Массовые коммуникации что это

Массовые коммуникации

Массовые коммуникации (англ. mass communication ) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети и др. большим сегментам населения одновременно.

Содержание

Область исследований

Дисциплина изучает институты средств массовой коммуникации и процессы, такие как распространение различных сообщений, а также воздействие на психику.

Массовые коммуникации в ряду смежных наук

Психология массовой коммуникации — новая, современная метанаука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).

Исследования в области массовых коммуникаций

Понятие массовой коммуникации

Массовая коммуникация — это прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (Интернет): оказывает возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться как одна из важнейших глобальных проблем.

Среди глобальных проблем исследователи все чаще называют возможности коммуникации в части воздействия ее на массовое сознание. Развитие масскоммуникационных процессов способствует развитию всей цивилизации. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации является само понятие «массовая коммуникация».

Элементом теории массовой коммуникации стало понятие «публики», введенное в эпоху возникновения средств массовой коммуникации в работах Г. Тарда, Ч. Кули, У. Липпмана и разработанное позднее Г. Блумером и Г. Лассуэлом.

Под публикой ими понималась такая совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти).

Основные психологические характеристики массовой коммуникации

Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы:

1. Интерес, подpажание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов

2. Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание

3. Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией

4. Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМК и т.д.

5. Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК)

6. Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки

7. Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях

8. Формирование слухов с определенными целями

9. Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде)

Одной из важнейших социально-психологических функций массовой коммуникации является ее способность самоорганизовывать общественное мнение, общественное сознание.

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. При этом, обpатная связь либо оставлена во вpемени, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда, напpимеp, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выpазить свое мнение о позиции участника телепpогpаммы. Но в любом случае, психологически объяснимо, что реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, подражанием, модой и т.д.

На Западе массовая коммуникация исследуется с девятнадцатого века в единстве социальных, психологических и др.аспектов ее воздействия на человека и общество. Наиболее интересны исследования социологии и психологии публичного восприятия при формировании посредством средств массовой коммуникации коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом. Также достаточно интересна психология формирования повседневного опыта массового общения.

Источник

Массовая коммуникация

Массовая коммуникация: понятие, история

Коммуникация представляет собой одну из базовых составляющих общества современности. Статус организации, фирмы, страны в сегодня определяется также ее положением в информационном пространстве.

Массовая коммуникация – представляет собой процесс распространения информации (знаний, правовых и моральных норм, духовных ценностей и т.п.) при помощи технических средств (телевидение, пресса, компьютерная техника, радио и др.) на рассредоточенные, численно большие аудитории.

Условия функционирования массовой коммуникации (по В. П. Конецкой):

Периодическая печать с точки зрения восприятия информации является более сложной формой по сравнению с телевидением, радио и компьютерными сетями. Кроме этого, с точки зрения подачи материала, газеты менее оперативны, чем иные виды СМИ.

Периодические печатные средства доставки массовой информации имеют неоспоримые преимущества:

Среднестатистический гражданин, согласно социологическим опросам, по утрам в качестве средства массовой предпочитает коммуникации радио, так как оно создает ненавязчивый информационный фон в условиях дефицита времени, дает информацию и не отвлекает. Вечером предпочтительным видом СМИ является телевидение, так как оно с точки зрения восприятия информации является самым легким.

Массовой коммуникации характерны следующие признаки:

Социальной значимостью массовой коммуникации является соответствие определенным социальным ожиданиям и запросам (ожидание оценки, формирование общественного мнения, мотивированность), воздействии (внушение, убеждение, обучение и т.д.). Лучше воспринимается ожидаемое сообщение в том случае, когда для разных целевых групп формируются отдельные сообщения, учитывая интересы целевой аудитории.

