребности или “развитости” личности. На практике приоритет любых потребностей определяется вовсе не их “классом” или положением в “пирамиде”, а набором совсем других факторов: воспитанием с убеждениями, ситуацией и остротой неудовлетворенности, причем не только данной потребности, но и других, а также от наличия опасений повторения кризиса, неуверенности в будущем.
Если бы я рисовал “пирамиду”, то у меня получился бы “автомобиль”: личностные (база), потребности роста (двигатель), социальные (кузов), вторичные (приборная панель и элементы управления), осмысление (обшивка салона). Да, я настолько плохо рисую, что не могу просто перерисовать треугольник. Или у меня просто нет той потребности, которая принуждает цепляться за покрытые мхом камни пирамиды.
Потребности, которые в пирамиде нарисованы как базовые, не работают фундаментом для здания, не являются основанием для чего бы то ни было, поэтому нет причин рисовать их внизу. Удовлетворение “базовых” потребностей не только высвобождает силы для “менее важных”, но и повышает приоритет застарелых потребностей, а значит у каждой ступени “пирамиды” должно быть, как минимум, две вершины или два рога. Вообще, из-за множества взаимосвязей “пирамиду” лучше переделать в граф (не планарный).
Если человек слишком долго нуждался, привык считать какие-то мечты несбыточными, выкинул из головы, то он уже не сможет распознать какие-то свои потребности и не сможет их удовлетворить даже при появлении ресурсов. Если неудовлетворенные потребности с высоким приоритетом не доходят до уровня желаний и поэтому не могут реализоваться, то человеку остается лишь выплескивать напряжение с эмоциями.
Из-за усиления фрустрации материально обеспеченные люди вполне могут быть несчастнее и злее бедняков, а не устремляются к самоактуализации, духовному развитию, достижению “верхних ступеней”. Внешне благополучные люди, которые не напрягаются в борьбе за выживание, чаще и острее встречаются с проблемами смутной и потому неизбывной неудовлетворенности, затягивающей прокрастинации, “звездной болезни”, раздутых неприятностей, поиска врагов и нахождения фобий. А если благополучие досталось не сразу и нелегким трудом, то добавляются проблемы гиперценности и гиперзащиты. И Маслоу ничем не поможет таким людям, поскольку их реальные проблемы противоречат главной идее выдуманной “пирамиды”.
Если вам не интересны потребности человека, нужна только ссылка на наукообразное упоминание феномена “люди предпочитают хлеб и зрелища”, то вам не будет полезен данный текст, продолжайте спокойно пользоваться “пирамидой”.
Если же вас действительно интересуют потребности человека, то нет ни одной причины продолжать пользоваться не теорией не пирамиды не иерархии не потребностей не Маслоу. Идея простой иерархии не была подтверждена и была убедительно опровергнута многими учеными (упомянутыми ниже), и даже очищенная от «популяризаторских» наслоений идея не поможет в починке желаний, поскольку старая гипотеза содержит слишком мало примеров потребностей, на которые следовало бы обратить внимание.
Другие
В западных странах также популярна “Теория мотивации персонала” Хаббарда, в которой его пирамида из восьми «динамик выживания» приспособлена для решения задач администрирования. Теория популярна, хоть и не имеет никакого отношения к какой бы то ни было науке (к истории, разве что).
Согласно Хаббарду, большинство людей просто стремится к деньгам, но данное правило работает лишь тогда, когда присутствуют более глубокие неудовлетворенные потребности, для которых деньги признаны универсальным инструментом решения (как и власть), то есть за рамками теории остались как раз самые интересные природные потребности, рассматривается лишь вершина айсберга, да и то не вся, а лишь та часть, которая пригодна для ограничивания и стимуляции других людей, причем только с целью увеличения их производительности.
Подобные теории “одной идеи” обрели свою популярность из-за простоты в освоении и обещания быстрого извлечения практической пользы: большинству просто предлагайте деньги, творческих мотивируйте признанием, понимающих долг берегите, чтобы было на кого опереться в трудные времена.
Или вариант попроще, полезный для тимлидов и достаточный для собеседований при устройстве на работу: лениво развивающихся завлекайте условиями, увлеченно развивающихся увлекайте примером, успешно развитых привлекайте вызовом.
