Масляный фильтр для чего предназначен для
Фильтры масляные автомобильные для двигателя
Масляный фильтр двигателя автомобиля применяется для очистки рабочих смесей автомобиля от вредных примесей. Использование фильтрующих элементов в системе смазки двигателя гарантирует необходимую степень чистоты жидкости, позволяет сохранить узлы и детали мотора в актуальном состоянии.
Общие сведения
Функциональное назначение масляных фильтров:
На уровень загрязнений масляной жидкости влияет режим работы двигателя, его техническое состояния, а также качество применяемых смазочных материалов и топлива. Степень очистки эмульсий зависит от гидравлических характеристик фильтрующего элемента, типа загрязнений и температуры обрабатываемой смеси.
Виды масляных фильтров по способу очистки
По качеству фильтрации применяемые устройства можно разделить на 3 группы:
Грубая фильтрация выполняется с помощью приспособлений, способных улавливать неорганические твердые включения с размером зерен до 90 мкм.
Тонкая очистка рассчитана на фракции с величиной частиц 30–40 мкм.
Отстойники применяют для удаления из масел крупных включений: песка, стружки и др.
Тонкая очистка эмульсий производится с помощью полнопоточных и частичнопоточных механизмов. К ним относятся:
Грубая очистка масел выполняется полнопоточными элементами, собранными в основном из металлических деталей. В их задачу входит не только очистка жидкости, но и защита вращающихся деталей двигателя в случае попадания в рабочее пространство случайных предметов.
Масляный фильтр двигателя, эксплуатационные требования
Перечень технических условий:
1). Полнота очистки фильтрующими элементами должна составлять не менее 25% от общего объема взвесей.
2). Рабочий ресурс масляного фильтра должен быть равен минимум 10000 км пробега.
3). Срок службы разборного механизма не должен быть меньше времени эксплуатации двигателя, на котором он установлен.
4). Конструкция фильтров должна обеспечивать герметичность соединений при максимальном давлении масла 4–5 бар. Техническими условиями допускается протечка масляной жидкости в количестве не более 0,0035 л/ч.
5). Рабочие детали изделий не должны иметь видимых дефектов поверхности (раковин, трещин, сколов, коррозии и др).
6). Фильтрующие элементы должны быть вибростойкими и сохранять свои первоначальные характеристики в границах от –50 до +130°C.
7). Резиновые и полимерные комплектующие должны быть масло-, водо- и бензостойкими.
8). Расположение фильтра на корпусе мотора должно обеспечивать быструю его замену с минимальными материальными затратами.
Виды масляных фильтров
По принципу действия, структуре и эксплуатационным характеристикам фильтрующие элементы делятся на несколько модификаций:
Адсорбционный масляный фильтр двигателя
Адсорбционные или механические фильтры относятся к разряду приспособлений для тонкой очистки масляных жидкостей. Фильтрация эмульсий в таких конструкциях осуществляется путем их процеживания через пористый компонент.
Существуют два вида таких маслофильтров:
Неразборные системы представляют собой автономные конструкции, которые по мере загрязнения или в соответствие нормам заменяют на новые элементы. У разборных моделей смене подлежит только фильтрующий элемент.
На практике наибольшее распространение получили устройства адсорбционного типа следующих конструкций:
Основу механического фильтра составляет сердечник цилиндрической формы, изготовленный из пористого картона или специальных полимерных нитей. Отрезок из ячеистого материала собирается в гармошку и фиксируется между двух металлических колец. Вместе они и составляют сменный маслофильтр.
Масляный адсорбционный фильтр двигателя независимо от типа корпуса состоит из следующих деталей:
Смазочная жидкость из поддона двигателя с помощью масляного насоса подается в корпус фильтра, где она проходит сквозь пористый картридж, очищается от ненужных веществ и поступает в каналы системы смазки. По такому принципу работают все адсорбционные устройства.
Отличие дискового механизма заключается в типе фильтрующего элемента. Здесь вместо гофрированного картриджа установлен металлический стержень, на который одеваются картонные диски. В ленточно-щелевых механизмах роль фильтрующего компонента выполняет стальной стержень, с намотанной на него послойно латунной проволокой.
Центробежный
Принцип работы активно-реактивных фильтров центробежной очистки смазки основан на вращении с большой скоростью ротора, расположенного в центре металлического корпуса. Ротор состоит из стальной трубки, по периметру которой с определенным промежутком размещены отверстия с установленными в них жиклерами.
Масло под давлением поступает к оси вращающегося ротора и далее к соплам, откуда за счет центробежной силы отбрасывается к стенкам кожуха. В результате твердые частички прилипают к корпусу фильтра, а чистое масло поступает в двигатель.
По эффективности использования центробежный масляный фильтр относят к фильтрам грубой очистки. Поэтому, для улучшения качества масляной жидкости они всегда группируются в один блок с ФТО.