Взаимоотношение получателя и источника в массовой коммуникации также носит качественно новый характер. Отправителем сообщения является мифологизированный индивид или общественный институт. Получателями являются целевые группы, которые объединены по ряду социально значимых признаков. Задачей массовой коммуникации является поддержание связей внутри групп и между ними в обществе. Такие группы фактически могут формироваться по причине воздействия массовых сообщений (клиенты новой фирмы, электорат новой партии, потребители нового товара).

Условиями возникновения массовой коммуникации, согласно У. Эко, являются:

Г. Лассвелл называет следующие функции массовой коммуникации:

В. П. Конецкая описывает три группы теорий, которые ориентированы на преобладание той либо другой ведущей функции массовой коммуникации:

Возникла категория «виртуальной коммуникации». Сама сеть в прямом смысле не является СМИ, ее можно применять и для групповой, и для межличностной коммуникации. Однако те возможности, которые она открывает непосредственно для массовой коммуникации, говорят о новой эпохе в развитии коммуникативных систем.

Стадии развития массовой коммуникации

Коммуникация в обществе и природе прошла ряд стадий:

Средства массовой коммуникации

— это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Технические средства в массовой коммуникации состоят из:

Массовая коммуникация выполняет роль интегратора массовых настроений; роль регулятора динамических процессов социальной психики; канала циркуляции информации. Именно по этой причине органы массовой коммуникации – мощное средство воздействия на личность и социальную группу.

Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами (по М. А. Василик):

Развитие средств массовой коммуникации в XX в. привело к трансформации мировосприятия, формированию виртуального мира общения.

В теории массовой коммуникации выделяют два основных подхода:

На уровень эффективности восприятия информации могут повлиять память, жизненный опыт телезрителя, его социальные установки, скорость восприятия. Телевидение в результате сильно влияет на пространственно-временное восприятие информации. Деятельность СМК перестала быть для общества производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают действовать в сознании человека как первопричина, которая наделяет действительность своими свойствами. Осуществляется процесс конструирования, мифологизации действительности средствами массовой коммуникации. СМК начинают реализовывать функции политического, идеологического влияния, организации, информирования, управления, просвещения, поддержания социальной общности, развлечения.

Функции средств массовой коммуникации

Функции средств массовой коммуникации:

Помимо данных социально-психологических функций, СМК, по мнению французских ученых А. Катля и А. Каде, осуществляют в обществе функции усилителя, антенны, эхо и призмы.

Методы и модели исследования массовой коммуникации

Среди методов исследований массовой коммуникации выделяется:

Г. Г. Почепцов, при описании модели массовой коммуникации, разработал стандартную унифицированную классическую модель коммуникации, состоящую из ряда элементов:

Конструкционистская модель. У. Гемсон, американский профессор считает, что различные социальные группы хотят навязать обществу свою модель толкования того либо другого события.

До модели У. Гемсона были разработаны две модели:

Модель максимального эффекта базировалась на ряде факторов успешного использования коммуникаций:

Модель минимального эффекта основывалась на таких факторах как:

Данные две модели (минимального / максимального эффекта) можно представить как акцент либо на получателе, либо на источнике (в случае максимального понимания все в его руках).

У. Гемсон формирует конструкционистскую модель, базируясь на некоторых современных подходах. Основываясь на том, что эффект масс-медиа совершенно не минимальный, он перечисляет ряд составляющих:

У. Гемсон выделил два уровня его модели:

Культурный уровень – уровень «упаковки» сообщений при помощи таких способов, как визуальные имиджи, ссылки на мораль, метафоры. Данный уровень характеризует стиль масс-медиа.

Когнитивный уровень базируется общественном мнении. На данном уровне происходит приспособление имеющейся информации к жизненному опыту и психологическим предпосылкам каждого человека.
Взаимодействие данных двух уровней, которые функционируют параллельно, формирует социальное конструирование значений.

Аудитория массовой коммуникации

Аудитория массовой коммуникации в качестве объекта информационного воздействия разделяют на специализированную и массовую. Такое подразделение осуществляется на основании количественного критерия, хотя специализированная аудитория в некоторых случаях может быть как более, так и менее многочисленной, чем массовая, основываясь на характере объединения людей, которые составляют аудиторию.

