Масштаб что это такое 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
6 м 3 см 38 мм 250м 25 дм 50мм 60 см 25 м 50 мм 3 см 6 м 25 м
а 822:2= 411 м 20*2= 40 а 124:2 = 62 т 488:4= 122 ш 550:5 = 72 с 355:5= 71 б 223*3= 669
40 62 71 110 411 669 Масштаб
Определение масштаба Отношение длины отрезка на карте К длине соответствующего отрезка на местности
Тема урока: масштаб Практическое применение масштаба Прочитайте масштаб 1: 10000 1: 25000 1:50000 1: 4 000 000
Масштаб Практическое применение
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Устный счет: 1.Повторяем единицы измерения.
2.Работа с интерактивной доской.
Рассмотрите изображения животных и выполните действие
— соотнесите животное и его размер.
(на доске изображены животные, насекомые и
Как же мы теперь узнаем тему урока, они перепутали буквы в названии темы урока.
Что бы составить слово нам надо решить примеры.
3.Найдите значение выражений и распределите их в порядке возрастания:
а822:2=411
м20*2=40
а124:2=62
т488:4=122
ш550:5=110
с355:5=71
б223*3=669
Прочитайте тему урока
Номер материала: ДБ-235384
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект урока в 3 классе. Тема: План и масштаб
Урок в 3 классе по предмету «Человек и мир»
Тема урока: План и масштаб
— сформировать представление о плане, его признаках и свойствах, научить отличать план от рисунка, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга);
— создать условия для совершенствования умения сравнивать, делать выводы, общаться друг с другом на деловой основе;
— воспитывать аккуратность, ответственное отношение к своей учебной деятельности.
Оборудование: план местности, карандаш, линейка, стирки, спичечные коробки или кубики, метровая линейка или рулетка.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка задач на урок
Учитель показывает практическую значимость умения читать план местности.
— Мы попали в незнакомый город или другую незнакомую местность. Но у нас есть план этой местности. Что же это такое? Как им пользоваться? Что мы можем узнать с помощью его? На эти вопросы мы сегодня и найдем ответ.
3. Изучение нового материала
На партах у школьников лежат кубики или спичечные коробки или другие подобные предметы. Учитель показывает рисунок этих предметов (на доске или на листе бумаги) и спрашивает детей:
— Как мы смотрим на предмет, чтобы получить его рисунок? (Сбоку).
А дальше учитель просит учащихся взять кубик (коробок), положить на лист бумаги и обвести его контур карандашом.
— Что получилось? (Квадрат, прямоугольник).
— Посмотрите сверху на предмет? Какую фигуру мы видим?
— Сравните полученные фигуры. (Они одинаковые.)
— Чертеж на бумаге и есть план коробка (кубика).
— Можно ли по полученному чертежу узнать размеры спичечного коробка (кубика)? Какие? (Длину и ширину).
— Как нам получить план стакана, (стирки)? (Поставить на бумагу и обвести контур дна.)
— Что мы получим? (Круг).
— Эту же фигуру мы видим, когда смотрим на стакан сверху?
— Сделаем вывод, что же такое план?
Учитель обобщает высказывания детей и помогает им сделать вывод о том, что план – это чертеж предмета, на котором он виден так, как мы видим его сверху.
— План небольшого предмета вычертить просто. А как начертить план, например, стола или парты, нашего класса? Посмотрите сверху на свою парту, на учительский стол (кто-то из учащихся выходит и смотрит).
— Что мы видим? (прямоугольник)
— Значит, на бумаге у нас должен получиться прямоугольник?
— Такой большой прямоугольник мы не сможем нарисовать на листе наших тетрадей. Что нужно сделать?
Учащиеся делают вывод, что нужно уменьшить.
Учитель отмечает, что для того, чтобы вычертить план большого предмета пользуются масштабом. Чтобы начертить план стола, нужно определить размеры стола: длину и ширину. Учитель называет размеры (или измеряет прямо на уроке) стола: (например, длина –100 см, ширина — 50 см ) и предлагает уменьшить размеры стола в 5 раз.
— Что нужно для этого сделать?
— Какие уменьшенные размеры у нас получатся? (длина – 20 см, ширина – 10 см).
— Но это тоже не очень удобные размеры для чертежа в тетради!
