Массмедиа что это такое
Масс-медиа
Полезное
Смотреть что такое «Масс-медиа» в других словарях:
МАСС-МЕДИА — [англ. massmedia Словарь иностранных слов русского языка
Масс-Медиа — средства массовой информации. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
масс-медиа — сущ., кол во синонимов: 5 • массмедиа (3) • пресса (7) • радио (10) • … Словарь синонимов
масс-медиа — масс медиа, нескл … Орфографический словарь-справочник
Масс-медиа — Запрос «СМИ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Средство массовой информации (сокращённо «СМИ», также масс медиа) организационно технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и … Википедия
Масс медиа — – средства массовой информации. Обосновывая значение этого термина, теоретики американской коммуникативистики (У. Шрамм, У. Риверс, Дж. Гербнер и др.) отмечают, что многие особенности массовых средств информационных связей исторически обусловлены … Энциклопедический словарь СМИ
масс-медиа — нескл. мн.; = массмедиа Пресса, радио, телевидение как средства массовой [массовый I 2., 3.] информации. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
масс-медиа — неизм.; ж. Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио и т.п.). Западная, отечественная м … Энциклопедический словарь
масс-медиа — неизм.; ж. Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио и т.п.) Западная, отечественная масс ме/диа … Словарь многих выражений
масс-медиа — нескл., мн … Орфографический словарь русского языка
Масс медиа
Добавлено в закладки: 0
Что такое масс медиа? Описание и определение понятия.
Масс медиа – это средства массовой информации. Техническо-организационый комплекс, при помощи которого возможной становится централизованное распространение и передача визуальной, словесной, звуковой информации. К средствам масс медиа относят телевидение, прессу, кино. Средства массовой информации в настоящее время рассматривают уже не только как информирующие средсмтва, но и как формирующие общественное мнение и развлекающие. При помощи развития обратной связи возможным становится влияние на средства массовой информации или выражение собственного мнения со стороны слушателей, читателей, зрителей.
Масс-медийное право (также: право средств массовой информации, медиа-право, право средств массовой коммуникации ) — подотрасль информационного права в отношении общественных отношений, которые связаны со средствами массовой коммуникации, средствами массовой информации.
СМИ-право по сути можно рассматривать в качестве:
СМИ-право по содержанию формируют по объектному признаку в специальной части информационного права с экстраполяцией на положения особенной и общей части последнего.
Юридические признаки масс-медиа права
Информационная продукция медиа — основной объект (предмет) правовых отношений СМИ права. Специальные субъекты СМИ-права: информанты — репортер, журналист; редактор (главный редактор), редакция и прочие; информированные — телезритель, радиослушатель и прочие потребители информационной продукции.
Предпосылки появления
С бурным развитием интернета в качестве средства телекоммуникации отмечают тенденцию к интеграции вышеуказанных ведущих институтов массмедиа-права с Интернет-правом. В качестве комплексного института информационного права это можно назвать условно интернет-СМИ правом.
У всех подинститутов СМИ-права есть комплексные признаки, которые связаны с соответствующими институтами отраслей права: административного, конституционного, уголовного и гражданского права. СМИ-право и подинституты связаны также с некоторыми комплексными отраслями права: финансовым, хозяйственным, трудовым и другими.
Связи с прочими отраслями права
Через институциональные признаки СМИ-право имеет связи с некоторыми специальными отраслями права: бюджетным, налоговым и др. СМИ-право связывается с несколькими межотраслевыми комплексными институтами: рекламным правом, правом интеллектуальной собственности (в его составе — отдельными институтами промышленной собственности и авторским правом), и др..
Ведущие (сложные, большие) гиперинституты СМИ-права
Ведущие подинституты СМИ-права:
Данные ведущие подинституты СМИ-права имеют в России законодательные системообразующие акты.
Рассмотрим, более детально, что значит масс медиа.