Гравитационный масляный фильтр двигателя
Фильтрующие приспособления-отстойники не применяются в качестве автономных механизмов. Их принято использовать совместно с фильтрами грубой очистки. Основу стандартных устройств составляет стальной корпус, в нижнем отсеке которого расположено днище, с установленным на нем рабочим элементом.
Вверху кожуха располагается металлический пластинчатый картридж. При продавливании жидкости через фильтр крупные частицы остаются на пластинах и впоследствии оседают на дно стакана. По мере засорения пластинчатый картридж снимают, промывают в специальном растворе и устанавливают на место для дальнейшего использования.
Магнитный маслофильтр
Самый простой очистительный механизм – это сливная пробка масляного картера, в корпус которой вмонтирован магнит. Продукты трения оседают на дно поддона, откуда с помощью магнита постепенно притягиваются к месту вывода отработанной жидкости. При сливе масла стружка вручную снимается с поверхности устройства.
Выбор масляного фильтра
Любой масляный фильтр в процессе эксплуатации загрязняется и требует периодического обслуживания или смены. Механические адсорбционные модели рекомендуется менять при каждом регламентируемом сливе отработанного масла.
Центробежные и гравитационные элементы подлежат обслуживанию после установленного нормативного пробега автомобиля. Нарушение регламента ТО приводит к засору системы смазки двигателя, что в будущем может привести к капитальному ремонту агрегата.
В процессе выбора масляного фильтра нужно учитывать несколько факторов:
Заводы-изготовители качественных деталей обязательно указывают на корпусе фильтра страну и реквизиты компании с набором телефонов технической поддержки.
Операции по замене масляного фильтра нужно выполнять в соответствие требованиям, указанным в паспорте автомобиля. Однако на периодичность смены масла влияют условия эксплуатации транспорта.
Например, при использовании техники в сложном городском режиме с высокой запыленностью воздуха, частыми остановками на светофорах, резким началом движения – следует сократить межсервисный интервал.
Все работы по техническому обслуживанию рекомендуется производить на прогретом двигателе при помощи специальных инструментов.
Какой масляный фильтр лучше, рейтинг производителей
Finwhale – филиал швейцарской компании Grunntech AG, занимающейся изготовлением и продажей масляных фильтров. В ассортименте производителя находится более трехсот моделей маслофильтров, совместимых со всеми марками современных легковых автомобилей.
Автоагрегат – российская компания, выпускающая масляные фильтры для грузовых и легковых автомобилей отечественного производства. Продукция завода отличается доступной ценой в сочетании с высоким качеством.
Белмаг – известный отечественный производитель недорогих фильтрующих механизмов. Запчасти этого завода в основном предназначены для марок «Рено» и «Ниссан», но также могут использоваться на современных моделях АвтоВАЗа.
MANN – немецкая компания, выпускающая фильтры в премиальном сегменте. Отличается высоким качеством продукции, которая поставляется во все известные автомобильные концерны мира.
SCT – этот маслофильтр, по сути, ближайший конкурент предыдущей марки. Не уступает в качестве Mann, но отличается более демократичной ценовой политикой.
Назначение, устройство и принцип работы масляного фильтра
Масляный фильтр является частью системы смазки двигателя, главная задача которого – очистка поступающего в насос масла от твердых частиц и осадочных отложений, накапливающихся в поддоне картера.
В современных автомобилях используются различные конструкции фильтров: полнопоточные, частичнопоточные и комбинированные. Каждая из них имеет свои особенности применения и срок службы.
Назначение фильтра в системе смазки двигателя
В процессе работы системы смазки масло циклично проходит через основные узлы и механизмы двигателя, смывая с них нагар, сажу и другие продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с излишками масла попадают в поддон (в системах с мокрым картером) или в специальный бак (в конструкциях с сухим картером). Чтобы такое масло могло использоваться в последующих циклах, очень важно предотвратить повторное попадание отходов в систему.
Определить, где находится в системе масляный фильтр, несложно. Как правило, он расположен в нижней части корпуса двигателя таким образом, чтобы его можно было легко заменить. Внешне он представляет собой цилиндрический корпус с резьбой (черного, синего, белого или зеленого цветов), внутри которого находится фильтрующий элемент.
Устройство масляного фильтра
Конструктивно фильтры для моторного масла состоят из следующих элементов:
На практике принцип работы стандартного масляного фильтра заключается в следующем: в момент запуска двигателя насос начинает всасывать из поддона (бака) моторное масло, которое проходит в отверстия фильтрующего элемента и затем поступает в магистраль системы смазки. Частицы нагара, сажа и другие отходы задерживаются в фильтре.
Виды фильтров для моторного масла
Основными параметрами при выборе фильтра являются пропускная способность (сколько масла пройдет за единицу времени) и его объем (размер). Эти характеристики определяют, как быстро и насколько эффективно будет выполняться очистка. В зависимости от конструкции масляного фильтра и схемы его установки выделяют три группы устройств:
Помимо этого различают:
Внешне такие конструкции почти не отличаются, но у разборного на верхней крышке расположена специальная гайка. Она откручивается и позволяет выполнить промывку или замену внутренней части фильтра.