Предлагается уменьшить размеры в 10 раз.
— Как теперь сделать чертеж стола на бумаге? (Начертить прямоугольник со сторонами в 10 см (длина) и 5 см (ширина)).
Учащиеся вычерчивают план стола.
— А как узнать по чертежу настоящие размеры стола? (Размеры сторон прямоугольника умножить на 10, т.е. на столько, во сколько раз уменьшали).
— Сделайте вывод о том, что же нужно сделать, чтобы вычертить план больших предметов. (Уменьшить в определенное количество раз.)
— Вычерчивая план стола, мы пользовались масштабом.
Термин записывается (заранее) на доске или выставляется соответствующий трафарет со словом, обращается внимание на правописание и произношение термина.
— Что же такое масштаб? Найдите и зачитайте ответ в учебнике.
После чтения учебника, учитель организует анализ прочитанного:
— Что показывает масштаб?
— Как записывается масштаб?
— Как читать масштаб? (Одному сантиметру на чертеже соответствует 100 см в действительности или на местности.)
— Попробуйте записать масштаб, которым мы пользовались при вычерчивании плана стола (в 1 см – 10 см ) и прочитать его.
Тренировочные упражнения по формированию умения чертить план и пользоваться масштабом (по вариантам)
1 вариант.
Начертите план класса, длина которого 6 м, ширина – 4 м. Масштаб: в 1 см – 1 м.
2 вариант
(Учащимся предлагается план стола). Определите по чертежу размеры стола. Масштаб в 1 см– 10 см.
— Как вы будете выполнять задание?
Школьники выполняют задания самостоятельно в парах.
— Итак, мы узнали, что такое план отдельного предмета. Вычерчивают также планы и целой местности. Как вы думаете, что он будет собой представлять, как его получить. (Чертеж, вид сверху. Чтобы его получить, нужно пользоваться масштабом, т.е. уменьшить изображение. Наличие масштаба – это обязательный признак плана.)
— Рассмотрим таблицу «План местности», на которой изображены вид местности сверху, рисунок этой местности и план ее и сравним их.
На доске таблица «Сравнение рисунка и плана местности» (таблицу смотрите ниже), которая заполняется учителем в процессе выполнения учащимися практической работы. (Соответствующую таблицу учащиеся заполняют в своих рабочих тетрадях).
— Определите, где рисунок местности, где вид местности с самолета. Как это можно определить? Как мы видим предметы на рисунке и на фотографии с самолета? (на рисунке – сбоку, с самолета – сверху.)
— Как мы видим предметы на плане местности?
После этого заполняется первый пункт сравнительной таблицы.
— Как изображены предметы на фотографии, на рисунке? (Так, мы их видим.)
— Как изображены предметы на плане местности? Можно ли на плане узнать изображенные объекты? Какие предметы вы можете узнать? (Речку.)
— А вот другие предметы узнать на плане трудно, потому что изображены они с помощью особых условных знаков. Каждый предмет имеет свой особый знак. Условные знаки и их значение указано на плане.
— Определите, как обозначен на плане смешанный лес, луг, кварталы поселка, дорога.
— Найдите на плане с помощью условных знаков фруктовый сад, огород, школу.
После практической работы на плане заполняется второй пункт таблицы.
Для того чтобы установить следующее свойство плана, учитель просит учащихся:
— Определите расстояние от школы до смешанного леса. Где это можно сделать: на рисунке или плане? Почему?
Учитель сообщает учащимся масштаб плана местности, изображенного на стр. 15 учебника: в 1 см – 100 м (заметим, что масштаб в учебнике на плане не указан). Вначале просит прочитать масштаб. Далее выясняется, как определить требуемое расстояние на плане местности (с помощью линейки измеряется расстояние, полученное на плане расстояние в см умножаем на 100 м ). Сравнение масштабов позволяет сформировать у школьников представление о крупном и мелком масштабе (такое сравнение необходимо для формирования в дальнейшем представления о карте в процессе сравнения ее с планом).
Учитель предлагает запись двух масштабов и спрашивает, какой масштаб крупнее (или мельче): в 1 см – 10 м или в 1 см – 100 м. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, в каком случае больше степень уменьшения, т.е. при каком масштабе расстояние уменьшаются в большее количество раз.