Масс-медиа (средства массовой коммуникации) Технологии и институты, через которые централизованно распространяется информация и другие формы символической коммуникации крупным, гетерогенным и географически рассеянным аудиториям; одна из существенных форм распространения и бытия массовой культуры. Само слово «медиум» обозначает определенный инструмент преобразования опыта в знание, а его форма множественного числа «медиа» означает знаки, придающие смысл событиям повседневной жизни, при этом подразумевают существование знаковых многочисленных систем. Термин «медиум» является довольно обобщенным, это каждый инструмент коммуникации, который «медиирует» или передает значение. Радио, телефон, телевидение, фильм — все они являются «медиа», вместе с человеческим голосом и печатью, скульптурой и живописью. В то же время сам процесс медиации проводится в каждом случае по-различному, зависимо от степени «чистоты» медиума. Так, телефон являет собой «чистую» форму медиации, в то время как электронные медиа и газеты тесным образом связывается со средой своего существования и, в свою очередь, образуют собственный собственный саморефенциальный универсум. Газета уже в конце XIX в. становится социальным институтом, а электронные медиа с самого начала неразрывно связываются с контекстом массовой культуры и потребительского общества. В исследованиях по теории медиа подчеркивают связь новых коммуникационных технологий с изменяющимся характером общества, начало которой корнями уходит еще в середину XIX века. Но массовые коммуникации не нужно смешивать с технологиями, которые делают их возможными. Терминологическое различие меж «массовыми коммуникациями» и «масс-медиа» заключается в том, что в первой ситуации акцент делается на знаковую природу системы передачи информации, а во втором — на ее социальную значимость как интегрирующего фактора нынешного социума. В исследовании сообщений массовых коммуникаций, то есть конкретных журнальных и газетных текстов, теле и радиопередач во всем многообразии их жанров и видов в настоящее время применяется огромное число подходов и методов, которые выработают в границах данных междисциплинарных и дисциплинарных исследовательских областей, как нарратология, семиотика, теория жанров, психоанализ, рецептивная эстетика, дискурсивный анализ, феминизм, контент-анализ. В большинстве данных подходов масс-медиа рассматривают, как одну из знаковых сложных систем, с помощью которых мы познаем и ощущаем мир. При рассмотрении сообщений и текстов масс-медиа не как независимых объектов, а как культурных кодов, символических структур, анализ данных сообщений дает возможность осознавать не лишь смыслы, заложенные в них интснционально, однако и их способность к означиванию действий и предметов и, в конечном результате, их роль в создании человеческого универсума. Отсюда большое внимание, которое уделяют современным исследованиям масс-медиа именно семиотическому аспекту передаваемых сообщений, анализу сигнифицирующих практик. Мировые медиа во второй половине XX в. вместе соединились в универсальную широкую систему, которая состоит из цветного телевидения, спутников новостей, кабельного телевидения, видеопленки, кассет, видеофонов, видеомагнитофонов, лазерной техники, видеостереофонии, процесса электростатической репродукции, высокоскоростного электронного печатания, обучающих и сочиняющих машин, базы данных, печатания по радио, Интернета и прочих сетевых систем. Все эти новые медиа стабильно образуют новые связи как друг меж другом, так и со старыми медиа: радио, печатью, телефоном, кино, телетайпом и так далее. Важным аспектом конструирования пространства масс-медиа в конце 80-х годов стало увеличение области видеокультуры — появляются новые сферы видеокультуры, которые имеют специфические функции, распространяются неравномерно среди населения, но значительно изменяющие возможности, структуру и смыслы большой части культурного современного потребления в сфере массовых коммуникаций. Видеодиск, видеокассета, видеотелефон, видеоигры, видеотрансляция, видеоконференция, компьютерная мультипликация, компьютерное моделирование изображений, видеоклип, телевидение с высокой разрешающей способностью, видеопоказы на улицах, музыкальное телевидение, фотовидеокамера, объемное телеизображение, видеотекст, телематика, кабельные телесети, телетекст, спутниковое телевидение, оптический телекабель, кодированное телевещание для абонентов, глобальное телевещание, телецентры в учреждениях и на предприятиях — составные части современной медиа-культуры. 1990-е годы ознаменуют новую стадию, как в отечественных, так и в мировых массовых коммуникациях, при этом в границах данного периода процессы, проходящие в отечественных масс-медиа, почти совпадают с похожими процессами в европейских. Главной чертой ситуации в мировом медиапространстве 90-х годов является, по мнению большинства исследователей, неслыханная скорость технологических инноваций, его непредсказуемость, которые, хоть и не дают возможность нам выстраивать какие-нибуль определенные прогнозы в отношении того, каким будет процесс потребления продукции медиа в XXI в. с точки зрения числа телеканалов и изданий, метода дистанционного управления, распространенности новых технологий, интерактивности, мультимеди и так далее, так как все данные процессы находятся сейчас в становлении, но не оставляют сомнения в культурной значимости приобщения к информационным новым технологиям. В конце XX в. несомненный приоритет среди средств массовой коммуникации перемещается в сторону электронных медиа, где основную роль занимают Интернет и телевидение. Когда во всех формах коммуникации, предшествующих телевидения, присутствовали дискретные элементы, то в вещании, в особенности, телевизионном, прошел сдвиг от следующего размещения элементов программы, которые отделяются друг от друга, к смешанному потоку абсолютно разных элементов без явных демаркационных линий. На сегодня телевидения является главным и наиболее массовым СМИ и самой важной частью массовой современной культуры.
Особенности масс медиа
Проникновение телевидения во все сферы жизни отображено в количественных показателях, которые существуют почти во всех странах современного мира, в отношении того, сколько часов в день, год, месяц или смотрит телевизор «средний» потребитель медиапродукции, сколько в среднем телевизоров в обычной семье, каковы показатели продаж видеомагнитофонов и так далее. Помимо того интенсивного потребления телепродукции в развитых странах распространение телевизора идет и «вширь», и в современном мире почти не остается уголков, которые не охвачены всепроникающим телеэкраном. Как и большинство артефактов повседневности, телевизор стал одним из неотъемлемых «присутствий» в сферах современного жизненного пространства. Можно найти три главные стадии в развитии ТВ. В 1950-е годы оно являлось подтверждением величия технического прогресса, новых возможностей науки и важным социальным фактором, который объединял людей. В 1970-е годы проходит образование собственно телепродукции, структурируются тележанры. Когда раньше телевидение было вторично в отношении к другим каналам коммуникации (театр, кино, эстрада, позднее — радио), то в это время вместе со следующей модификацией и приспособлением традиционных жанров появлятся новые «гибридные» формы и особенные телевизионные передачи. В 1980-е годы проходят колоссальные изменения в возможностях телевидения, как средства рекреации, передачи информации, увеличения тематики — телевизор обретает цвет, возникает дистанционное управление, усовершенствуется качество изображения. «Натурализация» телеимиджей ведет к их убыстрению в среде культуры повседневности, к слиянию образов телевизионного экрана с окружающей внещной средой. Другой отличительной чертой данного периода является распространение видео, что изменяет качественно непосредственно зрительский опыт, дает зрителю свободу, невиданную до этого времени, в подборе материала, которая, главным образом, охватывает две возможности: смещения времени просмотра материала, которого нет в телепрограмме и просмотра того, что утверждено. Помимо того, возникла возможность выборочного просмотра. Эти перемены в сфере видеокультуры, увеличение функций телевизионного экрана дали повод говорить о «видеореволюции», которая зрителей освободила от заданности телепродюсерами возможных структур телевещания. Главными чертами новой телеэпохи, которая отметила конец XX столетия, являются распространение кабельного спутникового телевидения и связанное с этим увеличение количества каналов, дающий зрителю неограниченный выбор, который привел к ситуации, в которой на место относительно целостного, единого просмотра определенной передачи приходит «зэппинг», постоянное переключение каналов, что создает ситуацию просмотра одновременно большого числа передач. В конце XX в. в системе масс-медиа наметилась новая компьютерная революция. На смену всем известным медиа идет стремительно всеобъемлющая «Всемирная паутина» — Интернет, которая возвещает новый уровень глобальных коммуникаций и манипулирования сознанием обывателя.
Мы коротко рассмотрели масс медиа и его особенности. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Масс-медиа
Сре́дство ма́ссовой информа́ции (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придает, масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».
Первопроходцами в поле изучения масс-медиа считают социологов Пола Лазарсфельда и Роберта Мертона.
Содержание
Данные о СМИ в различных странах
Россия
Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:
СМИ — это совокупность таких субъектов журналистской деятельности, как:
(Научная интерпретация крайне неудачной статьи 24 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации»)
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д. [1]
Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.
Казахстан
По данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан [2] на конец первого квартала 2006 года в республике регулярно выпускается 2243 периодических печатных издания, из них 1593 газет и 650 журналов. Половину всех печатных изданий составляют информационные СМИ, доля общественно-политических колеблется в пределах 16 %, научных — 9 %, рекламных — 10,5 %, детских, молодежных, женских и религиозных не превышает в совокупности 4 %.
Беларусь
Самым тиражным периодическим изданием является газета «Советская Белоруссия», число читателей которой в августе 2007 года составило 500,7 тыс. Общий разовый тираж газеты «Звязда» составил 34,2 тыс. экз., «Рэспублікі» — 49,4 тыс. экз., «Белорусской нивы» — 25 тыс. экз., «Народнай газеты» — 30 тыс. экз., «7 дней» — 37,1 тыс. экз., «Знамя юности» — 25,7 тыс.экз.
Общий разовый тираж государственной местной печати (136 областных, городских, районных и объединенных газет) составляет 869,4 тыс. экз., в том числе по областям: Брестская — 163,1, Витебская — 175,3, Гомельская — 141,1, Гродненская — 108,7, Минская — 160, Могилёвская — 121,2 тыс. экз.
Также, в Беларуси существует 9 информационных агентств, 59 программ телевещания и 156 программ радиовещания.
Две трети из общего числа печатных периодических изданий, телерадиокомпаний, информационных агентств имеют негосударственную форму собственности.
Согласно исследованиям, проведённым американской организацией Pew Research Center for the People & the Press, в 2008 году Интернет в США стал более важным источником информации, чем ежедневные газеты. Около 40 % опрошенных этой организацией людей сообщили, что для ознакомления с новостями используют интернет-источники, такие, как электронные версии обычных газет или специализированные новостные сайты. Газеты читают лишь 35 процентов опрошенных. Тем не менее, телевидение продолжает оставаться самым популярным источником новостей: около 70 процентов опрошенных сообщили, что следят за новостями через телевидение. [4]
Особая роль во внешних американских СМИ всегда принадлежала Информационному агентству США (USIA). Информационное агентство функционировало с 1953 года как независимое агентство иностранных дел в пределах исполнительной власти правительства, для проведения общественной дипломатии в поддержку американской внешней политики.
Под сферу их деятельности попадают практически все страны мира, в том числе и Россия. ЮСИА является основным органом исполнительной власти, ответственным за информирование и консультации президента, госсекретаря и других руководителей государства по вопросам международного общественного мнения и реакцию на внешнеполитические действия США.
ЮСИА располагает 190 отделениями в 142 странах. На службе в агентстве состоят 6300 сотрудников, более 2,5 тыс. из которых наняты за рубежом для работы в местных представительствах агентства. Деятельностью зарубежных отделений управляют 520 сотрудников, командируемых из США. Наличие собственной страницы в Интернет делает данные информационные ресурсы доступными практически из любой точки мира 24 часа в сутки. В распоряжении ЮСИА находится система спутникового телевидения «Уорлднет» (Worldnet), позволяющая 24 часа в сутки передавать информационные материалы и выступления американских госдеятелей практически по всему миру, используя технические мощности в посольствах США и представительствах ЮСИА.
В настоящее время система госвещания США на зарубеж объединяет пять информационных служб, подотчётных Совету. Три из них, Voice of America, Office of Cuba Broadcasting (Radio and TV Marti), a также Worldnet Television and Film Service, имеют статус федеральных программ, в то время как Radio Free Europe/Radio Liberty и Radio Free Asia являются частными некоммерческими корпорациями. Штат указанных служб насчитывает более 3,3 тыс. сотрудников, занятых подготовкой и выпуском программ на английском и 60 иностранных языках продолжительностью 1750 часов эфирного времени в неделю. Их финансирование осуществляется из федерального бюджета по статье расходов на внешнеполитическую деятельность правительства США (385 млн долл. в 1996 году).
Телевидение для американцев представляет собой своеобразный идол, которому поклоняется страна. Именно посредством телевидения во многом формируется общественное мнение, восприятие американцами окружающего мира и происходящих событиях, как правило, под соответствующим правильным углом в «нужном» идеологическом ракурсе.
Финансирование
Традиционно, бесплатные СМИ, такие как телевидение, финансируются за счёт рекламодателей или государства. Однако с распространением Интеренета появились и финансово-независимые телекомпании, например The Real News Network.
Массмедиа что это такое
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 257-ФЗ)
под исследованием объема аудитории понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к объему и предпочтениям аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 266-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под регистрирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 239-ФЗ)