Маслоу считал что нехватка благ
Пирамида потребностей Маслоу: 7 уровней с описанием и примерами
Потребности определяют жизнь человечества. Причем если их не удовлетворять, люди выказывают нетерпение, а если выполнить полностью, станут равнодушными. Больше 50 лет назад авторитетный американский психолог Абрахам Маслоу смог структурировать наши желания и нужды в общий рисунок – пирамиду потребностей человека, которая состоит из 7 уровней, примеров эффективного практического применения теории в бизнесе и личных интересах более чем достаточно. Ей восхищаются и критикуют одновременно. Чтобы научиться применять ее, нужно разобраться в структуре и закономерностях ее создания.
Теория Маслоу – кратко
Целью исследователя были основные стимулы и мотиваторы, понимание того, что является главной движущей силой и призывом к действию.Он высказал идею о том, что у каждого из нас есть условия для комфортной жизни, к ним мы стремимся и их добиваемся. Что-то для нас важнее, что-то значительно, но не первостепенно. На основании такого вывода психолог построил иерархию необходимых требований. В нее включены физиологические нужды, безопасность, желание любить и быть любимыми, уважение, статус и самореализация.
Если базовые стремления не удовлетворены, людям сложно думать о высших материях. Когда зарплаты не хватает на ежедневные расходы, вы работаете на износ и не спите ночами, чтобы закрыть ипотеку, вам некогда думать о саморазвитии, да и захотите вы этого вряд ли.
Авторство
Свои мысли Маслоу изложил в трактате «Мотивация и личность», опубликованном в 1954 году.
Важно, что по его мнению, очередность обеспечения необходимых благ может меняться у разных людей, именно поэтому он не рисовал диаграмму и не представлял свою концепцию в виде схемы. Это сделали его ученики и последователи. По одним источникам автором является Ф.Котлер – писатель настольной книги маркетологов «Основы маркетинга», по другим – У.Стопп, который через пять лет после смерти автора опубликовал иерархию желаний в своих статьях.
Таблица
В основе пирамиды Маслоу лежат базовые инстинкты человека, которые психология считала исключительно важными потребностями для удовлетворительного уровня жизни. Удивительно, но порывы души не брали в расчет вплоть до середины 20 века, пока о них не заговорил психолог-новатор.
Пирамида потребностей Маслоу: как использовать в жизни и в маркетинге
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Пирамида Маслоу последовательно представляет все человеческие потребности, от наиболее простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.
В чём суть иерархии потребностей
Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням — от самых простейших к высоким. При этом стремление утолить возвышенные потребности возникает, когда мы утолим низшие.
Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он тратит много усилий на развитие каких-то своих способностей. Его мысли и усилия направлены на то, чтобы поесть и найти жилье. Но если человек уже обеспечил себе питание и проживание, то у него возникает мотивация создать семью, добиться успеха на работе.
И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре. И человек начинает закрывать эти возвышенные потребности.
Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году — в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:
Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня: самоактуализации. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей опубликовано в 1975 году — в учебнике У. Стоппа. С тех пор схема употребляется неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее к вершине отображаются следующие уровни:
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Точно также люди нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А что по поводу верхних уровней, то на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.
Обновлённая пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — более нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу считал особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.
Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в рамках социологии исследований, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Критика
Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.
В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.
Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.
В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.
В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:
Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.
Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.
Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории по иерархии. Это помогает узнать, какие потребности наиболее сильны у вашей ЦА.
Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы уже знаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.
Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят и пьют 24 часа», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».
Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.
При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».
Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».
Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.
Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.
Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.
В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.
Пирамида Маслоу: особенности теории потребностей человека, ее смысл, критика и применение
В психологии и философии широко известна и популярна так называемая теория потребностей по Маслоу. Сегодня ее активно применяют в самых разных сферах жизни, включая маркетинг и построение рабочего процесса в крупных офисах. Теория Маслоу пытается объяснить, чем руководствуется человек в своей жизни, почему одних из нас тянет к простым вещам, других – к более возвышенным и сложным, когда у человека открывается потребность заниматься искусством, наукой и другими ценными для всего общества предметами.
Выдвинул теорию о потребностях человека американский ученый-психолог Абрахам Маслоу, сын еврейских эмигрантов из Киевской губернии, которые в начале 20-века решили покинуть Украину (тогда еще Российскую империю) и в поисках лучшей жизни отправились в США. В силу существенных отличий от сверстников в силу своей национальности и склонности к размышлениям, Абрахам рос в условиях значительных притеснений, жаловался на отсутствие друзей, проводил время в основном в библиотеке за книгами.
Увлекаясь такими сильными личностями, как Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Томас Джефферсон, Олдос Хаксли и другими, Маслоу решил посвятить свою научную деятельность тому, чтобы понять – что движет человеком, откуда берутся его желания, потребности, как достигнуть максимальной степени развития для каждого отдельного индивидуума.