Учащиеся под руководством учителя устанавливают, во сколько раз уменьшены размеры на плане по сравнению с местностью в первом случае и во втором. Для этого метры переводят в см, полученная величина будет показывать, во сколько раз уменьшены размеры на плане. В первом случае (при масштабе 1 см – 10 м) размеры на плане уменьшены в 1000 раз, во втором случае – в 10000 раз.
— Где будут объекты более крупными?
— Значит, какой масштаб крупнее? (в 1 см – 10 м).
С целью закрепления умения сравнивать масштабы, можно предложить еще пример:
— Какой масштаб мельче: в 1 см – 20 м или в 1 см – 200 м?
Рассуждаем, как и в первом случае: устанавливаем во сколько раз уменьшены размеры в обоих случаях, сравниваем величины и получаем, что во втором случае размеры на плане уменьшены в большее количество раз – в 20000 раз, значит, этот масштаб мельче. На основании работы можно сделать вывод, что чем больше в записи масштаба вторая цифра, тем мельче масштаб, и наоборот. Нужно отметить, что на плане можно показать только небольшой участок земли.
— Очень важный признак плана – наличие стрелки, которая показывает стороны горизонта на плане.
Учитель показывает на плане местности стрелку, рисует ее доске, чтобы обратить внимание, как на ней обозначаются стороны горизонта.
— Стрелка всегда указывает на север. Значит, вверху на плане – север.
— Сами определите остальные стороны горизонта. (Противоположный конец стрелки указывает на юг, значит, внизу на плане – юг. Налево от северного конца стрелки – запад, направо – восток.)
Чтобы у школьников было сформировано представление о том, как на плане можно ориентироваться относительно сторон горизонта и как определять направления, организуются тренировочные упражнения:
— В каком направлении течет р. Быстрая? (Вначале с З на В, затем на Ю, Ю-З, далее на Ю – В.)
— В каком направлении проходит дорога?
— Что находится южнее: смешанный лес или луг?
— Где находится смешанный лес по отношению к поселку? (На С-З)
— Где находится пашня по отношению к поселку? (Одна на севере, вторая на западе)
— Сделайте вывод, где и почему можно определять направления сторон горизонта и расположение объектов относительно сторон горизонта.
Заполняется последний пункт сравнения плана и рисунка. В конечном виде сравнительная таблица выглядит следующим образом:
Таблица сравнения плана и рисунка
— С помощью таблицы сделайте вывод, чем отличается план от рисунка. (Видом сверху, наличием условных знаков, масштаба, стрелки, показывающей стороны горизонта.)
— Следовательно, основные признаки плана — вид сверху, наличие условных знаков, масштаба, стрелки.
— Что можно узнать на плане местности? (какие объекты находятся на местности, где расположены относительно сторон горизонта и друг друга, расстояние между объектами).
— Видеть предметы за условными знаками, определять расстояния, месторасположение объектов относительно сторон горизонта – это, значит, уметь читать план.
Слова учителя сопровождаются соответствующей схемой, которая выполняется на листе бумаги:
— видеть за условными знаками изображенные предметы;
— пользоваться масштабом (или определять расстояния с помощью масштаба);
— определять стороны горизонта, расположение предметов относительно сторон горизонта и друг друга.
4. Закрепление изученного
Тест (выполняется письменно):
1. Назови букву правильного ответа.
План местности – это:
А) рисунок участка местности, на котором изображены предметы так, как мы их видим;
Б) чертеж небольшого участка местности, на котором предметы изображены так, как мы их видим сверху и с помощью условных знаков.
2. Вставь пропущенное, закончи предложение.
Признаки плана – это наличие стрелки, показывающей стороны горизонта, изображение предметов с помощью …, наличие ….
3. Чем план отличается от рисунка? Назови буквы с правильными ответами.
А) На плане можно измерять расстояния между предметами, так как все изображено в масштабе.
Б) На плане можно определять месторасположение предметов относительно сторон горизонта и друг друга.
В) На плане предметы изображены так, как мы их видим.
Г) На плане предметы изображены условными знаками.
4. Выбери букву с правильным ответом. Масштаб показывает:
А) во сколько раз расстояния, размеры предметов на плане уменьшены по сравнению с их настоящей величиной на местности;
Б) на сколько уменьшены расстояния на плане в сравнении с действительностью.