Центробежный масляный фильтр
Кроме перечисленных типов в системе смазки тяжелых машин (тракторов, внедорожников, строительной техники) могут применяться центробежные масляные фильтры. Конструктивно они состоят из корпуса, внутри которого находится ротор и ось. Нагнетание масла внутрь центрифуги осуществляется через отверстия в оси (радиальные и продольные). Это обеспечивает попадание смазки на ротор.
Поскольку скорость подачи масла достаточно высока, оно ударяется о крышку центрифуги и провоцирует вращение ротора под действием реактивных сил.
Возникающая в этот момент центробежная сила выталкивает из масла примеси и загрязнения, которые задерживаются в виде осадков на крышке фильтра. После этого очищенное моторное масло подается в основную магистраль системы.
Особенности обслуживания
Как правило, замена масляного фильтра (фильтрующего элемента) осуществляется одновременно с заменой масла, но это необязательное условие. Согласно рекомендациям производителей, менять масло и фильтр необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше делать это чаще: примерно каждые семь тысяч. При эксплуатации в сложных условиях, а также при использовании некачественного топлива или масла интервал замены следует сократить на 30%.
Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50% твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.
Чтобы точно определить сроки эксплуатации, нужно учитывать тип масляного фильтра, а также его марку. Неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше, а иногда потребуется осуществлять замену поддельного масляного фильтра каждые 2-3 тысячи километров. Проблема кроется в качестве, а также в количестве фильтрующего элемента, на которых стараются экономить нелегальные производители. Конечно, оригинальный масляный фильтр стоит дороже, но и служит он намного дольше.
Для замены фильтра моторного масла его необходимо снять с двигателя, что бывает нелегко сделать, поскольку уплотнительное кольцо под действием высоких температур нередко “прикипает” к картеру двигателя. Для решения этой проблемы используются специальные ключи:
Помимо ключей, могут применяться съемники ленточного и цепного типа, которые накидывают на корпус и плотно затягивают. Если специальных приспособлений нет, существуют способы, как открутить масляный фильтр без использования ключа:
Нормальное состояние фильтра для очистки моторного масла обеспечит правильность работы и длительный срок эксплуатации двигателя автомобиля. Не стоит пренебрегать своевременной заменой и использованием оригинальных деталей.
Назначение масляного фильтра
Для чего нужен масляный фильтр в автомобиле
Масло в двигателе автомобиля играет не только роль смазки и охлаждения трущихся деталей, но еще и для того, чтобы удалять продукты износа трущихся деталей. Если этого не делать, то двигатель попросту выйдет из строя за очень короткий срок.
В любом двигателе, движение смазки проходит через масляный фильтр, и только после этого вновь подается на детали. Именно в нем и остаются продукты износа.
Из каких деталей состоит масляный фильтр
Устройство масляного фильтра, вне зависимости от модели автомобиля, довольно простое, у разных производителей они мало чем отличаются. Это, как правило, конус, внутри которого находится фильтрующий элемент и перепускные клапана. Масло, попадая в фильтр, проходит через обойму фильтрующего элемента, все посторонние частицы остаются на нем, а масло продолжает свое движение уже, будучи очищенным.
По типу очистки данный элемент различается на полнопоточный, частичнопоточный и комбинированный варианты. Если система фильтрации организована по первому принципу, что встречается чаще всего, то через нее проходит 100% объема масла.
Частичнопоточная система производит очистку лишь его части, но стоит отметить, что это никак не отражается на качестве очистки. Последняя, комбинированная очистка включает в себя оба варианта, и является наиболее надежной, но более дорогой в обслуживании, поскольку приходится менять сразу оба элемента.
Как часто надо менять масляный фильтр
Некоторые автолюбители меняют фильтр не только при замене масла, но и в промежутках между ними. Хуже от этого не станет точно, скорее наоборот. Сама процедура замены довольно проста, да и стоимость на этот расходник совсем невелика. Существуют даже разборные варианты, в которых меняется лишь внутренняя кассета, корпус же остается на своем месте.
Наиболее подробную инструкцию о том, как нужно менять масляный фильтр в автомобиле, можно прочитать на этом сайте.
Масляный фильтр
Масляный фильтр, на английском звучит как oil filter – обеспечивает очистку моторного масла от посторонних примесей, попадающих туда в процессе циркуляции. Его, несомненно, можно назвать одним из ключевых элементов системы смазки любого двигателя внутреннего сгорания. Располагается фильтр масла в нижней части двигателя.
Виды масляных фильтров
На данный момент в автомобилестроении распространены:
Полнопоточные фильтры имеют самую простую конструкцию и сразу пропускают через фильтрующий блок все масло, поступающее с масляного насоса, которое после этого подается на все точки смазки двигателя. Данный маслофильтр работает на основе перепускного клапана, регулирующего давление в системе смазки. Если масляное давление масла превышает допустимое значение,его снижает перепускной клапан фильтра. В этом кроется определенный недостаток такой конструкции, поскольку при засорении фильтра, поток масла замедляется, внутреннее давление повышается, перепускной клапан открывается и пропускает в систему загрязненное масло. Перепускной клапан с одной стороны предотвращает немедленную поломку двигателя из-за прекращения его смазки, а с другой – позволяет циркулировать грязному маслу, из-за чего за состоянием фильтра нужно следить очень тщательно.