Теория Маслоу раскрывает иерархию потребностей среднестатистического человека, показывает, какие стимулы в жизни волнуют и тревожат нас в первую очередь, а какие открываются уже потом, когда базовые вещи удовлетворены. Невзирая на то, что теория претерпела много критики, иерархия потребностей, выстроенная Маслоу в пирамиду из 5 ступеней (позже дополнена до 7), продолжает быть актуальной теорией, которая многое объясняет в поведении человека.
Какие альтернативы пирамиде Маслоу сегодня существуют
Перед тем, как заняться подробным изучением иерархии потребностей по пирамиде Маслоу, стоит сказать, что есть и другие подходы к оценке поведения человека и стимулов, заставляющих его проявлять активность. Вот лишь некоторые из них:
Есть и другие теории, но мы рассмотрим 5 ступеней пирамиды потребностей по Маслоу и попытаемся разобраться, работает ли все это сегодня или же нет.
Авторство
Абрахам Маслоу самостоятельно разрабатывал свою теорию, тратя много времени на чтение других авторов, затрагивающих смежные темы. Ребенком он был одним из лучших учеников своей школы, позже поступил в юридический колледж в Нью-Йорке, но после первого курса бросил это заведение. Позже перешел в Корнеллском университете, где и начал изучать психологию по руководством Эдварда Титченера.
Классификация потребностей по Маслоу стала плодом многолетнего труда, который он проводил самостоятельно. Но стоит отметить, что на работу психолога повлияли многие известные личности, которых он знал лично: Джон, Уотсон, Альфред Адлер, Маргарет Мид, Эрих Фромм и другие.
Таблица уровней потребностей
В целом, потребности человека по Маслоу можно выразить в такой таблице:
Физиологические потребности | Потребность в еде, жилище, отдыхе, сне, воде и т.п. |
Потребность в безопасности | Стабильная обстановка вокруг, личная безопасность, хорошие отношения с окружающими |
Потребность в принадлежности | Человек желает быть частью социума, семьи, дружного коллектива и т.д. |
Потребность в признании | Нормальная самооценка, потребность в уважении окружающих людей |
Самовыражение | Высшая ступень развития потребностей, предполагающая творчество, научную деятельность, личные свершения в чем-либо |
Обычно эти данные изображаются в виде пирамиды, так они более наглядны и понятны.
Структура пирамиды человеческих потребностей по Маслоу
Как уже показано выше, пирамида человеческих потребностей по версии Маслоу состоит из 5 частей. Наиболее низкие ее части отвечают за базовые, биологические явления, которые банально обеспечивают наше существование. По мере удовлетворения низших уровней в дело вступают более высокие потребности и душевные порывы.
Физиологические потребности
Самая первая ступень пирамиды посвящена физиологии. Эта группа потребностей включает в себя все вещи, которые обусловлены в человеке биологией. Это и необходимость питаться, иметь возможность пить чистую воду, поддерживать свое физическое существование в комфортных условиях. Также к физиологии относятся половые отношения и порывы, нормальный сон и т.д. Пока эти вещи у человека не удовлетворены, он постоянно думает о них и нуждается именно в этом.
Лишь тогда, когда человека не волнуют неудовлетворенные страсть, голод, желание сна, физическая боль в теле и прочее, он может перейти на более высокий уровень потребностей, обнаружить в себе стремление к большему.
Безопасность
В отдельную категорию потребностей Маслоу вынес вопросы безопасности. Безопасность подразумевается в широком смысле: полный комплекс явлений, которые обеспечивают стабильное существование человека. Что стоит понимать под потребностью в безопасности:
Исключение любой опасности, которая может вызвать серьезные неприятности – потребность в безопасности.
Социальный уровень – любовь и принадлежность к чему-либо
Человек – существо социальное и может существовать только в окружении себе подобных. Потребности человека по общению, работе и досугу с единомышленниками, желание иметь собственную семью, пару для половой и социальной жизни, адекватная моральная и психологическая обстановка вокруг – все это также важно для каждого из нас. Достаточно иметь серьезные неурядицы хоть в чем-то из этого и постижение других, более высоких потребностей может оказаться закрытым для личности.
В этом ступени не идет речь о социализации высшего типа – желании творить, изменять мир и т.д. Рассматриваются условия базовой социализации: наличие круга общения, единомышленников, близких людей. Если человек, скажем, не является частью коллектива, группы, изолирован от общества, то он может испытывать большой дискомфорт по этому поводу, страдать и замыкаться на этих проблемах. Даже люди с серьезными проблемами, инвалидностью, незрячие стараются формировать свои группы, поддерживать друг друга, общаться.