5. Сравни масштабы, назови, какой из них крупнее.
В 1 см – 5 м. В 1 см – 50 м.
5. Подведение итогов работы
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что было трудным? Почему?
— Довольны ли вы своей работой?
6. Домашнее задание:
Прочитать текст на стр…, выполнить задания 1 и 4 после текста, ответить на вопросы.
Для желающих: составить план школьного двора или своего дома с двором (своей квартиры).
Смотрите также уроки:
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
Урок математики для 3 класса «Масштаб»
Технологическая карта (план-конспект)
проведенного в 3 «А» классе
гимназии им. А.С. Пушкина
студенткой группы 3 «А»
Власовой Анастасией Александровной
Дата проведения: 15.03.2016
Учитель: Астраханцева Т.В.
Преподаватель-руководитель практики: Андреева Л.Н.
Дата 15.03.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.
Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.
Технологическая карта урока № 5
— ознакомление учащихся с понятием «масштаб»
— ознакомление с новым математическим понятием
— углубление математических знаний
— умение работать с текстом задачи
— формирование личного восприятия и собственных ассоциаций
— развитие мышления и умения слушать
1.Умение высказывать свое мнение
2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
3. Связь с окружающим миром (география, животный мир)
1.Готовность получать необходимую информацию
2.Умение участвовать в коллективном поиске решения задачи
1.Давать определения понятиям
2.Отличать новое от уже известного
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса
Урок изучения нового материала
Формы, приёмы и методы
Словесный, наглядный, практические методы (устный счет, кроссворд, решение задач)
ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть. Проверьте пожалуйста готовность к уроку: тетрадь, учебник, дневник. Молодцы.
— Откройте тетради. Запишите число, 15 марта. Классная работа.
2. Актуализация ранее изученного.
— Урок мы начнем с устного счета.
1) Какое число получится, если 9 увеличить в 8 раз? (72) Почему?
2) Чему равно значение частного, если делимое 120, делитель 10? (12) Почему?
3) 36 разделить на 4, сколько получится? (9). Почему?
4) Какое число получится, если 125 увеличить на 75? (200) Почему?
5) Чему равно произведение чисел 11 и 8? (88) Почему?
6) Первый множитель 70, второй множитель 30. Найдите значение произведения. (2100). Почему?
7) Какое число получится, если 7 сотен уменьшить на 5 сотен? (2 сотни или 200) Почему?
8) 48 увеличить на 42, какое число получим? (90). Почему?
9) Какое число получится, если из одной тысячи вычесть три сотни? (7 сотен или 700) Почему?
— Отлично. А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворд.
1) Этот знак «Х» при записи выражений обозначает… (умножение)
2) Какого слова не хватает? Делимое, делитель,… (частное)
3) Чтобы найти расстояние, на что необходимо умножить время? (на скорость)
4) Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно знать значение длины и… (ширины)
5) Часть прямой линии, которая ограничена двумя точками, называется…(отрезком)
6) Может быть простой или составной, в два или три действия (задача)
7) Какого знака сравнения не хватает: равно, меньше и… (больше)
— Посмотрите, что за странное слово получилось у нас? (Масштаб)
— Как вы думаете, какова же цель нашего урока?
3. Изучение нового материала.
— Да ребята, тема нашего сегодняшнего урока – масштаб. Мы узнаем с вами, что же означает это слово и как оно связано с математикой.
— Посмотрите на экран. Что перед вами? (карта)
— А что изображено на ней? (наша планета)
— Посмотрите внимательно, сможете ли вы найти материк, на котором мы живем? (Евразия)
— Хорошо. А теперь, найдите нашу страну. (Россия)
— Молодцы. Посмотрите, каких размеров территория наша страны? (огромная)
— Ребята, а как же нашу огромную страну удалось поместить на карту, как вы думаете? (ответы учащихся)
— Хорошо, но это еще не всё. Посмотрите на иллюстрации, которые я вам приготовила. Вам знакомы эти животные? (Кот, слон, кузнечик, божья коровка, ласточка)
— А размеры этих животных одинаковые? Встречали ли вы, божью коровку размером со слона?
— Так как вы думаете, размеры каких животных увеличили, а каких уменьшили, чтобы изобразить их на иллюстрациях? (ответы учащихся)
— А теперь скажите, на основе тех примеров, что мы рассмотрели, можем сказать, что такое масштаб? (ответы учащихся)
— Конечно, масштаб показывает то, во сколько раз уменьшен или увеличен тот или иной объект. На картах, планах местности, масштаб указывают всегда. Если на какой-либо карте указан масштаб 1:1 000 000, то это означает, что в одном сантиметре, вы только вообразите, содержится один миллион квадратных километров.
— В качестве закрепления, предлагаю вам посмотреть на слайд. В тетрадках в один столбик запишите предметы, которые, по вашему мнению, увеличены, а в другой, которые уменьшены. (Проверка)
4. Работа с учебником.
— А теперь мы с вами поработаем с учебником. Откройте учебники на странице 58-ой. Обратите внимание на номер 370-ый. Прочитаем задание (читает ученик).
— Ну, чтобы помочь Наташе и Никите разрешить их спор, как вы, думаете, что нам нужно сделать? (найти значения выражений)
— Первый пример: 102 + 162×3
— Итак, как вы думаете, почему у детей могли получиться разные ответы? (Они неправильно расставили порядок выполнения действий)
— Так какое же действие мы будем выполнять первым? (Умножение)
— Записываем первое действие. 162×3. Какой же прием мы будем использовать: устный или письменный? Можем ли мы выполнить это действие устно? Конечно же, нам это будет сложно. (Ученик выполняет действие на доске, остальные дети – в тетради)
— Две единицы умножаем на 3, получаем 6 единиц, подписываем под единицами.
— 6 десятков умножаем на 3, получаем 18 десятков или 1 сотню и 8 десятков.
— 8 десятков подписываем под десятками, 1 сотню запоминаем и добавляем к сотням.
— 1 сотню умножаем на 3, получаем 3 и прибавляем еще 1 сотню, получаем 4 и подписываем под сотнями.
— Отлично. Теперь выполним второе действие. Какое оно будет? (102+486)
— Записываем второе действие. 102+486. Какой прием мы будет использовать: устный или письменный? (Письменный, так как выполнить это действие устно будет сложно)
— К 2 единицам прибавляем 6 единиц, получаем 8 единиц и подписываем под единицами.
— К 0 прибавляем 8 десятков, получаем 8 десятков и подписываем под десятками.
— К 1 сотне прибавляем 4 сотни, получаем 5 сотен и подписываем под сотнями.
— Посмотрите, ребята. Так кто же решил пример правильно? Никита или Наташа? (Никита)
— Сформулируйте правило, по которому мы узнаем, какие же действия в каком порядке необходимо выполнять. (Сначала мы выполняем умножение или деление, если такие действия есть, а затем сложение и вычитание)
— А сейчас, я предлагаю вам поразмышлять. Какие изменения мы можем внести, чтобы ответ Наташи стал правильным? (поставить скобки)
— Что ж, давайте попробуем. Где именно мы должны поставить их? (102+162) × 3
— Давайте проверим. Тогда какое действие мы будем выполнять первым? (В скобках)
— Первое действие: 102+162 = 264
— Второе действие: 264×3.
— 4 единицы умножаем на 3, получаем 12 единиц или 1 десяток и 2 единицы.
— 2 единицы подписываем под единицами, а 1 десяток запоминаем и добавляем к десяткам.
— 6 десятков умножаем на 3, получаем 18, да еше 1 десяток, получаем 19 десятков или 1 сотню и 9 десятков.
— 9 десятков подписываем под десятками, а 1 сотню запоминаем и добавляем к сотням.
— 2 сотни умножаем на 3, получаем 6, да еще 1 сотня, получаем 7 сотен, подписываем под сотнями.
— Посмотрите, получили мы такой же ответ, как у Наташи? (Получили)
— Видите, как много зависит от скобок. А какое же правило мы можем применить к этому выражению? (Если в выражении присутствуют скобки, то сначала мы выполняем действие в скобках, а затем по тому же правилу)
Вот помощники мои (руки вперед).
Их как хочешь поверни.
И работать захотели.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы писать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
На носочках выше, выше,
И спокойнее подышим.
6. Работа над задачей.