Теоретические представления о массовой аудитории амбивалентны. Данным термином обозначаются:

В научном сообществе, которое исследует процессы массовых коммуникаций и их средств, есть ряд трактовок категории «массовой аудитории». В ряде случаев «массовая аудитория» определяется как инертная, неорганизованная масса, пассивно поглощающая все, что предлагают СМИ. В данном случае речь идет о массовой аудитории как некотором аморфном образовании, не имеющем четких границ, слабо организованном и изменяющемся в зависимости от происходящей ситуации.

С другой стороны, массовая аудитория представлена как общественная сила, которая способна активно повлиять на «масс-медиа», требовать от них удовлетворения своих особенных собственных (культурных, возрастных, этнических, профессиональных др.) интересов и желаний (имеется в виду системное, организованное, достаточно структурированное образование).

Разделение данных трактовок осуществляется в рамках двух подходов.

Количественные социально-структурные характеристики аудитории (т.е. данные о возрасте, поле, образовании, месте жительства и роде занятий, об их предпочтениях и интересах), несомненно, нужны, но это – всего лишь первый этап. Это можно объяснить тем, что при данном спектре ее изучения за полем зрения остается большое количество процессов, которые возникают в сознании людей как результат восприятия продукции СМИ. Например, телевизионные рейтинги дают ответ на вопросы «что» и «сколько», но не отвечают на вопросы «с каким результатом» и «почему». Ответы на данные вопросы требуют проведения качественного анализа как аудитории, так и процессов деятельности СМИ, который включает в себя изучение коммуникационных технологий и их воздействия на картины действительности, возникающие в сознании телезрителей.

Специализированная аудитория является достаточно определенным и устойчивым целым с более или менее четкими границами, которая включает большое количество индивидов. Люди в них объединяются общими целями, интересами, взаимными симпатиями, стилем жизни, системами ценностей, а также общими культурными, демографическими, профессиональными, социальными и другими признаками. Данную аудиторию можно рассматривать в качестве широкого сегмента массовой аудитории СМИ в случае, если речь идет, к примеру:

Каждая из групп требует своей стратегии, своих способов информирования и форм общения. И чем точнее будет проведена дифференциация аудитории и определены параметры целевой группы, тем успешнее будет осуществлена коммуникация.
Создание и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано с психологическими процессами восприятия и усвоения.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.

Особенности аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими объективный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). Об актуальности для потребителей и значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим ее источник.

Типы аудитории

Возможность доступа групп населения к определенным источникам информации лежит в основе типологизации аудитории. На основании этого признака можно выделить следующие типы аудиторий:

Анализ аудиторий происходит в двух направлениях:

Стадии взаимодействия аудиторий с информацией:

Все население делится на аудиторию и не-аудиторию по доступу к самой информации и источнику информации. Сегодня большая часть общества в развитых странах относятся к потенциальной или реальной аудитории СМК.

Нужно отметить, что продукция СМК, доступная формально большому количеству населения, потребляется совершенно по-разному.

Особенности усвоения и потребления массовой информации прямо пропорционально зависят от уровня готовности аудитории к приятию информации, который можно определить, основываясь на следующих признаках:

А. Турэн, французский социолог, описал четыре культурно-информационные страты общества современности:

Непонимание информации

Весомой проблемой информационно-потребительской деятельности массовой аудитории выступает непонимание. Выделяют два вида непонимания:

Сегодня СМИ стараются качественно улучшить процесс информационно-потребительской деятельности. Для этого устанавливают обратную связь коммуникаторов с аудиториями:

В целом потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, подразделяющий аудиторию в соответствии с экономическими, социально-демографическими, культурными и другими характеристиками. Процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную информацию как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и «неканализированную» (диффузную), циркулирующую в слабо структурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.).