Престиж и репутация – уважение и признание
Следующее, что раскрывает нам пирамида Маслоу – потребности человека в плане наработки репутации, занятия престижного места в обществе. На этом уровне выделяется:
Отдельно на высшем уровне теория Маслоу упоминает понятие самоактуализации. Под этим термином понимается наиболее полное развитие своего таланта и способностей, которое только доступно человеку. Открытие в себе всех талантов, способностей, их развитие до максимальной точки доступно, по мнению самого Маслоу, лишь около 2% от всех людей. Самоактуализация в дополненной пирамиде на 7 ступеней вынесена отдельно от потребностей духовного типа.
Творчество
Если человек успешно удовлетворил все предыдущие свои потребности в указанной иерархии, то у него возникает необходимость творить – создавать что-то новое, заниматься музыкой, эстетическим развитием, писать, наслаждаться природой и т.д. Творчество выделяется отдельно в списке высших потребностей человека, так как оно открывает уникальное свойство личности создавать что-то новое, уметь сопереживать произведениям искусства.
Эстетический уровень потребностей
Практически все более высокие потребности, которым посвящена вершина пирамиды, относятся к творчеству и эстетическим чувствам. Только после того, как человек закрывает низшие потребности, не отвлекается уже даже на достижение успеха, карьеры, одобрения окружающих, так как заслужил их сполна, лишь тогда ему открываются высоты постижения эстетического уровня восприятия мира. На этом этапе человек видит красоту вокруг себя, гармонию, учится наслаждаться музыкой, образами и творить самостоятельно в какой-либо сфере.
Духовный уровень самоактуализации
О самоактуализации уже было сказано ниже – это стремление человека раскрыть все свои сильные стороны в максимальном проявлении. Сам Маслоу и другие, более поздние исследователи считали, что достигнуть самоактуализации в более или менее полном виде могут лишь ничтожные 2-5% людей. Все усилия большинства населения планеты направлены на выживание, материальный достаток, наслаждения, удовлетворение потребности в уважении, славе, а вот до самоактуализации доходят очень и очень немногие.
8-ступенчатая модель пирамиды Маслоу
Существует еще и 8-ступенчатая пирамида Маслоу, 7 уровней остаются теми же, что и в 7-ступенчатой пирамиде, но добавляется еще один высший уровень – трансцендентные потребности. Исследователи указывают на то, что когда человек уже достиг даже раскрытия всех своих талантов, умений, заработал деньги и славу, у него появляется новая задача – постигать высшие смысла жизни, существования, Бога. Единение с природой, мистические практики на глубоком уровне сознания, глубокая религиозность относятся к этой 8-й ступени трансцендентности. На практике этот уровень доступен единицам, при этом порой людям, которые не слишком волновались задачей закрытия предыдущих уровней потребностей.
Теория и практика
Теоретически все выглядит достаточно интересно. Стройная теория Маслоу о потребностях очень логична, она действительно неплохо описывает реальность и природу большинству людей вокруг. Но со временем нашлось много критиков данной теории, так как на практике она начала все чаще расходиться с реальностью.
Теоретические выкладки А. Маслоу стали активно применяться на практике. Вот лишь некоторые сферы деятельности, где их взяли на вооружение:
Также теория продолжает интересовать исследователей-теоретиков, которые пытаются ее уточнять и дополнять и по сей день.
Спорные стороны пирамиды и критика
Психологи многих направлений активно критикую систему Маслоу, находя в ней множество расхождений с реальной жизнью и конкретными людьми. Вот основные заявления критиков по этому вопросу:
Нередко гениальные люди были бедными, слабыми физически, несчастными и презираемыми обществом, но это не помешало им остаться в истории.
Первичные и вторичные потребности
Многие исследователи согласны с Маслоу в том, что все потребности человека можно поделить на первичные и вторичные:
Также для некоторого немного числа людей с реализованной самоактуализацией открывается необходимость в трансцендентном развитии – единении с природой, Творцом, высшее понимание смыслов жизни и прочие вещи, далекие от простых смертных.
Нарушенные потребности
Если какие-то потребности не удовлетворяются в достаточном для данного человека объеме – они считаются нарушенными и могут вызвать большие проблемы. Примеры следующие: отсутствие нормального сна мешает человеку работать, учиться думать, он хочет лишь спать, голод провоцирует искать еду и не думать ни о чем другом, физические увечья заставляют страдать и искать спасения от своей проблемы, все остальное человека не волнует. Порой даже если у человека нет в коллективе банального уважения, при этом есть деньги, должность, низшие потребности удовлетворены, то он может страдать даже из-за одной этой нарушенной потребности.
Когда пирамида Маслоу не работает?
В целом, указанные 5 уровней Маслоу могут работать далеко не всегда. Теория справедлива, если смотреть на человечество обобщенно, теоретически, не считаться с множеством частных случаев, когда она не работает. Не работает пирамида обычно в таких случаях:
Можно сказать, что наиболее ярко отклонения в теории Маслоу работают на людях вне среднего типажа: на гениях, и различных девиантах.