Частичнопоточный фильтр масляный двигателя очищает масло дольше, чем полнопоточный. В системах, где он применяется, масло очищается постепенно, циркулируя сразу в двух контурах: прямом – от насоса к зонам трения, и очистном – от насоса, через фильтр и к зонам трения. В процессе циркуляции масла разных контуров смешиваются, что обеспечивает очистку смазки двигателя в целом. Такие системы способны поддерживать масло в неплохом состоянии на протяжении длительного периода. Их весомое преимущество – даже при забитом фильтре и сломанных клапанах поток масла не прекратится и двигатель будет работать.
Комбинированные системы созданы с применением технологий обеих предыдущих типов. Здесь устройство масляного фильтра гарантирует максимальное качество фильтрации масла и наибольший срок его использования.
Конструкция масляного фильтра
Почти каждый современный фильтр масла является не разборным. Но тем немения достаточно много автомобилей (немецкие, американские) имеют разборной маслофильтр, предоставляющие возможность замены фильтрующего элемента. Основное преимущество, такого фильтр – возможность замены только фильтрующего элемента, а не всего узла, что существенно удешевляет обслуживание автомобиля.
Устройство масляного фильтра.
Внутри корпуса устройства размещается фильтрующий элемент и пара клапанов. Один из них – противодренажный, предназначенный для устранения обратного тока масла. Другой – перепускной клапан, обеспечивающий поток моторного масла даже при засорении фильтра и поломке противодренажного клапана. Перепускной клан срабатывает еще и при использовании масла с чрезмерной вязкостью, отличающегося утрудненной фильтрацией.
Перепускной клапан обеспечивает циркуляцию моторного масла даже при полном выходе из строя фильтра. Задача противодренажного клапана – не выпускать масло изфильтра при выключенном двигателе, чтобы его циркуляция и смазка мотора начиналась одновременно с его запуском.
Принцип работы масляного фильтра
Распространенные поломки масляного фильтра
Ухудшение работы двигателя, черный выхлоп при подгазовке, падение или повышение давления масла, возгорание соответствующей лампы на контрольной панели – все это может быть признаками неисправности масляного фильтра.
Помимо забивания фильтрующего элемента, проблема может быть связана с потерей упругости противодренажным клапаном. Проявляется это в периодическом кратковременном включении контроллера на приборной панели, чаще всего сразу после запуска двигателя. Так происходит из-за того, что во время стоянки с выключенным мотором масло вытекает из корпуса фильтра, и при запуске он начинает работать без должной смазки.
Замена масляного фильтра производится в обязательном порядке во время замены масла. За этот строк он успевает сильно засорится.
Решить проблему просто: нужно заменить масляный фильтр или фильтрующий элемент, если это разборная модель. Подозревая неправильную работу фильтра, затягивать с устранением проблемы нельзя, ведь любое ухудшение качества смазки двигателя – это его перегрев и ускоренный износ, что чревато гораздо более серьезными неисправностями и капитальным ремонтом.
Периодичность замены
Ни один масляный фильтр не отличается выдающейся долговечностью.
Специалисты рекомендуют обновлять фильтрационную систему хотя бы раз в 10 тысяч километров пробега, как правило замена фильтра происходит вместе с непосредственно процедурой замена масла.
Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене
Еще больше полезных советов в удобном формате
Для чего нужен клапан в масляном фильтре
Приветствую вас друзья на сайте ремонт авто своими руками. Двигатель автомобиля – сложный механизм, состоящий из сотен различных деталей, и большинство из них находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
При этом для снижения силы трения, повышения эффективности и удаления продуктов износа предусмотрена специальная смазка – моторное масло.
Во время эксплуатации в смазке может появиться грязь, мелкая металлическая стружка и прочий «мусор», который эффективно очищает масляный фильтр.
Масляный фильтр в системе смазки ДВС
Подвижные элементы ДВС смазываются масляной ванной. При их работе в картер сыплется мельчайшая стружка баббитов, алюминия и стальных сплавов. Для очистки масла его пропускают через съемный заменяемый фильтрующий элемент – картридж или корпусной фильтр.
Назначение
В настоящее время не существует достойной замены технологии масляной смазки деталей трения ДВС. Основными эксплуатационными проблемами являются:
Для решения указанных задач нужно использовать фильтрующие элементы внутри системы смазки. Масло достаточно долго сохраняет рабочие характеристики:
Назначение маслофильтра
Масленный фильтр, способный очистить смазку от сторонних примесей, то есть задержать частицы на шторке, позволяет отодвинуть срок старения и замены смазки, соответственно. Другими словами, при достаточно низкой стоимости масляный фильтр позволяет снизить эксплуатационный бюджет и сэкономить серьезные деньги.