Простота моделей облегчает их применение, и поэтому простота помогает теориям обрести популярность, но чрезмерная упрощенность не позволяет разглядеть всё богатство природных возможностей. Не отключайте внутреннего скептика при изучении чужих работ (и моих тоже, пожалуйста).
Здесь я должен расположить просьбу, которую вряд ли кто-нибудь выполнит, даже если ее назвать предложением или советом. Прервите чтение хотя бы на пять минут и выпишите куда-нибудь известные вам потребности. Чтобы при дальнейшем чтении стало легче замечать возможные упущения и спорные места. Выписали?
Так называемые “содержательные” теории рассматривают состояния и факторы, выделяя потребности:
“Путь к самоактуализации” Скотта с перестройкой пирамиды (базовые: безопасность, принадлежность и самоуважение; самоактуализация: исследование, любовь и цель);
“Теория ERG” (или “Теория СВР”) Альдерфера (или Олдартера) разбирает ступени пирамиды Маслоу на три группы (существование, взаимосвязи, развитие);
“Мотивационно-гигиеническая теория” (или “Двухфакторная теория”) Герцберга (списки условий и мотиваторов, плюс блокираторы);
управленческие “Теория X” (ошибочно трактуемая как “контролируй ленивых”) и “Теория Y” (условия обеспечивают самореализацию) Макгрегора;
более поздняя “Теория Z” Оучи (заменить транзакционные контракты на реляционные);
“Теория психологического контракта” Шейна (восемь ценностей и параллельно работающие модели рационально-экономическая, социальная и самоактуализационная);
«Репарабельные потребности» Истерэга (телесные, личностные, развития, социальные, инструментальные);
“Система сбалансированных показателей” Рамперсада (здоровье, отношения, знания, финансы);
“Теория ожидаемых преимуществ” Эдвардса (аттитюды закрепляются мыслями о результатах);
пересматривающая аттитюдную “Диспозиционная модель», над которой работали Здравомыслов, Ядов, Оллпорт и другие (простые, социальные и ценностные установки);
Можно пробежать глазами, чтобы выписать то, что покажется заслуживающим проработки.
В группе “процессуальных” теорий больше внимания уделяют не состояниям, а переходам между ними:
“Концепция предвосхищения эмоций” Моурера (или Маурера) с развитием в “Двумодальной мотивации” Асеева (список побуждений сводится к приятным и неприятным эмоциям);
“Целевая теория” Латама и Локка (или Локке), позднее проработанная Эрезом и Зидоном (цель, средства, результат);
“Теория справедливости” Адамса (усилия соответствуют ожидаемому вознаграждению) с типологией (отдающие, справедливые, переоценивающие), к которым можно добавить пять факторов ощущения справедливости от Тейлора и Баеса;
“Теория ожиданий” Врума (усилия должны давать результаты, которые должны давать вознаграждение, которое должно обладать ценностью);
объединяющая ожидания и справедливость “Теория Портера-Лоулера” (усилия, восприятие, результаты, вознаграждение и удовлетворение зависят от способностей, характера и осознания своей роли, а не только от зарплаты);
основанная на когнитивистике “Теория рабочих характеристик” Хэкмана и Олдхэма (пять характеристик через три состояния влияют на пять видов результата);
Увы, мотивацию слишком часто исследовали для повышения продуктивности рабочих (например, Хоуторнские эксперименты), опираясь на получение разнообразных благ (например, исследования Магуна), отмечая лишь то, что относится к внешней эффективности (бизнес есть бизнес), а не к внутреннему благополучию (здесь можно мысленно поклониться гуманисту Маслоу за благородство целей).