Функции массовой коммуникации

Г. Лассуэлл в 1948 г. выделил три базовых функции массовой коммуникации:

Отечественные ученые-психолингвисты выделяют четыре функции, которые свойственны для теле- и радио общения:

Регулирующей функции свойственен широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая контролем над социумом. Массовая коммуникация влияет на организацию общественного сознания группы и личности, создание социальных стереотипов и формирование общественного мнения. Это также позволяет манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля.

Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые длительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация субъекта в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

Культурологическая функция заключается в ознакомлении с достижениями искусства и культуры и формирует осознание обществом важности сохранения культурных традиций, преемственности культуры. С помощью СМИ люди узнают особенности различных субкультур и культур. Это способствует взаимопониманию, развивает эстетический вкус, способствует снятию социальной напряженности и, в конечном итоге, способствует интеграции общества. С этой функцией взаимосвязано понятие массовой культуры.

С учетом представленных выше основных функций и характеристик массовой коммуникации ее социальная сущность заключается в мощном воздействии на общество в целях интеграции, оптимизации его деятельности, социализации индивида.

Источник

Коммуникация массовая

Массовая коммуникация — это один из видов социальной коммуникации (наряду с интраперсональной, интерперсональной и групповой — см. Коммуникация), который подразумевает распространение информации на массовую аудиторию в широком пространственно-временном диапазоне. В отличие от других видов социальной коммуникации, массовая коммуникация осуществляется не на уровне отдельных индивидуумов, организаций и сообществ, а на уровне общества в целом. Коммуникатором в системе массовой коммуникации в большинстве случаев выступают особые социальные институты, собирательно именуемые средствами массовой информации (масс-медиа), персонал которых специализируется на поиске, сборе, создании, переработке и распространении информации. Процесс массовой коммуникации носит однонаправленный и внеличностный характер, поскольку институционально организованный отправитель удален от своего потенциального адресата; при этом необходимая для эффективной коммуникации обратная связь обеспечивается посредством дополнительных специальных исследовательских организаций.

Процесс создания массовой информации носит технологический и достаточно централизованный характер, исходящие информационные потоки локализованы по-своему источнику, информация распространяется систематически и целенаправленно. Информационные продукты, распространяемые по каналам массовой коммуникации, отличаются широким разнообразием по содержанию и форме, и создаются с целью осведомления, просвещения, развлечения аудитории, а также внедрения в массовое сознание тех или иных идеологических или мировоззренческих установок, социокультурных ценностей и норм, побуждения людей к совершению определённых действий и поступков. Каналами массовых коммуникаций служат электронные и печатные средства тиражирования и передачи информационных продуктов: телевидение, радиовещание, компьютерные информационные сети (Интернет), кинематограф, периодическая печать, книгоиздание, аудио- и визуальные средства информации и рекламы и другие.

Становление феномена массовой коммуникации часто связывают с развитием технических средств производства и распространения информации, сформировавшихся в развитую индустрию. Качественно новая ситуация в системе массовых коммуникаций сложилась в связи с глобализацией и универсализацией коммуникационного пространства на основе компьютерных систем и сетей. Такое пространство сочетает в себе элементы массовой, групповой и интерперсональной коммуникации, отдельные виды средств передачи информации (видео-, аудио- и печатные средства и носители информации), создают возможность для немедленной обратной связи, превращая однонаправленную коммуникацию в подобие непосредственного диалога.

Аудиторию массовой коммуникации отличают следующие признаки: социальная неоднородность, рассредоточенность в пространственно-временном отношении и потенциальная неограниченность, анонимность для коммуникатора. Воздействие массовой коммуникации на аудиторию может проявляться в виде изменений в системе ценностей, норм, установок, устремлений, потребностей и интересов людей, в их социальном самочувствии и эмоциональном состоянии, а также поведении. Эффект, произведённый в сознании и поведении аудитории, соответствует намерениям коммуникатора в большей или меньшей степени и зависит от многих факторов, связанных с функционированием каждого из участников и элементов коммуникации. Обратная связь носит, как правило, отсроченный характер, однако с развитием электронных средств массовой коммуникации получают распространение различные интерактивные её формы.