Расположение
Смазка обычно отбирается для фильтрации из картера, поэтому узнать, где находится и как снять масляный фильтр в конкретной модели авто, можно, заглянув под капот.
Местонахождение масляного фильтра
Реже фильтрующий элемент откручивается и устанавливается снизу после демонтажа защиты двигателя на яме или подъемнике.
Нижнее расположение маслофильтра
Очень редко на прилавках специализированных автомагазинов можно встретить «удлинитель» для размещения маслофильтра в более удобное для эксплуатации и замены место.
Приспособление для выноса маслофильтра в другое место под капотом
Цена тюнинга двигателя составить около 2,5 – 3 тысяч, зато фильтр можно будет, не только закручивать, но и снимать руками, а не специальными ключами и съемниками.
Конструкция
Поскольку изделие считается не ремонтируемым, то есть расходным, устройство масляного фильтра предельно простое:
Конструкция маслофильтра
Нижний или верхний клапан обхода обычно называют перепускным клапаном. Он открывает обходной (байпасный) канал, масло проходит через внутреннюю часть фильтра напрямую, минуя шторку.
Силиконовая или резиновая мембрана называется обратным или анти дренажным клапаном. Поскольку в 90% случаев маслофильтр вкручивается резьбой вниз, входные отверстия также находятся с этой стороны фильтра.
Сливной клапан устанавливается в дополнение к двум основным (обратному и перепускному), обычно в фильтрах для дизельных моторов.
Фильтр трехклапанный
Разновидности
В эксплуатационном руководстве каждого транспортного средства в обязательном порядке указано, какой масляный фильтр лучше именно для этого ДВС. Имеются варианты полноценной замены и основные характеристики – диаметр резьбы, площадь шторы и давление открытия перепускного клапана.
Полнопоточный
При установке в разрыв магистрали полнопоточный масляный фильтр постоянно пропускает сквозь шторку весь поток рабочей среды. В этом варианте обычно применяется сменный картридж масляного фильтра, устанавливаемый в специальный корпус устройства.
Фильтр полнопоточный
Основным недостатком является масляное голодание при старте и прогревании мотора, когда смазка слишком вязкая, чтобы просочится сквозь шторку картриджа.
Частичнопоточный
Гораздо сложнее схема установки частичнопоточного фильтра, через который обычно пропускают до 20% рабочей среды. Зато масло очищается здесь более качественно, отсутствуют обводные каналы, скопившаяся грязь не может вытечь из корпуса физически.
Схема подключения частичнопоточного фильтра
Чаще всего эти модификации устанавливают в паре с полнопоточными фильтрами для повышения эффективности очистки.
Комбинированный
В зависимости от конструкции двигателя комбинированный фильтр бывает трех типов:
Модульный фильтр производителя Mann-Hummel для Audi и VW
Разборный и одноразовый маслофильтр одной модификации
Фильтр Cummins для дизельного мотора в пластиковом корпусе
Большинство картриджей задерживают примеси величиной до 40 микрон, то есть не пропустят волос. Улучшенные модификации отсеивают из смазки частички величиной 20 микрон, которые можно увидеть только под микроскопом.
Существуют варианты с фильтрацией 10 микрон и 5 микрон, но на практике сквозь такие плотные шторы смазка протекает очень медленно, возможно масляное голодание деталей трения при повышенных нагрузках и запуске ДВС.
Картридж TSN с уровнем фильтрации 5 микрон
Основные виды масляных фильтров
Все типы масляных фильтров можно разделить по нескольким основным критериям:
1. По особенностям конструкции:
Разборные масляные фильтры обладают целым рядом преимуществ – доступной ценой, высоким качеством фильтрации, возможностью замены только фильтрующего элемента.
Неразборные — являются одноразовыми и требуют обязательной замены вместе с заливкой нового масла.
Модульные – сочетают в себе качества двух описанных выше фильтров. Особенность такого фильтра – возможность частичной разборки. Главный минус – высокая цена.
2. По методу фильтрования масла:
Механические масляные фильтры — наиболее популярный тип устройства. Очистка производится за счет специального материала (фильтрующего элемента) – войлока и бумаги. В таких устройствах, как правило, есть две стадии очистки – грубая и тонкая.
Магнитные изделия отличаются наличием специальных магнитов. Последние осуществляют захват мелких металлических частичек и пропускают уже чистое масло.
Гравитационные фильтры используют в основе принцип гравитации, когда загрязняющие вещества просто оседают в устройстве под действием силы тяжести.
Центробежные устройства производят очистку за счет действия центробежной силы.
3. По объему проходящего масла:
Полнопоточный масляный фильтр «врезается» в систему последовательно. Через него проходит весь поток масла, находящегося в двигателе. Преимущество такого устройства – отличная эффективность и высокая скорость очистки масла. Минус лишь в том, что такой фильтр быстрее забивается и требует замены.