— А сейчас мы с вами обратимся к задаче номер 372 на 59-ой странице. Прочтите ее про себя. Теперь прочтем ее вслух (читает ученик)
Мотоциклист едет по шоссе со скоростью 45 км/ч. Какое расстояние он проедет за 4 ч?
— Скажите, ребята, о ком говорится в этой задаче? (О мотоциклисте)
— Что же делал мотоциклист? (Ехал по шоссе)
— Давайте найдем и прочитаем только условие задачи. (Мотоциклист едет по шоссе со скоростью 45 км/ч)
— А что же является вопросом задачи? (Какое расстояние он проедет за 4 ч?)
— Скажите, эта задача простая или составная? (Простая)
— Почему простая? (Потому что решается в одно действие)
— Составим к задаче краткую запись и решим ее.
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да, можем)
— Что мы для этого должны сделать? (Мы должны умножить скорость на время, то есть 45 км/ч умножить на 4 ч.)
— Хорошо, записываем решение задачи.
— Посмотрите, чтобы нам удобнее было вычислить, давайте подумаем, как можно представить число 45? (Число 45 можно представить в виде суммы разрядных слагаемых, то есть 40+5)
— И как мы тогда будем выполнять вычисления? (Сначала 4 умножим на 40, затем 4 умножим на 5 и результаты сложим)
45×4 = (40+5) × 4 = 40×4+5×4 = 160+20 = 180 (км) – расстояние, которое проехал мотоциклист за 4 часа.
— Посмотрите, а можем ли мы составить задачу, обратную этой? Попробуем ее сформулировать.
1) Мотоциклист проехал по шоссе 180 км со скоростью 45км/ч. Сколько времени он затратил на этот путь?
— Хорошо, а как же мы ее решим? (180 км разделим на 45км/ч и получим 4 часа)
2) За 4 часа мотоциклист проехал 180 км по шоссе. С какой скоростью ехал мотоциклист?
— Что мы должны сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Мы должны 180 км разделить на 4 часа, получим 45 км/ч)
— С этим заданием мы справились.
— Молодцы, какие вы сообразительные. А посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике к этой задаче. Скажите, можем ли мы сказать, что мотоциклист изображен в определенном масштабе? (Да, он уменьшен)
— Конечно же. Хорошо, это вы усвоили.
— Но нам предлагают еще одно задание. Нужно изменить условие задачи так, чтобы она стала составной.
— А что значит составная задача? (Это такая задача, которая решается в два или более действий)
— Мотоциклист едет по шоссе со скоростью 45 км/ч. Ему нужно проехать 200 км. Какое расстояние он проедет за 4 ч? Сколько еще километров он должен будет проехать после 4 часов езды?
— Прочитайте только условие задачи.
— А теперь только вопрос задачи. Скажите, а в вопросе содержатся ли какие-либо данные? (Да, в первом вопросе нам дано время)
— Составим краткую запись к задаче с помощью чертежа. (Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные дети – в тетрадях)
— Чему равен путь? (200 км)
— Отобразим это на чертеже.
— А посмотрите, при построении чертежа мы изображаем реальное расстояние в 200 км? (Нет)
— Что мы используем? (Масштаб)
— Всё ли расстояние было пройдено за 4 часа? (Нет, только определенная часть)
— Это мы тоже должны показать на чертеже.
— Что нам нужно найти? (Сколько еще километров ему останется проехать)
— И наконец последнее, что мы должны указать, это то, с какой скоростью двигался мотоциклист (со скоростью 45 км/ч)
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
— Почему? (потому что нам неизвестно, сколько километров проехал мотоциклист за 4 часа)
— Значит, какое действие мы должны выполнить первым? (узнать, сколько километров проехал мотоциклист за 4 часа)
— Как мы это сделаем? (45 км/ч умножим на 4)
45×4 = 180 (км) – столько проехал мотоциклист за 4 часа
— Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? (да, можем)
— Что мы для этого сделаем? (из 200 км вычтем 180 км)
200-180 = 20 (км) – столько осталось проехать мотоциклисту
— Молодцы, ребята. Вы сегодня отлично поработали. Давайте вспомним, какова была цель нашего урока? Мы ее достигли? С каким новым понятием мы познакомились? Вашим домашним заданием будет задача 374-ая и второй пример с 370-ого номера, который мы с вами выполняли. Давайте разберем эти номера.