Каков смысл пирамиды Маслоу
Если рассматривается пирамида Маслоу, потребности человека в ней изложены достаточно условно, размыто, теория порой далека от практики. Но в ней есть смысл и он достаточно простой – глядя на картинку пирамиды, мы должны понимать, что человек сложное существо и есть вещи, которые волнуют его в первую очередь, а есть то, что можно отложить на потом.
Понимания, что движет людьми, можно эффективно выстраивать с ними общение, рабочий процесс, находить правильные стимулы для совместной работы и повышения эффективности сотрудников.
Удовлетворенная потребность перестает мотивировать
Еще одно интересное явление – если потребность уже удовлетворена, то она часто перестает мотивировать человека. Это известно практически каждому из нас, но Маслоу почему-то не учел данного явления в своей теории. Ведь система потребностей является условной еще и в том смысле, что если человек добился желаемого – он этому не долго радуется, опять впадает в скуку, уныние, ищет новые опоры для дальнейшего роста.
Мы знаем из своей жизни, что достаточно что-то купить, изучить, построить – интерес к этому тут же исчезает, тем быстрее, чем более живой, активный и амбициозный человек. Но в той же пирамиде Маслоу это никак не отображено.
Преимущества и недостатки
Пирамида Маслоу представляет собой ценность для изучения больших масс людей, когда нет необходимости присматриваться к индивидуальности. Если говорить о ее плюсах и минусах, то можно выделить следующее:
Многие психологи считают, что пирамида уже устарела и сегодня, когда большинство людей не волнуется о низких потребностях, не отображает действительности.
Применение пирамиды Маслоу
Наиболее успешно можно применять пирамиду Маслоу в отдельных сферах, таких как:
Немного раскроем каждую тему для более широкого понимания.
Применение в маркетинге
Человеческие потребности Маслоу показывает в виде иерархии, поэтому маркетинговым компаниям и маркетологам можно опираться на эту теорию для того, чтобы понять, чем именно завлечь ту или иную категорию людей. Если надо мотивировать, скажем, работников, то здесь работают низшие стимулы типа повышения зарплаты или уменьшение продолжительности рабочего дня, сотрудников сферы управления уже волнуют другие вопросы: комфорт, условия для карьерного роста, уважение со стороны руководства.
Применение в жизни
Применение данной теоретической концепции в жизни достаточно ограничено, но оно может быть полезно для каждого человека. Мы должны не только смотреть, что находится на вершине пирамиды Маслоу, но и закрывать базовые потребности, если там есть проблемы. Это поможет снять стресс, напряжение, справиться с профессиональным выгоранием, открыть душевные силы для новых и больших свершений.
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
В этих сферах использование рассматриваемой теории сводится к тому, чтобы грамотно стимулировать своих работников, понимать, как правильно повлиять на их работоспособность, отношение к работе и трудовым обязанностям. Управляя в некоторой степени базовыми потребностями людей, клиентом, мы может делать себя привлекательнее в их глазах, предлагать решение конкретных насущных проблем. Ведь бизнес тем успешнее, чем эффективнее он решает проблему клиента.
В построении карьеры
В карьерных делах мы всегда должны помнить, что находится на вершине пирамиды Маслоу, но не пытаться скакнуть сразу туда, так как такой «маневр» доступен очень немногим гениям. В карьере пирамида поможет всегда помнить, что есть базовые вещи, на которые нельзя закрывать глаза, чтобы они не тащили нас вниз и не закрывали возможность дальнейшего роста. К примеру, если мы работаем в условиях низкой зарплаты и не может обеспечить семью, работаем без уважения со стороны коллег и начальства – это будет очень тормозить или вообще затормозит наш рост.
В практике управления предприятием
Можно использовать теорию Маслоу в управлении предприятием. Здесь также все просто: каждому подчиненному на его уровне и возможности удовлетворения потребностей надо подбирать оптимальные стимулы, закрывать эти базовые потребности или давать реальную надежду их закрыть. Если добавлять какие-то качества работе, закрывающие более высокие уровни, таким образом также можно снизить стресс от проблем на нижних уровнях. К примеру, работа, где начальник уважает и хорошо относится к подчиненным, будет более интересной множеству людей, чем высокая ЗП, но плохое отношение, которое может привести к причинам профессионального выгорания.
Некоторые любопытные факты о теории Маслоу
Вот примеры любопытных фактов о рассматриваемом вопросе, которые будут интересны читателям:
В целом, теория потребностей по Маслоу очень интересна, известна и наверняка будет вызывать споры еще не одно десятилетие как среди психологов, маркетологов и ученых, так и среди простых людей, интересующихся данным вопросом.