Основным элементом такого устройства является перепускной клапан. Как только фильтрующий элемент забивается, давление возрастает, и клапан вынужден пропустить масло.
Такое конструктивное решение можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, масло возвращается к элементам силового узла неочищенным, а с другой стороны – исключается вероятность перегрева двигателя из-за острой нехватки смазывающего состава.
Частичнопоточный МФ работает по другому принципу – он подключается параллельно системе смазки. Главное отличие такого устройства – пропускание лишь части масла.
Таким образом, скорость очистки смазывающего состава становится ниже, но зато качество фильтрации возрастает. Если говорить в общих чертах, то эффективность обоих видов фильтров (как полнопоточного, так и частичногопоточного) схожа. Единственная разница – наличие перепускного клапана в первом типе.
Комбинированный МФ совмещает в себе качества обоих типов устройств, которые рассмотрены выше. Смысл прост. Около 90% масла проходит через полнопоточный фильтрующий элемент, а оставшиеся 10% — через частичнопоточный.
Благодаря такой особенности, с одной стороны эффективнее очищается масло, а с другой — повышается ресурс работы МФ.
Принцип фильтрации
В 75% двигателях расположение масляного фильтра происходит резьбой вниз, поэтому он работает следующим образом:
Принцип действия маслофильтра
Пружина перепускного клапана рассчитана на определенное давление внутри системы. Этот обводной узел необходим при каждом запуске ДВС, когда густое холодное масло еще не может пройти сквозь материал шторки фильтра. Во избежание масляного голодания мотора перепускной клапан приоткрывается, смазка поступает в ДВС в обход фильтрующего картриджа.
Аналогичным образом система работает при полном засорении шторки вплоть до замены фильтра во время ТО.
Внимание: Существуют фильтры без обратного или перепускного клапана и совсем без них. Это не всегда контрафакт и подделка, так как в некоторых моторах они крепятся резьбой вверх, обратный клапан становится ненужным. В других двигателях, например Рено Логан, в маслопровод системы смазки уже встроен редукционный клапан, поэтому в перепускном устройстве самого фильтра уже нет необходимости.
Фильтр Mann W 712-75 без перепускного клапана
Бумажная штора
При впуске масляных фильтров для двигателя производители ориентируются а отраслевые и государственные нормы. Некоторые характеристики, например, давление открытия клапана перепускного, регламентируется техусловиями ТУ.
Под определение ведущих брендов подходят только компании, продукция которых соответствует международным нормам – ISO 4548. Человеческий глаз различает волос толщиной 70 микрон и 40 микрон, но в последнем случае уже на пределе видимости. Без микроскопа человек не узнает, как выглядит бактерия размером 2 микрона и частицы сажи величиной 0,6 микрон.
Шторы фильтрующих элементов из плиссированной и гофрированной бумаги задерживают загрязнения размером 40 микрон максимум. Чтобы повысить эффективность фильтрации, применяется синтетика.
Бумажные картриджные и корпусные фильтры всегда являются основными, то есть полнопоточными. Синтетические шторы фильтруют долго, поэтому используются в частичнопоточных модификациях.
При двухсоткратном увеличении структуры можно сравнить разницу между бумагой и синтетикой (слева, справа, соответственно).
Структура фильтрующих материалов
Основными отличиями бумажных фильтров являются:
Кассета без защитной обоймы
Зигзагообразные ребра фильтра
К сожалению, увидеть плотность и количество ребер шторки сквозь резьбовое отверстие практически невозможно. Зато при составлении очередного рейтинга эксперты режут неразборные корпуса и оценивают указанные параметры, делая информацию доступной для пользователей.
Синтетический картридж
Синтетика применяется в картриджах недавно. Например, вариант со степенью фильтрации 10 микрон нашел лишь в линейке DC производителя VIC. Вполне логично, что предназначен картридж для масел с низкой вязкостью, а ресурс изделия составляет 6 тысяч км пробега максимум.
Материал синтетической шторки
Масляный фильтр на Лада Веста: описание
Масляный фильтр на Lada Vesta служит, для того чтобы осуществлять качественную очистку моторной смазки от грязи, примеси, понижающей давление с вязкостью и качеством масла. Отличается по размеру, креплению, давлению открытия перепускного клапана, в зависимости от года выпуска. Имеет свои уникальные конструктивные особенности.
Конструктивные особенности и месторасположение
Масляный фильтр имеет металлическую основу разнообразной формы (зачастую представлен в виде многогранного стакана), бумажный наполнитель, который свернут гармошкой и пропитан специальным веществом. Также оснащен прижимной пружиной, перепускным обратным клапаном, выпускным каналом и резиновым уплотнителем.
Находится внизу у моторного отсека справа. Подойти к нему можно из-под дна автомобиля, через верх.
Предварительно необходимо осуществить демонтаж декоративной крышки.
Во время замены следует использовать специальный цепной ключ, служащий съемником масляного фильтрующего элемента. При работе двигателя повышается температура, и резинка уплотнителя присоединяется плотно к цилиндру. В результате взять ее с помощью рук невозможно. Есть риск получить серьезный ожог.
Принцип работы
Двигатель включает в себя большое количество подвижных деталей, которые трутся друг о друга при работе автомобиля. Работая на высоком температурном режиме, сила трения повышается. Износ всех механизмов повышается. Моторное масло выводит избыток тепла и чистит поверхности от продуктов отхода. Фильтр пропускает масло с помощью наполнителя. Этот процесс непрерывен до тех пор, пока не будет остановлен силовой агрегат.
Срок службы расходника
По регламенту от производителя, расходник будет служить до достижения автомобиля отметки в 14 тысяч пройденных километров. Также он будет служить до отметки в 3 тысячи километров при первом ТО. На практике, срок службы расходника сокращается в два раза из-за климатических условий, повышенной запыленности, загазованности, низком качестве горючего, моторной жидкости и очистителя.
Стоит указать, что срок службы расходника напрямую зависит от качества моторного масла, коэффициента его вязкости и стандартной маркировки. Также он зависит от стиля вождения автомобилиста, температурного режима использования авто, герметичности охладительной системы, целостности прокладки ГБЦ и качества очистителя.
Признаки износа и засорения
Из признаков износа и засорения можно выделить появление на приборной панели соответствующего индикатора о поломке двигателя, показателя низкого давления на механическом датчике, повреждения и деформации металлического корпуса очистителя вследствие разгерметизации и утечки жидкости. Также признаком необходимости замены масляного фильтра является появление неприятного запаха и протечек под днищем.
Выбор масляного фильтра
При покупке понять, хороший фильтр перед вами или не надлежащего качества, очень сложно. Каждый производитель прилагает описание, если не на упаковке, то, как минимум, на сайте или в каталоге.
Значительно больше информации предоставляет тест масляных фильтров, но только независимыми экспертами. Для автовладельца важно знать эксплуатационные характеристики, которые, кстати, не всегда, указаны на упаковке в полном объеме. Лучше всего использовать данные постоянно обновляемых рейтингов.
Эксплуатационные характеристики
Информация, какой масляный фильтр выбрать при замене смазки двигателя, поможет лишь опытному пользователю по следующим причинам:
Основные характеристики масляного фильтра рассмотрены ниже более подробно.
Посадочный размер
В магазине запчастей, правильно выбирая диаметр резьбы фильтра, следует учесть нюансы:
Резьба на корпусном масляном фильтре
Если на модели авто стоит модульный фильтр или съемный картридж, эта характеристика владельцу не пригодится.
Количество шлицов на верхней части фильтра важно только при выкручивании элемента с прикипевшим уплотнительным кольцом, так как потребуется съемник подходящего типоразмера или универсальный ключ.
Набор съемников маслофильтра
Площадь шторы фильтрации
Основным требованием автопроизводителя является применение оригинальных фильтров или аналогов из списка. В то же время производители фильтров постоянно совершенствуют технологии, часто встречается ситуация:
Фильтры нового и старого образца одного производителя
В принципе, площадь фильтрации жестко связана с двумя другими параметрами фильтра – общим объемом масла в системе и давлением, при котором срабатывает перепускной клапан.
На практике пользователи ставят корпусные фильтры большего размера, считая, что шторка меньше засорится. Подобной проблемы не возникает у владельцев машин, в ДВС которых эксплуатируются съемные картриджи в стационарном корпусе.
Давление перепускного клапана
Поскольку в большинстве своем масляные фильтры для автомобилей имеют перепускной клапан, важной характеристикой становится давление, при котором он срабатывает. Основной ошибкой пользователей является неправильное чтение мануалов и инструкций экспертов. Они видят цифры в диапазоне 0,8 – 2,5 бар, считают, что масло начинает течь в обход фильтрующего элемента уже при этих значениях, затем вспоминают, что давление уже на 2500 об/мин превышает 3 бара, возмущаются, что фильтрация происходит только на холостом ходе.
Их ошибка в том, что перепускной клапан срабатывает при РАЗНИЦЕ давлений на входе/выходе. При этом в самой системе может быть и 1,5 бара, и 4,5 бара. На уровень очистки это никак не повлияет.
Производители закладывают усилие пружины перепускного клапана с учетом следующих факторов:
Вариант перепускного клапана для разницы давления 2 бара
Смазка деталей трения двигателя необходима при забившемся фильтре, резких ускорениях/перегазовках, зимой, когда масло густое. В современных моторах сузились маслопроводные каналы в сравнении со старыми двигателями, поэтому повысилась вероятность масляного голодания – при замерзании и увеличении вязкости скорость потока резко снижается.
Конструктивные особенности масляного фильтра
Вне зависимости от типа устройство масляного фильтра почти всегда одинаково. Корпус фильтрующего элемента имеет цилиндрическую форму. В нем находится два вида клапанов (обратный и перепускной), фильтр и пружина.
Также в масляном фильтре предусмотрено несколько отверстий в корпусе. Большая группа отверстий расположена по периметру, а еще одно отверстие с резьбой есть на выходе устройства (оно предназначено для подключения МФ к системе). С наружной части есть специальный уплотнитель, предназначенный для защиты от утечки масла.
Фильтрующий элемент может иметь различную конструкцию. Как правило, для целей очистки масла используется обычный картон, пропитанный специальной жидкостью, сложенный в виде гармошки и закрученный по периметру.
Такая конструкция увеличивает общую площадь действия и продолжительность жизни фильтра, а также повышает качество очистки масла.
Как мы уже упоминали, одним из основных элементов МФ является перепускной клапан. Он предназначен для прямого пропуска масла в двигатель без очистки (это актуально в случае сильного загрязнения фильтрующего элемента).
В противном случае силовой узел мог бы остаться без смазки, что чревато перегревом, клином, а далее и капитальным ремонтом.
Что касается обратного клапана, то его задача – закрыть доступ маслу в картер на заглушенном моторе. При отсутствии такого устройства в момент запуска трущиеся элементы двигателя остались бы без смазки. Итог – существенное снижение ресурса двигателя.
Об эффективности работы обратного клапана можно судить по индикатору давления масла на панели авто. Как правило, такая лампа должна гаснуть уже через 5-7 секунд после завода двигателя. Если же этого не произошло, то клапан либо не работает вовсе, либо перестал держать масло.
В общем, конструкция масляного фильтра выполнена таким образом, чтобы устройство давало максимальную эффективность при очистке масла и имело минимальную себестоимость.
Производители и рейтинг фильтров
В настоящее время ситуация в нише производителей фильтрующего оборудования для очистки масла двигателя выглядит следующим образом:
Позиции в рейтинге могут меняться, но в нем неизменно присутствуют компании, обладающие общими характеристиками:
Среди автолюбителей котируются рейтинги специализированных форумов, экспертами которых являются сами владельцы, не заинтересованные в рекламе конкретных брендов, поэтому распиливаются новые и б/у фильтры, указываются реальные пробеги от замены до замены масла и эксплуатационные режимы двигателей.
Независимо от раскрученности бренда и репутации, все, без исключения производители не в состоянии охватить на 100% всю предоставляемую ими линейку. С одной стороны, фильтры всех типоразмеров в каталоге свидетельствуют о серьезном отношении к потребителю. С другой стороны – производственных мощностей недостаточно, чтобы выпускать все позиции ассортимента, поэтому часть изделий покупается у сторонних, но проверенных и надежных производителей, и наоборот, какие-то артикулы поставляются другим компаниям, при этом им присваиваются другие логотипы, но с обязательным указанием этого факта.
Таким образом, рейтинг правильнее всего составлять для конкретного авто с определенным двигателем.
Форд Фокус 2
Лучшим считается фильтр Mann W7015 с перепускным клапаном под дренажным эластичным кольцом. Площадь фильтрации 0,64 м2, профиль уплотнительного кольца квадратный, течь масляного фильтра двигателя невозможна в принципе. Укладка ребер шторки равномерная, крепление прочное, плотность хорошего качества. Присоединительная резьба имеет нормальный диаметр и полный профиль.
Незначительно уступает ему фильтр Fram PH3614, который стоит в 1,5 раза дешевле. Поверхность фильтрации 0,63 м, перепускной клапан полимерный, дренажное кольцо жесткое. Ребра шторок уложены неравномерно, но бумага нормальной плотности.
Тестирование фильтров Mann и Fram для Форд Фокус 2
Тойота Камри 40
Техническим лидером рейтинга стоит фильтр производителя Union Japan. С учетом качества дизайна и оформления упаковки его обгоняет только Mahle. С учетом характеристик, дизайна и стоимости данные сведены в таблицу:
Рейтинг фильтров для Тойоты Камри 40
Все расходники были распилены, а внутренние узлы разобраны на отдельные элементы до эксплуатации:
Разобранные 10 фильтров
Киа Рио, Хюндай Гетц и Акцент
С небольшим переменным успехом в конструкции, стоимости, качеству сборки и эксплуатационных характеристиках лидерами стали:
Продукция Невского фильтра уступает по всем параметрам, но заявленный ресурс 7 – 10 тысяч км пробега отрабатывает на 4 балла.
Слишком громоздкий перепускной клапан в фильтре Невского фильтра отнимает полезное пространство у фильтрующей шторки
Таким образом, при выборе масляного фильтра владельцу следует учесть, дизельный или инжекторный двигатель эксплуатируется в автомобиле, количество смазки, рабочее давление системы и расположение фильтрующего элемента. Отличить подделку можно по «корявой» маркировке, неполной резьбе, отсутствию резинового уплотнения и отсутствию защитного стакана внутри шторки.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Основные критерии выбора
При выборе новой запчасти следует рассматривать только качественные экземпляры от надежных производителей.
При выборе фильтра стоит придерживаться следующих основных критерий:
Важно! Не стоит экономить при покупке масляного фильтра, ведь он влияет на стабильность работы и срок службы мотора.