“Трансактный анализ” (или «Транзакционный анализ») Берна (четыре голода: сенсорный, признания, упорядочивания, осмысления);
“Теория личности” (или “Концепция мотивации”) Фромма (привязанность и взаимосвязи, трансценденция или творчество, корни, самотождественность, ориентиры, познание);
“Теория баланса” Хайдера (универсальное стремление к хорошему гештальту);
похожая “Теория когнитивного диссонанса” Фестингера (дискомфортный диссонанс побуждает к его устранению для восстановления внутренней гармонии), а также ряд других теорий когнитивной мотивации Уотсона, Скиннера, Толмана, Миллера, Брауна и других бихевиористов (стремление к гомеостазу);
бихевиористическая “Теория драйва” (также известна как “Драйв-доктрина”, “Теория влечения” и “Теория снижения тяги”) Халла и Спенса (потребности физические и психологические с механизмами закрепления и переоценки);
“Функциональная автономия мотивов” Оллпорта (личностные потребности как проприативные функции);
“Концепция параллельного мотивирования” Выготского с участием Леонтьева и Ломова (высшие и низшие потребности не взаимодействуют);
модель «Мотивационного комплекса трудовой деятельности» Литвинюка (приобретение, удовлетворение, безопасность, подчинение, энергосбережение);
“Типологическая концепция” Герчикова (инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский и избегательный типы мотивации);
“Теория самодетерминации” (общее название для пяти немного разных теорий) Деси (или Диси) и Райана (внутренние самоактуализация, эффективность и взаимосвязи дополняются внешними контролирующими, информирующими и демотивирующими факторами, плюс четыре уровня регуляции, а также внутренние и внешние ценности);
“Система потребностей” Мюррея (явные и латентные, положительные и отрицательные, первичные висцерогенные и вторичные психогенные, сознательные и бессознательные);
Далее можно упереться в труды Хекхаузена, который выделил восемь проблем психологии мотивации (восемь, Карл), поэтому предложил заново определить и упорядочить мотивы (и волю разделить на несколько разных сил). После чего в дерево теорий добавляется еще несколько десятков фамилий, и старая классификация теорий “содержательные и процессуальные” всё настойчивее требует расширения…
Пожалуй, здесь я остановлюсь. Интересное всё еще попадается, но лично я уже начинаю уставать.
С другой стороны, ученые больше заинтересованы в изучении глубинного устройства разума, раскладывают процессы на составляющие, и больше внимания уделяют изобретению очередной модели. Если взять аналогию с рисованием дерева, то ученым нравится прорисовывать ветки, но не листья. Я бы предпочел найти готовый список, а не стройную структуру с пробелами, которые нужно самостоятельно заполнять, чтобы получить результат.
Можно искать не по словосочетанию “теории мотивации”, а непосредственно “список потребностей человека”, но при этом находятся миллионы (без преувеличения) пересказов всего подряд, неизвестно на чем основанных, неизвестно кем проверенных и явно далеких от полноты. Переплыть этот широчайший поток статей “популяризаторов” не легче, чем подняться на гору из книг по управлению персоналом. Я предпочел идти ближе к научным трудам.
При этом я не рассматривал труды классиков:
Фрейда (инстинкты жизни и смерти, либидо у руля);
Юнга (разрядка напряжения как основной механизм мотивации, плюс цели, притязания, предназначения и самореализация);
Хорни (к людям, от людей, против людей);
Адлера (стремление к преодолению сложностей, превосходству, совершенству);
Также я не стал выискивать потребности в типологии Майерс-Бриггс, соционической модели Аугустинавичюте, признаках Рейнина и им подобных системах, развивающих типологию Юнга. Да, в типологиях раскрываются некоторые нужды, причем с множеством примеров, но они плохо поддаются классификации, поскольку типологические системы опираются на общие направления (склонности) и внешние проявления (реакции и запросы), а не на внутренние процессы.
И я осознанно отказался от изучения широкого пласта теорий принятия решений. Мотивы, несомненно, участвуют в принятии решений, но избыток сопутствующих материалов, мыслей и формул снижает приоритет данного направления в рамках простой задачи починки желаний. Желающие продолжить изыскания могут самостоятельно начать, например, с “Теории временной мотивации” Стила, которая вобрала в себя несколько предшествующих, или просто с категории “Теория принятия решений” в википедии.
Наверняка я пропустил еще какие-то области знаний, насыщенные теориями мотивации. Удовлетворительно полных списков потребностей я так и не нашел, поэтому буду благодарен за подсказки (выбираю “помощь зала”).
Нужно быть ученым или очень сильно увлекающимся человеком, чтобы от простого любопытства “чего я вообще могу хотеть” перейти к доскональному изучению многообразия существующих точек зрения на потребности. Для большинства интересующихся достаточно попробовать перейти от Маслоу к любой из более поздних теорий, чтобы не захотеть возвращаться.
И нужно быть очень незаинтересованным в теме мотивации, чтобы вообще ничего не знать о богатствах, лежащих за пределами стен всем известной Пирамиды.