Социальное значение массовой коммуникации состоит, прежде всего, в том, что она как бы удваивает действительность, создавая вторую, символическую, виртуальную реальность, которая не просто отображает действительную реальность, но во многом и замещает её. Отношение аудитории к действительному миру оказывается опосредствованным символической картиной мира, а отношение этой картины к действительности опосредствовано коммуникатором. Как форма социального общения массовая коммуникация в целом способствует интеграции общества, однако это положение нельзя толковать однозначно. В то же время средства массовой информации часто создают различные картины мира для различных аудиторий, усиливая тем самым социальную дифференциацию.

Массовая коммуникация тесно связана с интерперсональной (межличностной) и групповой (публичной), поскольку распространение информации в данном случае имеет вид расширяющегося и разветвляющегося потока: из локального источника по каналам массовой коммуникации — к активной и заинтересованной в получении информации части потенциальной аудитории («лидерам мнения») и от них по межличностным, внутригрупповым, публичным каналам — к остальным членам группы или участникам общения. Для последних отношение полученной информации к действительности будет опосредствовано многоуровневой системой передачи сведений и осложнено сопровождающим её мнением «информационного лидера» группы.

Источник

Массовые коммуникации в обществе

Нестеров А.К. Массовые коммуникации в обществе // Энциклопедия Нестеровых

Понятие и свойства массовых коммуникаций в теории управления

В рамках теории менеджмента массовая коммуникация характеризуется конкретными процессами распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. В этой связи природа массовых коммуникаций определяется следующими аспектами:

Массовые коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу. При этом массовая коммуникация выступает в качестве самостоятельного процесса:

Массовая коммуникация регулирует динамические процессы социальной психики, интегрирует восприятие информации множеством адресатов и обеспечивает циркуляцию психоформирующей информации [3].

Основные свойства массовых коммуникаций:

Предметом коммуникаций в рамках управления выступает возможность обмена информацией и его влияние на общественные отношения.

Материальной предпосылкой возникновения массовых коммуникаций в 1-й половине 20 века стало создание технических устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и музыкальной информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой профессиональной специализации, принято называть «средствами массовой информации и пропаганды» или «средствами массовых коммуникаций».

В рамках науки управления массовая коммуникация определяется следующим образом:

Систематическое распространение сообщений в обществе с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей [5].

Массовые коммуникации представляют собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); радио и телевидение – сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприёмные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.

Направления массовой коммуникации и коммуникативный процесс

Эффективность массовых коммуникаций определяется не только целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим информационным нуждам людей. В этом проявляется ключевой фактор дифференциации массовой коммуникации от межличностной коммуникации. Отличия массовой коммуникации от межличностной коммуникации представлены в таблице 1.

Опосредованность общения техническими средствами

Непосредованный контакт в общении

Общение больших социальных групп

Общение в основном отдельных индивидов

Ярко выраженная социальная ориентированность общения

Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения

Организованный, институциональный характер общения

Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения

Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения

Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта

Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения

Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения

Одноправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей

Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей

«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность

«Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность

Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория

Реципиент – отдельный конкретный человек

Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений

Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность

Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения

Преобладание непосредственного восприятия сообщения

Будучи мощным орудием идейно-политической борьбы, социального управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, массовые коммуникации стали важным элементом общественных отношений, оказывающих существенное влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологической, политической и иной пропаганды, на передачу распоряжений власти, просвещение различного вида и назначения, коммерческую рекламу и развлечения, осуществляемые с помощью средств массовых коммуникаций.

В рамках оценки массовых коммуникаций в сфере управления сформировалось три основных направления, представленных на рисунке 1.

Массовые коммуникации что это. Смотреть фото Массовые коммуникации что это. Смотреть картинку Массовые коммуникации что это. Картинка про Массовые коммуникации что это. Фото Массовые коммуникации что это

Рис. 1. Направления массовых коммуникаций

Восприятие коммуникационных сообщений предполагает обязательный характер интерпретации передаваемой информации, чтобы целевая аудитория должным образом понимала смысл информационных сообщений. В случае, если данное направление искажается, либо предполагает иносказательный характер передачи, то информация определенно не будет воспринята должным образом.

Формализация передаваемой информации связана с необходимостью адекватного восприятия массовой коммуникации. Фактически данное направление отвечает за придание должной формы передаваемой информации так, как если бы это происходило при передаче информации от человека к человеку. В этой связи приоритет имеют текстовые данные, графические, визуализированные образы, звуковое представление информации, а также объективное комбинирование данных средств формализации информации.

Эффект воздействия на общество описывает безусловный характер восприятия обществом передаваемой информации по каналам массовой коммуникации. Передача и обмен информацией в обществе в рамках науки управления используется для оказания определенного воздействия на общественные отношения.

Коммуникативный процесс состоит из следующих составляющих:

Стандартная модель коммуникативного процесса представляет собой взаимосвязь следующих объектов: коммуникатор – сообщение – канал передачи – коммуникант. Таким образом, «для успешной коммуникации необходимо правильно закодировать и декодировать сообщение» [3]. Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель правильно расшифрует все компоненты сообщения. Если же коммуникант не способен правильно декодировать сообщение, то возникает непонимание.

Цели массовых коммуникаций и типы передаваемой информации

Цели массовых коммуникаций с точки зрения своего содержания в рамках науки управления можно определить следующим образом:

Следует отметить, что реализации данных целей могут препятствовать определенные барьеры, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Барьеры, препятствующие реализации целей массовых коммуникации [2]

коммуникативные помехи, обусловленные личностными характеристиками отправителя или получателя

коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций

коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях

коммуникативные помехи, возникающие вследствие, языковых различий отправителя и получателя

помехи, возникающие вследствие появления жаргона групп внутри одного общества

коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления

коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя

коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации

Любые коммуникативные перегрузки препятствуют эффективному общению и возникают, когда объем информации существенно превышает возможности ее обработки или реальные потребности общества в информации. Проявлением перегрузок является и нежелание делиться информацией.

Важным элементом массовых коммуникаций в контексте организационно-культурного развития выступает собственно информация, которая является предметом информационного обмена внутри общества. Информация, которая может быть использована в рамках массовых коммуникаций, можно разделить на следующие типы:

В современных условиях все типы информации, передаваемые по каналам массовой коммуникации, могут в разной степени соответствовать интересам коммуникаторов и коммуникантов. В этой связи большое значение приобретают вопросы дезорганизации и стабилизации общественных отношений в интересах коммуникаторов. Учитывая массовый характер распространения информации, ее представление и восприятие должно отличаться критическим подходом коммуникантов к оценке получаемой ими информации, что соответствует интересам стабильного развития национальной общественной системы.

Выводы

Массовые коммуникации в рамках науки управления предполагают обмен информацией при том или ином воздействии на общественные отношения. Массовые коммуникации позволяют осуществлять рациональную организацию информационных потоков в обществе с целью эффективного управления общественными отношениями.

При этом основные направления коммуникационного взаимодействия сосредоточены в следующих областях: определение и планирование потребности в информации, организация информационного воздействия, формирование рациональных способов и процедур передачи информации, координация и контроль общественных отношений при распространении и обмене информацией, разработка и реализация единой системы информационного обмена в рамках существующих общественных отношений.

Эффективность коммуникационных процессов в этой связи определяется уровнем организации, масштабом поставленных задач обмена информацией, реализацией структуры, культуры и механизма воздействия на общественные отношения, а также соответствием общественным запросам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *